Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ДРЕВНЕГО И СОВРЕМЕННОГО КЕРАМИЧЕСКОГО ИСКУССТВА'

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ДРЕВНЕГО И СОВРЕМЕННОГО КЕРАМИЧЕСКОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
древняя керамика / современная керамика / форма природного материала / капы / оформление сосуда / технология / ancient ceramics / modern ceramics / form of natural material / burls / vessel design / technology

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — М.Н. Киреев, Л.А. Шипицына

В статье рассмотрены примеры изготовления и оформления древней и современной керамики. Проведен сравнительный анализ керамических масс при добавлении традиционных и нетрадиционных материалов. Значение нетрадиционных материалов в изготовлении высокопрочной керамики, ангобов, глазури. Рассмотрены методы получения новой керамики при введении в керамические массы нетрадиционных материалов. Теория применения инновационных подходов к использованию вновь созданной сырьевой базы является актуальной и вызывает интерес у многих исследователей процесса производства художественной керамики. Развитию современного керамического искусства, поиску новых путей совершенствования материальной базы для производства керамических изделий уделяется большое внимание, с целью, как дальнейшего развития искусства керамики, так и ее промышленного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND HISTORICAL APPROACH IN THE STUDY OF ANCIENT AND MODERN CERAMIC ART

The article discusses examples of the manufacture and decoration of ancient and modern ceramics. The authors conducted a comparative analysis of ceramic masses with the addition of traditional and non-traditional materials. The importance of non-traditional materials in the production of high-strength ceramics, engobes, glazes. Methods of reception of new ceramics are considered at introduction in ceramic weights of nonconventional materials. The theory of applying innovative approaches to the use of the newly created raw material base is relevant and is of interest to many researchers of the production process of artistic ceramics. Great attention is paid to the development of modern ceramic art, the search for new ways to improve the material base for the production of ceramic products, in order to further develop the art of ceramics and its industrial production.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ДРЕВНЕГО И СОВРЕМЕННОГО КЕРАМИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»

УДК 903.02

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ДРЕВНЕГО И СОВРЕМЕННОГО КЕРАМИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

М.Н. Киреев1), Л.А. Шипицына2)

^Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

2)МБУ ДО «ДШИ» г. Шебекино 1)e-mail: kireymn@mail.ru 2)e-mail: liana.shipiczina@yandex.ru

В статье рассмотрены примеры изготовления и оформления древней и современной керамики. Проведен сравнительный анализ керамических масс при добавлении традиционных и нетрадиционных материалов. Значение нетрадиционных материалов в изготовлении высокопрочной керамики, ангобов, глазури. Рассмотрены методы получения новой керамики при введении в керамические массы нетрадиционных материалов. Теория применения инновационных подходов к использованию вновь созданной сырьевой базы является актуальной и вызывает интерес у многих исследователей процесса производства художественной керамики. Развитию современного керамического искусства, поиску новых путей совершенствования материальной базы для производства керамических изделий уделяется большое внимание, с целью, как дальнейшего развития искусства керамики, так и ее промышленного производства.

Ключевые слова: древняя керамика, современная керамика, форма природного материала, капы, оформление сосуда, технология.

Керамика - это обожженная глина, которая хранится тысячелетиями в любых условиях, благодаря чему можно проследить традиции изготовления изделий из глин, восстановить быт той или иной местности. Наша задача проанализировать историко-культурный подход в исследовании изготовления и оформления древней и современной керамики.

А.А. Бобринский считал, что люди работали с глиной намного раньше, чем стали ее применять в гончарстве. Из глины строили дома, выкладывали печи, а также лепили фигурки-обереги, игрушки, свистульки для детей. По археологическим данным глиняная посуда копировала форму природного материала: большие моллюски, яйца страуса, скорлупу кокосового ореха и так далее.

А.А. Бобринский описывал копию рога, глиняные ковши, а также глиняное корыто, которое эмитировало в точности деревянное. Ученый

утверждал, что древнейшая посуда - это копия природных или искусственных форм из различных материалов.

