Научная статья на тему 'Культурное пространство детства'

Культурное пространство детства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
192
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кротов Г. В.

Формируя культурное пространство, человек осуществляет свой способ видения мира. В свою очередь культурное пространство воздействует на человека. Детское культурное пространство имеет свои особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурное пространство детства»

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСТВА

© Кротов Г.В.*

Красноярский краевой театр кукол, г. Красноярск

Формируя культурное пространство, человек осуществляет свой способ видения мира. В свою очередь культурное пространство воздействует на человека. Детское культурное пространство имеет свои особенности.

Сфера культуры - важнейшая форма развития человека и общества. Всепроникающий характер культурной сферы обосновывается ее влиянием на все сферы жизни общества - экономику, политику, информационную сферу, национальную безопасность и другие области. Определение границ сферы культуры затруднено неоднозначностью понятия «культура». У каждого более или менее известного культуролога и философа существуют собственные определения, а часто и концепции культуры. Исследователи отмечают, что в настоящее время в научный оборот введено более 250 различных дефиниций понятия «культура».

Формируя культурное пространство, человек осуществляет свой способ видения мира. В свою очередь культурное пространство воздействует на человека. И не только через создание внешних знаковых форм (архитектура, интерьер, костюм и т.д.), но и через изменение образа жизни, конструирование его нового облика. Значимость формирования единого культурного пространства - одно из стратегических направлений государственного развития культуры и отражено в федеральной целевой программе «Культура России».

Культурное пространство обладает особой структурой, включая в себя культурное пространство природы, культурное пространство социума, культурное пространство коммуникации и культурное пространство интеллекта. В системе культурного пространства человек является системообразующим началом, агентом, конструктом и субъектом культуры. Место человека в культурном пространстве определяет центр и периферию культуры. Задача пространства - вторгнуться в прежде неразличимое, взаимо-слитное первовещество, разделить его и тем самым наделить содержанием прежде его неразличимые части, тем самым давая простор, ввести измерение вертикали, наполнить мир многообразием и разноличием. Только в этом, разделенном мире и можно ориентироваться. Особенно важно пространство для тех, кто только познает мир. Создание культурного пространства для детей - задача важная и сложная. Детское культурное пространство - один из сегментов, составляющих общего культурного про-

* Заместитель директора, аспирант Гуманитарного института профсоюзов (г. Санкт-Петербург)

странства. Это «конкретное социальное пространство», посредством которого ребенок включается в культурные связи общества. Философы, психологи, педагоги, литераторы и биографы фиксируют особую значимость и специфичность того периода, который именуется «мир детства». Конфигурации пространства формирования личности ребенка обуславливают эффекты его последующей успешности или неуспешности. Исследование культурного пространства ребенка важно не только в силу необходимости правильного и осознанного воздействия на процесс формирования личности, но и определения вектора смены поколений, начинающуюся в пространстве детства. Детство - это первый этап жизненного цикла поколения, а сам ребенок является основной ценностью человеческой жизни, это ее продолжение и способ возрождения. Демографическое неблагополучие, характерное для нашей страны, заставляет обратить особое внимание на формирование личности.

Детское культурное пространство имеет свои особенности. Оно присваивает содержание культурного пространства взрослого мира и осваивает способы конструирования и бытия «своих» миров, относительно самостоятельно рожденных и существующих по игровому принципу на основе фантазирования, то есть произвольного создания собственного мира из элементов реального. Это пространство имеет высокую потребность в ориентирах. Ориентир - то, что отличается, возвышается; то, что не похоже на другое и не слито со своим окружением. В пространстве, где нет различий, нет ориентиров, человек теряется. Оно зависит от интеллектуально-творческой деятельности ребенка, воспитания в семье.

Единственный способ изменять конфигурацию пространства состоит в том, чтобы человек из бесконечного пространства культуры в данное историческое время добровольно, в виде сформированной потребности, реализовал те или иные культурные ценности. Напрямую такую задачу решить невозможно. Эта задача решается только с помощью воспитания, формирования культурных потребностей в семье, то есть методами государственного регулирования влиять на культурное пространство невозможно. Поэтому возникает проблема включения каждого нового поколения в культурное пространство, проблема вживания человека в культурное пространство, как в свое собственное, родное. Таким способом включения человека в культурное пространство является воспитание.

