Научная статья на тему 'Культурное и конфессиональное влияние ромейской империи на окружающие народы віх-х веках'

Культурное и конфессиональное влияние ромейской империи на окружающие народы віх-х веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кирилл и Мефодий / Ромейская империя / Константинополь / Крещение славян / Римский Папа / славяне-россы / этнокультурное общение / Education. Cyril and Methodius. Empire Romeev. Constantinople. Slavs. Epiphany. The pope. Slavs of Russia. Ethno-cultural communication

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абрамов Дмитрий Михайлович

Культурное и конфессиональное влияние Ромейской империи с одной стороны обогатило традиции и жизнь многих окрестных народов. Огромную роль в этом деле сыграло подвижничество славянских просветителей святых Кирилла и Мефодия. С другой стороны, распространение ортодоксального христианского учения вызвало политическое и военное противостояние между западными и восточными иерархами Вселенской Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND CONFESSIONAL INFLUENCE OF THE ROMAIC EMPIRE ON THE SUITOUNDING PEOPLES IN THE IX-X CENTURIES

The cultural and confessional influence of the Roman Empire on the one hand enriched the traditions and life of many surrounding peoples. A huge role in this matter was played by the asceticism of the Slavic enlighteners Saints Cyril and Methodius. On the other hand, the spread of orthodox Christian teaching caused political and military confrontation between the western and eastern hierarchs of the Ecumenical Church.

Текст научной работы на тему «Культурное и конфессиональное влияние ромейской империи на окружающие народы віх-х веках»

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ МИРА

RAR

УДК: 239, 821.16 ББК: 70, 86.372, 86.375 10.34685/HI.2020.29.2.011

КУЛЬТУРНОЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ РОМЕЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА ОКРУЖАЮЩИЕ НАРОДЫ ВIX-X ВЕКАХ

Абрамов Дмитрий Михайлович

кандидат культурологии. Член Союза писателей России, доцент, Учебный научный центр Региональной истории, краеведения и москвоведения, Историко-архивный институту Российского государственного гуманитарного

Университета.

Москва, улица Никольская, дом № 15/1, 109012.

e-mail: abramov_dmitriy@mail.ru

Аннотация

Культурное и конфессиональное влияние Ромейской империи с одной стороны обогатило традиции и жизнь многих окрестных народов. Огромную роль в этом деле сыграло подвижничество славянских просветителей святых Кирилла и Мефодия. С другой стороны, распространение ортодоксального христианского учения вызвало политическое и военное противостояние между западными и восточными иерархами Вселенской Церкви.

Ключевые слова

Кирилл и Мефодий, Ромейская империя, Константинополь, Крещение славян, Римский Папа, славяне-россы, этнокультурное общение.

Завоевательный потенциал арабо-исламско-го мира в IX - X вв. был далеко ещё не исчерпан. Главным противником арабских завоевателей оставались восточнохристианские государства и народы Кавказа, Малой Азии и Сирии, Юго-Восточной и Южной Европы. Для осуществления своих завоевательных устремлений арабы построили подвижный и быстрый парусно-гребной флот. Главной целью арабов был захват островов и

прибрежных городов Средиземного моря, а также морской разбой - пиратство1. Арабская опасность заставила сблизиться с империей славянские города на Адриатическом побережье. В 866 году Дубровник был осажден арабской эскадрой. Го-

1 Грюненбаум Г. Э. Классический ислам. Очерк истории (600 - 1258). М„ 1988.

