Научная статья на тему 'Культурно-диалогическая интердетерминистская перспектива интегрального синтеза в "очеловечивании" психологического знания: к 80-летию В. Н. Панфёрова'

Культурно-диалогическая интердетерминистская перспектива интегрального синтеза в "очеловечивании" психологического знания: к 80-летию В. Н. Панфёрова Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕТЕРОГЕННОСТЬ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНО-ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРДЕТЕРМИНИЗМ / НЕЛИНЕЙНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ДИАЛОГИЗМ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА / CULTURE / CULTURAL-DIALOGIC INTERDETERMINISM DIALOGISM / HETEROGENEITY / INTEGRAL SYNTHESIS / A NONLINEAR DYNAMIC SYSTEM / PSYCHOLOGICAL PHENOMENOLOGY / HUMAN PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Янчук Владимир Александрович

На основании анализа творческого наследия В. Н. Панфёрова предлагается культурно-диалогическая перспектива развития идей интегрального синтеза психологии человека. Акцентируется внимание на состоянии неопределенности в развитии психологического знания, определяемого необходимостью переосмысления классических представлений, обусловленных прогрессом в науке, технике и обществе. Сегодня человек сталкивается с усложнением окружающей реальности, представленной не только природным и социальным окружением, но и возрастающим влиянием техногенной и киберреальности. Артикулируется тупиковость детерминистского и индетерминистского направлений в развитии психологического знания. В качестве альтернативы предлагается направление культурно-диалогического интердетерминизма. Констатируется гетерогенный характер психологической феноменологии, представленной в виде трех четырехмерных континуумов разнокачественных природ, сфер психического и детерминант поведения. Обосновывается перспективность ее рассмотрения с позиций подхода нелинейных динамических систем, позволяющего учесть специфику гетерогенности и динамического характера психологической феноменологии с выделением точек бифуркации, характеризующих переход из одного качественного состояния в другое. Дается общая характеристика культурно-диалогической интердетерминистской метатеории интеграции психологического знания и демонстрируется ее эвристический потенциал. Демонстрируется взаимовлияющий и взаимоизменяющий характер взаимодействия человека с внутренним и внешним окружением, приводящий к нахождению качественного состояния сбалансированности, обеспечивающего оптимальное взаимодействие в определенной пространственно-временной локализации. Специфика интердетерминации проявляется в обретении нового качества, не сводимого к простой сумме составляющих его частей. Подчеркивается аспект взаимоадаптации человека и окружающей среды. Человек (и другие представители животного мира) не только адаптируется к внешним изменениям, но и приспосабливает внешнюю среду под себя. Акцентируется внимание на том, что непродуманное приспособление такого рода может приводить к разрушительным последствиям как для психического функционирования, так и для бытия человека в целом. В обсуждаемом контексте обосновывается, что психологическая феноменология должна анализироваться в контексте нахождения качественных состояний сбалансированности (разбалансированности) биопсихосоциально-осознаваемобессознательно-экзистенциальных интердетерминант, взаимодействующих в конкретных средовых контекстах с учетом индивидуально-психологических особенностей личности, совершающей определенные активности, сочетание которых обеспечивает наличное качественное состояние. В качестве механизма достижения сбалансированности определяется диалог, также определяются условия его эффективности. Приводятся примеры прикладного применения культурно-диалогического интердетерминизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cultural-dialogic interdeterminist perspective of integral synthesis in the "humanisation" of psychological knowledge: Dedicated to the 80th anniversary of Vladimir Panferov

Based on the analysis of Vladimir Panferov’s heritage the author suggests a cultural-dialogical perspective for the development of ideas for integral synthesis of human psychology. Attention is focused on the current uncertainty in the development of psychological knowledge, which is determined by the need to re-evaluate traditional ideas induced by scientific, technological and social progress. Today, an individual faces an increasing complexity of surrounding reality represented not only by the natural and social environment, but also by the increasing influence of technogenic and cyber reality. The paper articulates the impasse of deterministic and indeterministic trends in the development of psychological knowledge and proposes a movement towards cultural-dialogical interdeterminism as an alternative. The heterogeneous nature of psychological phenomenology is presented in the form of three four-dimensional continua of heteroqualitative nature. The perspective of its consideration is substantiated from the standpoint of nonlinear dynamic system approach, which allows us to consider the specificity of heterogeneity and the dynamic nature of psychological phenomenology with allocation of bifurcation points characterising the transition from one qualitative state to another. A general description of cultural-dialogical interdeterminist metatheory of psychological knowledge integration is provided, and its heuristic potential is demonstrated. The author defines the reciprocal and changing nature of human interaction with the internal and external environment, which leads to establishing a qualitative state of balance that ensures optimal interaction in a particular space-time location. The specificity of interdetermination manifests itself in the acquisition of a new quality that cannot be reduced to a simple sum of its parts. The aspect of mutual adaptation between an individual and the environment is emphasized. Mankind not only adapts to external changes, but also adapts the external environment for themselves. Attention is drawn to the fact that an ill-considered adaptation of this kind can lead to destructive consequences for one’s mental activity and for their life as a whole. In the presented context, the author substantiates that psychological phenomenology should be analyzed in the context of qualitative states of balance (imbalance) of bio-psycho-socio-consciously-unconsciouslyexistential interdeterminants interacting in specific environmental settings, taking into account individual psychological characteristics of an individual performing certain activities, a combination of which provides an actual quality condition. Dialogue is defined as a mechanism for achieving balance, and conditions for its effectiveness are also determined. The paper offers examples of practical application of cultural dialogic interdeterminism.

Текст научной работы на тему «Культурно-диалогическая интердетерминистская перспектива интегрального синтеза в "очеловечивании" психологического знания: к 80-летию В. Н. Панфёрова»

Психология человека в образовании, 2019, т. 1, № 3 Psychology in Education, 2019, vol. 1, no. 3 _www.psychinedu. ru

Теоретические исследования

УДК 159.9

DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-3-205-216

Культурно-диалогическая интердетерминистская перспектива интегрального синтеза в «очеловечивании» психологического знания: к 80-летию В. Н. Панфёрова

В. А. Янчукш

1 Академия последипломного образования, 220040, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Некрасова, д. 20

