Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ГЕРМАНИИ И НАМИБИИ: ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОЛОНИАЛИЗМА'

КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ГЕРМАНИИ И НАМИБИИ: ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОЛОНИАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
248
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / НАМИБИЯ / КОЛОНИАЛИЗМ / АНТИКОЛОНИАЛИЗМ / ГЕРЕРО / НАМА / ГЕНОЦИД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ивкина Н. В.

Эволюция германского колониализма изучается на примере Юго-Западной Африки (территория современной Намибии), также рассматривается современное состояние германо-намибийских отношений в указанной области. Предпринимается попытка ответить на вопрос о готовности Германии признать «моральную ответственность» за геноцид гереро и нама в Намибии в колониальный период. Анализируются этапы становления и развития германского колониализма, оцениваются последствия для современных германо-намибийский отношений. С учётом того, что Германия оказалась страной, которая одной из последних стала метрополией, ей пришлось столкнуться не только с внутренними проблемами, наблюдающимися в колониях, но и с сопротивлением Франции и Великобритании, справедливо претендующих на лидирующие позиции на африканском континенте. Новизной исследования является оценка усилий европейской страны по нивелированию последствий колониального периода. Теоретической базой исследования являются концепции неоколониализма и антиколониализма, приводятся основные сторонники того и другого концептуального направления, даётся анализ их сопряжения во внешнеполитическом курсе современной Германии. На фоне исследования истории германского колониализма и причинно-следственных связей отказа от официального признания геноцида гереро и нама выявляются аргументы, говорящие в пользу антиколониальной или неоколониалистской концепций. Катализатором анализа является культурно-гуманитарная сфера в силу того, что она деидеологизирована и без второстепенных переменных поддаётся оценке. Именно немецкий взгляд на колониальную и антиколониалистскую концепции может помочь найти баланс между диаметрально противоположными, казалось бы, подходами к постколониальному периоду в истории Африки. Делается вывод, что культурно-гуманитарная политика Германии в отношении Юго-Западной Африки и, впоследствии, Намибии является примером размежевания дихотомических противоречий между желанием страны сохранить своё влияние на бывшие колонии и необходимостью помогать некогда порабощённым странам. Интерес представляет также внутриполитический дискурс в Германии, политические партии которой неоднозначно оценивают необходимость оказания культурно-гуманитарной помощи Намибии, а также признания геноцида гереро и нама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND HUMANITARIAN RELATIONS BETWEEN GERMANY AND NAMIBIA: EXPERIENCE OF COLONIALISM OVERCOMING

The article is devoted to the study of the evolution of German colonialism on the example of South-West Africa (the territory of modern Namibia), as well as the current state of German-Namibian relations in this area. An attempt is made to answer the question of Germany’s readiness to recognize “moral responsibility” for the genocide of the Herero and Nama in Namibia during the colonial period. The stages of the formation and development of German colonialism are analyzed, the consequences for modern German-Namibian relations are estimated. Taking into account the fact that Germany turned out to be one of the last countries to become a metropolis, it had to face not only the internal problems observed in the colonies, but also the resistance of France and Great Britain, who rightly claim leading positions on the African continent. The novelty of the study is the assessment of the efforts of a European country to neutralize the consequences of the colonial period. The theoretical basis of the research is the concepts of neocolonialism and anti-colonialism, the main supporters of both conceptual directions are given, the analysis of their conjugation in the foreign policy course of modern Germany is given. Against the background of the study of the history of German colonialism and the cause-and-effect relationships of the refusal of official recognition of the Herero and Nama genocide, the arguments in favor of anti-colonial or neocolonialist concepts are revealed. The cultural and humanitarian sphere is the catalyst of the analysis due to the fact that it is de-ideologized and can be evaluated without secondary variables. It is the German view of the colonial and anti-colonial concepts that can help to find a balance between diametrically opposite approaches to the post-colonial period in the history of Africa. The author comes to the conclusion that the cultural and humanitarian policy of Germany in relation to South-West Africa and subsequently Namibia is an example of the dichotomous contradictions between the country's desire to maintain its influence on the former colonies and the need to help the once enslaved countries. Also of interest is the internal political discourse in Germany, whose political parties ambiguously assess the need to provide cultural and humanitarian assistance to Namibia, as well as the recognition of the Herero and Nama genocide.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ГЕРМАНИИ И НАМИБИИ: ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОЛОНИАЛИЗМА»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 1 (33). С. 171-181. УДК 327

Б01 10.24147/2312-1300.2022.9(1).171-181

Н. В. Ивкина

КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ГЕРМАНИИ И НАМИБИИ: ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОЛОНИАЛИЗМА

Эволюция германского колониализма изучается на примере Юго-Западной Африки (территория современной Намибии), также рассматривается современное состояние германо-намибийских отношений в указанной области. Предпринимается попытка ответить на вопрос о готовности Германии признать «моральную ответственность» за геноцид гереро и нама в Намибии в колониальный период. Анализируются этапы становления и развития германского колониализма, оцениваются последствия для современных германо-намибийский отношений. С учётом того, что Германия оказалась страной, которая одной из последних стала метрополией, ей пришлось столкнуться не только с внутренними проблемами, наблюдающимися в колониях, но и с сопротивлением Франции и Великобритании, справедливо претендующих на лидирующие позиции на африканском континенте. Новизной исследования является оценка усилий европейской страны по нивелированию последствий колониального периода. Теоретической базой исследования являются концепции неоколониализма и антиколониализма, приводятся основные сторонники того и другого концептуального направления, даётся анализ их сопряжения во внешнеполитическом курсе современной Германии. На фоне исследования истории германского колониализма и причинно-следственных связей отказа от официального признания геноцида гереро и нама выявляются аргументы, говорящие в пользу антиколониальной или неоколониалистской концепций. Катализатором анализа является культурно-гуманитарная сфера в силу того, что она деидеологизирована и без второстепенных переменных поддаётся оценке. Именно немецкий взгляд на колониальную и антиколониалистскую концепции может помочь найти баланс между диаметрально противоположными, казалось бы, подходами к постколониальному периоду в истории Африки. Делается вывод, что культурно-гуманитарная политика Германии в отношении Юго-Западной Африки и, впоследствии, Намибии является примером размежевания дихотомических противоречий между желанием страны сохранить своё влияние на бывшие колонии и необходимостью помогать некогда порабощённым странам. Интерес представляет также внутриполитический дискурс в Германии, политические партии которой неоднозначно оценивают необходимость оказания культурно-гуманитарной помощи Намибии, а также признания геноцида гереро и нама.

