Научная статья на тему 'Культурно-исторические предпосылки становления профессионального народно-инструментального исполнительства на Южном Урале (1920-1930-е гг. )'

Культурно-исторические предпосылки становления профессионального народно-инструментального исполнительства на Южном Урале (1920-1930-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
200
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / КОНЦЕРТ / PROFESSIONAL PERFORMANCE / RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS / CULTURE / CONCERT / ARTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кочеков Владимир Федорович

Рассматриваются направления работы областных органов власти, активизирующих процессы формирования и развития профессионального исполнительства на русских народных инструментах в Челябинской области в 1919-1930-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND HISTORICAL PREREQUISITES OF FORMATION THE PROFESSIONAL NATIONAL AND TOOL PERFORMANCE IN SOUTH URAL (1920-1930th)

The areas of work of the regional authorities intensifying processes of formation and development of professional performance on the Russian national tools in Chelyabinsk region in the 1919-1930th are considered.

Текст научной работы на тему «Культурно-исторические предпосылки становления профессионального народно-инструментального исполнительства на Южном Урале (1920-1930-е гг. )»

УДК 78.07

В. Ф. Кочеков

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ (1920-1930-е гг.)

Рассматриваются направления работы областных органов власти, активизирующих процессы формирования и развития профессионального исполнительства на русских народных инструментах в Челябинской области в 1919-1930-е гг.

Ключевые слова: профессиональное исполнительство, русские народные инструменты, культура, искусство, концерт

С июля 1919 г., после установления в Челябинске советской власти, по всей губернии начинают осуществляться мероприятия, направленные на повышение образования, приобщение населения к лучшим достижениям в области искусства и культуры, вследствие чего возможности развития профессионального исполнительства на русских народных инструментах значительно расширились и ускорились.

Проводимая работа затруднялась огромными экономическими проблемами. В 1919 г. объем промышленной продукции данной территории Урала составлял лишь 12 % от довоенного. Фактическое уничтожение материального базиса самым негативным образом отразилось на всей надстройке нового формирующегося общества. Тем не менее деятельность по восстановлению разрушенного хозяйства сразу же осуществлялась параллельно с работой в сферах образования, культуры, искусства. Для реализации данного стратегического плана задействовались все губернские государственные органы и общественные организации.

Данный вывод можно сделать на основе принятия решений по проблемам культуры и искусства на всех значимых региональных мероприятиях государственных и партийных органов власти, общественных организаций.

На первом Уездном съезде РКСМ (декабрь 1919 г.) определились: «... самые главные задачи: организационная, политическая, культурно-просветительная... Культурно-просветительная работа должна вестись посред-

ством организации кружков. Каждый член организации должен состоять в том или ином кружке» [8].

В помещении Губернского совета профсоюзов 9 декабря 1919 г. состоялась конференция, на которой присутствовали представители семнадцати культурно-просветительных комиссий Челябинска. На конференции рассматривалось состояние дел по культурно-просветительной работе, определялись пути ее быстрейшего развития.

В связи с отсутствием специалистов Сов-профсоюзов предложил культурно-просветительным комиссиям составить списки на сотрудников, которые, опираясь на свои знания, могли бы вести культурно-просветительную работу среди рабочих: преподавание грамоты, ремесел, музыки, пения, рисования и гимнастики.

Первый Губернский съезд профсоюзов, на котором рассматривалось состояние дел культурно-просветительной работы, были приняты конкретные решения по интенсификации данной работы среди населения, состоялся 2 января 1920 г.

На 1-м Губернском съезде союза работников просвещения и социалистической культуры (12 января 1920 г., представители от 70-тысячной армии членов союза) внимание в том числе уделялось вопросу организации культурно-просветительных комиссий, деятельности данного союза в культурно-просветительной работе. Об этом же много говорилось на 2-й Губернской конференции (июнь 1920 г.).

114

Значительная часть рабочего времени на заседаниях Первого губернского съезда Советов (май 1920 г.) отводилась рассмотрению состояния образования, культуры, искусства. На нем, в частности, было принято постановление об обязательной регистрации всех (до 50 лет), кто занимался и занимается культурно-просветительной работой, для обслуживания армии и тыла.

