Виктор РУСАНОВ
КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ СОВРЕМЕННОСТИ
В статье предпринята попытка определения путей социальной стабилизации российского общества посредством политической интеграции различных по культурной традиции, вероисповеданию этносов в политически единый народ при сохранении и развитии культурного своеобразия.
This paper attempts to determine ways of social stabilization of Russian society with the help of political integration of different nations into political united nation with keeping and developing culture originality.
Ключевые слова:
национальная политика, этнокультурное своеобразие, межнациональная конфликтность, социальное управление, социальная саморегуляция; national policy, ethnic and cultural originality, interethnic conflicts, social management, social self-regulation.
События недавнего времени свидетельствуют о том, что дегуманизация социально - этнических отношений, возрастание межэтнической нетерпимости развиваются во всем миро -вом сообществе. В России же в силу исторических, социально -психологических и геополитических факторов эти тенденции про -являются наиболее отчетливо. Об этом свидетельствуют и резуль -таты исследования, проведенного социологическим центром «Росс -XXI век».
На первый вопрос анкеты: «Как вы оцениваете государственные и социальные институты, действующие в России и в области (в их число входят и разного рода национально - культурные объедине -ния)», — в 2005 г. заявили, что не доверяют никому, 28% респонден -тов, а в 2012 г. — 35%. При этом в наиболее значимой возрастной категории от 30 до 50 лет число не доверяющих никому и ничему приближается к 50%.
Российская парадигма межнациональных отношений зиждется не на подчеркивании межнациональных различий в пределах тер риториального, поселенческого сообщества, а на поддержании сте -реотипов социально одобряемого поведения. Поэтому представи -тели различных этносов нередко бывают настоящими друзьями в самом высоком смысле этого слова, а представители одного этноса — неприятелями. Тем не менее оценка представителей различных этносов, формирующаяся на основе социального опыта межэт нического взаимодействия, важна для соседского сообщества. По результатам анализируемого исследования эта оценка выражается через индексы межнациональной конфликтности и согласия.
Наибольшей конфликтностью, по мнению интернационального сообщества Саратовской обл., и наибольшей неприемлемостью для общества отмечены чеченцы и цыгане. Это не означает, конечно, что на территории Саратовской обл. нет населенных пунктов, где в мире и согласии уживаются чеченцы или цыгане с представите -лями других этносов. Мирное сосуществование, однако, зиждется на необходимости постоянного доказывания представителями этих «тревожащих» этносов своей порядочности, лояльности властям и соседям. В случае каких -либо происшествий, неясных конфликтов, не только подозрения, но и скоропалительные обвинения немед -ленно касаются проживающих по соседству цыган или чеченцев.
Решение проблем недоверия в этносоциальных отношениях имеет важнейшее значение в работе органов местного самоуправления и государственной власти. На практике, как свидетельствует опыт разрешения разного рода социальных конфликтов в Саратовской
РУСАНОВ Виктор Алексеевич — доцент кафедры гуманитарных наук Энгельсского технологического института — филиала СГТУ им. Ю.А. Гагарина anovrus@bk.ru
обл., самым эффективным и вместе с тем самым гуманным методом является плано -мерный мониторинг ситуации в этнически неоднородных поселениях и постоянная забота о взаимной адаптации этнических общин. Методы этой адаптации вклю -чают привлечение к решению локаль -ных проблем всего населения, включая представителей «тревожащих» этносов, совместное участие в рекреационных и культурных мероприятиях, совместные акции молодежи. Иными словами, госу -дарство и муниципалитеты должны пре -одолевать самоизоляцию этнических общ -ностей, формировать единое социально -политическое пространство, заботясь при этом о сохранении культурного своеобра -зия этнических сообществ.
Результаты исследования свидетель -ствуют о росте доброжелательного отно шения к переселенцам и «гастарбайте -рам». Русских, русскоязычных переселен -цев в 2012 г. готовы принять около 70% населения Саратовской обл. против 55% в 2005 г. Выросли дружелюбные настрое -ния за последние 5 лет почти на 7—10% по отношению к украинцам, молдаванам, казахам. Отношение к другим этносам, представители которых традиционно при -езжают в Россию на заработки, практиче ски не изменилось.
Женщины более настороженно отно -сятся к переселенцам. Мужчины опе -режают их, как правило, на 5—10%. Например, в качестве новых соседей не отказались бы видеть корейцев, таджиков, узбеков около 15% мужчин и только около 7% женщин.
Молодые люди в возрасте 16—30 лет относятся к мигрантам более позитивно, чем представители старших поколе ний, в среднем, примерно на 5%. Эти цифры явно противоречат статистике роста участников разного рода национа листических объединений и повышения их активности. Объяснить это противо речие можно тем, что этнически экстре мистские молодежные группировки пока еще немногочисленны, их представители чувствуют свою изолированность, непри -знание обществом. Они редко попадают в выборку социологических исследований и неискренны в ответах.
