воспитание и дополнительное образование
Т.А. ЗАТЯМИНА (Волгоград)
культурно-мировоззренческая палитра православного содержания мира музыки в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников
Раскрывается потенциал учебного предмета «Музыка» в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников. Дается понимание музыки как целостного образа. Рассматривается культурномировоззренческая палитра содержания мира музыки в православной традиции. Выделяется особенность переживания как механизма взаимодействия ребенка с содержанием целостного образа музыки.
Ключевые слова: целостный образ музыки, традиции культуры, культурно-мировоззренческая палитра содержания музыки православной традиции, переживание.
В каком содержательном наполнении музыка в образовательном процессе способствует решению задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников? Отвечая на этот вопрос, мы должны вспомнить основные положения концепции музыкального воспитания Д.Б. кабалевского, которая и сегодня является определяющей для музыкальнопедагогической деятельности: мир музы-
ки раскрывается как область духовной культуры, музыка в школе должна изучаться как живое, образное искусство, а не как научная дисциплина. Такой подход совсем не означает, что из предметного содержания музыкального образования должны уйти музыковедческие, психологические, философские закономерности существования музыкального искусства. Они являются теоретическим базисом музыкально-педагогической деятельности учителя, музыкального руководителя, преподавателя школы искусств. Проблема заключается в том, что педагог-музыкант в своей музыкально-педагогической практике при обращении к музыке сохраняет подход, который
был в его профессиональном образовании, где содержание мира музыки осваивалось как комплекс различных предметно-музыкальных дисциплин (история музыки, теория музыки, музыкальная философия, психология, социология и т.д.). Для музыкально-педагогической деятельности учителя важно не раздробить музыку на отдельные «сферы музыкальных компетенций», а интегрировать их в целостный образ.
Обратимся вначале к понятию «целостный образ», чтобы определить специфичность понимания музыки в такой обусловленности. Согласно выводам М.С. кагана, «целостность» следует рассматривать как неделимость, чье свойство есть сверхсуммативный характер связи компонентов целого, который и делает его нерасчленимым целым, а не механической совокупностью элементов [7]. Такое осознание противоположно пониманию целостности как суммативной данности. В неделимой целостности «элемент», «множество», «совокупность» теряют свою изначальную выде-ленность и абсолютность, а наоборот, обнаруживают свою относительность, состоящую в том, что выражаемый перечисленными понятиями чисто множественный аспект реальности всегда должен быть дополнен прямо противоположным и дополнительным аспектом -целостностью как свойством неделимости и неразложимости реальности на множества элементов. упорядоченность частей, элементов в целостности существует на основе их взаимодействия и взаимосодействия. Наличие в целостности множественных элементов дает представление о различных гранях проявления целостного объекта. Элементы целого способны «изгибаться, приспосабливаться к задаче целого» и «изменяться под воздействием силы целого» [11, с. 206].
целостность наиболее полно проявляет себя как образ. Ввиду чувственной материи в образе запечатлеваются более тонкие, неуловимые творения сознания, что связано с процессами воображения. целостный образ имеет мыслительную конструкцию, которую следует рассматривать не как гармоничную совокупность равноправных элементов, а как иерархичную, где все элементы находятся в
© Затямина Т.А., 2014
соподчинении. Стрежнем целостного образа музыки и его контуром является человек в его взаимоотношении с миром. Опираясь на результаты исследований Б.П. Юсова [12], мы можем говорить о том, что содержание образа предстает как концентрированное и обобщенное выражение культуры, поэтому целостный образ музыки неразделим с содержанием культуры, которая становится его духовной крепостью.
Содержание культуры проявляет свою суть в традициях. Функция традиций культуры заключается в передаче возвышенной жизни от поколения к поколению. Результаты проведенного нами исследования [4] показывают, что традиции культуры, исходя из их сущностных характеристик:
- служат средством передачи и формирования в новых поколениях духовных качеств, нравственно-психологических духовных ценностей;
- аккумулируют в себе правила, обычаи и обряды, ставшие нормой поведения человека;
- связаны со взглядами, идеалами, нравственными нормами, ценностными установками.