Аннотация. На основании анализа творческого наследия В. Н. Панфёрова предлагается культурно-диалогическая перспектива развития идей интегрального синтеза психологии человека. Акцентируется внимание на состоянии неопределенности в развитии психологического знания, определяемого необходимостью переосмысления классических представлений, обусловленных прогрессом в науке, технике и обществе. Сегодня человек сталкивается с усложнением окружающей реальности, представленной не только природным и социальным окружением, но и возрастающим влиянием техногенной и киберреальности. Артикулируется тупиковость детерминистского и индетерминистского направлений в развитии психологического знания. В качестве альтернативы предлагается направление культурно-диалогического интердетерминизма. Констатируется гетерогенный характер психологической феноменологии, представленной в виде трех четырехмерных континуумов разнокачественных природ, сфер психического и детерминант поведения. Обосновывается перспективность ее рассмотрения с позиций подхода нелинейных динамических систем, позволяющего учесть специфику гетерогенности и динамического характера психологической феноменологии с выделением точек бифуркации, характеризующих переход из одного качественного состояния в другое. Дается общая характеристика культурно-диалогической интердетерминистской метатеории интеграции психологического знания и демонстрируется ее эвристический потенциал. Демонстрируется взаимовлияющий и взаимоизменяющий характер взаимодействия человека с внутренним и внешним окружением, приводящий к нахождению качественного состояния сбалансированности, обеспечивающего оптимальное взаимодействие в определенной пространственно-временной локализации. Специфика интердетерминации проявляется в обретении нового качества, не сводимого к простой сумме составляющих его частей. Подчеркивается аспект взаимоадаптации человека и окружающей среды. Человек (и другие представители животного мира) не только адаптируется к внешним изменениям, но и приспосабливает внешнюю среду под себя. Акцентируется внимание на том, что непродуманное приспособление такого рода может приводить к разрушительным последствиям как для психического функционирования, так и для бытия человека в целом. В обсуждаемом контексте обосновывается, что психологическая феноменология должна анализироваться в контексте нахождения качественных состояний сбалансированности (разбалансированности) биопсихосоциально-осознаваемо-бессознательно-экзистенциальных интердетерминант, взаимодействующих в конкретных средовых контекстах с учетом индивидуально-психологических особенностей личности, совершающей определенные активности, сочетание которых обеспечивает наличное качественное состояние. В качестве механизма достижения сбалансированности определяется диалог, также определяются условия его эффективности. Приводятся примеры прикладного применения культурно-диалогического интердетерминизма.

Сведения об авторе

Владимир Александрович Янчук, ORCID: 0000-0002-4524-8371, e-mail: yanchuk@academy.edu.by

Для цитирования: Янчук, В. А. (2019) Культурно-диалогическая интердетерминистская перспектива интегрального синтеза в «очеловечивании» психологического знания: к 80-летию В. Н. Панфёрова. Психология человека в образовании, т. 1, № 3, с. 205-216. DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-3205-216

Получена 24 июня 2019; прошла рецензирование 1 июля 2019; принята 1 июля 2019.

Права: © Автор (2019). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Ключевые слова: гетерогенность, интегральный синтез, культура, культурно-диалогический интердетерминизм, нелинейная динамическая система, диалогизм, психологическая феноменология, психология человека.

The cultural-dialogic interdeterminist perspective of integral synthesis in the "humanisation" of psychological knowledge: Dedicated to the 80th anniversary of Vladimir Panferov

H1

V. A. Yanchull

1 Academy of Postgraduate Education, 20 Nekrasova Str., Minsk 220040, Belarus

Abstract. Based on the analysis of Vladimir Panferov's heritage the author suggests a cultural-dialogical perspective for the development of ideas for integral synthesis of human psychology. Attention is focused on the current uncertainty in the development of psychological knowledge, which is determined by the need to re-evaluate traditional ideas induced by scientific, technological and social progress. Today, an individual faces an increasing complexity of surrounding reality represented not only by the natural and social environment, but also by the increasing influence of technogenic and cyber reality. The paper articulates the impasse of deterministic and indeterministic trends in the development of psychological knowledge and proposes a movement towards cultural-dialogical interdeterminism as an alternative. The heterogeneous nature of psychological phenomenology is presented in the form of three four-dimensional continua of heteroqualitative nature. The perspective of its consideration is substantiated from the standpoint of nonlinear dynamic system approach, which allows us to consider the specificity of heterogeneity and the dynamic nature of psychological phenomenology with allocation of bifurcation points characterising the transition from one qualitative state to another. A general description of cultural-dialogical interdeterminist metatheory of psychological knowledge integration is provided, and its heuristic potential is demonstrated. The author defines the reciprocal and changing nature of human interaction with the internal and external environment, which leads to establishing a qualitative state of balance that ensures optimal interaction in a particular space-time location. The specificity of interdetermination manifests itself in the acquisition of a new quality that cannot be reduced to a simple sum of its parts. The aspect of mutual adaptation between an individual and the environment is emphasized. Mankind not only adapts to external changes, but also adapts the external environment for themselves. Attention is drawn to the fact that an ill-considered adaptation of this kind can lead to destructive consequences for one's mental activity and for their life as a whole. In the presented context, the author substantiates that psychological phenomenology should be analyzed in the context of qualitative states of balance (imbalance) of bio-psycho-socio-consciously-unconsciously-existential interdeterminants interacting in specific environmental settings, taking into account individual psychological characteristics of an individual performing certain activities, a combination of which provides an actual quality condition. Dialogue is defined as a mechanism for achieving balance, and conditions for its effectiveness are also determined. The paper offers examples of practical application of cultural dialogic interdeterminism.

Author

Vladimir A. Yanchuk, ORCID: 0000-0002-4524-8371, e-mail: yanchuk@academy.edu.by

For citation: Yanchuk, V. A. (2019) The cultural-dialogic interdeterminist perspective of integral synthesis in the "humanisation" of psychological knowledge: Dedicated to the 80th anniversary of Vladimir Panferov. Psychology in Education, vol. 1, no. 3, pp. 205216. DOI: 10.33910/2686-9527-20191-3-205-216

Received 24 June 2019; reviewed 1 July 2019; accepted 1 July 2019.

Copyright: © The Author (2019). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Keywords: culture, cultural-dialogic interdeterminism dialogism, heterogeneity, integral synthesis, a nonlinear dynamic system, psychological phenomenology, human psychology.

Введение

Подготовка статьи к юбилею ученого, посвятившего более полувека теоретическому осмыслению психологической феноменологии человека в широчайшем многообразии ее проявлений, охваченных научным кругозором высокоэрудированного исследователя, являюще-

гося непосредственным свидетелем изменений в развитии отечественной психологии, — дело непростое с учетом свойственной Владимиру Николаевичу критичности и рефлексивности мышления и нетерпимости к любого рода панегирикам. Да и наличие многочисленных публикаций, документирующих эволюцию авторских воззрений по проблеме психологии человека,

опасно тем, что можно увязнуть в различного рода аспектах и нюансах. Впрочем, решение поставленной задачи во многом упрощается наличием фундаментальной антологии его многочисленных публикаций, представляющих фокусы его научных интересов — интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии (Панфёров 2015).

