Е.В. КОМИССАРОВА (Волгоград)
культурно-историчЕский ландшафт как фактор социокультурного развития региона (на примере светлоярского района волгоградской области)
Освещается проблема комплексного изучения и сохранения природного и культурного разнообразия регионов как части мирового культурного наследия на примере Светлоярского района Волгоградской области, отличающейся природно-ландшафтным и культурным многообразием.
Ключевые слова: культурное наследие, культурный ландшафт, памятник, музей, традиции, регионове-дение.
Современная цивилизация характеризуется агрессивным наступлением на культурное наследие в различных его формах. В этих условиях, несмотря на различные подходы к проблемам исследования и охраны памятников и культурного ландшафта, сформировавшиеся в отечественной и зарубежной историографии, общими принципами культуроохранной деятельности признаются ее комплексность и актуальность для местного сообщества, сохранение природно-ландшафтного и культурного разнообразия регионов как части мирового культурного наследия, важнейшей функцией которого является его передача из поколения в поколение [11]. В России сложились государственные и региональные традиции сохранения и защиты культурного наследия, анализу которых посвящены труды О.В. Гал-ковой и других волгоградских ученых [4].
Двухтысячные годы стали новым этапом в развитии регионоведения. отличительной особенностью исследований по истории Нижневолжского региона является комплексный подход к рассмотрению провинциальной россии как сложного социокультурного образования. «В последние годы внимание исследователей сосредоточено на проблемах изучения культурного наследия Нижневолжского региона - его истории, защиты, сохранения и использования <...> 2000-е годы стали периодом значительного расширения проблемно-тематического поля региональных исследований, что является существенной основой для
продолжения научного поиска, <...> для использования исторического опыта в практике работы государственных и общественных структур, при моделировании процессов политического и социокультурного развития страны и региона» [1, с. 709-710].
Культурный ландшафт представляет собой некое единство культуры и природы и может быть выделен как некоторая территориальная единица, он, как уже отмечалось, обладает внутренним разнообразием, обусловленным, в частности, и тем, что его культурный слой формируется чаще всего не на основе какой-либо одной этнической или конфессиональной культуры, а через совокупность синхронно и диахронно взаимодействующих культур. Это находит отражение в структуре как всего наследия (в памятниках культуры, топонимике, хозяйственных традициях), так и современной живой культуры. Поэтому одной из задач при выделении культурного ландшафта является определение доминантных культур, соотношения между различными национальными, региональными и локальными культурами. Для общей тенденции развития ландшафта характерны процессы интеграции, сближения между его городскими и сельскими частями. однако город как более восприимчивый к инновациям всегда будет несколько отличаться от сельской местности по степени разнообразия включенных в его культурный слой этнических и региональных составляющих. В рамках данного подхода к структурированию культурного ландшафта Ю. А. Веденин предложил следующее его определение: «Культурный ландшафт складывается из совокупности территориальных культурно-природных комплексов, образующих взаимосвязанную систему, обеспечивающую развитие, воспроизводство и сохранение объектов и явлений как инновационной, так и традиционных культур» [3, с.117].
Особенностью Волгоградской области является ее природно-ландшафтное и культурное разнообразие [2]. Светлоярский район, который находится на юго-востоке Волгоградской области на площади 330,6 тыс. га на границе степной и полупустынной зон, занимает выгодное географическое положение. район расположен в пригородной зоне г. Волгограда вдоль правого берега Волги. граничит с Астраханской областью на востоке и с республикой Калмыкия - на юге. Светлоярский район - это южные ворота Волгоградской об-
© Комиссарова Е.В., 2014
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ласти. Его территорию пересекают три автомобильные дороги республиканского значения и три - областного, две железнодорожные магистрали республиканского назначения, соединяющие северные и южные регионы России. Территорию района пересекает Волго-Донской судоходный канал, здесь находятся 6 из 13 шлюзов канала, есть озера Сарпа и Цаца.