При изготовлении керамики в глину добавляли ил, навоз животных, помет птиц, а также песок и обломки черепков, растертые в пудру. Готовое изделие из глины заглаживали пучком травы или куском кожи животного.

Для придания декоративного вида часть сосуда процарапывали обломком раковины или гребенчатым штампом. Декоративный орнамент вырезали острым самодельным инструментом не только на глиняных изделиях, но и на камне, бересте, дереве. Резная форма из различных материалов применялась при изготовлении керамики и четко передавала рельеф узора.

По мнению А.А. Бобринского, форма могла быть из грубой ткани, мешковины, кожи животных, а также из плетеных емкостей растительного происхождения, которая придавала особую декоративность. В качестве декора использовалась техника «прокатка штампом» - валик обмотанный веревкой или тканью прокатывали по поверхности глиняного сосуда, позже стали применять резной штамп.

Мастера использовали в работе при оформлении сосуда налепной узор, который служил не только украшением, но и дополнительным укреплением стенок, предотвращения разрушений. «Глиняные изделия могли расписывать ангобами и до обжига, покрывали разведенной глиной, полностью отличающейся по цвету, или расписывали» [8, с. 118].

О.А. Лопатина, автор статьи «Естественная примесь песка в древней керамике», описала исследование наличия песка в древней керамике. О.А. Лопатина сообщила, что у населения разных культур к технологии, керамической массе, добавкам песка в глину в разные периоды истории отличались. При изготовлении керамики мастера могли использовать как чистую глину, так и с добавлением песка.

Гончары, выбирая глину для работы, делили ее на три типа: «жирная», «средняя» и «тощая». Пригодность определяли, скручивая глиняные жгутики. «Глину не применяли в гончарстве, если жгут трескался или ломался, она считалась слишком тощей, песчаной» [6, с. 46].

Мастера тощую глину насыпали в бочки, заливали водой, размешивали, отстаивали. Песок осаживался на дно, воду сливали; глину подсуживали, раскладывая тонким слоем. Добавками могли быть тальк, водоросли, шерсть животных, измельченные ракушки.

Л.А. Краева, автор статьи «К вопросу о примеси талька в Самарской керамике южного Приаралья», описала исследование искусственной примеси талька при изготовлении древней керамики. Л.А. Краева утверждает, что тальковую дресву при изготовлении глиняных изделий использовали не только в Самарском крае, но и в других населенных пунктах, начиная с эпохи бронзового века.

Тальк - это минерал, который имеет серый или зеленоватый цвет, встречающийся в чистом виде очень редко и в малых количествах. Чтобы получить порошок, достаточно тальк поскоблить ножом.

В археологии выделяют два разновидности талька: плотный и сланцевый. Добавление тальковой дресвы в состав керамической массы делает ее пластичной, при сушке и обжиге препятствует усадке изделий, увеличивается огнестойкость при обжиге. В глину мастера не всегда добавляли тальк, это можно определить по обломкам черепков. Искусственно добавленный тальк в керамическую массу отражается в высокой его концентрации, обломки сосудов резко острые, так как повышена прочность.

Л.А. Краева утверждает, что в Самарской керамике талька было незначительное количество, в формовочную массу добавляли шамот. Со временем технология состава и изготовления керамики изменились из-за миграции племен гороховской культуры, которые внесли свои традиции.

Таким образом, тальковая керамика в Самарском крае исчезла. Из-за смешения разных традиций, появились разные рецепты керамической массы, например, с добавлением органических добавок, шамота и других примесей.

И.В. Шевнина автор статьи «Изучение шерсти и волоса животных в составе древней керамики...» провела анализ древней керамики Костанайской области в Казахстане по методике А.А. Бобринского. Образцы черепков изучали с помощью микроскопа. Был проведен анализ человеческого волоса, шерсти кошек, собак, гривы и хвоста лошади.

