Научная статья на тему 'Культурная преемственность поколений: студенты России о Великой Отечественной войне'

Культурная преемственность поколений: студенты России о Великой Отечественной войне Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / КОММУНИКАТИВНАЯ ПАМЯТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / THE GREAT PATRIOTIC WAR / COMMUNICATIVE MEMORY / CULTURAL CONTINUITY / SOCIOLOGICAL RESEARCH / QUESTIONNAIRES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Власова О.В., Дулина Н.В., Икингрин Е.Н., Кнельц И.А., Никифорова А.А.

В статье описывается социологическое исследование на тему «Отношение студенчества к Великой Отечественной войне», описаны методы и результаты исследования, намечаются перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Власова О.В., Дулина Н.В., Икингрин Е.Н., Кнельц И.А., Никифорова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL CONTINUITY OF GENERATIONS: STUDENTS OF RUSSIA ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article describes a sociological study on the topic "the Attitude of students to the great Patriotic war", describes the methods and results of the study, outlines the prospects.

Текст научной работы на тему «Культурная преемственность поколений: студенты России о Великой Отечественной войне»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ: НАВСТРЕЧУ VI ВСЕРОССИЙСКОМУ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ КОНГРЕССУ «СОЦИОАОГИЯ И ОБЩЕСТВО: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ» (14-16 ОКТЯБРЯ 2020 ГОДА В г. ТЮМЕНЬ)

SCIENTIFIC LIFE: TOWARDS THE VI ALL-RUSSIAN SOCIOLOGICAL CONGRESS «SOCIOLOGY AND SOCIETY: TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE SOCIAL DEVELOPMENT OF REGIONS» (OCTOBER 1 4-1 6, 2020 IN TYUMEN)

DOI 10.26105/SSPU.2020.65.2.002 YAK 316.346.32-053.6:316.772.5 ББК 60.542.15

O.B. ВЛАСОВА,

H.B. ДУЛИНА, E.H. ИКИНГРИН, И.А. КНЕЛЬЦ,

А.А. НИКИФОРОВА

O.V. VLASOVA, N.V. DULINA, E.N. IKINGRIN,

I.A. KNELTS,

A.A. NIKIFOROVA

КУЛЬТУРНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ: СТУДЕНТЫ РОССИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

CULTURAL CONTINUITY OF GENERATIONS: STUDENTS OF RUSSIA ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR

В статье описывается социологическое исследование на тему «Отношение студенчества к Великой Отечественной войне», описаны методы и результаты исследования, намечаются перспективы.

The article describes a sociological study on the topic "the Attitude of students to the great Patriotic war", describes the methods and results of the study, outlines the prospects.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, коммуникативная память, культурная преемственность, социологическое исследование, анкетирование.

Key words: The Great Patriotic war, communicative memory, cultural continuity, sociological research, questionnaires.

Введение. Великая Отечественная война и память о ней занимают особое место как в истории России, так и структурировании пространства отдельных территорий страны. В настоящее время, когда коммуникативная память уступает свое место культурной памяти об этом событии, все чаще раздаются голоса об отсутствии в стране культурной преемственности и отсутствии культурной памяти об этом событии. Следствием отсутствия куль-

турной преемственности называют утрату самоидентификации и чувства сопричастности населения (и особенно молодежи) с территорией, разорванность связей между поколениями и т.д.

Вряд ли стоит особо доказывать, что за прошедшие три четверти века выросло новое поколение молодежи, и страна уже по-другому называется, и с каждым годом все меньше остается в строю ветеранов и тружеников тыла - носителей коммуникативной памяти. Все ближе «точка разрыва» -коммуникативная память, с ее воспоминаниями очевидцев и устными историями, вытесняется публичной, запечатленной на страницах школьных учебников, художественных произведений, кинофильмов, СМИ, трансформируясь в культурную память народа со своими, присущими ей «местами памяти».

Цель - представить результаты социологического исследования на тему «Отношение студенчества к Великой Отечественной войне».

