Научная статья на тему 'Культурная сопротивляемость'

Культурная сопротивляемость Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
73
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ / ОБЩИННАЯ СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ / СЕМЕЙНАЯ СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ / СТРАТЕГИЯ СОДЕЙСТВИЯ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ / RESISTIBILITY / CULTURAL RESISTIBILITY / ETHNIC RESISTIBILITY / COMMUNAL RESISTIBILITY / FAMILY RESISTIBILITY / STRATEGY OF ASSISTANCE OF RESISTIBILITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Serban Lonescu

В настоящее время растет интерес к явлению сопротивляемости на преодоление различных трудностей, с которыми встречаются люди в современном обществе. Это может быть этническая, семейная, общинная сопротивляемость и другие. Сопротивляемостьэто многомерное явление, с множеством граней, которые по-разному раскрываются в зависимости от функции, контекста, возраста, пола и культуры. Автор в работе рассматривает различные точки зрения на стратегию, используемую для содействия сопротивляемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Now interest to the phenomenon of resistibility on overcoming of various difficulties which there are people in a modern society grows. It can be ethnic, family, communal resistibility and others. Resistibility is a multivariate phenomenon, with set of sides which are differently opened depending on function, context, age, a floor and culture. The author in work considers the various points of view on the strategy used for assistance of resistibility.

Текст научной работы на тему «Культурная сопротивляемость»

Раздел 5 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

Ведущие эксперты раздела:

АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ШАПОВАЛОВ — доктор педагогических наук, профессор Барнаульского государственного педагогического университета (г. Барнаул)

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Барнаульского государственного педагогического университета (г. Барнаул) Эксперты раздела:

НАДЕЖДА ИВАНОВНА КУДЕРМЕКОВА — кандидат педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА ЛУКЬЯНЕНКО — кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

УДК 15.81.61

БегЬап Iопевеи, д-р психол. наук, д-р мед. наук, проф. ун-та Париж-8, г. Париж, Франция

КУЛЬТУРНАЯ СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ

В настоящее время растет интерес к явлению сопротивляемости на преодоление различных трудностей, с которыми встречаются люди в современном обществе. Это может быть этническая, семейная, общинная сопротивляемость и другие. Сопротивляемость— это многомерное явление, с множеством граней, которые по-разному раскрываются в зависимости от функции, контекста, возраста, пола и культуры. Автор в работе рассматривает различные точки зрения на стратегию, используемую для содействия сопротивляемости.

Ключевые слова: сопротивляемость, культурная сопротивляемость, этническая сопротивляемость, общинная сопротивляемость, семейная сопротивляемость, стратегия содействия сопротивляемости.

В течение последних десяти лет растет интерес к явлению, которое стали называть «культурная сопротивляемость», в частности особое внимание уделяется причинам, истокам происхождения понятия сопро тивления.

Некоторые психологи находят происхождение данного понятия в мифе об американском герое, в книгах унитарного пастора Алжира, жившего в XIX веке. В своих многочисленных произведениях он представляет американскую точку зрения — довольно оптимистическую, основанную на особенностях этого общества. Главным действующим лицом этих сочинений является подросток — сирота (что типично для этих произведений), он должен найти свой путь в большом городе в сложных социальных и финансовых условиях. Кроме того, чтобы решить свои проблемы, подросток должен рассчитывать только на себя. Таким образом, происхождение явления сопротивляемости находилось бы в контексте культуры, где особое внимание уделяется индивидуализму и усилиям, ориентированным на возрастающую социальную мобильность, где успех должен быть результатом личных усилий индивида и тем самым приемлемым исходом будет победа самого достойного. Конечно же, все это наталкивает на мысль об американском обществе, и такое видение происхождения сопротивляемости объясняет большую часть идеологической критики в его адрес.

На наш взгляд, это заблуждение. Понятие «сопротивляемость» не может быть сведено к такому упрощенному представлению. Связи с американской культурой можно провести и по-другому. Развертывание исследований понятия сопротивляемости и его распространенность в США отражает скорее то, что сопротивляемость лучше адаптируется к американскому мента-

литету, более оптимистическому, позитивному, сконцентрированному на преодолении трудностей. Но сопротивляемость — более сложное явление, чем достижение выдающихся героев Алжира.

