Ершов
КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ
.с Ш а. о
е
ш й.
о
со ^
U ш
3 ш
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
программа культурного сотрудничества,
север Европы, Баренцев Евро-Арктический
регион
Статья посвящена развитию культурного сотрудничества на севере Европы, а именно в Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Указывается, что в период после 1993 г. данное сотрудничество в целом характеризовалось позитивной динамикой, увеличением количества контактов и проектов, однако признается наличие определенных проблем, и анализируются их причины. Особое внимание в статье уделяется анализу итогов выполнения Программы культурного сотрудничества на 2003-2006 гг. «Голоса Баренцева региона». В статье делается общий вывод о том, что реализация Программы способствовала повышению значимости как культурного сотрудничества, так и самого Баренцева региона в общеевропейском контексте. Высказывается ряд предложений, направленных на дальнейшее развитие сотрудничества в сфере культуры.
Баренцев Евро-Арктический регион, созданный в 1993 г. как многосторонняя структура сотрудничества между северными территориями Норвегии, Швеции, Финляндии и России, объединяет различные регионы, имеющие свою собственную историю, язык и
ЕРШОВ
Сергей Борисович — председатель комитета по культуре и искусству Мурманской области (г. Мурманск). E-mail: [email protected]
KEY WORDS
programme of cultural cooperation, north
of Europe, Barents Euro-Arctic region
The article is dedicated to the development of the cultural cooperation in the North of Europe, namely in the Barents Euro-Arctic region. It is pointed that during the period after 1993 the cooperation was characterized by the positive dynamics in general, enhancement of the number of contacts and projects, however the presence of certain problems is stated and their reasons are analyzed. Special attention in the article is paid to the analysis of the implementation results of the Programme of cultural cooperation in 2003-2006 years «The Voices of Barents Region». It was concluded in general that the Programme realization contributed to the promotion both of the cultural cooperation and the Barents region itself in the pan-European context. Several proposals are expressed targeted to the further cooperation development in the sphere of culture.
культуру. Несомненно, что сотрудничество между данными регионами не появилось внезапно с учреждением новой политической структуры. Основу традициям добрососедства между странами заложили политические, торговые и культурные связи, уходящие корнями в далекое прошлое. Гуманитарные контакты развивались веками, взаимообогащая и дополняя соседствующие культуры.
Сотрудничество в сфере культуры в Баренцевом Евро-Арктическом регионе после 1993 г. характеризовалось позитивной динамикой, увеличением количества контактов и проектов. Так, в период с 1993 по 2000 гг. было осуществлено 416
конкретных проектов, в большинстве из которых участвовали представители двух-трех стран. Вместе с тем необходимо отметить, что поступательное развитие процесса взаимодействия, в частности в сфере культуры, происходило нелинейно и испытывало негативное влияние ряда факторов. К подобным факторам, тормозящим процесс сотрудничества, можно отнести:
1) хаотичность и бессистемность в проведении некоторых мероприятий;
2) отсутствие возможности своевременно представлять и получать необходимую информацию;
3) недостаточная организованность и скоординированность действий;
4) отсутствие планов и графиков работ;
5) проблемы финансирования совместных проектов;
6) несбалансированность в развитии многообразных направлений культурного сотрудничества, осуществление однотипных проектов.
Стремление преодолеть указанные препятствия, осознание необходимости развития добрососедских отношений, наработанный опыт и новые региональные возможности обусловили поиск новых механизмов взаимодействия в сфере культуры и искусства. Так, в 2003 г., когда БЕАР отметил 10-летний юбилей, члены Регионального Совета подписали Меморандум «Вызовы на новое десятилетие», в котором определили свое видение целей и задач сотрудни-
чества в будущем. Сотрудничество в области культуры и искусства по-1 прежнему было обозначено в числе приоритетов. Накануне этого события рабочая группа по культуре Баренцева региона, не дожидаясь принятия политических решений сверху, сделала собственный шаг к укреплению сотрудничества — разработала первую Программу культурного сотрудничества на 2003-2006 гг. «Голоса Баренцева региона» и представила ее на утверждение Баренцеву Региональному Совету 3 октября 2002 г. в г. Архангельске. В Программе были определены следующие цели культурного сотрудничества:
1. Сделать Баренцев регион в культурном аспекте более заметным на международном уровне и таким образом способствовать его экономическому развитию.
