Научная статья на тему 'Культурное влияние Византии на Киевскую Русь в X-XII веков'

Культурное влияние Византии на Киевскую Русь в X-XII веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31320
1862
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ВИЗАНТИЯ / КИЕВСКАЯ РУСЬ / МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА / ЛИТЕРАТУРА / CULTURE / BYZANTIUM / KIEVAN RUSS / MONUMENTAL ARTS / LITERATURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алхалед Назех

Статья посвящена рассмотрению культурного влияния Византии на Киевскую Русь в Х-ХІІ веках в различных областях: письменность и образование, литература, архитектура, фресковая живопись и иконопись, музыкальная культура. Проводится анализ последствий принятия Русью христианства и определяется его роль в последующем культурном влиянии Византии на Киевскую Русь. Византийская империя в политическом и культурном отношениях была главной силой средневеково мира, по крайней мере, до эпохи крестовых походов. Даже после первого крестового похода империя все еще занимала чрезвычайно важное место на Ближнем Востоке, и лишь после четвертого похода обозначился упадок ее могущества. На протяжении длительного периода Византия представляла собой высший уровень цивилизации не только для Киевской Руси, но и по отношению к Западной Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Influence of Byzantium on Kievan Rus in X-XII Centuries

This article is devoted to the consideration of cultural influences of Byzantium on Kievan Rus of the X-XII centuries in various aspects: writing and education, literature, architecture, fresco painting and iconography, musical culture. And also analyze the consequences of Russia’s acceptance of Christianity and its role in the development of cultural influences of Byzantium in Kievan Rus. In consideration of the greater role of Byzantium in comparison with Russia in this period (X-XII centuries), the Byzantine Empire in political and cultural relations was the main force of the medieval world, at least until the era of the crusades. Even after the first crusade, the empire still occupied an extremely important place in the Middle East, and only after the fourth campaign did the decline of its power become apparent. During almost the entire Kiev period, Byzantium was the highest level of civilization, not only for Kievan Rus, but also for Western Europe.

Текст научной работы на тему «Культурное влияние Византии на Киевскую Русь в X-XII веков»

УДК 94(3)+008

ББК 63.3(2)41+ 63.3(0)4

КУЛЬТУРНОЕ ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИИ НА КИЕВСКУЮ РУСЬ В X-XII ВЕКАХ

Алхалед Назех

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению культурного влияния Византии на Киевскую Русь в Х-Х11 веках в различных областях: письменность и образование, литература, архитектура, фресковая живопись и иконопись, музыкальная культура. Проводится анализ последствий принятия Русью христианства и определяется его роль в последующем культурном влиянии Византии на Киевскую Русь. Византийская империя в политическом и культурном отношениях была главной силой средневеково мира, по крайней мере, до эпохи крестовых походов. Даже после первого крестового похода империя все еще занимала чрезвычайно важное место на Ближнем Востоке, и лишь после четвертого похода обозначился упадок ее могущества. На протяжении длительного периода Византия представляла собой высший уровень цивилизации не только для Киевской Руси, но и по отношению к Западной Европе.

Ключевые слова: культура, Византия, Киевская Русь, монументальные виды искусства, литература.

Abstract. This article is devoted to the consideration of cultural influences of Byzantium on Kievan Rus of the X-XII centuries in various aspects: writing and education, literature, architecture, fresco painting and iconography, musical culture. And also analyze the consequences of Russia's acceptance of Christianity and its role in the development of cultural influences of Byzantium in Kievan Rus. In consideration of the greater role of Byzantium in comparison with Russia in this period (X-XII centuries), the Byzantine Empire in political and cultural relations was the main force of the medieval world, at least until the era of the crusades. Even after the first crusade, the empire still occupied an extremely important place in the Middle East, and only after the fourth campaign did the decline of its power become apparent.

CULTURAL INFLUENCE OF BYZANTIUM ON KIEVAN RUS IN X-XII CENTURIES

263

| Alkhaled Naseh

During almost the entire Kiev period, Byzantium was the highest level of civilization, not only for Kievan Rus, but also for Western Europe.

Keywords: culture, Byzantium, Kievan Russ, monumental arts, literature.

264

«Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей. При этом важно иметь в виду, что культура каждого народа, будучи результатом его творческих усилий, является неотъемлемой частью мировой культуры. Выделяют материальную и духовную сферы культуры. Материальная культура включает в себя развитие техники, орудий труда, а также жилье, быт и т.д. К духовной культуре относят идеологические представления, систему образования, науку, литературу, искусство и т.д. [1, с. 56—57].

