■ ■ ■ Культурная политика Российской Федерации как инструмент «мягкой силы»
Куликов С.П., Новиков С.В., Михайлова Е.О.
Московский авиационный институт (МАИ), Москва, Российская Федерация.
Аннотация. Статья посвящена анализу культурной политики российского государства, реализуемой ее ключевыми участниками: образовательными учреждениями и структурами Министерства иностранных дел. Представлен подробный обзор имеющейся отечественной нормативно-правовой базы, ключевых положений международных актов, а также реализуемых целевых программ, в том числе с позиции целевых показателей оценки эффективности проводимых мер. Охарактеризованы ключевые направления межгосударственного культурного сотрудничества, используемые инструменты, а также основные механизмы поддержки государством его участников. Отдельное внимание уделено анализу политики культурного сотрудничества в отношении стран-участниц Содружества Независимых государств. Исследован опыт реализации проекта «Год России» за рубежом за последние 12 лет. На основе анализа каждого из перечисленных аспектов предложены способы оптимизации проводимой деятельности, а также возможные тенденции и потенциальные области развития каждого из направлений реализации культурной политики российского государства.
Ключевые слова: культурная политика, расширение культурного присутствия, международное культурно-гуманитарное сотрудничество, поддержка соотечественников, год России за рубежом, эффективность культурной политики
Для цитирования: Куликов С.П., Новиков С.В., Михайлова Е.О. Культурная политика Российской Федерации как инструмент «мягкой силы» // Коммуникология. 2018. Том 6. № 5. С. 134-154. DOI 10.21453/2311-3065-2018-6-5-134-154.
Сведения об авторах: Сергей Павлович Куликов, кандидат социологических наук, проректор по молодежной политике, заведующий кафедрой «Государственное управление и социальные технологии»; Сергей Вячеславович Новиков, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности»; Михайлова Екатерина Олеговна, старший преподаватель кафедры «Государственное управление и социальные технологии», МАИ. Адрес: 125993, Россия, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4. Е-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию: 05.09.2018. Принята к печати: 18.10.2018.
Рассматривая политику по расширению культурного присутствия Российской Федерации за рубежом, следует, в первую очередь, отметить, что она относится к одному из приоритетов отечественной внешней политики.
Причиной этому служит целый комплекс факторов, начиная от наличия уникального и одного из богатейших культурных наследий в РФ и заканчивая достаточно многочисленной диаспорой соотечественников и потомков бывших эмигрантов, проживающих за пределами России, но продолжающими стремиться к ее культуре.
Однако, реалии современного информационного общества, подразумевающие доминирование средств массовой информации на глобальном уровне, актуализируют проблему формирования образов государств, которые стихийно или целенаправленно формируются в массовом сознании.
Образы, создающие основу для суждений и представлений о том или ином государстве, становятся важным фактором в процессе принятия экономических и политических решений, в большинстве случаев влияющих на мировое сообщество в целом.
Несмотря на стратегическую важность обозначенной проблемы, за прошедшие годы не было разработано имиджевой стратегии страны, призванной продвигать позитивный образ России в мире. Ее основой должно стать использование символического капитала культуры, воспринимаемого за рубежом в любых геополитических условиях благоприятно.
Дополнительным аргументом в пользу необходимости усиления внимания государства к расширению своего культурного присутствия за рубежом является тот факт, что все исследователи проблемы формирования образа или бренда государства на международной арене, вне зависимости от разделяемых подходов, указывают на значимость именно культурного компонента в его построении и трансляции.
Говоря о формировании образа государства нельзя не упомянуть концепцию американского политолога Джозефа Ная, предложившего термин «soft power» (мягкая, гибкая власть). По мнению Дж. Ная, «гибкая власть» позволяет получить желаемое не через давление, а через обольщение, привлечение. Таким образом, для государства «гибкая власть» - это власть его политических идеалов и культурных символов, привлекательность политических лидеров и культурных достижений, которые непрерывно транслируются по мировым каналам коммуникаций и заставляют позитивно говорить о себе весь мир» [Nye: 18].
Исходя из данного определения, можем отметить ключевую роль разнообразных гуманитарных (культурных) контактов в формировании образа государства. К ним относятся: массовая и элитарная культура, система образования, визитов и обменов, церковь, неправительственные организации, институт публичной (гражданской) дипломатии и др.
Не менее важным инструментом гуманитарного сотрудничества являются государственные проекты, реализующиеся по различным направлениям: экономика, культура, наука, образование, социальная сфера, спорт, религия, торжественные мероприятия и медиакоммуникации.
Существенную роль в продвижении культуры государства играют организации соотечественников за рубежом, а также любая деятельность по их поддержке со стороны правительства страны.
Особую роль призвана также играть национальная идея страны, поскольку именно она является ядром символического капитала культуры и позволяет формировать внешнеполитический образ государства.
Таким образом, расширение культурного присутствия России за рубежом является важнейшей государственной внешнеполитической задачей, в связи с чем нуждается в мониторинге и объективной оценке эффективности.
Для проведения анализа мер по расширению культурного присутствия Российской Федерации за рубежом необходимо для начала рассмотреть содержание культурной политики страны по данному направлению.
Сущность культурной политики государства
Культурная политика в наиболее общем виде представляет собой сознательную деятельность соответствующих субъектов, направленную на поддержку, сохранение и развитие культурного достояния, и формирование личности на основе присущей обществу системы ценностей.
Определение понятия «культурная политика» было введено в оборот в 1967 г на «круглом столе» ЮНЕСКО. В докладе «Политика в сфере культуры - предварительные соображения» под политикой в сфере культуры понимался «комплекс принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры» [Филимонов: 6].
В этом контексте реализация политики в сфере культуры представляет собой «всю сумму сознательных и обдуманных действий (или отсутствие действий) в обществе, направленных на достижение определенных культурных целей, посредством оптимального использования всех физических и духовных ресурсов, которыми располагает общество в данное время» [Филимонов: 7]. Она охватывает культурно-гуманитарную сферу и ориентирована на интеграцию страны в мировое культурное пространство.