2. Создавать новые возможности для взаимодействия культур, а именно для взаимодействия представителей разных народов, особенно молодежи.
3. Консолидировать творческие и управленческие силы для формирования идентичности Баренцева Евро-Арктического региона как уникального культурного региона на севере Европы. Главной задачей Программы стало развитие многостороннего сотрудничества, при этом приоритет отдавался проектам с участием трех и более стран региона. Ответственным органом за реализацию Программы была назначена рабочая группа по культуре Баренц-региона во главе с председателем.
л Ш а. о
е
ш й.
о
со ^
и
ш =?
ш
ДВД Региональная рабочая группа определила, что поставленные цели могут быть реализованы посредством следующих стратегий, сочетание которых и обусловило структуру самой программы:
- реализация многосторонних проектов, охватывающих разные сферы культуры и искусства, в которых должны участвовать как минимум по одному представителю от каждой из четырех стран и как максимум — представители всех 13 регионов БЕАР;
- укрепление добрососедских отношений между населением и конструктивного диалога между специалистами сферы культуры путем организации деятельности и мероприятий «от народа к народу»;
- организация фестивалей и семинаров как способа передачи и обмена культурными и художественными средствами и опытом возрождения и интеграции в современный культурный процесс имеющихся традиций, совмещения их с достижениями в области образования, менеджмента и других сфер человеческой деятельности;
- реализация двусторонних проектов, способствующих решению локальных задач культурного сотрудничества и не требующих вовлечения всех регионов БЕАР. Программа культурного сотрудничества «Голоса Баренцева региона» была успешно завершена. По итогам ее реализации органами управления культуры всех 13 территорий и Объединенной рабочей
группой по культуре проделана большая аналитическая работа. Проведенный анализ позволяет сделать выводы относительно особенностей реализации межнациональных проектов в сфере культуры и искусства, а также сформулировать рекомендации, которые помогут оптимизировать данный процесс в будущем. Выводы и рекомендации ниже сопровождаются краткой характеристикой проектов, изложенной в соответствии со структурой Программы.
РАЗДЕЛ «МНОГОСТОРОННИЕ ПРОЕКТЫ»
В данный раздел было включено 14 разнонаправленных проектов:
1. «Культурный портал Баренцева региона» — создание интерактивной площадки для взаимодействия специалистов культуры, представления проектных идей и культурной инфраструктуры регионов для самой широкой аудитории.
2. «Камерный оркестр Баренцева региона» — создание камерного оркестра из молодых музыкантов стран БЕАР с целью повышения уровня музыкального образования и представления достижений профессионального исполнительского мастерства на международном уровне за пределами Баренц-региона.
3. «Международный центр хоровой музыки Баренцева региона» — создание центра, где осуществлялось бы хоровое образование, исследования и обмен
опытом в области преподавания искусства хорового исполнения и организовывались бы совместное обучение и выступления участников камерного хора. 9.
4. «Гостевые студии для художников» — создание единой сети художественных мастерских в регионах БЕАР с целью предоставления бесплатного рабочего места и проживания художникам, приезжающим для создания 10. своих работ. Данный проект мог
бы способствовать расширению возможностей для творчества и активизации деятельности в сфере визуального искусства.
5. «Наскальная живопись на окраине Европы» — проект, направленный на выявление и сохранение объектов археологического наследия в странах БЕАР, в особенности наскальных изображений.
6. «Баренцева летняя музыкальная академия» — создание открытого института в сфере музыкального 11. образования, в работу которого для преподавания могли бы привлекаться известные российские и зарубежные музыканты.
7. «Юные писатели Баренцева региона» — проект, направленный на расширение знаний о Баренцевом регионе среди детей 12. и юношества, поддержку и развитие талантливых представителей пишущей молодежи, создание условий для литературно-педагогической работы в БЕАР.
8. «Баренцев литературный лагерь для молодежи» — органи- 13. зация мест встреч молодых
писателей БЕАР, обучение писательскому мастерству под руководством опытных мастеров слова.