род упорно сопротивлялся, но стало ясно, что ду-бровчанам своими силами не отразить врага. Тогда в Константинополь было послано посольство ко двору Василия I. Император немедленно откликнулся на просьбу дубровчан. Большая ромей-ская эскадра была послана в Адриатическое море. Арабы не приняли боя и, сняв длительную осаду Дубровника, отошли в свои воды. В дальнейшем дубровчане, а также хорваты и сербы принимали участие в военных действиях против арабов на территории Италии. Некоторое время спустя Дубровник и другие славянские города Адриатики (Котор, Задар, Сплит) признали суверенитет империи. В 70-х гг. IX века была образована фема Далмация. Правительство Василия I поддерживало связи и с независимыми сербскими князьями-жупанами, стоявшими во главе своих племен. Велись переговоры об отправке в Сербию православной миссии, чтобы завершить крещение сербов, начатое ранее2. Сочинения ромейского императора Константина Багрянородного «О фемах» и «О народах» в разделе «О Далматии и соседних с нею народах» довольно ярко свидетельствуют об этом: «Со временем царствования императора Ромеев Ираклия, ... вся Далматия и окружающие её племена, а именно: Хорваты, Сербы, Захлум-цы, Тервуняне, Капалиты (копавляне), Дукляне, Арентане (неречане) и Паганы (некрещенные) были подвластны императору Ромеев. Князей, как говорят, эти племена не имеют, кроме жупанов -старшин на подобие того, как этот обычай имеют и остальные славяне. Но большая часть этих славян не была крещена, а долгое время оставалась некрещеной. В царствование же христолюбивого императора Василия они послали послов, прося и взывая, чтобы он крестил некрещеных между ними, и чтобы быть им, как с самого начала под властью Империи Ромеев. Послушав их, тот блаженной памяти славный император отправил царского человека с духовенством и крестил у названных народов всех некрещеных, а когда они были крещены, поставил им князей, которых они хотели и сами выбирали из наиболее чтимого и любимого ими рода»3.

Каждан А. П. Внешнеполитическое положение империи в середине IX - середине X в. // История Византии. В 3-х тт. Т. 2. М. : Наука, 1967. С. 197 - 198.

Константин Багрянородный. «О фемах» и «О народах». М., 1899. С. 106 - 107; см. также: Константин Багрянородный. Об управлении империей. Известия Констан-

Отметим, что византийские власти и дипломаты проводили довольно гибкую и тонкую политику в отношениях с обращаемыми в христианство славянскими народами. Важным вектором этой политики был социальный аспект. Стержневым мотивом здесь становилась опора на военно-дружинную славянскую элиту, возглавляемую князьями. В приведенном историческом источнике нет сведений о том, на каком языке греческие миссионеры проповедовали и вели богослужение. Однако, можно с большой долей уверенности утверждать, что «христолюбивый император Василий» использовал опыт миссионерской деятельности святых Кирилла и Мефодия.

Еще одним очень ярким и живым примером миссионерской, культурно-просветительской а равно и военно-политической активности ромеев в землях, заселенных славянами, являются свидетельства Моневасийской хроники (начала IX века), касающиеся истории балканских владений империи в конце VI- начале IX века. В хронике описаны события, связанные с заселением славянами Северной, Средней и Южной Греции и островов Эгейского моря. С данными Монемвасийской хроники совпадают и свидетельства автора «Чудес св. Димитрия Солунского» архиепископа Иоанна» начала VII века. Последний писал, что славяне «решили опустошить всю Фессалию и острова вокруг нее и Эллады, ещё Кикладские острова, и всю Ахайю, Эпир, и большую [часть] Иллирика и часть Асии». Он перечислил и ряд славянских племен: «друговитов», «сагудатов», «велегезитов», «ваюни-тов», «верзитов» («берзитов») и др., которые, осадив Фессалоники, отстроили большую флотилию судов-«моноксилов», для завоевания островов4. Но еще более интересны в этом аспекте данные анонимного автора Монемвасийской хроники. Он также свидетельствовал, что «во время второго вторжения он (враг - Д. А.) захватил всю Фессалию и всю Элладу, как Старый Эпир и Аттику и Евбею. Наконец, напав на Пелопоннес, они (славяне во главе с аварами - Д. А.) овладели имсилой и, отбросив и унизив благородные эллинские народы, поселились на нем сами.

тина Багрянородного о сербах и хорватах. Под ред. Грота. СПб., 1880.

Чудеса св. Димитрия Солунского. Вступ. статья, пер. и коммент. Ивановой О. В. // Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. II. (VII - IX вв.). М., 1995. С. 125.