Ресурсный потенциал района - это уникальное месторождение природного бишофита (хлористого магния), самое большое в России, и природного песка. Численность населения -39,3 тыс. чел. На территории района находятся 32 населенных пункта и 10 сельских администраций. Район является сельскохозяйственным. Заслуживает внимания племенной конезавод, где выращивается 100 пород лошадей.
в социально-культурной сфере района действуют 18 библиотек, детская школа искусств, дом детского творчества, центр образования молодежи, районный дом культуры «Октябрь» и 17 сельских домов культуры и клубов, кинотеатр «Маяк», молодежный центр «Электроник», спортивный клуб «Био», оздоровительный детский лагерь «Чайка», детско-юношеская спортивная школа [19]. Важная роль в сохранении культурного наследия принадлежит Светлоярскому районному историко-краеведческому музею, открытому в сентябре 2009 г. музей расположен в одном из первых кирпичных зданий, построенных в селе в 1780 г., принадлежавшем купцу первой гильдии Петру Яковлевичу Рудакову. музей изучает природу, историю заселения и освоения Светлоярской волости со времени основания в 1793 г. до современности, важное внимание уделяя сохранению и возрождению традиционной культуры народов края. Помимо организации экскурсий, лекций и различных массовых мероприятий, музей участвует в разработке экскурсионных маршрутов по Светлоярскому муниципальному району: «Перекресток цивилизаций», «Памятники природы» [18].
Светлоярский район - многонациональный, в нем проживают представители около 60 национальностей. Наиболее многочисленными этническими группами являются русские, татары, украинцы, калмыки. Село малые Чапурники - место компактного проживания татар, здесь действует татарский культурно-этнографический центр «Туган Як», мусульманская мечеть. В М. Чапурниках региональная национально-культурная автономия татар и районная администрация ежегодно про-
водят татарский национальный праздник «Сабантуй», в котором участвуют художественные коллективы Волгоградской и Астраханской областей, Калмыкии и Татарстана.
По инициативе общественности был определен географический центр Евразии, который пришелся на Светлоярский район. Неподалеку от станции Малые Чапурники установлен камень с надписью «здесь будет установлен памятный знак "Перекресток цивилизаций"».
Комплекс природного и культурного наследия Светлоярского района можно структурировать следующим образом:
- памятники природы;
- археологии;
- этнографии;
- истории и архитектуры конца XIX - XX в.;
- истории Сталинградской битвы;
- памятник науки и техники и архитектуры - Волго-донской судоходный канал;
- нематериальное культурное наследие.
К памятникам природы регионального значения относятся озеро цаца (пресное озеро в зоне полупустыни, место произрастания реликтовых растений ледникового периода и гнездования водоплавающих птиц), Большой Ильмень (заливной лиман, место произрастания рябчика русского, занесенного в Красную книгу), Тингутинская лесная дача (обособленный участок леса среди степи, образец защитного лесоразведения в зоне полупустыни).
На территории района имеются памятники археологии, которые нуждаются в изучении и охране. Историю археологического изучения Светлоярского района следует начать с эпизодических исследований в ХУШ
в. Еще П.С. Паллас указывал, что в «лощине Галгой» он наблюдал множество курганов, в которых кладоискатели находили человеческие кости, седла, лошадиную сбрую с серебряной оправой и другие вещи [10, с. 155]. А.Н. Минх подтверждает эти данные, отмечая, что в Сарептской волости зафиксированы следы раскопок П. С. Палласа. здесь находили кости и лошадиную сбрую. При речке колонии Сарепта находили старинные серебряные и медные монеты с татарскими надписями [9, с. 920].
В 1834 г. пастор Сарептской церкви
г. цвик раскопал несколько курганов в трех верстах от колонии и обнаружил бронзовые наконечники стрел с шипами, вероятно, савро-матского времени, погребение кочевника с саблей, железными наконечниками стрел. В другом погребении - скорченные скелеты эпохи
бронзы, где был орнаментированный сосуд, бронзовые бляшки, охра.