Материалы и методы исследования. Но действительно ли происходит разрыв культурной преемственности поколений? Так ли это? Ответы можно получить, если обратиться к результатам социологического исследования, проведенного Российским обществом социологов в марте 2020 г. Исследование проведено в год 75-летия Победы, объявленный Указом Президента РФ Путина В.В. от 8 июля 2019 г. № 327 Годом памяти и славы. Решение о проведении очередной (четвертой по счету) волны исследования объявил на президиуме РОС в ноябре 2019 Президент РОС, профессор В.А. Мансуров.

Результаты исследования. Само исследование «Отношение студенчества к Великой Отечественной войне» имеет уже свою достаточно долгую историю. Первая волна этого масштабного проекта была проведена в 2005 году к 60-летию Победы. Полученные результаты вдохновили организаторов инициативного проекта и всех участников на его продолжение.

Организаторы исследования склонны рассматривать массовый опрос студенчества как форму актуализации исторической памяти, и в своих ожиданиях они не ошиблись. Сами студенты, комментируя в социальных сетях свое участие в опросе, писали: «Пройдя опрос, ответив на все вопросы честно, был благодарен тому, что есть люди, создающие данные опросы, волнующиеся о памяти и отношении нас, нового поколения, к героизму и жертвенности нашего народа, также был приятно удивлен ответам других участников данного опроса. Только память и неравнодушие помогут человечеству не совершить ошибки прошлого» (Константин, 18 лет); «Данный опрос заставил задуматься об истории нашей страны, вспомнить события, которые происходили во время войны, и понять важность того, что надо помнить об этом» (Артем, 17 лет); «Знать историю обязательно, а подобные опросы вызывают порой чувство стыда. Когда тебя спрашивают про музыку Победы, а ты вспоминаешь не больше 5 композиций - это стыдно» (Екатерина, 18 лет).

Примеры можно продолжать, важно, на наш взгляд, другое - важность данного опроса понимается и преподавателями вузов и студентами, о чем красноречиво свидетельствует набирающая от волны к волне все большее количество статистика. В 2005 г. к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне анкеты заполнило около 2000 студентов из разных регионов России. В 2010 году к 65-летию Победы уже 3482 студента 36 вузов из 15 городов России. В 2015 г. откликнулось на инициативу РОС 4652 человека, в том числе 4591 студентов из 45 вузов 20 различных городов России и 61 молодой специалист. В этом году впервые в истории исследований РОС были опробованы методики on-line анкетирования. Через интернет-опрос на CAWI-сервере организаторы получили 1295 анкет. Новая форма опроса заставила внести коррективы в формулировку вопросов и построение анкеты, но ее основа сохранялась на всех этапах, что позволяет проследить тренды изменений в общественном сознании молодежи. Основным методом сбора информации в четвертой волне проекта (2020 г.) стало on-line анкетирование (google-form). Но и в основе анкеты четвертой волны использовался инстру-

ментарий, разработанный еще в первой волне исследования (2005 г.). Обработка полученных результатов проводилась с помощью программного комплекса Vortex, разработчик - Д.В. Шкурин. Им же выполнена организация процесса сводки общего массива и первичная обработка собранной в ходе исследования информации. В исследовании (организация поля и анализ результатов) приняли участие преподаватели и студенты более чем из 80 вузов и 50 городов России и стран бывшего Советского Союза.

Проект, вышедший в пространство Интернета, принес и свои неожиданные результаты. Так, всего в ходе исследования было опрошено 14 626 респондентов, после редактирования массива была отбракована 691 анкета. Задача репрезентации выборки не ставилась, к опросу приглашались все желающие. Массив получился объемный и включает в себя несколько подмас-сивов:

1) студенты вузов: 10065 респондентов - студенты российских вузов -граждане РФ; 372 - иностранные студенты, обучающиеся в вузах России, 34 - не указавшие гражданство; 413 - студенты зарубежных вузов (постсоветского пространства);

2) студенты СПО: граждане России - 648, иностранцы, живущие в России, - 18, заграничные студенты СПО - 95, не указавших гражданство - 1;

3) не студенты: молодые россияне до 30 лет - 1778 человек, россияне старше 30 лет - 222, представители других государств - 286 человек, не указавших гражданство - 3.

