Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКИЙ САД / ДЕТСКИЙ ПРИЮТ / HISTORY OF PRESCHOOL EDUCATION / CULTURAL AND HISTORICAL PREREQUISITES / PRESCHOOL AGE / PRESCHOOL EDUCATION / KINDERGARTEN / ORPHANAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфенова Ольга Васильевна

В статье представлены результаты изучения проблемы культурно-исторических предпосылок становления и развития дошкольного образования в России. Проанализировав имеющиеся историко-педагогические исследования в области дошкольного образования и установив их разнообразный и глубокий характер, автор доказал важность и актуальность выявления специфических предпосылок развития системы дошкольного образования. На основе анализа и систематизации данных историко-педагогических исследований, материалов архивов и периодической печати выявлена определенная связь между культурно-историческими предпосылками и этапами становления и развития дошкольного образования. С учетом культурно-исторических предпосылок в развитии дошкольного образования в России автором выделены два периода и этапы, отражающие специфику дошкольного образования в определенный исторический отрезок. Возникновение каждого этапа становления дошкольного образования в дореволюционный период (до 1917 года) обусловлено определенными предпосылками: патриархальным укладом жизни, общинным землепользованием, экономическими и социальными реформами Петра I и Екатерины II, обнищанием крестьян в период земельной реформы XIX века и их миграция в город, развитие производства, включение в производственный процесс женщин. Выделение этапов в развитии дошкольного образования в ХХ веке напрямую зависит от экономического развития. Изменения содержания дошкольного образования происходили под влиянием социокультурных факторов. Таким образом, культурно-исторические предпосылки определяют особенности дошкольного образования на разных этапах его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфенова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND HISTORICAL PREREQUISITES FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PRESCHOOL EDUCATION

The article presents the results of studying the problem of cultural and historical prerequisites for the formation and development of preschool education in Russia. Analyzing the existing historical and pedagogical research works in the field of preschool education and revealing their diverse and deep nature, the author proved the importance and relevance of identification of specific prerequisites for the development of the preschool education system. Based on the analysis and systematization of historical and pedagogical research data, materials from archives and periodicals, the author revealed a certain relation between cultural and historical prerequisites and stages of formation and development of preschool education. Taking into account the cultural and historical background in the development of preschool education in Russia, the author identified two periods and the stages that reflect the specifics of preschool education in a certain historical period. The emergence of each stage of preschool education in the prerevolutionary period (before 1917) is due to certain prerequisites: Patriarchal lifestyle, communal land use, economic and social reforms of Peter I and Catherine II, the impoverishment of peasants during the land reform of the 19th century and their migration to the city, the development of production, the inclusion of women in the production process. The selection of stages in the evelopment of preschool education in the 20th century directly depends on economic development, changes in the content of preschool education occurred under the influence of socio-cultural factors. Thus, cultural and historical prerequisites determine the features of preschool education at different stages of its development.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

УДК 373.2(470)(091) 10.37972/chgpu.2020.108.3.023

О. В. Парфенова

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье представлены результаты изучения проблемы культурно-исторических предпосылок становления и развития дошкольного образования в России. Проанализировав имеющиеся историко-педагогические исследования в области дошкольного образования и установив их разнообразный и глубокий характер, автор доказал важность и актуальность выявления специфических предпосылок развития системы дошкольного образования.

На основе анализа и систематизации данных историко-педагогических исследований, материалов архивов и периодической печати выявлена определенная связь между культурно-историческими предпосылками и этапами становления и развития дошкольного образования.

С учетом культурно-исторических предпосылок в развитии дошкольного образования в России автором выделены два периода и этапы, отражающие специфику дошкольного образования в определенный исторический отрезок. Возникновение каждого этапа становления дошкольного образования в дореволюционный период (до 1917 года) обусловлено определенными предпосылками: патриархальным укладом жизни, общинным землепользованием, экономическими и социальными реформами Петра I и Екатерины II, обнищанием крестьян в период земельной реформы XIX века и их миграция в город, развитие производства, включение в производственный процесс женщин. Выделение этапов в развитии дошкольного образования в ХХ веке напрямую зависит от экономического развития. Изменения содержания дошкольного образования происходили под влиянием социокультурных факторов.

Таким образом, культурно-исторические предпосылки определяют особенности дошкольного образования на разных этапах его развития.

Ключевые слова: история дошкольного образования, культурно-исторические предпосылки, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, детский приют.