79

2

4

Итак, авары (во главе славян - Д. А.), завладевшие Пелопоннесом и поселившиеся на нем, удержались [здесь] в течение двухсот восемнадцати лет, не подвластные ни василевсу Ромеев, ни кому-либо другому, а именно с 6069 года от сотворения мира (ок. 588 г. н. э. - Д. А.), который был шестым годом царствования Маврикия, вплоть до 6313 года (ок. 805 г. н. э. - Д. А.), который был четвертым годом царствования Никифора Старшего...

Но так как восточная часть Пелопоннеса, от Коринфа до Малеи, была - из-за скалистости и труднодоступности свободной от славян, в эту часть и был послан василевсом Ромеев стратиг Пелопоннеса. совершив военное нападение на славянский народ, захватил [их] ... окончательно и позволил [тем самым] прежним обитателям (грекам - Д. А.) снова обосноваться в родных местах. Узнав об этом, вышеназванный василевс Ни-кифор, исполненный радости, позаботился также о том, чтобы обновить тамошние города и отстроить церкви, которые варвары сровняли с землей, а самих варваров превратить в христиан. .Он своим повелением водворил их (греков - Д.А.) снова на прежнем месте с их собственным пастырем, . Поэтому и варвары, внемля проповедям, при помощи Божией и по милости [Его], крестились и присоединились к вере христианской - во славу и благодарение Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков»5.

На исходе иконоборческого периода ро-мейские политики и миссионеры повели активную деятельность, направленную на ассимиляцию и обращение в христианство многочисленных славянских племен, заселивших Грецию еще в VI-VII веках. Так было заложено основание для того, чтобы начался новый этап приобщения к восточнохристианской ойкумене окрестных народов Европы.

Отметим и то, что «Славянская иммиграция принесла с собой новыя правовыя воззрения и чуждыя греко-римскому обществу формы земельного владения. И это всё должно было ярко отразиться в новом законодательстве. Вот почему при изучении различных юридических актов империи славянский элемент должен быть принимаем во внимание. Многочисленным списки этого закона на славянском языке, равно как и включе-

Монемвасийская хроника. Вступ. статья, пер. и коммент. Литаврина Г. Г. // Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. II. (VII - IX вв.). М., 1995. С. 329 - 331.

ние его в древние русские юридические сборники придает ему важное значение в вопросе культурного обмена между Византией и славянами», - писал отечественный исследователь М. Г. Попружен-ко еще в 1917 году6.

С начала X столетия всё более важную роль в международных отношениях на территории Восточной и Юго-Восточной Европы начинает играть ещё одно крупное языческое государство - Киевская Русь. В ту эпоху началось активное проникновение в Восточную Европу морских «варяжских» (западнославянских и, возможно, норманнских) дружин. По рекам Восточной Европы варяги и славяно-россы смогли проложить более короткий и удобный, путь в Константинополь и в крупнейшие города Ро-мейской империи - путь «из варяг в греки». На протяжении Х-Х! веков этот путь имел огромное культурно-религиозное, торгово-экономическое и военно-политическое значение как для Ромей-ской империи, так и для соседних с ней народов и государств. Зачастую уже в X - IX веках варяж-ско-славяно-росские дружины нанимались на военную службу в империи. Норанее - в VIII-первой половине Квека отношения между славя-но-россами и варягами с одной стороны и ромея-ми с другой носили скорее враждебный характер.

Есть сообщения о том, что ещё в VIII веке руссы нападали на северо-черноморские колонии империи: Херсонес, Керчь и даже захватывали Судак. В первой половине IX века славяно-росские дружины совершили ещё два похода на земли Ро-мейской империи и даже овладели богатым торговым портом империи Амастридой в 842 году. Русский флот проходил через Босфор, но брать приступом мощные оборонительные сооружения Константинополя руссы ещё не решались. Но уже и тогда закладывались основы дружеских отношений между Русью и Империей Ромеев. Так в 838 году к императору Феофилу прибывало посольство из Киева, которое, скорее всего, вело переговоры о взаимной торговле и союзе против хазар. Затем это посольство отбыло в Западную Европу вместе с ромейским посольством ко двору германского короля Людовика Благочестивого. Арабский писатель Ибн-Хордадбех в 40-е годы IX века сообщал, что русские купцы «вывозят меха белок, чернобу-

Попруженко М. Г. Славяне и Византия. // Византийский временник. Т. XXI. Вып. 3 - 42. Пг., 1917. С. 262.