Традиционно территорией исследования является вся Россия, объектом исследования - студенты вузов, предметом - отношение студентов к событиям времен Великой Отечественной войны (ВОВ). Как свидетельствуют цифры, приведенные выше, заметно расширись и границы исследования, претерпел изменения и объект исследования. Но и это еще не все. Впервые в истории проекта в опросе приняли участие педагоги дошкольных учреждений. Руководителем поля выступил, приняв на себя инициативу, Ю.Е. Антонов - президент «Ассоциации лучших дошкольных образовательных организаций и педагогов». Присоединение к проекту о ВОВ педагогов дошкольных учреждений - это не только расширение границ участников, но и возможность более глубоко проанализировать полученные в ходе исследования эмпирические данные, уловить тонкие, переходные моменты в социализации молодого поколения страны, увидеть механизмы межпоколенной преемственности, сохранения исторической и культурной памяти народов России. Всего в ходе опроса педагогов дошкольных учреждений было получено 8108 откликов на анкету. Из них 7727 анкет педагогов, остальные были отсеяны как нецелевые. Исследование охватило около 300 населенных пунктов России. Были опрошено 1885 старшеклассников, будущих студентов по адаптированной для них анкете в разных городах РФ,

Приведенные выше цифры убеждают, что полученный массив данных очень большой. Работа с таким объемом информации требует содержательного и глубокого осмысления, да и просто принятой при проведении социологических исследований процедуры редактирования массива. Итоговый вариант - база данных - по сложившейся в РОС традиции будет выложен на сайте РОС в открытый доступ. Анализ ответов респондентов, сопоставление с результатами предыдущих волн исследования, представленных в многочисленных публикациях в научном информационном поле, полагаем, позволит сделать обоснованные выводы о трендах в общественном сознании молодежи и влиянии публичной истории на ее мировоззрение, чтобы дать объективный ответ в том числе и на вопрос, сформулированный в начале данного материала.

Кроме того, результаты данного исследования будут представлены как в отдельных публикациях, так и коллективной монографии, которую авторский коллектив планирует издать к началу Всероссийского социологического конгресса в Тюмени (ВСК-6) и обсудить в ходе работы одной

из сессий Конгресса «Помним, гордимся... Молодежь России о Великой Отечественной войне и проблемы патриотизма».

Без сомнения, участие в исследовании «Отношение студенчества к Великой Отечественной войне» для преподавателей вузов - это научное волонтерство. Такую своеобразную команду волонтеров на протяжении всех его 4-х волн возглавляет д. филос. н., проф. Юрий Рудольфович Вишневский (Екатеринбург), помогают ему в этом д. социол. н., проф. Н.В. Дулина (Волгоград), к. социол. н., доцент Е.Н. Икингрин (Нижневартовск), с. н. с. ФНИСЦ РАН Е.И. Пронина (Москва), д. социол. н., проф. Г.С. Широкалова (Нижний Новгород), к. социол. н., доцент Д.В. Шкурин (Екатеринбург), организовавший работу с общим массивом и первичную обработку собранной в ходе исследования информации.

Понятно, что без участия преподавателей конкретных городов и вузов такое масштабное исследование просто не состоялось бы. И команда организаторов проекта, РОС особо благодарят преподавателей, организовывавших социологический опрос в своих вузах в нескольких волнах проекта (как, например, д. социол. н., проф. В.П. Засыпкин, ректор Сургутского государственного педагогического университета - СурГПУ) и надеются на дальнейшую совместную работу.

СурГПУ включился в проект, начиная со второй волны, тогда было опрошено 254 студента. В четвертой волне проекта участников почти в два раза больше. Из многоголосого хора студентов - участников опроса 445 голосов принадлежат студентам этого вуза. В опросе приняли участие студенты всех факультетов. И уже через 1 день после завершения опроса по России и бывшим республикам Советского Союза на VII Международном конгрессе социологов «Евразия и глобальные социально-экономические изменения» в Казани 12 марта 2020 г. на секции «Молодежь Евразийского пространства: социализация и социальная идентичность в современных условиях» аспиранткой СурГПУ И.А. Кнельц были озвучены первые результаты проекта, полученные по этому вузу в сравнении с общероссийскими данными.

Выводы. Забегая вперед и имея возможность просмотреть данные, полученные в ходе исследования, скажем, что культурная преемственность поколений, по меньшей мере, в части отношения к событиям Великой Отечественной войне, в нашей стране сохраняется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.