Научная статья на тему 'Культурная самоидентификация в социальной сети Интернета'

Культурная самоидентификация в социальной сети Интернета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1458
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / ДРУГОЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ НЕПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ / SELF-IDENTIFICATION / SOCIAL NETWORKS / ONLINE COMMUNICATION / OTHER / BODILY ABSENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тихонова Валентина Львовна

Для многих Интернет стал как пространством для делового общения, так и местом отдыха, развлечения и виртуальных встреч. Здесь привычные коммуникационные закономерности приобретают неожиданные черты. То, что невозможно осуществить в процессе обычного взаимодействия, в интернет-среде становится обыденностью, появляются новые возможности, несущие в себе как позитивный, так и негативный потенциал. Это приводит к формированию самоидентификации в виртуальной среде. Программные и аппаратные возможности Глобальной сети в определенной степени позволяют пользователям конструировать свою личность на основе представлений о себе самом, а также на основании мнений других и их ожиданий. Часто именно этот способ общения становится предпочтительным, менее напряженным и интересным в игровом самоотождествлении индивида в нужном для него аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL SELF-IDENTIFICATION IN THE INTERNET SOCIAL NETWORK

For many people, the Internet has become a business communication space and a place of rest, entertainment and virtual meetings. Here, the usual communication patterns get unexpected features. That, can not be done during normal interaction, in the Internet becomes a commonplace, there are new opportunities that carry both positive and negative potential. This leads to the formation of identity in a virtual environment. The software and hardware features of the Global Network to some extent, allow users to construct their identity on the basis of representations of himself, as well as on the basis of the views of others and their expectations. Often, it is this way of communication that becomes the preferred, less stressful and interesting in the game self-identification of an individual in the right aspect for him.

Текст научной работы на тему «Культурная самоидентификация в социальной сети Интернета»

УДК 008:1-027.21

В. Л. Тихонова

КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТА

Для многих Интернет стал как пространством для делового общения, так и местом отдыха, развлечения и виртуальных встреч. Здесь привычные коммуникационные закономерности приобретают неожиданные черты. То, что невозможно осуществить в процессе обычного взаимодействия, в интернет-среде становится обыденностью, появляются новые возможности, несущие в себе как позитивный, так и негативный потенциал. Это приводит к формированию самоидентификации в виртуальной среде. Программные и аппаратные возможности Глобальной сети в определенной степени позволяют пользователям конструировать свою личность на основе представлений о себе самом, а также на основании мнений других и их ожиданий. Часто именно этот способ общения становится предпочтительным, менее напряженным и интересным в игровом самоотождествлении индивида в нужном для него аспекте.

Ключевые слова: самоидентификация, социальные сети, интернет-коммуникации, Другой, физическая непредставленность.

Введение

В современном общественном сознании «идентичность» представляется наиважнейшим фактором инкультурации и социализации индивида, что обусловливает полипарадигмальный и междисциплинарный характер решения этой проблемы. Понятие «идентичность» отражает социально детерминированные представления людей о своем «Я», складывающиеся в результате сопоставления с некоторыми «Мы».

Трансформационные и глобализационные процессы обусловили видоизменение традиционных и появление новых видов идентичности, среди которых наиболее распространенной становится культурная самоидентификация в социальных сетях Интернета. С развитием Глобальной сети динамика и объем коммуникаций в мировом масштабе значительно увеличились.

В настоящее время интернет-коммуникации в определенной степени влияют на процесс социализации многих индивидов, для которых Интернет стал пространством развлечения, делового общения, местом отдыха и виртуальных встреч. В отличие от привычных традиционных коммуникаций, взаимодействия в среде Интернета приобретают новые возможности, несущие в себе как позитивный, так и негативный потенциал, формирующий самоидентификацию в виртуальной среде.

С каждым годом число пользователей Интернета увеличивается: в 1995 г. при появлении первой социальной сети количество ее пользователей составляло менее 35 млн человек, в 2015 г. оно увеличилось до 3,2 млрд и продолжает расти.

Самоидентификация в сети Интернета

Одной из главных черт сервиса социальных сетей являются гибкость, простота, удобство и функциональность интерфейса, обусловливающие открытость и всеобщую доступность для каждого, вне зависимости от уровня подготовки, пола, возраста, социального статуса и степени культурного и интеллектуального развития, уничтожающие иерархии и стирающие различия между пользователями.