Оценивая этот фундаментальный 760-стра-ничный труд и не вдаваясь в самостоятельные интеллектуальные изыски, соглашусь с оценочными суждениями В. И. Соломина (Соломин 2015), изложенными им в своем вступительном слове к оному и сводящимися к заключению о том, что опыт полувековой исследовательской деятельности В. Н. Панфёрова позволил, во-первых, концептуально оформить понятие «психология человека», предложив авторское решение проблемы связи теории с практикой. Во-вторых, обобщить достижения научной, прикладной и практической психологии в нескольких интегрированных моделях психической организации человека, позволяющих углубить понимание внутренних взаимосвязей между «телесной и психической организацией человека, организмом и психикой, субъектами и объектами в предметной деятельности, между партнерами социального взаимодействия, психикой и рефлексирующим сознанием». В-третьих, обосновать необходимость рассмотрения психологии человека как феномена бытия, функционирующего в социальном взаимодействии людей. В-четвертых, разработать методологию интегрального синтеза, позволившую прийти к целостному пониманию предмета психологической науки как психической организации человека, включающей «и психику, и душу, и психологию человека... определить формы и процессы объективации психики как идеальной реальности в виртуальном и предметном мире» (Соломин 2015, 7). Дополню этот перечень констатацией факта одной из первых в отечественной психологической традиции системных попыток целостного «очеловечивания» психологического знания, основанного на многогранном теоретико-эмпирическом фундаменте, нашедшем свое (надеюсь) промежуточно-завершенное воплощение в разработке структурной модели психической организации, сформулированной в русле интегративного подхода к психологии человека (Панфёров, Безгодова, Васильева и др. 2018) и принципе целостности, предполагающем, что объединение элементов в целое по сущностно-содержательным признакам образует особое

качество компонентов целостности — интегра-тивность, благодаря которому целое обретает относительную автономность функционирования (Панфёров, Микляева 2019, 9).

Этапная завершенность исследований неизбежно порождает проблемы самоопределения в перспективах содеянного: либо совершенствование и детализация достигнутого, либо поиск новых векторов нахождения инновационных ресурсов углубления психологического знания. Вторая перспектива связана с проблемой остра-ненной (по В. М. Шкловскому: «создание особого восприятия предмета, создание видения его, а не узнавания. изменение вектора ин-тенциальности воспринимающего сознания» (Кругликов 2010, 171)) рефлексии совершенного, своеобразного выхода за пределы самое себя, неоценимую помощь в котором может оказать столкновение с инакомыслием и альтернативными решениями, помогающими расширить горизонты видения проблемной области и стимулировать нахождение креативных решений или инсайтов в их аутентичном значении — нахождение нового соотношения элементов структуры, приводящего к озарению, то есть нового видения проблемной области. Создание такого рода оснований для инакомыслия и инсайтиро-вания и является целью предлагаемой заинтересованному читателю статьи, объектом анализа которой служит психологическое знание в его мультипарадигмальном многообразии, предметом — осмысление психологической феноменологии, а задачами — нахождение эвристических ресурсов углубления ее понимания.

Результаты

Сложность рефлексии содеянного прежде всего связана с необычностью современного состояния психологического знания, определяемого, по мнению многих исследователей, самоопределением в условиях абсолютной неопределенности (Асмолов 2017; Леонтьев, Моспан 2017). В частности, А. Г. Асмолов говорит о кризисе психологий и возрастании риска потери профессиональной идентичности, «когда психологи в буквальном смысле потеряют свое "Я", утратят свое понимание как представителя психологической науки и утратят навигацию, куда им двигаться в сегодняшней реальности и в сегодняшнем мире» (Асмолов 2012). Оценивая современное состояние психологической науки, Роберт Стернберг использует метафору альпиниста, совершающего восхождение на горную вершину в условиях полнейшей темноты: «я думаю, что метафора восхождения

на вершину горы — это метафора научного прогресса. Мы делаем небольшие шаги к вершине, открывая "истину" о научном феномене. Но мы движемся в абсолютной темноте, не видя всей горы. И когда после небольших шагов нам кажется, что мы достигли вершины — понимания научного феномена, — мы должны осознавать, что, скорее всего, наше ощущение реальности отличается от самой реальности. Возможно, мы достигли локального максимума» (Sternberg 2017, 649-650).

Упование на эмпирическую доказательность того или иного теоретического решения сталкивается с возрастающей критикой доказательных возможностей эмпиризма в психологии. В этом контексте весьма показателен удручающий вывод известного исследователя А. Тоомела, хорошо знающего как зарубежную, так и советскую психологические традиции: «За последние 60 лет в психологических исследованиях были получены тысячи, если не миллионы, статистически установленных связей различных переменных друг с другом. В то же время многие фундаментальные вопросы даже не ставились из-за ограниченного методологического мышления. Мы продолжаем находить "объективные" показатели, не зная, сколько различных психологических механизмов может лежать в основании одних и тех же показателей. Мы не знаем, как психологические аспекты экспериментальных условий могут влиять на изучаемые результаты. Изучение фрагментов мало что дает для понимания человеческой личности как целого» (Toomela 2007, 18). Поэтому уповать на эмпирическую верифи-

цированность предложенной относительно статичной структурной модели организации психики вряд ли уместно (Панфёров, Безгодова, Васильева и др. 2018, 35). Это же касается и реализации принципа целостности, обладающего, по мнению авторов, существенным эвристическим потенциалом реализации в психологической науке (Панфёров, Микляева 2019, 9-10).

Следует заметить, что, по мнению выдающегося психолога современности А. Бандуры, психология является одной из областей знания, уникально охватывающей комплексное взаимодействие биологической, внутриличностной, межличностной и социокультурной детерминант человеческого функционирования. Как базовая дисциплина, она наиболее хорошо приспособлена для углубления понимания интегрированной биопсихосоциальной природы людей и того, как они активно управляют и создают мир повседневности вокруг себя. Сегодняшний мир ускорения социальных, информационных и технологических изменений с повседневными возможностями коммуницирования со всем миром предоставляет людям широчайшие возможности влиять на происходящее и собственную жизнь (Бапёига 2006, 177).

Человек (и его психология) не является обособленной системой. Он функционирует в условиях конкретного природного, техногенного, а теперь уже и киберокружения, образующего особые типы реальности, не учитывать влияние которых на его психологию недальновидно. Авторская версия детерминант психологии человека представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Континуумы пространств интердетерминант психологической феноменологии и типов реальности

Условные обозначения: А — активность, Р — личность, Е — окружение; ВВ1в — биологическое; РР,У — психическое; — символическое (социальное); ССи, — осознаваемое; ии„с, — бессознательное; еЕх —

экзистенциальное; ССи!с — культурно обусловленное

Наряду с типологией реальностей, в условиях которых функционирует человек и активно влияющих на его психологию, на рисунке представлена и авторская ЭЭ-модель континуумов пространств интердетерминант психологической феноменологии, под которыми понимается целостный комплекс внутренне-внешних оснований, взаимодействие и взаимовлияние которых определяет уникальность поведения. Разнокачественное, многомерное и мультипарадигмаль-ное психологическое знание представляется в виде следующих четырехмерных континуумов:

- по критерию разнокачественности природ: биологическое — психическое — символическое;

- по критерию сфер психического: осознаваемое — бессознательное — экзистенциальное;

- по критерию детерминант поведения: личность — окружение — активность.