5

6

рых лисиц и мечи из крайних пределов славянства к Румскому морю, и берет с них десятину румский властелин»7. Правда, большие торговые пошлины, взимаемые с руссов в Херсонесе, часто возбуждали недовольство русского купечества, что служило причиной для новых военных столкновений. Это был период формирования и становления культурных, экономических отношений, время рождения русской средневековой дипломатии. Отношения Руси с Византией были в ту эпоху далеки от совершенства. Странам предстояло ещё пройти более чем вековой путь в деле культурного, религиозного и экономического сближения и взаимопонимания.

Так 18 июня 860 года русско-варяжские дружины напали на Константинополь. Нападение руссов было неожиданным для ромеев. Император Михаил был вынужден срочно вернуться из похода против арабов и с трудом пробился в осажденный город. Часть русского флота грабила в это время Принцевы острова, да и руссы не думали о штурме столицы. 25 июня они внезапно сняли осаду и ушли из-под Константинополя. Вскоре последовали переговоры, после чего патриарх Фотий в окружном послании извещал, что не только болгары, но и «пресловутые русские» приняли христианство, что этот народ, ещё недавно дерзнувший поднять руку на Ромейскую державу, ныне причислил себя к «подданным и друзьям» ромеев и принял к себе христианского иерарха. В «Жизнеописании Василия I», составленном его внуком Константином Багрянородным, утверждается, что Василий добился дружбы языческого народа русских, заключил с ними соглашение и склонил к принятию христианства. Это были первые шаги приобщения Руси к христианству и культурного сближения с Ромейской империей.

Конечно, христианство в IX веке принимала лишь значительная часть дружинного и купеческого слоя руссов и варягов, т. е. тех, кто непосредственно общался с ромеями и их миссионерами. Представители государственной власти на Руси - великие Киевские князья и их окружение в то время ещё не прониклись идеями христианства и не оценили его значения с государственных пози-

7 Заходер Б. Н. Из истории бытования текста с древнейшим упоминанием имени «рус» в арабской письменности. - КСИВ (Краткие сообщения Института востоковедения), XXII, 1956. С. 8.

ций. В 907 году русский флот и сухопутное войско во главе с князем Олегом вновь подошло к Константинополю. Ромеи замкнули гавань Золотой Рог цепью, и не пропускали русские корабли. Но затем ромеи запросили мира. Русский князь и император Львом VI заключили выгодный для Руси договор о беспошлинной торговле на ромейских рынках и продовольственном содержании русских послов и купцов. Руссам предоставлялось подворье в предместье Константинополя близ храма св. Мамы. В 911 году условия этого договора были дополнены и подтверждены.

С этого времени славяно-русские наёмные дружины начали активно участвовать в боевых действиях против арабов. В 911-912 годах 700 русских воинов участвовали в походе ромей-ского флота на о. Крит под руководством Име-рия. В 913-914 годах отряд руссов совершил поход к берегам Каспия против арабов Закавказья. В 934935 годах отряд руссов числом в 415 воинов на семи ладьях в составе ромейской эскадры из 18 кораблей под руководством патрикия Косьмы сражался против арабов в Италии, а затем в составе эскадры протоспафария Епифана ходил в поход к берегам Южной Франции. Вторжение в Причерноморье печенегов обострило и усложнило ромей-ско-русские отношения. Однако, в первой половине IX в. руссы прочно укрепились в устье Днепра и распространили свое влияние вплоть до границ причерноморских владений империи.

С начала X века сильно ухудшились хазар-ско-ромейские отношения. Ромейское правительство предприняло попытку опереться на соседей Хазарии - племя аланов. На Северный Кавказ к аланам была послана христианская миссия. В 920-е годы аланы приняли христианство. Здесь была образована епархия, подчиненная Константинополю. Но в 932 году аланское войско потерпело поражение от хазар и положение греческого священства в Алании стало очень тяжелым. Алания признала зависимость от иудейской Хазарии, хотя сохранила христианство. Хазарские отряды усилили набеги на крымские владения Империи Ромеев.