Ключевые слова: Германия; Намибия; колониализм; антиколониализм; гереро; нама; геноцид.

Период европейского колониализма в Африке является одним из самых острых и проблемных. В рамках его изучения сталкиваются две парадигмально противоположные тенденции - антиколониальная и неоколониалистская. В основе идейно-теоретических различий лежит отношение к последствиям колониализма.

Большинство африканских и ограниченный круг европейских учёных придерживаются мнения, что колониализм с его эксплуататорской жестокостью был и остаётся главным «тормозом» развития Африки, а также причиной, по которой страны до сих пор остаются под влиянием бывших метрополий.

Современным воплощением идей данной группы учёных является феномен «нового типа колониализма» и изучение процесса использования африканских ресурсов европейскими странами. Более узкая группа исследователей склонна к апологетической концепции, основанной на оправдании деятельности колонизаторов. В основе их идеи лежит предположение, что именно колониальный захват африканских земель способствовал развитию местных племён, окультуриванию и приспособлению людей к жизни. Кроме того, выдвинута гипотеза, что без европейского вмешательства африканские народы не достигли бы современного уровня развития.

Теоретическая база исследования

Теоретической базой исследования концепции антиколониализма являются классические доктрины западных «буржуазных» представлений (в том числе производные от либерально-идеалистической парадигмы). Например, активно происходит поиск подмены понятия, и вместо «колонизации» активно внедряют термин «колониализм», который и выдают за семантическое оправдание господства европейских стран над африканскими. Также отличительной чертой данной точки зрения является нежелание отводить особое место рассматриваемой эпохе в истории Африки (доминирование тезиса о том, что последствия колониализма слишком преувеличены по сравнению с внутренними процессами, происходящими в Африке: конфликты, миграция и др.). Эта идея актуальна как для европейских, так и для африканских исследователей. Здесь можно выделить работы А. Кагаме [1], А. Аджайи [2], Т. Тамуно [3] и др.

Идейно-теоретической базой противников оправдания колониализма являются неомарксистские взгляды на эксплуататорскую природу действий европейских стран. Колониализм рассматривается как соотношение экономического базиса и политико-идеологической надстройки. В частности, действия колонизаторов оцениваются в рамках системы как внешний фактор, приведший в результате к экономической зависимости африканских стран от европейских, а также определивший военно-политические изменения в системе отношений между африканскими народами. Сторонниками таких взглядов является широкий пул экспертов, в том числе Э. Атиено-Одхиамбо [4], Л. Ганн [5], М. Мбоджа [6] и др.

Чаще всего вышеописанные концепции изучаются сквозь призму деятельности Франции и Великобритании в Африке. Это обусловлено тем, что эти две страны были самыми мощными метрополиями и имели наибольшие колониальные территории на континенте. В меньшей степени представлены исследования колониальной политики Германии в Африке. Это обусловлено тем, что более поздние события, связанные с нацизмом и Второй мировой войной, вытесняют анализ политики в период Кайзеровской

Германии. Недостаток проработки этой проблемы приводит к непониманию современного этапа отношений Германии со странами Африки в различных сферах.

При этом стоит отметить, что если большинство французских и британских учёных в своих исследованиях придерживаются антиколониальной концепции, то с немецкой стороной всё не так однозначно. Германский колониализм в Юго-Западной Африке (территория нынешней Намибии), начавшийся в 1814 г., сопровождался геноцидом отдельных народов, проживающих в данном регионе. Внутри научного и политического истеблишмента давно идут дискуссии относительно того, насколько существенным является урон, который был нанесён коренным намибийским народам в колониальный период.

Для ответа на ключевой исследовательский вопрос: готова ли Германия к признанию «моральной ответственности» за геноцид народов гереро и нама и как это влияет на африканский вектор внешней политики страны? - необходимо на первом этапе проанализировать исторические особенности германского колониализма и проблему его признания, на втором - оценить современное состояние германо-намибийских отношений. В качестве предмета исследования выбрана гуманитарная сфера сотрудничества Германии и Намибии на современном этапе. После политического аспекта [7], эта область является наиболее сложной компонентой в силу того, что именно в её рамках даётся оценка признания или отказа от признания «моральной ответственности» за геноцид народов гереро и нама. Так, немецкие исследователи Дж. Штайнмец и Дж. Хелл рассматривают деколонизацию не с экономической или политической точек зрения, а преимущественно с гуманитарной - как «процесс освобождения умов, языков и сохранение самого существования народов» [8, р. 179]. Именно немецкий взгляд на колониальную и антиколо-ниалисткую концепции может помочь найти баланс между диаметрально противоположными, казалось бы, подходами к постколониальному периоду в истории Африки.