Следует отметить, что культурная политика любого государства может быть разделена с позиции ее направленности на внутреннюю и внешнюю. В рамках данного исследования наибольший интерес представляет именно внешняя культурная политика.
Внешняя культурная политика представляет собой комплекс мер, предпринимаемых различными институтами и направленных на организацию процессов отбора и трансляции культурных ценностей и их освоение другими народами, в том числе осуществление процессов международных культурных обменов. Внешняя культурная политика, таким образом, может быть реализована теми же институтами, что и внутренняя, но с ориентацией на зарубежных граждан.
Основные цели внешней культурной политики государства заключаются в формировании позитивного облика страны за рубежом посредством ознакомления других народов с его культурными ценностями, а также в содействии осуществлению процесса кросс-культурного взаимодействия и взаимопонимания между народами.
Уровень состояния и развития внешней культурной политики в разных странах различен. Он зависит от развития государства, национальных традиций и
культурного потенциала страны, но прежде всего - от финансовых возможностей государства и его задач в этой сфере.
Сложившаяся в различных странах система координации, стимулирования и организации внешней культурной политики позволяет выделить следующие задачи, решаемые в этой сфере. В их числе [Рыбакова: 118]:
- ознакомление зарубежной общественности с культурой собственной страны;
- использование культурных обменов и других культурных проектов для повышения престижа и облика страны и создания благоприятных условий для совершенствования сотрудничества в смежных сферах, например, в экономике и политике;
- ознакомление собственной общественности с культурным достоянием других стран;
- содействие научным обменам и сотрудничеству в сфере науки, поддержанию высокого научно-технологического уровня, соответствующего мировым стандартам;
- сотрудничество в сфере спорта, туризма;
- укрепление позиций языка своей страны за рубежом;
- культурное обслуживание соотечественников за рубежом.
Особая роль в реализации культурной политики принадлежит именно государственным структурам, выступающим ее ключевыми акторами.
Нормативно-правовые основы российской культурной политики
В современной российской истории вопросы культурной политики всегда являлись одними из первостепенных. Подтверждением этому служит принятие в числе первых федерального закона № 3612-1 «Об основах законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 года. В нем впервые была закреплена содержательная часть государственной культурной политики, включающей в себя «совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также саму деятельность государства в области культуры»1.
В 1995 году было принято Постановление Правительства РФ от 12 января 1995 г. № 22 «Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами», закрепившее общий вектор политики культурного сотрудничества: «всемерно содействовать продвижению за рубеж культурных и духовных ценностей России, развивать богатые традиции российской многонациональной культуры, демонстрировать ее самобытный характер, знакомить население России с лучшими произведениями культуры и искусства зарубежных стран»2.
1 Федеральный закон № 3612-1 от 09.10.1992 «Основы законодательства РФ о культуре» // СПС КонсультантПлюс
2 Постановление Правительства РФ от 12 января 1995 г №22 «Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами» // Собрание законодательства РФ.1995 №4 ст. 293
Постановление сформулировало 5 основных направлений культурного сотрудничества:
1) содействие открытию в странах СНГ и Балтии российских центров науки и культуры для поддержания культурных и гуманитарных связей с соотечественниками и открытия при данных центрах русских школ, клубов, библиотек, кино- и видеозалов;
2) популяризация русского языка за рубежом через государственные программы и образовательные учреждения;
3) развитие культурных обменов российских регионов с приграничными государствами и по линии породненных городов;
4) поддержка российских центров науки и культуры в странах Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, а также со странами Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки;
5) проведение работы по выявлению за рубежом своих культурных ценностей, перемещенных в период второй мировой войны и в результате ее последствий.
Важность работы с соотечественниками была также подчеркнута в федеральном законе № 99 «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»1, в частности в статье 17, характеризующей меры по поддержке соотечественников в области культуры, языка, религии и образования.
К основным мерам поддержки законодателем отнесены:
- получение равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках (в соответствии с международными договорами);
- сотрудничество с национально-культурными автономиями соотечественников в иностранных государствах;
- обеспечение свободного доступа в российские центры науки и культуры в иностранных государствах;
- содействие соотечественникам в сохранении и развитии ими своего культурного наследия (помощь творческим коллективам, изучение культурного наследия соотечественников, содействие всем видам культурного обмена);
- обеспечение условий для доступа к информации на русском языке и родных языках народов Российской Федерации;
- помощь в получении соотечественниками образования в образовательных организациях и научных организациях в Российской Федерации;
- содействие социально значимым инициативам религиозных организаций в оказании духовной помощи соотечественникам, сохранении их родных языков и культуры.
В дополнении к этому в 2001 году Президентом РФ была утверждена «Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на
1 Федеральный закон от 24.05.1999 №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // СПС Консультант-Плюс.
современном этапе»1, также включающая в себя отдельный раздел, посвященный развитию гуманитарных, культурных, образовательных, научных и информационных связей и контактов.
В Концепции отмечается, что к основным направлениям деятельности в сфере культурного присутствия России в зарубежных государствах относятся:
- интенсификация культурных связей на основе имеющихся договоров и соглашений и заключения новых;
- создание сети российских центров науки и культуры;
- содействие всем видам культурного обмена между Российской Федерацией и соотечественниками;
- популяризация культуры народов России за рубежом.
В 2014 году указом Президента РФ были утверждены «Основы государственной культурной политики» (далее - Основы)2, закрепившие цели и стратегические задачи государственной культурной политики, ключевые принципы ее реализации.