Важной особенностью сетевой коммуникации является возможность создания каждым пользователем своего независимого пространства на страничке сайта (например, «Вконтакте», «Одноклассники», «Мой мир» и др.), где находится переписка «на стене», фотографии, картинки, комментарии и др. Это позволяет моделировать в определенных пределах виртуальную реальность по своему настроению и предпочтению, но в то же время «удерживать себя в поле внимания Другого» [1, с. 211]. Посредством технических ресурсов сайтов можно задавать и изменять направление своего поведения, разрешать или прекращать доступ посетителей на свою страничку.

Интернет-коммуникация позволяет пользователям вести себя более раскрепощенно и искренне, чем в процессе реального общения. Эта тенденция ярко проявляется на сайтах знакомств, где особенность большинства мужской половины выражается в открытых заявлениях о своих целях, связанных с сексуальным контекстом. Женщины в процессе общения позиционируют себя скромнее (за редким исключением), но в то же время часто выкладывают фотографии с изображением соблазнительных поз, фото в купальнике или в одежде с глубоким вырезом.

Важной особенностью сайтов знакомств является наличие пользователей, называемых Виртуалом или Виртуалкой, которые получают удовольствие от процесса онлайн-переписки, не предполагающей дальнейшего знакомство в реальной жизни, хотя содержание переписки носит обнадеживающий в плане развития дальнейших отношений характер. Именно поэтому «умудренные опытом посетители сайтов знакомств, приходящие на них с практическими целями, предупреждают: необходимо время расколоть, раскусить виртуалку(-ла)» [2, с. 121].

Игра в реальные отношения и чувства на сайте знакомств может сопровождаться неординарными коммуникационными подходами, когда индивид выдает себя за того, кем на самом деле не является. Например, женщина может представиться мужчиной, и, наоборот, можно изменить возраст, выдав себя за зрелого или молодого человека.

Сети Интернета дают возможность предстать перед аудиторией в качестве более сексуального и мужественного мужчины или физически более привлекательной женщины, используя чужую фотографию. Однако подобная игра может иногда приводить к нежелательным последствиям, как, например, в случае с молодой девушкой, решившей скрыть свою, как она считала, непривлекательную внешность чужой фотографией и завести переписку с понравившимся ей молодым человеком. На сайте www.devcht.ru она делится возникшей проблемой: «Мы с ним общались, я даже ему дала свой телефон и говорила с ним от лица той девушки. Теперь оказалось, что я его люблю, а он любит ее, девушку с фотографии. Что же мне делать? Я боюсь показать ему свое настоящее фото, ведь она высокая, стройная, блондинка, а я - полненькая и невысокая» [3, с. 46]. Очевидно, что такие эксперименты со своей самопрезентацией и идентификацией часто приводят к негативным последствиям, устранить которые довольно непросто, а иногда совсем невозможно.

Как известно, физическая непредставленность в сети Интернета позволяет компенсировать недостающее в реальной жизни сочувствие, поддержку, признание и даже любовь. В этом виртуальном коммуникационном пространстве можно столкнуться с разного рода чаяниями, жалобами, страхами, пережитой болью. Особенно часто выкладывается информация, посвященная теме несчастной любви. Здесь можно изливать свои чувства немалому количеству пользователей, в том числе и совершенно незнакомым людям. При этом у «пострадавшего» появляется большее количество сочувствующих в виртуальной среде, чем в реальной жизни.

Важным фактором самоидентификации индивида в сетях Интернета является возможность повысить свою самооценку за счет мнения Других. Такими факторами могут являться выложенные в личной страничке фото и разного рода комментарии, которые, по предположению пользователя, должны создавать его положительный образ в глазах других пользователей сети. В настоящее время немало индивидов, особенно среди девушек и женщин, выкладывают новые фото в течение дня с разными подробностями из своей жизни для получения «лайка» или просто для того, чтобы напомнить о себе зарегистрированным в сети пользователям. Например, «я на работе», «я в машине», «я с подругами» и т. д. Это привело к появлению феномена «селфи», которым увлекается немалое количество молодежи. Желание нравиться другим людям, вызывать в них восхищение собой приводит к постоянным поискам возможности сделать яркую фотографию из своей жизни. Зацикленность индивида на себе и на том, как должны отреагировать на него окружающие, вызывает расстройство психики, приводящее к шизофрении. Кроме того, увлечение «селфи», связанное с погоней за экстремальным кадром, несет в себе риск летального исхода.

Американские психологи установили, что ежедневное выкладывание более трех фотографий с обязательным комментированием происходящего свидетельствует о превышении уровня эпизодического расстройства психики, перетекающего в острую форму хронического расстройства, которое человек контролировать не в состоянии [4]. В любом случае человек, увлекающийся «селфи», попадает в зависимость (которая всегда является отклонением от нормы) как от процесса фотографирования себя, так и от сети Интернета, позволяющей непрестанно напоминать о себе друзьям и знакомым посредством новых эпизодов своей жизни.