Важным событием в истории отношений восточнохристианского и западнохристианского миров стало крещение Моравии. Одним из наиболее авторитетных исторических источников, раскрывающих эту тему, являются «Жития святых просветителей славянских Кирилла и Мефодия». Рассказ о крещении Моравии связан с появлени-

81

ем письменности на церковно-славянском языке, ставшем основой всей церковной, культурной и литературной жизни в большинстве славянских стран. Он поднимает завесу над целым рядом проблем этнокультурного плана, очерчивает, выявляет важнейшие направления ромейско-славянских отношений. Строки данного агиографического сочинения являются ценнейшим историческим источником. «Ростислав, князь моравский, по Божьему наущению, послал к цесарю Михаилу, говоря: "Хоть люди наши язычество отвергли и держатся закона христианского, нет у нас такого учителя, чтобы нам на нашем языке изложил правую христианскую веру". И цесарь, собрав собор, призвал Константина Философа (Кирилла) и дал знать ему об этом деле. И сказал цесарь Михаил Философу Константину: "Слышишь ли Философ эту речь? Никто другой сделать этого не сможет, кроме тебя. Вот даю тебе дары многие и иди, взяв брата своего игумена Мефодия. Вы ведь солуняне (жители Фессалоники), а солуняне все чисто говорят по-славянски".

Пошел же Философ и по старому обычаю стал на молитву с иными. И вскоре открыл ему Бог, что внимает молитвам рабов своих, и тогда сложил письмена, и начал писать слова Евангелия: "Вначале было Слово"... и прочее.

И когда дошел до Моравии, принял Ростислав его с великой честью и, учеников собрав, отдал их учить. И отверзлись по пророческому слову уши глухих, чтобы услышали слова книжные, и ясна стала речь косноязычных.

Прошло много дней, и Философ, уходя на Суд (Божий), сказал Мефодию, брату своему: "Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду, и я на поле падаю, окончив день свой. Ты же не смей оставить учительство своё, ибо чем иным можешь ты лучше достичь спасения". Послали же к апостолику (папе римскому - Д. А.) с просьбой, чтобы отпустили блаженного Мефодия, учителя. И сказал апостолик: ". Всем тем землям славянским посылаю его учителем от Бога и от святого апостола Петра, первого наместника"», - свидетельствуют «Жития» .

В начале 60-х годов IX века союзником Византии в Центральной Европе стало Великоморав-ское княжество - молодое славянское государство, сложившееся на левобережье Дуная. Князь Ростислав Моравский, стремившийся освободиться от германского вмешательства и опасавшийся своего южного соседа - болгарского князя,

обратился в 862 году в Константинополь с просьбой о поддержке. Славяне Моравии ранее уже частично приняли христианство от германских епископов по латинскому обряду, и западное духовенство захватывало земли, взимало десятину и подготавливало полное подчинение Моравии германскому королю.

В начале 863 года в самый разгар церковной борьбы с латинским духовенством Запада духовная миссия из Константинополя двинулась в столицу Великоморавского княжества. Эту миссию возглавляли опытные дипломаты братья Константин и Мефодий, происходившие из Фессало-ники и с детских лет владевшие славянским языком. Этот аспект очень интересен в том плане, что вскрывает широкую панораму этнокультурного состояния византийского общества на протяжении ряда столетий. Дело в том, что значительная часть сельской округи городов в Северной, Средней и частично Южной Греции была сплошь славянской, говорившей на различных диалектах старославянского языка. По свидетельствам Моневасийской хроники, славяне Пелопоннеса и других частей Греции «крестились и присоединились к вере христианской», не позднее начала IX века. Население городов, вероятно, здесь говорило на греческом языке. Естественно, что и экономическое, и бытовое, и культурное общение славян и греков-византийцев происходило и на греческом, и на старославянском языках. Южные славяне Греции, со временем ассимилировались. Но эта ассимиляция растянулась на века и позволила византийцам выработать широкомасштабную методологию общения и миссионерства не только в славянских странах, но и в других регионах Евразии.

