Научная статья на тему 'Культурное многообразие города Сочи (на примере кухни)'

Культурное многообразие города Сочи (на примере кухни) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
448
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КУХНИ / СОЧИ / ЧЕРНОМОРСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ / КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ / HISTORY OF CUISINE / SOCHI / THE BLACK SEA COAST / CULTURAL DIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Багдасарян Сусанна Джамиловна, Карамов Андрей Александрович

В статье раскрывается становление и развитие региональной сочинской кухни на основе формирования этнокультурного многообразия региона, благодаря политике заселения Черноморского побережья во второй половине XIX в. в Российской империи. Каждый народ, этнос имеет свою национальную кухню, продовольственные традиции и предпочтения. В Сочи просматривается взаимопроникновение культур, традиций приготовления и потребления пищи. Городу Сочи насчитывается более 180 лет 180 лет непрерывной интеграции, взаимопроникновения культур и традиций, терпимости и толерантности проживающих народов, умения жить в мире среди всего многообразия человеческих и политических противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the way Sochi regional cuisine was formed and developed on the basis of ethnic and cultural diversity of the region. It began to shape during the colonization of the Black sea coast by the Russian Empire in the second half of the XIX century. It is a well-known fact that every nation and ethnic group hastheir own national cuisine, food traditions and preferences. Sochiprovides an example of the interpenetration of cultures, traditions of cooking and eating. The city of Sochi is more than 180 years old. The city has been characterized by continuous integration, interpenetration of cultures and traditions, tolerance of its peoples, their ability to live in peace among the diversity of human and political contradictions.

Текст научной работы на тему «Культурное многообразие города Сочи (на примере кухни)»

УДК 93 ББК 63.7

С.Д. Багдасарян1, А.А. Карамов2

'Сочинский государственный университет 2Российский университет дружбы народов (Сочинский институт)

КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ ГОРОДА СОЧИ (НА ПРИМЕРЕ КУХНИ)

В статье раскрывается становление и развитие региональной сочинской кухни на основе формирования этнокультурного многообразия региона, благодаря политике заселения Черноморского побережья во второй половине XIX в. в Российской империи. Каждый народ, этнос имеет свою национальную кухню, продовольственные традиции и предпочтения. В Сочи просматривается взаимопроникновение культур, традиций приготовления и потребления пищи. Городу Сочи насчитывается более 180 лет - 180 лет непрерывной интеграции, взаимопроникновения культур и традиций, терпимости и толерантности проживающих народов, умения жить в мире среди всего многообразия человеческих и политических противоречий.

Ключевые слова: история кухни; Сочи; Черноморское побережье; культурное многообразие.

S.D. Bagdasaryan1, A.A. Karamov2

'Sochi state University 2Federal state Autonomous educational institution of higher education «Russian University of friendship of peoples»

THE CULTURAL DIVERSITY OF THE CITY SOCHI (ON THE EXAMPLE OF THE CUISINE)

The article describes the way Sochi regional cuisine was formed and developed on the basis of ethnic and cultural diversity of the region. It began to shape during the colonization of the Black sea coast by the Russian Empire in the second half of the XIX century. It is a well-known fact that every nation and ethnic group hastheir own national cuisine, food traditions and preferences. Sochiprovides an example of the interpenetration of cultures, traditions of cooking and eating. The city of Sochi is more than 180 years old. The city has been characterized by continuous integration, interpenetration of cultures and traditions, tolerance of its peoples, their ability to live in peace among the diversity of human and political contradictions.

Key words: history of cuisine; Sochi; the Black sea coast; cultural diversity.

Процесс колонизации Черноморского Побережья Кавказа во второй половине XIX в. заложил основание этнокультурному многообразию и не только повлиял на формирование пестрого этнического состава, но и привел к становлению местной кухни, общей для многонационального состава Сочи-Мацестинского района. Говоря о возникновении региональной кухни, стоит уделить отдельное внимание заселению региона.