В качестве системообразующего основания выделенных континуумов обозначается культурная обусловленность, выступающая в качестве общей универсальной интердетерминанты. Не вдаваясь в детальное описание специфики данных пространств, основания для выделения которых описаны в серии акцентированных публикаций (Янчук 2016; 2018a; 2018b; 2018c; Янчук, Сапего 2017; Yanchuk 2018d), отмечу лишь то, что в них представлена авторская попытка интеграции многообразия психологических феноменов, исследуемых в различных системах парадигмальных координат и традиций современного психологического знания.

В качестве метода теоретического анализа было избрано интегральное метатеоретизиро-вание, характеризующееся своей масштабностью, открытостью многообразию научных теорий и социокультурного знания во всех частях мира и использованием других подходов как мета-теоретических ресурсов (Wallis 2010, 74). Исследование становится интегративным, если оно а) осознанно и эксплицитно восприимчиво к контекстам, проявляющимся в различных дисциплинах; б) адаптирует методы и принципы системности; в) использует в качестве концептуального ресурса другие интегративные подходы; г) характеризуется целями включенности и эмансипации (Wallis 2010, 185).

В качестве онтолого-эпистемологического основания предлагаемого решения выступило противостояние детерминизма и индетерминизма как его антитезы. Не вдаваясь в детали оного, описанные в адресной публикации (Янчук 2018a), отмечу, что современное психологическое знание поляризуется именно по этим эписте-

мологическим линиям — от экспериментально-эмпирического объективизма, являющегося воплощением логики аристотелевского атомизма на одном полюсе, до культурного конструктивизма, являющегося воплощением логики галилеевского холизма, — на другом. В качестве авторитетного аргумента сошлюсь на мнение известного философа и психолога П. ван Герта, акцентирующего внимание на следующем: «детерминистский универсум мертв, так как у него крайне редуцируемая степень свободы: все предопределено и невозможно создание какой-либо новой информации, так как она уже содержится в своем исходном состоянии (вне зависимости от того, чтобы это ни было). Индетерминистский универсум безжизнен, так как он содержит бесконечное число степеней свободы. Никакая информация не может быть сотворена, так как каждая имеет одинаковую вероятность. Тем не менее, когда эти два принципа встречаются, информация и упорядоченность создаются в форме высокоредуцируемой степени свободы, в которой различия между событиями становятся значимыми и информативными. Новое понятие упорядоченности, выводимое из самоорганизации. Для появления комплексного упорядочивания нужны и детерминизм, и индетерминизм» (van Geert 1997, 21).

Это и послужило основанием для предложения в качестве интегративного решения авторского принципа культурно-диалогической интердетерминации. Его базовыми понятиями являются интердетерминация и диалогическая интердетерминация. В обсуждаемом контексте под интердетерминацией понимается процесс взаимообусловливания и взаимоизменений элементов гетерогенных нелинейных динамических систем, интегрирующих детерминаци-онный и индетерминационный типы взаимодействия, включенные в обретение нового качества, не сводимого к простой сумме составляющих его частей (Yanchuk 2018d). Следует отметить, что идея несводимости целого (обретенного качества) к простой сумме составляющих его частей начинает осознаваться все более рельефно (Martinussen 2019; West, Zhang, Yampolsky et al. 2017). Впрочем, как и подход динамических систем (Witherington 2007; Gelo, Salvatore 2016).

Исходно идея интердетерминации была триггерирована подходом «исторической экологии», развиваемым К. Л. Крамли и соавторами, подчеркивающими зависимый от обстоятельств и обладающий потенциально широким спектром возможностей характер человеческого приспособления к ограничениям окружающей

среды (Crumley 1994). В рамках подхода утверждается, что не только человек адаптируется и регулирует свое поведение по отношению к внешней среде, но одновременно он прилагает усилия к изменению этой среды в целях достижения состояния устраивающего равновесия. Сегодня накоплен достаточно обширный эмпирический материал по такого рода интердетерминации на биологическом знании (Crumley, Kolen, de Kleijn et al. 2017). Вполне очевидны и изменения, происходящие под влиянием техногенной реальности. Появление различного рода «умных» гаджетов начало оказывать ощутимое влияние на познавательную активность, структуру нейроактивности и т. п. Человек оказался очень адаптивным к оказанию ему поисковой помощи, «освободившись» от самостоятельных усилий, что не замедлило сказаться и на его биологическом функционировании. Тем не менее эти уже очевидные изменения оказались вне фокуса внимания психологии.

Отношение интердетерминации подчеркивает элемент взаимовлияющего и взаимоизме-няющего его характера, приводящего к качественным изменениям составляющих интердетерминант. Любое изменение одного из элементов неизбежно приводит и к изменению во всех взаимосвязанных элементах. Причем происходящие изменения приводят к изменению качества самой гетерогенной системы, получающей новообразования в виде расширения (или сужения), переосмысления и перепереживания обретенного опыта. В данном случае речь

идет о динамическом аспекте психологическои феноменологии, особенно в рамках психологии развития начинает осознаваться продуктивность подхода динамических систем к анализу временной трансформации в функционировании психотического (Balliet, Tybur, Lange 2017; Witherington 2007; Basto, Stiles, Bento et al. 2018).

Психологическая феноменология не является статичной, не является таковой и психология человека. Она меняется в пространстве и во времени. Причем зачастую эти изменения носят асинхронный характер, приводя к состояниям разбалансированности с внешним и внутренним миром как на уровне разнокачественных природ, так и сфер психического. И все это имеет место в изменяющемся природном, техногенном, социальном и киберокружении, в индивидуально-психологической и активностной динамике. В этом процессе имеют место своеобразные точки бифуркации, определяющие переход из одного качественного состояния в другое. Причем эти динамические процессы носят именно нелинейный, ступенчатый характер. Найденное состояние баланса функционирования обладает достаточным потенциалом инерции за счет имеющихся в распоряжении человека природных и психологических ресурсов. В своеобразной роли гравитационной интердетерминанты выступает культурный контекст. Процесс изменений носит спиралевидный характер, что схематически представлено на рисунке 2.

