Научная статья на тему 'Культурно-эстетические аспекты школьной образовательной и развивающей среды'

Культурно-эстетические аспекты школьной образовательной и развивающей среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1166
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / SCHOOL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT. DEVELOPING ENVIRONMENT / КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / CULTURAL AND AESTHETIC ASPECTS OF THE AESTHETIC FACTOR / ФАКТОРА ЭСТЕТИЧЕСКОГО / НРАВСТВЕННО-ГУМАНИСТИЧЕСКОГО / КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА / CULTURAL DEVELOPMENT OF PUPILS / MORAL AND HUMANISTIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печко Л. П.

Статья посвящена рассмотрению пересечений эстетической и педагогической сред обучения и образования в школе как разновидностей культурной среды, культурно-эстетических аспектов организации развивающей среды в школе, функций эстетико-художественной среды школы как педагогически значимого фактора эстетического, нравственно-гуманистического, культурного развития школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Печко Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the intersection of aesthetic and educational media teaching and learning in the school as a kind of cultural environment, cultural and aesthetic aspects of the organization developing environment at school functions aesthetic and artistic environment of the school as educationally significant factor in the aesthetic, moral, humanistic, and cultural development of pupils.

Текст научной работы на тему «Культурно-эстетические аспекты школьной образовательной и развивающей среды»

К УЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Л. П. Печко

Институт художественного образования РАО

Статья посвящена рассмотрению пересечений эстетической и педагогической сред обучения и образования в школе как разновидностей культурной среды, культурно-эстетических аспектов организации развивающей среды в школе, функций эстетико-художественной среды школы как педагогически значимого фактора эстетического, нравственно-гуманистического, культурного развития школьника.

Ключевые слова: школа, образовательная среда. Развивающая среда, культурно-эстетические аспекты, фактора эстетического, нравственно-гуманистического, культурного развития школьника.

The article considers the intersection of aesthetic and educational media teaching and learning in the school as a kind of cultural environment, cultural and aesthetic aspects of the organization developing environment at school functions aesthetic and artistic environment of the school as educationally significant factor in the aesthetic, moral, humanistic, and cultural development of pupils. Key words: school, the educational environment. Developing environment, cultural and aesthetic aspects of the aesthetic factor, moral and humanistic, cultural development of pupils.

Особенностями культурной, эстетико-художественной среды в границах общего среднего образования прежде всего выступают ее качества, определяющие условия вживания и «проживания» школьника в контекстах и ситуациях освоения содержания, образов, форм культуры.

В первую очередь это - освоение временных, пространственных, предметных соотношений, оформленных и организованных в рамках существующих культурных традиций и современных норм. И во многом такой средовой хронотоп (термин М.М. Бахтина) не только определяет внешнее поведение, диктует стиль внешнего облика, но и требует творческого освоения и преобразования, ориентации на характер познавательной и практической деятельности. При этом в современной образовательной среде сохраняется тенденция лич-

ностной и общей ориентации на культурное, эстетическое воспитание и художественное развитие учеников, особенно младшего и подросткового возраста.

Создание в процессе учения психологически благоприятной, эмоционально гармоничной среды для школьников в различных формах и ситуациях школьной жизни оказывается наиболее педагогически действенным фактором образования и развития личности.

Особенно существен создаваемый в условиях освоения культуры мажорный микроклимат, так как пребывание в эстетически возвышающей, облагораживающей сфере культуры пробуждает творческие силы и обогащает эстетическое сознание школьников. Сказанное позволяет охарактеризовать художественно-эстетическую педагогическую среду как динамическую совокупность

118 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 118-123

компонентов и их свойств, включающую условия, объекты и субъекты, позитивно содействующие процессам культурно-эстетического развития личности ученика в соответствии с современными педагогическими целями.

Система образовательных технологий как специфических компонентов среды требует отдельного изучения и намечается здесь лишь частично. Компоненты определяют самое главное: принципы, тенденции, необходимые и достаточные условия и средства. Не замыкаясь в себе самой, школьная образовательная среда (или пространство) и главная ее культурная разновидность -эстетико-художественная среда определяет особенности средового поведения, ориента-ций школьников.