История германского колониализма

История германского колониализма восходит к началу XIX в., к периоду, когда

британское правительство делегировало германскому миссионеру Генриху фон Шмелену работать с кочевыми племенами в Юго-Западной Африке. Вместо помощи британской стороне Шмелен работал на Берлин и помогал германским торговым миссионерам1. В результате в период с 1840 по 1867 г. на территории Намаленда и Дамараленда, где проживали племена нама и дама, появились германские миссионерские общества, самое крупное из которых - Рейнское миссионерское общество - стало одним из основных инструментов регулирования политики Германии в колониях - Юго-Западной Африке (современная Намибия), Камеруне, Того, Восточной Африке (сегодня эти территории принадлежат Танзании, Бурунди и Руанде). Согласно архивным документам, основной задачей миссии была не духовная, а торговая: «торговые сделки с коренными народами заключались повсеместно, практически на каждой станции был склад с европейскими продуктами, которые обменивались на товары из районов миссии. Многие миссионеры занимались незаконной торговлей для удовлетворения личных потребностей»2.

Уникальность первой миссии, как и всего колониального периода Германии в Африке, заключалась в том, что она запоздала по сравнению с другими метрополиями и была относительно кратка, а также в том, что, в отличие от Великих держав - Англии, Франции, Испании, Португалии, - во второй половине Х1Х в. Германия была разделена на множество отдельных государств, собранные затем Отто фон Бисмарком немецкие земли представляли из себя хрупкое равновесие. Именно поэтому Бисмарк был против того, чтобы Германия вмешивалась в борьбу за колонии, тем более что большинство из них уже были распределены.

В своих выступлениях в Рейхстаге Бисмарк подчёркивал, что не хочет в случае конфликта с Францией и Великобританией тратить силы и бюджет страны на защиту заморских территорий. Наиболее полно Бисмарк изложил значение своей колониальной политики в одном из интервью немецкому исследователю проблем африканских колоний Евгению Вольфу: «Ваша карта Африки красива, но моя карта Африки находится в Европе. Здесь лежит Россия, Франция и мы

в центре - это моя карта Африки»3. Это значит, что он рассматривал колониальную политику исключительно как подспорье для развития европейского вектора внешней политики Германии.

Политика Бисмарка в отношении колоний изменилась лишь в 1884 г. По мнению ряда исследователей, это связано с тем, что он хотел поддержать Национал-либеральную партию Германии на выборах в Рейхстаг, которая ратовала за расширение колониальных владений страны, а также гамбургских и бременских торговцев, которые уже имели плантации в Африке и требовали защиты своих владений [9].

Так же как и в случае с более мощными метрополиями, Германия преследовала цели по обеспечению экономики новыми источниками сырья, новыми рынками для промышленных товаров и дешёвой рабочей силой [10]. Но в отличие от британских и французских колоний, немецкие не были такими прибыльными. При этом современные исследователи нашли доказательства жестокого обращения колонизаторов с коренным африканским населением, проживающим на территории колонии. П. Рорбах пишет, что «само решение колонизировать Юго-Западную Африку не могло означать ничего иного, кроме как проведение политики изгнания племён со своих земель ради того, чтобы белый человек мог пасти там свой скот. Были созданы все условия для превращения южноафриканских аборигенов в рабочий класс, находящийся на службе у немцев» [11, 8. 268].

Применялись различные методы эксплуатации: незаконная конфискация скота, морение голодом и др. Всё это стало причинами восстания гереро в 1904 г. Кроме того, к факторам, спровоцировавшим восстание, можно отнести физические наказания за неповиновение колонистам. По данным архивных документов, изученных португальским исследователем Дж. Саркиным, телесные наказания, которым колонисты подвергали туземцев, к началу ХХ в. стали обычным явлением. Гереро и нама не приходилось рассчитывать и на правосудие. Так, в 19031904 гг. было вынесено 340 приговоров по применению жестоких телесных наказаний, и эта цифра постоянно увеличивалась [12, р. 105-106]. Согласно письму вождя гереро

Самуэля Магареро к вождю нама, «немцы регулярно и произвольно убивали людей ге-реро и нама, насиловали женщин, а суды не давали никакой защиты» [13, р. 9-10]. В доказательство данного тезиса следует привести статистические данные истребления народов гереро и нама (табл. 1).

Таблица 1

Истребление народов гереро и нама

Этнос 1876 1903 1911

Гереро 85 000 80 000 15 130

Нама 18 350 20 000 9 781

Примечание. Сост. по: Report of the natives of South-West Africa and their treatment by Germany. P. 4-16; Die deutschen Schutzgebiete in Afrika und der Südsee: amtliche Jahresberichte / hrsg. vom Reichs-Kolonialamt. - Berlin : Mittler., 1912. S. 8-16.

Если в Германской Восточной Африке основную роль играли не экономические интересы, а мысли о «великой колониальной державе», а колониальный агитатор Карл Пе-терс хотел создать цивилизованную территорию «полностью ему по душе» [14], то в Юго-Западной Африке немецкие представители работали более грубо и агрессивно. Хотя одновременно с жестоким обращением с местным населением немцы взяли на себя «цивилизаторскую миссию» по возвышению менее цивилизованных народов, давая им образование, основы религии. В колонии отправили полицейских и чиновников, которые контролировали постройку школ, церквей и культурных учреждений. Также в Юго-Западную Африку постоянно прибывали миссионеры, которые хотели через привитие христианской миссии «цивилизировать» коренное население. Одновременно с этим они защищали людей от насильственных действий со стороны колониальной администрации4.

Уже здесь видно столкновение колониальной и антиколониалистской концепций в контексте германской политики в Африке. С одной стороны, немецкие колонисты, безусловно, применяли жестокие методы в отношении коренного населения африканских территорий, с другой, оказывали гуманитарную помощь и строили инфраструктуру для развития местных жителей, в этом и была их просветительская миссия.