Вопросам культуры и искусства уделялось самое серьезное внимание на Первой губернской конференции пролетарских культурно-просветительных организаций (октябрь 1920 г.). На заседании рассматривались следующие проблемы: 1. Революция и культурные задачи пролетариата. 2. Наука и пролетариат. 3. Пролетариат и искусство. 4. Пролетарский театр. 5. Красная армия и пролетариат. 6. Психология пролетарского творчества. 7. Пролетарский клуб. 8. Пролетарская культура и профсоюзы.

Знаменательное событие для всей сферы культуры и искусства региона произошло 25 августа 1919 г.: состоялось совещание, на котором присутствовали Г. Д. Моргулис, С. М. Сапунов, К. М. Сметанин-Уральский, В. П. Правдухин, И. А. Фридьев, Ф. И. Влади-мирцев, А. А. Шатов. На нем положительно решился вопрос об организации в городе Профсоюза работников искусств - РАБИС: «Протокол № 1 от 25 августа 1919 г. ...Постановили: образовать временное правление отдела с семью секциями: театральной, арены и цирка, музыкально-вокальной, художественно-показательной, кинематографической, административной и монтировочно-рабочей. Председателем временного правления избран Г. Д. Моргулис, секретарем -И. А. Фридьев» [3].

На общем собрании работников искусств: «. артистов, музыкантов, художников, работников цирка утвержден временный устав, создана комиссия по приемке в члены союза, избраны делегаты в совет профсоюзов» (Протокол № 2, от 12 сентября 1919 г.) [4]. В правление вошли: Штомпф, Орлов, Троянский, Та-радина, Шульгин, Вагнер.

Первоначально Союз насчитывал 20 человек, уже через месяц - 137. РАБИС стал контролировать всю сферу культуры и искусства губернии. Профсоюз активно включился в работу по привлечению кадров в области культуры и искусства: «.Временное правление Челябинского отделения Всесоюзного профессионального союза работников искусств предлагает всем артистам сцены и арены, певцам, музыкантам, кинематографистам, живописцам, литераторам, членам общества драматических писателей, педагогам и другим культурно-просветительным деятелям, а так же всем рабочим и служащим театров, цирков и пр. явиться для регистрации в помещение совета профсоюзов» [5].

Таким образом, сфера культуры и искусства была централизована, складывающаяся система ее управления позволила объединить лучшие творческие силы, направить их энергию на реализацию сложных и важных задач по воспитанию широких народных масс.

Организация Союза и его последующая деятельность явились важнейшей предпосылкой для формирования пространства профессионального исполнительства на русских народных инструментах, создания условий для его успешного развития, распространения в довольно сжатые сроки.

РАБИС во многом способствовал сдерживанию целого потока недоброкачественной художественной, музыкальной продукции, которая преподносилась в виде самых различных жанров. Приезжие и местные артисты обязаны были получить «визу» на выступление после просмотра и оценки любой постановки, спектакля, концерта представителями РАБИС. Это стало существенным фактором роста качества исполнительского мастерства, сценической культуры - одним из основных компонентов профессионализма в исполнительстве.

Вскоре и в других городах губернии открылись отделения РАБИС - в Троицке, Ми-ассе, Кургане, Верхнеуральске, затем в Куста-нае и Куртамыше. К Первой губернской конференции РАБИС (май 1920 г.) уже в семи

115

отделениях этой профсоюзной организации насчитывалось 465 человек, а в самом Челябинске - 315. Состав следующий: женщин -28 %, мужчин - 63,9 %, малолетних и подростков (до 16 лет) - 3,3 %, престарелых (от 51 года и далее) - 4,8 %.

12 декабря 1920 г. состоялась 2-я губернская конференция РАБИС. В Правление были избраны: «. председатель Моргулис, члены: Фридьев, Борисоглебский, Владимирцев, Сме-танин, Карпенко, Морозов; кандидаты: Смирнов, Долгел, Вагнер» [2]. На конференции рассматривались важные задачи, от решения которых зависела вся дальнейшая перспектива развития культуры и искусства губернии -музыкальное образование, подготовка профессиональных исполнителей и педагогов.