Исследование культурного влияния Византии на Киевскую Русь представляет значительный научный интерес. Во-первых, византийская культура играла очень важную роль не только потому, что стала наследницей греко-римской античности, но и вобрала в себя западную и восточную духовные традиции. Во-вторых, поскольку Византия также оказывала заметное влияние на формирование и развитие культур стран южной и восточной Европы, это способствовало ее особым, более тесным историческим связям с Киевской Русью. Важность данного исследования связано с той ролью в различных сферах, которую на международной арене в этот период играли обе страны:

«Для русских путешественников все дороги вели в новый Рим».

М.Н. Тихомиров

политической, военной, экономической и религиозной. Византийская империя и в политическом, и в культурном отношении была ведущей силой средневекового мира, по крайней мере, до начала крестовых походов. Но и после первого крестового похода Византия все еще занимала важное место на Ближнем Востоке, и только после четвертого похода обозначился неуклонный упадок ее прежнего могущества. Таким образом, на протяжении почти всего киевского периода Византия являла собой высший уровень цивилизации не только для Руси, но и по отношению к Западной Европе [2, с. 369]. По мнению Ш. Диль, правление Македонской династии (867—1081 гг.) стало самой блестящей эпохой истории Византии, так как обеспечило империи материальное благосостояние и привело ее на высшую ступень могущества и славы [3, с. 137]. В этот период процветали как политические и экономические отношения между Византией и Киевской Русью, так и культурные.

Безусловно, принятие Киевской Русью христианства было самым важным фактом для понимания характера и особенностей культурного влияния Византии на Киевскую Русь. Исторический выбор, сделанный в 988 г. князем Владимиром (980—1015 гг.) был, безусловно, не

случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру всего русского народа. Однако это обстоятельство неоднократно приводило и к критическим моментам в ее истории, выдвигало на первый план нелегкую проблему выбора. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточных славянских племен шел в северном и южном направлениях, по течениям рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии [4, с. 181], христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения в 988 г. [5, с. 476]. По договору 860 г. две страны (после неудачного похода Руси на Византию) договорились об условиях крещении Руси [6, с. 76] (также договор 945 г.) [7], когда состоялась поездка Ольги в Византию.

На самом деле, христианизация Руси представляла собой продолжительный и поэтапный процесс, начало которого относится к более раннему, чем правление Владимира, периоду, а конец датируется несколькими столетиями позже его княжения. Причинами принятия Владимиром христианства [8, с. 188] являются политические, дипломатические, религиозные [9, с. 218, с. 309— 310]; что касается культурных причин, то, по мнению В.В. Мавродина, вопрос о том, «с кем Русь пойдет» и чью религию она примет, определялся тем, чье культурное влияние было сильнее. Культурные взаимоотношения Руси и Византии имеют длительную историю, восходя к антич-

но-скифской традиции. Затем приходят времена венедов и римлян, осваивавших северное Причерноморье, антов и византийцев, Руси и Византии [там же, с. 324-325]. Говоря о международной ситуации в X веке, следует отметить, что язычество повсеместно находилось в состоянии упадка. Русь окружали нации, исповедовавшие христианство, иудаизм и ислам. Известно, что хазары были обращены в иудаизм около 865 г., волжские булгары приняли ислам в 992 г., одновременно христианство быстро распространялось среди западных соседей Руси. Еще в период между 942 и 968 гг. многие племена балтийских славян были христианизированы; в 960 г. был крещен польский князь Миешко, а в 974 г. — датский король Гарольд Блотанд, Флаф Тригвассон (король Норвегии с 995 г.) стал христианином в 976 г., в 985 г. крестился герцог Геза Венгерский [2, с. 70]. Таким образом, духовной основой всей восточной европейской цивилизации является христианство [10, с. 35].

Киев, один из самых древних русских городов, ставший столицей Древней Руси, занимал стратегическое географическое положение на высоких днепровских берегах. Это дало ему господство на водных путях, соединявших север и юг, и открывало пути к Черному и Азовскому морям и развитию более тесных разных отношений между Древнерусским государством и окружающим миром, особенно с Византией после принятия христианства. Киев в 1Х—Х веках был крупнейшим древнерусским центром, и он продолжал оставаться большим городом вплоть до разрушения его полчищами Ба-

265

тыя в 1240 г. [11, с. 287]. Немецкий хронист Адам Бременский (XI в.) называл Киевом «жемчужиной Востока» и «вторым Константинополем» [12, с. 274]. Политическая, экономическая и культурная роль Киева среди остальных русских городов была настолько высока, что его стало принято называть «матерью русских городов [11, с. 287].

