Научная статья на тему 'Культурно-исторические корреляции идеала человека и парадигм образования'

Культурно-исторические корреляции идеала человека и парадигм образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЗНАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ЗНАНИЕ / PARADIGM / EDUCATION / KNOWLEDGE / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова Анна Александровна

Рассмотрены основные парадигмы образования, которые сложились в разные исторические периоды: Античности, Средних веков, эпохи Возрождения, эпохи Просвещения и современности. Показано, что на первый план во всех философских сочинениях выдвигается антропоцентризм. В статье изучены различные точки зрения известных философов по поводу идеалов человека, так как конечная цель образования получить идеального человека. Доказано, что интеллектуальный опыт прошлого достаточно полезен в настоящее время при решении современных образовательных проблем, поскольку он позволяет глубже понять суть происходившего и происходящего в сфере образования на протяжении веков. Сделан вывод о том, что современная модель образования включает в себя все образовательные практики, некогда существовавшие в истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author has considered the basic education paradigms which were formed in different historical periods: Antiquity, the Middle Ages, the Renaissance, the Enlightenment and modernity. It is shown that anthropocentrism is highlighted in all philosophic works. The author studied different points of view of famous philosophers on human ideals as the ultimate target of education is to obtain the ideal man. It was proved that the past intellectual experience is rather useful now when solving modern educational problems as it allows understanding deeply the essence of the past and present situation in education through the ages. The author concluded that the current educational model includes all educational practices that once existed in history.

Текст научной работы на тему «Культурно-исторические корреляции идеала человека и парадигм образования»

УДК 159.923:37.01

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ ИДЕАЛА ЧЕЛОВЕКА И ПАРАДИГМ ОБРАЗОВАНИЯ

А.А. Карташова

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Рассмотрены основные парадигмы образования, которые сложились в разные исторические периоды: Античности, Средних веков, эпохи Возрождения, эпохи Просвещения и современности. Показано, что на первый план во всех философских сочинениях выдвигается антропоцентризм. В статье изучены различные точки зрения известных философов по поводу идеалов человека, так как конечная цель образования - получить идеального человека. Доказано, что интеллектуальный опыт прошлого достаточно полезен в настоящее время при решении современных образовательных проблем, поскольку он позволяет глубже понять суть происходившего и происходящего в сфере образования на протяжении веков. Сделан вывод о том, что современная модель образования включает в себя все образовательные практики, некогда существовавшие в истории.

Ключевые слова:

Парадигма, образование, познание, управление, знание.

«Образование - то, что остается после того, когда забывается все, чему учили». Так считал А. Эйнштейн, так на протяжении веков думали философы, и в современности эта тема не потеряла своей актуальности.

Человек почти всегда дан в процессе обучения: воспитание в семье, получение образования в школе, вузе, непрерывное перенимание знаний от других и приобретение жизненного опыта, поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад образования и процесса познания в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

Поскольку меняется содержание образования, различными становятся и его формы, но сама потребность в образовании сохраняется в различные исторические эпохи. Скорее всего, на протяжении всей истории действовала одна образовательная модель, но в зависимости от людских задач и целей она варьировалась и по-разному проявлялась в рамках отдельных временных промежутков. На сегодняшний день в педагогической практике сложилась такая ситуация, что в ней одновременно присутствуют практически все образовательные модели, некогда существовавшие в истории. При этом довольно часто эти модели вступают в конфронтацию и конкуренцию друг с другом, являясь, таким образом, причиной системного кризиса. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть историю возникновения, развития и функционирования различных образовательных моделей, а также выяснить пути их возможного комбинирования в современных условиях.

В основе всех существующих на сегодняшний день педагогических течений и направлений лежит некое философское представление об идеальном человеке, о том, как необходимо через воспитание и образование воздействовать на человека, чтобы сделать его лучше. Конечная цель образования - получить идеального человека. Философское понимание человека оказывало огромное влияние на развитие образования.

Во все времена целью воспитания было такое воздействие на ребенка, которое поможет обрести самостоятельность, необходимую человеку для исполнения своего назначения на земле. Поскольку миссия и предназначение людей на земле различны, то и цели образования отличаются. Другими словами, «каждый исторический цикл формирует собственные проблемы воспитания и обучения личности, обнаруживает соответствующие им методы и решения, опре-

Карташова Анна Александровна, ассистент кафедры социологии, психологии и права Института социально-гуманитарных технологий ТПУ. E-mail: [email protected] Область научных интересов: философия образования, парадигмы познания, управление знаниями, образовательная политика России.

деляет способы и пути приобщения к знанию, усвоения имеющихся навыков, умение транслировать и применять их на практике» [1. С. 16].

Философы Античности, Средневековья, Нового времени, Просвещения размышляли о том, какова природа человека, каким должен быть человек, способен ли он меняться под влиянием воспитания, неотвратимо обращая свой взор в сторону образования. Их философские идеи о воспитании, просвещении и образе человека послужили фундаментом для целого ряда образовательных систем.