На 1 апреля 1921 г. в Челябинском профсоюзе работников искусств и его отделениях состояло 1002 человека. Для сравнения: всего по стране в данный период организация насчитывала 40333 работника искусств, это говорит об активной деятельности всего руководства уральского профсоюза и его членов. Такое энергичное включение губернских городов в целостную работающую систему создавало благоприятные условия для формирования единого регионального поля музыкальной культуры, успешного развития русских народных инструментов, их академической направленности, профессионализации.

Местные работники искусства внесли существенную лепту в дело культурного обслуживания уральцев. В 1920-е гг. устраивалось большое число концертов и спектаклей, митингов в пользу голодающего населения, раненых и больных красноармейцев. Мобили-зовывались все артистические силы. Об интенсивности концертной деятельности можно судить по следующим показателям: в феврале 1920 г. в течение только одной «Недели фронта» дан 21 концерт, с 12 марта по 7 апреля -34 концерта и 2 спектакля, на которых присутствовало в общей сложности 18 тыс. человек; в июле того же года - 33 концерта.

Появляются новые возможности распространения классической музыки среди широ-

кой слушательской аудитории. Выступления местных артистов в деревнях с большим успехом принимались сельчанами: «. деревня, никогда ничего не слыхавшая раньше, кроме гармошек, да плохих балалаек, видит у себя дома то, что дала высшая культура, слышит симфонический оркестр, хорошую скрипку, пение, хор» [1].

Активное участие народников в концертах по линии РАБИС, Челябинской филармонии способствовало профессионализации исполнительства, так как включение значительного числа классических произведений в репертуар требовало серьезной работы над арсеналом технических средств, музыкальной культурой, сценическим поведением.

Очень важной стороной деятельности РАБИСа стала организация массового обучения на музыкальных инструментах, закладка фундамента профессионального образования на Урале, приобщение к исполнительству населения городов и деревень, что для русских народных инструментов явилось во многом определяющим в направлении профессионализации. Переход к письменной традиции исполнительства можно назвать революционным в движении от бытового музицирования к профессиональному. Всемерное освоение нотной грамоты через многочисленные кружки и студии, повсеместно создающиеся с 1920-х гг. в городах и сельской местности -один из решающих факторов будущей профессионализации в сфере русского народно-инструментального исполнительства.

В Челябинске открылись клубы им. Володарского, Карла Либкнехта, клуб Совторг-служащих, швейников, мукомолов, строителей, металлистов, шахтеров, Центральный рабочий клуб, клуб коммунистов, Центральный красноармейский, клуб 74-й дивизии, Челяб-госпиталя и др.

Одна из первых музыкальных студий (рояль, скрипка, струнный оркестр, хор) была создана при челябинском коммунистическом союзе молодежи в сентябре 1919 г.

В Железнодорожном клубе сразу же после прихода в Челябинск советской власти

116

организовались кружки: хор, струнный оркестр, духовой оркестр, физкультурный, драматический.

Челябинский культотдел Совпрофсоюзов в декабре 1919 г. открыл музыкальные курсы - рояль, скрипка, пение. Детская художественная студия, в которой занималось 25 детей, была создана в ноябре 1920 г. С этого времени при различных крупных предприятиях и организациях появляются общества, именуемые «Друзья детей». Цель этих организаций - «. всемерное оказание помощи круглым сиротам, полусиротам и другим детям и подросткам, находящимся без крова и пищи, без всяких средств к существованию. Оказывать помощь в проведении различных кампаний по изысканию средств помощи детям. С этой целью Общество организует спектакли, вечера, концерты, лекции, беседы, продажу литературы и т. п.» [10].

В 1919 г. в Миассе открылась музыкальная студия, в которой преподавал Г. Э. Ланэ (в 1912-1916 гг. учился в Саратовской консерватории по классу скрипки у Я. Я. Гаска, по классу композиции у Л. М. Рудольфа, по классу инструментоведения у Г. Э. Конюса). В городе к тому времени насчитывалось 14 клубов.

