Научная статья на тему 'Культурно-развивающая среда обучения взрослых традиционным народным ремеслам'

Культурно-развивающая среда обучения взрослых традиционным народным ремеслам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярыш В. И.

Дается краткий анализ экспериментальной педагогической модели обучения взрослых традиционным ремеслам во внеформальной (досуговой) среде на примере 13-летнего опыта работы студии декоративно-прикладного искусства Новгородского городского Дворца культуры. Показаны особенности средового подхода в обучении взрослых с применением основных положений андрагогики, раскрыта структура работы студии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-развивающая среда обучения взрослых традиционным народным ремеслам»

УДК 374.7

В.И.Ярыш

КУЛЬТУРНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ТРАДИЦИОННЫМ НАРОДНЫМ РЕМЕСЛАМ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

The short resume of the tentative model of teaching adults about traditional crafts in non-formal educational circumstances based on the 13 years working experience of the birch bark weaving guild at the Novgorod City Cultural Palace is observed in the article. Particularity of circumstances method of teaching adults with androgogy application and the structure of the guild are shown in the article

В последние десятилетия ученые наблюдают кризис народной культуры, в том числе и традиционных ремесел. Для разрешения противоречий в данной сфере, в частности, между задачей сохранения и развития традиционной ремесленной культуры — и отсутствием необходимой ремесленной прослойки в обществе для решения этой задачи; между теорией народного искусства — и практикой существования народных ремесел в современных условиях; между желанием людей заниматься традиционными ремеслами — и отсутствием соответствующих

структур; между потребностью общества в квалифицированных специалистах — и ограниченными возможностями их подготовки; между возрастающим интересом к продукции народных ремесел — и невозможностью в полной мере удовлетворить этот спрос и т.д., — назрела необходимость в разработке новых педагогических моделей, обеспечивающих наибольший доступ к освоению ремесел самыми широкими массами на основе учета культурноразвивающей среды, последних достижений андра-гогики, исторического опыта [1].

Педагогическая наука занимается изучением особенностей образования взрослых с первой трети XIX в.: А.Капп (Германия), М.Ноулз (США), П.Шуклы (Индия) и др. Российские ученые К.Д.Ушинский, Е.Н.Медынский, С.Г.Вершловский, С.И.Змеёв, А.Е.Ма-рон и др. также внесли заметный вклад в теорию и практику обучения взрослых — андрагогику [2,3].

В последние годы серьезное внимание уделяется средовому подходу в педагогике [4,5].

Опираясь на основные положения андрагогики и учитывая факторы средового подхода, исторические особенности бытования традиционных ремесел, мы создали педагогическую модель передачи ремесленных знаний на основе 13-летнего опыта работы студии по художественной обработке бересты Новгородского городского Дворца культуры.

Студия основана в 1993 г. Образцом для ее создания послужила рижская студия по плетению из ивового прута «Тине» (в переводе с латышского — корзина для белья).

За 13 лет работы студии в ней прошли обучение более 200 человек. Ежегодно занимаются в студии в среднем 25 человек. Учебный период: сентябрь

— май. В студии разработана трехлетняя программа обучения, но каждый студиец решает индивидуально, сколько времени проведет в студии.

Педагогическая структура студии.

Мастер-педагог: создатель студии, организатор культурно-развивающей среды, владеет ремеслом, обладает профессиональными педагогическими знаниями и навыками, опытом работы со взрослыми в досуговой среде.

Студийцы: люди разных специальностей, образовательного уровня, возрастов, жизненного опыта со сходными первоначальными установками по отношению к программе совместной деятельности в рамках студии. Первичное самоопределение в данном виде творчества: желание, внутренняя потребность, давнишняя мечта заняться данным видом творчества, поиски себя, поиск друзей, решение проблемы досуга, недостаточные сведения о ремесле, отсутствие навыков.

Главная задача: получение исчерпывающих знаний по данному виду ремесла, приобретение навыков в изготовлении различных изделий, процесс совместного творчества в кругу единомышленников и друзей, расширение кругозора, внешняя оценка результатов труда в виде выставочных показов, участия в фестивалях ремесел.