Проблема признания геноцида народов гереро и нама

Вопрос трактовки жестокого обращения немцев с населением Германской Юго-Западной Африки остаётся открытым. Большинство исследователей рассматривают это как геноцид (преднамеренное уничтожение группы людей) и как серьёзное посягательство на основополагающее право человека -право на жизнь, и подтверждают, что это право нарушали немецкие колонисты, истребляя гереро и нама [15, р. 1097]. На официальном уровне эта трактовка была закреплена в ООН, когда вышел «Пересмотренный и обновлённый доклад по вопросу о предупреждении преступления геноцида и наказания за него». Автор доклада Б. Уитакер подчёркивает в нём, что «германские силы во главе с генералом фон Трота убили три четверти гереро»5.

Что касается самой Германии, то на официальном уровне геноцид является одной из самых дискуссионных проблем в политическом и научном дискурсах и является официально не признанным. Во-первых, это связано с тем, что признание влечёт за собой необходимость возмещения ущерба, т. е. выплаты репараций. А учитывая последующие страницы немецкой истории, это может создать прецедент, и другие страны, пострадавшие уже от фашистской Германии, также потребуют совершения подобных актов. Во-вторых, причиной затягивания признания является дилемма, с кем вести переговоры: с потомками гереро и нама или с официальным правительством Намибии. Согласно нормам международного права официальной стороной должно быть суверенное государство, но есть понимание того, что цели у правительственных сил и самих гереро и нама могут отличаться. Например, выделяемые Германией деньги часто «утекают» на север страны, в район, где проживают преимущественно овамбо6, многочисленная этническая группа Намибии, поэтому гереро не доверяют правительству в вопросе распределения средств.

Что касается официальной позиции Бундестага Германии, то она эволюционировала с 1991 г., когда этот вопрос встал на повестку дня объединённого государства. Германия регулярно оказывает Намибии финан-

совую помощь в целях развития, одну из самых больших среди африканских стран. В 2004 г. министр развития Германии Хайде-мари Вичорек-Цойль посетила Намибию, обещала очередной транш на сумму 20 млн евро и выступила с речью, в которой впервые на официальном уровне прозвучало слово «геноцид»7. Чуть позже в интервью немецкому изданию Süddeutsche Zeitung она заявила, что это была её личная ответственность, не согласованная с официальным правительством . Таким образом, это не может трактоваться как официальное признание геноцида.

Учитывая, что с начала 1990-х гг., когда объединённая Германия начала развивать отношения с суверенными странами, в Намибию инвестировали гораздо больше, чем в другие африканские страны, то вопрос признания геноцида лежит не в финансовой плоскости и не в плоскости отказа от выплаты репараций. Это, с одной стороны, политическая проблема, которая может ударить по имиджу Германии, и без того подпорченному Первой и Второй мировыми войнами, а с другой, культурно-гуманитарная проблема, способная существенным образом повлиять на германо-африканские отношения.

Особенности культурно-гуманитарного сотрудничества Германии и Намибии на современном этапе

Прежде чем приступить к анализу современного состояния отношений Германии и Намибии и оценке опыта признания ошибок, необходимо отметить, что помимо экономической и физической эксплуатации в ходе колониальной оккупации немцы вывозили с территории колоний предметы куль-

Проблема признания геноцида героро и нама также активно обсуждается немецкими партиями. С 2015 г. наблюдается полемика в немецком парламенте среди партий «Левые», ХДС/ХСС, СДПГ и «Зелёные». 17 марта 2015 г. партия «Левые» представила на рассмотрение Бундестагу проект 18/5407 «О примирении с Намибией, почтении памяти и принесении извинений за геноцид гере-ро и нама в бывшей немецкой колонии в Юго-Западной Африке»9. Представители партий отреагировали на это по-разному (табл. 2).

тов, а также человеческие останки - многие из них хранятся в антропологических коллекциях и музеях, а также исследовательских учреждениях, которые изучают данный период. Точного количества вывезенных культурных ценностей назвать никто не может.

По мнению сторонников концепции колониализма, экспонирование в музеях человеческих останков колониального периода нарушает морально-этические нормы. Эти дискуссии не являются порождением исключительно немецкого взгляда на проблему: подобный дискурс проводится во многих странах Глобального Севера, не говоря уже о Глобальном Юге. Они являются с политической точки зрения следствием распада колониальных империй с середины ХХ в. и превалированием теории постколониализма [16].

Как утверждают сторонники теории постколониализма, преодоление культурной составляющей последствий колониализма является самой серьёзной проблемой в отношениях между европейскими и африканскими странами [17]. На сегодняшний день

Таблица 2

Отношение к признанию геноцида гереро и нама ключевыми политическими партиями ФРГ на голосовании в Бундестаге 17 марта 2015 г.

Показатель Партии

ХДС/ХСС СДПГ «Левые» «Зелёные»

Готовность признать геноцид Нет Нет Да Нет

Политика в отношении Намибии, гереро и нама Оказывать экономическую помощь, не поднимать вопрос в Бундестаге Продолжать вести диалог, оказывать помощь Признание геноцида и возмещение ущерба Возможность признания есть, но при условии согласия всей правящей коалиции

Голосование по проекту Против Против За Воздержались

именно проблема геноцида гереро и нама, в рамках преодоления последствий колониального прошлого, представляется для Германии наиболее серьёзной в силу того, что она популяризирована в СМИ и на высоком политическом уровне. Германия обвиняется в том, что, помимо физического уничтожения народов Намибии, она оказывала угнетающее влияние на социокультурную составляющую жизни людей. Рафаэль Лемкин, которого считают архитектором современной концепции геноцида [15, р. 1097], отмечает, что, помимо классических сфер (политической, экономической, социальной), геноцид гереро и нама был направлен на ликвидацию идентичности намибийских народов [18, р. 57-58]. Речь идёт об уничтожении языков и этнических особенностей.

