Научная статья на тему 'Культурно-исторический подход в системе профилактики отклоняющегося поведения у первокурсников'

Культурно-исторический подход в системе профилактики отклоняющегося поведения у первокурсников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
176
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ / ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ / CULTURAL-HISTORIC CONCEPTION / ZONE OF PROXIMAL DEVELOPMENT / SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOUR / AGE AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE FIRST-YEAR STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ячменёва Надежда Павловна

В статье рассматривается система психологической поддержки и сопровождения студентов-первокурсников как один из способов профилактики отклоняющегося поведения. Обсуждаются идеи культурно-исторического подхода, служащие основой разработанной системы, а также вкратце описываются конкретные формы работы в рамках психологического сопровождения и их значимость в контексте системы профилактики отклоняющегося поведения. Важный акцент в изложении делается на функции куратора, как авторитетного наставника для первокурсников, анализируется накопленный годами опыт реализации конкретных мероприятий психологического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural-historical approach in the preventive system of deviant behaviour freshmen

This article observes the system of psychological support for the first-year students as one of the ways to prevent deviant behaviour. It discusses the cultural-historical approach lying at the core of the developed system and shortly the specific methods of psychological support and their significance in the context of prevention of deviant behaviour. The stress is laid on functions of the curator as a competent mentor for students. The article analyses accumulated over the years experience of implementing specific measures of psychological support.

Текст научной работы на тему «Культурно-исторический подход в системе профилактики отклоняющегося поведения у первокурсников»

Н.П. Ячменёва

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ

отклоняющегося поведения у первокурсников

В статье рассматривается система психологической поддержки и сопровождения студентов-первокурсников как один из способов профилактики отклоняющегося поведения. Обсуждаются идеи культурно-исторического подхода, служащие основой разработанной системы, а также вкратце описываются конкретные формы работы в рамках психологического сопровождения и их значимость в контексте системы профилактики отклоняющегося поведения. Важный акцент в изложении делается на функции куратора, как авторитетного наставника для первокурсников, анализируется накопленный годами опыт реализации конкретных мероприятий психологического сопровождения.

Ключевые слова: культурно-историческая концепция, зона ближайшего развития, социальная ситуация развития, психологическое сопровождение, профилактика отклоняющегося поведения, возрастно-психологи-ческие особенности первокурсников.

Проблема отклоняющегося поведения с течением времени только приобретает актуальность, так как расширение спектра видов отклоняющегося поведения происходит с высокой скоростью. Данные различных психолого-педагогических исследований и СМИ, а также повседневных наблюдений позволяют говорить об устойчивых тенденциях увеличения видов отклоняющегося поведения, а также свидетельствуют о снижении возраста, в котором наблюдаются первые проявления отклоняющегося поведения. Все это приводит к необходимости организации непрерывной системы сопровождения и профилактики девиантного поведения на разных возрастных этапах. Рассмотрение проблематики отклоняющегося, или девиантного поведения в контексте культурно-исторической концепции Л.С. Выготского позволяет сделать целый ряд важных заключений.

© Ячменёва Н.П., 2016

Идеи Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии человека непосредственно касаются проблемы соотношения обучения и развития и соответственно проблемы организации процесса обучения. В статье «Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте»1 проанализированы основные подходы к соотношению развития и обучения. По мнению Л.С. Выготского, данная проблематика представляет собой в школьном возрасте «самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии не могут быть не только правильно решены, но даже поставлены»2. Ввиду изменяющейся социальной и политико-экономической ситуации данный вопрос смело можно отнести не только к школьному обучению, но и непосредственно к обучению в вузе. В рамках профилактической работы важно отметить, что при переходе от школьной ступени образования к вузовской интенсивность профилактического воздействия снижается, особенно когда учащимся исполняется 18 лет. Наступление периода полной уголовной и административной ответственности зачастую расходится с наступлением психологической и личностной зрелости, поэтому работа по формированию морально-нравственного сознания и личностного становления должна продолжаться до тех пор, пока эти две оси не сойдутся в одной точке. Таким образом, именно первый курс является наиболее кризисным и опасным, так как при переходе из школы в институт появляются новые степени свободы на фоне изменений социальной ситуации и окружения, которые могут вылиться в серьезные негативные последствия (прогулы, задолженности по предметам, походы в ночные клубы, употребление алкоголя и т. д.).

