Культурно-информационная политика региональных органов управления (на примере Свердловской области)
^ ЗАБОРОВА Елена Николаевна
Доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой прикладной социологии
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Тел.: (343) 221-27-89 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Аннотация
Культурно-информационная политика является одним из направлений государственной региональной политики. Важность изучения культурно-информационной политики обусловлена ее ключевой ролью в формировании человеческого капитала. В статье рассматриваются методологические подходы к изучению информационной культуры на региональном уровне. Автор исходит из методологического подхода, разработанного уральской социологической школой. Рассматриваются основные тенденции региональной культурно-информационной политики (подчиненность федеральной политике, комплексность, движение в направлении от «культура для всех» к тренду «культура для каждого»). На основе результатов эмпирического исследования выявляются информационные предпочтения жителей региона Свердловская область. Население области получает в основном политическую и развлекательную информацию, используя в качестве основных информационных каналов телевидение и Интернет. Даются рекомендации по совершенствованию региональной информационной политики.
JEL classification
D8, Z18
ВВЕДЕНИЕ
Информация и культура являются наиболее наглядными результатами цивилизационного развития, они же создают основу для дальнейшего прогресса человечества. В традиционном, классическом варианте культура расценивается как облагораживающая, цивилизующая сила, что порождает идею о необходимости демократизации доступа к ней как к общественному благу. Отсюда приоритетом культурной политики в демократических государствах становится широчайший доступ населения к культурным ценностям через социальные институты, специальные образовательные программы, популяризацию культуры на государственных теле- и радиоканалах. Власть в этом случае до определенной степени заинтересована в росте культурного уровня своих граждан, поскольку инвестиции в информационную культуру всегда дают социально-экономический эффект и идут на благо общества. Эти обстоятельства показывают непреходящую ценность научного исследования информации и культуры, их перманентную актуальность.
Цель статьи - проанализировать современные тенденции в реализации информационной политики на уровне региона Свердловская область. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач - определение понятий «информация» и «культура», методологических подходов к изучению их структуры, анализ результатов эмпирических исследований с целью выявления современных трендов и последующей формулировки практических рекомендаций по совершенствованию региональной информационной политики.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Не подлежит сомнению важность в жизни любого человека таких явлений, как информация и культура. Информация, в самом общем ее понимании, это система социально значимых знаков и символов, образующих базу, основу
адаптационного поведения человека, его выживания в окружающей природной и социальной среде. Хорошо известен тот факт, что в настоящее время роль информации в жизни общества резко возросла, не случайно наша эпоха получила название информационной эпохи [1; 12].
Развитие информационной культуры - фундаментальный фактор, обусловливающий формирование человеческого капитала. По мере развертывания научно-технологических процессов, внедрения современных технических и технологических достижений во все сферы жизни общества повышается доля квалифицированного труда в ВВП развитых и развивающихся стран. В современную эпоху практически любой вид труда в цивилизованной стране требует образования и знаний, умений и навыков, качество которых зависит не только от личных усилий каждого работника, но в значительной степени и от проводимой государственной информационной политики. Более того, оказывая влияние на развитие человеческого капитала, государственная информационная политика воздействует и на качество взаимодействия личности и общества, тем самым обеспечивая экономический и социальный уровень развития государства.
Понятие человеческого капитала как экономической категории постоянно развивается и расширяется вместе с развитием мирового информационного сообщества и экономики знаний. На начальных этапах понятие человеческого капитала было достаточно ограниченным и отождествлялось с образованием людей, накопленными ими знаниями и опытом. На втором этапе в состав человеческого капитала постепенно стали включать воспитание, образование, знания (науку), здоровье, информационное обслуживание, культуру и искусство. На третьем этапе развития экономической категории человеческого капитала в понятие были добавлены инвестиции в составляющие, обеспечивающие безопасность людей, подготовку элиты, формирование и развитие граждан-
Cultural and Information Policy of
Regional Government
(the Case Study of Sverdovsk oblast)
■o a
H
a m a
ского общества, рост эффективности институционального обслуживания, инвестиции в повышение качества жизни населения.