Вопрос готовности Германии выплачивать компенсацию Намибии за культурно-гуманитарную эксплуатацию в колониальный период остаётся открытым. Лучше всего её выразил Комиссар Федерального Правительства Германии по Намибии Рупрехт По-ленц: «сейчас мы говорим уже не о тех людях, по отношению к которым применялись жестокие формы притеснения, мы говорим с поколением правнуков или даже праправнуков. Рассмотрение преступлений немецких войск в колониальную эпоху является политическим и моральным вопросом, а не юри-дическим»10. Именно в русле моральной и этической компенсации идёт работа по налаживанию культурных контактов между Германией и Намибией.

С начала 1990-х гг. Германия предпринимает попытки загладить «моральную вину» перед Намибией через инициативы по восстановлению языкового многообразия, а также через содействие в области социального прогресса. В 1991 г. было заключено культурно-гуманитарное соглашение о сотрудничестве в области науки, о содействии в продвижении языков, о помощи в развитии кино, литературы и спорта11. Для поддержания инициатив, открытых соглашением, был создан Намибийско-немецкий Фонд культурного сотрудничества (КаБ8). Однако здесь можно усмотреть не столько желание Германии помочь в сохранении коренных языков (таких как диалект ошивамбо, языки банту и др.), сколько необходимость добиться уве-

личения распространения немецкого языка. Опасение вызвано тем, что за последнее время число говорящих на языке бывших колонизаторов заметно упало. Так, в 2001 г., согласно переписи населения, немецкий знала 1,1 % населения, а в 2011 г. - уже 0,9 %12. Это предположение нашло подтверждение, когда в 2016 г. все проекты Фонда были переданы открытому в Намибии Гёте-Институту, который призван популяризировать курсы немецкого языка и немецкую культуру.

Определённый шаг в сторону извинения за культурное угнетение народов Намибии был сделан, когда артефакты, захваченные Кайзеровской Германией в период колониализма, стали выставляться в немецких музеях наравне с экспонатами, имеющими историческую ценность. Ассоциация музеев Германии приняла решение пересмотреть отношение к колониальному прошлому страны и предоставить возможность всем желающим узнать больше об объектах, захваченных у племён, а также получить информацию об условиях их добычи колонистами. Причём речь идёт не об архивном доступе, а о полном цифровом описании музейных коллекций, чтобы люди могли узнать о культурных ценностях и получить к ним удалённый доступ13.

Однако ряд европейских экспертов, которых поддерживает намибийская диаспора в Германии, считают недостаточными меры по информированию населения о колониальном прошлом. Французские исследователи Бенедикт Савойя и Фелвин Сарр в 2018 г. выпустили доклад «О реституции африканского культурного наследия. Новая этика отношений», в котором содержится призыв к европейским странам вернуть все значимые артефакты обратно в бывшие африканские колонии14. Франция сразу прислушалась к рекомендациям и вернула в Бенин ряд культурных ценностей, Германия делала это и раньше. С 2011 г. она трижды передавала правительству Намибии останки жертв, которые хранились в музеях нескольких немецких городов. После публикации доклада Савойи и Сарра состоялась очередная передача черепов.

Германия предлагает Намибии ряд инициатив по улучшению образовательной политики страны. Так же как и в других африканских странах, начальная и средняя школа

здесь остаются проблемными вопросами. По данным статистических агентств, расходы на образование в Намибии являются одними из самых высоких в мире, в 2016-2018 гг. страна была на седьмом месте по объёму затраченных на эту сферу средств . Как и стоило ожидать, весомая часть немецких инвестиций идёт на поддержание такого высокого уровня финансирования. Отсутствие весомых результатов в этой области связано с недостатком квалифицированных кадров, проблемами инфраструктурного и логистического характера, высоким уровнем бедности в стране.

Есть поддержка и в сфере высшего образования. Основной упор делается на привлечение учёных двух намибийских университетов к проектам, разрабатываемым в немецких вузах. В 2004 г. Институт ядерной физики им. Макса Планка совместно с Университетом Намибии UNAM запустил эксплуатацию телескопа HESS для исследования высокоэнергетических космических лучей в центральной части Намибии. Также сотрудничество активно развивается со вторым по величине высшим учебным заведением - Политехническим институтом - путём направления лекторов через партнёрские отношения16. Также немецкая служба академических обменов DAAD разрабатывает стипендиальные программы для намибийских студентов.

В отличие от Франции и Великобритании, в Германии постколониальные инициативы есть не только у правительства страны, но и у отдельных городов. Они связаны, например, с переименованием улиц, установкой памятников. Так, по инициативе Ганзейского Союза в 2014 г. в Гамбургском Университете появилась целая сеть проектов «Гамбургское (пост)колониальное наследие / Гамбург и ранняя глобализация»17. Особое внимание уделяется именно вопросам культурно-гуманитарного наследия колониализма, поднимается такой важный вопрос, как возвращение культурных ценностей ряда колонизированных народов: «многие европейские музеи отказываются вернуть бенинские бронзовые изделия, хотя сами их и не выставляют, а включают только в каталогизированные журналы, что противоречит нормам этики и морали, ведь люди должны видеть искусство своих предков»18.

Отказ от возвращения вывозимых в колониальный период ценностей является важным вопросом в концепции колониализма. Это объясняет высокую самооценку действий европейских метрополий в отношении с африканскими странами на современном этапе. Считается, что вывезенные культурные ценности являются собственностью метрополий в силу того, что в тот момент они контролировали колониальные африканские территории.