Эти ресурсы влияния на происходящее хорошо описываются в рамках теории самодетерминации,

Рис. 2. Процесс интердетерминации в контексте гетерогенной нелинейной динамической системы 210 БО!: 10.33910/2686-9527-2019-1-3-205-216

показывающей возможности управления происходящим Р. М. Райана и Э. Л. Деси (Ryan, Deci 2017).

Особой спецификой обладает культурно-диалогическая интердетерминация — взаимодействие, основанное на безусловном принятии другойности (otherness) элементов гетерогенных (многоголосых = multivoiced) динамических систем, направленное на нахождение взаимоприемлемых структурно-содержательных оснований и форм (часто компромиссного характера), способствующих формированию совместно созданных, согласованных и внутренне принятых состояний гомеостазиса (интерсубъективности, интерэкзистенциальности, биопсихосоциального баланса и т. п.), обеспечивающих оптимальное сосуществование в условиях конкретного социального и природного окружения в рамках локального пространства и времени (зона ближайшего развития) и более отдаленной жизненной перспективы (зона отдаленного развития).

Культурно-диалогический характер интердетерминистского взаимодействия проявляется в диалогической природе взаимодействия между элементами гетерогенной динамической системы, предполагающего диалогичность мышления, которая проявляется, во-первых, в безусловном принятии Другого; во-вторых, в расширении горизонтов постижения; в-третьих, в обретении нового качества взаимодействующими сторонами; в-четвертых, в формировании общности, совместности (интерсубъективности, интерэкзистенциальности), способствующих взаимопониманию и скоординированному взаимодействию.

Дж. Сальгадо и Дж. В. Клегг различают четыре фундаментальных принципа диалогического мышления: принципы относительности, динамизма, семиотической опосредованности, открытости, диалогичности и контекстуаль-ности. Вместе эти принципы предполагают рассмотрение психики не как изолированных гомункулусов, не как бестелесного дискурса, а как временно уникального, активного созидателя, непрерывно снимающего напряжение (а не противостоящего) между индивидуальным и социальным, материальным и психологическим, множественным и унифицированным, стабильным и динамическим (Salgado, Clegg 2011).

Пер Линелл формулирует основополагающие принципы развития диалогизма: 1) рассмотрение человеческого мышления как системы созидания значений; 2) подчеркивание роли других в приобретении знания в процессе формирования интерсубъективности; 3) интерактивность (interactionism), проявляющаяся

в том, что конструирование значений находится в прямой зависимости от взаимосвязей с другими; 4) контекстуальность, то есть зависимость знания от контекста его обретения; 5) коммуникативный конструктивизм, проявляющийся в формировании реальности в процессе коммуникации с другими (Ыпе11 2009).

Обсуждение результатов

Представленные контуры культурно-диалогической интердетерминистской метатеории, конечно же, не отражают всего спектра ее теоретико-прикладных возможностей, которые автор попытался развернуть в акцентированных публикациях (Янчук 2017; 2018а; 2018Ь; УапеЬцк 2018ё). В ее рамках представлена авторская аргументация диалогической интердетерминированности как функционального состояния гетерогенной нелинейной динамической системы, достигаемого в определенной точке пространственно-временного континуума (стадии, периода и т. п.), что достигается посредством нахождения состояния баланса взаимодействия взаимосвязанных внутренних и внешних систем, обеспечивающих выживание самой системы в условиях конкретного социального и природного (а теперь и техно-, и кибер-) окружения. Это подчеркивает взаимовлияющий и взаимо-обусловливающий характер взаимодействия между гетерогенными элементами, составляющими систему (полифония), которые находятся в процессе постоянного изменения.

Прикладные возможности теории только начинают актуализироваться. Влияние среды на процесс обучения и профессиональной деформации педагогов послужило основанием для введения конструкта «экокультурная диалогическая среда», в рамках которого приводятся характеристики, способствующие продуктивности совместной деятельности и профилакти-рующие деформационные процессы (Янчук 2013а; 2013Ь). В последующем средово-лич-ностно-активностная интердетерминация стала предметом специального исследования профессиональной деформации учителей, выполненного под моим научным руководством Е. И. Сапего (Янчук, Сапего 2017). В исследовании показано, что состояние среды и рутинный, повторяющийся характер профессиональной активности учителей приводит к профессиональному деформированию и всем связанным с ним издержкам. Решение же проблемы заключается в изменении этой среды, вооружении учителей копинг-стратегиями «освобождения» от деформирующего влияния, в том числе

посредством отстранения от профессии за пределами образовательного учреждения, формирования культуры антидеформирования.

Наглядная демонстрация специфики диалогической интердетерминации была продемонстрирована на примере феномена биопсихосоциальной адаптации алкоголиков (УапсЬцк 2017). Она представляет собой социокультурно-интердетерминистский диалогический процесс согласования природных, биологических и психологических состояний, социокультурных диспозиций, направленный на достижение баланса (физиологического, психологического, экзистенциального) во взаимодействии с непосредственным и опосредованным социальным и природным окружением. Причем ситуация рассматривается в контексте комплексного интердетерминационного взаимодействия биопсихосоциального или природного, психического и социального диалогического свойства. В исследовании показано, что преодоление алкогольной зависимости предполагает не только освобождение от алкогольной биохимической зависимости, но и формирование экокультурной диалогической поддерживающей среды (групп самопомощи, семейного окружения, поддерживающего формирование нового качества не зависимого от алкоголя человека, и т. п.), способствующих социальной реабилитации, а также глубинную психологическую работу с экзистенциальными проблемами, связанными с осознанием собственной ущербности и социальной отверженности, и формирование способности к самодетерминации алкогольно независимого поведения. Формирование такого рода самодетерминирующего поведения напрямую связано с разрешением бессознательных конфликтов посредством психоаналитических процедур. Таким образом продемонстрированы возможности вовлечения пространства осознаваемо-бессознательно-экзистенциально-го к решению психологических проблем алкогольно зависимых пациентов.

Роль культурной обусловленности разнокачественных природ и областей изучения психологических феноменов была наглядно показана в кросс-культурном сравнении иранских и белорусских пациентов, испытывающих хроническую боль, выполненном иранским психологом З. Голи. В исследовании выявлена ключевая роль психосоциальных факторов в результатах переживания боли, определяющих специфику поведенческого реагирования пациента на восприятие физиологических нарушений. Показано, что роль психологических и социальных факторов увеличивается по сравнению с био-

логическими факторами по мере перерастания боли в хроническую (СоН, УапсЬцк 2012).

В последнее время в фокусе внимания находится более широкая проблемная область — психического здоровья и благополучия (УапсЬцк 2019). Данная феноменология рассматривается с позиции подхода гетерогенных нелинейных динамических систем с акцентом на системное решение проблем психического здоровья и благополучия. Предложены авторские общая модель подхода к проблематике психического здоровья и благополучия, модель психического здоровья и благополучия как биопсихосоциальной (символической) гармонии, модель психического здоровья и благополучия как гармонии сознательно-бессознательного и экзистенциального, наконец, модель психического здоровья и благополучия как личностно-средово-актив-ностной гармонии.