Отметим, что принятие Русью христианства в качестве официальной религии привело к важным последствиям:

1. Принятие христианства, признание его государственной религией было для Руси очень крупным событием, поворотным в ее истории. На тот момент оно имело, безусловно, прогрессивное значение, так как ликвидировало пережитки родового строя, обычай кровной мести, многоженство и способствовало быстрому росту науки, техники, искусства, развитию торговли и ремесел, в том числе художественных, совершенствованию технологии строительства. По-

ппп мимо византийских церковнослужи-

266 телей, на Русь в большом количестве прибыли также зодчие, художники, ремесленники, певцы, музыканты, торговцы. Влияние более высокой византийской культуры на Киевскую Русь сказалось не только на русском искусстве — церковном зодчестве, изящных мозаиках, эмалевых и филигранных изделиях, но и на распространении письменности на славянском языке [13, с. 379-380].

2. Принятие христианства существенно изменило характер внешней политики Руси и внесло важные уточнения в ее направления. Прежде всего, оно привело к установлению крепких союзнических отношений с Ви-

зантией, которые пережили и захват Константинополя крестоносцами, и монголо-татарское иго на Руси.

3. Принятие христианства от Византии означало вступление Руси в сообщество восточнохристианских государств с установившейся иерархической системой и политической идеологией.

4. Крещение Руси изменило характер ее отношений с другими славянскими народами. Можно сказать, что сознание славянского единства возникло вместе с христианизацией. Лишь оказавшись связанным единой верой и культурой, единым богослужебным и литературным языком, огромный славянский мир смог осознать свое единство и общность интересов. Нет смысла говорить,какое воздействие это оказало на внешнюю политику Русского государства [14, с. 51-54].

5. Верятно, что установление христианства как официальной религии привело к формированию прочной церковной организации [15, с. 271], которая заняла достаточно определенное место в структуре киевского общества и стала новым и сильным орудием воздействия на массы в целях дальнейшего их подчинения государственной власти. Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту, упрочила связь между частями государства и сблизила древнерусское государство с остальной Европой [5, с. 478].

6. Знакомство Руси с византийской культурой было важным последствием принятия христианства, это привело к проникновению наследия античного мира и Ближнего Востока [12, с. 274]. Следует обратить внимание на то, что Русь не

только приняла христианство от самой развитой в культурном отношении страны Европы того времени, но, что особенно важно, приняла его на родном языке. При этом византийское влияние в различных сферах материальной и духовной культуры Древней Руси проявлялось с неодинаковой степенью интенсивности [12, с. 277].

Культурные контакты Руси и Византии в дохристианский период носили лишь подготовительный характер, но невозможно полностью игнорировать их значение. Так, многие исследователи указывают, что как раз в это время началось проникновение на Русь славянской письменности как важного фактора культуры в целом. Появление письменности у восточных славян связано с политическим и социально-экономическим развитием их сообществ в середине IX веке. Именно в это время сформировалось государство Киевская Русь, формировались и укреплялись феодальные отношения.

Письменность и образование. Фактором, подготовившим принятие Русью христианства во второй половине IX века и значительным культурным событием этого периода была деятельность просветителей Константина-Кирилла (827—869 гг.) и Мефодия (815-885 гг.) [16, с. 99], прибывших из Византии в Велико-моравскую державу по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 г. Они создали славянскую азбуку и славянскую письменность на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв и перевели на нее с древнегреческого языка книги Священного Писания. Десятым веком

датируются ранние свидетельства использования кириллицы на Руси. Так, договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. Перевод книг с греческого помогал формированию старославянского литературного языка, способствовал распространению грамотности у славян и подъему их культуры. О широком распространении грамотности среди различных слоев общества свидетельствуют многочисленные летописные и археологические источники. Так, новгородские берестяные грамоты, содержащие записи для памяти, повсеместно встречаются с XI века. В наибольшей степени распространена грамотность была среди городского населения. С XI века в семьях богатых людей стали учить грамоте мальчиков и девочек. Янка, сестра Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), создала в Киеве женский монастырь, а при нем школу для обучения грамоте девушек [4, с. 182]. Были организованы и школы высшего уровня, которые готовили к государственной и церковной службе. Одна из них была создана при Киеве-Печерском монастыре. В ней обучали богословию, философии, риторике, грамматике, используя исторические сочинения, сборники высказываний античных авторов, географические труды. В XI веке на Руси существовали библиотеки, в которых были сборники изречений известных поэтов, философов, богословов мира [там же, с. 183].

