Научная статья на тему 'Культурное пространство Республики Саха (Якутия)'

Культурное пространство Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
474
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Расторгуева Айта Георгиевна

В статье раскрывается содержание концепта «культурное пространство», взгляд ученых на это понятие. Наибольший интерес представляет культурное пространство Якутии. Специфика культурного пространства Республики Саха (Якутия) складывалась в течение нескольких столетий, определилась природными условиями, своеобразием исторически сложившихся социальных, этнокультурных, религиозных и конфессиональных особенностей, устойчивым культурным, политическим и экономическим развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурное пространство Республики Саха (Якутия)»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА

(ЯКУТИЯ) Расторгуева А.Г.

Расторгуева Айта Георгиевна - магистр, кафедра социально-культурных технологий, Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусств, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье раскрывается содержание концепта «культурное пространство», взгляд ученых на это понятие. Наибольший интерес представляет культурное пространство Якутии. Специфика культурного пространства Республики Саха (Якутия) складывалась в течение нескольких столетий, определилась природными условиями, своеобразием исторически сложившихся социальных, этнокультурных, религиозных и конфессиональных особенностей, устойчивым культурным, политическим и экономическим развитием. Ключевые слова: культура, культурное пространство, поликультурный регион.

Проблема изучения и определения концепта «Единое культурное пространство» рассматриваются в трудах многих ученых. Попытки определения понятия «культурное пространство» выявлены современными философами, географами и культурологами. Следует отметить, что к концу XIX века был создан ряд культурно-исторических школ, рассматривающих культуру в ее пространственном бытии. Однако Боев Александр Алексеевич в своей работе отмечает, что попытки изучения культуры с позиций целостности мира, его неделимости, были еще во времена античности и Средневековья [2].

Если обратиться к толковому словарю В.И. Даля, можно определить пространство, как состояние или свойство всего, что простирается, распространяется, занимает место; самое место это, простор, даль, ширь, глубь, место по трем измерениям своим [4].

По мнению Любичанковского А.В., Любичанковского В.А., философия обладает двумя устоявшимися подходами к пониманию пространства - субстанциональным и реляционным. Согласно субстанциональному подходу, пространство - это самостоятельная субстанция, свойства которой определяются только ею самой. Отсюда вытекают принципиальные выводы:

а) свойства пространства не зависят от свойств материи;

б) пространство - это вместилище всех объектов; можно из пространства убрать все объекты, а пространство при этом останется.

В реляционной концепции пространство понимается как определенное отношение между материальными объектами и процессами, вне которых оно не существует [8].

Концепция понимания «пространства» П.Я. Бакланова приобретает географический смысл. В его понимании, пространство - есть географическая оболочка со всем ее антропогенным наполнением, включая и население [1].

Существует иной взгляд восприятия пространства - культурологическая. А.С. Кармин выделяет «культурное пространство» тремя сферами:

1) сфера духовной культуры, которая включает в себя миф, религию, философию;

2) сфера социальной культуры - нравственность, право, политические ценности и регулятивы;

3) и сфера технической культуры, которая включает в себя технику как совокупность знаков, науку и инженерную культуру [6].

Таким образом, под культурным пространством понимается многозначный концепт, предполагающий социокультурные, экономико-политические, историко-географические основы.

Учитывая тот факт, что в Республике Саха (Якутия) проживают представители различных языковых групп, этнических сообществ, необходимо отметить, что в общероссийском культурном пространстве Якутия является полиэтническим, поликультурным регионом. На территории Якутии сохранились вековые традиции и обычаи, культура и язык не только народов Саха и русских, но и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, например: долгане, эвены, эвенки, юкагиры. Таким образом, данное организованное пространство представляет собой определенную культурную значимость, которая отличает эту территорию от других.