Выводы

Подводя итоги представленных размышлений в отношении рефлексии интегративного синтеза психологии человека посредством своеобразного выхода за пределы самое себя через столкновение с инакомыслием и альтернативными решениями, выскажу надежду на возможность расширения горизонтов видения природы и специфики феноменологии человеческого бытия-в-мире-самости в его природном, техногенном, кибер- и социальном окружении. Возможности синергетического подхода к психологической феноменологии пока только очень робко начинают примерять. Примером более смелого (пусть и несовершенного) его использования как теоретической метафоры является культурно-диалогическая интердетерминистская метатеория, создающая, на авторский субъективный взгляд, хорошие возможности для включения критического мышления, следствием которого могут стать инсайты, приводящие к развитию психологического знания и углублению понимания его феноменологии.

В заключение же желаю Владимиру Николаевичу биопсихосоцио-осознаваемо-бессозна-тельно-экзистенциальной гармонии, комфортной среды и активности, позволяющей совершать возможное и невозможное. А журналу желаю успехов в формировании экокультурной диалогической среды развития психологического знания, превращения в место для диалога свободно мыслящих со знанием людей, заинтересованных не в удовлетворении собственных амбиций, а в созидании психологического познания.

Литература

Асмолов, А. Г. (2012) Кризисы психологии в сетевом столетии (выступление на V съезде РПО). Российский психологический журнал, т. 9, № 1, с. 7-11.

Асмолов, А. Г. (2017) Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия. В кн.: Д. Б. Богоявленская (ред.). От истоков к современности: 130 лет Московскому психологическому обществу: материалы юбилейной конференции. Т. VI. М.: Когито-Центр, с. 79-95.

Кругликов, В. А. (2010) Остранение. В кн.: Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3: Н — С. М.: Мысль, с. 171.

Леонтьев, Д. А., Моспан, А. Н. (2017) Картина мира, мировоззрение и определение неопределенного. Мир психологии, № 2 (90), с. 12-19.

Панфёров, В. Н. (2015) Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 761 с.

Панфёров, В. Н., Безгодова, С. А., Васильева, С. В. и др. (2018) Структурная модель психической организации в контексте интеграционного подхода к психологии человека. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 187, с. 30-39.

Панфёров, В. Н., Микляева, А. В. (2019) Принцип целостности в интеграции психологического знания. Психологический журнал, т. 40, № 2, с. 5-14.

Соломин, В. П. (2015) Вступительное слово. В кн.: В. Н. Панфёров. Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 4-8.

Янчук, В. А., Сапего, Е. И. (2017) Диалогическая интердетерминация в психологической феноменологии: пример профессиональной деформации педагогов. Интеграция образования, т. 21, № 3 (88), с. 459-476.

Янчук, В. А. (2013a) Экокультурная образовательная среда: формирование и развитие. Часть 1: Образование, наука и инновации. Адукацыя i выхаванне, № 1, с. 69-76.

Янчук, В. А. (2013b) Экокультурная образовательная среда: формирование и развитие. Часть 2: От культурной к межкультурной компетентности. Адукацыя i выхаванне, № 7, с. 60-67.

Янчук, В. А. (2016) Л. С. Выготский и культурный переворот в психологии. В кн.: С. Л. Богомаз (ред.). Психологический Vademecum: Витебщина Л. С. Выготского: сборник научных статей. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, с. 21-33.

Янчук, В. А. (2017) Социокультурно-интердетерминистская диалогическая метатеория интеграции психологического знания. В кн.: Д. Б. Богоявленская (ред.). От истоков к современности: 130 лет Московскому психологическому обществу:материалы юбилейной конференции. Т. VI. М.: Когито-Центр, с. 297-331.

Янчук, В. А. (2018a) Культурно-диалогическая метаперспектива интеграции психологии в условиях неопределенности и конструктивистского многообразия. Методология и история психологии, вып. 1, с. 124-154. DOI: 10.7868/S1819265318010089

Янчук, В. А. (2018b) Культурно-диалогический интердетерминистский метаподход к анализу психологической феноменологии: теоретико-прикладные возможности. Теоретичт до^дження у психологи, т. IV, с. 21-82.

Янчук, В. А. (2018c) Эпистемологический потенциал конструкта «культурно-диалогический интердетерминизм». В кн.: И. Т. Касавин, Т. Д. Соколова, В. А. Лекторский и др. (ред.). История и философия науки в эпоху перемен: в 6 т. Т. 3. М.: Изд-во «Русское общество истории и философии наук», с. 70-73.

Balliet, D., Tybur, J. M., Van Lange, P. A. M. (2017) Functional interdependence theory: An evolutionary account of social situations. Personality and Social Psychology Review, vol. 21, no. 4, pp. 361-388. DOI: 10.1177/1088868316657965

Bandura, A. (2006) Toward a psychology of human agency. Perspectives on Psychological Science, vol. 2, no. 1, pp. 164-180. DOI: 10.1111/j.1745-6916.2006.00011.x

Basto, I., Stiles, W. B., Bento, T. et al. (2018) Fluctuation in the assimilation of problematic experiences: A case study of dynamic systems analysis. Frontiers in Psychology, vol. 9, article 1119. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01119

Crumley, C. L. (ed.). (1994) Historical ecology: Cultural knowledge and changing landscapes. Santa Fe, NM: School of American Research Press, 304 p.

Crumley, C. L., Kolen, J. C. A., de Kleijn, M., van Manen, N. (2017) Studying long-term changes in cultural landscapes: Outlines of a research framework and protocol. Landscape Research, vol. 42, no. 8, pp. 880-890. DOI: 10.1080/01426397.2017.1386292

Gelo, O. C. G., Salvatore, S. (2016) A dynamic systems approach to psychotherapy: A meta-theoretical framework for explaining psychotherapy change processes. Journal of Counseling Psychology, vol. 63, no. 4, pp. 379-395. DOI: 10.1037/cou0000150

Goli, Z., Yanchuk, V. A. (2012) Effect of racial and ethnical differences in pain perception: Explaining the effective mechanisms on it. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, no. 3-4, pp. 41-49.

Linell, P. (2009) Rethinking language, mind, and world dialogically: Interactional and contextual theories of human sense-making. Charlotte, NC: Information Age Publishing, 482 p.