Важно отметить, что согласно Основам, культурное и гуманитарное развитие является основой экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны. Государственная культурная политика признаётся неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
В Основах обозначен достаточно широкий перечень задач государственной культурной политики (9 направлений). В частности, отдельной задачей поставлена работа в области расширения и поддержки международных культурных и гуманитарных связей. Она подразумевает:
- поддержку в зарубежных странах сети государственных и общественных институтов русского языка и русской культуры;
- поддержку деятельности общественных организаций и объединений русскоговорящих граждан в зарубежных странах;
- расширение межгосударственного сотрудничества в области образования на русском языке в зарубежных странах и изучения русского языка как иностранного;
- расширение сотрудничества профессиональных научных и культурных сообществ, институтов и организаций в сфере реализации совместных проектов по изучению и представлению за рубежом российской культуры, истории, литературы, а также в сфере реализации совместных творческих проектов;
- поддержку деятельности профессиональных русистов за рубежом и славистов, переводчиков русской художественной литературы;
- содействие расширению взаимодействия и сотрудничества российских организаций культуры с организациями культуры зарубежных стран;
1 Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе // http://kremlin.ru/acts/news/50644.
2 Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // СПС КонсультантПлюс.
- содействие сотрудничеству российских общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью, культуры и искусства, с аналогичными общественными организациями зарубежных стран;
- поддержку международных проектов в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности.
В 2018 году завершает свое действие федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 гг.)», ставившая также в качестве одной из задач «усиление позиций российской культуры за рубежом и формирование имиджа России как страны великих культурных традиций1». Причем эта задача рассматривалась авторами федеральной целевой программы в качестве составной части государственной стратегии интеграции в систему международных отношений, что также подчеркивает значимость реализации политики в области расширения культурного присутствия за рубежом.
Решение этой задачи, однако, содержит достаточно абстрактные и неконкретные предложения: «расширение участия нашей страны в мировом культурном процессе обеспечивается за счет продвижения достижений отечественной культуры за рубежом, сближения целей и задач российской и мировой культуры, заимствования опыта зарубежных культурных организаций при решении задач, стоящих перед отечественной культурой. Достижение указанной цели предполагает обмен культурными программами, проведение международных семинаров, конференций»2.
Тем не менее, в методике оценки эффективности данной федеральной целевой программы в качестве одного из достигнутого социально-экономического эффекта указано «укрепление влияния российской культуры на мировой культурный процесс, освоение новых форм и направлений культурного обмена». В перечне целевых показателей и индикаторов по направлению «Участие России в международном культурном процессе» указан единственный показатель - увеличение количества культурных акций, проведенных за рубежом.
По данному направлению деятельность реализовывалась в рамках 8 подна-правлений:
1) поддержка гастрольной деятельности отечественных коллективов за рубежом (ежегодно 4-9 гастрольных акций театральных коллективов и 6-12 музыкальных);
2) участие ведущих зарубежных творческих коллективов в российских фестивалях и акциях (ежегодно 1-5 театральных проектов и 2-7 музыкальных);
3) поддержка мероприятий с участием зарубежных творческих деятелей, в том числе в рамках международных культурных центров (ежегодно 5-8 проек-
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 186 «Об утверждении федеральной целевой программы «Культура России 2012-2018» // СПС КонсультантПлюс.
2 Там же.
тов с участием зарубежных деятелей в российских фестивалях, и 16-23 совместных проектов);
4) поддержка международных творческих мероприятий в области современного изобразительного искусства и выставочной деятельности (ежегодно не менее 3 мероприятий);
5) проведение международных акций, направленных на пропаганду достижений народного художественного творчества и укрепления диалога культур (ежегодно 2-6 международных фестивалей);
6) осуществление международного студенческого обмена, организация стажировок, проведение в России мастер-классов зарубежными деятелями искусства (ежегодное направление от 10 до 35 студентов по обмену, от 10 до 20 преподавателей на стажировку);
7) презентация современной русской литературы и книгоиздания на ведущих международных выставках-ярмарках (1 раз в год участие со статусом «Почетный гость» и 5 ярмарок без статуса);
8) организация переводов на иностранные языки произведений, созданных на языках народов РФ и проектов, направленных на повышение востребованности за рубежом российской художественной литературы (не менее 80 произведений переведено, не менее 12 проектов по востребованности).
Всего за время реализации федеральной целевой программы на это было выделено 7,751,51 тысяч рублей.
Поскольку деятельность по расширению культурного присутствия за рубежом относится к сфере культурно-гуманитарного сотрудничества, следует рассмотреть ряд нормативных актов, регламентирующий данный аспект внешней политики России.
Основные направления международного культурно-гуманитарного сотрудничества, осуществляемые структурами Министерства иностранных дел РФ
Министерством иностранных дел РФ в 2010 году была сформулирована концепция политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (далее - Концепция)1.
Основные усилия в области международного культурно-гуманитарного сотрудничества, как отмечается в Концепции, должны быть сосредоточены на поддержке и популяризации в иностранных государствах русского языка и культуры народов Российской Федерации, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.
1 Концепция политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ [эл. ресурс]: http://www.mid.rU/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/ CptICkB6BZ29/content/id/224550.
Международное культурно-гуманитарное сотрудничество призвано способствовать реализации государственной культурной политики Российской Федерации в сфере культуры. Оно должно быть нацелено на укрепление духовности российского общества, наращивание его интеллектуального потенциала, сохранение культурно-нравственных ценностей и духовного единства народов России.