Культурное пространство Якутии раскрывается через ось времени - прошлое, настоящее, будущее. Примером может служить не только культура, история, но и языковая картина мира якутов. Например, если проанализировать паремии якутского языка, можно увидеть характер, ценность, особенности хозяйствования якутов, выработанные в суровых условиях Севера [5].

«Культурное пространство» является одним из научных концептов XXI века, который дает возможность изменить видение региона, осознать его роль в трансляции ценностей национальной и общероссийской культуры, понять его уникальность и одновременную «вписанность» в культурное пространство страны и мира, открыть особенности сформировавшегося типа личности, способов коммуникации, форм духовного освоения мира [3].

Культурное пространство Якутии, к сожалению, в Российском и мировом обществе ассоциируется с такими понятиями как: тундра, чум, олени. Первые попытки презентации самобытности, культуры, обычаев и традиции этносов, населяющих Республику Саха, предпринял М.Е. Николаев - первый президент Республики Саха (Якутия). В период президентского правления Михаила Ефимовича, Якутия вступила в диалог разнообразных культур. Были разработаны программы для презентации в Российском, а также в международном культурном пространстве различные фестивали, конкурсы, мероприятия, проводятся улусные (районные) ысыахи, фестиваль «Туой Хайа» в Мирном, Мегино-Кангаласская эстафета культуры и спорта. Одним из крупных проектов является международные спортивные игры «Дети Азии», организованная указом президента Республики Саха (Якутия) от 19 сентября 1995 года.

Культура народов, этносов проживающих на территории Республики Саха (Якутия) не только отражает реальную жизнь в суровых условиях, но и передает дух эпохи, ее идеалы. Культурное пространство полиэтнического региона, в данном случае Якутии, характеризуется специфическим исторически сложившимся целостностью духовных, религиозных, этнокультурных, материально-бытовых традиций и укладов якутов и малочисленных народов Севера. Также, культурное пространство Якутии представляет одну из важных составляющих политических и экономических факторов, в том числе культурных, включающих в себя ценности и символы, образующий своеобразный менталитет жителей региона. Важность исследования культурного пространство Республики Саха (Якутия) лежит в выявлении уникальности и особенности региона, его роль в трансляции ценностей национальной и общероссийской культуры.

Список литературы

1. Бакланов П.Я. Структуризация географического пространства - основа теоретической географии // Теория социально-экономической географии: современное состояние и перспективы развития / под ред. А.Г. Дружинина, В.Е. Шувалова: Материалы Международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 4-8 мая 2010 г.). Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2010. С. 12-21.

2. Боев А.А. Единое культурное пространство. Теоретико-методологический аспект. Автореферат. М., 1993.

3. Гудкова И.Н., Цынгунова Е.Т. Культурное пространство Республики Бурятия как полиэтнического региона // Общество. Среда. Развитие, 2015. № 4. С. 61-67.

4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000.

5. Закон Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2009 года № 780-3 № 443-IV. О туристской деятельности в Республике Саха (Якутия) / ред. 20.12.2016 1786-З № 1129V. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/4238 45487/ (дата обращения: 17. 11. 2017).

6. КарминА.С. Культурология. М.: Питер, 2010. 240 с.

7. Лесков А.С., Лескова Г.А. Концепция формирования единого культурного пространства Ленинградской области как научная основа межрегионального историко-культурного и туристского проекта «Серебряное ожерелье России» // Российский научный журнал. Вестник национальной академии туризма. № 3 (39), июль - сентябрь 2016. С. 8-12.

8. Любичанковский А.В., Любичанковский В.А. Культурное пространство региона в оценке современной российской историографии // Вестник ОГУ, 2011. № 7 (126). С. 124-129.

9. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sakha.gov.ru/o-respublike-saha--kutiya-/o-respublike/ (дата обращения: 14.11.2017).

10. Саввинова Е.Н. Туристское освоение этнокультурного пространства Якутии: Выпускная квалификационная работа бакалавра. СПб.: СПГУ, 2016. С. 27-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.