Сведения о случайных находках и различных памятниках археологии Светлоярско-го района и сопредельных территорий представлены в материалах исследований сталинградских краеведов 1920-х гг. А.И. Ильиной и П.Н. Шишкина. Около Чапурниковской балки зафиксирован хорошо сохранившийся курган высотой 2 м. В 7 верстах от верховья р. Сарпы в 1906 г. найдена византийская медная монета. В 4-5 верстах к северу от х. Андреевка в урочище «40 курганов» имеется 70 курганных насыпей и 1 остаток здания. В северо-западной части возвышенности, на которой расположены курганы, имеется нечто вроде остатков вала длиной 147 аршин и шириной 13 аршин, при высоте не больше 1 аршина*. В селе Ак-сай имеются курганы, расположенные на возвышенностях. В одном из них были найдены кости человека и 2 глиняных сосуда. Между Райгородом и Ушаковкой, при обвалах берега р. Волги, находят золу, угли, кости. Близ села Светлый Яр имеется много курганов. Около х. Солянка были встречены кремневые отще-пы, обнаружена древняя стоянка, разрушенное погребение с глиняным сосудом. Близ хутора имеется естественный холм «Колпачок», достигающий несколько саженей в высоту. С холмом связаны легенды о зарытых кладах. Во время грабительских раскопок было найдено два костяка с монетами. Около «Колпачка» был найден котел, хранившийся у находчика [5, с. 34].
По сведениям А.Н. Минха, между Тунду-товом и Тингутой имеется ряд курганов, возле которых справляется калмыцкий праздник «Царан» [9]; у хутора Цибенко на высоком правом берегу р. Червленой имеется группа курганов из 6 насыпей, носящих название «зиновьевых курганов». Близ станции Червленая, в северо-восточном углу, образовавшемся от пересечения полотна железной дороги и «Немецкой балки», имеется мастерская кварцито-вых орудий, занимающая пространство около 1/2 десятины. На поверхности встречены кремневые отщепы и целые орудия. В 200-250 саженях на запад от полотна железной дороги «Немецкую балку» пересекает древняя земляная плотина. В начале склона «Немецкой балки», возле мастерской кварцитовых орудий,
*Верста = 500 саженям = 1,0668 км. Сажень = 3 аршинам = 7 футам = 213,36 см. Аршин = 4 четвертям = 16 вершкам = 28 дюймам = 71,12 см. Вершок = =4,44 см. Десятина = 2400 квадратным саженям (80х30 сажен). Встречают+ся десятины и других размеров [6, с. 241, 244].
найдены обломки древних глиняных сосудов [5, с. 28].
В 1929 г. у пос. Ивановка экспедицией A.A. Иессена обнаружены курганы и стоянка позднепалеолитического времени [14]. Курганный могильник Цаца был найден в ходе разведок экспедиции Ленинградского отделения Института археологии (ЛОИА) АН СССР в 1958 г. Он расположен к северо-востоку от пос. Цаца на Сарпинской низменности. Протяженность могильника - 3,2 км [13].
Полноценные археологические исследования в Светлоярском районе начались в 1960-е гг. В 1962 г. экспедиция ЛОИА АН СССР под руководством В.П. Шилова провела археологические раскопки около пос. Цаца. В ходе раскопок 10 курганов было исследовано 76 погребений ямной, катакомбной, сруб-ной культур эпохи бронзы, позднесарматского времени и средневековья. В них были найдены глиняные лепные сосуды, воронка, бронзовый нож и костяные украшения в виде колец. В насыпи кургана 1 над деревянным перекрытием было обнаружено 40 черепов лошадей. Находки хранятся в фондах Волгоградского областного краеведческого музея [12, с. 283].