«Детская Полярная Библиотека» — создание интерактивной площадки для детей и подростков с информацией о БЕАР и виртуальной детской библиотеки для многонационального Баренцева региона. «Ворота в Баренц» (впоследствии — «Служба поддержки в области культуры») — этот проект был направлен на развитие консалтинговых центров, охватывающих весь Баренцев регион для оказания помощи местным и региональным участникам культурного сотрудничества в доступе к информации о действующих проектах, правильного оформления проектных идей, поиска партнеров и возможностей финансирования. «Новые виды искусства в Баренцевом регионе» (впоследствии — «Художественные инновации») — целью этого проекта являлась активизация таких направлений искусства, как дизайн и декоративно-прикладные ремесла. «Северные города» — проект в сфере фотоискусства, направленный на формирование позитивного имиджа Баренцева региона посредством отображения жизни городов во всех ее проявлениях. «Миграция — визуальное искусство» — проект предполагал
1651
л Ш а. о
е
ш й.
о
со ^
и
ш =?
ш
Д^^ создание постоянно действующей передвижной выставки произведений, отражающих культурно-исторические традиции и контакты населения, живущего на территории Баренц-региона, направленных на укрепление взаимопонимания и уважения между людьми, живущими по разные стороны границ. 14. «Вторая мировая война — 1000 писем о войне и мире» — проект, направленный на создание выставки, компакт-диска и сайта о содержании писем, написанных разными людьми во время Второй мировой войны. Цель — осознание ценности человеческой жизни, одинаковой для разных народов. Вышеперечисленные проекты были определены как программные мероприятия и одобрены всеми регионами БЕАР, однако в целом было исполнено 86% запланированного объема работ. Два проекта — «Наскальная живопись на окраине Европы» и «Камерный оркестр Баренцева региона» — не достигли стадии завершения. Указанные проекты были успешно запущены, и на начальном этапе реализации в их рамках прошли значительные мероприятия. Например, по проекту «Камерный оркестр Баренцева региона» в январе 2003 г. состоялись концерты в городах Мурманске и Киркене-се, а также в поселке Никель Мурманской области, приуроченные к 10-летию создания Совета Баренцева Евро-Арктического региона.
Один из этих концертов получил широкое освещение в средствах массовой информации всей Европы, так как состоялся во время встречи премьер-министров России, Норвегии, Швеции, Финляндии и Дании. Причиной незавершенности вышеназванных проектов стало отсутствие необходимых финансовых средств.
Два проекта («Детская Полярная Библиотека» и «Баренцева летняя музыкальная академия»), несмотря на успешную реализацию и активную работу в настоящее время, в программный период потеряли свой многосторонний характер в силу разных причин, в том числе финансовых.
Следует отметить, что многостороннее сотрудничество в сфере культуры в Баренцевом регионе не ограничилось проектами Программы. Специалистами и деятелями культуры разных регионов были разработаны и реализованы дополнительно около 20 многосторонних крупномасштабных проектов по различным направлениям культуры и искусства, участниками которых стали представители большинства территорий БЕАР.
РАЗДЕЛ «ОТ НАРОДА К НАРОДУ»
За время реализации данного раздела Программы осуществлены сотни обменных визитов участников культурного сотрудничества. Встречи способствовали развитию контактов, основанных на общих интересах. Многочисленные конфе-
ренции, круглые столы и мастер-классы создали условия для плодотворного обмена опытом, выявления и решения проблем культурного сотрудничества. Все мероприятия стали базой для воплощения новых проектных идей, а также платформой для создания общей культурной идентичности Баренцева региона.
Важным и значимым аспектом сотрудничества «от народа к народу» стали побратимские и дружественные связи между территориями и городами Баренцева региона. Существенным моментом является также тот факт, что в этот процесс были активно вовлечены не только региональные центры, но и небольшие населенные пункты. В качестве примера можно привести Дни культуры города Мончегорска Мурманской области в норвежском городе-побратиме Суртланде, которые состоялись в марте 2006 г.