Широта трактовки современного понятия во многом объясняется исключительной важностью самого феномена человеческого капитала, его роли в становлении, развитии и функционировании современной информационной эпохи, поскольку достигнутый уровень человеческого капитала, в свою очередь, непосредственно влияет на проводимую государством информационную политику, дает новый толчок или тормозит развитие информационной культуры. Человеческий капитал - это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование производства, науки, культуры и, в конечном итоге, всего общества.
Культура фиксирует степень приобщения человека к информационному полю цивилизации, качество его социализации, меру внутреннего развития и самореализации. Феномен культуры проявляет себя во множестве вариаций, в самых разных общественных явлениях - в быту, спорте, науке, производстве, потреблении и т.п. Также культурному анализу можно подвергнуть и информацию. В этом случае возникает новый объект исследования - информационная культура [6; 14].
Культурно-информационные процессы остаются во многом стихийными, самонастраивающимися и спонтанно возникающими. Насколько государство может и должно вмешиваться в эти процессы и контролировать их? Неоднозначность ответов на сформулированные вопросы порождает и неодинаковую реакцию на политику государства. С одной стороны, существует точка зрения, что государство слишком «давит», «чрезмер-
но контролирует» деятельность в социокультурной сфере, ограничивая свободу и самовыражение творческих коллективов и неординарных личностей. С другой - высказывается мнение о недостаточности контроля со стороны государства, о необходимости проведения жесткой и более четкой политики в сфере культуры. Мировая практика также показывает нам широкий спектр возможных вариантов взаимоотношения культуры, общества и государства: от достаточно прочной связи государства и культурной политики (исламские государства) до фактического дистанцирования от этой политики (США).
В настоящее время практика функционирования российского общества такова, что управление культурой является одной из функций государства [13], что отражается в наличии соответствующих управленческих структур, органов управления, программ, проектов, мероприятий, проведении культурно-информационной политики. Общество не готово пустить культурно-информационные процессы на самотек, оно нуждается в управлении этой сферой со стороны государства.
КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»
В современной отечественной и западной науке понятие «культура» - одно из самых востребованных, широко используемых в самых различных контекстах [3-5]. При этом на фоне громадного вала публикаций по проблемам культуры, многочисленных усилий большого числа специалистов-обществоведов наблюдается парадоксальная ситуация: отсутствие единого определения культуры, дисперсность в использовании трактовок культуры при решении конкретных исследовательских задач, наличие нескольких научных школ, по-разному расшифровывающих термин «культура» [9; 17]. Уральская научная школа считается одной из ведущих в плане изучения проблем культуры [8]. Среди широко
^ Yelena N. ZABOROVA
Dr. Sc. (Sociology), Professor, Head of Applied Sociology Dept.
Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-27-89 E-mail: [email protected]
Keywords
INFORMATION INFORMATION CULTURE PUBLIC POLICY REGIONAL POLICY
CULTURAL AND INFORMATION POLICY
Abstract
Cultural and information policy is one of the dimensions of the state regional policy. The study of cultural and information policy is important as it plays a key role in the formation of human capital. The article discusses methodological approaches to studying information culture at regional level. Relying on the methodological approach developed by the Ural sociological school the author examines the main trends in the regional cultural and information policy (subordination to the federal policy, integrity, the shift from the "culture for all" to the "culture for everyone"). The article presents the findings of the empirical sociological research into the information preferences of Sverdlovsk oblast residents. The population of the area mostly gets political and entertainment information via television and the Internet as the major information channels. The article provides recommendations for the improvement of regional information policy.
JEL classification
D8, Z18
известных специалистов, внесших наи-8 больший вклад в разработку проблем 3 культуры, можно назвать такие имена, | как Л. Н. Коган, Ю. Р. Вишневский, Г. Е. Збо-¡2 ровский, А. В. Меренков, Л. Я. Рубина, ш В. Т. Шапко [16], и многих других. Боль-3 шинство социологов уральской школы используют в качестве базового понятия определение культуры, данное в трудах основателя уральской культурологической школы Л. Н. Когана: «Культуру мы рассматриваем как меру и способ раскрытия сущностных сил человека в многообразных видах его социальной деятельности и результатах этой деятельности - материальных и духовных ценностях» [7. С. 3]. Исследование феномена информации с позиций культуры предполагает выявление меры реализации сущностных сил человека в информационных процессах.