С деятельностью фессалоникийских братьев связано создание письменности на церковно-сла-вянском языке. Константин ещё до отъезда в Моравию разработал алфавит и вместе с братом перевел ряд богослужебных текстов. Это положило начало формированию старославянского литературного и церковно-славянского богослужебного языков (понятных всем славянским народам). Но положение просветителей скоро изменилось к худшему. В 864 году князь Ростислав вынужден был признать вассальную зависимость от Германского короля. Ромейское правительство перестало оказывать поддержку Моравии. Видимо, братья-просветители решили обратиться за поддержкой к папе римскому Адриану II.

Возникает естественный вопрос, почему Константин и Мефодий не отправились в Константинополь, чтобы там получить поставление для своих учеников и поддержку своей деятельности? Ведь именно империя направила их в Моравию. Но не исключено, что Константин и Ме-фодий надеялись склонить римского понтифика на свою сторону и тем самым получить поддержку от высшего духовного лица, которому подчинялось всё латинское (в том числе и немецкое) духовенство. В конце 867 году братья прибыли в Рим, где их принимал только что ставший папой Адриан II. Он сразу расположился к славянским просветителям и, по рассказу Житий, даже вышел за город встречать моравских миссионеров. Такой почёт объясняется тем, что Константин повёз в Вечный город мощи Святого Климента, обретённые им в Херсонесе. Адриан II благословил привезённые братьями славянские книги и совершил над ними Божественную литургию в римском храме Санта Мария Маджоре. Учеников Константина посвятили в духовный сан два римских епископа, а затем «ученики славянские» служили литургию на славянском языке в нескольких римских храмах, в том числе и в соборе Святого Петра. В Риме Константин и скончался 14 февраля 869 года. Незадолго до смерти он принял иночество с именем Кирилл. Под этим монашеским именем он и вошёл в историю. Кирилл был похоронен в Риме в церкви того самого Святого Климента, чьи мощи он привёз в Рим. Могила Святого Кирилла сохраняется в столице западного христианского мира и по сей день. В самом Риме фессалоникийские братья совершили несколько богослужений на церковно-сла-вянском языке. Мефодий же, получив официальное разрешение отправлять богослужение на славянском языке, уехал в Моравию.

В это время германские войска были разгромлены князем Ростиславом. Поэтому папа Адриан II даже создал новую Паннонскую епархию и поставил во главе её Мефодия как архиепископа. Но положение дел оказалось слишком неустойчивым. В 870 году собор баварских епископов в присутствии германского короля осудил Мефодия (несмотря на решения папы Адриана II) и заключил его под стражу во Фрей-зингенский монастырь. В 873 году папа римский отправил своего легата в Германию и добился освобождения и восстановления Мефодия. Хотя Мефодий вновь стал руководить церковной

жизнью в Моравии, но был постоянно скован интригами немецкого духовенства. После смерти Мефодия в 885 году церковно-славянское богослужение в Моравии постепенно стало ущемляться латинским священством Германии. Ученики Мефодия были изгнаны из страны и нашли пристанище в Болгарии.

Болгария приняла христианство в правление царя Бориса по восточному обряду в 864 году. Этому немало поспособствовали проповедь и богослужение на церковно-славянском языке, проводимые там учениками Кирилла и Мефодия. В то время в Болгарии наблюдались резкий подъём церковной жизни, расцвет богословской и исторической литературы, чему в дальнейшем особо покровительствовал царь Симеон. С этим временем связано появление многих переводных произведений с греческого на болгарский язык. Среди них: «Златоструй» (проповеди Иоанна Златоуста), «Богословие» Иоанна Дамаскина, «Толкование на книгу Бытия», «Шестоднев» и др. Болгары живо интересовались всемирной историей, и болгарский пресвитер Григорий перевёл известную «Хронику» Амартола и «Хронограф» Малалы. Однако, к середине X в. наметился застой литературной деятельности, продолжавшийся до XIV века.

