Научная статья на тему 'Культурно-просветительная работа на территории Чкаловской (Оренбургской) области советского Союза в годы Великой Отечественной войны'

Культурно-просветительная работа на территории Чкаловской (Оренбургской) области советского Союза в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
СССР / СМИ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / КУЛЬТУРА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арсланова А.И.

В статье раскрыта тема влияния средств массовой информации на культурно-просветительную работу в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны. С началом войны появилась необходимость пересмотреть всю систему работы средств массовой информации и перестроить ее на военный лад. Описаны формы деятельности по развитию культурно-просветительной сферы в это непростое время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK IN THE TERRITORY OF THE CHKALOV (ORENBURG) REGION OF THE SOVIET UNION DURING THE GREAT PATRIOTICWAR

The article deals with the influence of mass media on cultural and educational work in the Soviet Union during the great Patriotic war. With the beginning of the war, there was a need to review the entire system of the media and rebuild it in a military way. The forms of activity on the development of cultural and educational sphere in this difficult time are described.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительная работа на территории Чкаловской (Оренбургской) области советского Союза в годы Великой Отечественной войны»

HISTORICAL SCIENCES

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ТЕРРИТОРИИ ЧКАЛОВСКОЙ (ОРЕНБУРГСКОЙ) ОБЛАСТИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ВОЙНЫ

Арсланова А.И.

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, студент

CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK IN THE TERRITORY OF THE CHKALOV (ORENBURG) REGION OF THE SOVIET UNION DURING THE GREAT PATRIOTIC

WAR

Arslanova A.I.

Orenburg state pedagogical University, Orenburg

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыта тема влияния средств массовой информации на культурно-просветительную работу в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны. С началом войны появилась необходимость пересмотреть всю систему работы средств массовой информации и перестроить ее на военный лад. Описаны формы деятельности по развитию культурно-просветительной сферы в это непростое время.

ABSTRACT

The article deals with the influence of mass media on cultural and educational work in the Soviet Union during the great Patriotic war. With the beginning of the war, there was a need to review the entire system of the media and rebuild it in a military way. The forms of activity on the development of cultural and educational sphere in this difficult time are described.

Ключевые слова: СССР, СМИ, Великая Отечественная война, культура, просвещение, Оренбургская область.

Keywords: USSR, media, the Great Patriotic war, culture, education, Orenburg region

Сохранение, распространение и преумножение культурных, духовно-нравственных и эстетических ценностей человечества - задачи, которые ставит перед собой культурно-просветительная деятельность. Для коммунистического воспитания масс и культурно-просветительного дела в Советском Союзе широко использовалась печать радио, кино, различные формы агитационно-массовой работы.

Широкое распространение художественной литературы свидетельствовало о быстром росте духовной культуры трудящихся. Произведения А.С. Пушкина были изданы на 66 языках, М. Горького -на 61, Л.Н. Толстого - на 54, А.П. Чехова - на 53 языках. Произведения Байрона, Гейна, Гёте, Ник-кена и других зарубежных классиков издавались массовыми тиражами не только на русском, но и на языках народов СССР. Печать занимала важное место в системе культурно-просветительной работы на территории Оренбургской области и всего СССР. «В мире нет ни одной страны, где бы роль печати росла столь быстро как у нас», - писал М.Н.Калинин.

Развивалась советская полиграфическая промышленность. В 1936 году вступил в строй самый мощный в СССР полиграфический комбинат - издательство «Правда». В годы второй пятилетки окрепла материально-техническая база печати. К двадцатилетию советской власти в СССР печатные издания выпускалась на 69 языках, было более 8500 газет тиражом 36 197 экземпляров и годовым тира-

жом 6582,6 млн. экземпляров. К 1937 году книги издавались на 111 языках народов страны, из которых более сорока до октябрьской революции не имели своей письменности [3, с. 258].

Газета прочно вошла в жизнь советских людей. Помимо общих союзных и региональных газет почти на каждом предприятии и заводе в шахте и совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Большую роль в просветительном деле колхозников сыграли 2150 газет политотделов МТС и 700 газет политотделов совхозов.