В свою очередь мы защищаем тезис об универсальности сопротивляемости, выражен ной способности и приведенному в действие процессу, чтобы противостоять несчастьям и травматизму. Мы также подчеркиваем тот факт, что контекст культуры привносит модуляции, нюансы в способы выражения сопротивляемости и то, что есть факторы защиты, особенные у разных культур. Существуют нормы культуры, которые призваны регулировать и рассматривать как приспособление некоторые типы копирования и типы поведения.

Первым, кто заговорил не о культурной сопротивляемости, а об этнической сопротивляемости, был Алехандро Портез Г101. Он провел продольное исследование этнического сознания у группы изгнанников с Кубы по их прибытии в США в 1970 и через три года и шесть лет после этого. В своем исследовании Портез исходил из двух противоположных гипотез: ассимиляции и сопротивляемости. Следуя второй гипотезе, Портез описывает две ситуации:

1.«Этническое огораживание (пояс укреплений)» — группа, уединившаяся в хорошем определенном месте пребывания или в лоне оккупационной структуры, в которой она трудится.

2. «Этнические соревнования» характеризуется отказом от анклавов, в которых живут меньшинства. Таким образом, члены этих малочисленных групп могут выполнять все виды деятельности и играть все роли, при этом имея возможность соревноваться с другими груп пами. Осознание этнических и

культурных дифференций повышается у индивидов, которые следуют по этому пути, и составляет фундамент их мобилизации. Результаты, полученные Портезом, говорят в пользу эффективности второго пути, этот тип является более приспособленным к сопротивляемости.

Теперь давайте посмотрим, какие же факторы культуры способствуют семейной сопротивляемости. Во время исследования. проведенного в 15-ти семьях разного происхождения: афро-американской. мексиканской. пуэрториканской. юго-восточной Азии. индийской. живущих в Америке. Джонсон Г71 выявил 10 механизмов. из которых два первых являются наиболее эффективными.

1. Механизм, который можно назвать, используя метафору «священный ковчег», — это спо соб представления семьи как лодки, на борту которой собираются все ее члены. Уединившись таким образом, чтобы противостоять бурям и невзгодам, они продолжают свои традиции, сохраняют ритуалы, рассказывают мифы своей культуры. Оснащение этих ритуалов заключается в манере одеваться, есть, в песнях и танцах, которые определяют связь каждого члена семьи с культурой их народа. Во время празднований часто используются лекарства, травы, какая-то магия, что позволяет закрепить духовные связи семьи с миром их предков.

2. Второй механизм, очень эффективный, — признание важности расширенного круга семьи — «люди моей деревни», что безоговорочно приносит тепло, экономическую и эмоциональную поддержку. Расширенная семья дает богатую палитру моделей положительных ролей для идентификации и для детей, и для взрослых, она является источником присвоения фундаментальных ценностей, таких, как достоинство, гордость, независимость, доверие, уважение.

Другие механизмы, описанные Джонсоном: вера в то, что семья — источник духовной поддержки; договор со старшими, как с теми, кто обучает и кто является хранителями мудрости; система семьи как гарант безопасности, убежища и укрытия для каждого ее члена; семья как структура для реализации социализации и развития способностей к общению в данной культурной среде; использование родного языка (диалекта); чувство защищенности от расизма и от притеснений, которые есть в обществе; умение управлять результатами миграции, в частности, такими, как серьезный стресс и прощание с родной страной; личное сопротивление, взращенное в самой семье.

Здесь следует упомянуть и о явлении общинной сопротивляемости. Это явление описывали по-разному, вследствие чего определение его неточно. Если следовать Ким-хи и Са-маи, то описание общинной сопротивляемости можно рассмотреть с трех различных позиций:

- противостояние, которое характеризуется способностью сообщества противостоять невзгодам;

- адаптация, которая определяется на скоростью и способностью восстаналиваться после воздействия факторов стресса;

- изобретательность, которая характеризуется способностью общественной системы не только противостоять неприятностям, но и достигать впоследствии уровня воздействия (ситуация описана в феномене индивидуальной сопротивляемости словом «расцвет»).

Если общинная сопротивляемость рассматривалась одними как зависимость от ресурсов и экологии, то другие в ней видели зависимость от человеческого и социального капитала (коммуникации, добровольные ассоциации, инфраструктуры сферы обслуживания). Клаус Эхлер и Лопез Леви [3] рассматривают это явление как зависимое от культуры. Эти авторы выявили три решающих фактора для общинной сопротивляемости:

- обязательства членов семьи (как одной, так и расширенной);

- авторитет старших членов общины;

- значимость межличностных связей как таковых, а не как средства достижения цели.