Существенный вклад в формирование первых знаний о регионе, народах, заселяющих данную местность, их культурных традициях внесли русские офицеры -участники Кавказских войн: В.П. Доброхотов, Ф.Ф. Торнау и др. Однако труды этих авторов носят описательный публицистический характер, иллюстрирующий повседневность нового региона Российской империи. В одной из первых работ

«Черноморское побережье Кавказа», написанной в 1916г. Доброхотовым, констатируется экономическая составляющая состояния этого места на рубеже XIX-XX вв. [6, с.4], автор делает выводы относительного развития исследуемого региона в период 25-летней колонизации. Серьезную роль в историографии по вопросам изучения региона занимает работа авторов И.С. Хатисова, А. Ратиньянц «Отчет комиссии по исследованию земель на Северно-Восточном берегу Черного моря, между реками Туапсе и Бзыбью», написанная в 1867 г.

В значительной части исследование А.В. Верещагина «Исторический обзор колонизации Черноморского побережья Кавказа», написанное в 1885 г., показывает результаты колонизации, не учитывая в полной мере культурный аспект жизнедеятельности. В его книге «В отношении водворения переселенцев... политические соображения находились в противоположности с соображениями экономическими... Главное управление наместника Кавказского предложило: давать преимущественно русским поселенцам, но не отказывать в поселении христианским переселенцам из Закавказского края, из Анатолии, из славянских земель и прочее. На первых можно рассчитывать как на ядро населения, обеспечивающее этнографическое соединение этого края с Империей; на вторых же - как на деятелей для освоения сообразных климату и почве отраслей хозяйства» [4, с. 7-8]. Как мы видим, Верещагина интересовал политический и экономический аспект, хотя их связь с культурой прямо пропорциональна.

При отборе историографического материала необходимо выделить работы историков последних лет (А.Е. Загребина, О.М. Мельниковой, Е.Ю. Бобровой, А. Д. Шипилова, М.П. Мохначевой и др.), исследователей региональной истории и научного краеведения, внесших вклад своими монографическими работами, публикациями и выступлениями на конференциях в развитие отечественной исторической науки [7, с. 8].

Заметна также работа местного краеведа С. А. Артюхова «История Большого Сочи 1837-1918 гг.», в одной из глав автор уделяет внимание политике переселения, этническому и культурному многообразию этого исторического процесса. И.А.Тверетинов, историк-архивист, в своей диссертации «Особенности социально-экономического развития Сочинского округа во второй половине XIX - начале XX вв.» выявил ряд особенностей социально-экономических этапов развития Сочинского округа в период со второй половины XIX и начала XX вв. и рассмотрел процесс формирования региона после периода войн Российской империи на Кавказе. В.В.Соловьева в диссертационном исследовании изучила процессы переселенческой политики в Черноморской губернии (округа) в конце XIX - первой четверти XX вв., так же придя к выводам о поликультурности переселенческой политики [7, с. 10].

Как мы видим, исследователей привлекали события гражданской войны, революционного прошлого, история заселения и административно-территориальных видоизменений района, возникновение Сочи-Мацестинского всесоюзного курорта [15, с. 12].

Многочисленные источники о материальной культуре горских племен свидетельствуют о развитой агрокультуре местности. В хозяйстве значительное место занимало животноводство, земледелие, садоводство, бортничество и пасечное пчеловодство. Сбор мёда был единственным источником сахара, а также мёд и воск являлись предметами торговли с Османской империей. Второстепенную роль занимали охота и ремесло.

Интенсивной зоной развития земледелия стала приморская полого-холмистая и низкогорная полоса. По свидетельству современника В. Д. Скорягина, здесь «не увидишь ни одного клока земли, доступного к обработке, который остался бы в запущении. Горы изрезаны до самых вершин шахматами пашней» [14, с. 56]. Следовательно, сельскохозяйственная культура у горцев находилась на относительно высоком уровне.

«Горские племена выращивали кукурузу, просо, в меньшей степени - пшеницу, ячмень, овес, коноплю. Несмотря на трудности и примитивные методы обработки почвы, они получали хорошие урожаи различных злаковых культур» [12, с. 98].

