Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА В РККА И РККФ В 1921-1940 ГГ'

КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА В РККА И РККФ В 1921-1940 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА / CULTURAL-MASS WORK / ПРОСВЕЩЕНИЕ / EDUCATION / ПОЛИТУПРАВЛЕНИЕ / POLITICAL ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Минкина Анна Александровна

В статье кратко охарактеризован процесс реформирования политико-просветительной, агитационно-пропагандистской и воспитательной работы, проводившейся среди рядового и командного состава в РККА в период с 1921 по 1940 год.The article briefly describes the process of reforming the political-and-educational, advocacy and educational work carried out among the chiefs and soldiers of the Red Army in the period from 1921 to 1940.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА В РККА И РККФ В 1921-1940 ГГ»

2 ТеплинскийЛ.Б. История советско-афганских отношений. М.: Мысль, 1988. С.278.

3 Коргун В.Г. История Афганистана ХХ век. М.: ИВ РАН; Крафт+, 2004. С. 413.

4 См. например: Медведев Р.А. Под контролем народа // Воен.-истор. журнал. 1999. № 2. С. 20.

5 Гроссман А.С. Секретные документы из особых папок: Афганистан // Вопросы истории. 1993. № 3. С. 13.

6 Les mv^ations d'un ancien conseiller de Carter «Oui, la CIA est entrne en Afghanistan avant les Russes...» // http://hebdo.nouvelobs.com/hebdo/parution/p19980115/articles/a19460-.html (русский текст: http://community.livejournal.com/history_club).

■ См.: Варенников В.И. Нас подтолкнули к вводу войск //

http://3fgh3nist3n.ru/doc/8049.html.

8 Детальнее о международных проблемах 1970-х см.: Системная история международных отношений. 1918—2003: В 4т. / Под ред. А.Д.Богатурова. Т.3 // http://www.obr3forum.ru/iib. Гл. 9.

9 Корниенко Г.Н. Как принималось решение о вводе советских войск в Афганистан и их выводе // Новая и новейшая история. 1993. №3. С. 111.

10 Более подробно см.: Беляев И. Так мы вошли в Афганистан // В кн.: Л.И.Брежнев: материалы к биографии. М.: Политиздат, 1991. С.307, 309; Советский архив. Собран В.Буковским //

http://psi.ece.ihu.edu/~k3pl3n/IRUSS/BUK/GBARC/pdfs/3fgh/3fgh-rus. html 172-7910.pdf.

11 См.: Советский архив. Собран В.Буковским // http://psi.ece.jhu.edu/~k3pl3n/IRUSS/BUK/GBARC/pdfs/3fgh/3fgh-rus.html.

12 Ганковский Ю.В. Наша боль — Афганистан // Азия и Африка сегодня. 1989. № 6. С. 88.

13 См.: Антонов А. «Шторм-333». Как штурмовали дворец Амина; Ляховский А. К положению в «А» // Родина. 1999. № 2.

ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МИНКИНА Анна Александровна —

адъюнкт кафедры культуры и искусства Военного университета, капитан (123000, г.Москва, ул.Б.Садовая, д. 14, Военный университет)

культурно-массовАЯ работА в ркка и РККФ в 1921—1940гг.

Согласно «Положению о политико-просветительских комиссиях в частях Красной Армии и Флота» (приказ Революционного военного совета республики (РВСР) от 16ноября 1921г.) в целях коммунистического воспитания, политического просвещения и поднятия общего уровня бойцов Красной армии (РККА) и флота (РККФ) путём привлечения красноармейской и матросской массы к непосредственному участию в политико-просветительной работе в войсковых и фронтовых частях начали учреждать политпросветкомиссии. Они проводили мероприятия по организации и усилению политпросветработы и выполняли все задания политпросветотделов, вели учёт

неграмотных, следили за успешностью ликвидации неграмотности в части и за посещением школ грамотности, проводили совместные чтения газет и собеседования, на которых разбирали с красноармейцами текущие мероприятия советской власти, декреты, постановления, знакомили с состоянием отраслей сельского хозяйства и промышленности, с международной обстановкой и вопросами политической и общественной жизни внутри страны, организовывали лекции-беседы по научным вопросам, наиболее интересующим красноармейцев, устраивали громкие чтения художественных произведений, развивали у красноармейцев любовь к книге, готовили их к активному участию в клубной работе и воспитывали в бойцах стремление к товарищескому общению, привлекали к работе все имевшиеся в роте политические и культурные силы, заботились о снабжении рот всем необходимым в этом плане (газетами, литературой, плакатами и учебными принадлежностями)!.