O. V. Parfenova

CULTURAL AND HISTORICAL PREREQUISITES FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PRESCHOOL EDUCATION

I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia

Abstract. The article presents the results of studying the problem of cultural and historical prerequisites for the formation and development of preschool education in Russia. Analyzing the existing historical and pedagogical research works in the field of preschool education and revealing their diverse and deep nature, the author proved the importance and relevance of identification of specific prerequisites for the development of the preschool education system.

Based on the analysis and systematization of historical and pedagogical research data, materials from archives and periodicals, the author revealed a certain relation between cultural and historical prerequisites and stages of formation and development of preschool education.

Taking into account the cultural and historical background in the development of preschool education in Russia, the author identified two periods and the stages that reflect the specifics of preschool education in a certain historical period. The emergence of each stage of preschool education in the pre-

revolutionary period (before 1917) is due to certain prerequisites: Patriarchal lifestyle, communal land use, economic and social reforms of Peter I and Catherine II, the impoverishment of peasants during the land reform of the 19th century and their migration to the city, the development of production, the inclusion of women in the production process. The selection of stages in the development of preschool education in the 20th century directly depends on economic development, changes in the content of preschool education occurred under the influence of socio-cultural factors.

Thus, cultural and historical prerequisites determine the features of preschool education at different stages of its development.

Keywords: history of preschool education, cultural and historical prerequisites, preschool age, preschool education, kindergarten, orphanage.

Введение. В последние годы в системе дошкольного образования сложился конструктивный подход к решению насущных проблем с использованием возможных потенциальных источников, к которым можно отнести собственно теоретическое исследование, достижения практики, историко-педагогический опыт. Анализ историко-педагогических работ показал, что до начала ХХ века специальных исследований по истории дошкольного воспитания в России не проводилось, т. к. собственно история педагогики как наука стала складываться лишь во второй половине XIX в. и, следовательно, вопросы дошкольного воспитания являлись лишь составной частью работ по истории воспитания вообще. Вопросы развития и становления российского дошкольного воспитания в различные исторические периоды рассмотрены в исследованиях Л. И. Красногорской, Н. А. Тумим-Альмединген, Е. И. Волковой, И. В. Чувашева, Л. Н. Литвина и др. Особый интерес в плане выявления общего и специфического в развитии дошкольного воспитания представляют исследования становления дошкольного воспитания в регионах России (Л. Н. Волобуева, А. А. Голдовской, М. Н. Корнеева, В. С. Крылова, И. А. Малашихина, Л. И. Чайчиц, Т. Н. Шикалова, Е. А. Шкатова и др.). Данные работы содержат богатый фактологический материал, но для полного осмысления истории дошкольного образования в России и его дальнейшего исследования необходимо изучение предпосылок, факторов, которые определяют специфику дошкольного образования в разные исторические периоды. Исходя из этого, мы сформулировали проблему данного исследования: каковы культурно-исторические предпосылки становления и развития дошкольного образования в России? Цель исследования - научное обоснование культурно-исторических предпосылок становления и развития дошкольного образования в России.

Актуальность исследуемой проблемы. Дошкольное образование в современной России, являясь приоритетным направлением государственной образовательной политики, характеризуется инновационными изменениями, поиском новых моделей воспитания и обучения. Поэтому очень важно определить истоки становления дошкольного образования, этапы и предпосылки его развития как необходимое условие сохранения ценного опыта дошкольного образования и определения его перспектив.

Материал и методы исследования. В основу исследования положены принципы объективности и многоаспектности анализа процесса развития дошкольного образования с учетом экономической, социокультурной, этнокультурной специфики, складывающейся в ту или иную историческую эпоху. Для поиска истоков и тенденций развития дошкольного образования необходимо выявить сущность понятия «предпосылки». Предпосылка представляет собой «предварительное условие, исходный пункт чего-либо» [8]. Основными методами исследования являлись историографический, ретроспективный анализ и систематизация историко-педагогических исследований, материалов Российского государственного исторического архива и официальных документов.

Результаты исследования и их обсуждение. Становление дошкольного образования в России охватывает несколько этапов: дореволюционный (включает этапы народного, православного, дворянско-государственного и общественного воспитания), советский и современный. Поэтому анализ развития дошкольного образования в России может быть осуществлен только в контексте развития страны в целом, ее культуры, экономики, образования.

История развития дошкольного образования в России основана на принятых в историографии образования этапах, общности основных тенденций его развития в стране. Рассмотрим культурно-исторические предпосылки в контексте периодов и этапов становления и развития дошкольного образования.