Другим важным аспектом стала окончательно сформировавшаяся в период реализации Программы «Голоса Баренцева региона» практика заключения двусторонних соглашений о сотрудничестве в сфере культуры и искусства сроком действия 1-2 года между органами управления культуры территорий БЕАР. Например, у Мурманской области такие документы действуют на протяжении целого ряда лет с норвежской губернией Финнмарк и финской губернией Лапландия. Заключение двусторонних соглашений создает основу для долгосрочного развития культурного сотрудничества, определяет его конкретные формы и содержание. Этот
фактор немаловажен при учете затрат на проведение обозначенных в соглашениях мероприятий.
Не могу не отметить важную особенность культурного сотрудничества в БЕАР — использование дипломатических каналов. Консульства Скандинавских стран стали не только активными партнерами культурного сотрудничества, но и инициаторами многих интересных проектов. Так, например, Генеральное консульство Королевства Норвегии с 1998 г. ежегодно организует Дни культуры Норвегии в Мурманской области. А Мурманское отделение Генерального Консульства Финляндии в Санкт-Петербурге с 2003 г. проводит недели финского кино и многочисленные концерты известных музыкантов из Финляндии.
Таким образом, культурное сотрудничество в рамках «от народа к народу» создает прочную и долгосрочную основу для устойчивого развития и укрепления взаимоотношений, взаимопонимания и добрососедства между народами России, Норвегии, Финляндии и Швеции.
РАЗДЕЛ «ФЕСТИВАЛИ И СЕМИНАРЫ»
Проведение межнациональных фестивалей способствует приобщению населения к культурным истокам, традициям и ценностям. Разнообразие культурных программ фестивалей, проведенных в рамках реализации раздела «Фестивали и семинары», позволило привлечь к ним самую широкую
167 к
л Ш а. о
е
ш й.
о
со ^
и ш
3 ш
А6 целевую аудиторию: от молодежи до людей пожилого возраста, от новичков до мастеров всех жанров и направлений культуры и искусства. Указанные мероприятия содействовали развитию культурно-познавательного туризма, подтверждая тот очевидный факт, что культура может являться действенным фактором развития территорий, а также инструментом создания положительного имиджа Баренцева Евро-Арктического региона как активно развивающегося уникального мультикультурного пространства.
В рамках реализации проектов рассматриваемого раздела Программы проводились различные семинары, тренинги и мастер-классы для специалистов в области культуры и творческих людей, не занимающихся искусством профессионально. Некоторые из них стали отправной точкой для создания новых проектов.
Важной особенностью фестивалей и семинаров стало возрождение многих народных традиций, а также их интеграция в культурное пространство БЕАР в тесной взаимосвязи с элементами современных достижений в области культуры, образования, промышленности и других сфер человеческой деятельности.
РАЗДЕЛ «ДВУСТОРОННИЕ ПРОЕКТЫ»
Следует отметить, что в течение 2003-2006 гг. большинство осуществленных проектов являлись дву-
сторонними. Этот факт обусловлен, во-первых, сложностью участия трех и более сторон в проекте; во-вторых, большими расстояниями, разделяющими участников культурного сотрудничества. Вместе с тем основной причиной поддержки именно двустороннего сотрудничества, на наш взгляд, является недостаток финансовых ресурсов для реализации многосторонних проектов. Двусторонние проекты ре-ализовывались главным образом в рамках соглашений о культурном сотрудничестве между регионами и городами БЕАР.
Анализ реализованных двусторонних проектов дает общее представление о распределении интересов участников культурного сотрудничества в период с 2003 по 2006 гг., а также о тенденциях развития проектной деятельности в будущем. Так, 30% от общего количества составили проекты, совмещающие несколько направлений (так называемые смешанные проекты). В качестве примера можно отметить проект «Три столетних юбилея», осуществленный учреждениями культуры Архангельской области и Народной Академией Халогалант из норвежского города Альта в мае 2005 г. Посредством организации выставок, концертов и встреч жители Архангельска смогли больше узнать об истории и культуре Норвегии в год 100-летия независимости Норвегии, 100-летия установления дипломатических отношений между Норвегией и Россией и 100-летнего юбилея Народной Академии Халогалант.