Функциональное значение традиций позволяет говорить о том, что их смысловой доминантой является преобразование человека. Соответственно, от того, какими традициями культуры наполнен целостный образ музыки, зависит, какое духовное преображение будет происходить в человеке.
Обратимся к традициям православного восприятия искусства. Так, С.Н. Булгаков высказывает мысль об особой родственной связи православия и искусства. Он отмечает, что область искусства находится на грани двух миров: «Оно зрит нездешнюю красоту и ее являет этому миру; оно не чувствует себя немотствующим и сознает свою окрыленность. Само искусство отнюдь не имеет самодовлеющего значения, оно есть лишь путь к обретению красоты. Оно жизненно только в этом движении, - всегда ad геаИога». Оно «обладает ключом», открывающим красоту духовной жизни человека, «если красота некогда спасет мир, то искусство должно явиться орудием этого спасения. <...> Истинное произведение искусства <...> в своей действенности зовет к жизни в красоте и пророчествен-но свидетельствует о ней. Поэтому и само искусство <....> оно есть лишь путь к обретению красоты» [1].
По мысли И.А. Ильина, «все русское искусство изошло из православной веры, искони впитывая в себя ее дух, дух сердечного созерцания, молитвенного парения, свободной искренности и духовной ответственности. Русская живопись пошла от иконы; русская музыка была овеяна церковным песнопением; русская архитектура пошла от храмового и монастырского зодчества; русский театр зародился от драматических “действ” на религиозные темы; русская литература пошла от церкви и монашества» [6].
Музыка, по словам В.В. Медушевского,-это «проповедь на паперти, в которой духовно осмысливаются и молитвенно омываются все области жизни». Автор отмечает также, что музыка может служить понятным для детской души учебником догматики, сотериоло-гии, христианской антропологии, раскрывающей особенности духовной воли и других особенностей психологии преображенного человека [9].
В.П. Зинченко, размышляя о душе и ее воспитании, говорит: «Искусство - одно из важнейших средств воспитания души, поскольку в нем эстетическими средствами выражается духовный и этический опыт человечества. Искусство - это дотеоретическая этика - этика в действии, а не в назидании. Искусство практически вводит человека в мир человеческих ценностей, чего, к сожалению, нельзя сказать о науке. Не просто восприятие, а активное восприятие и созерцание произведений искусства есть начало духовной практики» [5].
Высказывания уважаемых богословов, философов, музыковедов показывают, что традиции православной культуры являются, прежде всего, культурно-мировоззренческой палитрой, в которой раскрывается содержание целостного образа музыки. как целостный образ музыка разворачивается в сознании субъекта деятельности разными гранями, позволяет удержать «разное» в единстве всеобщего. Представление музыки как образа имеет свои особенности. «Образ стоит выше понятия и термина» [12, с. 37], поэтому позволяет возместить недостаток рациональных понятий, дает возможность почувствовать мир и явления, в нем происходящие, а не только получать о них знания.
Восприятие музыки, представляемое как совокупность отдельных понятий (например, песня, танец, марш, жанр, интонация и т.д.) или как символ, знак, может остаться лишь холодным, беспристрастным знанием, зафикси-
рованным в сознании человека. Однако, если эти понятия мыслить в контексте целостного образа, они становятся «ключом» вхождения в определенное содержание музыкального произведения и далее - в мир культуры.
Выделив из содержания школьных программ музыкальные произведения, созданные в православной традиции, постараемся увидеть их потенциал для духовнонравственного развития и воспитания школьников.