Из кукурузы готовили тогда и готовят до сих пор блюдо под названием Паста. Это была густо сваренная, утрамбованная каша, а после остывания ее нарезали и использовали как хлеб. Интересно то, что переселенцы-молдаване, готовят кукурузную кашу «мамалыгу», которая схожа по описанию с «пастой». Кроме того, в соседних современных республиках Абхазии и Грузии распространена каша «мамалыга», очень похожая на черкесскую «пасту». В настоящее время потомки первых переселенцев: русские, армяне, грузины, греки - готовят кашу под названием «мамалыга». Произошел симбиоз и наслоение культурных традиций разных народов, что привело распространению этого блюда как общесочинского. «Горцы всегда имели большой запас хлеба и при удобном случае доставляли к морскому берегу и сбывали турецким торговцам» [16, с. 25].

Выращивали огородные культуры, такие как бобы, горох, морковь, лук, чеснок, репа, красный перец, свекла, тыква, капуста, огурец и томаты. Их этому научили русские пленные [9]. Немалую историческую роль в развитии аграрной культуры горцев сыграли торговые отношения с греческими полисами, римлянами, византийцами, генуэзцами, а позже с турками.

Садоводство имело очень большое значение в хозяйстве. Именно Кавказ признан крупнейшими специалистами как один из важнейших в масштабах Евразии центров доместикации яблони, груши, сливы, черешни, каштана. Сады простирались в полого-холмистой и низкогорной полосе на высоте до 800-900 м над уровнем моря. «Множество широких, развесистых ореховых деревьев, вьющиеся по ольховым и хурмовым деревьямвиноградные лозы, шелковица, сильные и здоровые яблони, черешни и грушевые деревья - все это вперемежку встречались на каждом шагу ущелья» [18, с. 41]. Каштановые рощи произрастали сплошным массивом, в частности в Медовеевской поляне. «Каштановыми деревьями, дающими пропитание большей части бедного населения, у которого очень часто недостает пшена и кукурузы» [17, с. 304] - наблюдал русский офицер Ф.Ф. Торнау в 1835 г., во время разведывательной экспедиции.

Регион славился своими виноградниками, что было отмечено в воспоминаниях офицера-разведчика Дж. Белла, которого сильно удивило наличие алкогольной продукции у исламских народов: «Вечером моего приезда мой хозяин, являющийся строгим мусульманином, спросил меня, не выпью ли я вина или водки. После моего отказа ... принесли ... ликер, который я предпочту» [1, с. 19]. Польский офицер Т. Лапинский сравнивал вкусовые качества местного вина с вином греческих островов. У горцев всеми очевидцами отмечен особый обычай: отправляясь весной в окружающие леса, брать с собой черенки культурных сортов плодовых деревьев и прививать их на дикие фруктовые деревья, следовательно, сформировались лесосады, остатки которых сохранились и до наших дней.

«В Убыхии и в соседних территориях в обилии имелась культура кизила. Его много было особенно в Сочинском и Туапсинском регионах, где он рос вместе с алычей, боярышником, орешником и терном в лесосадах, под покровом другой древесной растительности» [9]. Что касается животноводства, то Ф.Ф. Торнау в 1835 г. описывает: «Весьма немного открытых мест для пастбищ и полей. Из царства животных водятся здесь в небольшом количестве лошади, ослы, буйволы, порода мелкорослых коров, изредка бараны и козы. из домашних птиц видны только куры» [16, с. 455].

М.И. Венюков отметил интересную черту породы коров, которых он наблюдал в приморском районе Кавказа: «Горские коровы молока не дают, кроме того времени, когда кормят телят....» [3, с. 185]. Следовательно, источником молока были козы. Это явление объяснил В. Борисов: «Коза дает довольно много молока; обыкновенно считают, что четыре козы дают столько молока, сколько дает одна корова» [2]. Из этого молока горцы варили сыр. Особая технология приготовления сыра являлась гарантом долгого хранения. Сыр коптили в дымоходах домашних печей, до твердости.