Пастернак Б. писал, что «культура в объятия первого желающего не падает». Необходимо «вращивать» ребенка в культуру уже в дошкольном возрасте, т.к. изучение форм и содержания культур помогает ребенку-до-школьнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. Таким образом, система образования, реализуя механизм преемственности в социальной жизни, должна обладать воз-

можностями введения человека в систему культурного пространства и, таким образом, осуществлять целостность культуры. С точки зрения системного подхода любое пространство является частью более обширных систем и потому правомерно рассматривать взаимосвязи территориальных, региональных и других пространств.

Богатство культурной среды образовательного учреждения зависит от богатства культурной среды региона, данного города - той конкретной атмосферы, которая или способствует, или сдерживает развитие культурных сред. Уникальность каждой территории, ее культурного пространства позволяет изменить видение региона, понять его включенность в культурное пространство страны и мира, открыть особенности сформировавшегося здесь типа личности, способов коммуникации, форм духовного освоения мира. В каждом регионе складываются определенные условия жизни сообщества, формируется его отношение к потребностям сфер культуры и образования. Одна из проблем, существующих в сфере культуры для детей: значительное преобладание развлекательной функции произведений для детей над идеалообразующей.

Что же касается сферы дошкольного образования, то можно утверждать, что идеалообразующая функция не является главной. Основой системы государственного дошкольного образования является социализация ребенка и привитие ему базовых норм поведения и базовых образовательных навыков.

В подготовительных группах, где находятся дети в возрасте пятишести лет, конечно, читаются произведения детской литературы, и в садики вывозятся и выездные спектакли детских театров. Но, тем не менее, идеалообразующая функция остается на усмотрении родителей и ближайшего социального окружения ребенка. Иными словами, качественные, полезные и необходимые произведения искусства предоставляются только родителями ребенка. Если встает выбор в предложении ребенку гносеологических и познавательно-интеллектуальных образцов, либо идеалообразующих образцов, то предпочтение отдается познавательно-интеллектуальным образцам. Тем более, выбор среди качественных произведений искусства специально для детей не так велик, и зачастую это приравнивается к развлечению, в отличие от раннего дошкольного образования. Иными словами, родителю привлекательней купить ребенку книгу по развитию логического мышления, чем книгу с репродукциями любого мирового художника, либо музея. Более того, для того чтобы предложить кому-либо какой-то культурный образец, нужно иметь художественный вкус и произвести некоторый художественный отбор на эту работу сознательно готовы немногие родители.

Следовательно, специфика детского культурного пространства имеет свои особенности и характеризуется значительным преобладанием раз-

влекательной функции произведений для детей над идеалообразующей, предпочтением интеллектуальных гносеологических образцов образцам культурным (чувственно-интеллектуальным), а также восприятием детского зрителя «ниже рангом» зрителя взрослого.

Список литературы:

1. Быстрова Н.Н. Структура культурного пространства: автореф. дис. ... д-ра философ. наук / Н.Н. Быстрова. - Томск, 2004.

2. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

3. Мосалев Б.Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостного осмысления / Б.Г. Мосалев. - М., 1998.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1991.

5. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М., 1992.

6. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. - М.: Искусство, 1983.

ТРАДИЦИИ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛТАЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ © Кузькина М.А.*

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

В статье рассмотрено творчество алтайских графиков в контексте традиционной отечественной художественной школы. Проанализированы книжные иллюстрации ведущих графиков Алтая В. А. Раменского, А.К. Дерявского, Ю.Б. Кабанова, Б.Н. Лупачева. Отмечается высокий профессионализм и значение творческой индивидуальности.

Книжная графика вошла в нашу культуру как самобытное и уникальное художественное явление. Графика - на редкость подвижное искусство, она быстро откликается на меняющиеся потребности общества, на все разновидности и все изменения его настроений и вкусов. История книги тесно связана с историей изобразительного искусства и графики, так как именно художникам принадлежала видная роль в создании рукописных книг. Они были творцами и шрифта, и украшений, и рисунков. Художник, средствами изобразительного искусства, воплощает идейно-художественный замысел, создает художественно-декоративный облик книги. Он дол-

* Магистрант. Научный руководитель Т. М. Степанская, доктор искусствоведения, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.