Суть античной образовательной модели состоит в объединении двух познавательных методов: интуиции и дискурса. «Изначальным методом познания начал мира в досократиче-ской философии была интуиция - сосредоточенное созерцание сути бытия, в акте которого созерцатель уподоблялся созерцаемому. Для передачи другому человеку результата интуитивного постижения истины необходимо было создавать особые условия. Чтобы у ученика возникла искомая интуиция, требовалось специально воспитывать его восприятие и открывать способность видеть мир через символические структуры. Традиционно этим целям служил миф, поэтому первичное приобщение к философскому знанию начиналось именно с изучения мифов» [2. С. 44]. Известно, что из мифа берут свое начало все области знания: и медицина, и философия, и искусство, и воспитание.

В список мудрецов попадали только те, кто умел грамотно формулировать мысли и умело использовать свои знания. Своды «изречений семи мудрецов» были, по сути дела, первой программой образования.

Второй момент античного образования - дискурс, который получил свое начало в период софистики, был способом вербального и логического выражения исходной интуиции. Точка зрения автора, выраженная в рационализированной речи или тексте, является дискурсом. Чтобы усовершенствовать способность к дискурсу, были необходимы уже иные приемы и условия.

Классической формой реализации античного образования стали беседы Сократа с учениками. Эти беседы способствовали объединению и развитию способностей человека к интуиции и дискурсу. Сократ открыл новый метод, который мог извлечь в человеке его скрытые знания и способности при помощи искусных наводящих вопросов, — майевтики. По мнению Сократа, учитель должен помочь ученику в рождении истины. Сократ также не признавал абсолютных истин: «Ничье мнение не бывает ложным» [3. С. 102].

Сегодня сократовский метод преподавания толкуется как метод относительности знаний. Он дает право ученику высказывать точку зрения, которая может отличаться от взглядов учителя, дающего знания, соответствующие развитию науки на данный момент. Яркими примерами данного метода являются: неэвклидова геометрия Лобачевского, теория относительности Эйнштейна и др.

Окончательно античная образовательная парадигма сформировалась, когда произошло объединение интуиции и дискурса в диалектике Платона. Платон (ученик Сократа) в своих педагогических учениях, сформированных из философского взгляда на человека и мир, полагал, что уже с момента рождения природа человека каким-то образом повреждена. Следовательно, основная цель воспитания - «исправление» человека. По мнению Платона, это зло было вызвано недостатком знания.

Известным критиком Платона был ближайший его ближайший ученик - Аристотель. Он считал, что знания больше зависят от волевых усилий человека, чем оказывают влияние на нравственность. По его мнению, знание хотя и влияет на нравственность, но зависит от волевых усилий человека. Человек должен сам выбирать, как ему поступить, в соответствии с нравственным идеалом.

Еще одной яркой фигурой в античной философии был Эпикур. Его школа в предместье Афин называлась «Сад», над входом в который висело изречение: «Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовольствие - высшее благо». Эпикур считал главной целью образования научить человека наслаждаться гармонией жизни. Обучение должно способствовать достижению определенных целей. Умение быстро ориентироваться в ситуации и своевременно применять знания - это один из главных критериев плодотворного обучения и познания по Эпикуру.

Видно, что образовательные модели философов Античности являются результатом их этических воззрений. Поэтому образ жизни в эпоху эллинизма напрямую зависел от выбора

философской школы. Но в целом для античных мыслителей мудрец, который умеет хорошо говорить, хорошо мыслить и поступать, - это идеал образованного человека, несмотря на различные нравственные установки.

Осознанное формирование новой образовательной системы начинается в Средние века. Это связано с возникновением и распространением христианства. «Философско-педагогическая мысль Средневековья главную цель видела в спасении души. Основой воспитания и образования признавалось божественное начало. Монашество как воспитанники церкви были образцом воспитания» [4. С. 21]. Гармонизация отношений между разумом и верой в Средние века считалась первостепенной задачей.

Такое образование основывалось на двух богословско-философских методах: апологетике и экзегетике. «Апологетика - это та же логика, только применяемая для рассуждения, доказательства и убеждения других в истинности и правоте исповедуемой веры» [2. С. 48]. Экзегетика - это «толкование авторитетного священного текста» [Там же. С. 48].

В Средневековье идеалом человека являлся послушный, добродетельный и богобоязненный христианин.

В эпоху Возрождения, которая пришла на смену Средневековью, схоластическую образовательную модель Средних веков философы стали резко критиковать за излишнюю суровость и отречение от светского мира с его новым знанием. Образование Возрождения представляло собой единство трех «основных слагаемых: идей Античности, доказавших свою жизненность, идей Средневековья, идей предвестников нового общества» [5. С. 109]. Известными педагогами-гуманистами эпохи Возрождения были: Т. Мор, Ф. Рабле, Н. Кузанский, М. Мон-тень, Т. Кампанелл и Э. Роттердамский. Личность, развитая как физически, так и духовно, стала их идеалом в образовании.