В 1920 г. открывается художественная студия в Кургане, хоровая - в Троицке.

В августе 1921 г. руководители челябинского РАБИСа организовали курсы для певцов и музыкантов, которые посещали 35 человек, класс элементарной игры на фортепиано -8 человек (к 1922 г. сюда же добавился класс пения).

К 1924 г. по Челябинскому округу насчитывалось 26 стационарных библиотек, 244 передвижных, 17 народных домов, 12 клубов (в самом городе). В 1925 г. в Челябинске функционировало 10 клубов, в состав которых входили 1689 членов. В клубах имелись 6 музыкальных (занималось 90 человек), хоровые кружки (182 человека). За девять месяцев ими было дано 183 спектакля и 22 концерта, сделана 21 постановка живой газеты, мероприятия посетили 12920 человек.

Вовлечение в клубную сеть рассматривалось руководящими органами как большая, массовая работа: «.Провести кампанию по вовлечению членов в клубы. В прошлом году - 1689 членов. Теперь нужно повести усиленную вербовку и добиться увеличения членов клубов примерно в 3 раза против прежнего» [11].

Организация в Челябинске годичных вечерних курсов для взрослых в ноябре 1930 г. -попытка восполнить катастрофическое отсутствие специалистов, имеющих элементарные музыкальные знания.

В 1936 г. с целью сохранения образцов самобытной народной культуры, а также организационного и методического руководства всеми формами художественной самодеятельности и народного творчества создано государственное учреждение культуры «Областной центр народного творчества».

В самом начале 1930-х гг. возникает большое количество детских художественных станций. В основном их роль сводилась к приобщению детей к техническим видам творчества, но широко практиковались и занятия музыкой. В одной из таких станций музыке учил виолончелист оркестра Челябинского драматического театра А. Д. Самойлов. На базе этой Детской художественной станции по распоряжению Отдела народного образования в 1934 г. был создан Дом художественного воспитания детей - ДХВД, директором которого стал И. Я. Плонский, профессиональный музыкант, внесший огромный вклад в дело развития культуры, профессионального музыкального образования, музыкальной педагогики региона.

В музыкальном плане Областной ДХВД проводил такую нужную и ничем не заменимую работу, как организация семинаров для музыкальных работников школ и руководителей кружков детской художественной самодеятельности. Помимо этого в ДХВД много детей занималось на различных музыкальных инструментах, в хоровом коллективе (к 1936 г. число посещающих учреждение детей превысило 600 человек).

117

В Областном ДХВД домровый оркестр (домры-пикколо, примы, альты, теноры, басы и контрабасы) вел альтист, студент Челябинского музыкального училища. Начальные занятия строились следующим образом: давалась схема - в верхней строчке нотный стан с нотами, в нижней - гриф домры с соответствующими нотами на грифе. Оркестр состоял из двух групп: подготовительной и основной. О серьезной постановке работы в коллективе говорит репертуар, в который входили такие произведения, как «Венгерский танец» соль минор Й. Брамса, хор «Ой ты, тихий Дон» из оперы И. Дзержинского «Тихий Дон», «Военный марш» И. Штрауса, «Музыкальный момент» Ф. Шуберта. Среди участников оркестра были В. Бобров, И. Яковлев, И. Серов, Ю. Печенкин, В. Соловьев.

Школа художественного воспитания (по типу ДХВД) организовалась при заводе им. В. И. Ленина в городе Златоусте в 1935 г. Детей уже вполне квалифицированно стали обучать игре на фортепиано, скрипке, виолончели. Нужно отметить, что в системе профсоюза станкостроительной промышленности таких школ было только две: в Златоусте и Ленинграде.

В 1935 г. при челябинском Доме пионеров организуется кружок по обучению игре на фортепиано.