Богослужебная музыка церковных праздников (тропарь, величание, стихира). Молит-венность-центральное начало жанровойспеци-фики этих музыкальных произведений. Тропари, кондаки, величания - произведения массового пения в храме, поэтому детям в школьной практике их исполнение по силам. При этом детям важно получить опыт соборного (единодушного, согласованного) пения, ощутить молитвенное переживание, которые требуются для исполнения. Образ данных песнопений не является по своей сути художественным, поэтому требует достройки, «духовного художества» (С.Н. Булгаков). Напряжение всех духовных сил в одном порыве к Богу является необходимым творческим усилием исполнителя. Познавая суть тропаря или величания, школьники прикасаются к иной действительности (царствие Небесное), православной сообщ-ности. За видимым открывается невидимое, а это означает, что процессы восприятия музыки строятся по другим законам, не от собственных переживаний к рождению образа в своем сознании, а от Образа к его ощущению в себе.
Еще одна важная составляющая данного материала, открывающаяся детям, - это нравственная идея жертвенности. Прикосновение к церковной музыке богослужебных праздников даст детям возможность не путем логических размышлений искать доказательства, а в пении схватить ниточку, которая приведет к эмоциональному пониманию.
Знаменный распев, хоровой концерт как формы богослужебного пения. Формы богослужебного пения - это зафиксированные в уставном порядке содержания молитвенного состояния. Знакомство с данными формами показывает детям развитие музыкального мира православной культуры: от знаменного пения к партесному. Прикасаясь к различным формам богослужебного пения, школьники осваивают характерные для них особенности музыкального языка: уставного и неуставного пения.
Для слуха современных детей, многие из которых живут вне православной культуры, язык уставного пения впервые открывается именно на уроках музыки. Дети впервые узнают, что значит распевать Слово, т.к. именно Слово является в них определяющим, знакомятся с текстами Псалтири. Встреча с таким музыкальным материалом требует сосредоточенности, волевых усилий, тонкости внимания. Дети учатся как бы со стороны наблюдать состояния души человека. В этих сочинениях дети стараются понять новую эмоцию -отрешенность.
Хоровой концерт - это уже художественный жанр, но смысловая нагрузка, так же как и в знаменном распеве, сохраняется на Слове. Для хорового концерта характерна текстовая обусловленность музыкальной логики. В общении с таким музыкальным материалом дети осваивают законы антиномии. хоровые концерты - это достояние российской музыкальной культуры, поэтому соприкосновение с ними будет пробуждать в детях чувство гордости за свою отечественную культуру. Для детей привычнее знать о том, что В.А. Моцарт был академиком Болонской академии музыки. Академиком этой же академии был и русский композитор украинского происхождения М.С. Березовский.
Народные песнопения православного календаря. Их исполнение, в частности рождественские колядки, позволяет детям узнать о событиях Рождества христова, об обычаях празднования этого православного праздника, позволяют прикоснуться к догматическим текстам и богословским смыслам праздника. Народные песнопения (рождественские) позволяют узнать о содержании событий православного календаря, нормах и правилах духовной жизни человека, русском характере. Эти песнопения наполнены разными оттенками благодатных чувств: умиления, благодарения, славословия, прошения, покорности. Вряд ли в образовательной практике найдутся другие средства, которые позволят детям открыть эти чувства в себе. А ведь эти переживания необходимы для духовного становления детей.
Композиторские сочинения богослужебного содержания. Это произведения неуставного характера, написанные на богослужебные тексты, это музыка для церкви. Своим содержанием они рассказывают о царствии Небесном, но в них появляется важная художественная составляющая, их содержание - че-
ловеческое чувство. Обратимся к высказыванию Г.В. Свиридова из его дневниковых записей [10], по нашему мнению, точно характеризующих особенность этих сочинений. композитор отмечал, что в них царит высокоторжественный дух православного богослужения. Тексты представляют в них объективные ценности православной культуры. Наряду с этим они содержат и субъективную составляющую, что выражается в авторской музыкальной интерпретации содержания религиозных текстов. Задача композитора - найти правильную интонацию слова.
Исполнение композиторских сочинений богослужебного содержания в массовой школьной практике затруднительно. Однако их слушание позволяет детям прожить различные эмоционально-возвышающие состояния: умиление, тихую радость, сосредоточенную скорбь, благоговение, молитвенность и т.д.