Ежедневно горцы готовили кисломолочный продукт называемый айран. Молоко кипятили и после кратковременного отстоя обращали в айран с помощь закваски, которая передавалась поколениями. Об этом имеется целый ряд свидетельств. Так, в своей заметке ветврач Кара-Висильев писал: «Многие семьи питаются исключительно айраном» [8]. И. С. Хатисов описывает горский чай, который посчастливилось пить русским офицерам. Этот чай собирали в горных районах с растения, называемого чайным деревом, ботаническое название которого - Vaccinium ArctostaphylosL. [17, с. 41].

Обед черкеса состоял из тяжелой и жирной пищи. Основным приемом еды являлся ужин, который начинался после захода солнца. Дж. Белл описывает свой первый обед в Черкесии: «Я правильно сделал, что совершил прогулку, ибо по моему возвращению забили козленка, который помог мне представить себе настоящий обед горца, обед, детали которого я хочу изложить как образец изобилия.... Сперва подали лепешки и молоко, затем на деревянном подносе с четырьмя ножками - обильную порцию густой пасты, в середине которой была деревянная ваза, наполненная подливой, состоящей из молока, орехового масла и capsicum, а вокруг пасты на подносе (так как здесь нет блюда) были разложены кусочки сваренного козленка, самые нежные куски которого подал мне один из хозяйских сыновей; затем появилась большая чаша виноградного сиропа, разбавленного водой, который предложен мне был как специфическое средство для переваривания жира. За этой первой чашей последовала вторая, наполненная молоком, смешанным с пастой, и я уже более чем достаточно поел, когда принесли большую чашу отменного бульона из козленка с бобами и другими овощами, который мне необходимо было еще испробовать» [1, с. 22].

Дж. А. Лонгворт - корреспондент лондонской газеты «Таймс», побывавший вместе с Беллом в 1839 г. в Черкесии. Его труд «Год среди черкесов» можно использовать в качестве дополнения: «. хозяин поднес мне большую чашу с напитком, который татары называют «буза» (boza), а черкесы «суат» (souat); это смесь из перебродившего просяного зерна и меда, густая и мутная. Обед. состоял из нескольких блюд, которые поочередно подавались на круглый трехногий стол, размерами что-то вроде приставной табуретки. Специально для нас забили овцу, и баранину нам подавали на тонкой просяной лепешке вместо тарелки. Эта лепешка, мягкая и влажная, легко принимает требуемую форму, то есть в центре делается углубление для соуса, ограниченное валиком, а по краям кладутся приличные куски баранины или говядины.

Кинжалы никогда не применяются для приема пищи, а вот эти маленькие ножи служат одновременно как для нарезания пищи, так и для бритья голов. За мясом последовал мясной отвар, разлитый в большие деревянные миски. Последовавшие затем блюда состояли главным образом из лепешек, «каймака», или крема, ватрушек, паштета, завернутого в виноградные листья, и, наконец, большой чаши «йогхорта» (yoghort), или свернувшегося молока, которое как «пилаф» (pilaff) в Турции, неизменно завершает пиршество» [10, с. 4].

В результате переселения горцев после войны 1864 г. происходит почти полное запустение и заброшенность сельского хозяйства на побережье Кавказа. Российское правительство ставит задачи по освоению региона в процессе заселения его переселенцами,

которые и привнесли палитру разных этнических и культурных парадигм во все сферы общественной жизни района Северного Причерноморья.

Колонизация края оказалась настолько трудна для выполнения, что прошло полстолетия, прежде чем опустевшая родина горцев стала культивироваться. Миграция горцев прервала развитие агрикультур, и переселенцам пришлось осваивать регион заново в течение первых лет. Первые попытки правительства переселить безземельных крестьян из центральной полосы России, а также донских казаков не завершились успехом, так как они не имели опыта и навыков ведения хозяйства в субтропическом климате.

В связи с истреблением немусульманского населения в Турции в Россию прибывали новые потоки беженцев. В 1883 г. мигрировали первые партии амхшенских армян. «Они оказались наиболее приспособленными из всех переселенцев к жизни в сочинских низкогорных субтропиках, так как имели навыки горного земледелия и смогли быстро наладить свои хозяйства» [5, с. 347].