Наряду с газетами в СССР выходило более 1880 популярных общественно-политических, литературных, научных и специальных журналов тиражом 250 млн. экземпляров. Выросла роль советской публицистики. Такой темп позволял с усиленным темпом расти культурному уровню граждан.

Неутомимо руководил советской прессой М. Горький, он активно сотрудничал с газетами и журналами, привлекая лучших писателей и поэтов страны. Яркие статьи публиковали в те годы М.Кольцов, В.Катаев, И.Ильф, Е.Петров, Б. Галин, С.Нариньяни, Е.Кононенко и другие журналисты и писатели.

Вместе с периодической печатью бурно развивалось книгоиздательство. В 1913 году на 10 человек населения в царской России приходилось семь экземпляров книг. Через 25 лет в СССР при возросшей численности населения на каждый 10 человек приходился 41 экземпляр. За это же время тираж книг увеличился почти в 8 раз [3, с. 260]. Однако

даже огромные тиражи не могли удовлетворить все возраставшей запросов народа.

С началом войны появилась необходимость пересмотреть всю систему работы средств массовой информации и перестроить ее на военный лад. С учетом важности военно-политической информации в первые дни военных действий Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об образовании Советского Информационного Бюро. Первое его сообщение вышло в печати 25 июня 1941 года, и эти сводки выпускались затем ежедневно в течение всей войны. Сражающаяся страна всесторонне освещалась печатью центрального и местного уровня. Издательства «Правда», Госполитиздат, Гослитиздат, Воениздат и другие центральные и местные издательства только за 2,5 годы войны выпустили около 750 млн. экземпляров книг и брошюр, из них одна треть - о Великой Отечественной войне [7, с.95].

По решению Политбюро ЦК ВКП(б) 30 июня 1941 года создается Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным, интересам фронта была подчинена «вся партийно-политическая, массово-разъяснительная, культурно-воспитательная, агитационно-пропагандистская работа» [7, с.89].

Наиболее важное значение в условиях войны приобретала устная просветительная информация, благодаря своей оперативности и разнообразию форм. Парторганизации проводили коллективные радиослушания, собрания и митинги, групповые беседы, ежедневные громкие читки газетных публикаций, сообщений Совинформбюро. Популярны были обсуждения писем фронтовиков, выступления членов делегаций, побывавших в действующей армии, и другие массовые мероприятия. Глубокий след оставляли митинги антифашистских комитетов, созданных в начале войны. Они разоблачали агрессивную идеологию фашизма, призывали советских людей на борьбу с врагом. Здесь необходимо напомнить, что 25 июня 1941 г. СНК СССР принял Постановление № 1750 «О сдаче населением радиоприемных и передающих устройств», по которому в 5-дневный срок нужно было сдать радиоприемники органам Наркомата связи по месту жительства на временное хранение до окончания войны [5]. В документе говорилось, что это необходимо в связи с обстоятельствами военного времени, когда радиоприемники и передатчики могут быть использованы вражескими элементами в целях, направленных во вред советской власти. Постановление разрешало учреждениям, предприятиям, радиоузлам, клубам, ленинским уголкам и другим общественным организациям использование радиоприемных установок исключительно для коллективного слушания радиопередач в строго определенные часы.

В сложных условиях осуществлялась деятельность культурно-просветительных учреждений. Из-за оккупации части советской территории количество Дворцов культуры, изб-читален, клубов сократилось с 118 тысяч в довоенное время до 59 тысяч во второй половине 1941 года, а массовых библиотек с 95 до 45 тысяч [7]. Многие областные

музеи были законсервированы, а районные почти все закрыты; проводилась эвакуация художественных фондов на Восток страны; кадры культпросветработников сокращались из-за ухода многих из них на фронт. Тем не менее повсеместно проводилась разносторонняя культурно-просветительная работа. Широко использовались клубы, избы-читальни, библиотеки, Дома культуры, музеи, красные уголки.

