Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности пользователей Интернета'

Социально-психологические особенности пользователей Интернета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2546
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Ключевые слова
НОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИИ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕ-ЛЕЙ / ЯЗЫК И НОРМЫ ОБЩЕНИЯ / НОВЫЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ / NEW INFORMATION REALITY / MOTIVATION OF INTERNET USERS / LANGUAGE AND NORMS OF COMMUNICATION / NEW WAYS OF PERSONALITY FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жеребин Всеволод Михайлович, Алексеева Ольга Александровна, Вершинская Ольга Николаевна

Ете имеет свои специфические черты и особенности. Использование многообразных возможностей всемирной сети приводит к структурным и функциональным изменениям в психической деятельности личности. В частности, особенности общения в сети порождают два ряда феноменов: во-первых, в Интернете становится возможным конструирование пользователями виртуальных личностей; во-вторых, появляется опасность возникновения у пользователей интернет-зависимости. Современные интернет-технологии позволяют людям формировать личность по совершенно новым критериям: теперь главным для характеристики личности, прежде всего, является количество друзей в социальных сетях, людей, которые с ними общаются, твитов, контактов вообще. В результате изменились социальные нормы и стандарты «нормального поведения»: считается вполне обыденной свободная публичная демонстрация своих мыслей (ЖЖ-дневники), своей повседневной жизни, использование ненормативной лексики в практике интернет-комментиро-вания и т.п. И наконец, наблюдается культурный нарциссизм, ключевым в котором является тот факт, что интернет-среда способствует созданию иллюзии о себе. Безграничное пространство самореализации создает у обитателей виртуальной среды иллюзию, если не всемогущества, то неограниченных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological features of Internet users

The Internet contains a great amount of information, and it is a huge area of human communication. Communication in the Internet has its specific features and characteristics. Using multiple opportunities of the worldwide network leads to structural and functional changes in the mental activity of persons. In particular, specific features of the communication in the net generate two kinds of phenomena: firstly, the Internet allows users to construct virtual personalities; secondly, there is a risk of emerging internet addiction among the users. Modern Internet technologies allow people to shape personality according to quite new criteria now persons are mainly characterized by the number of friends in social networks, by the number of people interacting with them, the number of tweets and contacts in general. This leads to changes in the social norms and standards of “normal behavior”: now it is quite common to demonstrate publicly own thoughts (LiveJournal diaries), everyday life, to use obscene words in the practice of online comments, etc. And there emerges a general cultural narcissism, the key factor of which is that the Internet environment encourages people to form illusions about themselves. Boundless space for self-realization gives the Internet users the illusion of their unlimited possibilities, if not of omnipotence.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности пользователей Интернета»

ЖИЗНЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТ

ЖеребинВ.М., Алексеева О.А., Вершинская О.Н.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТА

Внедрение и широкое использование Интернета коренным о бразом изменило отношение к информации, сделав ее одним из наиболее доступных и популярных предметов труда, используемым в самых разных сферах жизни общества.

Новая информационная реальность

В декабре 2015 года в России насчитывалось 103,1 млн. пользователей Интернета, или 69,5% ее населения, в это же время в мире уже имелся 24 млрд. интернет-пользователей, или 34,5% населения в мире [1]. В связи с этим исследование социальной психологии интернет-пользователей имеет большое значение для изучения современного состояния и поведения большой части населения.

Применение принципа цифровой обработки и представления информации в еще большей степени повысило ее полезные качества, превратив

в исключительно легко обрабатываемый, удобный и универсальный инструмент и объект работы.

В результате намного выросло число видов работ, выполняемых с информацией, количество соответствующих специальностей и число требуемых для их реализации сотрудников.

Все это позволяет говорить не только об изменении отношения к информации, но и об изменении содержания самого понятия «информация» и возникновении новой информационной реальности. Эти обстоятельства выдвигают на передний план проблему изучения новой психологии специалистов и, вообще, лиц, работающих с информацией.

С первых этапов развития информатизации общества стало происходить дихотомическое разделение потребителей на тех, кто принял к использованию новые информационные технологии (люди категории онлайн) и тех, кто посчитал, что вполне можно обойтись и без них (категория офлайн). Поскольку

популярность, значение информационных технологий и широта их использования быстро росли, количественное соотношение этих двух групп потребителей стало неуклонно возрастать в пользу представителей онлайн категории.