Методы, формы работы: групповые и индивидуальные занятия. На начальной стадии творчество под руководством руководителя, далее, после курса обучения, — сотворчество и взаимовлияние в отношениях «обучающий — обучаемые», где педагог выступает в роли не столько наставника, сколько коллеги, способствуя погружению в межличностное творческое взаимодействие, в котором он не только обучает, но и обучается.

Возможности культурно-развивающей среды, используемые мастером-педагогом:

— технические средства — инструменты (самодеятельные и покупные), технические приемы и

приспособления, фотоаппарат, видеотехника, телевидение, компьютер, Интернет;

— средства духовного воздействия — информация о ремесле, общекультурных вопросах, истории, археологии и этнографии;

— городская инфраструктура — музеи, выставки, фестивали, ярмарки, библиотеки, конференции, археологические раскопки;

— ландшафтная среда — походы в лес на заготовку материала, фольклорные экспедиции;

— литература — книги, журналы, газеты, фотографии, слайды, аудио- и видеокассеты;

— информация от других мастеров, российских и зарубежных — в виде встреч, бесед, мастер-классов;

— научная деятельность — исследовательская работа руководителя студии по формам передачи ремесленных знаний, по данному виду ремесла; студийцев — в соответствии с индивидуальными склонностями; защита дипломных проектов студентами Новгородского областного колледжа искусств и Новгородского государственного университета на базе студии по темам традиционных ремесел.

Результаты учебного процесса: изготовление изделий для себя, родственников и друзей; участие в выставках, фестивалях, ярмарках; изготовление изделий для продажи и на заказ; расширение круга общекультурных интересов; реализация творческих возможностей. Полученные результаты служат не только потребностям досуга, творчества, материального приработка и общественного признания, но и изучению, сохранению традиционных ремесел, передаче накопленной информации следующим поколениям.

Дополнительные результаты учебного процесса: создание фонда этнографических изделий и библиотеки студии, выставочно-методического фонда из работ студийцев; коллекционирование предметов традиционного прикладного творчества; создание ежегодной ярмарки ремесел при студии; присвоение студийцам квалификационного звания «Народный мастер»; вступление в Союз художников России; поступление в учебное заведение; смена профессии.

Свидетельством признания государством эффективности работы студии явилось присвоение ей почетного звания «Народный самодеятельный коллектив» с выделением бюджетного финансирования.

Организационная структура студии: городской Дворец культуры (помещение, оборудование, зарплата руководителю — на бюджетной основе и от платных услуг; реклама (объявления в газете, на радио, телевидении), встречи с корреспондентами, организационное собрание для нового набора); руководитель студии (разработка программы работы, занятия в группах, использование положений андрагогики на основе организации культурно-развивающей среды с учетом исторического опыта передачи ремесленных знаний); студийцы: люди от 16 лет и старше без ограничения.

Учебный процесс. Занятия групповые по 3-7 человек в группе один раз в неделю по 3 часа с сентября по май; июнь, август — заготовка материала в лесу (береста, корень), индивидуальные занятия вне регламента и по мере необходимости; семинары-практикумы для мастеров из других городов, стран —

1-2 раза в год по 5 дней (8 учебных часов ежедневно); мастера из других городов, стран для занятий со студийцами; чаепитие «вскладчину» на каждом занятии как консолидирующий фактор.

Результаты работы на организационном уровне: ежегодная однодневная ярмарка для мастеров Новгородской области в помещении городского Дворца культуры; ежегодная отчетная выставка; персональные выставки студийцев; участие в выставках Новгородского отделения Союза художников России; участие в Международном фестивале народной культуры «Садко» в Великом Новгороде; участие в городских, республиканских, международных мероприятиях; информация об основных результатах работы студии на популярном сайте Интернета — «Северная береста. История берестяных ремесел».

Материально-техническое обеспечение: в рамках бюджетных средств городского Дворца культуры; силами студийцев и руководителя.

Финансовое обеспечение коллектива осуществляется на основе законодательной базы Российской Федерации, подзаконных актов, решений Правительства РФ, городской администрации и руководства дворца: основной состав студии 10-12 человек — на бюджетной основе; группы 1, 2, 3-го годов обучения, а также детская — на платной основе.