Новое время под влиянием методов эмпиризма Ф. Бэкона, рационализма Р. Декарта и сенсуализма Дж. Локка сформулировало новую образовательную парадигму. Теперь идеалом образования становится не просто образованный аристократ, а джентльмен, всесторонне образованный, деловой человек с прекрасным вкусом и изысканными манерами. Для этой модели было особенно важно уделять внимание знакомству с выдающимися достижениями культуры и обучению методам правильного мышления.

Фрэнсис Бэкон видел цель получения знания в увеличении власти человека над природой. Он признает природосообразный принцип познания и воспитания, так как человек является частью природы. Науку следует очистить от религиозной догматики и схоластики. Познание конечного единства и общей причины всех причин - это высшая научная цель. Умение пользоваться методами приобретения знаний, а не накопление некоторого объема знаний является целью образования.

Англичанин Джон Локк утверждал, что человеческое знание является следствием прежде всего внешнего чувственного опыта. Мнение Локка о том, что все дети от рождения равны, так как их ум - это «незаполненный чистый лист», неизбежно нарушается. Теперь акцент делается на неравенстве индивидуальных способностей, различных внешних обстоятельствах и разной степени прилежания.

Развитие характера, образа мыслей, манер истинного джентльмена - это идеал и цель английского воспитания. Полнота и систематичность знаний здесь отходят на второй план, а ученость считается всего лишь одной из профессий человека, которой он может заняться, если ему больше нечего делать.

Также идеи воспитания и образования человека развивал Ж.-Ж. Руссо. Его принципы более демократичны. Образовательные практики ориентированы на свободу личности как высшую ценность. Главной задачей воспитания, согласно его педагогической теории, является сохранение и развитие природных данных ребенка. Здесь человек, который не испорчен обществом и воспитанием, в его естественном состоянии и есть идеал образования.

Эпоха Просвещения стала переломной и для российского образования. Проведенные в сфере образования реформы носили революционный и одновременно противоречивый характер - это был слом традиционных основ российской культуры, в которой не все нуждалось в разрушении. Приобщение к европейской культуре своей оборотной стороной имело поверхностное «западничество», разрыв с традиционным национальным менталитетом.

Для Западной Европы и России эпоха Просвещения стала временем кардинальных перемен в сфере образования. Этот период связан с переходом от несистематизированного образования к философски обоснованным педагогическим системам. Лучше всего это видно на примере классической немецкой философии. Ярким представителем немецкой философии является Иммануил Кант. Кант отличал понятие «образование», которое формирует разумную нравственность, от понятия «обучение», направленное на развитие природных способностей. Он видел смысл образования в том, чтобы научить человека понимать свой нравственный долг и следовать ему, а не в решении утилитарных прагматических задач. Развитие телесных сил и душевных способностей должно входить в физическое воспитание. Практическое или моральное воспитание должно научить человека жить как свободно действующее существо. По мнению Канта, сама педагогика как наука должна требовать от человека формирования самопостигающей и саморазвивающейся личности. Педагог у Платона в полном смысле - Бог, у Руссо истинный педагог - природа, а у Канта человек сам ответственен за формирование своего морального облика, он сам должен отвечать за свое будущее и строить свою судьбу.

Идеи философии образования Канта нашли дальнейшее развитие у Иоганна Фихте. По его мнению, государство должно взять на себя реализацию задач по образованию и воспитанию. Должна быть создана единая образовательная система для всего общества, только образование должно стать не только всесословным и единым, но и обязательным. Таким образом, Фихте выдвинул идею, ставшую революционной для европейского образования, - идею создания национально-государственной системы образования. Материальное обеспечение системы образования, с его точки зрения, тоже является делом государства. Образовательная революция в России приняла формы, близкие германским.

Таким образом, в Европе сложились две системы образования, довольно резко различающиеся по своим философским основаниям: англо-американская и немецко-русская, просуществовавшие до настоящего времени.

Интеллектуальный опыт прошлого достаточно полезен сегодня при решении современных образовательных проблем. Он особенно ценен тем, что позволяет глубже понять суть происходившего и происходящего в сфере образования на протяжении истории. Философские учения - это прежде всего учения о ценностях: жизненных, нравственных, эстетических, культурных, социальных. На первый план во всех философских сочинениях выдвигается антропоцентризм. Человек стоит в центре всех интеллектуальных исканий, и поэтому всюду, даже в отвлеченных проблемах, доминирует моральная установка. И воспитание, и образование берут свои корни из духовно-нравственных традиций культур. Так что любые изменения в сфере образования во многом зависят от моральных ценностей современного ему общества, поэтому и необходима их философская интерпретация.

Рассмотрев различные парадигмы образования в разные эпохи, мы можем сделать вывод, что современная образовательная модель действительно содержит в себе все образовательные практики, некогда существовавшие в истории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Романенко И.Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. - С. 16.

2. Романенко И.Б. Античная и средневековая образовательные парадигмы: проблема перехода // Универсум платоновской мысли. Материалы IX Платоновской конференции. - СПб., 2001.- С. 44-48.

3. Платон // Собр. соч.: в 4 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1993. - С.102.

4. Новичкова Г.А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии. -М., 2001. - С. 21.

5. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004. - С. 109.

Поступила 07.07.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.