В последующие годы было еще несколько потоков армянских, греческих, старообрядческих переселенцев из Турции и Сирии, бежавших от истребления. Армяне начали разводить табак, фасоль, лахану, пряные травы, огородные культуры и т.д., они внесли большой вклад в развитие кухни города, тем самым распространяя блюда из овощей, мяса на открытом огне, использование пряных трав. Большинство овощных блюд готовят из баклажанов, помидоров, репчатого лука, перца разных сортов, например, общее для всех народов Сочи блюдо «аджапсандал». Оно представляет собой тушеные овощи на сковороде, заправленные чесноком, свежими пряными травами: базиликом, петрушкой, кориандром. Популярным стало приготовление в подземной или наземной печи -танир (тандыр) хлеба, такого, как армянский или грузинский лаваш.

В период с 1869-1878 гг. семьи малоазийских греков переселились в Красную поляну. Греки внесли в только формирующуюся сочинскую кухню соус дзадзики, который готовится из местных продуктов сметаны или мацони, заменивших основу соуса - греческий йогурт. Этот соус является заправкой многих блюд, употребляемых в Сочи. Также привезли свой исконный рецепт сувлака, который готовится из курицы или свинины, а для мусульман - из баранины. Понтийские греки-беженцы из Турции внесли распространенную во многих арабских странах шаверму или донер-кебаб, которая прижилась в Сочи под названием шаурма. Её готовят из свинины; для мусульманских народов из баранины, курицы. Греки способствовали возделыванию масленичных деревьев, распространению маринованных маслин. Армяне и греки популяризировали в Сочи приготовление кофе на песке. В современном городе у жителей возник так называемый «ритуал» приема кофе: многочасовое распитие напитка, сопровождающееся приятной беседой.

«Постепенно табаководство начало распространяться по всему побережью, причем лучшими плантаторами являлись выходцы из Турции армяне и греки, а впоследствии культурой табака занялись и русские переселенцы» [6].

Эстонские переселенцы основали поселения в Адлере и в Абхазии. Сегодня местные блюда дополняют эстонские, в частности, холодец, который распространился в праздничном меню сочинцев. Кроме того, эстонцы внесли в формирующуюся кухню хмель и технологию пивоварения.

В 1897 г. всероссийская перепись населения зафиксировала в Сочинском округе 18 636 человек. Материалы переписи дают довольно пеструю этнографическую картину сочинского населения: на территории округа проживали представители 23 национальностей, не считая этнографических групп [10, с. 136]. Приведем статистические

данные того времени и процентное соотношение населения. Армяне - 3875 чел. и 28,5%; русские (великороссы, малороссы, белорусы) - 3854 чел. и 28,5%; греки -2092 чел. и 15,5%; грузины (мегрелы, имеретины, лазы и хеврусы) - 1001 чел. и 7,5%; черкесы - 746 чел. и 5,5%; молдаване - 613 чел. и 4,5%; эстонцы - 599 чел. и 4,4%; турки - 322 чел. и 2,5%; немцы - 166 чел. и 1,2%; персы - 59 чел. и 0,4%; поляки -49 чел. и 0,4%; татары (в т.ч. азербайджанцы) - 28 чел. и 0,2%; латыши - 14 чел. и 0,1%; кавказские горцы (в т.ч. рутульцы, кистинцы) - 14 чел. и 0,2%; евреи - 13 чел. и 0,1%; чехи - 12 чел. и 0,1%; финны - 8 чел. и 0,1%; мордва - 7 чел. и 0,1%.

В пределах Сочинского округа устроены поселения с пестрым национальным составом, что и привело к взаимопроникновению национальных рецептов народов, проживающих в Сочи. Так началось распространение общих для славянского братства блюд, таких как борщ, вареники, солянка, щи, пельмени, пироги, квашение овощей и фруктов.