Martinussen, M. (2019) Critical social psychology and interdisciplinary studies of personal life: Greater than the sum of its parts. Social and Personality Psychology Compass, vol. 13, no. 1, article e12428. DOI: 10.1111/spc3.12428 Ryan, R. M., Deci, E. L. (2017) Self-determination theory. Basic psychological needs in motivation, development,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and wellness. New York: Guilford Press, 756 p. Salgado, J., Clegg, J. W. (2011) Dialogism and the psyche: Bakhtin and contemporary psychology. Culture & Psychology,

vol. 17, no. 4, pp. 421-440. DOI: 10.1177/1354067X11418545 Sternberg, R. J. (2017). Mountain climbing in the dark: Introduction to the special symposium on the future direction of psychological science. Perspectives on Psychological Science, vol. 12, no. 4, pp. 649-651. DOI: 10.1177/1745691617719252

Toomela, A. (2007) Culture of science: Strange history of the methodological thinking in psychology. Integrative

Psychological & Behavioral Science, vol. 41, no. 1, pp. 6-20. DOI: 10.1007/s12124-007-9004-0 van Geert, P. (1997) Que será, será: Determinism and nonlinear dunemic model building in development. In: A. Fogel, M. C. D. P. Lyra, J. Valsiner (eds.). Dynamics and indeterminism in developmental and social processes. New York: Psychology Press, pp. 13-38. Wallis, S. (2010) Toward a science of metatheory. Integral Review: A Transdisciplinary and Transcultural Journal

For New Thought, Research, and Praxis, vol. 6, no. 3, pp. 73-115. West, A. L., Zhang, R., Yampolsky, M., Sasaki, J. Y. (2017) More than the sum of its parts: A transformative theory of biculturalism. Journal of Cross-CulturalPsychology, vol. 48, no. 7, pp. 963-990. DOI: 10.1177/0022022117709533 Witherington, D. W. (2007) The dynamic systems approach as metatheory for developmental psychology. Human

Development, vol. 50, no. 2-3, pp. 127-153. DOI: 10.1159/000100943 Yanchuk, V. (2017) Dialogical interdetermination in risky behavior prevention. In: M. Dubis (ed.). Rodzina iszkota

wobec zachowan ryzykownych. Lublin: Innovatio Press, pp. 199-219. Yanchuk, V. A. (2018d) The theoretical and empirical foundations of the sociocultural-interdeterminist dialogical metatheory of the integration of psychological knowledge. Journal of Russian & East European Psychology, vol. 55, no. 2-3, pp. 241-286. DOI: 10.1080/10610405.2018.1529531 Yanchuk, V. A. (2019) Cultural-dialogic interdeterminist perspective for mental health and well-being. International Journal of Emergency Mental Health and Human Resilience, vol. 21, pp. 23-24.

References

Asmolov, A. G. (2012) Krizisy psikhologii v setevom stoletii (vystuplenie na V s'ezde RPO) [Crises of psychology in the network century (speech on the 5th RPO congress)]. Rossijskijpsikhologicheskij zhurnal — Russian Psychological Journal, vol. 9, no. 1, pp. 7-11. (In Russian) Asmolov, A. G. (2017) Psikhologiya sovremennosti: vyzovy neopredelennosti, slozhnosti i raznoobraziya [Psychology of modernity: Challenges of uncertainty, complexity and diversity]. In: D. B. Bogoyavlenskaya (ed.). Ot istokov k sovremennosti: 130 let Moskovskomu psikhologicheskomu obshchestvu: materialy yubilejnoj konferentsii [From the beginnings to the present: 130 years of the Moscow Psychological Society: Proceedings of the jubilee conference]. Vol. 6. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., pp. 79- 95. (In Russian) Balliet, D., Tybur, J. M., Van Lange, P. A. M. (2017) Functional interdependence theory: An evolutionary account of social situations. Personality and Social Psychology Review, vol. 21, no. 4, pp. 361-388. DOI: 10.1177/1088868316657965 (In English)

Bandura, A. (2006) Toward a psychology of human agency. Perspectives on Psychological Science, vol. 2, no. 1,

pp. 164-180. DOI: 10.1111/j.1745-6916.2006.00011.x (In English) Basto, I., Stiles, W. B., Bento, T. et al. (2018) Fluctuation in the assimilation of problematic experiences: A case study of dynamic systems analysis. Frontiers in Psychology, vol. 9, article 1119. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01119 (In English)

Crumley, C. L. (ed.). (1994) Historical ecology: Cultural knowledge and changing landscapes. Santa Fe, NM: School

of American Research Press, 304 p. (In English) Crumley, C. L., Kolen, J. C. A., de Kleijn, M., van Manen, N. (2017) Studying long-term changes in cultural landscapes: Outlines of a research framework and protocol. Landscape Research, vol. 42, no. 8, pp. 880-890. DOI: 10.1080/01426397.2017.1386292 (In English) Gelo, O. C. G., Salvatore, S. (2016) A dynamic systems approach to psychotherapy: A meta-theoretical framework for explaining psychotherapy change processes. Journal of Counseling Psychology, vol. 63, no. 4, pp. 379-395. DOI: 10.1037/cou0000150 (In English) Goli, Z., Yanchuk, V. A. (2012) Effect of racial and ethnical differences in pain perception: Explaining the effective

mechanisms on it. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, no. 3-4, pp. 41-49. (In English) Kruglikov, V. A. (2010) Ostranenie [Detachment]. In: Novaya filosofskaya entsiklopediya [New philosophical

encyclopedia]: In 4 vols. Vol. 3: N — S. Moscow: Mysl' Publ., p. 171. (In Russian) Leont'ev, D. A., Mospan, A. N. (2017) Kartina mira, mirovozzrenie i opredelenie neopredelennogo [Picture of the world, worldview and the definition of uncertain]. Mir psikhologii — World of Psychology, no. 2, pp. 12-19. (In Russian)

B. A. HunyK

Linell, P. (2009) Rethinking language, mind, and world dialogically: Interactional and contextual theories of human

sense-making. Charlotte, NC: Information Age Publishing, 482 p. (In English) Martinussen, M. (2019) Critical social psychology and interdisciplinary studies of personal life: Greater than the sum of its parts. Social and Personality Psychology Compass, vol. 13, no. 1, article e12428. DOI: 10.1111/spc3.12428 (In English)

Panferov, V. N. (2015) Integral'nyj sintezpsikhologii cheloveka v nauke, v obrazovanii, v sotsial'nom vzaimodejstvii [Integral synthesis of human psychology in science, in education, in social interaction]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 761 p. (In Russian) Panferov, V. N., Bezgodova, S. A., Vasilyeva, S. V. et al. (2018) Strukturnaya model' psikhicheskoj organizatsii v kontekste integrativnogo podkhoda k psikhologii cheloveka [A structural model of mental organization in the context of integrative approach to human psychology]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 187, pp. 30-39. (In Russian)

Panferov, V. N., Miklyaeva, A. V. (2019) Printsip tselostnosti v integratsii psikhologicheskogo znaniya [The principle of wholeness in the integration of psychological knowledge]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 40, no. 2, pp. 5-14. (In Russian)