Сочинения, являющие собой образцы православного мировоззрения автора. Эти сочинения являются хрестоматийными для школьного музыкального образования. В них раскрывается душа человека, которая созерцает идеальную красоту. Они и обращены к душе человека. Содержанием этих произведений являются «мировоззренческие начала жизни, мотивационные глубины и стратегии жизни, сокровенные цели, идеальное желаемое состояние души в устремленности к Богу» [8]. Прикосновение к их содержанию происходит через обращение к биографическим фактам жизни композиторов, их отношению с миром. Эти музыкальные произведения - образцы любви к Родине (С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов), человеческих страстей (М.П. Мусоргский), образа жизни русского человека (П.И. Чайковский), разговора о возвышенном, родного языка в музыкальной речи, человеческой гармонии в мире, т.е. это образцы опыта духовной жизни русского человека.
Музыкальные сочинения о святых земли русской. Обращаясь к ним, дети прикасаются к образцам и образам духовной жизни. Прежде всего, это образы Ильи Муромского, Александра Невского, Сергия Радонежского, в которых раскрываются образцы нравственной жизни - красота подвига, отваги, силы, мужского достоинства, самоограничение. В содержании современного образования это практически единственная возможность для детей прикоснуться к теме святости не в фактологической данности, а в эмоциональном познании.
Сочинения о жизни православной Руси. В музыкальных произведениях этой линии для детей открывается видимый мир православной культуры, который укоренился в истории культуры, но существовал в сознании человека как «чуждый». Дети погружаются в мир колокольной музыки, учатся понимать и распознавать голоса колоколов, сами учатся воссоздавать и создавать колокольные звоны. Музыкальные произведения (В. кикта) становятся для детей дорогой, ведущей к смыслам храмовых фресок, тому, что кроется за изображением.
Произведение «В монастыре» А.П. Бородина дает детям возможность заглянуть в закрытый от мирского человека мир монастырской жизни. Музыка помогает прикоснуться к обычаям рождественского и пасхального периода жизни. Рождается и новая краска в ощущениях - светлая радость («Светлый праздник» С.В. Рахманинова). Дети погружаются в атмосферу эмоциональной сосредоточенности и сдержанной радости Вербного воскресенья (А. Гречанинов, Р. Глиер).
«Курские песни» Г.В. Свиридова позволяют детям усвоить нравственные нормы взаимоотношений взрослых детей с их родителями, роль родителей в жизни детей, ответственность детей перед родителями. «курские песни» национальны по художественной образности, их образ - это характер русского народа, его быта. Благодаря используемой Свиридовым символике музыкального языка в сочинениях «Зеленый дубок», «Городе звоны зво-нют», у детей возникают ассоциации с внешней предметной сферой жизни.
Заложенный в музыкальном материале учебного предмета культурно-мировоззренческий потенциал может остаться «чистыми возможностями» (Аристотель), пока не будет реализован. Чтобы его реализовать, нужна воздействующая сила, т.е. активное начало. Конкретный человек (учитель, ребенок) -начало и результат устанавливаемых с миром музыки взаимоотношений, которые мы рассматриваем как музыкальную деятельность. В музыкальной деятельности взаимоотношения не являются отношением субъекта к музыке или воздействующей силой музыки как объекта на субъект. В музыкальной деятельности специфика взаимоотношений человека и музыки явлена нам как многомерная реальность человеческого бытия, бытия человека объективного и субъективного, образующих одну целостность [3]. Субъективное и
объективное бытие в музыкальной деятельности диалектически взаимообусловлены.
Взаимоотношения ребенка с музыкой, которые мы сегодня наблюдаем в практике музыкального образования, реализуются на основе законов восприятия. Это предполагает, что результатами этих взаимоотношений являются постижение, переживание объективно существующего мира музыки. В данной статье объективно существующий мир музыки мы раскрыли на примере музыки, созданной в православной традиции. Становится ли это переживание субъективным, т.е. собственным для ребенка? Чтобы это произошло, необходимо как восприятие, так и приятие того, что воспринято. Для этого нужны иные условия. Приятие как субъективное переживание находится в «надсознательных слоях» неосознаваемого психического, через которые открываются и осмысляются высшие духовные смыслы, как правило, скрытые от обычного, не идущего путем духовно-нравственного развития человека [2, с. 20].