В соответствии с методологией структурно-функционального анализа и парадигмой средового подхода информация рассматривается нами в двух своих формах: как окружающая человека «информационная среда» - информационное поле, информационные условия, в которых существует человек, и как актуальная информация, усвоенна я и принята я на вооружение индивидом (группой). В соответствии с методологией деятельност-ного подхода информационная культура рассматривается нами как процесс, в котором выделяются этапы: этап получения информации из информационного поля (стадия поиска, получения информации); этап ее обработки (обобщения, усвоения, оценки, интерпретации) и этап использования информации в повседневной жизнедеятельности. В аспекте культуры как социального явления информационная культура может быть исследована в трех срезах: когнитивном, эмоционально-ценностном и поведенческом.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Информационная политика - это деятельность властных структур и иных социальных акторов по воспроизводству и распространению информации. Анализ деятельности органов управления по реализации культурно-информационной политики можно провести на основе следующего алгоритма: анализ управленческих структур, задействованных в реализации культурно-информационной политики; анализ концептуальных, теоретических, нормативно-правовых решений (законов, стратегических про-
грамм, проектов), принятых органами управления; рассмотрение конкретных мероприятий, механизмов реализации принятых решений.
Иными словами, для рассмотрения вопроса о деятельности региональных органов управления по реализации политики в сфере информационной культуры принимается алгоритм: «Кто? Что? и Как?» реализует соответствующую политику на региональном уровне.
Следует отметить, что государство (федеральные и региональные органы) является основным, но не единственным субъектом реализации культурно-информационной политики. Наряду с государством активную роль играют образовательные и культурные организации и учреждения, бизнес-структуры, средства массовой информации. Важнейшим субъектом культурно-информационной политики выступает население.
На федеральном уровне вопросы культуры контролирует Министерство культуры РФ, Министерство образования (в состав которого входит департамент по информационной политике), Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. На уровне региона Свердловская область - Департамент информационной политики Губернатора Свердловской области, Министерство культуры, Министерство общего и профессионального образования, Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики, Министерство транспорта и связи Свердловской области (отдел развития электронного правительства и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры).
Отличительной особенностью функционирования органов управления в сфере культурно-информационной политики является комплексность, при которой, как правило, решения принимаются и реализуются не одним, а несколькими министерствами, ведомствами и комитетами. Это обстоятельство обусловлено многофакторностью, сложностью, широтой феноменов «культура» и «информация», многообразием форм их проявления на практике.
Важной чертой функционирования региональных органов управления следует назвать их подчиненность федеральным государственным структурам: они действуют в рамках государственной культурно-информационной политики.
Содержательный контекст государственной культурно-информационной политики исторически изменчив. Неко-
торые периоды истории можно оценить как этапы, когда в центре внимания было поддержание и воплощение в жизнь определенных ценностей и ценностных ориентаций (имперских, религиозных ценностей, идеологии марксизма-ленинизма).
Исторический тренд в содержании культурной политики также можно оценить как движение в направлении от «культура для всех» к «культура для каждого», что означает смещение акцента с создания условий осуществления культурной деятельности на удовлетворение потребностей гражданина. В первом случае особое внимание уделялось среде, наличию культурных учреждений, подготовке кадров и прочих элементов культурного пространства; во втором - особенностям культурного поведения разных социальных групп и общностей.