Также в рамках проекта проводятся исследования, посвящённые исторической памяти германского колониального прошлого в Юго-Западной Африке, а также проблемам, не затрагиваемым в научных исследованиях, а именно эксплуатации окружающей среды и ресурсным конфликтам. Авторы проекта нашли убедительные доказательства, что процесс глобализации перенёс в постколониальный мир экологические проблемы, ускоряющие насильственные процессы, потому что создают их на Глобальном Севере, а затрагивают напрямую они Глобальный Юг.

Проект ведущего в Германии специалиста по колониальному и постколониальному периоду в истории страны, Юргена Цимме-рера, под названием «Изменение климата, экологическое наследие и геноцид: новая концептуальная парадигма (СЫСС8)» собрал мультидисциплинарную команду экспертов по гуманитарным (история, политология, право, филология) и естественным (биология, химия, экономика) наукам для оценки возможностей преодоления последствий техногенной катастрофы в Африке по причине эксплуатации стран Запада и разработки сценариев, которые позволят добиться устойчивой адаптации африканских стран к современным экологическим вызовам и угрозам.

Заключение

Исходя из проведённого анализа, можно говорить о том, что на современном этапе отношение Германии к колониальному прошлому является двояким. С одной стороны, нельзя не признать ошибки прошлого, связанного с геноцидом народов Намибии в колониальный период, с другой, официальное признание повлечёт за собой глубокие политические и имиджевые последствия для страны. Но именно из-за такой сложной си-

туации можно говорить о столкновении концепций неоколониализма и антиколониализма во внешнеполитическом курсе Германии в отношении Намибии.

При этом стоит отметить, что в пользу антиколониалистской концепции в исторической ретроспективе говорят такие факты, как содействие гуманитарному развитию народов Намибии, попытки реализации начальных образовательных инициатив, строительство инфраструктуры. На современном этапе за данную концепцию говорят попытки отдельных политических сил (представителей истеблишмента, а также партий) призвать правительство к официальному признанию геноцида и выплате репараций непосредственно гереро и нама.

Кроме того, Германия представила новую трактовку понятия «цивилизационной миссии» страны в постколониальный период. При демонстрации в музеях объектов эпохи колониализма акцент делается не на достижениях немецких колонистов или формально-правовом вопросе присвоения отдельных объектов, а на популяризации исследований (исторических, археологических, культурно-гуманитарных) колониальной экспансии. Также в копилку антиколониалистского взгляда стоит отметить усилия немецких специалистов, работающих над проектами по содействию возвращения культурных ценностей в Африку.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Report on the Natives of South-West Africa and Their Treatment by Germany. Prepared in the Administrator's Office, Windhuk, South-West Africa, January 1918. - URL: https://ufdc.ufl.edu /UF00072665/00001/ (дата обращения: 05.08.2021).

2 Archiv der Rheinischen Missionsgesellschaft. 1799-1970 (Anlage). - URL: https://archivfuehrer-kolonialzeit.de/archiv-der-rheinischen-missionsgesellschaft (дата обращения: 5.08.2021).

3 Bismarck O. Gesammelte Werke - Neue Friedrichsruher Ausgabe. Abteilung III : 1871-1898. Schriften, Band 8 : 1888-1890. - Paderborn ; München ; Wien ; Zürich : Brill, 2008. - S. 646.

4 Hilt K. Deutsche Kolonien // Planet Wissen. -09.04.2020. - URL: https://www.planet-wissen.de /geschichte/deutsche_geschichte/deutsche_kolonien /index.html (дата обращения: 13.07.2021).

5 Whitaker B. Revised and updated report on the question of the prevention and punishment of the crime of genocide // UN Digital Library. - URL:

https://digitallibrary.un.org/record/108352?ln=en (дата обращения: 13.07.2021).

6 Mit wem sprechen, ein Jahrhundert nach dem Genozid? // Zeit Online. - URL: https://www.zeit.de /politik/ausland/2016-11/voelkermord-herero-namibia-deutschland-verhandlungen/seite-2 (дата обращения: 15.07.2021).

7 Rede von Bundesministerin für wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung, Heidemarie Wieczorek-Zeul bei den Gedenkfeierlichkeiten zum 100. Jahrestag der Herero-Aufstände, 14. August 2004 in Namibia. - URL: http://www.baerfilm.de /PDF/RedeWieczorek-ZeulNamibia.pdf (дата обращения: 13.07.2021).

8 Dieser Schritt ist unvermeidlich // Süddeutsche Zeitung. - 2015. - URL: https://www.sueddeutsche.de /politik/deutsche-verbrechen-an-herero-und-nama-dieser-schritt-ist-unvermeidlich-1.2459981 (дата обращения: 22.07.2021).

9 Versöhnung mit Namibia. Gedenken an und Entschuldigung für den Völkermord an den Herero und Nama in der ehemaligen Kolonie DeutschSüdwestafrika. Deutscher Bundestag. - URL: https:// dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/054/1805407.pdf (дата обращения: 22.07.2021).

10 Persönliche Entschädigungen können nicht infrage kommen. Deutschlandfunk, 2018. - URL: https://www.deutschlandfunk.de/streit-ueber-forderun-gen-von-herero-und-nama-persoenliche.694.de.html? dram:article_id=409372 (дата обращения: 02.08.2021).

11 Namibia: Beziehungen zu Deutschland. Auswärtiges Amt. - 2018. - URL: https:// www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/laender/namibia-node/bilateral /208320#content_1 (дата обращения: 02.08.2021).

12 Namibia. Population and Housing census main report. - 2001. - URL: https://cms.myna/assets /documents/p19dmn5 8guram30ttun89rdrp1.pdf (дата обращения: 02.08.2021).