Л.С. Выготский все время подчеркивает, что психическое развитие - это целостное развитие всей личности. Считается, что психическое развитие ребенка, как целостное развитие человека, осуществляется одновременно по нескольким линиям: 1) познавательная сфера (развитие механизмов познания и интеллекта); 2) психологическая структура и содержание деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности); 3) личность (формирование направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки и т. д.).

Также Л.С. Выготский подчеркивал, что на каждой фазе жизненного пути складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразные отношения человека и окружающей его социальной действительности. Именно социальная ситуация развития определяет тот путь, следуя по которому человек приобрета-

ет новые свойства личности, где социальное становится индивидуальным. Таким образом, по Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития является основным условием развития.

Существенным признаком обучения является то, что оно создает зоны ближайшего развития, т. е. приводит в движение ряд внутренних процессов развития. Зона ближайшего развития - это дистанция между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития при содействии взрослых. Как подчеркивает О.Г. Кравцов, понимание причин девиации непосредственно связано с понятием зоны ближайшего развития3. Исследования подростков, содержащихся в воспитательных колониях, с позиции зоны ближайшего развития позволило ему прийти к выводу о том, что девиантные подростки таковыми не рождаются, а становятся во многом благодаря особому содержанию их зоны ближайшего развития. Таким образом, особая организация социальной ситуации и зоны ближайшего развития могут выступать как средства предотвращения формирования и развития отклоняющегося поведения.

Ведущей деятельностью для возраста первокурсников, согласно периодизации Д.Б. Эльконина, является учебно-профессиональная деятельность, за счет которой через социальную ситуацию развития решается основная проблема возраста, а именно профессиональный выбор и автономность. В данном возрасте происходит формирование системы ценностей, логического интеллекта, освоение норм и отношений между людьми, а также профессионально-трудовых умений как психических новообразований данного возраста. Важно подчеркнуть, что в социальной ситуации развития взрослый выступает как старший наставник, соратник.

Итак, мы видим, что развитие ребенка обусловлено взаимодействием с взрослыми, которые могут по-разному организовывать как социальную ситуацию, так и зону ближайшего развития, обеспечивая формирование устойчивости к отклоняющемуся поведению.

Основываясь на вышесказанных положениях культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, в Институте психологии РГГУ была создана система сопровождения первокурсников, которая во многих вузах называется «тьюторство». По опыту коллег из других вузов, а также самих студентов, которые перепоступали или же меняли институт, тьюторство зачастую существует и реализуется на достаточно формальной основе, не неся в себе никакого психологического содержания и не обеспечивая реализацию цели сопровождения, для которой оно и создавалось. Работа тьютора с

группой, как правило, заключается только в ознакомлении с необходимой административной информацией, проведении собраний по обсуждению успеваемости или прогулов.

Формальный подход давно показал свою несостоятельность. Институт психологии РГГУ, взяв за основу идеи Л.С. Выготского, создал свою систему кураторско-тьюторского сопровождения.

Большинство выпускников школ выбирают профессию на основе достаточно поверхностных критериев, не осознавая глубинную составляющую избранной профессиональной деятельности. Данная ситуация является вполне нормативной, узнать профессию можно, только погрузившись в нее и почувствовав изнутри. Также ввиду изменившегося отношения в обществе к высшему образованию и более широких возможностей в его получении поступление в вуз становится более доступным. Не стоит забывать, что после окончания выпускники еще не представляют, какие требования предъявляет взрослая жизнь и что их там ждет, а продолжение обучения дает отсрочку принятия решения относительно «дела жизни» и ответственности за свою жизнь.

Таким образом, поступление в вуз - это, с одной стороны, сепарация от родителей и стремление к повышению социального статуса перед родителями, что так желанно и свойственно в данном возрасте, а с другой стороны - возможность снятия полноценной ответственности за свою жизнь, продолжая зависеть от родителей и продлевая тем самым период «детства». За счет такой ситуации очень часто происходит расхождение образа профессии с реальностью обучения и ее требованиями, что снижает академическую ценность образования и переводит его в разряд вещей «для галочки», а продолжение образования представляет собой стремление действовать через социально одобряемые стереотипы, нежели стремление к самоактуализации. Именно в этот новый этап жизни бывшим школьникам необходимо наличие в их окружении авторитетного взрослого, выступающего в роли наставника, и значимых сверстников (социально продуктивной референтной группы). В рамках системы сопровождения первокурсников авторитетным взрослым является куратор, а значимыми сверстниками - тьюторы.