Таким образом, определили, что в Маханджарске мастера в качестве добавки в глину добавляли шамот, волос гривы и хвоста лошадей, шерсть разных животных. Опытным путем было доказано, что человеческий волос, шерсть кошек и собак в формовочные массы для изготовления керамики не добавляли.

Конструирование сосудов было разнообразным, например, спирально-жгутовое, кольцевое, лоскутное и т. д. И.Н. Васильева, автор статьи «Лоскутный налеп», описала общие характерные признаки конструирования.

Например, наращивание глины может быть двумя способами -веерообразным или спиралевидным. «Конструирование сосуда мог осуществляться комковатым налепом или спиралевидным» [6, с. 74].

Каждое население имело свои традиции в изготовлении и оформлении керамики. Одна из первых работ по изучению и описанию отпечатков на керамике была написана исследователем П.А. Путяниным.

Ученый определил, что на глиняных черепках орнамент выполняли разными инструментами, среди которых особое внимание уделил отпечаткам пальцев. П.А. Путянин утверждал, что после случайно оставленного на глине отпечатка ногтя, мастера придумали «ногтевой орнамент», используя ноготь вместо резца. Он выдвинул гипотезу о возможном участии в изготовлении посуды женщин и детей, «так как на черепках прослеживались следы миниатюрных пальцев» [3, с. 299].

В древности применяли формовку «сетчатых» глиняных изделий, заранее изготавливая нужной формы сетку с крупными узелками. Узор мог отличаться по внешнему виду - хорошо или плохо читаемая сетчатая структура, мелкая или крупная сетка. Для оформления сосуда применяли жгут, которым продавливали вертикальные, горизонтальные или разнонаправленные оттиски.

Исследователь В.В. Свинин в своей работе отметил, что для изготовления «сетчатых» и «жгутовых» оттисков мастера применяли жилистые нити. В разные периоды отпечатки на керамике назывались по разному, например, «сетчатая керамика» позднее стала называться «текстильной» [4, а 145].

Исследователь Б.А. Фоломеев разделил текстильные отпечатки на два вида - ниточный и рябчатый. «Ниточный - передает рисунок отпечатанных нитей, рябчатый - отпечатки разнообразных ячеек» [5, с. 105].

Е.В. Волкова, автор статьи «Орнаментальные традиции фатьяновских гончаров», описала причины изменения технологических и орнаментальных традиций в изготовлении древней керамики. По ее мнению, традиции - это устойчивые навыки труда, которые менялись по мере изменения состава населения.

В связи со смешением населения, менялась не только керамическая масса, но и технология, техника изготовления изделий из глины, их оформление. Например, фатьяновские гончары сосуды обрабатывали механическим заглаживанием, лощением, а ярославские мастера прибегали к лощению поверхности керамических изделий редко.

Были отличия и в орнаменте, например, ярославскую посуду оформляли в основном ромбами и горизонтальными зигзагами; московскую - горизонтальной прямой линией, косой решеткой и параллельными наклонными линиями; калининскую - горизонтальной прямой линией, горизонтальной елочкой и т. д.

Описывая Волосово-Даниловский могильник, Е.В. Волкова привела пример нанесения орнамента на сосуд. По мнению автора, орнаменты были нанесены зубчатым и гладким штампом, а также различными острыми инструментами. Угол нанесения орнамента постоянно менялся, в зависимости от положения руки мастера. На сосудах часто встречались орнаментальные элементы: точки и длинные прямые линии. «Точки на сосуды гончары наносили инструментом с округлым краем, линии чертили ножом или продавливали шнуром» [6, с. 91].

Д.Л. Шергин, автор статьи «Керамика посольского типа бассейна Верхней Лены», описал внешние отличия и оформление керамики посольского типа - это сосуды параболоидной формы с треугольным, утолщенным венчиком, округлым дном. Орнамент наносили зубчатым штампом на верхнюю треть части глиняного изделия. На сосуде продавливали лопаткой пояс желобков, поверх которых делали сквозные проколы инструментом округлой формы.