В истории отечественного дошкольного образования выделяется достаточно большой по продолжительности дореволюционный период (с древних времен до 1917 года). Поэтому логично в данном периоде выделить несколько этапов становления и развития дошкольного образования.

Этап народного воспитания характеризуется тем, что семейное и общинное воспитание детей дошкольного возраста являлись единственными признанными народом формами воспитания. Семья, будучи частью крестьянской общины, воспитывала в детях комплекс социально значимых качеств личности. Причем каких-то специальных воспитательных методов семья не применяла. Воспитание осуществлялось всем семейным укладом, теми правилами и традициями, которым следовали взрослые (родители, бабушки, дедушки, соседи и т. п.). Именно общинный уклад жизнеустройства привел к появлению так называемых «летних детских площадок», когда престарелая соседка бралась присмотреть за детьми своих соседей, в то время как те работали в поле.

Приоритет семейного воспитания над общественным в России сохранялся довольно долго. Это обусловлено преобладанием сельскохозяйственного, патриархального уклада жизни на большей части территории России.

С крещением Руси связано начало следующего этапа развития дошкольного образования - православного воспитания. Церковь, православное вероучение заняли свою нишу в воспитании детей на долгие столетия. Они не только определяли содержание воспитания в русле православных заповедей, но и способствовали созданию учреждений для воспитания (призрения) детей-сирот. К этой категории относились не только дети, оставшиеся без попечения родителей, но и дети, рожденные вне брака. Именно последние находились в крайне сложной жизненной ситуации. Для них создавались монастырские приюты, сиропитательные кельи. Появление таких заведений связано прежде всего с необходимостью уберечь женщин от свершения детоубийства. Однако, по мнению правительства, богоугодные заведения не были приспособлены для воспитания детей. В одном из документов отмечалось, что подобного рода заведения, не будучи приспособлены к воспитанию детей, не располагают никакими необходимыми для этого способами и средствами, из-за чего грудные младенцы умирали. Дети приучались в монастырях к праздной жизни, тунеядству. Поэтому МВД поручило общественным приказам не оставлять детей в богоугодных заведениях, а отправлять их в воспитательные дома [5].

Начало этапа дворянско-государственного воспитания связано с началом реформ Петра I. В соответствии с его Указом от 4 ноября 1715 года в городах России стали открываться «гошпитали для зазорных младенцев» - сиротские дома. Основная цель данных учреждений - профилактика детоубийства незаконнорожденных. Организация деятельности сиротских домов в Петровскую эпоху, как отмечает Л. Н. Ридель, имела признаки системности: в них принимались только круглые сироты, часть детей усыновлялась, по мере взросления детей обучали разным ремеслам [7]. Поддерживая организацию подобных учреждений, Петр I прежде всего решал проблему обеспечения государства рабочими людьми, матросами.

В период правления Екатерины II была разработана государственная концепция социальной помощи детям. Гуманизация отношений государства к детям-сиротам выразилась уже хотя бы в том, что их стали называть «лишенными родительской ласки». Были открыты первые воспитательные дома: Московский воспитательный дом (1764 г.), Воспитательный дом в Санкт-Петербурге (1770 г.). Предполагалось, что в воспитательных домах дети освоят различные ремесла, у них сформируется гражданская позиция, но, как писал И. И. Бецкой, из-за низкого профессионализма воспитателей и мастеров данные задачи не выполнялись.

Первым дошкольным учреждением в России считается школа для малолетних, которую открыл Е. О. Гугель в 1832 г. при Гатчинском воспитательном доме. Эту школу посещали мальчики сироты и полусироты. Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми включало игры на воздухе, обучение старших дошкольников чтению, счету, письму и пению.