Тот факт, что сопротивляемость — многомерное явление, с множеством граней, которые по-разному раскрываются в зависимости от функции, контекста, возраста, пола и культуры, делает многомерным и ее оценку.

Влияние культуры стало очевидным во время перевода существующих инструментов оценки. В самом деле, сложности были замечены при адаптации на русский язык шкалы Вагнильда и Юнга [11], сделанной с целью оценить выборку иммигрантов, прибывших в Израиль из бывшего Советского Союза [2]. В этом случае фактическая структура этой шкалы была подвергнута сомнению, как и в случае с переводом на японский язык [4].

Мы отмечаем, что особая важность культуры в материале оценки была подчеркнута работой Лонга и Нельсона [9], которые разработали в США шкалу, предназначенную для оценки сопротивляемости у коренных жителей (туземцев) — американских индейцев. Выборка, которая послужила созданию этого инструмента, была составлена из 73-х туземцев, имеющих по 8 различных племенных филиаций, выходцев из Орегоны и Иовы. Контрольная группа состояла из 74-х человек, не принадлежащих к американским индейцам. Шкала была составлена из 11 -ти пунктов. Факторный анализ выявил три фактора:

1) религиозную идентификацию и общинные виды деятельности — фактор, включающий вопросы о том, как респонденты испытывают свое религиозное/духовное сходство (личность), в какой мере им это помогает или вредит и с какой частотой они используют ресурсы, действия и природные вспомогательные средства, предоставленные их культурной, этнической или религиозной общиной;

2) язык — фактор, который включал в себя три вопроса, позволяющих выявить, говорит ли оцениваемый более чем на одном языке, и полезен ли он или пагубен;

3) этническое/культурное сходство — относительный фактор; респонденты ощущают свои этнические или культурные корни, независимо от того, помогает им это или вредит.

В течение десяти лет существует понятие «лечение травмированного общества», так как изучается вопрос о воздействии серьезных событий, способных предотвратить клинические проявления, характерные для состояния посттравматического стресса [4]. Это понятие говорит о возможности лечения людей и выявлять у них симптомы состояния постгравматического стресса [5]. Исследование используемых методов представляет особый интерес в силу того, что рассматриваются связи между сопротивляемостью и культурой с точки зрения «присутствующего сопротивления» [6].

Акт геноцида, совершенный в Руанде, поставил вопрос об осуждении более 120000 человек, считающихся виновными в участии в той или иной форме в событиях 1994. Однако, чтобы перед трибуналом появились все виновные, не представлялось возможным. Тогда правительство Руанды было вынуждено прибегнуть к традиционной форме правосудия, известной как гашаша. Это слово означает сбор соседей, когда они, сидя на траве, разрешают споры между жителями соседних домов. Раньше гашаша помогала решать незначительные конфликты местного значения. Это гражданские и уголовные, земельные, семейные споры. Основная цель — это поиски правды и примирение сторон. Дела заслушивались перед багало — людьми, выбранными за свою мудрость. Большие конфликты решали начальники — бат-вары или король — Мвами.

Похожие системы наблюдались и в соседних афри- проявление, прощение, поддержка и исправление /воз-

канских странах. В Бурунди — бузин-гантахе, древний мещение ущерба [8].

судебный институт, схожий с гашашей, но имеющий Интересная точка зрения, касающаяся стратегии, ис-

отличия в своей организации. Если гашаша носит ло- пользуемой для содействия сопротивляемости. В данном

кальный характер, то бузингантахе имеет более широ- случае, в контексте повседневной жизни и свойственных

кое значение. С другой стороны, судья получает, после ей хлопот, — вера в индейских божественных героев Бо-

долгих испытаний, особое посвящение -жезл правосу- ливии и стран, соседних с Экеко. Дары, которые им дела-

дия, чтобы судить от имени влиятельных людей и от ют, обеспечивают, как говорят, процветание. Алазита (ай-

имени короля. В Южной Африке Инкундла — традици- марское слово «купи меня»)— это миниатюры

онная система правосудия, созданная еще до колониза- разнообразных предметов, которые продают на рынках и

ции, когда главы племен судили гражданские наруше- ярмарках перед сезоном дождей в Ла Паз, особенно 24