Рубчатой лопаткой продавливали на поверхности изделия горизонтальные линии. Для соединения деталей между собой при сборке сосуда, применяли ленточный налеп, доказательством является утолщение стенок в местах соединения. При формировании венчика приклеивали глиняную ленту по всей окружности горловины, для прочности и предотвращения повреждений. Затем дополнительно закрепляли ленту, перегибая край наружу и смазывая с верхней частью сосуда.

Дополнительно для закрепления в местах соединения ленты с сосудом продавливали орнамент. Орнамент на керамику посольского типа наносили разными способами: продавливанием, прочерчиванием, выполняли проколы инструментом округлой формы.

Продавливали штампом или лопаткой, которая имела разную форму -остроугольную, с двумя углами, прямую, многоугольную, мелкозубчатую. Прочерченный орнамент на керамике получали проведением по поверхности остроконечным инструментом. «Проколы являлись дополнением, и в оформлении использовались не всегда» [7, с. 26].

А.А. Бобринский, автор книги «Гончарство восточной Европы», считает, что традиции обработки поверхностей сосудов неустойчивы и часто к старым традициям добавляются новые технологии, таким образом, совмещаются старые и новые приемы.

Изменение обработки поверхностей сосудов связано со смешением разных технологических традиций в связи с изменением состава населения. А.А. Бобринский утверждает, что по обработке поверхности сосуда нельзя судить об этнокультурном признаке, необходимо изучить и другие детали: форма сосуда, состав керамической массы, технология и т. д.

Например, в Белоруссии и в Литве второй половины I тысячелетия до н. э. люди украшали сосуды штрихами, расчесами. Такими же расчесами поверхность сосудов обрабатывали днепро-двинские, дьяковские и милоградские культуры. Совмещение приемов обработки поверхности сосудов можно посмотреть в археологических материалах.

Например, керамику Павейсинского городища традиционно украшали штриховкой, но дополнительно стали обрабатывать легким выбиванием, придавая эффект шершавости. Мастера прибегали к разным способам оформления изделий - частичное лощение могли сочетать с заглаживанием и складчатым выбиванием.

Существовало множество механических приемов: лощение, заглаживание пальцами, тканью, кожей, деревянным ножом, пучком травы, рубцовой кожей, прокатывание штампом, которые оставляли на керамике определенный след. Для декорирования выполняли частичное лощение, для уплотнения сосуда требовалась обработка всей поверхности. При технической обработке поверхности применяли два способа: по сухому и подсущенному.

Лощение по подсушенному изделию оставляло бороздки, по сухому -нет. От заглаживания концами пальцев получались узкие бороздки, повторяющие папиллярный рисунок, которые встречались в основном на лепных изделиях. Заглаживание тканью оставляло параллельные линии разной толщины, отражая особенности строения полотна.

Кожей делали мягкий фон, на котором видны едва заметные следы скольжения. Деревянными ножами с зазубринами мастера выполняли ступенчатые узоры. Со временем древесина изнашивалась, зубцы ломались в связи с чем, получались грубые следы на изделии. Для штриховки использовали пучок травы, чаще стебли злаков. «Штампы использовали для

декорирования определенных частей сосуда, а также для обработки всей поверхности» [1, с. 231].

Проанализировав исследования ученых в изготовлении и оформлении древней керамики, пришли к заключению, что при изготовлении глиняных изделий использовалось натуральное сырье и добавки, мастера применяли природные формы, оформляли изделия подручными материалами.

В настоящее время керамика применяется не только в быту, но и в архитектуре, и в других технических направлениях. Ручную работу заменили автоматическое оборудование и специальные станки. Вместо природных форм люди придумали капы, формы для копирования и массового производства. Изделия стали выпускать большими партиями, но они были однообразные, механические.