Немаловажное значение в просветительной работе имело приобщение женщин к активной общественной и производственной жизни. С этой целью при ЦК, обкомах, горкомах и райкомах функционировали специальные отделы с инструкторами, а для проведения культурно-просветительной работы -женсоветы и женорганизаторы. В мае 1942 года ЦК принимает специальное постановление «О выдвижении женщин на руководящую партийную, советскую и хозяйственную работу». К декабрю 1943 года число женщин, выдвинутых в партаппарат, увеличилось с 85 до 246. Женщины составляли 38% работников аппарата ЦК Компартии против 11,2 процента накануне войны, при этом 67 работали секретарями горкомов и райкомов, а 23 - заведующими отделами соответствующих партийных подразделений. В июле 1943 года, выполняя Постановления ЦК ВКП(б) «Об организации политических докладов партийных и советских работников для сельского населения» (июнь 1943) парторганизация региона активизировала выступления с лекциями и докладами руководящих работников в колхозах [7]. По радио регулярно выступали передовики промышленного и сельскохозяйственного производства, ветераны Великой Отечественной воины, учителя и работники культуры. Передавались отрывки из концертов профессиональных музыкантов и коллективов художественной самодеятельности [2, с. 334].

В вечернее время основными программами были литературная передача, ретрансляция Москвы, общественно-политическая передача, областные последние известия, передача для детей «Школьная жизнь», концерт самодеятельности, ответы на письма радиослушателей. Появился целый ряд программ на радио, которые связывали фронт и тыл. Особой популярностью у населения пользовались передачи «Письма на фронт» и «Письма с фронта». Из отчета комиссии по работе отдела писем на фронт и с фронта за период с 15 июля по 15 августа 1942 г. известно, что передачи по радио писем на фронт и с фронта Великой Отечественной войны давались ежедневно, 10 раз в течение дня -2 часа 30 минут [4, л. 13]. Особое место в выпусках программы «Последние известия» занимали сообщения о творческой работе писателей и театров, а также их непосредственные выступления у микрофона. По радио регулярно проводились радиособрания и митинги, доклады и лекции, беседы и консультации. Например, в сентябре 1941 г. сообщалось о необходимости организации коллективного слушания, поскольку в воскресенье 28 сентября в

19 часов по местному времени через московские радиостанции была трансляция антифашистского митинга молодежи [1, с. 20].

Принимались меры по укреплению кадров: открывались курсы заведующих клубами, подготовки библиотекарей. Это, несомненно, способствовало расширению сети культпросветучреждений и если в ноябре 1943 года их насчитывалось 785, то к маю 1945 года уже 1 365. В годы войны резко активизировалась их деятельность, подчиненная интересами фронта; при госпиталях, воинских частях, призывных пунктах, в общежитиях, школах трудовых резервов создавались стационарные и передвижные библиотеки.

Одним из важных средств культурно-просветительной работы являлись литература и искусство. Писатели, художники и коллективы театров вели большую работу по мобилизации советских людей на защиту социалистических завоеваний. Перестраивалась кинематография и если в начале войны она производила короткометражные художественные и хроникально-документальные фильмы о Великой Отечественной войне, то во второй половине 1941 года было выпущено несколько «Боевых киносборников». Фронтовые кинооператоры вели съемки непосредственно на переднем крае для полнометражных документальных фильмов. В первые недели войны на важнейших участках фронта работало свыше 20 киногрупп, в состав которых входило более 80 документалистов ряда регионов, а в дальнейшем съемки вели 252 кинооператора. Ими было создано много полнометражных документальных фильмов, 14 из которых удостоились Государственной премии СССР («Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Берлин» и др.) [6].

В мае 1945 года победой Советскою Союза над фашистской Германией закончилась Великая Отечественная война. Огромное моральное и физическое напряжение советский народ смог выдержать в течение почти четырех лет войны только благодаря наличию «духовного стержня», позволившего ему «не сломиться» при всех масштабах людских, территориальных, экономических потерь, переломить ход войны и собственными силами освободить не только родную землю, но и оккупированные европейские страны от чумы ХХ столетия.