В Сербии христианство стало распространяться уже с VII века, но укрепилось не ранее IX века, когда император Василий Македонянин прислал миссию и крестил сербов вторично. Затем Сербская Церковь была подчинена Константинопольскому патриарху. Но с XI века Сербия всё упорнее пыталась добиться независимости от Ромейской империи. В 1042 году великий жупан Стефан Бо-ислав, воспользовавшись восстанием в Болгарии и дворцовыми интригами в Константинополе, изгнал ромеев. Сын Боислава Михаил (1050-1084) провозгласил себя «кралем» по примеру западноевропейских монархов. Он испросил у папы Григория VII королевский венец и подчинил папе Сербскую Церковь. В своих посланиях папа называл короля Михаила «Сыном возлюбленным». Покорным сыном римского престола стал и сын Михаила Константин Бодин (1084-1100). Сербское королевство находилось в ту эпоху под бдительной опекой Рима и складывалось как раннефеодальное государство подобно Хорватии, Венгрии, Чехии, Польше. Однако дело просветительского приобщения Сербии к культурно-историческому наследию отртодоксального христианства было возобновлено в XII веке в правление династии Неманичей.

83

Несмотря на события, принявшие неудачный для Византии оборот в Моравии и частично в Сербии, плоды просветительской миссии Кирилла и Мефодия всё равно были сохранены там. По сути дела Кирилл и Мефодий, разрабатывая систему церковно-славянской письменности и проводя миссионерскую работу, опирались на мощную базу практического опыта своих предшественников в сфере этнокультурного общения со славянами и иными народами. Это очень ярко и точно отмечено строками агиографического источника. Проповедь этих святых в славянских землях имела огромное значение, т. к. являлась значительной частью широкомасштабной миссионерской работы греческого духовенства, направленной на обращение в христианство и приобщение к высшим достижениям культуры многочисленных язычников-варваров, окружающих империю.

Источники и литература

1. Константин Багрянородный. «О фемах» и «О народах». М., 1899. С. 106 - 107; см. также: Константин Багрянородный. Об управлении империей. Известия Константина Багрянородного о сербах и хорватах. Под ред. Грота. СПб., 1880.

2. Монемвасийская хроника. Вступ. статья, пер. и коммент. Литаврина Г. Г. // Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. II. (УЛ-К вв.). М., 1995. С. 329 - 331.

3. Жизнь и труды преподобных отец наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей славянских. Держава. М., 2002.

4. Чудеса св. Димитрия Солунского. Вступ. статья, пер. и коммент. Ивановой О. В. // Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. II. (VII - IX вв.). М., 1995.

5. Грюненбаум Г. Э. Классический ислам. Очерк истории (600 - 1258). М., 1988.

6. Заходер Б. Н. Из истории бытования текста с древнейшим упоминанием имени «рус» в арабской письменности. КСИВ (Краткие сообщения Института востоковедения), XXII, 1956. С. 8.

7. Каждан А. П. Внешнеполитическое положение империи в середине IX - середине X в. // История Византии. В 3-х тт. Т. 2. М. : Наука, 1967. С. 197 - 198.

8. Попруженко М. Г. Славяне и Византия. // Византийский временник. Т. XXI. Вып. 3 - 42. Пг., 1917.

CULTURAL AND CONFESSIONAL INFLUENCE OF THE ROMAIC EMPIRE ON THE SUITOUNDING PEOPLES IN THE IX-X CENTURIES

Abramov Dmitriy Mikhailovich,

PhD, member of the Union of Writers of Russia, Associate Professor, Department of Regional History, Local History and Moscow Studies

IAI Russian State University for the Humanities (RSUH).

Nikolskaya Stret, 15/1, Moscow, Russia, 109012.

e-mail: abramov_dmitriy@mail.ru

Аbstract

The cultural and confessional influence of the Roman Empire on the one hand enriched the traditions and life of many surrounding peoples. A huge role in this matter was played by the asceticism of the Slavic enlighteners Saints Cyril and Methodius. On the other hand, the spread of orthodox Christian teaching caused political and military confrontation between the western and eastern hierarchs of the Ecumenical Church.

Keywords

Education. Cyril and Methodius. Empire Romeev. Constantinople. Slavs. Epiphany. The pope. Slavs of Russia. Ethno-cultural communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.