Виртуальный класс и его социальное измерение

Как пишут представители Избор-ского клуба: «В связи с возросшей ролью интернет-технологий и социальных сетей, особенно в контексте происходящих по всему миру «революций Web 2.0» (расширенное использование интернет-ресурсов, обладающих интерактивными качествами), появилось представление о виртуальном или сетевом классе — т.е. людях, чья повседневная жизнь во многом формируется постоянным присутствием в Интернете» ... «Виртуальное общение, игры, блоги, социальные сети и другие Web 2.0 технологии к середине 2000-х годов сформировали такое явление как «новая социальность» или «новая коллективность» ... «В отличие от социальных представлений 1990-х годов, люди больше «не атомизированы» и не разобщены, напротив, видят себя как большую единую семью со своими виртуальными единомышленниками. Они уже привыкли, в отличие от ТВ-поколения, к интерактивной среде — они сами создают контент в Интернете, публикуют свои тексты, мнения, видео» [2].

Представителей этого виртуального класса отличают в работе многие положительные качества: такие как, быстрая реакция, хорошая ориентация в ситуации, хорошее знание

современной информационной техники и технологии, коммуникабельность и общительность.

Однако «Интернет после 2004 года, когда произошел бум технологий Web 2.0, стал полем для самореализации миллионов. <...> Успех технологий Web 2.0 — это капитализация потребности быть знаменитым и обожаемым, и более всего — потребности быть на виду. Это меняет механизм построения индивидуальности» ... «Поскольку вы молоды, ваша индивидуальность определяется не тем, чего вы успели достичь, а вашей реакцией на конкретный момент и связью с огромным количеством других людей» ... «Современные технологии помогают людям формировать личность совершенно по-новому. И это очень привлекательно, потому что теперь вы характеризуете себя количеством друзей в соцсетях, количеством людей, которые с вами общаются, количеством твитов, и в этом ваша жизнь. В результате изменились и социальные нормы, стандарты «нормального поведения»: теперь считается вполне обыденной постоянная публичная демонстрация своих мыслей (ЖЖ-дневники), своей повседневной жизни, использование ненормативной лексики в практике интернет-комментирования и т.п. И, как в общем случае с культурным нарциссизмом, ключевым является тот факт, что интернет-среда способствует созданию иллюзии о себе — как у самого себя, так и у других. «Безграничное пространство самореализации создает у обитателей виртуальной среды иллюзию, если не всемогущества, то превосходства над традиционными общественными институтами» [3].

Интернет и ускорение темпа жизни

Последние десятилетия ХХ века и первые XXI характеризуются беспрецедентными, все ускоряющимися переменами в жизни человечества, наступающими под воздействием факторов научно-технического и социального прогресса, а также самого информационного развития. Эти процессы ощущаются как самими людьми, так и все более определенно фиксируются современной наукой. Последнее заставляет более внимательно относиться к воздействию происходящих изменений на жизнедеятельность человека, на эволюцию его отношения к понятию времени и способности к восприятию все более интенсивного потока сообщений о непрерывно увеличивающемся количестве событий и новых возникающих ситуаций.

В своей книге «Шок будущего» Э. Тоффлер пишет, что пожилое население, неспособное адаптироваться к изменениям темпа жизни, с течением времени неизбежно должно столкнуться с чрезмерной сложностью или полной невозможность дальнейшего существования в обществе [4].

На фоне этих общих перемен информатизация выглядит как одна из передовых тенденций, а пользователи Интернета, интенсивно использующие скоростные возможности переработки информации в различных областях жизни, выглядят как передовой отряд в реализации этой тенденции.

Мотивации

пользователей Интернета

Всемирная сеть стала новым видом интеллектуальной деятельности человека и является новой областью

исследований социологов и психологов. Кроме того, что Интернет содержит огромное количества информации, он представляет собой широчайшую зону коммуникации людей. Общение в Интернете имеет свои специфические черты и особенности. Использование разнообразных возможностей всемирной сети приводит к структурным и функциональным изменениям в характере психической деятельности личности. В частности, появляется возможность и становится популярным создание таких феноменов, как конструирование виртуальных личностей; с другой стороны, возникают такие болезненные ощущения, как интернет-зависимость и игровая компьютерная зависимость.

Восприятие Интернета как мощного инструмента познания и возможности поддержания контактов указывает на психологическую зрелость человека.

Деятельность человека в Интернете является новым видом деятельности, которая сочетает в себе свойства нескольких различных традиционно выделяемых и новых видов. И как любая деятельность, она имеет мотивационную основу. При изучении проблемы мотивации пользователя Интернет представляет интерес вопрос о том, что дает (или не дает) работа в сети для развития личности человека и его общения с другими людьми. В частности, этот вопрос относится к оценке психологических последствий работы в Интернете в области личностного развития и межличностной коммуникации. Процесс оценивания субъектом прямых и побочных результатов его деятельности воздействует на мотивационную регуляцию пользователя.