К числу приоритетных задач международного культурно-гуманитарного сотрудничества в Концепции отнесены:
- расширение артистических и художественных обменов в форме концертно-гастрольной деятельности (в том числе творческой молодежи и представителей всех регионов страны);
- увековечение памяти об исторических связях России с зарубежными странами (выявление, сохранение и популяризация находящихся за границей памятников культуры и других объектов культурного наследия, связанных с историческим прошлым России, жизнью и деятельностью за рубежом ее выдающихся представителей, в том числе и благоустройство воинских и гражданских захоронений);
- содействие возвращению исторических реликвий в Российскую Федерацию;
- продолжение практики продвижения отечественной культуры за рубежом в виде крупномасштабных, в том числе долговременных акций, а также отдельных мероприятий (обмен национальными годами «Год России», «Дни культуры России» и т.п.);
- обеспечение участия российских деятелей в конференциях, симпозиумах и других тематических мероприятиях, расширение экспонирования за рубежом изделий народных художественных промыслов, а также обмен художественными выставками и перевод литературы;
- обеспечение участия России в международных акциях (фестивали, выставки и конкурсы в области литературы и искусства), иных культурных, а также образовательных и научных мероприятиях многостороннего характера;
- сотрудничество в области сохранения, реставрации и охраны культурных ценностей и защите авторских прав российских граждан;
- расширение включения России в международное образовательное пространство (экспорт российских образовательных услуг, расширение объемов подготовки иностранных специалистов в российских образовательных учреждениях, повышение привлекательности получения образования в Российской Федерации, поддержание взаимовыгодных связей между образовательными учреждениями, совместное с иностранными государствами создание образовательных учреждений за пределами территории Российской Федерации, подключение России к международной системе унификации норм и стандартов качества образования);
- работа по противодействию фальсификации истории, интерпретации исторических событий;
- работа по сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства интеграции государств - участников СНГ, а
также в рамках международных организаций ЮНЕСКО, ООН и др. (изучение русского языка за рубежом, подготовка преподавателей-русистов);
- расширение контактов между музеями, архивами и библиотеками в целях обмена специалистами, информационными материалами и копиями документов;
- продвижение на зарубежный рынок лучших отечественных кинофильмов, поощрение проведения за рубежом фестивалей российского кино, участие кинематографистов России в международных кинофестивалях;
- контакты в области архитектуры и градостроительства, а также сохранение архитектурного наследия, исторических и традиционных ансамблей, культурных и природных ландшафтов;
- поддержка международного олимпийского и паралимпийского движения, широкое участие представителей российского спорта в крупнейших международных соревнованиях, в том числе антидопинговые проекты;
- расширение участия России в международных туристических обменах и привлечению иностранных туристов в Россию;
- развитие молодежных обменов;
- оказание систематической и разносторонней поддержки российским соотечественникам, защита прав постоянно проживающих за рубежом российских граждан и помощь в реализации прав русскоязычного населения иностранных государств в культурной, языковой, образовательной и информационной сферах.
Представленный перечень задач достаточно полно обозначает всю деятельность государственных и общественных структур по расширению культурного присутствия за рубежом.
Таким образом, можно констатировать, что за последние десятилетия в РФ заложен прочный и разносторонний правовой фундамент для осуществления внешней культурной политики. Так, основой отношений Российской Федерации и Европейского союза является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое вступило в силу 1 декабря 1997 г. первоначально сроком на 10 лет, с ежегодным автоматическим продлением с 2007 г., если ни одна из сторон не решит выйти из соглашения. Соглашение в частности включает в себя содействие развитию двустороннего сотрудничества в областях науки и техники, образования и профессиональной подготовки, социальных услуг, туризма. Специальный раздел посвящен культурному сотрудничеству (раздел 9). Согласно положениям статьи 85, «стороны согласились содействовать развитию культурного сотрудничества с целью укрепления существующих связей между их народами и поощрять взаимное знание ими их соответствующих языков и культур на основе уважения свободы творчества и взаимного доступа к культурным ценностям»1. Выделено также три направления сотрудничества: обмен инфор-
1 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны // Ратифицировано Федеральным законом РФ от 25 ноября 1996 года N 135-ФЗ [эл. ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/1900668.
мацией и опытом в области сохранения и охраны памятников и исторических мест (архитектурное наследие); культурный обмен между учреждениями, деятелями искусств и другими лицами, работающими в области культуры и перевод литературных произведений.
С 1991 г. Российская Федерация является членом Европейской культурной конвенции и принимает активное участие в работе Руководящего комитета по культуре и Руководящего комитета по культурному наследию Совета Европы и других формах сотрудничества с Организацией. Россия также является активным членом Компендиума культурной политики и тенденций в Европе; подписала и ратифицировала Гранадскую конвенцию по архитектурному наследию, Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений; подписала Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, Европейскую культурную конвенцию.
Активно развивается участие Российской Федерации в общеевропейском культурном сотрудничестве с Евросоюзом и Советом Европы, которые строят свою деятельность в соответствии с Маастрихтским (1992 г) и Лиссабонским (2007 г.) договорами, являющимися концептуальной основой внешней культурной политики Европейского союза и определяющими его культурно-политическую парадигму.
В интересах дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и Советом Европы разработана Рамочную программа, главной целью которой является содействие укреплению и развитию политики и деятельности в области культуры, культурного наследия и которая направлена на продвижение культурного разнообразия и межкультурного диалога; стимулирование творческого потенциала и поощрение участия всех граждан в культурной жизни.
С исторической точки зрения приоритетным направлением внешних культурных связей для России остаются государства Содружества Независимых государств. Россия в своей внешней культурной политике по отношению к СНГ исходит из того, что «основной задачей остается дальнейшее формирование единого культурного, информационного и образовательного пространства, сохранение многовековых духовных связей с народами этих стран, их всестороннее развитие на новых демократических началах, поиск более гибких и эффективных форм сотрудничества, закрепление исторически сложившихся позиций русского языка. Россия активно способствует взаимодействию государств-участников СНГ в культурно-гуманитарной сфере на базе сохранения и приумножения общего культурно-цивилизационного наследия, которое в условиях глобализации является важным ресурсом СНГ в целом и каждого государства-участника в отдельности»1.
8 мая 2005 г. по инициативе Российской Федерации на неформальном саммите глав государств Содружества в Москве была принята Декларация о гумани-
1 Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества // СПС Консультант-Плюс.