Основные функции эстетико-худо-жественной среды школы как педагогически значимого фактора эстетического, нравственно-гуманистического, культурного развития школьника включают следующие аспекты:

• воспитание и развитие культурно опосредованного, нравственно-эстетического отношения к человеку, природной и предметной среде, к миру в целом;

• воспитание, развитие культурного и эстетического сознания школьника, таких его качеств и форм, как эстетические переживания, оценки, идеалы, суждения, потребности;

• воспитание и развитие деятельности и активности личности - познавательной, творческой, культурной, эстетической, художественной;

• воспитание и развитие потребностей, установок, способностей, сопереживания и общения с другими людьми в поле культуры, в контексте искусства, эстетического творчества; художественно-эстетическая среда школы выступает как личностно-ориентирующая школьника, его эстетическое сознание и поведение;

• в практической жизни в школе охват различными культурными, художественно-эстетическими средами и микросредами всех учащихся;

• от коллектива педагогов требуются

конкретная дифференциация и построение иерархии художественно-эстетических сред и микросред по объему, предметно-культурному содержанию, формам, приемам и методам педагогического их включения, пространственно-временным условиям распределения для конкретных субъектных, типологических групп;

• реализация педагогических функций осуществляется в основном пространстве художественно-эстетической среды школы в условиях традиционных и новых образовательных форм уроков, факультативных занятий, школьного дополнительного образования, досугового культурно-деятельностного общения и творчества;

• в основе любой формы художественно-эстетической среды в школе идет осуществление средового диалога типа «ученик и учитель + культура, искусство» или чаще «культура, искусство + учитель + ученик» (с возрастным отбором материала и технологии).

Тип и конкретная форма диалога задан учебными целями и программой, методиками, личностью учителя, его эстетическим сознанием, уровнем общей и художественно-эстетической культуры. Это обусловлено тем, что, кроме культуроориентированно-го содержания образования и присутствия в качестве культуроемких гуманитарных и минимума эстетических дисциплин, в школе отсутствуют собственно культурологические учебные курсы. Поэтому функции трансляции содержания и форм общей культуры и знаний о ней выполняют уроки искусств, литературы и языка, истории русской культуры, мировой художественной культуры, занятия эстетико-художественного типа в дополнительном образовании. Очевидно, что все это осуществляется в ограниченных объемах. Поэтому культурная среда школы представлена преимущественно художественно-эстетической педагогически направленной средой.

Существенным педагогическим моментом эстетической организации среды познания, учения, воспитания и развития школьника выступает обращенность контекста и компонентов среды на цели достижения акти-

визации эстетического сознания ребенка, его внутренних механизмов взаимодействия с эстетической, сотворческой и творческой микросредами, благоприятными для детского возраста и формирующейся личности школьника.

Эстетико-художественная и культурная макросреда, окружающая, обнимающая школу, охватывает широкие социокультурные институты и связи с ними и выступает в функции неисчерпаемого источника культурно-средовых форм, эстетических норм, образцов, моделей, явлений искусства и жизни, педагогически интерпретируемых и авторски преподносимых учителем адресно каждому классу и каждому ученику.

Только среда, личностно ориентированная на эстетическое общение с учителем как носителем и передатчиком, транслятором культуры (духовно-этической, художественно-эстетической, гуманитарной, научной), эмоционально вовлекающей в соучастие в культурно осваиваемом действии, порождает отклик, отзыв, отношение (по А. Тойнби) к конкретным фактам и явлениям этой сферы. На такой основе и развиваются эстетическая восприимчивость, отзывчивость к мировому спектру художественно-эстетических компонентов культуры, формируются образное мышление, воображение, способности культурного переноса моделей и форм в другие виды деятельности.

Очевидна актуальность изучения проблемы эстетической среды образования и развития, ее художественной сердцевины и их влияния: на ориентации в сфере искусства, культуры, эстетики окружающего предметного и природного мира; на эстетическое сознание, потребности, отношения и деятельность. Это представляет собой одну из фундаментальных проблем теории и практики эстетического воспитания, предполагающую поиск ответа на вопрос: что будет доминировать в эстетических устремлениях молодых поколений? Погоня за развлечениями и наслаждениями, за ложной красотой, вещизм и поверхностность в общении и отношении к ценностям? Или потребности глубинного вхождения в познание мира, ис-

кусства, традиций своего народа и общечеловеческой культуры, стремление к духовности, «роскоши человеческого общения» (А. де Сент-Экзюпери)?

Выбор будет зависеть не столько от эстетически организованной среды в школе как среды внешней, сколько от педагогически направленных культурных ориентаций, в которых должны на первом месте быть объекты духовно-ценностные, эстетически многообразные, художественно-значимые, уникальные. Тем самым определяются характер обновления целей, направление изучения проблемы и поиска оптимальных педагогических условий для раскрытия:

1) содержания образовательных тенденций в художественно-эстетическом процессе школы; новых методических способов, приемов выявления этого содержания в целях развития эстетического сознания школьника, восприимчивого и отзывчивого на эстетическое многообразие мира, реалий современной действительности и искусства, культуры как бесценной «среды, растящей и питающей личность» (П.А. Флоренский);

2) предметно-вещественного средового образа, облика школы с резервами его развития (по отношению к эстетической культуре и ориентациям личности), творческого переформирования (создания новой ценностной эстетической среды);

3) возможностей создания моделей духовного межличностного творческого общения как атмосферы и стиля жизни школы (по направлениям - культура, искусство, экология), при доминанте гуманности, человечности как основной ценности прежде всего;

4) позиций и ролевых, творческих функций субъектов школьной жизни - ученика и учителя.