Выставочно-методический фонд пополняется из расчета одного изделия от каждого члена студии в год. Создание фонда обеспечивает мобильность и оперативность в выставочной деятельности студии, позволяет накапливать новые формы, технологические приемы, конструктивные особенности в берестяном творчестве.

Библиотечный фонд пополняется всеми студийцами и состоит из книг, фотографий, видеофильмов, информации на электронных носителях.

* * *

Мы проанализировали влияние культурноразвивающей педагогической среды студии на тех, кто прозанимался в ней более 2 лет. Опрошено 14 человек. Каждый ответил на одинаковые вопросы: возраст, количество лет в студии, имеющиеся сведения о данном ремесле и традиционных ремеслах до прихода в студию, занятия ремеслами до студии, информация о возможности обучения в студиях, изменения во взглядах под воздействием занятий в студии, изменения в жизни под влиянием занятий в студии, планы на дальнейшие занятия в студии. Возраст опрошенных — от 24 до 66 лет. Количество лет, проведенных в студии, — от 2 до 12.

Результаты опроса. О художественной обработке бересты до прихода в студию все имели общие сведения в основном из литературы. Две трети опрошенных до этого в той или иной мере занимались различными ремеслами: берестой, вышивкой, вязанием, выжиганием, плетением из соломы, резьбой по дереву. Попав в студию, окончательно определились с ремеслом. О студийной форме работы никто ничего не знал. Но именно студийная форма работы позволила опрошенным утвердиться в данном виде творчества. После

нескольких лет занятий в студии треть мастеров постоянно изготовляют подарки для родственников и друзей, которые воспринимаются одариваемыми с радостью. Некоторые делают изделия на продажу и для заработка (в том числе, приработка к пенсии). Для многих занятия в студии стали толчком к более глубокому постижению и других ремесел, народного костюма, традиционной народной куклы, общих положений народного искусства, истории и культуры родного края, творчества древней Руси. Встречаются единичные замечания по поводу того, что «стал лучше относиться к окружающей природе». Некоторых поддерживают родственники в данном занятии. Несколько мастеров гордятся участием в выставках. Половина расширили круг общения, нашли новых друзей, разнообразили досуг. Два мастера «доросли» до персональной выставки. Еще пять мастеров находятся на завершающем этапе подготовки к персональным выставкам. Семи участникам студии присвоено квалификационное звание «Народный мастер». Руководитель студии принят в Союз художников России. Под прямым воздействием занятий четыре мастера поступили в Новгородский университет (двое его уже окончили), один собирается поступать в областной колледж искусств. Никто из опрошенных не планирует покидать студию.

На основе проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы.

Студия имеет развернутую структуру и работает, основываясь на принципах андрагогики, используя педагогическое пространство с трансформацией его в культурно-развивающую среду, простирающуюся от возможностей Новгородской области до мирового сообщества. Структура студии, формы работы в ней выверены с учетом исторического опыта нашей страны. Появление студии соотносится с потребностью общества в данной форме работы и оказывает действенное влияние на тех людей, которые в ней занимаются, помогая им самоидентифицировать-ся в современном обществе.

Данная педагогическая модель решает задачи непрерывного образовательного процесса для людей, склонных к художественному ручному труду, расширяет возможности образовательных услуг, служит изучению, возрождению и сохранению традиционной культуры, передаче ее следующим поколениям, приумножению национальных богатств, развитию творческого начала в самых широких массах и может быть рекомендована для использования в работе по обучению взрослых традиционным ремеслам.

1. Народное искусство России в современной культуре XX — XXI вв. / Авт.-сост. М.А.Некрасова. М.: Коллекция М, 2003. 256 с.

2. Змеёв С.И. Основы педагогики: Учеб. Пособие для вузов. М.: Флинт: Наука, 1999. 152 с.

3. Рабочая книга андрогога / Под ред. С.Г.Вершловского. СПб.: Общ-во «Знание» СПб. и Ленингр. обл., 1998. 200 с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. 671 с.

5. Ясвин В.А. Образовательная среда: От моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.