тарном сотрудничестве государств-участников СНГ В августе 2005 г. в развитие этой Декларации на саммите в Казани одиннадцать глав государств подписали Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств. В статье 2 этого соглашения перечислены меры, предпринимаемые государствами-участниками СНГ в целях создания максимально благоприятных условий для взаимообогащения национальных культур1:
- реализация совместных программ и проектов в области культурного сотрудничества, включая проведение форумов, фестивалей, выставок, экспедиций;
- поощрение обмена опытом между заинтересованными ведомствами и организациями, в том числе в подготовке и повышении квалификации специалистов, учащихся и студентов учреждений образования;
- обмен информацией об историко-культурных ценностях, исторических документальных источниках, хранящихся в государственных собраниях, коллекциях и фондах, а также об их использовании в целях образования, науки и культуры в рамках межгосударственных программ;
- сотрудничество в вопросах сохранения национальных историко-культурных ценностей, находящихся на территориях Сторон;
- взаимодействие в соответствии с нормами международного права и национальным законодательством в решении вопросов, связанных с пропавшими и незаконно вывезенными культурными ценностями;
- сотрудничество в области библиотечного, музейного и архивного дела, использования соответствующих фондов, книгоиздательского дела и распространения печатной продукции;
- поощрение изучение языков народов других Сторон, содействуют созданию и деятельности национальных культурных центров.
Формированию культурного пространства Содружества Независимых Государств содействует Совет по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ, созданный в соответствии с Соглашением от 26 мая 1995 г., которое было подписано главами правительств 12 государств-участников Содружества.
Ежегодно проводятся заседания Совета, которые способствуют решению вопросов, связанных с развитием культурного сотрудничества в рамках СНГ, формированием культурного пространства Содружества. Участники заседаний рассматривают проекты многосторонних программ в области культуры, вносят их в уставные органы Содружества.
Успешно развивается внешняя культурная политика и на других направлениях, в частности на китайском. Российско-китайское культурное сотрудничество происходит весьма активно, чему способствовало подписание в 2010 г. новой программы сотрудничества двух стран в сфере культуры, в которой определен формат культурных взаимоотношений. Так, в России 2010 г. был объявлен Годом китайского языка. В рамках Года проведено более 80 мероприятий — научно-
1 Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников содружества независимых государств [эл. ресурс]: http://www.mfgs-sng.org/sgs/gum_sotr/.
практических конференций, выставок и фестивалей, конкурсов и олимпиад на знание китайского языка и литературы, гастролей китайских театральных и музыкальных коллективов, открыты новые отделения китайского языка, осуществляются преподавательские и студенческие обмены, организованы летние детские лагеря для российских школьников в Китае.
Опыт реализации проекта «Год России» за рубежом
О проекте культурного года следует сказать несколько подробнее. Проект «Год страны» стартовал в Российской Федерации в середине 2000-х годов. Его основными целями стали: расширение партнерских отношений между странами участницами, упрочнение существующих политических, экономических и культурных контактов, а также налаживание диалога для решения глобальных проблем. За все время реализации данного проекта выделилось три основных формы его проведения:
1. год туристических обменов;
2. год национальной культуры, включая год литературы и языка;
3. перекрестный год, охватывающий политический, экономический и культурный аспекты сотрудничества.
Следует отметить, что проект рассматривается в России именно в контексте популяризации российской культуры, однако практически не имеет влияния на формирование положительного образа нашей страны за рубежом.
За все время существование данного проекта было проведено_подобных
акций.
Одним из первых успешно реализованных проектов стал год России в Китае, прошедший в 2006 году. Одной из отличительных особенностей реализации данного проекта стало проведение мероприятий в течение всего года, что позволило говорить о постоянном присутствии данного проекта в информационном поле двух государств.
Основными направлениями проекта «Год России в Китае» стали:
- политика (встречи официальных делегаций, подписание соглашений и стратегий о сотрудничестве различных регионов России и Китая, углубление российско-китайского добрососедского сотрудничества);
- экономика (развитие торговых контактов, туристическое сотрудничество, усиление экономических связей приграничных территорий);
- культура (фестивали российского искусства, молодежных обменов, открытие в Синьцзяне Этнографического музея русской словесности, молодежные спортивные игры);
- наука (симпозиумы по вопросам авиакосмической техники, ярмарка научно-технических достижений, международная научная конференция «Становление россиеведения в Китае и китайско-российское культурное взаимодействие»);
- СМИ (открытие российского информационного центра в Пекине, запуск сайта РИА Новости на китайском языке, Китайско-российский форум по разви-
тию средств массовой информации, семинар работников китайских и российских СМИ).
Программа проекта «Год России в Индии» (2008) была менее масштабна; включала в себя около 150 мероприятий, направленных на укрепление двустороннего сотрудничества в экономической и культурной сферах. В частности, состоялись Второй форум по торговле и инвестициям, Российская национальная выставка, Фестиваль российской культуры с участием наших ведущих творческих коллективов, книжные выставки, научные семинары, телемосты. В Мумбаи с успехом прошли Дни Санкт-Петербурга.
Прошедшие в рамках Российской национальной выставки в Индии Выставка инновационных достижений России в г. Дели и Презентация российских конкурентных научно-технических, технологических разработок вызвали большой интерес в научных, деловых и бизнес сообществах Индии.
В рамках проекта было проведено около 30 мероприятий в сфере культуры, в том числе концерты, художественные экспозиции, участие России в Делийской международной книжной ярмарке.
Проведение национальных годов, по мнению министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, «способствовало созданию условий для более тесного сотрудничества между представителями деловых, научных и культурных сообществ России и Индии, укреплению атмосферы доверия и взаимопонимания между нашими народами»1. Этот опыт был учтен при составлении Программы культурных обменов между Россией и Индией на 2010-2012 годы. В 2011 году прошел Фестиваль культуры Индии в России, а в 2012 год - Фестиваль российской культуры в Индии.
В 2010 одновременно прошли «Год России во Франции» и «Год Франции в России». Проект был направлен на поиск новых направлений взаимосвязи России и Франции, а также расширение сотрудничества в политике, экономике, образовании и культуре.
Заявленными задачами проекта являлись2:
- акцентировать внимание на русском культурно - историческом наследии;
- осветить современные формы российского искусства;
- способствовать культурному обмену и совместным проектам между странами.
Исходя из обозначенных задач, можно сделать вывод об инновационном подходе к реализации проекта. Только «Год России во Франции» сделал акцент на культурной составляющей, наиболее подходящей для формирования позитивного образа российского государства за рубежом.