Музыкальные «ликбезы» (кружки художественной самодеятельности, музыкальные курсы, струнные оркестры и ансамбли народных инструментов) действовали успешно. В 1936 г. Облисполком ассигновал на развитие самодеятельности 65 тыс. руб. Из них 28500 руб. направлялось на проведение семинаров для руководителей драматических, хоровых, музыкальных кружков в колхозах: «. основным и главным недостатком являются: отсутствие и недостаточная подготовка квалифицированных кадров - руководителей художественной самодеятельности, необеспеченность высококачественным репертуаром, отсутствие глубокой учебной работы в кружках...» [7]. Областной комитет по делам искусств начал организовывать регулярные кон-

сультации для руководителей и актива драматических, хоровых, музыкальных, хореографических, изокружков колхозной самодеятельности. Целенаправленнее начали готовиться руководители для сельской местности. Такие специализированные курсы проводились в Челябинске, Кургане: «. Создана постоянно действующая областная комиссия по экспертизе руководителей кружков колхозной художественной самодеятельности» [6].

В 1937 г. Управлением по делам искусств была проведена перепись кружков самодеятельности в колхозах, совхозах, МТС, районных клубах области (65 районов). В них функционировало 1279 единиц со 165585 участниками самодеятельности. За прошедший год состоялось 11326 выступлений артистов-любителей. К октябрю в колхозах области начали подготовку около 800 театров, 300 хоровых, 160 музыкальных кружков.

Таким образом, мы можем отметить две тенденции, ставшие определяющими в историческом развитии музыкальной культуры и искусства художественного ареала, - создание, интенсивное развитие коллективных форм музицирования и организация масштабного учебного процесса. Музыкальные кружки, студии, курсы стали первой ступе -нью постижения основ теории музыки, музыкальной грамоты. Простота освоения струнных народных инструментов вывела их на передовые позиции любительского музицирования. Учитывая, что стимулирование создания ансамблево-оркестровых коллективов со стороны администрации определялось социальным заказом, работа в данном направлении велась очень активно, целенаправленно, всеохватно. Появление массы струнных кружков, постепенный переход от слухо-цифровой к нотно-цифровой системе, включение в репертуар несложных классических произведений стало несомненным прогрессом и мощным толчком для русских народных инструментов в направлении профессионализации исполнительства.

Народники стали постоянными участниками радиопередач Челябинского радиоузла,

118

открывшегося в 1929 г. Выступления баянистов, струнного оркестра являлись значительным событием в культурной жизни уральцев, радиовыступления народников дали мощный толчок для развития самого профессионального исполнительства.

Переломным моментом в деле приобщения широких народных масс к классической музыке, музыкальной теории, профессионализации исполнительства стало знаменательное событие 1920 г. - открытие по инициативе Г. Д. Моргулиса в Челябинске первой музыкальной школы (вошла в число 75 музыкальных школ, открытых в РСФСР к 1920 г.).

Городская газета сообщала: «Губернским отделом народного образования открывается бесплатная музыкальная школа. принимаются в первую очередь дети красноармейцев, члены профсоюзов, коммунистическая молодежь; рояль, скрипка, виолончель, контрабас, пение-теория» [9]. Первым директором учебного заведения был назначен Д. Морозов -контролер РКИ. Учебной частью заведовал крупный музыкальный деятель и педагог, окончивший Санкт-Петербургскую консерваторию, ученик Н. А. Римского-Корсакова Ю. М. Словцов.

Школа была 4-годичной. Уже в марте 1920 г. имелось: 10 классов рояля, 2 класса скрипки, 4 класса теоретических дисциплин; штат составили 13 преподавателей, окончивших в основном Московскую и Саратовскую консерватории. Наступил качественно новый этап в деле музыкального воспитания и академического образования всего Уральского региона.

В 1936 г. в челябинской музыкальной школе открывается класс баяна, который вел В. Ф. Крылов, в 1937 г. - класс баяна в Челябинском музыкальном училище, в 1939 г. -класс баяна и струнных народных инструментов в Магнитогорском музыкальном училище. Для региона это стало знаменательным событием в области развития русских народных инструментов. Можно говорить о том, что академическое исполнительство на русских народных инструментах по-

лучило официальный статус. С открытия класса баяна начинается новый исторический этап в музыкальной культуре региона и профессионализации исполнительства на русских народных инструментах.