В 1967 г. краевед Е. Шенкер в Чапурников-ской балке собрал большое количество салто-во-маяцкой керамики 1Х-Х вв. В 1967-1991 гг. на территории Светлоярского района проводились археологические разведки и раскопки экспедицией Волгоградского государственного педагогического института (ВГПИ) под руководством В.И. Мамонтова [16]. В 1991 г. им был раскопан курганный могильник «Дубовое» в 2 км к северу от пос. Дубовое. 23 кургана располагались по линии запад - восток на высоком водоразделе. Всего было раскопано 8 курганов с 9 позднесарматскими и средневековыми погребениями. В них были найдены глиняные лепные и гончарные сосуды, черногли-няная миска, железный нож, костяные обкладки лука и детали колчана [8, с. 82].
В 1991 г. на территории района были проведены археологические разведки памятников археологии курганного типа экспедицией ВГПИ под руководством Н.Б. Скворцова, в ходе которых было выявлено 136 одиночных курганов и курганных групп. В марте 2001 г. Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры провел охранные археологические разведки по трассе проектируемого газопровода к пос. Приволжский. Были обнаружены 4 курганные группы и 1 одиночный курган (всего 16 насыпей) [17]. Таким образом, в результате архео-
известия вгпу
логических исследований выявлен значительный массив памятников археологии, свидетельствующих о древней истории данной территории.
Этнокультурное своеобразие Светлоярско-го района связано с особенностями заселения и хозяйственного освоения его территории в ХУТП-Х1Х вв. Первое письменное упоминание о Светлом Яре встречается в известном труде П.С. Палласа, побывавшего с экспедицией в нашем крае в 1773-1774 гг.: «Ниже Сарепты, недавно построенная на Волге деревня Лучки, которая за бывшей почтовой станцией называлась "Татьяновка" или "Светлый Яр" (чистый берег Последняя лежит в 12 верстах от Сарепты и имя которой произошло от высокого пологого берега, на котором она находится» [10, с. 168]. Почтовая станция Татьяновка в четырех верстах от деревни Лучки на Московско-Астраханском тракте упоминается еще в 1773 г. Эти станции на пути от Царицына до Астрахани появились в середине XVIII в. Астраханский губернатор Никита Бекетов распорядился определить состояние волжских берегов и мест, пригодных для колонизации. 16 почтовых станций от Астрахани до царицына содержали донские казаки, которые каждые 4 месяца сменялись и жили в хижинах и землянках.
Первыми жителями деревни Лучки стали члены рыболовецкой ватаги. В 1765-1785 гг. произошло заселение казаков от станицы Каза-чебугорской до Черного Яра, в 1780-1790-е гг. здесь были поселены государственные крестьяне из центрально-российских и украинских губерний, составившие основу населения Светлого Яра, 60% которого были русские. В 1780-1820-е гг. появились и другие поселения, например, малые чапурники были заселены в конце XVIII в. татарами, а Дубовый Овраг -крестьянами из Тульской и Курской губерний. Хлебопашество и животноводство являлись главными занятиями населения, были развиты огородничество, садоводство, рыболовство, торговля, которая велась на рынках и ярмарках.
В конце XIX в. в Светлом Яре действовали кожевенный и лесопильный заводы, 5 кузниц, занимались тележным, колесным производством, выделкой грубого сукна, вязанием из шерсти, точили деревянные чашки, мастерили кибитки для калмыков. Были портные, сапожники, плотники. Сельские врачи появились в Светлом Яре также в конце XIX в.
революционные события ХХ в. также захватили Светлоярскую волость, которая оказалась в огне гражданской войны. Динамика
этих культурно-исторических процессов найдет отражение в создаваемом районном краеведческом музее, который приступил к формированию коллекции предметов этнографии и других профильных коллекций.
Памятники истории и архитектуры конца XIX - начала XX в. на территории района немногочисленны, находятся в восстановленном или руинированном состоянии. Наибольший интерес представляет памятник природы и культуры «Тундутовская дача» - бывшая усадьба калмыцких князей Тундутовых вблизи с. червленое. Каменное имение было построено в конце XIX в. Сохранился заброшенный парк с тополиными и дубовыми аллеями и остатками разрушенного фонтана. Восстановлены храм Великомученика Никиты (1902 г.) в с. Дубовый Овраг и церковь Михаила Архангела в с. райгород, перестроены купеческие здания [15].