Среди ключевых мероприятий стоит выделить: открытие международных секций русского языка во Франции в лицее Вальбонн; фестиваль ис-
кусств и кинематографии России; гастроли ведущих российских театров; фести-
1 Россия и Индия. Десять лет стратегического партнерства // Международная жизнь от 20.12.2010 [эл. ресурс]: http://interaffairs.ru/print.php?item=524.
2 Официальный сайт проекта «Год Франция - Россия 2010» [эл. ресурс]: http:// www.russia-france2010.ru/programme/.
валь русскоязычных культур «РиээепКо»; выставку в Лувре «Святая Русь - Искусство от Киевской Руси до России Петра Великого»; музыкальный фестиваль «Октябрьские симфонии - Музыка и власть в Советской России, 1917-1953» и фестиваль «Неизвестная Сибирь» в Лионе.
Таким образом организаторы мероприятий смогли раскрыть истинную, неи-деологизированную сущность русского искусства различных эпох, показать его разнообразие и привлекательность для современных французов. Россия предстала как страна с величайшим культурным наследием, вдохновляющим прогрессивное человечество по всему миру.
По оценке организаторов, мероприятия во Франции посетило около 2,5 млн человек.
2011 год был ознаменован реализацией двух параллельных крупномасштабных событий: «Год России в Испании» и «Год российской культуры и русского языка в Италии». Одновременно в России проходили «Год итальянской культуры и итальянского языка в России» и «Год Испании в России».
Российская сторона организовала гастроли всемирно известных творческих коллективов (Большого и Мариинского театров, Национального филармонического оркестра России под руководством Владимира Спивакова, Московского синодального хора и др.), выступления прославленных дирижеров и музыкантов. Проведены крупные выставки, в том числе «Научно-технические и инновационные достижения России». Прошли специальные конференции: «Неделя космоса» в Испании, в рамках которой состоялись круглые столы и выставка, посвященная достижениям российской ракетно-космической промышленности и 50-летию полета первого человека в космос; научно-практическая конференция молодых ученых России и Испании.
Проект «Год российской культуры и русского языка в Италии» стал кульминацией многовековых связей между Москвой и Римом. По замыслу организаторов, масштабная акция должна познакомить широкую общественность России и Италии с последними достижениями мастеров культуры, и в том числе - молодых писателей, художников, театральных деятелей. Была реализована обширная программа, включающая в себя выставки произведений искусств, гастроли ведущих театральных коллективов.
Всего же в рамках «перекрестных годов» состоялось около 500 мероприятий в самых разных областях искусства, науки и образования. Мероприятия прошли в 70 городах России и 50 населенных пунктах Италии. Организатором «Года России в Италии» выступило Россотрудничество. 16 февраля, в день официального старта Года Италия-Россия в Риме открылся 2-й Студенческий форум. 5 июня приморский город Террачина принял у себя Международный детский форум «Этот мир - наш!» В День России, 12 июня, одна из красивейших площадей мира - римская пьяцца Навона - превратилась в огромную сцену для Фестиваля национальной культуры «Созвездие России».
24 ноября в Риме открылся Российский центр науки и культуры. Это первый официальный полноформатный «Русский дом» в Италии в истории двусторон-
них отношений. Он призван стать ведущей организацией, обеспечивающей российское культурное и научное присутствие на Апеннинах.
Кроме того, открылись Центр российских исследований в римском университете «Сапьенца» и Центр изучения культуры России в венецианском университете «Ка' Фоскари». Всего в течение 2011 года были подписаны десятки межвузовских соглашений, успешно действуют совместные учебные программы1.
Следующим проектом стал «Год России в Германии», проходивший под лозунгом: «Россия и Германия: вместе строим будущее». Его реализация затронула 2012 и 2013 годы.
«Год России в Германии» был призван укрепить российско-германские партнерские отношения в политической, социальной, экономической и культурной сферах, упрочить существующие контакты и инициировать новые, предложить идеи для решения глобальных вопросов и проложить пути в совместное будущее России и Германии2.
Основными темами проекта стали: вызовы общества, пространство в городе, природные ресурсы и окружающая среда, научный и академический обмен, современное искусство. Страны участницы представляют друг друга как креативного, ориентированного на инновации партнера в самых разных сферах.
В рамках реализации данного проекта был запущен фонд, занимающийся немецко-русскими молодежными обменами. Его участники дают весьма интересную оценку партнерству с Россией.
По итогам тысячи мероприятий в рамках реализации проекта сотрудничество двух стран было продолжено. В 2013 году прошли германо-российские фестивали, а также Год русского языка и литературы в Германии и Год немецкого языка и литературы в России.
2013 год был продолжен реализацией проекта «Год России в Нидерландах». Основными направлениями сотрудничества были обозначены экономика, государство и общество, а также культура. Акцент был сделан на богатую многовековую историю двустороннего сотрудничества, ключевую роль в котором играла торговля и инновации.
Подавляющее большинство российских мероприятий в Голландии было организовано стараниями голландских партнеров. Музеи по всей стране проводили выставки на российские темы, театральные и музыкальные коллективы исполняли российский репертуар, учреждения, содействующие торговле, сосредоточили свое внимание на России, дискуссионные форумы и университеты организовывали встречи, посвященные актуальным вопросам российско-голландских отношений3.
1 Год России в Италии // Представительство Россотрудничества в Итальянской Республике от 22.12.2011 [эл. ресурс]: http://ita.rs.gov.ru/taxonomy/term/38.
2 Официальный сайт проекта «Россия - Германия 2012\2013» [эл. ресурс]: http:// germanyinrussia.ru/themen/?lang=ru.
3 Официальный сайт проекта «Перекрестный год Россия - Голландия» 2013 [эл. ресурс]: http://www.nlrf2013.nl/ru/2014/01/bilateral-year-retrospective/.