Критерием этого оценивания является степень соответствия результатов деятельности потребностям самого человека, т.е. сопоставление желаемого и достигнутого. Эти оценки распространяются на последствия, которые данная деятельность имеет для самого человека — развивает его возможности, дает новые навыки, или, наоборот, не дает возможности для самореализации и саморазвития.

Разработана следующая классификация мотивов работы интернет-пользователей.

Деловой мотив

Для большинства пользователей работав Интернете является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели. Это может быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения. Ориентация на конкретный деловой результат служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.

Познавательный мотив

Этот мотив связан с получением новых знаний, он может иметь различные характеристики в зависимости от любознательности и направленности познавательного интереса пользователя.

Предметом повышенного внимания в компьютерных сетях могут быть новые сервисные возможности, различная гипертекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.

Мотив общения (коммуникативный мотив)

Он характеризуется поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Он связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными.

Корпоративный мотив (мотив сотрудничества)

Большинство видов деятельности человека носит социальный характер, как по своему содержанию, так и по составу. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) с другими при работе в Интернете служит индикатором корпоративной мотивации.

Мотив самоутверждения

В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления — самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто носит до-стиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Самоутверждение при этом может осуществляться в зависимости от типа личностных ценностей субъекта.

Мотив рекреации и игра

Игра и рекреация занимают важное место в жизни любого человека. Помимо восстановления функционального состояния работоспособности, игра и рекреация являются способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. В Интернете каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен.

Мотив аффилиации

Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы.

Мотив самореализации и развития личности

Значительная часть пользователей осознаетвлияние работы в Интернете на собственную личность и деятельность. Это касается развития познавательных возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и т.д.) формирует мотив развития личности при работе в Интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. работа в Интернете дает человеку возможность проявить свои творческие способности, например, создание новых программных продуктов,

высказываний в телеконференциях, ресурсов WWW и т.д. Это позволяет человеку реализовывать свои творческие потенции, дает возможность получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов [5].

Выделенные типы мотивов репрезентируют основные описанные в психологии виды мотивационной направленности личности: продуктивную, социально-коммуникативную, познавательную, развивающую.

Интернет в своем развитии прошел путь от профессиональной среды общения программистов к среде свободного общения, реализующей более широкие по сравнению с профессиональными личностными интересами.

Приведенные данные говорят об уменьшении удельного веса мотивов делового и профессионального характера в деятельности пользователей Интернета. И, напротив, мотивы коммуникативного, рекреационного направления, мотивы личного общения приобретают все большую представленность в системе мотивацион-ной регуляции.

Интернет-зависимость

Николас Карр — известный американский ученый-публицист, эксперт в области процессов управления и передачи информации, совместно с созданной им группой исследователей-психологов пришел к неутешительным выводам: «Быстрое и регулярное просматривание сайтов ведет к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в импульсивных и не способных к интеллектуальной работе людей. Это

так называемая интернет-зависимость» [6].

Существуют некоторые признаки, по которым можно определить, действительно ли сильна власть над человеком интернет-паутины.

В первую очередь, об этом говорит то, что блуждание по просторам Интернета пользователь предпочитает любому иному виду отдыха и времяпровождения. Зачастую время, проведенное за компьютером, пролетает так быстро, что, очнувшись, вы с удивлением понимаете: вместо планируемых 15-ти минут прошло уже целых два часа. После подключения к всемирной сети в доме стали нещадно копиться невыполненные вовремя дела, ваша работоспособность значительно понизилась. Если Интернет отсутствует, вы не знаете, чем себя занять, появляется депрессия или раздражительность.

Интернет-зависимость проявляется также и в том, что всемирная сеть отнимает у вас не только уйму времени, но и деньги, которые уходят на приобретение все более мощного компьютерного оборудования и оплату онлайн-покупок.

Вы близко к сердцу принимаете потерю рейтинга на различных сайтах, болезненно переживаете низкую оценку фото или удаление из друзей в социальных сетях. Постоянно преследует навязчивое желание проверить почту, заглянуть на любимый форум или страничку в Фейсбуке.

Если вы обнаружили у себя вышеприведенные симптомы, пора начинать борьбу за независимость от Интернета.

Человек, находящийся на последней стадии зависимости, уже практически не способен существовать в реальной жизни, вне своего уютного виртуального мирка. Он перестает

работать, следить за собой, забывает даже поесть. Живое общение полностью исчезает, друзья и родные отходят на второй план.