С февраля 1921года руководство политико-просветительной работой в РККА и РККФ осуществляла входившая в систему Народного комиссариата просвещения РСФСР военная секция Главполитпросвета, которая состояла из канцелярии, библиотечного коллектора (склада), отделений: клубного, библиотечного, партийных школ, школьного, агитационного, ВЧК по ликвидации безграмотности (временно)2.

Уже в ноябре 1922года военную секцию изъяли из аппарата Главполитпросвета, «оставив за ним общее идейное руководство политико-просветительной работой в Красной Армии и Флоте» и передали в Политическое управление РККА (ПУ РККА). В результате уже с конца этого года воспитательную работу в Красной армии проводил агитпропотдел ПУ РККА.

В период военной реформы (1924—1928) ЦК РКП(б) / ВКП(б) и Революционный военный совет (РВС) СССР приняли меры по укреплению партийно-политических органов, усовершенствованию их структуры, улучшению состава их работников, оживлению форм и методов их работы, сокращению штатов и т.д. Изменилась и структура агитационно-пропагандистского аппарата Красной армии. Так, если агитационно-пропагандистский отдел ПУ РККА в 1922году состоял из отделений: печати, агитационного, подготовки политического состава, клубно-художественного и партийного просвещения, то по «Положению о Политическом управлении РККА» (утверждено 8сентября 1925г.) в него вошли части: школьно-программная, внешкольной пропаганды, снабжения и бюро печати. В сентябре 1926года бюро печати преобразовали в отдел печати ПУ РККА.

Вместо школьно-курсового, библиотечного, клубно-художественного, редакционно-издательского, подготовки политсостава и агитационного отделений (1922)3 агитационно-пропагандистских отделов политуправлений округов в 1925году были учреждены школьная, внешкольная и редакционно-издательская части4.

Значительно сократилось количество штатных работников. Например, в состав военной секции при Главполитпросвете входили 90человек, а в ходе военной реформы он сократился до 245. В ПУ РККА и ПУ округов штаты уменьшили в среднем на 40проц.6

Согласно приказу РВС СССР от 8сентября 19 25года политический аппарат полка становился органом, непосредственно ведшим политико-просветительную и воспитательную работу. Политический аппарат полка состоял из военкома, полкового бюро ВКП(б) во главе с секретарём, организатора работы ВЛКСМ, политических руководителей по числу рот и команд полка, школы, клуба, библиотеки с ротными передвижками, входившими в состав клуба.

В округах и армиях воспитательной работой руководили агитационно-пропагандистские отделы политуправлений округов и армий, в дивизиях — агитационно-пропагандистские отделения политотделов дивизий. Партийно-политический аппарат полка непосредственно проводил политико-просветительную и агитационно-пропагандистскую работу среди рядового и командного состава.<...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф.4. Оп.15а. Д.97. Л. 608.

2 Там же. Л. 551.

3 Там же. Ф. 9. Оп. 3. Д.77. Л. 139.

4 Там же. Оп. 18. Д. 99. Л. 59.

5 Там же. Д. 14. Л. 110.

6 Берхин Б.И. Военная реформа в СССР (1924—1925 гг.). М.: Воениздат, 1958. С. 395.

ЗАБЫТОЕ ИМЯ

ГРАЧЁВА Ольга Анатольевна —

доцент Московского пограничного института ФСБ РФ, майор, кандидат исторических наук (129345, Москва, ул.Осташковская, 15, Московский пограничный институт, кафедра истории)

Пензенский губернатор

В сегодняшней Пензенской области вряд ли что напоминает о тайном советнике Александре Александровиче Татищеве, полковнике, участнике Крымской (Восточной) войны 1853—1856гг., в период с 1872 по 1886 год. А между тем А.А.Татищев в своё время немало полезного сделал для своей губернии, был известен не только как администратор, удостоившийся в октябре 1880года благодарности Александра!! за «принятие мер к удешевлению главнейших предметов потребления беднейшей части городского населения» (интересно, получил ли кто-либо из нынешних губернаторов подобную благодарность от первого лица государства?), но и как специалист по сельскому хозяйству и коневодству. При нём началась эксплуатация железной дороги через Пензу на участке Моршанск — Сызрань, открылись Пензенские отделения Крестьянского (1884) и Дворянского (1886) банков, вошли в строй учительская семинария (1874), землемерное (1875), техническое, железнодорожное (1880), музыкальное (1882) училища, ремесленная школа (1884). Губернатор жертвовал собственные деньги на содержание учащихся женской рукодельной школы, передал в картинную галерею несколько картин, в его имении в 1875 году гостил И.Е.Репин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.