Считают себя россиянами и признают равные права всех народов России 55% наших сограждан. В 2005 г. этих взгля -дов придерживались 42% респондентов.
Доверяют в большей мере людям своей национальности 29% населения области против 43% в 2005 г. Столь позитивная динамика интернационализма может сви детельствовать лишь о том, что, несмотря на бездарную и бестолковую политику властей, общество приобретает, а скорее, вспоминает определенный опыт межна -ционального общения своих прародите -лей в новых социально - экономических условиях. При этом число людей, считаю -щих национальность ложной ценностью и признающих себя гражданами мира, сократилось с 18% в 2005 г. до 11% в 2010. Люди во взвихренном реформами обще -стве постепенно приходят к осознанию сложности и многообразия социальных процессов современности, противоречия которых невозможно решить ни с помо -щью насилия, ни бегством в иллюзорный мир всеобщего тоталитарного равенства.
Столь отрадную для ученых и управлен -цев социологическую картину несколько омрачает зафиксированное в результатах опроса мнение о том, что нужно вести борьбу с засильем нерусских во вла-сти, бизнесе и торговле. В 2005 г. такого мнения придерживались 44% респондентов, а в 2012 — почти 50%. Половина населения недовольно тем, что у власти политической и экономической — пред -ставители не русского, а иных этносов. При этом из бесед с респондентами в ходе этого и других исследований можно прийти к выводу, что речь идет в большей степени о недоверии к представителям нероссийских народов, за исключением украинцев, белорусов, традиционно счи -тающихся «тоже русскими». В сфере биз -неса проблема была воспринята острее и ранее, чем во власти. Разрешили ее про -сто: убрали из названий и даже офици -альных документов нерусские фамилии владельцев предприятий, фирм. При этом фактическими владельцами остались прежние хозяева, но острота социальной конфликтности значительно снизилась.
За семь прошедших лет практически не изменилось число сограждан, счи -тающих, что война между христианской и мусульманской цивилизациями в нынешнем веке неизбежна. Таковых по - прежнему около 10%, и большинство и них — мужчины в возрасте 30—50 лет. Треть женщин и 16% мужчин считают, что русские в России должны иметь больше прав, чем национальные мень
шинства. Столь существенный разброс показателей можно объяснить меньшей социальной и экзистенциальной защи щенностью женщин, традиционно пре небрежительным отношением к женщи нам выходцев из многих республик быв шего СССР.
Наибольшую тревогу у населения обла сти вызывает рост стоимости и низкое качество жилищно - коммунальных услуг — 70% респондентов озабочены этим неиз -менно на протяжении семи лет. Опасность межнациональных и межконфессиональ -ных конфликтов отмечают около 20% населения. Это 19 - е место в рейтинге проблем из 20, отслеживаемых в опросе. Больше всего этого опасаются люди стар -шего поколения — треть респондентов старше 50 лет. Вероятно, это объясняется контрастом благостной картины единения советского народа с частыми тревожными известиями о конфликтных столкнове -ниях в настоящее время.
Считает, что жить трудно, но терпеть можно, примерно половина населения Саратовской обл., а 35% населения счи -тает условия своей жизни невыносимыми. Только 18% заявили, что у них все нор мально и условия жизни их устраивают. Столь неутешительная ситуация сводит на нет все усилия властей и общественности по консолидации общества, гармонизации межнациональных отношений. Проблемы приватно - экзистенциального характера не решить увещеваниями, политиче -скими кульбитами, пропагандой. Зрелища эффективны только при наличии хлеба. России сейчас нужна не столько «сильная рука», надежды на которую не оправда -
лись, а сильная и добродетельная полити -ческая воля.
Таким образом, национальная политика России сформировалась, в сущности, спонтанно, без участия корыстолюбивых чиновников, никчемных депутатов и оча рованных Западом ученых. Тысячу с лиш ним лет славянские племена, двигаясь с Запада на Восток, принимали в свой состав множество различных этносов. Часть из них ассимилировались, но внесли свой вклад в уникальную российскую культуру, часть сохранили определенную обособленность. Опыт практически бескон фликтного взаимодействия российских этносов на обширном пространстве рос сийской цивилизации сродни совместной работе множества людей — каждый делает свое дело, но при необходимости подклю -чается к общему делу. Это — российская парадигма социальной жизни. На Западе социальные взаимодействия строго регла -ментированы, как в определенной, стан -дартной игре. Искусственно создать для России какую -то национальную идею, доктрину — означает навязать чуждый образ мыслей и собственного осмысле ния. Российский интегрирующий народ и многочисленные, многообличные россий -ские этносы давно уже стали пророками в отечестве своем и строят свою жизнь, в т.ч. и межнациональные отношения, по древ -ним образцам взаимного интереса и ува -жения, на основе социальной саморегуляции. От властей в этом случае требуется только своевременно гасить эксцессы, вызываемые неуравновешенными, неа декватными личностями. На это, будем надеяться, у них ума хватит.