В эти суровые годы, оставаясь информатором, агитатором, организатором, пропагандистом культуры и искусства, средства массовой информации вместе с тем были для людей чем-то неизмеримо большим - великой моральной силой, счастливым вестником, надеждой и опорой в самую трудную минуту [10, с.206]

Ключевым для формирования морально-психологического состояния войск в условиях войны является наличие определенных ценностных установок (любовь к Родине, долг перед Родиной, ответственность за судьбу страны), представлений о справедливом характере и целях войны, убеждений в правоте и силе своей армии. В конкретных боевых условиях решающее значение приобретают такие идеолого-психологические аспекты, как отношение

к врагу, к своей армии и к товарищам по оружию, к опасностям и тяготам войны, к союзникам, к гражданскому населению собственной страны и других стран и т.д. [9, с. 112]. Эти аспекты и ценностные установки формировались на протяжении многих лет с помощью культурно-просветительной деятельности в частности.

В этот период действительно можно говорить о морально-психологическом единстве всего советского общества, несмотря на то, что на территории Советского Союза проживали представители более ста наций и народностей. Советский народ как один встал на защиту своей родной земли. Воины разных национальностей своей грудью заслонили путь врагу вглубь советской территории, остановили его и повернули ход войны в свою пользу [1, с. 114].

Наряду с радио печать была самым популярным источником информации и средством просвещения, стало подлинно массовым пропагандистом, формой культурно-просветительной деятельности, агитатором и организатором масс [10].

Начавшаяся Великая Отечественная война привнесла изменения во все сферы жизни советского народа, в том числе оказала влияние на культурное развитие страны. Искусство стало мощным средством укрепления морального и боевого духа советского народа на фронте и в тылу. В целом, радио и печать уделяло особое внимание передачам культурной направленности, осознавая пользу подобных программ. Для значительной массы трудящихся оно в годы Великой Отечественной войны являлось основным источником информации, политического воспитания, образования и культурного роста.

Советское радиовещание и печать являлись не только орудием политической агитации и пропаганды, могучим средством боевой мобилизации сил русского народа в борьбе с врагом, но и было неотъемлемой частью просветительной миссии и культурной жизни трудящихся. В трудное, тяжелое и полное лишений военное время вопросы массовой пропаганды культуры и искусства занимали важное место в радиовещании и печати. Художественную жизнь военного времени можно считать показателем духовных и эмоциональных настроений всего советского населения, который вместе с миллионами советских людей пережил тяготы военного времени, выстоял и победил.

После окончания Великой Отечественной войны культурно-просветительная работа останется мощным фактором стабильности общества в сложных реалиях его духовного кризиса в разные исторические периоды.

Литература

1. Арсланова А.И. Влияние радиовещания и газетных изданий на психологию солдат и офицеров в условиях Великой Отечественной войны (на примере Оренбургской области). // Армия, рожденная в боях: сб. мат. Региональной научно-практической коференции, посвященной 1 00-летию создания Советской Армии (РККА) и Военно-Морского Флота. Оренбург, 2018. - 204 с.

2. История Оренбуржья. Учебное пособие (под ред. Л. И. Футорянского. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996. — 351 с.

3. История СССР с древнейших времен до наших дней. Серия вторая. Том IX. Построение социализма в СССР. 1931-1941. Редактор Л.Д. Петров, 1970, Издательство «Наука», Москва. - 552 с.

4. Оренбургский государственный архив социально-политической истории (ОГАСПИ). Ф. 371. Оп. 5. Д. 291.

5. Постановление № 1750 «О сдаче населением радиоприемных и передающих устройств».

6. Советская культура в годы Великой Отечественной войны. Из-во «Правда». - М., 1976. - С. 258.

7. Старусева Т.И. Идейно-организационное укрепление советского общества в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Вопросы ис-

тории. Издательство: Институт истории и культурного наследия Национальной академии наук Кыргызской Республики (Бишкек) - 97 с.

8. Ханджара Абул-Касимов. История советского кино. 1941-1952. - М., 1975. - Т. 3. - С.13. -319 с.

9. Хисамутдинова Р.Р. Великая Отечественная война Советского Союза (1941-1945 годы): военно-исторические очерки. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2014. - 476 с.

10. Хисамутдинова Р.Р. Роль радио в формировании общественного сознания в годы Великой Отечественной войны (на примере Чкаловской (Оренбургской) области).// Патриотизм и гражданственность в истории России: сб. материалов Меж-дунар. науч. конф. / под общей ред. В.Н. Скворцова, отв. ред. В.А. Веременко. -ЛГУ им. А.С. Пушкина. СПб, 2012 - 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.