Самоидентификация в этом случае играет важную роль. Человек стремится за счет положительных высказываний в сети Интернета в свой адрес повысить самоуважение и самооценку. Часто в реальной жизни люди лишены такого количества внимания, которое восполняется за счет виртуального Другого. Кроме того, интернет-сети позволяют позиционировать себя перед этим Другим красивым, успешным человеком с яркой и насыщенной жизнью, с множеством друзей и событий. Хотя, как правило, именно отсутствие живой и яркой реальности вызывает в индивиде желание казаться человеком с интересной судьбой. Отсутствие действительно насыщенной жизни компенсируется формированием необходимого о себе мнения за счет окружающих.

Другим фактором, влияющим на самоидентификацию индивида в интернет-пространстве, является желание показать свою эрудицию и получить высокую оценку своему интеллекту. Это действительно один из сложных моментов самореализации человека в сети, т. к. не имеющий должного уровня развития, даже если захочет казаться интеллектуально развитым, не сможет скрыть обман.

Безусловно, нет ничего отрицательного в действительно грамотном и красноречивом интернет-диалоге. Негативный момент связан с появлением психологической зависимости пользователя - стремлении положительно позиционировать себя перед Другими и желании непременно быть признанным таким, каким он хочет себя видеть в их глазах.

Кроме того, физическая непредставленность в сети Интернета позволяет скрыть важную коммуникативную составляющую - невербальную сторону общения. Программные средства сети предоставляют возможность заменить свои истинные эмоции или выразить реальные чувствования посредством виртуального языка общения («смайлов», мемов, жаргонизмов). В жизни коммуникация между людьми всегда сопровождается проявлениями настроений, чувств, эмоций, позволяющих придать более точное смысловое содержание, передаваемое вербальным способом. Это дает возможность наиболее адекватно интерпретировать и воспринимать содержание речи.

Отсутствие невербальной составляющей коммуникации может привести к неверному пониманию истинных настроений и эмоций в процессе коммуникации. При этом увеличивается возможность вести переписку в ролях, часто трудноисполнимых в реальной жизни, но позволяющих манипулировать сознанием партнера. Сеть Интернета, ее аппаратные и программные средства поддерживают создание и использование таких виртуальных идентичностей. Например, робкий в реальной жизни человек может позиционировать себя раскрепощенным и смелым; необщительный - популярным среди большой группы сверстников и т. д.

Как правило, незнакомым в реальной жизни людям сложно составить адекватное представление друг о друге. В большей степени люди достраивают образ Другого сами, опираясь на его фотографии и другую информацию о нем. В этом случае Другой остается неопределенным в полной мере и сложившийся о нем образ может отличаться от действительной идентичности. Эта неопределенность позволяет управлять впечатлениями о себе посредством представления только тех фактов, которые являются желаемыми, но, возможно, недействительными. Соответственно, большинство пользователей одни признаки своей личности выдвигают, а другие скрывают. Кроме того, создаваемый образ своего Я может быть связан с понимаем себя таким, как я себя ощущаю. В этом случае теряется одна из составляющих идентичности личности: Я, как меня видят Другие. Поэтому образ, как правило, выстраивается с учетом того, как меня должен воспринять Другой, в связи с чем Я идеализируется.

Согласно опросу пользователей сетей Интернета в количестве 150 человек, большинство респондентов стремится создать свой реальный образ, хотя и желательный для восприятия «меня таким, каким я хочу быть в глазах Другого». На вопрос: «Отражает ли ваша личная страничка ваш истинный образ?» были получены следующие ответы: «Не в полной мере» - 66 % опрошенных; «Отражает в полной мере» - 19 %; считают, что истинную личность страничка отразить не может - 10 %, затруднились с ответом - 5 %.

Важность интернет-коммуникации, интернет-позиционирования отражается в количестве времени, проводимом людьми в социальных сетях. Результаты опроса показали, что более всего времени проводят в социальных сетях респонденты до 30 лет: более 2,5 часов в сутки - 38 %; до 4 часов -27 %; более 5 часов - 35 %. Среди опрошенных старше 30 лет находятся в социальных сетях до 2 часов в сутки - 60 %; до 4 часов - 32 %, более 5 часов - 8 %. Следует отметить, что в целом все опрошенные зарегистрированы в нескольких социальных сетях Интернета (в среднем от 2 до 5 сайтов).