В своем объективном бытии дети соприкасаются с музыкальной образностью, которая уже существует. Мир музыки включает самого человека, как объективная реальность он уже очеловечен, поэтому во взаимодействии с музыкой ребенок уже «вписан» в эту объективную реальность, он соприкасается с Другим как с собой, только потенциальным. Образность субъективного бытия необходимо взрастить, она предстает как потенциал духовнонравственного развития.
какими механизмами будет обусловлена взаимосвязь объективной образности с субъективной? у человека есть канал-координатор, по которому образ объективного бытия принимается сознанием, через этот же канал человек устанавливает взаимосвязи с внешним миром. Таким каналом-координатором является переживание. Философско-психологические исследования помогают понять суть переживания. Выбор переживания в качестве координатора обусловлен самой чувственной природой музыкального искусства, а ценностносмысловая основа последнего наделяет переживание эстетическим качеством. Особенность переживания, по словам Л.С. Выготского, заключается в том, что в нем соединяются, с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, с другой - особенность моей личности. Переживание не просто координирует внутренние процессы, происходящие в сознании, но и представляет «завязь» того особого от-
ношения личности к своему миру, а также, по словам А.Н. Леонтьева, «сигнализирует о личностном смысле внешних событий».
Содержание переживания включает, с одной стороны, особое психическое состояние (чисто психологический аспект), с другой -«событие внутренней жизни» (С.Л. Рубинштейн). Говоря образным языком А.С. Пушкина, переживание - это «потрясенное ощущение», «реакция на вечность», «некоторое откровение», «неизъяснимость наслаждения». В отношении сознания к бытию переживание становится способом обретения осмысленности бытия.
Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что современной образовательной практике необходимо признать музыку как путь, идя по которому дети развивают свои духовные силы.
Литература
1. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения [Электронный ресурс]. М. : Республика, 1994. URL: http://www.vehi.net/bulgakov/svet.
2. Гостев А.А. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов. М. : Ин-т психологии РАН, 2001.
3. Затямина Т.А. Музыкальная деятельность ребенка в пространстве педагогической реальности : моногр. Волгоград : Изд-во ВГАПК РО, 2008.
4. Затямина Т.А., Бурова Н.В. Традиции культуры донских казаков в пространстве воспитания образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. 2013. №4(24). URL: http://grani.vspu.ru/files/ publics/1375770930.pdf.
5. Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании [Электронный ресурс] // Детская психология. URL: http://www.childpsy.ru/lib.
6. Ильин И.А. Что дало России Православное Христианство (из книги «Манифест Русского движения») [Электронный ресурс]// Традиция: рус. эн-цикл. URL: http://traditio-ru.org.
7. Каган М.С. Системность и целостность [Электронный ресурс]// Психологическая библиотека. Самопознание и саморазвитие. URL: http:// www.ligis.ru/psylib/090417/books/_kagam01.htm.
8. Медушевский В.В. О происхождении и сущности серьезной музыки [Электронный ресурс]// Слово: образоват. портал. URL: http://www.portal-slovo.ru/art.
9. Медушевский В.В. О сущности музыки и задаче музыковедения // Методологическая функция христианского мировоззрения в музыкознании. М. - Уфа, 2007.
10. Свиридов Г.В. Музыка как судьба. Дневники, мемуары. М. : Мол. гвардия, 2002.
11. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству / сост. игумен Андронник, А.С. Трубачев, М.С. Трубачева [и др.]. М. : Изобр. искусство, 1996.
12. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художет-венного мышления учителя образовательной области «искусство» // Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. М. : Компания «Спутник», 2004.
* * *
1. Bulgakov S.N. Svet nevechemiy. Sozertsaniya i umozreniya [Elektronnyiy resurs]. M. : Respublika. 1994. URL: http://www.vehi.net/bulgakov/svet.