Особенность кухонной традиции города Сочи состоит в том, что распространено употребление в большом количестве фруктов, овощей, пряных трав, сухих смесей пряностей, множество сортов сыров (каждый народ-переселенец привносил в развитие кухни свои национальные методы сыроварения), приготовление хлеба и блюд в танире (тандыре), русских печах, приготовление мяса, овощей на открытом огне-мангале. Всеобщее признание получили сладкие блюда, такие как пахлава, халва, нуга, пастила из разнообразных региональных фруктов, щербет, сухофрукты. Кроме того, повсеместно употребляется рыба морская и речная, в частности форель, одна из широко используемых в рационе сочинцев.

Местные жители выращивают «белый» сорт кукурузы. Семена кукурузы перемалывают в муку крупного помола и готовят кашу (пасту) - мамалыгу, которая подается с сыром сулугуни. Это блюдо является откликом черкесской культуры.

Наряду с овощами, употребляют крапиву, стебли лопуха, портулак, молодые побеги зимбилак, рукколу, шпинат, молодую ботву огородных культур, черемшу, пряные травы, в частности петрушку, кондари, чаман, базилик, сельдерей, брас, молодые стрелки чеснока, мяты, кориандр. Из свежих побегов крапивы варят кашу (пасту) с использованием кукурузной муки, свежей садовой мяты, чеснока. Портулак добавляют в омлет.

Одним из распространенных методов консервации, привнесенном армянами-беженцами, является турша. Молодые черешки листьев лопуха, собранные весной, очищают и варят, далее оставляют для охлаждения и последующего брожения с пряностями. После брожения процеживают, рассол кипятят и заливают в банки с предварительно уложенными в них черешками лопуха. Для улучшения вкусовых качеств турши смело добавляют домашний чеснок, красный стручковый перец. Также консервируют зимбилак, фасоль, грибы, стручки свежего гороха, капусту, чайоты (мексиканский огурец).

Общими для всех народов Сочи стали продукты переработки молока: сулугуни, брынза, адыгейский, чанах, имеретинский, творожный, копченый чечел-сыры; зернистый творог, сметана, масло, мацони, айран, тан, хотя переселенцы жили в замкнутых общинах. Однако перед будущими сочинцами возникает ряд трудностей: переселенцы из Российской империи не были привыкшими к ведению сельского хозяйства в местных климатических и рельефных условия, поэтому им угрожал голод; переселенцы из Малой Азии и Османской империи были подготовлены к жизни в субтропическом климате, но всем им угрожала страшная болезнь болотистых низменностей - малярия.

Основное решение этих проблем проявилось в межнациональной коммуникации, которая проявилась в оказании помощи, советах, обмену опытом и т. п. Именно в тот момент начинает определяться продовольственная корзина сочинца, так как происходит культурный обмен, начавшийся с взаимопомощи «на земле». Славянские переселенцы переняли у армян и греков методы выращивания сельскохозяйственных культур. Славяне, в свою очередь, научили их новым методам строительства домов и помогли адаптироваться в новом государстве. На этом этапе прослеживается начальная стадия глобализации в территориальных рамках.

В результате мы получаем общество, которое взаимодействует между собой. Растут поселения, в которых проживает множество представителей этнических групп. Сочинский округ уже не разделен на замкнутые общины. Он представляет собой в основном крестьянский многонациональный социум, который стал на путь единения перед угрозой выживания.

Значительный толчок развития дала огромная внутренняя миграция в рамках РСФСР, СССР. Миллионы людей, всю жизнь прожившие на одном месте, впервые оказались в другом, часто инонациональном районе страны, соприкасались с совершенно иным бытом, незнакомой им кухней, непривычными для них продуктами [11, с. 47]. Началось проникновение региональных кулинарных особенностей в формирующуюся сочинскую кухню.

Происходил невиданный до тех пор быстрый рост городского населения за счет сельского, когда соотношение между городским и сельским населением всюду стало резко изменяться в пользу первого. Во всех развитых промышленных странах встала задача быстрого и бесперебойного снабжения больших масс населения питанием [11, с. 10]. Начинается эпоха общественного питания, заключавшаяся в стандартизации, унификации кухни.

Однако советское сочинское меню этот процесс не затрагивало, так как характерная черта города - «вечно отдыхающий человек». Турист не только приезжает ради отдыха, но и желает прикоснуться к особенной культуре питания. Где ещё советский шахтер из Воркуты попробует настоящий кавказский шашлык, толму, сациви, драники, туршу и множество свежих субтропических фруктов?