Далее в процентном соотношении следуют двусторонние проекты в сфере музыки и танца (21%). Затем — группа проектов в области библиотечного дела (15%). В равных долях представлены проекты, связанные с живописью, театром, фольклором и образованием в сфере культуры (по 7%). Проекты в сфере музейного дела и литературы составили по 3% от общего количества осуществленных проектов. Примечательно, что участники культурного сотрудничества в БЕАР не ограничивались разработкой узкоспециальных проектов в рамках своей компетенции, а стремились всесторонне решать поставленные проектом задачи, находить общие точки соприкосновения и взаимопонимания с представителями других направлений культуры.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в целом цели и задачи осуществления Программы были достигнуты. В ее реализации приняли участие все 13 субъектов Баренцева сотрудничества. Важно то, что изначально рассматриваемая Программа была создана не только как документ для национальных органов управления культуры — она была ориентирована, прежде всего, на творческих, талантливых людей — представителей охватываемых стран. Это подтверждают результаты ее выполнения. Именно творческие люди — художники, музыканты, писатели, библиотекари, музейные работники, мастера фольклора и декоративно-прикладного искусства — стали ее
главными участниками и исполнителями.
Благодаря участию в различных проектах население БЕАР ощутило своеобразие Баренцева региона, уникальную северную региональную идентичность. Деятели культуры, творческие люди, а также население в целом стало в большей степени осознавать уникальность территорий своего проживания на фоне происходящих процессов глобализации. Культура Баренцева региона заявила о себе как о целостном уникальном и неповторимом явлении на севере Европы. Многие из реализованных проектов проявили себя как весьма конкурентоспособные в общеевропейском культурном контексте. Например, взаимосвязанные проекты «Детская рукописная книга» и «Книга-путешественница» уже давно перешагнули пределы Баренцева Евро-Арктического региона, вовлекая в свою орбиту детей и библиотекарей южной Финляндии и Швеции, южной и средней Норвегии, центральных регионов России, а также детей из Белоруссии и Украины.
Реализация Программы способствовала расширению рамок общения на всех уровнях: между работниками органов управления культуры, творческими людьми, населением муниципалитетов и коммун Баренц-региона. Положительным итогом стал тот факт, что реализация Программы культурного сотрудничества способствовала вовлечению в совместные творческие процессы представителей
1691
л Ш а. о
е
ш й.
о
со ^
и ш
3 ш
молодежи (например, осуществление таких многосторонних проектов, как «Юные писатели Баренцева региона» и «Камерный оркестр Баренцева региона»).
Важной составляющей при выполнении Программы стала совместная работа по сохранению культурного наследия, что является приоритетным направлением, очень важным для всех территорий БЕАР как с точки зрения развития региональной идентичности, так и с точки зрения понимания взаимосвязей в культурном развитии народов Скандинавии и Русского Севера в разные исторические периоды.
Основная трудность при осуществлении Программы была связана с ее финансированием. Так, за весь период реализации Программы добиться постоянной финансовой поддержки проектов в необходимом объеме на национальном уровне не удалось. Это стало причиной незавершенности ряда проектов. Главным источником финансирования мероприятий были в основном собственные средства регионов и муниципалитетов, а также средства, полученные в качестве грантов от Норвежского Баренцева Секретариата, Совета Министров Северных стран, Культурного фонда, а также других европейских фондов и программ. Кроме того, в качестве недостатка реализации Программы стоит указать несвоевременную отчетность координаторов заявленных проектов перед рабочей группой по культуре БЕАР и, соответственно, самой рабочей
группы по культуре — перед органами управления Баренцева сотрудничества (Региональным комитетом, Региональным Советом).
Итоги выполнения Программы «Голоса Баренцева региона» можно представить следующим образом:
1. Создано единое культурное пространство на территории Баренцева Евро-Арктического региона. Реализация программных мероприятий, активизация в целом культурного сотрудничества в Баренцевом регионе позволяют говорить о состоявшемся процессе объединения северных территорий Финляндии, Швеции, Норвегии и России в единое культурное пространство.
