Научная статья на тему 'Культурно-педагогические аспекты в области обучения младших школьников традиционной японской живописи суми-э'

Культурно-педагогические аспекты в области обучения младших школьников традиционной японской живописи суми-э Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
284
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ СУМИ-Э / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Болховитин Сергей Михайлович

В историческом аспекте освещается становление традиционной японской живописи суми-э. Рассматривается необходимость ее введения в систему общего образования применительно к младшим школьникам и ее влияние на нравственное воспитание подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-педагогические аспекты в области обучения младших школьников традиционной японской живописи суми-э»

УДК 75(072.2) ББК Щ14(5ЯПО)р

Болховитин С. М.

Культурно-педагогические аспекты в области обучения младших школьников традиционной японской живописи суми-э

В историческом аспекте освещается становление традиционной японской живописи суми-э. Рассматривается необходимость ее введения в систему общего образования применительно к младшим школьникам и ее влияние на нравственное воспитание подрастающего поколения. Ключевые слова: живопись суми-э, художественное воспитание, младший школьный возраст.

В современный период развития образования особую актуальность приобретает проблема приобщения детей к культуре разных народов, что способствует развитию их духовного интеллекта, художественного восприятия, творческого мышления и становлению личности в целом.

Когда мы говорим о культуре, то имеем в виду, прежде всего, совокупность духовных и материальных ценностей, при этом, у каждого народа, каждой нации эти ценности имеют свои особенности. Культура создается человеком, но всегда развертывается и существует на основе природы. В состав культуры входит и отношение человека к природе. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, но еще землю, как мать. Это не наивная ошибка, а проникновение в суть природы, чему и учит нас живопись суми-э. Эта живопись учит человека видеть не только материальную составляющую Вселенной, но и проникать в ее суть; воспринимать не только зрительные, но и смысловые образы. Если мы вспомним отношение к природе наших далеких предков - древних славян, вера и мировоззрение которых основывалось на язычестве, то мы можем заметить, что они с трепетом и уважением относились к природе, ценили ее дары и воспринимали природу, как божественную составляющую мироздания.

Почему же мы современные и образованные люди забываем истинные, духовные культурные ценности, которые были присущи

нашим далеким предкам, но утрачивающимся в условиях современной глобализации, модернизации и капитализации. В условиях современного технического прогресса, происходит духовная деградация социума, регресс культурных ценностей индивида. На первый план уходит материальное, главная составляющая современных капиталистических отношений, а духовно-нравственное, по сути, не воспринимается в расчет. А это в свою очередь влечет за собой культурно-нравственную деградацию человеческих отношений. Ценность данной работы состоит в том, что мы попытались обобщить всю последовательность формирования данной живописи. На данный момент существуют научные работы, рассматривающие лишь отдельные этапы формирования данной живописи, то есть, нет работы в полной мере раскрывающую глубинные составляющие этого вида творчества от древних времен до нашего времени.

Начатый СДЮСШОР «Киокушинкай» г. Перми, совместно с СОШ №32 в 2009 году проект «Спортивный класс» вырос в площадку министерства образования Пермского края по реализации инновационных программ. Планируемый Спортивно-образовательный центр «Киокушинкай» уже сейчас насчитывает 300 воспитанников с 1-го по 11-й классы. За прошедшее время наработан положительный опыт сочетания спортивно-ориентированного и общего образования

Пермский педагогический журнал (№ 6/ 2014)

детей. Жизнь юных спортсменов подчинена строгому распорядку: предметные дисциплины, физические занятия, боевые искусства, шахматы, японский и китайский языки. Помимо этого, воспитанники постигают искусство традиционной японской живописи суми-э. Таким образом, дети погружаются в дальневосточную культуру не односторонне, а охватывают ее с различные направления, что, безусловно, способствует всестороннему гармоничному развитию и духовному воспитанию. Также дети помимо практики изучают и историческую составляющую живописи суми-э, так как без знания истории нельзя всецело постигнуть глубину этого многогранного искусства.

Традиционная японская живопись тушью - суйбокуга, или суми-э. Данный китайский стиль живописи был заимствован японскими художниками в XIV в., а к концу XV в. превратился в основное направление живописи Японии. Суми-э монохромна. Дальневосточная живопись характеризуется использованием черной туши (суми), твердой формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шелк.

Мастеру монохромность предлагает нескончаемый выбор тональных вариантов, которые китайцы давным-давно признали «цветами» туши. Суми-э иногда допускает использование настоящих цветов, но ограничивает его тонкими, прозрачными мазками, которые всегда остаются подчиненными линии, исполненной тушью. Монохромная живопись тушью разделяет с искусством каллиграфии такие существенные характеристики, как жестко контролируемая экспрессия и техническое мастерство формы.