2. Gostev A.A. Obraznaya sfera cheloveka v poznanii i perezhivanii duhovnyih smyislov. M. : In-t psihologii RAN, 2001.
3. Zatyamina T.A. Muzyikalnaya deyatelnost rebenka v prostranstve pedagogicheskoy realnosti : monogr. Volgograd : Izd-vo VGAPK RO, 2008.
4. Zatyamina T.A., Burova N.V. Traditsii
kulturyi donskih kazakov v prostranstve vospitaniya obrazovatelnogo uchrezhdeniya [Elektronnyiy resurs] // Grani poznaniya: elektron. nauch.-
obrazovat. zhurn. 2013. № 4(24). URL: http://grani. vspu.ru/files/publics/1375770930.pdf.
5. Zinchenko V.P. Razmyishleniya o dushe i ee vospitanii [Elektronnyiy resurs] // Detskaya psihologiya. URL: http://www.childpsy.ru/lib.
6. Ilin I.A. Chto dalo Rossii Pravoslavnoe Hristianstvo (iz knigi «Manifest Russkogo dvizhe-niya») [Elektronnyiy resurs]// Traditsiya: rus. entsikl. URL: http://traditio-ru.org.
7. Kagan M.S. Sistemnost i tselostnost [Elektronnyiy resurs] // Psihologicheskaya biblioteka. Samopoznanie i samorazvitie. URL: http://www. ligis.ru/psylib/090417/books/_kagam01.htm.
8. Medushevskiy V.V. O proishozhdenii i suschnosti sereznoy muzyiki [Elektronnyiy resurs]// Slovo: obrazovat. portal. URL: http://www.portal-slovo.ru/art.
9. Medushevskiy V.V. O suschnosti muzyiki i zadache muzyikovedeniya // Metodologicheskaya funktsiya hristianskogo mirovozzreniya v mu-zyikoznanii. M. - Ufa, 2007.
10. Sviridov G.V. Muzyika kak sudba. Dnevniki, memuaryi. M. : Mol. gvardiya, 2002.
11. Florenskiy P.A. Izbrannyie trudyi po iskus-stvu / sost. igumen Andronnik, A.S. Trubachev, M.S. Trubacheva [i dr.]. M. : Izobr. iskusstvo, 1996.
12. Yusov B.P. Vzaimosvyaz kulturogennyih faktorov v formirovanii sovremennogo hudo-zhetvennogo myishleniya uchitelya obrazova-telnoy oblasti «iskusstvo» // Izbrannyie trudyi po istorii, teorii i psihologii hudozhestvennogo obrazovaniya i polihudozhestvennogo vospitaniya detey. M. : Kompaniya «Sputnik», 2004.
Cultural and world view variety of the Orthodox contents of music world in the spiritual and moral development and education of schoolchildren
There is revealed the potential of the discipline "Music" in the spiritual and moral development and education of schoolchildren. There is given the notion of music as an integral image. There is considered the cultural and world view variety of the world of music in the Orthodox tradition. There is marked out the peculiarity of sympathy as the mechanism of interaction of a child with the integral image of music.
Key words: integral image of music, cultural traditions, cultural and world view variety of the world ofmusic in the Orthodox tradition, sympathy.
(Статья поступила в редакцию 26.05.2014)
Е.И. ФАСТОВА (Волгоград)
социокультурный подход к проектированию гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка
Представлены характеристики социокультурного подхода как методологического инструментария для осуществления проектирования гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка в рамках гуманитарной парадигмы педагогического знания.
Ключевые слова: культурное самоопределение подростка, гуманитарное пространство, социокультурный подход, социокультурный опыт, гуманитарное развитие подростка.
Сущностные характеристики культурного самоопределения подростка, функции гуманитарного пространства в этом самоопределении, содержательное наполнение самого пространства [8; 9] как образа культурнообразовательной среды образовательной организации побуждают нас к выбору социокультурного подхода как методологического инструментария для проектирования гуманитарного пространства культурного самоопределения подростка в рамках гуманитарной па-
© Фастова Е.И., 2014