Начало нового общественного этапа в становлении дошкольного образования связано с этапом реформирования в России, с развитием производства, с изменением социальной структуры общества. Земельная реформа привела к массовому обнищанию крестьян, их миграции в город в поисках работы на фабриках и заводах. В производственный процесс включились и женщины, что привело к переводу их на нормированный рабочий день, а это, в свою очередь, привело к тому, что дети остались без присмотра и контроля. Это вызвало большой всплеск детской смертности, травматизма. Подобная ситуация не осталась без внимания сформировавшейся общественной интеллигенции, которая начала большую работу по оказанию помощи детям. Благотворительные общества способствовали открытию бесплатных детских садов, воспитательных домов, детских приютов, летних яслей-приютов для крестьянских детей. Вышел первый журнал «Детский сад» А. С. Симонович, где обсуждались вопросы воспитания и обучения. В детских садах данного этапа применялась система Ф. Фребеля. Следует отметить, что Ф. Фребель, являясь сторонником семейного воспитания, полагал, что детский сад должен стать школой для матерей, нежели заменой семьи, отмечает в своей работе Н. Ю. Житнякова [3]. Отечественные педагоги начали искать и выстраивать собственный подход к организации воспитания детей в детских садах (Е. П. Залесская, Е. И. Тихеева, С. Г. Морозова и др.). О. Е. Тумакова выявила, что для данного этапа характерна традиционная модель воспитания [9], основанная на синтезе семейных, национальных и сословных традиций. Поэтому стрежнем воспитательной системы в дошкольных учреждениях данного этапа является религиозное и духовное развитие детей.

В годы Первой мировой войны, по мнению В. В. Алексеевой [1], предпринимались определенные меры по поддержке детства. В частности, 14 сентября 1914 года был создан так называемый «Татьянинский комитет», который в течение года оказывал помощь детям беженцев [2].

К завершению дореволюционного периода развития дошкольного образования наметились положительные тенденции. Существовали различные формы дошкольного образования, имеющие сословный и имущественный характер: бесплатные (около 30 учреждений) и платные (250 учреждений) детские сады, детские приюты, ясли-приюты и т. п. Развитие промышленного производства, изменение отношения общества и государства к проблемам детей сделали возможным начало становления и развития дошкольного образования как общественного явления.

В советском периоде (1917-1991 гг.) развития дошкольного образования также можно выделить несколько этапов, обусловленных социальными, культурными, экономическими предпосылками.

Первый этап - становление системы дошкольного воспитания (1917-1936 гг.). После революции 1917 г. дошкольное образование приобрело государственный статус, было включено в единую систему народного образования, о чем свидетельствуют принятые документы: декрет Совнаркома «Об учреждении Государственной комиссии по просвещению» от 9 (22) ноября 1917 г., декларация «О дошкольном воспитании» от 20.12.1917 и др. Это этап очень бурного обсуждения вопросов, связанных с организационной и содержательной стороной дошкольного образования. Велась полемика по вопросам создания детских садов интернатного типа (с целью исключения влияния семьи на воспитание нового человека), трудового воспитания (активное использование детского труда в условиях детского сада), включения детей в общественную жизнь страны через использование взрослых форм, планирования работы в группах детского сада, использования систем Ф. Фре-беля и М. Монтессори и др. Формировался новый взгляд на дошкольное воспитание, его роль и значение в жизни советского человека.

Обобщив историю дошкольного образования в России, Л. Н. Литвин выявил, что в 20-30-е годы ХХ века в стране функционировали следующие виды дошкольных учреждений: детские дома, детские сады, детские очаги, детские комнаты при жилищных управлениях и клубах, дошкольные учреждения на кооперативных началах, детские летние площадки, переходные, или «нулевые», группы по подготовке к школе [4].

Этап активного развития системы дошкольного воспитания в России приходится на 1936-1959 годы. В разделе «Об изменении порядка руководства детскими садами» постановления СНК СССР от 27.06.1936 говорилось о передаче всех детских садов, находящихся при предприятиях и организациях, в ведение местных органов, а перечисляемые на их содержание средства - в распоряжение наркоматов, права на открытие дошкольных учреждений закреплялись за отделами народного образования. Установление нового порядка руководства позволило устранить ряд серьезных недостатков в организации дошкольного воспитания, систематизировать сеть детских учреждений, выявить их ведомственную принадлежность, уточнить их численность, узаконить детские сады как основной тип учреждения, упорядочить финансирование, нормы материальных денежных расходов, штаты садов.

В годы Великой Отечественной войны работа по развитию системы дошкольного образования чрезвычайно усложнилась, но не остановилась. Количество детских дошкольных учреждений не сократилось, но увеличилось за счет открытия новых детских домов, приютов, детских садов. Детские сады из прифронтовой полосы эвакуировались в безопасные районы. Впервые в 1943 г. было принято постановление о создании специальных санаторных детских садов круглосуточного пребывания для детей с ослабленным здоровьем.

В послевоенный период дошкольное воспитание стало предметом пристального внимания правительства. В 1949 году было издано постановление ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и родильных домов и улучшению их работы», где указывалось на необходимость широкого привлечения общественности к строительству дошкольных учреждений, усиления методической работы в них и подготовки кадров.

