Научная статья на тему 'Культурная традиция в вузовском образовании'

Культурная традиция в вузовском образовании Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурная традиция в вузовском образовании»

КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Современная социокультурная ситуация характеризуется изменением роли традиции в жизни человека и мирового сообщества. Такие изменения связаны с ростом динамики инновационных процессов; расширяющегося диалога культур; глобализации, ориентированной на распространение однородных культурных образцов и нивелирование культурных различий; с наступлением массовой культуры и её стремлением к унификации, упрощению и минимизации духовных потребностей; с невиданной ранее мобильностью человека, который перестал быть привязанным к одной социальной и культурной среде. Всё это поставило вопрос не только о выяснении роли и места традиции, в том числе и традиции сохранения культурного наследия, но и об ограниченности возможностей использования исторического опыта. В связи с этим актуальность изучения и сохранения культурного и исторического наследия возрастает, приобретая особую ценность и неся важную смысловую нагрузку.

Наиболее остро, в силу целого ряда причин, эти проблемы стоят перед Россией. Распад Советского Союза, крах коммунистической идеологии поставили современное российское общество в условия поиска новых ценностных и культурных ориентиров, осознания новых границ своей идентичности. Самим же обществом, находящимся в ситуации раскола и духовного кризиса, который наиболее зримо проявляется в настроениях безразличия и социальной апатии, распространении идей национально-религиозной исключительности, углублении социальной и национальной розни, нарастании агрессивности, возрождаются извлекаемые из исторического прошлого традиции, поддерживающие стремление национально-этнических общностей и субъектов власти к культурному и территориальному обособлению, или предпринимаются попытки реанимировать надуманные дореволюционные традиции. Во всё более открытом и остром противостоянии сторонников и противников современных преобразований в России отчетливо проявляется понимание значения культурной составляющей, роли и места культуры как в обосновании исторического выбора, так и в процессе культурно-исторической самоидентификации российского общества.

Философ ХЕХ века Ж.Э. Ренан сказал: «Вопрос об образовании есть для современного общества вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее». В настоящее время проблема образования серьезно волнует думающих людей всего мира. В ряде научных публикаций достаточно обстоятельно рассматривается существо кризиса образования и выделяются наиболее важные его стороны, в частности, нарастание разрыва между образованием и культурой; проблемы развивающейся ущербной культуры, возникающие из-за узкой специализации в образовании и всё большего расхождения субкультур. Основными чертами кризиса отечественного образования являются

бездуховность, неэффективность, так как большинство выпускников не работает по специальности.

В качестве частного случая общего кризиса образования можно сказать и о кризисе гуманитарного образования. В настоящее время необходимо больше внимания уделять проблемам, требующим своего решения: каким должен быть специалист XXI века, каким должен быть профессорско-преподавательский состав. Среди необходимых составляющих, которые будут способствовать существенному «оздоровлению» образования, немаловажную роль должны играть духовные и культурно-нравственные ценности. Решить данные задачи без гуманитарного знания просто невозможно. Современная молодежь должна научиться не просто получать информацию из различных источников, но, самое главное, уметь ею пользоваться. Неслучайно И. Кант ещё в 1784 году в работе «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» писал: «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим разумом без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им... Sapere aude - имей мужество пользоваться собственным умом - таков, следовательно, девиз Просвещения».

Целью современного образования должен стать homo moralis - человек моральный, духовный, то есть человек с совестью, который различает добро и зло, сам определяет для себя нравственные предписания (так складывается его «самоопределение») и требует от себя их соблюдение. Такой человек свободен. Свобода и общение выражается в творчестве, только при этом формируется ответственность перед другими и перед собой за свои мысли, поступки, действия, а в итоге - за свое развитие. Таким образом, духовность - это главное богатство,

итоговая характеристика человека, для которого значимая цель состоит в усвоении и переработке духовных ценностей культуры. Однако индивидуально освоенные любые знания имеют ценностное, культурное наполнение, когда они усваиваются человеком в деятельности, поэтому культуру, менталитет считают явлениями национального характера, а кроме общечеловеческих ценностей существуют (как их составная часть) ценности национально-культурные.

Современной молодежи очень сложно ориентироваться в том потоке информации, который обрушился на неё стремительным водопадом не всегда качественных идей. Ход реформы образования на современном этапе сделал ещё более актуальным высказывание Антуана де Сент-Экзюпери о том, что «...убогое представление о культуре у тех, кто полагает, будто она сводится к затверженным формулам. Последний школяр на отделении точных наук знает о законах природы куда больше, чем знали Декарт и Паскаль. Но способен ли школяр мыслить как они?».

На смену утраченных идеалов пришел мучительный поиск новых истин, порождая широкое разнообразие идей и убеждений, часто противоречивых и противоборствующих, иногда остающихся верой отдельной личности, а нередко обретающих характер всё подчиняющей себе всеобщей идеологической системы.

Вопрос о культурной традиции в воспитании в настоящее время - это вопрос о нравственности, культуре нации. Иначе могут произойти необратимые процессы: личность, подстраиваясь под чужую культуру, язык, под становящийся нормой жаргон, меняется, и эти изменения могут привести к потере культурных и нравственных ориентиров. «Любовь к отеческим гробам» станет непонятным тезисом для будущей молодежи.

Единственным выходом из этого положения является не дальнейшее совершенствование внешней среды, а совершенствование человека, его духовного мира.

Всё это требует изменения основных направлений в развитии вузовского гуманитарного образования, такой перестройки методов и целей обучения, которая обеспечила бы будущим специалистам достижение вершин в профессиональной, творческой и духовно-нравственной сферах деятельности.

Член Редакционной коллегии

профессор - заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, д.и.н., профессор

В.Г. Качалова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.