ния и мелких нарушителей. Как и гашаша, Инкундла января. Эти миниатюры представляют мечты, то, что хо-

искала решения конфликтов в примерении сторон. тят, чтобы осуществилось в году. Их покупка позволяет

Каким же способом эти различные традиционные надеяться на то, чтобы мечты скорее стали реальностью. системы могут помочь в исцелении людей, живущих в Область культурной сопротивляемости может стать це-

травмированных обществах, и установлению у некото- лью параллельных проектов во многих странах для того, что-

рых из их членов сопротивляемости? Здесь следует упо- бы лучше понять специфику процесса, который позволяет

мянуть о четырех терапевтических средствах: внешнее людям «оставаться в строю» перед лицом неприятностей.

Библиографический список

1. Araki, T. (2000). Japanese versions of resiliency scales: A preliminary study. Tohoku Psychologica Folia, 59, 46-52.

2. Aroian, K.J., Schapler, M.N., Neary, S., Spitzer, A., Tran, T.V. (1997). Psychometric evaluation of the Russian language version of the

Resilience Scale. Journal of Nursing Measurement, 5(2), 151-164.

3. Clauss-Ehlers, C.S., Lopez-Levi, L. (2002). Violence and community, terms in conflict: An ecological approach to resilience. Journal of Social Distress and Homeless, 11(4), 256-278.

4. Friedman, M. (2000). Truth and Reconciliation' Committees in South Africa as Attempts to Heal Racial a Traumatized Society. In A.Y. Shalev, R. Yehuda et A.C. McFerlane (Eds.), International Handbook of Human Response to Trauma. New York: Kluwer Academic/ Plenum Publishers, 399-411.

5. lonescu, S. (2004). Mai collectif et psychotherapie societale. Revue de psychologie de la motivation, 38, 102-109.

6. lonescu, S. (2006). Pour une approche integrative de la resilience. In B. Cyrulnik et Ph. Duval (eds.), Psychanalyse et resilience. Paris : Odile Jacob, pp. 27-44.

7. Johnson, A.C. (1995). Resiliency mechanisms in culturally diverse families. The Family Journal: Counselling and therapy for couples and

Families, 3 (4), 316-324.

8. Kimhi, S., Shamai, M. (2004). Community resilience and the impact of stress: Adult response to Israel's withdrawal from Lebanon. Journal of Community Psychology, 32(4), 439-451.

9. Long, C.L., Nelson, K. (1999). Honoring diversity: The reliability, validity, and utility of a scale to measure Native American resiliency. Journal of Human Behavior in the Social Environment, 2(1-2), 91-107.

10. Portes, A. (1984). The rise of ethnicity: Determinants of ethnic perceptions among cuban exiles in Miami. American Sociological Review,

49 (3), 383-397.

11. Wagnild, G.M., Young, H.M. (1993). Development and psychometric evaluation of the Resilience Scale. Journal of Nursing Measurement, 7(2), 165-178.

Статья поступила в редакцию 15.05.08

УДК 4.01.07

Уэнди Грисвольд, д-р пед. наук, проф., штат Канзас (США)

О ТЕОРИИ ЛИЧНОСТНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Центральное место в статье занимает широко известная на западе теория личностной трансформации, говорится о ее основных принципах и содержании. В ходе применения данной теории в России была отмечена полезность ее основных механизмов.

Introduction

Transformative learning theory (TLT) is the process by which the world views of individuals, groups, and organizations are changed by life experiences. TLT is focused on «how we learn to negotiate and act on our own purposes, values, feelings, and meanings, rather than those we have uncritically assimilated from others—to gain greater control over our lives as socially responsible, clear-thinking, decision makers» [1, p. 8]. The outcome of transformative learning is perspective transformation. While TLT has been researched in a variety of settings, such as professional development, higher education, and community education, these applications have all been situated in fundamentally Western democratic contexts. Is

transformative learning theory applicable and relevant in other contexts?

A case study on TLT in Russia demonstrated the utility of this approach [2]. This research explored changes in world views and perspectives among school teachers learning to integrate educational technology into their teaching, with a focus on uncovering the process of perspective transformation in the Altai Republic, Russia. The purpose of this project was to document the methods and approaches being used in the Altai Republic to teach school teachers about the use of educational technology and to examine the potential of these methods and approaches to facilitate perspective transformation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.