13 Oelze S. Colonial art restitution: German museums need greater cultural awareness // Deutsche Welle. - 02.07.2019. - URL: https://www.dw.com /en/colonial-art-restitution-german-museums-need-greater-cultural-awareness/a-49446396 (дата обращения: 02.08.2021).

14 Sarr F., Savoy B. The Restitution of African Cultural Heritage. Toward a New Relational Ethics. -Paris : Seuil, 2018. - 89 p. - URL: http://restitution-report2018.com/sarr_savoy_en.pdf (дата обращения: 04.08.2021).

15 Education budgets N$10 billion for staff. New era Live. - 2018. - URL: https://neweralive na/2017 /04/10/education-budgets-n10-billion-for-staff/ (дата обращения: 04.08.2021).

16 Namibia: Beziehungen zu Deutschland. Auswärtiges Amt.

17 Projektverbund «Forschungsstelle 'Hamburgs (post-)koloniales Erbe / Hamburg und die frühe Globalisierung'». - URL: https://www.geschichte.uni-hamburg.de/arbeitsbereiche/globalgeschichte/forschung

/forschungsstelle-hamburgs-postkoloniales-erbe.html (дата обращения: 04.08.2021).

18 ,Menschen müssen die Kunst ihrerVorfahre-nansehenkönnen' - Prof. Dr. Jürgen Zimmererim NDR-Interview zu den Restitutionsdebatten. Universität Hamburg. - 2019. - URL: https://kolonialismus. blogs.uni-hamburg.de/2019/06/26/menschen-muessen-

die-kunst-ihrer-vorfahren-ansehen-koennen-prof-dr-juergen-zimmerer-im-ndr-interview-zu-den-restitutionsdebatten/ (дата обращения: 09.08.2021).

19 Über CLICCS. Universität Hamburg. - URL: https://www.cliccs.uni-hamburg.de/de/about-cliccs html (дата обращения: 09.08.2021).

ЛИТЕРАТУРА

1. Kagame A. La Philosophie bantu comparée. - Paris : Presence africaine, 1976. - 336 p.

2. Ade Ajayi J. F. Milestones in Nigerian history. - Ibadan : Ibadan University Press, 1962. - 47 p.

3. Tamuno T. N. The Evolution of the Nigerian State: The Southern Phase 1898-1914. - New York : Humanities Press, 1972. - 422 p.

4. Atieno Odhiambo E. S. The paradox of collaboration and other essays. - Nairobi : East African Literature Bureau, 1974. - 166 p.

5. Colonialism in Africa. 1870-1960 : in 5 volumes. - London : Cambridge University Press, 1970. - Vol. 2 : The History and Politics of Colonialism, 1914-1960 / ed. by L. H. Gann, P. Duignan. - X, 563 p.

6. Mbodj M. Les aspects économiques de la phase de transition (1870-1895) dans le sud du Bassin arachidier sénégalais // Afrika Zamani: revue d'histoire africaine. - 1979. - № 10-11. - P. 83-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ивкина Н. В. Политика Германии в отношении Намибии: опыт преодоления колониализма // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. - 2021. - № 3. - С. 181-192.

8. Steinmetz G. The Visual Archive of Colonialism: Germany and Namibia // Public Culture. - 2006. - № 18. -P. 147-184.

9. Baumgart W. Bismarcks Kolonialpolitik // Bismark und seine Zeit / Hrsg. J. Kunish. - Berlin : Duncker & Humblot, 1992. - S. 141-153.

10. Andreas M. Formalism to psychoanalysis: on the politics of primitivism in Carl Einstein // The Imperialist Imagination. German Colonialism and Its Legacy / ed. by S. Friedrichsmeyer, S. Lennox, S. Zantop. - Ann Arbor : University of Michigan Press, 1998. - P. 141-162.

11. Rohrbach P. Deutsche Kolonialwirtschaft. Südwestafrika. - Berlin : Hilfe, 1907. - VIII, 510 s.

12. Sarkin J. Colonial Genocide and Reparations Claims in the 21st Century: The Socio-Legal Context of Claims under International Law by the Herero against Germany for Genocide in Namibia, 1904-1908. -Praeger, 2008. - 320 p.

13. Katjavivi P. H. A history of resistance in Namibia. - UNESCO, 1988. - 152 p.

14. Perras A. Carl Peters and German Imperialism 1856-1918 : A Political Biography. - New York : Clarendon Press : Oxford University Press, 2004. - 286 p.

15. ShanguhyiaM., Falola T. The Palgrave Handbook of African Colonial and Postcolonial History. - London : Palgrave Macmillan, 2018. - 1322 p.

16. Reuter J., Karentzos A. Schlüsselwerke der Postcolonial Studies. - Springer VS, 2012. - 375 s.

17. Schilling B. German Postcolonialism in Four Dimensions: A Historical Perspective // Postcolonial Studies. -2015. - Vol. 18. - P. 427-439.

18. Schaller D. J., Zimmerer J. The Origins of Genocide Raphael Lemkin as a historian of mass violence. -London : Routledge, 2013. - 128 p.

Сведения об авторе

Ивкина Наталья Викторовна - кандидат исторических наук, доцент Российского университета дружбы народов (Москва, Россия)

Адрес для корреспонденции: 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

E-mail: ivkina-nv@rudn.ru

ORCID: 0000-0001-8654-7629

Информация о статье

Дата поступления 6 октября 2021 г.

Дата принятия в печать 28 января 2022 г.

Для цитирования

Ивкина Н. В. Культурно-гуманитарные отношения Германии и Намибии: опыт преодоления колониализма // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 1 (33). С. 171-181. й01: 10.24147/2312-1300.2022.9(1).171-181.