Возрастные этапы развития и преобразования среды школы, кабинета, класса, урока также имеют диапазон влияния на эстетическое развитие ученика. Типы школ и образы эстетической нестереотипной организации среды многолики, не идентичны, хотя уровни возможностей различаются отчетливо. Иногда возникает чисто педагогический феномен парадоксально позитивно-

го влияния скромнейшей среды на эффект духовного роста детей.

Определение педагогического потенциала художественно-эстетической среды в развитии личности школьника требует изучения состояния проблемы в теории и практике. Анализ представлений ученых и педагогов-практиков подтверждает недостаточную изученность и вместе с тем актуальность и перспективность исследования проблемы. В результате выявляются теоретические основы исследования, характеристики функций художественно-эстетической среды в школе как особой разновидности культурной, педагогически развивающей, образовательной совокупности условий, благоприятных для эстетического роста личности школьника.

Формирование эстетического сознания должно быть обусловлено раскрытием в педагогической, эстетической среде школы моделей как прекрасного, так и выразительного в искусстве и действительности, что ведет к воспитанию широкого, многогранного эстетического отношения в сферах культуры, мира человека, природы. В школьной эстетической среде должны воспитываться эмоциональная чуткость, восприимчивость и отзывчивость эстетического сознания на своеобразное, «выразительное говорящее бытие» (М. Бахтин), на предметно выраженное своеобразие всего живого и всего сущего на нашей Земле и, согласно А.Ф. Лосеву, на выраженность сущности во внешнем облике, прежде всего в родном, близком или отдаленном временном и пространственном окружении.

Итак, в анализе представлений о влиянии художественно-эстетической среды школы были выявлены и зафиксированы: а) внешние предметно-пространственные компоненты, б) атмосфера, дух образовательно-воспитательного процесса, а в нем - доминирующая роль искусства и восприятия природы; в) деятельность руководителей школы, педагогического коллектива и стиль его работы; г) непосредственная деятельность учителя и школьника; д) неоднократно отмечалось эмоциональное влияние художественно-эстетической среды на душу

ребенка, его впечатлительность, воображение, чувства и переживания; е) порождаемое такой средой творческое видение окружающего. Однако только в редких случаях рассматриваются условия эстетического взаимодействия учителя со школьниками в процессе художественного обучения, вне-учебного общения по поводу искусства и эстетических свойств окружающего мира.

Анализ результатов наблюдений и опросов привел к выводам об устойчивой потребности большинства школьников младшего, среднего, подросткового и юношеского возраста в существовании в школе, наряду с формальными объектами школьного интерьера, и неформальных необычных (нестандартных, неказенных) объектов, уголков, проектов, помещений, эмоционально-психологически и эстетически ценных для творческого самочувствия детей в школе. Наряду с этим особенно выделялись как желаемые культурные объекты со сложной структурой (школьный музей культуры), естественно-культурные сложные объекты (школьный музей природы). Школьники затруднялись в определении своей потребности в духовно-эстетической атмосфере урока, системы занятий, жизни класса и школы, однако косвенно обнаружили свои устремления в этом плане.

Учителя в целом не подготовлены к восприятию термина «художественно-эстетическая среда в школе как вид культурной среды», за редкими исключениями определяли ее лишь как наличие в школе предметного обучения в русле эстетического цикла - дополнительного по статусу и дополнительных же факультативных кружковых и внеклассных занятий.

Пересечение эстетической и педагогической сред обучения и образования в школе как разновидностей культурной среды - это сложное явление, которое охватывает ряд самостоятельных, взаимосвязанных сфер.

1. Эстетическая педагогическая среда школы включает общую внешнюю материально-пространственную и предметную среду внутри школы и на территории, окружающей школу, ей принадлежа-

щей, которая осваивается школьниками и педагогами.

2. На этом пространстве возникает духовная эмоционально-интеллектуальная атмосфера, материально-эстетическая организация, образ и стиль жизни школы, общения в ней на основе доминанты общих ценностей, признаваемых или отвергаемых, в ней представленных; наряду с гуманно-этическими (то есть педагогическими), представлены эстетические и художественные культурные ориентации коллектива учителей и школьников.

3. Собственно эстетические компоненты (как и художественные) организации материально-предметной среды школы на ее внутренней территории или эстетически организованные их блоки в учебных, рабочих помещениях с обстановкой, эстетически насыщенной, должны отвечать нормам вкуса и культуры.

4. Особенности исторических, региональных, национальных, местных условий формирования территории, облика и традиций школы как эстетически значимых во многом определяют и образ эстетического оформления школы.