Целью проектов «Год России в Великобритании» и «Год Великобритании в России» (2014) было способствование культурному обмену, а также укрепление отношений между людьми, организациями и правительствами. В рамках Года в России и Великобритании состоялось более 250 мероприятий в области культуры, науки, образования и спорта. Данный проект оказался одним из самых кратковременных и наименее масштабных по охвату аудиторий. Ситуация на международной арене, в частности присоединение Крыма к Российской Федерации, подтолкнуло британское правительство к свертыванию мероприятий в рамках проекта. Как отмечают обозреватели шотландской газеты Herald Scotland, «шотландские и британские министры отказались поддерживать годовой культурный проект с Россией из-за поведения супердержавы на Украине. Правительства больше не будут поддерживать британско-российский год культуры, члены правительства также бойкотируют мероприятия, организованные в рамках программы года»1.
В 2015 году дни российской культуры прошли в Аргентине и открылись гала-концертом ведущих российских солистов балета. В рамках Фестиваля собравшейся публике были представлены российские хореографические, вокальные и инструментальные коллективы, мастер-классы и творческие встречи, фотовыставка редких достопримечательностей России и уникальная «выставка исчезнувших запахов». Еще одним знаковым мероприятием, приуроченным к завершению Дней культуры стала Неделя российского кино в Буэнос-Айресе.
2016 год стал годом перекрестной культуры России и Греции. Программа его была достаточно традиционной: масштабные выставки, гастроли театров и музыкальных коллективов.
В 2017 году в Японии стартовали «Русские сезоны». Это глобальный фестиваль российской культуры, включающий в себя спектакли, балеты, музыкальные концерты, выставки, мастер-классы, цирковые программы, недели российского кино и многое другое. «Русские сезоны» и перекрестный Год культуры способствуют развитию и укреплению российско-японских отношений, организации культурного и гуманитарного обмена, а также налаживанию межнационального диалога. Фестиваль посетило около 3,5 миллионов японских зрителей, в нем было задействовано около 1,5 тысячи артистов. Примерно 250 мероприятий фестиваля прошли в 42 японских городах2. В продолжении этого 2018 год был объявлен Годом России в Японии и Годом Японии в России.
Как отмечает вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец: «Основные цели проведения фестиваля российской культуры «Русские сезоны» - это куль-
1 Scottish ministers withdraw support for UK-Russia Year of Culture / Herald Scotland 27.07.2014 [эл. ресурс]: http://www.heraldscotland.com/politics/referendum-news/ scottish-ministers-withdraw-support-for-uk-russia-year-of-culture.24865079.
2 «Русские Сезоны» в Японии превзошли все ожидания, заявили в Минкульте // РИА-Новости 10.12.2017 [эл. ресурс]: https://ria.ru/culture/20171210/1510598205.html.
турное воспитание будущих поколений, а также качественное изменение культурных и гуманитарных связей в мировом пространстве»1.
Второй фестиваль российской культуры «Русские сезоны» открылся в Риме 14 января 2018 года концертом Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Фестиваль в Италии продлится до конца 2018 года, он охватит более 40 городов. Программа фестиваля насчитывает более 250 мероприятий различной тематики: концерты классической музыки, театральные и балетные постановки, выставки, кинематографические фестивали и др.
Демократизация международных связей способствовала устранению жесткого партийно-государственного контроля за формами и содержанием международных культурных обменов. Возможность самостоятельно налаживать зарубежные контакты получили профессиональные и самодеятельные художественные коллективы, учреждения культуры. Право на существование обрели различные стили и направления литературы и искусства, в том числе те, которые раньше не вписывались в рамки официальной идеологии.
Заметно увеличилось количество государственных и общественных организаций, принимавших участие в культурных обменах. Выросла доля негосударственного финансирования мероприятий, проводимых за пределами страны (коммерческие проекты, средства спонсоров и т. д.).
Развитие зарубежных связей творческих коллективов и отдельных мастеров искусства на коммерческой основе не только содействовало повышению международного престижа страны, но и позволило зарабатывать значительные валютные средства, необходимые для укрепления материальной базы культуры.
При всем многообразии подходов к осуществлению международного взаимодействия в практике современных государств можно выделить общие черты, которые касаются содержания международного культурного сотрудничества и его институционального закрепления.
Так, сегодня в практическом осуществлении международного культурного сотрудничества большое внимание уделяется деятельности культурных центров, которые являются своеобразными проводниками международного измерения культурной политики страны. Подобные центры, известные как институты, советы, представительства существуют практически в каждой стране, которая проводит активную культурную политику за рубежом.
Россия также расширяет сеть своих представительств в мире. К настоящему времени открыто около 70 российских центров международного научного и культурного сотрудничества, которые созданы при правительстве Российской Федерации. Основной задачей этих центров является осуществление содействия установлению и развитию информационных, научно-технических, деловых, гуманитарных, культурных связей России с зарубежными странами через систему своих представительств и центров науки и культуры в 52 странах мира.
1 Голодец: фестиваль «Русские сезоны» направлен на культурное развитие детей и молодежи // ТАСС 15.01.2018 [эл. ресурс]: http://tass.ru/kultura/4874728.
Перед центрами поставлены следующие основные задачи:
- развитие через российские центры науки и культуры и свои представительства за рубежом в 68 городах Европы, Америки, Азии и Африки широкого спектра международных связей Российской Федерации, а также содействие деятельности российских и зарубежных неправительственных организаций в развитии этих связей;
- содействие формированию за рубежом всестороннего и объективного представления о Российской Федерации как о новом демократическом государстве, активном партнере зарубежных стран по взаимодействию в культурных, научных, гуманитарных, информационных сферах деятельности и развитию хозяйственных связей.
Важной областью деятельности центров является участие в реализации государственной политики развития международного научного и культурного сотрудничества, ознакомление зарубежной общественности с историей и культурой народов Российской Федерации, ее внутренней и внешней политикой, научным, культурным, интеллектуальным и экономическим потенциалом.