В своей деятельности региональные органы опираются на международные и общегосударственные нормативные документы (Всеобщую декларацию прав человека, Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, Стратегию развития информационного общества в РФ, государственную программу «Информационное общество (2011-2020 годы)». Базовым нормативно-правовым актом можно считать Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 декабря 2006 г. (последняя редакция действует с 10 января 2016 г.). Культурно-информационную сферу регулирует Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации». Кроме того, деятельность в этой сфере регулируется Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г., Федеральным законом «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (2002 г.) и др.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГИОНЕ СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Одним из актуальных вопросов современной информационной политики следует считать вопрос об объеме и содержании поступающей информации [2; 15]. Формирование человеческого капитала во многом будет зависеть от того, какую информацию и в каком объеме будет получать человек. Результаты социологического исследования, проведенного в рамках исследовательского
Таблица 1 - Предпочтения респондентов в выборе информации, %
Таблица 2 - Распределение ответов на вопрос р «С какой целью Вы обычно занимаетесь поиском, сбором информации?», % "
Информация Значение
1. Развлекательная 62,7
2. Политическая 62,2
3. Экономическая 40,2
4. В социально-духовной сфере 36,7
5. Спортивная 28,3
6. Рекламная 14,2
7. Бытовая 32,5
8. Другая 2,2
Сумма: 279,0
Цель Значение
1. Для расширения кругозора, самообразования, саморазвития 67,0
2. Чтобы быть в курсе происходящего 66,2
3. Для поиска нужной в быту информации 39,8
4. Информация необходима для работы 45,3
5. Информация необходима для учебы 24,8
6. Для досуга, развлечения 32,5
7. Чтобы иметь темы для общения с родственниками, друзьями 15,0
8. Для совершения покупок, приобретений 26,0
9. Другая 0,2
10. Затрудняюсь ответить 1,1
H
a m я
Примечание. Сумма более 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.
Примечание. Сумма более 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.
проекта1, выявили приоритеты граждан в отношении содержания потребляемой информации (табл. 1).
Развлекательная и политическая информация интересует более 62% жителей, далее следует информация экономическая (40,2%) и связанная с проблемами быта (32,5%). Заслуживает внимания то обстоятельство, что поиск информации экономического плана стоит на третьем месте. Как уже отмечалось, образование и знания - важный показатель развития человеческого капитала, и интерес жителей региона к такой информации следует оценить как положительную тенденцию.
Сопоставляя ответы респондентов, мы обнаружили явное противоречие: люди ищут информацию прежде всего для самообразования, саморазвития, расширения кругозора, чтобы быть в курсе происходящего, для работы и для быта, в то время как реальный реализуемый интерес связан с развлекательной и политической информацией (табл. 2).
Важнейшим показателем информационной культуры можно считать качество поступающей информации, которой располагает население: ее полезность и правдивость. Если подразделить все источники информации на «институциональные» и «неинституциональные», т.е. распространяемые через формализованные, официальные каналы (Интернет, телевидение, радио, печатные издания, учреждения и организации) и неформализованные (межличностное общение),
1 Исследование проведено в рамках поддержанного РГНФ научного проекта «Информационная культура населения Свердловской области: поселенческий и демографический аспекты» № 14-13-66013 (2014-2015 гг). В генеральную совокупность были включены жители Свердловской области от 16 до 75 лет. Объем выборочной совокупности составил 934 чел.
то можно сделать вывод, что в современную эпоху люди получают информацию в первую очередь через формализованные каналы. Среди этих каналов с позиции «полезности» на первом месте стоят книги (специальная и художественная литература) и Интернет. Литература (как художественная, так и специальная) по-прежнему остается важным каналом получения информации [11]. Это означает, что наше исследование не подтверждает мнение тех авторов, которые считают, что сегодня граждане уже ничего не читают, что книга потеряла свое значение в жизни современного человека. Отмеченный интерес к специальной литературе можно трактовать как показатель заинтересованности жителей региона в росте своей квалификации, что, в свою очередь, означает повышение уровня развития человеческого капитала.
Несомненный лидер по предоставлению полезной информации - Интернет. Вторым по важности среди институциональных источников является телевидение. Радио, как местное, так и общенациональное, оценивается населением как малополезный источник, еще менее значимой в этом контексте является информация, поступающая от органов власти, общественных организаций и иностранных СМИ.
Исследование подтвердило мнение о различном отношении граждан к местным и общенациональным информационным источникам. Местные СМИ, как телевидение, так и радио, оцениваются ими как более полезные, чем отдаленные от них общероссийские.