Литература в первой половине XI века формировалась в среде господствующего класса, так как русская культура Средневековья была элитарной. В Древней Руси значи-

267

тельную роль в литературном процессе играла церковь. Наряду со светской, широкое распространение получила и церковная литература. Круг византийской литературы в этот период был более широким, она приходила на Русь в старославянских переводах и переписывалась на древнерусском, а также переводилась непосредственно с греческого [17, с. 260]. К концу XI — началу XII века относятся переводы на древнерусский первых оригинальных сочинений, написанных восточнославянскими авторами. Среди них такой выдающийся памятник, относящийся к ведущему жанру русской литературы того периода — летописанию [18, с. 42], как «Повесть временных лет» Нестора. На самом деле, «Повесть временных лет» является главным источником по истории Древней Руси, поэтому она уже более двух столетий остается объектом пристального изучения [19, с. 3]. Также следует упомянуть «Сказание о Борисе и Глебе» [20], «Житие Феодосия Лечерского» [21] и «Слово о чпо законе и благодати» [22]. Жанровое 268 разнообразие древнерусской литературы Х1—Х11 веков незначительно: летописание, житие и слово. В литературоведении жанром называют тип произведения, который формируется постепенно и развивается с течением времени. Поскольку средневековые произведения, как правило, преследовали утилитарные цели, к формально-содержательным признакам всегда прибавляется еще и функциональный, который и становится для них основным. Деление произведений древнерусской литературы на жанры весьма условно. Причина этого в том, что у самих восточнославянских книжников отсутствовали еди-

ные представления о жанровых категориях [4, с. 184].

После принятия Русью христианства, благодаря Византии, православная культура стала достоянием не только Древней Руси, но также Болгарии, Сербии, Албании и многих других стран. С начала второго тысячелетия христианской эры православная культура приобретает уже всеобщее значение, начинается расцвет монументальных видов изобразительного искусства: архитектуры, фресковой живописи и иконописи [там же, с. 193].

Важным показателем уровня культуры является архитектура [23, с. 14]. В конце X — XI веке влияние Византии на Киевскую Русь особенно заметным было в архитектуре. Вероятно, что Киевская Русь восприняла византийское каменное зодчество, с его сложным типом крестово-купольного храма, совершенной системой перекрытий, высочайшей для того времени строительной техникой и получила от Византии в готовом виде изощренную систему сводчатых и купольных перекрытий, здания тонкой и изысканной пространственной конфигурации и большой высоты [12, с. 278].

Первые каменные строения были сооружены византийскими мастерами. Так, это храм Успения Богородицы (десятинная церковь) в Киеве, которая была воздвигнута в 989— 996 гг. и разрушена во время нашествия Батыя в 1240 г. Также в период 1031—1036 гг. в Чернигове греческими зодчими был построен собор Спаса Преображения, самый «византийский», по мнению специалистов, так как мы можем идентифицировать византийскую технику кладки,

которая сближает этот храм с лучшими образцами византийского столичного зодчества XI века. Во времена Ярослава Мудрого был сооружен Собор святой Софии в Киеве (10371054 гг.). По мнению З.В. Удальцо-вой, Собор София в Киеве утверждал православие в Древней Руси и силу великокняжеской власти. В 30-е годы XI века были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Также, исходя из византийских образцов, развивалось зодчество Великого Новгорода, например, Софийский собор в Новгороде (1045-1050 гг.). Вероятно, влияние Византии на Киевскую Русь в сфере зодчества прочно сохранялось в XI - первой половине XII века. Но со второй половины XII века заметно явное ослабление византийского влияния [12, с. 279-280].

Крещение Руси способствовало не только развитию архитектуры, но и новых видов монументальной живописи, мозаики и фрески, а также станковой живописи (иконописи). Благодаря Византии русские художники не только познакомились с новой техникой живописи, но и получили иконографический канон [24, с. 42]. Следует отметить, что из созданных в тот период фресковых изображений (живопись водяными красками по сырой штукатурке) в Софии Киевской до наших дней сохранились изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, а также бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты.