На территории района находятся памятники военной истории - истории Сталинградской битвы: более 30 братских могил, памятников и обелисков погибшим воинам. Светло-ярская земля в августе 1942 г. - январе 1943 г. была ареной кровопролитных боев. В дни Сталинградской битвы здесь располагались штабы 57-й и 64-й армий, Военный Совет и Штаб Сталинградского фронта, действовала переправа через Волгу. На этом месте ныне установлена мемориальная доска с надписью «Здесь в дни героической обороны Сталинграда в 1942-1943 гг. работала переправа». Именно с территории Светлоярского района в ноябре 1942 г. был дан залп «катюши», который послужил началом контрнаступления Красной армии. Легендарная «катюша» возвышается на постаменте при въезде в село цаца. По территории района проходили оборонительные рубежи, которые были простроены жителями района и саперами. Военные действия в августе - ноябре 1942 г. на южных подступах к Сталинграду происходили в основном на территории нынешнего Светлоярского района. Враг был остановлен у Больших чапурников. На подступах к Дубовому Оврагу совершил бессмертный подвиг гвардии сержант Михаил Поликарпович Хвастанцев, уничтоживший 4 вражеских танка, ему посмертно присвоено звание героя Советского Союза. В годы войны героями Советского Союза стали 8 уроженцев района.
Таким образом, Светлоярский район обладает значительным природно-ландшафтным и культурно-историческим наследием регионального значения, изучение которого в на-
стоящее время находится в начальной стадии. Проведение комплексных исследований по выявлению, изучению, сохранению и использованию наследия района позволит ставить вопрос о возможности создания комплексного музея-заповедника, включающего памятники природы, истории и культуры. Реализация данного проекта могла бы значительно расширить перспективы развития социально-культурной деятельности местного населения и повысить туристскую привлекательность Волгоградской области. Приобщение к региональному культурному наследию способствует повышению эффективности образовательно-воспитательной деятельности по формированию гражданственности и патриотизма как важнейшего ресурса возрождения России.
В современных условиях глобализации, все большего наступления индустриальной цивилизации на окружающую природную и традиционную культурно-историческую среду обитания человека особенно актуальна опора на культурное наследие как основу формирования исторической памяти. Трансляция традиций в процессе приобщения к культурному наследию способствует формированию идентичности и росту национального самосознания молодых поколений граждан России [7].
Литература
1. Болотова Е.Ю. Историческая наука в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете в 2000-е годы: региональные исследования // 75 лет Волгоградской (Сталинградской) области: история и современность: по документам архивного фонда Волгоградской области : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 29-30 нояб. 2011 г. / Ком. по упр. архивами Адм. Волгогр. обл., Волгогр. регион. отд-ние Рос. о-ва историков-архивистов. Волгоград : Принт, 2012. С. 709-710.
2. Галкова О.В., Комиссарова Е.В., Петрова И.А. [и др.]. Культурное наследие Волгоградской области (структура и актуальные проблемы охраны памятников культуры). Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2013.
3. Галкова О.В. Российские традиции охраны культурного наследия : дис. ... д-ра ист. наук. Волгоград, 2012.
4. Галкова О.В. Российские традиции охраны отечественного культурного наследия : мо-ногр. Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2011. С. 7-130.
5. Ильина А.И., Шишкин П.Н. Материалы к археологической карте Сталинградского, Хоперского и некоторой части Астраханского и Камышинского округов Нижне-Волжского края. Сталинград, 1929. С. 28-34.
6. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Высш. шк., 1975.
7. Комиссарова Е.В. Региональное культурное наследие как основа формирования патриотического сознания студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та. Сер. : Проблемы социально-гуманитарного знания. 2014. Вып. 15. № 2(129). С. 19-26.