Нас также интересовало, как население расценивает информацию с точки зрения ее правдивости. Информация, получаемая из литературы (специаль-
ной и художественной), от родственников, в образовательных учреждениях, по местному телевидению, занимает соответственно первые четыре места в рейтинге. Пятое и шестое места приходятся на информацию от друзей и знакомых.
Если оценивать информацию по ее полезности и правдивости, то выясняется, что самой полезной и правдивой является профессиональная и художественная литература, информация от родственников, а также передаваемая по каналам местного и регионального телевидения. В целом правдивой и полезной является информация от друзей и коллег по работе. В то же время Интернет как источник информации оценивается как полезный (II ранговое место), но не очень правдивый (VII место). Стабильно малополезной и не очень правдивой признается информация от органов власти (XI место), общероссийского радио (XII), общественных и политических организаций (XIII) и поступающая из иностранных источников (XIV).
Важнейшим аспектом информационной культуры можно назвать ее восприятие на уровне эмоций. Эмоциональная реакция - одна из доминантных реакций нашего организма, от которой во многом зависит эффективность деятельности. Данные нашего исследования свидетельствуют, что преобладающим трендом можно назвать нейтральную реакцию, т.е. информация не вызывает никаких эмоций, при этом когда эмоции все же возникают, то они скорее положительные, чем отрицательные. Более всего население равнодушно к информации, поступающей через общенациональное и местное радио, печатные СМИ (газеты и журналы), мало эмоций вызывает и просмотр местного и общероссийского
о Таблица 3 - Оценка респондентами эффективности работы органов власти
® по распространению информации, %
Оценка Значение
1. Да, в высокой степени эффективна 5,7
2. Скорее эффективна, чем нет 24,8
3. Скорее неэффективна 32,5
4. Нет, совершенно неэффективна 15,0
5. Затрудняюсь ответить 22,0
Сумма: 100,0
телевидения. В то же время положительные эмоции порождает общение с родственниками, друзьями и знакомыми, чтение художественной литературы, информация от образовательных организаций. В ряду источников информации, несущих положительные эмоции, стоит, уступая названным выше, и Интернет (пятое место).
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что наиболее полезной, правдивой и вызывающей положительную эмоциональную реакцию сегодня является информация, получаемая по каналам неформального общения - от родственников, друзей и коллег; также полезной, правдивой и эмоционально положительной воспринимается профессиональная и художественная литература; полезным и эмоционально положительным источником признается Интернет; полезным и правдивым, но не порождающим особых эмоций - местное и региональное телевидение. Наименее полезны, меньше всего вызывают доверия и больше всего отрицательных эмоций иностранные источники информации, общественные и политические организации, органы власти.
Как показали результаты исследования, жители области довольно полно используют функциональные возможности компьютера и сотового телефона: более 60% опрошенных - на 60-100%; 54% респондентов хорошо используют ноутбук. В то же время имеются и резервы, важные для повышения информационной культуры. Так, только на 10-20% знают функциональные возможности телевизора 11% жителей; на таком же уровне знают о возможностях ноутбука 12% граждан; аналогичное можно сказать и о сотовом телефоне - 12,7%.
Важно обратить внимание: 58,8% жителей региона указали на то, что они «очень нуждаются» и «скорее нуждаются, чем нет» в дополнительных навыках работы с информацией, что предоставляет широкий фронт работ как для професси-
ональных компаний, так и для органов власти. Это также означает, что в настоящее время в регионе имеются значительные резервы для подъема уровня развития человеческого капитала.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Степень необходимости совершенствования культурно-информационной политики хорошо иллюстрируют ответы респондентов на следующий вопрос анкеты: «Насколько, по Вашему мнению, в современный период эффективна деятельность органов власти по контролю за распространением информации?» (табл. 3).
Большинство ответивших (47,5%) оценили деятельность органов власти как неэффективную в той или иной степени.
Предлагаемые ниже направления совершенствования региональной культурно-информационной политики представляют собой рекомендации, основанные на результатах проведенных исследований.