Исходя из содержания представленного материала, сделаем вывод о том, что все вопросы, так или иначе связанные с культурой и искусством, попали под пристальное внимание государства. Можно назвать следующие факторы, прямо или косвенно влиявшие на формирование профессионального исполнительства, определенные стратегическим направлением развития культуры и искусства Челябинской области:

1. Деятельность государственных органов, направленная на решение музыкально-просветительских задач.

2. Приобщение широких народных масс к высокому искусству через отечественную и зарубежную музыкальную классику.

3. Централизация сферы культуры и искусства.

4. Создание Профсоюза работников искусств.

5. Повсеместное привлечение всех имеющихся творческих сил для активной пропаганды классического музыкального направления.

6. Значительные материальные вложения в организацию и развитие самодеятельного творчества масс.

7. Создание широкой сети любительских кружков, оркестров, ансамблей.

8. Активный процесс музыкального ликбеза (студии, кружки, курсы).

9. Подготовка руководителей любительских оркестровых коллективов через организацию различных форм обучения.

10. Организация в Челябинске музыкальной школы.

11. Открытие класса баяна в челябинской музыкальной школе (1936), в Челябинском музыкальном училище (1937), класса баяна и струнных народных инструментов в Магнитогорском музыкальном училище (1939).

Весь комплекс мер со стороны властей, направленный на широкое культурное вос-

119

питание масс, вызвал мощное движение в сфере русских народных инструментов, позволил к концу 1930-х гг. сформировать определенный фундамент профессионального

исполнительства на русских народных инструментах и подготовил необходимую почву для его активного поступательного движения.

1. Концерты в деревне // Советская Правда. - 1920. - 6 июля.

2. На конференции Губрабиса // Советская Правда. - 1920. - 22 дек.

3. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. Р-1726. Оп. 1. Д. 66. Л. 43.

4. ОГАЧО. Ф. Р-1726. Оп. 1. Д. 66. Л. 44.

5. ОГАЧО. Ф. Р-1726. Оп. 1. Д. 67. Л. 15.

6. ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 116. Л. 94.

7. ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 116. Л. 93.

8. Первый Уездный съезд РКСМ // Советская Правда. - 1919. - 14 дек.

9. Советская Правда. - 1920. - 10 февр.

10. Советская Правда. - 1925. - 10 марта.

11. Советская Правда. - 1925. - 9 окт.

Сдано 18.08.2014 V. F. Kochekov

CULTURAL AND HISTORICAL PREREQUISITES OF FORMATION THE PROFESSIONAL NATIONAL AND TOOL PERFORMANCE IN SOUTH URAL (1920-1930th)

Abstract. The areas of work of the regional authorities intensifying processes offormation and development of professional performance on the Russian national tools in Chelyabinsk region in the 1919-1930th are considered. Keywords: professional performance, Russian folk instruments, arts, culture, concert

References

1. Concerts in the village // Sovietskaya pravda [Soviet Pravda]. - 1920. - July 6.

2. The conference Gubrabisa // Sovietskaya pravda [Soviet Pravda]. - 1920. - Dec. 22.

3. Obyedinennyy gosudarstvennyy arkhiv Chelyabinskoy oblasti [Joint state archive of Chelyabinsk region] (OGACHO). F. R-1726. Inv. 1.File 66. P. 43.

4. OGACHO. F. R-1726. Inv. 1. File 66. P. 44.

5. OGACHO. F. R-1726. Inv. 1. File 67. P. 15.

6. OGACHO. F. R-914. Inv. 1. File 116. P. 94.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. OGACHO. F. R-914. Inv. 1. File 116. P. 93.

8. The first county convention Komsomol // Sovietskaya pravda [Soviet Pravda]. - 1919. - Dec. 14.

9. Sovietskaya pravda [Soviet Pravda]. - 1920. - Feb. 10. 10. Sovietskaya pravda [Soviet Pravda]. - 1925. - March 10. 11.Sovietskaya pravda [Soviet Pravda]. - 1925. - Oct. 9.

Received 18.08.2014

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.