Уровень качества живописи тушью сводится, как и в каллиграфии, к целостности и сопротивлению на разрыв проведенной тушью линии, которая как бы держит на себе произведение искусства, подобно тому, как

кости держат на себе ткани. Одни из первых дзэнских монахов, работавших в жанре суйбокуга - Као Нинга и Мокуан Рэйэн, жившие в храме Сёкокудзи в Киото. Их более известный последователь - Сэссю Тоё - оставил чрезвычайно важное художественное наследие. Сотворенный Сэссю Тоё «Ландшафт Хабоку» («Хабоку сансуйдзу», 1495 года) являет собой пример стиля «разбрызгивания туши» — стиля абсолютно свободной, экспрессивной живописи тушью, поначалу ассоциировавшегося с эксцентричным китайским художником VIII в. Ван Мо.

Монахи дзэнских монастырей, которые проводили долгие часы, изучая классические образцы китайской литературы, идентифицировали себя с конфуцианскими мудрецами, отвергавшими вульгарный мир ради общения с природой и овладения такими изящными искусствами, как музыка, поэзия, живопись и каллиграфия. В числе самых ранних исполненных тушью картин эпохи Муромати имеется несколько идеализированных изображений уединенных в сельской местности приютов ученого (сёсайдзу). Картины эти, часто игравшие роль прощальных подарков, которые вручались в знак признания взаимных духовных целей, и которые испещрялись стихами, принадлежат к категории сигадзику («разрисованные свитки со стихами»). Выдающимся их образцом является работа Минтё «Домик у ручья» («Кэйин сётику дзу», 1413 года).

Пейзажный ландшафт стал важным объектом живописи тушью. Ранние японские ландшафты, исполненные тушью, часто включают фантастично громоздящие горные вершины и глубокие ущелья, явно копирующие китайскую ландшафтную живопись и не имеющие ничего общего с местной топографией. С постепенной натурализацией живописи тушью натурализировалась и ее ландшафтная составляющая. Сэссю начал этот процесс, рисуя реальные японские ландшафты, как на то указывает его шедевр «Амано-хасидатэ» (примерно 1501 года). Стиль

Болховитин С. М.

ландшафтной живописи тушью еще более натурализировался в дальнейшем художниками школ Ами и Сога, чьи мягкие, словно бы водянистые пейзажи инкорпорировали элементы ямато-э в той ее разновидности, которая практиковалась школой Тоса. Портреты дзэнских патриархов и таинственных личностей, принадлежавших кисти Кандзан и Дзиттоку, также довольно часто встречались в живописи тушью, равно как и изображения бодисатвы Каннон и Дарумы, легендарного основателя секты Дзэн. Более широкая категория дзэнской монохромной портретной живописи охватывает своими рамками животных, птиц, растения, овощи и фрукты. На завершающих этапах эпохи Муромати наблюдалась постепенная секуляризация живописи тушью и ее отделение от дзэн-буддизма. Начало этим подвижкам положили работы художников школы Ами, - Ноами, Гэйами и Соами, — прикомандированных ко двору сёгуна.Тенденция эта достигла своего апогея на ранних фазах эпохи Эдо (1600—1868 годов) и нашла отражение в работах мастеров школы Кано, чей китайско-японский синтез монохромной туши и полихрома растертого в порошок золота отвечал вкусам ценителей из рядов вновь поднявшегося воинского сословия, которым наскучил аскетизм монохрома, и которые настаивали на создании грандиозных композиций для крупных архитектурных комплексов.

Искусство суми-э продолжало развиваться на протяжении всей эпохи Эдо как источающий бурную энергию жанр. К этому

развитию приложили усилия художники таких резко отличавшихся друг от друга стилистических направлений, как Римпа и Бундзинга. Сотацу, мастер школы Римпа, изобрел богато смотревшийся «капельный эффект» (тарасикоми), который достигался посредством нанесения капель туши на все еще сырые мазки и слои туши. Японские писатели — художники, например, Ёса Бусон и Урагами Гёкудо, подобно давним дзэнским монахам, продолжали изображать тушью ландшафты и прочие атрибуты китайской тематики. Хотя первое поколение писателей - художников базировало свои работы на китайских образцах, о которых они знали, главным образом, по руководствам, издававшимся в виде отпечатанных с досок гравюр, позднее им удалось освоить свои собственные идиосинкразические стили. После 1868 г. традиции суйбокуга поддерживали такие художники японского стиля (нихонга), как Ёкояма Тайкан, Хисида Сюнсо и Симо-мура Кандзан. В конце девятнадцатого и на протяжении двадцатого века это искусство было не утрачено и продолжает развиваться. Это обусловлено тем, что все больше людей практикуют данное искусство по всему миру.

В нашей статье мы кратко рассмотретрели традиционную японскую живопись суми-э, которая особое внимание уделяет духовному развитию человека и становление его как личности. Эта живопись помогает людям видеть в обыденных вещах прекрасное, то, что незаметно на первый взгляд. Живопись помогает «проснуться» и другими глазами смотреть на окружающий мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.