Первое. Следует исследовать и учитывать местные особенности при разработке стратегии культурно-информационной политики на уровне региональной власти. Население более доверяет местной власти как источнику информации, чем власти центральной, оно готово слушать и воспринимать ту информацию, которая отражает события, происходящие в ближайшей среде проживания.
Второе. Необходимо проведение информационной политики, в содержании которой большее внимание уделяется смысложизненным компонентам. В годы советской власти эту задачу технически достаточно успешно реализовала идеология марксизма-ленинизма, четко дававшая гражданам цели жизни (пусть и иллюзорные), на эту задачу работал моральный Кодекс строителя коммунизма. С утратой коммунистической идеологии
образовалась пустующая ниша, которая стихийно заполняется идеологиями, ценностями и ценностными ориентациями самого разного толка и вида.
Третье. Приоритет граждан в выборе развлекательной информации требует повышенного внимания к качеству предлагаемых развлекательных программ.
Четвертое. Следует пересмотреть политику региональных властей в отношении правдивости, достоверности распространяемой ими информации. Проживая на территории, люди могут знать точные факты, и в случае искажения информации, которую предоставляют органы власти, они склонны к формированию негативного стереотипа и его устойчивому использованию при оценке любой исходящей от власти информации. Также недопустимы полуправда, частичное освещение событий. В случае наличия разных точек зрения необходимо представлять в СМИ все позиции, а не только избранные. Особого внимания требует эмоциональная подача информации. Здоровое общество выбирает позитивные, радостные, оптимистические эмоции, больное - негативные, отрицательные, печальные, ужасающие.
Пятое. Следует обратить внимание на роль книги как источника информации.
Шестое. Высокий интерес к политической информации должен быть доведен до уровня ее воплощения в формы гражданской активности. Информационная культура реализуется в различных видах, развиваясь от фазы «просто информирован» до фазы «активно действую». В нашей стране высокая информированность основной массы граждан не переходит в фазу конкретных действий - граждане мало участвуют в жизнедеятельности поселений, не ходят на выборы, не включены в работу общественных и политических организаций и объединений. Уровень гражданской активности, развития гражданского общества является показателем демократического устройства страны.
Седьмое. Следует обратить внимание на ликвидацию объективных трудностей, возникающих при использовании информационных источников, продолжать политику по обучению населения, информированию о функциональных возможностях технических устройств, широко используемых в повседневной жизнедеятельности жителей области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в научном изучении информационной политики достаточно много спорных тем и вопросов, а ее воплощение наталкивается на многочисленные препятствия [10]. Предложенные рекомендации могут быть приняты к сведению, но их реализация зависит от решения ряда фундаментальных проблем, которые сегодня испытывает культурно-информационная сфера. Эти проблемы многочисленны и хорошо известны. Прежде всего это касается финансирования. Понимая
и признавая всю сложность экономической ситуации, все же еще раз подчеркнем, что в любом обществе, на любом историческом этапе развития социокультурный компонент является фундаментальным, базовым, его неразвитость приводит к краху даже самой передовой экономической политики. Проведение эффективной культурно-информационной политики является важнейшим условием для подъема уровня развития человеческого капитала в регионе, роста его экономики, общества в целом.
■о я
H
а m Я
Источники
1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
2. Еляков А.Д. Дефицит и избыток информации в современном социуме. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/03/11/1214896871/ Elyakov_11.pdf.
3. Иконникова Н.С. История культурологических теорий. 2-е изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2005.
4. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996.
5. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.
6. Кальченко Ю.В., Коурова С.И. Развитие информационной культуры. URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/2695.pdf.
7. Коган Л.Н. Культура в социалистическом образе жизни // Культура и социалистический образ жизни. Свердловск, 1980.
8. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1993.
9. Нархова Е.Н., Чегодаева Т.А., Дорофеева Е.В., Южакова Н.О. Социология культуры и студенческого досуга. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2013.
10. Сергеев М. Как преодолеть цифровое неравенство. URL: http:// www.politcom.ru/740.html.
11. Студенчество начала XXI века: ценностные ориентации и повседневные практики / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2012.
12. Тоффлер О. Третья волна // США - экономика, политика, идеология. 1982. № 7-11. С. 231-287.