N.V. Ivkina

CULTURAL AND HUMANITARIAN RELATIONS BETWEEN GERMANY AND NAMIBIA: EXPERIENCE OF COLONIALISM OVERCOMING

The article is devoted to the study of the evolution of German colonialism on the example of Southwest Africa (the territory of modern Namibia), as well as the current state of German-Namibian relations in this area. An attempt is made to answer the question of Germany's readiness to recognize "moral responsibility" for the genocide of the Herero and Nama in Namibia during the colonial period. The stages of the formation and development of German colonialism are analyzed, the consequences for modern German-Namibian relations are estimated. Taking into account the fact that Germany turned out to be one of the last countries to become a metropolis, it had to face not only the internal problems observed in the colonies, but also the resistance of France and Great Britain, who rightly claim leading positions on the African continent. The novelty of the study is the assessment of the efforts of a European country to neutralize the consequences of the colonial period. The theoretical basis of the research is the concepts of neocolonialism and anti-colonialism, the main supporters of both conceptual directions are given, the analysis of their conjugation in the foreign policy course of modern Germany is given. Against the background of the study of the history of German colonialism and the cause-and-effect relationships of the refusal of official recognition of the Herero and Nama genocide, the arguments in favor of anticolonial or neocolonialist concepts are revealed. The cultural and humanitarian sphere is the catalyst of the analysis due to the fact that it is de-ideologized and can be evaluated without secondary variables. It is the German view of the colonial and anti-colonial concepts that can help to find a balance between diametrically opposite approaches to the post-colonial period in the history of Africa. The author comes to the conclusion that the cultural and humanitarian policy of Germany in relation to South-West Africa and subsequently Namibia is an example of the dichotomous contradictions between the country's desire to maintain its influence on the former colonies and the need to help the once enslaved countries. Also of interest is the internal political discourse in Germany, whose political parties ambiguously assess the need to provide cultural and humanitarian assistance to Namibia, as well as the recognition of the Herero and Nama genocide.

Keywords: Germany; Namibia; colonialism; anticolonial theory; herero; nama; genocide.

REFERENCES

1. Kagame A. La Philosophie bantu comparée, Paris, Présence africaine Publ., 1976, 336 p. (in France).

2. Ade Ajayi J.F. Milestones in Nigerian history, Ibadan, Ibadan University Press, 1962, 47 p.

3. Tamuno T.N. The Evolution of the Nigerian State: The Southern Phase 1898-1914, New York, Humanities Press, 1972, 422 p.

4. Atieno Odhiambo E.S. The paradox of collaboration and other essays, Nairobi, East African Literature Bureau, 1974, 166 p.

5. Gann L.H., Duignan P. (eds.). Colonialism in Africa, 1870-1960, London, Cambridge University Press, 1970, Vol. 2: The History and Politics of Colonialism, 1914-1960, X+563 p.

6. Mbodj M. Les aspects économiques de la phase de transition (1870-1895) dans le sud du Bassin arachidier sénégalais. Afrika Zamani: revue d'histoire africaine, 1979, no. 10-11, pp. 83-99. (in France).

7. Ivkina N.V. Politika Germanii v otnoshenii Namibii: opyt preodoleniya kolonializma. Vostok. Afro-aziatskie obshchestva: istoriya i sovremennost', 2021, no. 3, pp. 181-192. (in Russian).

8. Steinmetz G. The Visual Archive of Colonialism: Germany and Namibia. Public Culture, 2006, no. 18, pp. 147-184.

9. Baumgart W. Bismarcks Kolonialpolitik. Kunish J. (ed.). Bismark und seine Zeit, Berlin, Duncker & Humblot Publ., 1992, pp. 141-153.

10. Andreas M. Formalism to psychoanalysis: on the politics of primitivism in Carl Einstein. Friedrichsmeyer S., Lennox S., Zantop S. (eds.). The Imperialist Imagination. German Colonialism and Its Legacy, Ann Arbor, University of Michigan Press, 1998, pp. 141-162.

11. Rohrbach P. Deutsche Kolonialwirtschaft. Südwestafrika, Berlin, Hilfe Publ., 1907, VIII+510 p. (in German).

12. Sarkin J. Colonial Genocide and Reparations Claims in the 21st Century: The Socio-Legal Context of Claims under International Law by the Herero against Germany for Genocide in Namibia, 1904-1908, Praeger Publ., 2008, 320 p.

13. Katjavivi P.H. A history of resistance in Namibia, UNESCO Publ., 1988, 152 p.

14. Perras A. Carl Peters and German Imperialism 1856-1918, A Political Biography, New York, Clarendon Press, Oxford University Press, 2004, 286 p.

15. Shanguhyia M., Falola T. The Palgrave Handbook of African Colonial and Postcolonial History, London, Palgrave Macmillan Publ., 2018, 1322 p.

16. Reuter J., Karentzos A. Schlüsselwerke der Postcolonial Studies, Springer Publ., 2012, 375 p. (in German).

17. Schilling B. German Postcolonialism in Four Dimensions: A Historical Perspective. Postcolonial Studies, 2015, vol. 18, pp. 427-439.

18. Schaller D.J., Zimmerer J. The Origins of Genocide Raphael Lemkin as a historian of mass violence, London, Routledge Publ., 2013, 128 p.

About the author

Natalia V. Ivkina - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of RUDN University (Moscow, Russia)

Postal address: 6, Miklukho-Maklaya ul., Moscow, 117198, Russia E-mail: ivkina-nv@rudn.ru ORCID: 0000-0001-8654-7629

Article info

Received October 6, 2021

Accepted January 28, 2022

For citations

Ivkina N.V. Cultural and Humanitarian Relations between Germany and Namibia: Experience of Colonialism Overcoming. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, Vol. 9, no. 1 (33), pp. 171-181. DOI: 10.24147/2312-1300.2022.9(1). 171-181 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.