5. Особенности становления представлений педагогического коллектива школы о характере эстетически содержательной атмосферы эстетической организации среды школы, возможностях её обогащения являются важнейшим фактором создания творческой динамической педагогической среды школы.

6. Перспективные программы развития динамической, творческой, активизирующей среды в данной школе, разработка новых проектов и форм эстетической организации нестереотипной среды, помещений школы, классов с ориентацией на развитие возрастных параллелей и на творческое привлечение каждого ученика выступают опорой и основными направлениями для руководителей школы.

7. Участие школьников в проектах преобразования эстетической среды, ее обогащения их творческими работами позволит выявить художественно-эстетический хронотоп и ритм культурно-эстетической деятельно-

сти, своеобразие эколого-эстетических ори-ентаций всех возрастных групп.

8. Доминантами эстетико-художест-венной среды школы выступают определяющие ее педагогические принципы - ориентирования эстетико-художественной среды каждого интерьера, помещения на возрастные и личностно-индивидуальные ориентации школьника и учителя; включения личности во вживание и проживание в культурном и художественно-эстетическом хронотопе; встраивания школьников в эстетическую сотворческую и созидательную деятельность всей школы; построения личного диалога эстетического сознания с объектами и явлениями культуры, искусства, природы.

9. Эстетическая организация среды образовательно-воспитательного процесса различается в пространстве обучения на уроках: а) естественнонаучного цикла, б) гуманитарного цикла, в) художественно-эстетического цикла соответственно эстетической сущности преподаваемого материала и учебного предмета с дополняющими их художественными элементами.

10. Организация процесса освоения учеником эстетической и художественной культуры на основе педагогической содержательно-методической работы учителя, стиля его эстетически направленного общения и в целях руководства развитием эстетического сознания и деятельности каждого ученика реализуется конкретно в соответствии с проектом учителя в условиях урока, факультативных, внеклассных дополнительно-образовательных и общешкольных видов деятельности. При этом привлекаются к участию в проектах и их осуществлению школьники.

11. Построение моделей, способов освоения учеником эстетического пространства школьной среды, ее преобразование пробуждает радостно-эмоциональный творческий настрой в условиях школьной среды.

12. Эстетическое развитие личности ученика в понимании учителя выступает как процесс индивидуального формирования внутренней эстетической среды личности -его художественно-эстетического сознания,

накопления опыта и культурно-эстетических ориентаций в условиях деятельности познания, восприятия, оценки, суждения, репродуцирования, творчества, общения, самовыражения личности.

13. Особенности эстетической и эмоционально-психологической среды класса определяют также потенциал общекультурной жизни классного сообщества и эстетического развития каждого школьника.

14. Для учителя особенности развития, саморазвития, корректирования и обогащения внутренней эстетической среды школьника, его эстетико-художественное сознание, ориентации в культуре, стиль общения, эстетически содержательного самовыражения оказываются решающими.

Но задача для каждого поколения обновляется, поэтому должны обновляться цели, способы, методы ее решения. Ныне возни-

кает особая задача - интегрирование культуры и образования, культуры и педагогики искусства, культуры и художественно-эстетического воспитания, что выступает условием творческого развития личности ученика.

В начале второго десятилетия XXI века возникают новые методы обращения личности к культуре, возвращаются забытые ранее. Основные модели современных решений, однако, носят ограниченный характер в силу негуманитарной направленности реформы содержания школьного образования, а значит, ведут к частичному редуцированию культуроориентированной направленности образовательного процесса в школе. Перспективным представляется восстановление и расширение культурно-эстетической среды современного школьного пространства.

УДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ТВОРЧЕСКОГО СОЗИДАНИЯ НОВОГО ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ

А. И. Щербакова

В статье приводятся размышления автора о необходимости творческого созидания нового пространства культуры с тем, чтобы успешно решать проблемы не только совершенствования образования, в частности музыкального, на современном этапе развития культуры, но и найти ответы на вопросы, которые ставит перед всем человечеством время: возможно ли дальнейшее существование человека на планете Земля, есть ли все-таки место для искусства в пространстве культуры XXI века, играет ли искусство какую-либо роль в жизни современного человека, нужно ли оно ему или его роль так же исчерпана, как и историческая миссия человечества?

Ключевые слова: историческая миссия человечества, пространство культуры, роль искусства, художественное образование, инструмент творческого созидания.

The article presents the author's reflections on the need to build a new space of creative culture in order to successfully solve problems, not only to improve education, especially music, at the present stage of development, culture, and find answers to questions posed to all mankind The time now is possible to continued existence of man on planet Earth, is there still a place for art in the space of twenty-first century culture, art plays a role in some of modern life, whether it is him or his role as exhausted as the historic mission of humanity?

Key words: historical mission of humanity, cultural space, the role of art and art education, artistic creation tool.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 123-131 123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.