13. Хангельдиева И.Г. Культурная политика. URL: http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01302:article.
14. Хрущев О.В. Информационная культура профсоюзных работников в современных условиях: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2009.
15. Черносвитов П.Ю. Закон сохранения информации и его проявления в культуре. М.: Либроком, 2009.
16. Шапко В.Т. Актуальная культура: парадоксы обновления // Советская культура и развитие человека. Пермь, 1991.
17. Kroeber A., Kluckhohn Cl. Culture. A Critical Review of Concept and Definition. N. Y., 1952.
References
1. Bell D. Sotsial'nye ramki informatsionnogo obshchestva [The Social Framework of the Information Society]. In: Novaya tekhnokraticheskaya volna na Zapade [The new technocratic wave in the West]. Moscow, 1986.
2. Yelyakov A.D. Defitsit i izbytok informatsii v sovremennom sotsiume [Deficiency and excess of information in modern society]. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/03/11/1214896871/Elyakov_11.pdf.
3. Ikonnikova N.S. Istoriya kul'turologicheskikh teoriy. 2-e izd, pererab. i dop. [The history of culturological theories. 2nd ed., revised and updated]. St Petersburg, Piter Publ., 2005.
4. lonin L.G. Sotsiologiya kul'tury [Sociology of culture]. Moscow, Logos, 1996.
5. Kagan M.S. Filosofiya kul'tury [Philosophy of culture]. St Petersburg, TOO TK «Petropolis» Publ., 1996.
6. Kal'chenko Yu.V., Kourova S.I. Razvitie informatsionnoy kul'tury [Development of informational culture]. Available at: http://www.rae.ru/ forum2012/pdf/2695.pdf.
7. Kogan L.N. Kul'tura v sotsialisticheskom obraze zhizni [Culture in a socialist way of life]. In: Kul'tura i sotsialisticheskiy obraz zhizni [Culture and a socialist way of life]. Sverdlovsk, 1980.
8. Kogan L.N. Teoriya kul'tury [The theory of culture]. Yekaterinburg, USUE Publ., 1993.
9. Narkhova Ye.N., Chegodaeva T.A., Dorofeeva Ye.V., Yuzhakova N.O. Sotsiologiya kul'tury i studencheskogo dosuga [Sociology of culture and students' leisure time]. Yekaterinburg, UrFU Publ., 2013.
10. Sergeev M. Kak preodolet' tsifrovoe neravenstvo [How to overcome digital inequality]. Available at: http://www.politcom.ru/740.html.
11. Vishnevskiy Yu.R. (ed.) Studenchestvo nachala XXI veka: tsennostnye orientatsii i povsednevnye praktiki [Student society of the early 21 century: value orientations and everyday practices]. Yekaterinburg, UrFU Publ., 2012.
12. Toffler O. Tret'ya volna [The third wave]. SShA - ekonomika, poli-tika, ideologiya - The USA: Economy. Policy. Ideology, 1982, no. 7-11, pp. 231-287.
13. Khangel'dieva I.G. Kul'turnaya politika [Cultural policy]. Available at: http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01302:article.
14. Khrushchev O.V. Informatsionnaya kul'tura profsoyuznykh rabot-nikov v sovremennykh usloviyakh: sotsiologicheskiy analiz: avtoref. dis. kand. sotsiol. nauk [Informational culture of trade unions' employees in modern conditions: sociological analysis. Abstract of Cand. soc. sci. diss.]. Yekaterinburg, 2009.
15. Chernosvitov P.Yu. Zakon sokhraneniya informatsii i ego proyavle-niya vkul'ture [The law of conservation of information and its manifestations in culture]. Moscow, Librokom Publ., 2009.
16. Shapko V.T. Aktual'naya kul'tura: paradoksy obnovleniya [Topical culture: paradoxes of renovation]. In: Sovetskaya kul'tura i razvitie chelove-ka [Soviet culture and human development]. Perm1, 1991.
17. Kroeber A., Kluckhohn Cl. Culture. A Critical Review of Concept and Definition. N. Y., 1952.