8. Мамонтов В.И. Дубовое // Археологическая энциклопедия Волгоградской области / Ком. по культуре Адм. Волгогр. обл., ВолГУ; редкол.: А.С. Скрипкин (гл. ред.) [и др.]. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009.
9. Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Саратов, 1898.
10. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Спб., 1788. Ч. 3. 2-я половина. С. 154-169.
11. Петров А.В., Галкова О.В. Традиции и инновации сохранения российского культурного наследия // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2012. №3. С. 153-157.
12. Хабарова Н.В. Цаца / Археологическая энциклопедия Волгоградской области / Ком. по культуре Адм. Волгогр. обл., ВолГУ; редкол.: А.С. Скрипкин (гл. ред.) [и др.]. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009.
13. Шилов В.П. Курганный могильник у с. Цаца // Древности Калмыкии. Элиста, 1985. С.94-157.
14. Иессен А.А. дневник полевых работ 1929 г. // Архив Ленингр. отд-ния Ин-та археологии АН СССР. Ф. 2. Д. 112. Л. 32.
15. Историческая справка о Светлоярском районе // Архив Светлоярского муниципального краеведческого музея.
16. Мамонтов В.И. отчет о работе отряда ВОКМ в 1967 г. // Архив Волгогр. обл. краевед. музея (ВОКМ). № 25. С. 2-15.
17. Назаров А.А. отчет о проведении археологических исследований в 2001 г. археологической экспедицией ОНПЦ. Волгоград, 2002 // Архив ВОКМ. №185. С. 36-63.
18. Светлоярский районный историко-краеведческий музей [Электронный ресурс]. URL : http://www.welcomevolgograd.com/articles/musei/ svetloyarskiy_rayonniy_istoriko_kraevedcheskiy_ muzey.html / (дата обращения: 06.05.2014).
19. Сайт Светлоярского муниципального районного музея [Электронный ресурс]. URL : http://
svyar.net/ (дата обращения: 06.04.2009).
* * *
1. Bolotova E.Yu. Istoricheskaya nauka v Volgogradskom gosudarstvennom sotsialno-pedagogicheskom universitete v 2000 godyi: regionalnyie issledovaniya // 75 let Volgogradskoy (Stalingradskoy) oblasti: istoriya i sovremennost: po dokumentam arhivnogo fonda Volgogradskoy oblasti : materialyi Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Volgograd, 29-30 noyab. 2011 g. / Kom. po upr. arhivami Adm.
Volgogr. obl., Volgogr. region. otd-nie Ros. o-va isto-rikov-arhivistov. Volgograd : Print, 2012. S. 709-710.
2. Galkova O.V., Komissarova E.V., Petrova
1.A. [i dr.]. Kulturnoe nasledie Volgogradskoy oblasti (struktura i aktualnyie problemyi ohranyi pamyatnikov kulturyi). Volgograd : Izd-vo VolgGMU, 2013.
3. Galkova O.V. Rossiyskie traditsii ohranyi kul-turnogo naslediya : dis. ... d-ra ist. nauk. Volgograd, 2012.
4. Galkova O.V. Rossiyskie traditsii ohranyi otechestvennogo kulturnogo naslediya : monogr. Volgograd : Izd-vo VGPU «Peremena», 2011. S. 7-130.
5. Ilina A.I., Shishkin P.N. Materialyi k arheo-logicheskoy karte Stalingradskogo, Hoperskogo i neko-toroy chasti Astrahanskogo i Kamyishinskogo okrugov Nizhne-Volzhskogo kraya. Stalingrad, 1929. S. 28-34.
6. Kamentseva E.I., Ustyugov N.V. Russkaya metrologiya: ucheb. posobie. 2-e izd. M.: Vyissh. shk., 1975.
7. Komissarova E.V. Regionalnoe kulturnoe nasledie kak osnova formirovaniya patrioticheskogo soznaniya studentov v protsesse prepodavaniya gu-manitarnyih distsiplin // Izv. Volgogr. gos. tehn. un-ta. Ser. : Problemyi sotsialno-gumanitarnogo znaniya. 2014. Vyip. 15. № 2(129). S. 19-26.