Второй, весьма распространенный вид зависимости — игровая компьютерная зависимость. Все большую популярность набирают многопользовательские онлайн-игры, зачастую не позволяющие геймеру отлучиться даже на полчаса. Битвы, погони, сказочные персонажи затягивают с головой в виртуальный мир, позволяющий забыть о проблемах и неурядицах. Придя со скучной и тяжелой работы или учебы, человек бросается к компьютеру, чтобы попасть в мир легких и приятных побед и приключений, при этом приобретая тяжелую игровую интернет-зависимость. Группа риска — инфантилы — люди со слабым характером, не умеющие или не желающие преодолевать проблемы, которые ставит перед ними реальная жизнь. Компьютерные игры — новый вид психологической зависимости, при которой они становятся ведущей потребностью человека.

Статистика по распространенности данной зависимости существенно отличается у разных исследователей. Доктор психологических наук А.Г. Шмелев считает, что около 10-14% людей, пользующихся компьютером, являются «заядлыми игроками». В то же время психолог Гарвардского университета Мареза Орзак приводит куда менее утешительную статистику: она считает, что среди лиц, играющих в компьютерные игры, 40-80% страдают зависимостью [7].

Существуют некоторые гендер-ные и возрастные аспекты подобной аддикции. Интенсивность увлечения компьютерными играми более выражена среди юношей, чем среди девушек. Юноши, в среднем, расхо-

дуют на компьютерные игры в 2 раза больше времени. Чем старше и образованнее человек, тем он меньше времени тратит на компьютерные игры (появляются совершенно другие цели, и становится жалко тратить время впустую).

Причина возникновения зависимости от компьютерных игр — отсутствие ярких и интересных моментов в реальной жизни. Все настолько буднично и заурядно, что человек ищет простой и часто дешевый способ разнообразить свою жизнь. Так он начинает приобщаться к виртуальному миру. Этому может способствовать следующе:

• скрытый комплекс неполноценности, различные психологические травмы в детском и подростковом возрасте являются следствием того, что человек «не доиграл» своевременно, вот он и пытается наверстать упущенное;

• довольно часто подобная зависимость развивается на почве сексуальной неудовлетворенности, когда отношения с противоположным полом не складываются, и человек старается на что-то «переключиться»;

• иногда первым шагом на пути к развитию данной аддикции становится «лишнее» время. Например, люди, вынужденные пребывать на рабочем месте с 9 до 18 часов, когда это время нужно просто «отсидеть», начинают приобщаться к компьютерным играм или бесцельному блужданию по сети.

В основе механизма формирования компьютерной зависимости лежит уход от реальности и потребность в принятии определенной роли. В большинстве случаев это является средством компенсации жиз-

ненных проблем. При этом человек начинает себя реализовывать в игровом мире, а не в реальном.

Сейчас существует множество компьютерных игр (см. об этом подробнее в [8. С. 13-21]), к счастью, не все они одинаково опасны. Условно их можно разделить на ролевые и не ролевые. Определив, к какой из категорий относится игра, можно оценить, насколько она опасна.

Ролевые игры отличает их выраженное влияние на психику человека. При этом человек «вживается» в определенную роль, отождествляет себя с каким-то персонажем, одновременно уходя от реальности.

Среди ролевых игр можно выделить 3 типа: с видом «из глаз» персонажа; с видом «извне» на своего героя; руководительские игры.

Язык и нормы общения пользователей сети

Говоря о специфике языка и нормах общения пользователей Интернета, прежде всего, следует обратить внимание на исследование В.А. Чумаковой, проведенное в 2013 г., целью которого стало выявление психологических особенностей интернет-коммуникации в социальных сетях

[9].

В исследовании на разных его этапах приняли участие 139 человек в возрасте 17-25 лет. Как пишет автор, среди психологических особенностей интернет-коммуникации чаще всего отмечаются следующие:

1) повышенная вербальная активность, вызванная практически полным исчезновением коммуникативных барьеров и невозможностью общаться молча;

2) разорванность, мозаичность коммуникации;

3) люди, участвующие в быстрой коммуникации, при отсутствии визуальной и слуховой информации совершают короткие и эгоцентрические коммуникативные акты;

4) специфический этикет общения, новый язык;

5) эмоциональность общения: пытаясь восполнить недостаток невербальной коммуникации, пользователи часто пишут сообщения, включающие слова и значки, обозначающие эмоции;

6) эмоциональное состояние во время общения;

7) весьма характерен опыт «потока», который отличают такие особенности: погруженность в деятельность, смена объекта деятельности, чувство удовольствия, потеря ощущения времени, чувство контроля над ситуацией.