Ryan, R. M., Deci, E. L. (2017) Self-determination theory. Basic psychological needs in motivation, development,

and wellness. New York: Guilford Press, 756 p. (In English) Salgado, J., Clegg, J. W. (2011) Dialogism and the psyche: Bakhtin and contemporary psychology. Culture & Psychology,

vol. 17, no. 4, pp. 421-440. DOI: 10.1177/1354067X11418545 (In English) Solomin, V. P. (2015) Vstupitel'noe slovo [Introduction]. In: V. N. Panferov. Integral'nyj sintez psikhologii cheloveka v nauke, v obrazovanii, v sotsial'nom vzaimodejstvii [Integral synthesis of human psychology in science, in education, in social interaction]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 4-8. (In Russian)

Sternberg, R. J. (2017). Mountain climbing in the dark: Introduction to the special symposium on the future direction

of psychological science. Perspectives on Psychological Science, vol. 12, no. 4, pp. 649-651. DOI: 10.1177/1745691617719252 (In English)

Toomela, A. (2007) Culture of science: Strange history of the methodological thinking in psychology. Integrative Psychological & Behavioral Science, vol. 41, no. 1, pp. 6-20. DOI: 10.1007/s12124-007-9004-0 (In English) van Geert, P. (1997) Que será, será: Determinism and nonlinear dunemic model building in development. In: A. Fogel, M. C. D. P. Lyra, J. Valsiner (eds.). Dynamics and indeterminism in developmental and social processes. New York: Psychology Press, pp. 13-38. (In English) Wallis, S. (2010) Toward a science of metatheory. Integral Review: A Transdisciplinary and Transcultural Journal

For New Thought, Research, and Praxis, vol. 6, no. 3, pp. 73-115. (In English) West, A. L., Zhang, R., Yampolsky, M., Sasaki, J. Y. (2017) More than the sum of its parts: A transformative theory of biculturalism. Journal of Cross-CulturalPsychology, vol. 48, no. 7, pp. 963-990. DOI: 10.1177/0022022117709533 (In English)

Witherington, D. C. (2007) The dynamic systems approach as metatheory for developmental psychology. Human

Development, vol. 50, no. 2-3, pp. 127-153. DOI: 10.1159/000100943 (In English) Yanchuk, V. (2017) Dialogical interdetermination in risky behavior prevention. In: M. Dubis (ed.). Rodzina iszkota wobec zachowan ryzykownych [Family and school against risky behavior]. Lublin: Innovatio Press, pp. 199-219. (In English)

Yanchuk, V. A. (2018d) The theoretical and empirical foundations of the sociocultural-interdeterminist dialogical metatheory of the integration of psychological knowledge. Journal of Russian & East European Psychology, vol. 55, no. 2-3, pp. 241-286. DOI: 10.1080/10610405.2018.1529531 (In English) Yanchuk, V. A. (2019) Cultural-dialogic interdeterminist perspective for mental health and well-being. International

Journal of Emergency Mental Health and Human Resilience, vol. 21, pp. 23-24. (In English) Yanchuk, V. A. (2013a) Ekokul'turnaya obrazovatel'naya sreda: formirovanie i razvitie. Chast' 1: Obrazovanie, nauka i innovatsii [Ecocultural educational environment: Formation and development. Pt. 1: Education, science and innovation]. Adukatsyja i vykhavannie, vol. 1, pp. 69-76. (In Russian) Yanchuk, V. A. (2013b) Ekokul'turnaya obrazovatel'naya sreda: formirovanie i razvitie. Chast' 2: Ot kul'turnoj k mezhkul'turnoj kompetentnosti [Eco-cultural educational environment: formation and development. Pt. 2: From cultural to intercultural competence]. Adukatsyja i vykhavannie, vol. 7, pp. 60-67. (In Russian) Yanchuk, V. A. (2016) L. S. Vygotskij i kul'turnyj perevorot v psikhologii [L. S. Vygotsky and cultural earthshaker in psychology]. In: S. L. Bogomaz (ed.). Psikhologicheskij Vademecum: Vitebshchina L. S. Vygotskogo [Psychological Vademecum: Vitebsk Region of L. S. Vygotsky]. Vitebsk: Vitebsk State University named after P. M. Masherov Publ., pp. 21-33. (In Russian) Yanchuk, V. A. (2017) Sotsiokul'turno-interdeterministskaya dialogicheskaya metateoriya integratsii psikhologicheskogo znaniya [Sociocultural-interdeterminist dialogical metatheory for the integration of psychological knowledge]. In: D. B. Bogoyavlenskaya (ed.). Ot istokov k sovremennosti: 130 let Moskovskomu psikhologicheskomu obshchestvu: materialy yubilejnoj konferentsii [From the beginnings to the present: 130 years of the Moscow

Psychological Society: Proceedings of the jubilee conference]. Vol. 6. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., pp. 297-331. (In Russian)

Yanchuk, V. A. (2018a) Kul'turno-dialogicheskaya metaperspektiva integratsii psikhologii v usloviyakh neopredelennosti i konstruktivistskogo mnogoobraziya [Cultural-dialogical meta-perspective on the integration of psychology in the face of uncertainty and constructivist diversity]. Metodologiya i istoriya psikhologii — Methodology and History of Psychology, vol. 1, pp. 124-154. DOI: 10.7868/S1819265318010089 (In Russian) Yanchuk, V. A. (2018b) Kul'turno-dialogicheskij interdeterministskij metapodkhod k analizu psikhologicheskoj fenomenologii: teoretiko-prikladnye vozmozhnosti [Cultural-dialogic interdeterminist metaapproach for psychological phenomenology analysis: Theoretical-applied possibilities]. Teoretychni doslidzhennia upsykholohii, vol. IV, pp. 21-82. (In Russian) Yanchuk, V. A. (2018c) Epistemologicheskij potentsial konstrukta "kul'turno-dialogicheskij interdeterminizm" [Epistemological potential of the construct "cultural-dialogical interdeterminism"]. In: I. T. Kasavin, T. D. Sokolova, V. A. Lektorskij et al. (eds.). Istoriya i filosofiya nauki v epokhu peremen [History and philosophy of science in an era of change]: In 6 vols. Vol. 3. Moscow: Russian Society for History and Philosophy of Science Publ., pp. 70-73. (In Russian)

Yanchuk, V. A., Sapego, E. I. (2017) Dialogicheskaya interdeterminatsiya v psikhologicheskoj fenomenologii: primer professional'noj deformatsii pedagogov [Dialogical interdetermination in psychological phenomenology of education: An example of teachers' professional deformation]. Integratsiya obrazovaniya — Integration of Education, vol. 21, no. 3 (88), pp. 459-476. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.