2. Достигнуто реальное равноправное партнерство. В начале Баренцева сотрудничества роли участников распределялись по-разному, исходя из реальных финансовых возможностей территорий. Сейчас все регионы — участники Баренцева культурного сотрудничества выступают в качестве равноправных партнеров, с четким и ясным пониманием как важности подобного сотрудничества, так и собственных возможностей и ответственности.
3. Возросло внимание государств к культурному сотрудничеству в БЕАР. Принятие нового мандата рабочей группы по культуре Баренцева региона, преобразование ее в Объединенную рабочую группу по культуре (ОГРК) путем включения ответственных представителей национальных ми-
нистерств культуры свидетельствует о повышении уровня внимания четырех государств, входящих в состав БЕАР, к вопросам регионального культурного сотрудничества, а кроме того, открывает для этого сотрудничества новые возможности.
4. Появление профессиональных сетей в сфере культуры. Если до 2003 г. культурное сотрудничество в БЕАР было представлено отдельными мероприятиями и носило больше «точечный» характер, то период с 2003 по 2006 гг. характеризуется появлением профессиональных сетей художников, писателей, библиотекарей, менеджеров по культуре. В этой связи отмечается важная роль Программы как стимулирующего фактора появления этих сетей. Наличие развитых профессиональных контактов дает новые импульсы в работе, а постоянно действующие культурные сети способствуют развитию партнерства.
5. Реализация Программы способствовала повышению значимости как культурного сотрудничества, так и самого Баренцева региона в общеевропейском контексте. Сам факт появления Программы, ее в целом успешное выполнение, активность участников сотрудничества привели к осознанию уникальности процессов, происходящих в БЕАР. Эта уникальность должна стать достоянием всей Европы как реального положительного опыта партнерства стран с раз-
личными политическими и социально-экономическими укладами, а также разнообразными культурными традициями. Культурное сотрудничество между северными регионами Норвегии, России, Финляндии и Швеции стало важной составляющей политики «Северного Измерения», а также нашло свое выражение в смещении акцентов европейского внимания к сотрудничеству на севере Европы, формировании и реализации политики «процесса Кайяни». Опыт реализации первой Программы сотрудничества в сфере культуры и искусства «Голоса Баренцева региона» позволяет сформулировать несколько предложений, претворение в жизнь которых, на наш взгляд, будет способствовать оптимизации и дальнейшему развитию культурного сотрудничества:
1. Национальным министерствам культуры — уделять более значительное, чем прежде, и постоянное внимание к развитию сотрудничества в БЕАР.
2. На национальном уровне рассмотреть вопрос о формах поощрения деятелей культуры, внесших значительный вклад в развитие культурного сотрудничества в Баренцевом регионе. Учреждение соответствующих национальных премий, например, могло бы стимулировать сотрудничество и способствовать активизации творческих инициатив в регионах.
3. Создать постоянно действующий механизм финансирования
культурного сотрудничества в Баренцевом регионе. Таким финансовым инструментом мог бы стать либо общий для четырех стран фонд, либо прямое бюджетное финансирование культурного сотрудничества в каждом отдельном государстве (например, для Российской Федерации — создание подраздела «Приграничное сотрудничество» в ФЦП «Культура России»).
4. Объединенной рабочей группе по культуре БЕАР — поощрять создание исследовательских и инновационных проектов. Реализация подобных проектов позволила бы дать научное обоснование многим явлениям
л
культурной жизни в Баренцевом регионе. Это оказало бы благотворное влияние в целом на социально-экономическое развитие территорий БЕАР и на фор-
мирование культурной политики в регионе.
В настоящее время более чем очевидно, что перспективы сотрудничества в Баренцевом Евро-арктическом регионе выходят далеко за рамки Северной Европы. Баренцево сотрудничество в полной мере отвечает духу и букве подписанного в мае 2005 г. Соглашения между Европейским Союзом и Российской Федерацией, особенно «Дорожной карты» по четвертому общему пространству, включающему и культурные аспекты. Это сотрудничество нуждается в более пристальном внимании и серьезной поддержке России и Европейского союза, поскольку оно благотворно влияет на другие сферы человеческой жизнедеятельности, является не только фактором духовного обогащения, но и важным ресурсом социально-экономических преобразований на Севере Европы.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ЛМИНННВ
к