Мозаика — это изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты (специального стекловидного материала). Мозаикой выполнена огромная

фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской [1, с. 63]. На Руси XI-XII веков сформировалось две традиции в украшении храмов росписями. Одна, торжественная и более строгая, другая, более свободная, живописная, сложившаяся уже на русской почве [12, с. 281]. Как уже говорилось, благодаря Византии на Русь пришли иконы (с греч. — изображение, образ), и сформировался иконографический канон. Вероятно, что фрески и мозаики, а также первые иконы были написаны греческими мастерами. Как известно, изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже Х!-ХП веков, названная впоследствии «Владимирской Богоматерью», стала символом Руси и одним из знаковых произведений мирового искусства. Как правило, иконы того времени являлись принадлежностью храмов и были довольно большими по размеру [1, с. 63].

Необходимо отметить и тот факт, что расцвет искусства домонгольского периода в Руси связан с художественными процессами, которые происходили в византийском искусстве в Х!-ХП веках. В частности, идеалы аскезы и монашеского уединения все глубже укоренялись в это время, особенно в монументальной живописи [25, с. 68]. Живопись, как и архитектура, пользовалась поддержкой Церкви, и ее развитие не ограничивалось искусственно, как это случилось со скульптурой. С другой стороны, сохранилось не так много произведений русской живописи киевского периода, равно как и образцов архитектуры, в связи с чем наше знание о ней не может быть признано полным.

269

270

Музыкальная культура. Церковное пение после Крещения Руси (988 г.) стало важным элементом русской музыкальной культуры. В соответствии с византийской традицией Русская Церковь отвергала инструментальную музыку [2, с. 276]. К концу XI — началу XII века появляются первые рукописные книги, включавшие в себя песни для богослужения. По своему содержанию они испытывали византийское церковное влияние, но уже появились и отличительные черты, свойственные только древнерусским народам [4, с. 192]. Вероятно, что сведения о музыкальной культуре Руси традиционно извлекались из различных жанров устного народного творчества [26, с. 179]. Разумеется, Византия оказала огромное влияние на музыкальную культуру, надолго вперед определив путь развития русской музыки. Так, византийский канон лег в основу певческой церковной культуры Древней Руси.

Таким образом, культурное влияние Византии на Русь было глубоким, затронуло различные аспекты культуры и способствовало ее развитию в последующие столетия.

СПИСОК ИСТОЧНИОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Орлов, А.С. Основы курса истории России [Текст] / А.С. Орлов. — М., 2000.

2. Вернадский, Г.В. История России (Киевская Русь) [Текст] / Г.В. Вернадский. — М., 1996.

3. Левченко, М.В. История Византии [Текст] / М.В. Левченко. — М.-Л.,1940.

4. Скворцова, Е.М. Культурология (История мировой культуры) [Текст] / Е.М. Скворцова. — М., 2000.

5. Греков, Б.Д. Киевская Русь [Текст] / Б.Д. Греков. — Л., 1953.

6. Сахаров, А.Н. Дипломатия Древней Руси [Текст] / А.Н. Сахаров. — М., 1980.

7. Повесть временных лет [Текст] / Пер. Д.С. Лихачева. — СПб.,1996.

8. Крывелев, И.А. История религий. Т. 1. [Текст] / И.А. Крывелев. — М.,1988.

9. Курбатов, Г.Л. Христианство: Античность Византия Древняя Русь [Текст] / Г.Л. Курбатов. — М., 1988.

10. Радугина, А.А. История России (Россия в мировой цивилизации) [Текст] / А.А. Радугина. — М.,2002.

11. Тихомиров, М.Н. Древнерусские города [Текст] / М.Н. Тихомиров. — М.,1956.

12. Удальцова, З.В. Как была крещена Русь [Текст] / З.В. Удальцова. — М.,1989.

13. Левченко, М.В. Очерки по истории Русско-Византийских отношений [Текст] / М.В. Левченко. — М.,1956.

14. Экономцев, И.И. Православие Византия Россия [Текст] / И.И. Экономцев. — М., 1992.

15. Тихомиров, М.Н. Древняя Русь [Текст] / М.Н. Тихомиров. — М., 1975.

16. Лихачева, В. Искусство Византии IV-XV веков [Текст] / В. Лихачева. — Л.,1986.

17. Литаврин, Г.Г. Проблемы истории и культуры [Текст] / Г.Г. Литаврин. — М., 1976.

18. Викторов, А.Ш. История Русской культуры [Текст] / А.Ш. Викторов. — М., 1997.

19. Кузьмин, А.Г. Повесть временных лет [Текст] / А.Г. Кузьмин. — М., 2003,

20. Сказание о Борисе и Глебе [Текст] // Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева,

A.А. Алексеева, Н.В. Понырко. — СПб., 1997.