В середине 50-х годов начался поиск путей решения проблемы ведомственной разобщенности детских учреждений: детские ясли подчинялись Министерству здравоохранения, детские сады - Министерству просвещения. В 1959 году было принято постановление «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста», которое среди прочих мер поставило задачу объединить с учетом местных условий и возможностей два типа дошкольных учреждений - ясли и детский сад - в единое дошкольное учреждение ясли-сад.

1960-1985 гг. - годы стабильного развития системы дошкольного образования в нашей стране. Расширялась сеть дошкольных учреждений: постоянные детские сады для детей, чьи родители заняты на производстве, временные летние детские площадки в колхозах и совхозах на период летних сельскохозяйственных работ, детские дошкольные дома для детей-сирот. Улучшалось материально-техническое снабжение дошкольных учреждений; совершенствовались содержание, формы и методы общественного дошкольного воспитания, чему способствовала разработка программных документов по воспитанию детей в детских садах; осуществлялось развитие целенаправленной подготовки кадров для дошкольных учреждений.

Обновление отечественного дошкольного образования приходится на период с 1986 г. до начала XXI в. В связи с реформированием системы образования в 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена «Концепция дошкольного образования» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.). В Концепции впервые были обозначены отрицательные стороны дошкольного воспитания в нашей стране и определены основные принципы обновления дошкольного воспитания: гуманизация, гуманитаризация, деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей; самоценность дошкольного детства.

Еще один документ, который привел к серьезным изменениям в дошкольном образовании, - «Временное положение о дошкольном учреждении» (1991 г.). Этим положением была отменена единая программа воспитания детей, дошкольным учреждениям была предоставлена возможность самостоятельно выбирать образовательную программу из имеющихся или разрабатывать собственные авторские программы. Это стало началом вариативности программного обеспечения дошкольных образовательных учреждений.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992) был закреплен правовой статус детского сада, определены его функции.

Особенности экономического развития повлияли на состояние дошкольного образования. В развитии общественного дошкольного воспитания можно условно выделить два этапа. Первый этап характеризуется резким сокращением числа дошкольных учреждений, второй этап - стабилизацией, сохранением имеющихся на тот момент дошкольных учреждений и развитием социальных учреждений для различных категорий детей (сирот, инвалидов и т. п.). Такая особенность напрямую связана с состоянием экономики, политикой государства в социально-образовательной сфере. В частности, распад экономики привел к сокращению производства на многих предприятиях страны и, как следствие, к уменьшению средств на социальную сферу и закрытию ведомственных дошкольных учреждений. Это привело к уменьшению контингента детей, посещающих дошкольные учреждения.

Дошкольное образование в XXI веке - это дошкольное образование новой формации, с одной стороны, сохранившее лучшие традиции отечественной системы дошкольного образования, с другой - отвечающее требованиям нового времени. Законом «Об образовании в РФ» (2012 г.) был закреплен статус дошкольного образования как самостоятельного уровня общего образования. В статье 64 данного закона указывается, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [10]. Изменилась сущность педагогической деятельности воспитателя. Для него характерно осознанное выполнение профессиональных функций, зафиксированных в Профессиональном стандарте педагога (2013 г.) [6]. Н. В. Федина, характеризуя современную ситуацию в российском дошкольном образовании, отмечает его направленность на интенсивный поиск путей обновления его содержания, создание ори-

гинальных методов, форм и средств образования детей, принципиально новой стратегической модели дошкольного образования, основанной на большей свободе участников образовательного процесса [11].

Таким образом, весь процесс развития дошкольного образования в России можно условно разделить на несколько этапов, внутри которых естественным образом выделяются приоритетные формы воспитания и типы учреждений.

Выводы. Изучение истории дошкольного образования в России позволило выявить ряд общих и специфических закономерностей его развития.

С учетом культурно-исторических предпосылок и социокультурных факторов в развитии дошкольного образования в России выделены два периода и этапы, отражающие специфику дошкольного образования в определенный исторический отрезок. Дореволюционный период (до 1917 года) включает четыре этапа развития дошкольного образования: народного, православного, дворянско-государственного и общественного воспитания.

После 1917 года развитие дошкольного образования также можно условно разделить на несколько этапов: становления (1917-1936 гг.), активного развития (1936-1959 гг.), стабильного развития (1960-1985 гг.), обновления (1986-1991 гг.) и современный этап отечественного дошкольного образования.