Время, проводимое в социальных сетях, расходуется на поддержание старых знакомств, заведение новых (в том числе по работе), компенсацию недостатка живого общения и др. При этом, как правило, положительный образ человек поддерживает наличием большого количества друзей, в число которых могут включаться незнакомые в реальной жизни люди. Количество «друзей» в социальных сетях в среднем и у респондентов в возрасте до 30, и у респондентов после 30 лет составляет до 200 человек. При этом 3 % опрошенных знакомы со всеми своими «друзьями» и общаются с ними в реальной жизни; 67 % поддерживают связь с большинством из «друзей»; 41 % отметили, что со многими друзьями в сети совсем не знакомы. Этот факт говорит о желании хозяина социальной странички продемонстрировать свою персону как востребованную в обществе, популярную и интересную для Другого личность.

Важно, что образ, созданный на личной страничке социальной сети, иногда вводит в заблуждение Другого при реальном общении. На этот факт указывает результат опроса, согласно которому 36 % всех респондентов ответило, что образ, представленный в Интернете, при реальной встрече с личностью совпал только частично; 4 % - образ не совпадает совсем; 29 % - образ нового знакомого в реальности совпадает.

Заключение

Важнейшей причиной роста числа компьютерных социальных сетей и их пользователей является не только возможность в любое время осуществлять коммуникацию между индивидами, находящимися на любом расстоянии друг от друга, но и самостоятельно конструировать свой образ в пространстве Интернета на основе представлений о себе самом, а также на основании мнений других и их ожиданий. Сложность реальной коммуникации, основанной на вербальной и невербальной составляющих, во многом отражающих личностные качества человека, заменяется возможностью самоидентификации себя таким, каким я хочу позиционировать себя перед Другим. Часто именно этот способ общения становится предпочтительным, менее напряженным и интересным в игровом самоотождествлении индивида в нужном для него аспекте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Черняева К. О. Культурная идентификация в социальных сетях Интернета / К. О. Черняева // Вестн. Поволж. акад. гос. службы. 2010. № 1. С. 209-214.

2. Юхвид А. В. Виртуология. Онто-философские аспекты / А. В. Юхвид // Философские науки. 2010. № 9. С. 103-127.

3. Выгонский С. И. Оборотная сторона Интернета / С. И. Выгонский. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 316 с.

4. Фатеева И. Болезнь «селфи-зависимость» / И. Б. Фатеева // URL: http://fb.ru/article/202352/bolezn-selfi-zavisimost-selfi---durnaya-privyichka-ili-zabolevanie (дата обращения: 22.03.2016).

Статья поступила в редакцию 29.04.2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Тихонова Валентина Львовна — Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный университет; канд. фипос. наук; ассистент кафедры «Культурология»; [email protected].

V. L. Tikhonova

CULTURAL SELF-IDENTIFICATION IN THE INTERNET SOCIAL NETWORK

Abstract: For many people, the Internet has become a business communication space and a place of rest, entertainment and virtual meetings. Here, the usual communication patterns get unexpected features. That, can not be done during normal interaction, in the Internet becomes a commonplace, there are new opportunities that carry both positive and negative potential. This leads to the formation of identity in a virtual environment. The software and hardware features of the Global Network to some extent, allow users to construct their identity on the basis of representations of himself, as well as on the basis of the views of others and their expectations. Often, it is this way of communication that becomes the preferred, less stressful and interesting in the game self-identification of an individual in the right aspect for him.

Key words: self-identification, social networks, online communication, Other, bodily absence.

REFERENCES

1. Cherniaeva K. O. Kul'turnaia identifikatsiia v sotsial'nykh setiakh Interneta [Cultural identification in the Internet social networks]. Vestnik Povolzhskoi akademii gosudarstvennoi sluzhby, 2010, no. 1, pp. 209-214.

2. Iukhvid A. V. Virtuologiia. Onto-filosofskie aspekty [Virtual study. Onto-philosophical aspects]. Filosof-skie nauki, 2010, no. 9, pp. 103-127.

3. Vygonskii S. I. Oborotnaia storona Interneta [Back side of the Internet]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2010. 316 p.

4. Fateeva I. Bolezn' «selfi-zavisimost'» [Disease "self-dependence"]. Available at: http://fb.ru/article/202352/bolezn-selfi-zavisimost-selfi—durnaya-privyichka-ili-zabolevanie (accessed: 22.03.2016).

The article submitted to the editors 29.04.2016

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tikhonova Valentina Lvovna - Russia, 414056, Astrakhan;, Astrakhan State University; Candidate in Philosophy; Assistant of the Department "Cultural Science"; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.