Таким образом, «интернет-коммуникация представляет собой особый вид коммуникации, обладающий следующими особенностями: вербальная активность, разорванность, специфический этикет общения, эмоциональность, возможная анонимность» [9. С. 451].

Отдельно следует остановиться на поведении молодых пользователей Сети. Молодежь в силу своих возрастных особенностей лучше адаптируется к условиям работы в Интернете и с энтузиазмом относится к его возможностям. Это позволяет им быстро и основательно осваивать информационные технологии. Молодые пользователи, такие как хакеры, зачастую гордятся перед представителями старшего поколения и более слабо подготовленными работниками этими своими новыми технологическими преимуществами. В некоторых случаях они ведут себя даже заносчиво и высокомерно. При этом в силу молодежной непосредственности они ощущают себя кем-то вроде жрецов среди «непросвещенной» толпы.

Язык их интернет-общения в значительной мере носит следы молодежного стиля: использование молодежной лексики, просторечных и нарочито упрошенных оборотов, в отдельных случаях — употребление элементов ненормативной лексики. Таким образом, представители таких пользователей как бы дают понять, что Интернет — это сфера именно их жизнедеятельности.

Литература

1. Количество пользователей Интернета в России и в мире в 2015 году. По данным Омнибуса GSK на конец 2015 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: bizhit.ru

2. Линии раскола в российском обществе // Завтра — еженедельная газета. 14 августа 2014 г.

3. МаркПренски. Культурные проблемы между поколениями. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.poznaysebia.com/2012/11/29/kulturnyie-problemyi-mezhdu-pokoleniyam.

4. Тоффлер Э. Шок будущего. — М: АСТ, 2002. — 557с.

5. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., ВойскунскийА.Е. Мотивация пользователей интернета. Введение. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:hr-portal.ru>article/ arestova-onbabanin...interneta

6. Карр Николас Дж. Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:Livellib.ru>...pustyshka...internet-delact...nikolas

7. Мареза Орсак. Зависимость от компьютерных игр: причины, симптомы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:psi-doctor.ru>zavisisimost-от

8. Казакова Н.Ю. Классификация видео- и компьютерных игр как основополагающий фактор отбора формальных признаков в гейм-дизайне // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. — 2015. — № 6. — С. 10-24.

9. Чумакова В.А. Психологические особенности интернет-коммуникаций в социальных сетях // Молодой ученый. — 2013. — № 3. — С. 451-453 .

Bibliography

1. Kolichestvo pol'zovateley Interneta v Rossii i v mire v 2015 godu. Po dannym Omnibusa GSK na konets 2015 goda [Number of Internet users in Russia and in the world in 2015. GfK Omni-bead at the end of 2015]. Available at: http:bizhit.ru.

2. Linii raskola v rossiyskom obshchestve[The lines of split in the Russian society]. Zavtra [Tomorrow]. 14 August. 2014.

3. Prensky M. Kul'turnyye problemy mezhdu pokoleniyami [Cultural problems between generations]. Available at: http: //www.poznaysebia.com/2012/11/29/kulturnyie-problemyi-mezhdu-pokoleniyam.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Toffler A. Shok budushchego [Future Shock] (in Russian). Moscow. AST Publishing House. 557 p.

5. Arestova O.N., Babanin L.N., Voyskunsky A.E. Motivatsiya pol'zovateley interneta. Vvedeni-ye [Motivation of Internet users. Introduction]. Available at: http:hr-portal.ru>article/arestova-onbabanin...interneta.

6. Karr N.G. Pustyshka. Chto internet delayet s nashimi mozgami [The Shallows: What the Internet is doing to our Brains]. Available at: http:Livellib.ru>...pustyshka...internet-delact.nikolas.

7. Orsak M. Zavisimost' ot komp'yuternykh igr: prichiny, simptomy [Dependence on computer games: causes, symptoms]. Available at: http:psi-doctor.ru>zavisisimost-от.

8. Kazakova N.U. Klassifikaciya video- i komp'yuternyh igr kak osnovopolagayushchij faktor otbora formal'nyh priznakov v gejm-dizajne [Video and computer game classification аs the prime factor in formal attribute selection within the framework of game design]. Nauchnoe obozrenie. Seriya 2. Gumanitarnye nauki [Scientific review. Series 2. Human sciences]. 2015. № 6. Р. 10-24.

9. Chumakova V.A. Psikhologicheskiye osobennosti internet-kommunikatsiy v sotsial'nykh setyakh [Psychological specifics of Internet communications in social networks]. Molodoy uchenyy [Young Scientist]. 2013. №3. Р. 451-453.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.