Культурно-историческими предпосылками развития дошкольного образования стали экономические изменения, социальные сдвиги, культурные трансформации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева В. В. Организация дошкольного воспитания в Российской империи в годы первой мировой войны // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. - 2015. - № 1. - С. 9-13.

2. Белова И. Б. Первая мировая война и российская провинция. 1914 - февраль 1917 г. - М. : АИРО-XXI, 2011. - 288 с.

3. Житнякова Н. Ю. История и перспективы развития вариативных форм дошкольного образования в содержании учебного модуля для студентов педагогических вузов // Вестник Университета Российской академии образования. - 2011. - № 2. - С. 94-96.

4. Литвин Л. Н. Общественное дошкольное воспитание в РСФСР. 1917-1940 гг. - Мурманск : МГПИ, 1992. - 181 с.

5. Парфенова О. В. История дошкольного образования в Чувашии // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2017. - № 3(95). - C. 120-127.

6. Приказ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.001.pdf.

7. Ридель Л. Н. История дошкольного образования // Экономика и управление в современных условиях: международная (заочная) научно-практическая конференция. - Красноярск : Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2016. - С. 254-257.

8. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова : в 4 т. Т. 3. - М. : Советская энциклопедия, 1939. - 712 с.

9. Тумакова О. Е. Трансформация личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада в истории дошкольного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. -№ 3 (8). - С. 74-76.

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174.

11. Федина Н. В., Богуславский М. В., Лазарева М. В., Звезда Л. М, Филиппова Е. В., Тигрова И. В., Тарасенко Т. В., Коротких О. В., Меркулова Т. К., Попова Г. А. Государственная политика в области дошкольного образования в России в период 1984-2015 гг. // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2017. - № 2(3). - С. 32-50.

Статья поступила в редакцию 07.07.2020

REFERENCES

1. Alekseeva V. V. Organizaciya doshkol'nogo vospitaniya v Rossijskoj imperii v gody pervoj mirovoj vojny // Sovremennye problemy social'no-gumanitarnyh nauk. - 2015. - № 1. - S. 9-13.

2. Belova I. B. Pervaya mirovaya vojna i rossijskaya provinciya. 1914 - fevral' 1917 g. - M. : AIRO-XXI, 2011. - 288 s.

3. Zhitnyakova N. Yu. Istoriya i perspektivy razvitiya variativnyh form doshkol'nogo obrazovaniya v soderzhanii uchebnogo modulya dlya studentov pedagogicheskih vuzov // Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. - 2011. - № 2. - S. 94-96.

4. Litvin L. N. Obshchestvennoe doshkol'noe vospitanie v RSFSR. 1917-1940 gg. - Murmansk : MGPI, 1992. - 181 s.

5. Parfenova O. V. Istoriya doshkol'nogo obrazovaniya v Chuvashii // Vestnik Chuvashskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2017. - № 3(95). - S. 120-127.

6. Prikaz ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n «Ob utverzhdenii Professional'nogo standarta «Pedagog (pedagog-icheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://fgosvo.ru/uploadfiles/ prof-standart/01.001.pdf.

7. Ridel' L. N. Istoriya doshkol'nogo obrazovaniya // Ekonomika i upravlenie v sovremennyh usloviyah: mezhdunarodnaya (zaochnaya) nauchno-prakticheskaya konferenciya. - Krasnoyarsk : Sibirskij institut biznesa, up-ravleniya i psihologii, 2016. - S. 254-257.

8. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka / pod red. D. N. Ushakova : v 4 t. T. 3. - M. : Sovetskaya enciklopediya, 1939. - 712 s.

9. Tumakova O. E. Transformaciya lichnostno-professional'noj pozicii vospitatelya detskogo sada v istorii doshkol'nogo obrazovaniya // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. - 2014. - № 3 (8). - S. 74-76.

10. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (poslednyaya redakciya) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174.

11. Fedina N. V., BoguslavskijM. V., Lazareva M. V., Zvezda L. M, Filippova E. V., Tigrova I. V., Tarasenko T. V., Korotkih O. V., Merkulova T. K., Popova G. A. Gosudarstvennaya politika v oblasti doshkol'nogo obrazovaniya v Rossii v period 1984-2015 gg. // Gumanitarnye issledovaniya Central'noj Rossii. - 2017. - № 2(3). - S. 32-50.

The article was contributed on July 7, 2020 Сведения об авторе

Парфенова Ольга Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования и сервиса Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: olpar@mail.ru

Author information

Parfenova, Olga Vasilyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Preschool Education and Service, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; e-mail: olpar@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.