21. Житие Феодосия Печерского. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Проверено 20 декабря 2009. Архивировано из первоисточника 13 апреля 2012.

22. Иларион. Слово о законе и благодати [Текст] / Пер В.Я. Дерягина. — М., 1994.

23. Рыбаков, Б.А. Из истории культуры древней Руси (исследования и заметки) [Текст] / Б.А. Рыбаков. — М.,1984.

24. Кошман, В.Л. История русской культуры (1Х-ХХ вв.) [Текст] / В.Л. Кошман. — М., 2004.

25. Сарабьянов, В.Д. Смирнова Э.С. История древнерусского живописи [Текст] /

B.Д. Сабарьянов. — М., 2007.

26. Маркова, Т.И. Древняя Русь (Быт и культура) [Текст] / Т.И. Маркова. — М., 1997.

REFERENCES

1. Cakhapov A.N., Diplomatia drevnej Ryci, Moscow, 1980. (in Russian)

2. Carabyanov V.D., Cmimova Z.C., Ictoriya drevnerycckogo zivopici, Moscow, 2007 (in Russian)

3. "Ckazanye o porice I glebe", in: Biblioteka literatyry drevney Ryci, ed D.C. Likhachyo-va, L.A. Dmitrieva, A.A. Alekceeva, N.V. Po-nyrko, St. Petersburg, 1997. (in Russian)

4. Ckvortsova E.M., Kyltyrologiya (Ictoriya mirovoj kyltyra), Moscow, 2000. (in Russian)

5. Ekonoomts I.I., Pravoclavie vizantia rocci-ya, Moscow, 1992. (in Russian)

6. Grekov B.D., Kievckaya ryc, Leningrad, 1953. (in Russian)

7. Ilarion. Clovo o zakone i blagodati, trans. V.Ya. Deryagina, Moscow, 1994. (in Russian)

8. Koshman V.L., Ictoriya rycckoy kyltyry (IX —XXvv.), Moscow, 2004.

9. Kryvelev I.A., Ictoriya religij, Vol. 1, Moscow, 1988. (in Russian)

10. Kyrbatov G. L., Khrictinctvo: antichnoct vi-zantia drevnyaya Ryc, Moscow, 1988. (in Russian)

11. Kyzmin A.G., Povect vremennykh let, Moscow, 2003. (in Russian)

12. Levchenko M.V., Ictoriya vizantii, Moscow, Leningrad, 1940. (in Russian)

13. Levchenko M.V., Ocherki po ictorii roccko-vizantiickikh otnoshenii, Moscow, 1956. (in Russian)

14. Likhacheva V., Icckycctvo vizantii IV-XVve-kov, Leningrad, 1986. (in Russian)

15. Litavrin G.G., Problemy ictorii I kyltyry, Moscow, 1976. (in Russian)

16. Markova T.I., Drevnyaya Ryc (byt I kyltyra), Moscow, 1997. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Orlov A. C., Ocnovy kurca ictorii Roccii, Moscow, 2000. (in Russian)

18. Povect vremennykh let, trans. D.C. Likhacheva, St. Petersburg, 1996. (in Russian)

19. Radogina A.A., Ictoriya Roccii (Roccia v mirovoj tsivilizatcii), Moscow, 2002. (in Russian)

20. Rybakov B. A., Iz ictorii kyltyry drevney Ryci (iccledovaniya i zametki), Moscow, 1984. (in Russian)

21. Tikhomirov M.N., Drevnerycckie goroda, Moscow, 1956. (in Russian)

22. Tikhomirov M.N., Drevnyaya Ryc, Moscow, 1975. (in Russian)

23. Vernadckij G.V., Ictoriya roccii (kievckaya Ryc), Moscow, 1996. (in Russian)

24. Viktorov A.Sh., Ictoriya rocckoy kyltyry, Moscow, 1997. (in Russian)

25. Ydaltsova Z.V., Kak byla kreshchena Ryc, Moscow, 1989. (in Russian)

26. Zhitie feodociya pecherckogo. Inctityt rycckoy literatyry (pyshkinckiy dom) RAN, Prov-ereno 20 dekabrja 2009, Arhivirovano iz per-voistochnika 13 aprelja 2012. (in Russian)

271

Алхалед Назех, магистрант, Институт истории и политики, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Alkhaled Nazeh, Master Student, Institute of History and Politics, Moscow State University of Education, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.