В качестве куратора принципиально выступают преподаватели Института, имеющие багаж не только теоретических знаний, но и практического опыта. Каждому куратору помогают 2 тьютора, студенты второго и выпускных курсов. Главная задача тьюторов - поддержка первокурсников, передача студенческого опыта, организация и проведение мероприятий, ознакомление перво-

курсников со студенческой жизнью, стимулирование творческой и учебной деятельности, поддержание позитивной динамики группы, позиционирование себя в качестве примера, на который стоит равняться и, конечно же, помощь куратору.

Куратор же в свою очередь отвечает не только за административную и информационную поддержку, но главным образом за воспитательную работу, погружение первокурсников в профессию, их адаптацию в новых условиях. Именно куратор выступает тем самым значимым взрослым, который задает зону ближайшего развития для студентов.

Работа куратора начинается с организационного собрания, на котором происходит официальное знакомство вновь прибывших студентов с устройством вуза и административным персоналом. Очень важной частью данного собрания является не только разъяснение организационных вопросов, но и возможность первокурсникам группой на личном опыте ознакомиться с полученной информацией. Для этого тьюторами организуется квест-игра, в рамках которой студенты на практике усваивают ответы на самые распространенные вопросы, запоминают, куда следует обращаться в случае затруднений, а также изучают местность (знакомятся с расположением учебных аудиторий и административных подразделений вуза).

Первая учебная неделя в РГГУ так и называется «Кураторско-тью-торская неделя», она направлена на адаптацию первокурсников. Наш Институт в первые же дни организует тренинг на знакомство, который проводят тьюторы под руководством кураторов. Это позволяет не только первокурсникам установить первый контакт, познакомиться и узнать больше информации о своем коллективе, но и студентам-тьюторам на практике отрабатывать полученные ранее знания и навыки, получать первый профессиональный практический опыт.

После тренинга проводится «Адаптационный выезд». Все желающие первокурсники выезжают в загородный пансионат на несколько дней, а оставшиеся посещают тренинг в здании университета. Адаптационный выезд - погружение первокурсников в профессию, которое состоит из тренингов, мастер-классов, интерактивных лекций и творческих мероприятий. Выезд в пансионат позволяет организовывать работу более интенсивно и длительно, а также дает возможность создать более неформальную обстановку, которая стимулирует личностное раскрытие каждого, нежели проведение адаптива в стенах университета. Как показывает многолетний опыт, студенты, побывавшие на адаптационном выезде, потом гораздо быстрее включаются в работу, позиционируют себя как единую группу, а также активно участвуют в общественной жизни Института.

Таким образом, в течение первых недель для первокурсников организуются условия, позволяющие решить следующие важные задачи.

1. Адаптация к учебному процессу, во многом отличающемуся от школьного. Часто между студентами и преподавателями возникает барьер, обусловленный различиями методов в профессиональной и общеобразовательной школах. Таким образом, условием успешной учебной деятельности для студента является освоение новых для него особенностей обучения в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой4.

2. Знакомство и организация взаимодействия с новым коллективом. Определение статуса. Первокурсник задается вопросами: что я могу, чего не могу, как меня воспринимают однокурсники, я лучше или хуже других5.

3. Устанавливается система работы по самовоспитанию профессионально значимых качеств личности и самообразованию.

4. При помощи авторитетных взрослых происходит адаптация к новым условиям жизни: самостоятельной организации свободного времени, учебы, быта.

5. Перестройка отношений с родителями (переезд для обучения в другой город, длительность проведения занятий, постепенная материальная сепарация и т. д.), так как подросток становится постепенно независимой личностью6.

Если раньше авторитет преподавателя был незыблем, то теперь он завоевывается. В связи с этим куратору необходимо:

- иметь сведения об особенностях здоровья каждого из своих воспитанников (студенты с ограничениями по состоянию здоровья или какие-то другие важные особенности);

- знать о бытовых и семейных условиях каждого члена группы (потребность в общежитии, уровень дохода в семье, выявление группы нуждающихся в материальной помощи и т. д.);

- создавать благоприятную атмосферу внутри группы, формировать коллектив путем организации совместных мероприятий, взаимовыручки и т. д.);

- непрерывно участвовать в жизни группы, обеспечивая защиту интересов каждого ее члена (обучение тому, как решать конфликты в группе наиболее эффективно и не затрагивая интересов других, стимулирование дополнительной поддержки некоторым членам группы и т. д.);

- приобщать студентов к участию в творческой деятельности Института (мотивирование к участию в мероприятиях, а также стимулирование помощи сотрудникам в организации и проведении мероприятий и т. д.);

- способствовать формированию у студентов позитивного отношения к окружающей действительности (индивидуальные и групповые беседы, консультирование и т. д.);

- оказывать помощь в решении вопросов, связанных с организацией учебной деятельности (разъяснение требований каждого преподавателя, помощь в организации взаимодействия с ними и т. д.);

- проводить работу с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин (организация дополнительных занятий, открытых лекций и т. д.).

Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются открытостью, внушаемостью и эмоциональной незрелостью. Следовательно, еще одна из главных задач куратора - привить студентам позитивное отношение к своей профессии.

У большинства студентов, столкнувшихся с неожиданными трудностями в обучении, появляются сомнения в правильности выбранной профессии. В большинстве случаев сомнения порождаются недостатком осведомленности о будущей профессии. Это же, в свою очередь, меняет установки студентов и вызывает потерю интереса к учебе, и как следствие снижение успеваемости. Поэтому при общении с первокурсниками усилия куратора должны быть направлены на повышение информированности о специфике будущей профессии и возможностях, которые она дает. Так как психология является всеобъемлющей наукой, то важно показывать первокурсникам различные ее аспекты, особенно важно красной линией проводить связь теоретических знаний и их реализацию в практической жизни. Это поддерживает желание учиться, повышает успеваемость, стимулирует интерес к общественной работе.

Одним из наиболее эффективных методов, позволяющих погрузить студентов в профессию и стимулировать становление их профессионального самосознания, а также не терять интерес к выбранной деятельности, является организация встреч с профессорско-преподавательским составом и представителями различных сфер профессиональной деятельности психолога в рамках неформальных встреч.

К сожалению, у большинства студентов присутствует страх задавать преподавателю вопросы, а также подходить после занятия и задавать интересующие его вопросы, особенно если они не касаются напрямую учебной дисциплины или профессии. Таким образом, взаимодействие студентов и преподавателей ограничивается лекциями и семинарами. Теряется важное условие профессионального развития - имплицитное знание, которое передается только в непосредственном взаимодействии. Становление профессионального

самосознания невозможно вне профессионального круга общения, сообщества. Проведение подобных встреч не в рамках учебных занятий, а в неформальной обстановке позволяет снять напряжение и страх студентов перед преподавателями, а также способствует лучшему усвоению дальнейшего учебного материала. Важно подчеркнуть, что студенты, которые часто общаются с преподавателями, более активны в научно-исследовательской деятельности, а их работы обладают большей осознанностью и качественным анализом, что непосредственно сказывается и на учебной мотивации, и на заинтересованности в профессиональном развитии.

Таким образом, при всем многообразии задач кураторской деятельности его главной целью является вовремя помочь молодым людям в трудных жизненных ситуациях, продемонстрировать свое неравнодушие и заинтересованность в воспитанниках и их внутреннем мире. Важно дать почувствовать студентам принадлежность к профессиональному сообществу, а также сформировать морально-нравственные ориентиры, позволяющие обрести устойчивость к влиянию факторов, способствующих развитию отклоняющегося поведения (у подростков отклоняющееся поведение в большинстве случаев зарождается как подражание старшим, желание приобрести авторитет в референтной группе). Ведь многое зависит от того, когда и какую помощь оказывает куратор своим воспитанникам.

Примечания

Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: Сб. ст. М.; Л.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1935. С. 3-19.

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика, 1984. С. 400. Кравцов О.Г. Психологические основы девиантного и делинквентного поведения // Вестник РГГУ. 2015. № 10 (153). Серия «Психология. Педагогика. Образование». С. 65-75.

Иванова С.В. «Роль куратора в процессе адаптации первокурсника» // Инфор-мио [Электронный ресурс]. URL: http://www.informio.ru/publications/id364/ Rol-kuratora-v-processe-adaptacii-pervokursnika (дата обращения: 12.11.2015). Кудашева Л.В. Роль куратора в формировании студенческого коллектива // Среднее профессиональное образование. Приложение. 2012. № 1. С. 152-155. Чуева Н.И. Проблема становления субъективности первокурсника в процессе социально-профессиональной адаптации // Там же. № 2. С. 118-126.

4

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.