Интерес к ручной лепке не пропал, мастера стараются возродить традиции. В последнее время все чаще открываются частные небольшие гончарные мастерские, в школах искусств и ДК проводят мастер-классы и выставки по керамике, проводят конференции, конкурсы.

«Инновация в современной керамике заключается в создании разнообразных по фактуре поверхностей, а также нетрадиционных добавках в керамические массы» [8, с. 120].

Предприятия стремятся улучшить качество керамики, поэтому все чаще применяют нетрадиционные добавки. И.А. Левицкий рекомендовал в промышленных масштабах добавлять в керамические массы нетрадиционные материалы. Он считает, что самыми доступными и перспективными добавками в изготовлении керамики являются магматические породы и отходы производства. Им было доказано, что при добавлении в глину метадиабазов, отходов обогащения железистых кварцитов и глауконит-содержащих пород ускоряют спекание, после обжига получается плотная структура черепка.

Г.Н. Масленникова считает, что новая керамика стала намного прочнее, то есть увеличилась износостойкость и термостойкость. Галина Николаевна предложила в керамические массы добавлять рисовую лузгу, по ее мнению керамика получается намного прочнее и качественнее.

Н.Ф. Солодкий считает, что внесение новых материалов в керамические массы всегда актуально. Проделав многочисленные эксперименты, Н.Ф. Солодкий сделал выводы о качественном изменении керамики и глазури.

Например, при добавлении в глазурь древесины, после обжига она имела равномерную, гладкую, блестящую поверхность. Смешивание формовочной массы с пирофиллитом, придавало керамике прочность и термостойкость. Благодаря добавлению в состав фарфора маршалита, снизилась температура обжига, уменьшилось количество технологических отходов. Чтобы получить белоснежный вид фарфора, в состав включили полевой шпат.

При помощи полимерных добавок в керамические массы, стало возможным в городах с суровым климатом украшать керамикой экстерьер. Раньше это было сделать невозможно, так как она разрушалась из-за низких температур.

При добавлении в керамические массы оксидов металлов, керамика после обжига меняет цвет. А.А. Решетников доказал при помощи практического эксперимента, что добавление диопсидовых и волластановых пород в керамические массы придает прочность готовой керамике.

При добавлении диопсида в ангобы, они стали намного светлее, таким образом можно добиться абсолютной белизны готового изделия. А.А. Решетников, для прочности керамики, предложил добавлять в керамическую массу топазную породу, которая не только повышает прочность готовых изделий, но и снижает температуру обжига, создает эффект самоглазурования.

В.М. Музафарова в своей работе «Изучение влияния микроцеллюлозы на свойства керамических масс», описала древнюю забытую технологию -смешивание газетной бумаги или картона с керамической массой. Приготовленная смесь имеет больше возможностей, чем обычная глина, например: пластичней, не трескается при высыхании, можно детали приклеивать в сухом виде, держит форму.

Единственный недостаток - после обжига прочность изделия ниже в сравнении с классической керамикой. А.Н. Трофимович, в свою очередь, утверждает, что полученные порошки химическим методом являются перспективными, так как не требуют сложного оборудования.

Технология развивается и совершенствуется с девяностых годов, целью которой является получение геля высокомолекулярного полимера, изготовление высокопрочной керамики «методом добавления в керамические массы нетрадиционных материалов» [9, с. 247].

Развитие нано-технологий позволяет создавать новые материалы с большими возможностями в разных направлениях. Гель получают из золя,

удаляя из него частицы воды нагреванием. Для получения нано-порошка используют этот же метод. Гель можно применить в изготовлении монолитной керамической фигуры или в качестве пленки.

При добавлении в керамические массы геля изделия при сушке и обжиге дают большую усадку, поэтому рекомендовано делать фигуры небольших размеров, для предотвращения растрескивания.

Порошок, полученный из высушенного геля, добавляют в формовочную массу, а также используют для плазменного напыления. Для получения концентрированного золя применяют пептизаторы. На сегодняшний день ученые работают над разработкой новых инструментов, технологий, устройств, которые позволят увеличить качество продукции и услуг [2, с. 75].