Следующий этап затрагивает распад СССР и оформление современной России. Дало новый толчок решение 119-ой сессии Международного олимпийского комитета о проведении Зимних Олимпийских и Параолимпийских игр в 2014 г. в Сочи. В результате масштабной 7-летней подготовки к проведению игр мы получаем развитие европейской, азиатской, восточной кухонь. В городе-курорте Сочи открывается множество ресторанов с национальными кухнями народов.

В 2014 г. в связи с Указом Президента РФ № 560 от 06.08.2014 принят документ, согласно которому утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, ввоз которых на территорию России запрещен. Следовательно, переходом на отечественные продукты стала реинкарнация национальных, этнических кухонь народов и регионов нашей необъятной Родины и, в частности, Сочи.

Сочинская региональная кухня вобрала в себя, все самое лучшее, вкусное, яркое из национальных кухонь народов. На протяжении многих веков в Сочи проживали различные народности, поэтому здесь довольно сложно выделить отдельную национальную кухню Сочи. Вся представленная здесь кулинария - это результат смешения кавказской, узбекской, армянской, белорусской, украинской, греческой и, конечно же, русской кухонь. Национальная кулинария создается общностью народа, общностью

свойственных ему вкусов. Это не означает, что национальная кухня есть нечто замкнутое, застывшее раз и навсегда. Существуют взаимопроникновения национальных кухонь, что и наблюдается в современном Сочи.

Список литературы

1. Белл Джеймс. Дневник пребывания в Черкессии в течение 1837-1839 гг. Пер. с англ. К.А. Мальбахов. - Нальчик, 2007. - Т.1. - С.22.

2. Борисов В. Сельскохозяйственные очерки восточного берега Черногоморя (Черноморскго округа Куб. обл.) // Земледельческая газета.- 1873. - №41.

3. Венюков М.И. Исследования и материалы // Ландшафт, этн. И ист. Процессы на Сев. Кавказе в Х1Х-нач. ХХв. - Нальчик, 2004. - С.185-186.

4. Верещагин А.В. Исторический обзор колонизации Черноморского побережья Кавказа. - 1885. - С.7-8.

5. Ворошилов В.И. История Убыхов. - Москва, 2006. - С.347.

6. Доброхотов В.П. Черноморское побережье Кавказа. - 2009. - С.526.

7. Ермачков И.А. Город-курорт Сочи в период перестройки (1985-1991 гг.): социально-экономический аспект.дисс. канд. истор. наук. - Сочи, 2016. - С.8.

8. Кара-Васильев. Заметка об айране. Вестник общественной ветеринарии. -1907. - №16.

9. Кишмахов М.Х-Б. Культура жизнеобеспечения убыхов как основа их политического строя и правовой системы// Северо-Кавказский юридический вестник. 2017. - №1.

10. Лонгворт Дж. А.Год среди черкесов. - 1840. - С.4.

11. Похлебкин В .В. Национальные кухни наших народов. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. - 639 с.

12. Розин И.Н. Сельское хозяйство Сочинского округа до Великой Октябрьской Социалистической революции// В кн. Докладе Сочинского отдела географического общества СССР. - 1971. - №2 - С.98.

13. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры: Учеб.пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - С.365.

14. Скорягин В.Д. Заметки о Кавказе // Отечественные записки -1862, май. - С. 56.

15. Тверитинов И.А. Очерки истории Большого Сочи/ Под общ.ред. проф. В.Е. Щет-нева. В 4 т. Т. 1. - Сочи: РИО СГУТиКД, 2006. - С.488.

16. Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера. Ч. II. М.: «АИРО-ХХ1». 2008 -С.455-456.

17. Хатисов И.С., А. Ратиньянц. Отчет комиссии по исследованию земель на Северно-Восточном берегу Черного моря, между реками Туапсе и Бзыбью.// Записки Кавказского общества сельского хозяйства. - Тифлис, - 1867. - С.41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.