8. Mamontov V.I. Dubovoe // Arheologicheskaya entsiklopediya Volgogradskoy oblasti / Kom. po kul-ture Adm. Volgogr. obl, VolGU; redkol.: A.S.Skripkin (gl. red.) [i dr.]. Volgograd : Izd-vo VolGU, 2009.
9. Minh A.N. Istoriko-geograficheskiy slovar Saratovskoy gubernii. Saratov, 1898.
10. Pallas P.S. Puteshestvie po raznyim provintsi-yam Rossiyskogo gosudarstva. Spb., 1788. Ch. 3. 2-ya polovina. S. 154-169.
11. Petrov A.V., Galkova O.V. Traditsii i innovat-sii sohraneniya rossiyskogo kulturnogo naslediya // Gu-manitarnyie, sotsialno-ekonomicheskie i obschestven-nyie nauki. 2012. № 3. S. 153-157.
12. Habarova N.V. Tsatsa / Arheologicheskaya en-tsiklopediya Volgogradskoy oblasti / Kom. po kulture Adm. Volgogr. obl, VolGU; redkol.: A.S.Skripkin (gl. red.) [i dr.]. Volgograd : Izd-vo VolGU, 2009.
13. Shilov V.P. Kurgannyiy mogilnik u s. Tsatsa // Drevnosti Kalmyikii. Elista, 1985. S. 94-157.
14. Iessen A.A. Dnevnik polevyih rabot 1929 g. // Arhiv Leningr. otd-niya In-ta arheologii AN SSSR. F.
2. D. 112. L. 32.
15 .Istoricheskayaspravkao Svetloyarskomrayone// Arhiv Svetloyarskogo munitsipalnogo kraevedchesk-ogo muzeya.
16. Mamontov V.I. Otchet o rabote otryada VOKM v 1967 g. // Arhiv Volgogr. obl. kraeved. muzeya (VOKM). № 25. S. 2-15.
17. Nazarov A.A. Otchet o provedenii arheo-logicheskih issledovaniy v 2001 g. arheologiches-koy ekspeditsiey ONPTs. Volgograd, 2002 // Arhiv VOKM. № 185. S. 36-63.
18. Svetloyarskiy rayonnyiy istoriko-kraevedches-kiy muzey [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www. welcomevolgograd.com/articles/musei/svetloyarskiy_ rayonniy_istoriko_kraevedcheskiy_muzey.html / (data obrascheniya: 06.05.2014).
19. Sayt Svetloyarskogo munitsipalnogo rayonno-go muzeya [Elektronnyiy resurs]. URL : http://svyar. net/ (data obrascheniya: 06.04.2009).
Cultural and historic landscape as the factor of sociocultural development of the region (by the example of the Svetloyarsky district of the Volgograd region)
There is covered the issue of the complex investigation and preservation of the regions' natural and cultural variety as a part of the world culture heritage by the example of the Svetloyarsky district of the Volgograd region known for its natural landscape and cultural variety.
Key words: culture heritage, culture landscape, monument, museum, traditions, regional studies.
(Статья поступила в редакцию 12.05.2014)
е.в. савелова
(Хабаровск)
проблема телесности в кризисном пространстве современной культуры
Рассматривается отношение к телесности как феномену современной кризисной культуры в рамках феноменологического, психоаналитического и социального подходов, выявляется проблематика телесности в романе Мишеля Уэльбека «Элементарные частицы».
Ключевые слова: телесность, современная культура, сексуальность, психоанализ, социальный подход.
Мы живем на заре небывалой эпохи.
Обновленная жизнь наполняет наши тела, Озаряет наши тела, Дарит нашим телам ореол немеркнущей радости.
М. Уэльбек
История формирования и развития представлений о «homo somaticus», о месте и значимости человеческой телесности в структу-
© Савелова Е.В., 2014