Таким образом, рассмотрев изготовление и оформление древней и современной керамики, мы пришли к заключению, что технология изготовления керамики практически не изменилась. При изготовлении и оформлении древней керамики использовалось натуральное сырье и добавки, мастера применяли природные формы, оформляли изделия подручными материалами.

Отличие заключается в том, что современное производство стало механизированным, природные формы заменили капами. Благодаря нетрадиционным добавкам, керамика стала намного прочнее, качественнее. Для увеличения качества продукции и услуг, ученые работают над разработкой новых инструментов, технологий, устройств.

Мы считаем, что тема «Нетрадиционные материалы в составе керамики» мало изучена и требует дополнительного исследования. Необходимо проанализировать свойства и совмещение керамических масс с нетрадиционными материалами.

Список литературы

1. Бобринский, А. А. Гончарство восточной Европы / А. А. Бобринский. - Москва : Наука, 1978. - 271 с. : ил.

2. Морозов, В. В. Нанотехнологии в керамике: монография. В 2 ч. Ч. 1. Наночастицы / В. В. Морозов, Э. П. Сысоев. - Владимир : Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2010. - 276 с.

3. Путятин, П. А. О гончарном искусстве в каменном веке / П. А. Путятин // Известия ИРГО. - Т. 20. - Вып. 3. - Санкт-Петербург, 1884. - С. 280-309.

4. Свинин, В. В. Исследования древней керамики Прибайкалья / В. В. Свинин // Байкальская Сибирь в древности. Вып. 2. Ч. 2. - Иркутск : Изд-во Иркут. пед. ун-та, 2000. - С. 128-145.

5. Фоломеев, Б. А. Фактура текстильной керамики бассейна средней Оки / Б. А. Фоломеев // Археологические памятники Среднего Поочья. Вып. 7. - Рязань, 1998. -С. 79-105.

6. Цетлин, Ю. Б. Древнее гончарство: итоги и перспективы изучения / Ю. Б. Цетлин. -Москва : ИА РАН, 2010. - 258 с. : ил.

7. Шергин, Д. Л. Керамика Посольского типа бассейна Верхней Лены / Д. Л. Шергин // Известия лаборатории древних технологий. - 2023. - Т. 19, № 1. - С. 8-28.

8. Шипицына, Л. А. Сравнительный анализ технологический приемов древней и современной керамики / Л. А. Шипицына // Дизайн образование - XXI век : материалы Международной научно-практической конференции (Белгород, 12 ноября 2020 г.) -Белгород : БГИИК, 2019. - С. 116-120.

9. Шипицына, Л. А. Нетрадиционное сырье при изготовлении керамики / Л. А. Шипицына // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям : сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (Белгород, 28 апреля 2021 года). В 5 т. Т. 1. - Белгород : БГИИК, 2021. - С. 244-248.

CULTURAL AND HISTORICAL APPROACH IN THE STUDY OF ANCIENT AND MODERN CERAMIC ART

M.N. Kireev1), L.A. Shipitsyna2)

1)Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod 2)Children' s art school, Shebekino, Belgorod region 1)e-mail: kireymn@mail.ru 2)e-mail: liana.shipiczina@yandex.ru

The article discusses examples of the manufacture and decoration of ancient and modern ceramics. The authors conducted a comparative analysis of ceramic masses with the addition of traditional and non-traditional materials. The importance of non-traditional materials in the production of high-strength ceramics, engobes, glazes. Methods of reception of new ceramics are considered at introduction in ceramic weights of nonconventional materials. The theory of applying innovative approaches to the use of the newly created raw material base is relevant and is of interest to many researchers of the production process of artistic ceramics. Great attention is paid to the development of modern ceramic art, the search for new ways to improve the material base for the production of ceramic products, in order to further develop the art of ceramics and its industrial production.

Keywords: ancient ceramics, modern ceramics, form of natural material, burls, vessel design, technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.