В своей деятельности центры содействуют развитию контактов по линии международных, региональных и национальных правительственных и неправительственных организаций, в том числе со специализированными организациями и институтами ООН, Европейского союза, ЮНЕСКО и другими международными организациями.
Значительная роль в деле популяризации российской культуры и поддержке русского языка за рубежом принадлежит фонду «Русский мир». В реализации двусторонних культурных обменов следует активно использовать инфраструктуру Русских центров, организуемых Фондом в партнерстве с ведущими учебно-просветительскими центрами за рубежом.
Таким образом, в своей международной деятельности государства все большее внимания уделяют своей культурной политике, которая становится весьма действенным инструментом дипломатии и довольно эффективным средством борьбы за национальные интересы того или иного государства. Внешняя культурная политика при ее успешной реализации может служить очень сильным вспомогательным идеологическим инструментом, сопровождающим осуществление общей внешнеполитической стратегии государства, создавая прочный фундамент, позволяющий государству не только отстаивать и продвигать свои национальные интересы на мировой арене, но и оказывать непосредственное влияние на различные политические, экономические, социальные процессы в мире.
Культурное сотрудничество России с зарубежными странами в его современной классификации и в соответствии с международной практикой включает связи в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма, в других гуманитарных сферах, а также по линии общественных групп и организаций, творческих союзов и отдельных групп граждан. Каждое из этих направлений имеет самодостаточную ценность и вправе рассчитывать на поддержку и содействие со стороны государства.
Источники
БоголюбоваН.М., НиколаеваЮ.В. (2011). Культурные сезоны как форма внешней культурной политики (на примере России и Франции) // ВестникСПбГУК. №2. С. 30-35.
Головина Г.В., Савина И.А. (2014). Международное культурное сотрудничество: аспекты социально-культурного и правового регулирования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. №4 (148). С.162-169.
Карпова Г.Г., Михина Н.В. (2015). Культурная политика современной России: законодательное регулирование и механизмы реализации // Власть. №4. С. 73-78.
РыбаковаМ.Г. (2013). Международный аспект культурной политики. Опыт России и зарубежных стран // Управленческое консультирование. №1.
Филимонов Г.Ю. (2007). Внешняя культурная политика США как компонент «мягкой силы»: Дисс. ...канд. полит наук. Москва.
Хренов А.Е. (2013). Модели культурной политики: смена парадигм // Труды СПБГИК. №. 2. С. 4-11.
Hesmondhalgh D. (2005). Media and cultural policy as public policy: The case of the British Labour government // International Journal of Cultural Policy. Vol. 11, Issue 1: The Cultural Industries and Cultural Policy. P. 95-109.
Miller T., Yudice G. (2002). Cultural Policy. London.
Nozhenko M. (2006). Motherland is calling you! Motives behind and prospects for the new Russian policy on compatriots abroad // Lithuanian Foreign Policy Review.. Vol.18. P.77-94.
Nye J.S. (2004). Soft power: the means to success in world politics. New York: PublicAffairs.
■ ■ ■ Cultural Policy of the Russian Federation as a Tool of "Soft Power"
Sergey P. Kulikov, Sergey V. Novikov, Ekaterina O. Mihailova
Mocsow Aviation Institute (MAI), Moscow, Russia.
Abstract. The paper is dedicated to the analysis of the cultural policy of the Russian state realized by its key participants: educational institutions and structures of the Ministry of Foreign Affairs. The paper reviews the available domestic standard and legal base, key provisions of the international acts and the realized target programs, including from a position of target indicators of assessment of efficiency of the carried-out measures. Besides, the authors outline the key directions of interstate cultural cooperation, the applied tools and the main mechanisms of support by the state of its participants. Special attention is paid to the analysis of policy of cultural cooperation for member countries of the Commonwealth of Independent States. The authors examine the experience of implementation of the Year of Russia project abroad for the last 12 years. On the basis of the analysis of each of the listed aspects, the authors team develops the paths of optimization of the performed activity, possible trends and potential areas of development of each of the directions of realization of cultural policy of the Russian state.
Keywords: cultural policy, expansion of cultural presence, international cultural and humanitarian cooperation, support of compatriots, year of Russia abroad, efficiency of cultural policy
For citation: Kulikov S.P., Novikov S.V., Mihailova E.O. Cultural Policy of the Russian Federation as a Tool of "Soft Power". Communicology (Russia). 2018. Vol. 6. No.5. P. 134-154. DOI 10.21453 / 2311-3065-2018-6-5-134-154.
Inf. about the authors: Sergei Pavlovich Kulikov, Cand.Sc. (Soc.), vice-rector for youth policy, head of the pepartment "Public Administration and Social Technologies"; Sergey Vyacheslavovich Novikov, Cand.Sc. (Econ.), associate professor at department «Management and marketing of high-tech industry»; Ekaterina Olegovna Mihailova, senior lecturer of department «Public administration and social technologies», Moscow Aviation Institute. Address: 121552, Russian, Moscow, Orshanskay st., 3. Е-mail: [email protected].
Received: 05.09.2018. Accepted: 18.10.2018.
References
Bogolyubova N.M., Nikolaev, YV. (2011). Cultural seasons as a form of foreign cultural policy (on the example of Russia and France). Herald of St. Petersburg State University of Culture. No. 2. P. 30-35 (In Rus.).
Golovina G.V., Savina I.A. (2014). International cultural cooperation: aspects of socio-cultural and legal regulation. Bulletin of Adyghe State University. Series 1: Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies. No.4 (148). P.162-169 (In Rus.).
Karpova G.G., Mikhina N.V. (2015). Cultural policy of modern Russia: legislative regulation and implementation mechanisms. Power. No.4. P. 73-78 (In Rus.).
Rybakova M.G. (2013). The international aspect of cultural policy. The experience of Russia and foreign countries. Management consulting. No.1 (In Rus.).
Filimonov G.Y (2007). US foreign cultural policy as a component of "soft power": Diss. ... Cand. Sc. (Pol.). Moscow (In Rus.).
Hrenov A.E. (2013). Models of cultural policy: a paradigm shift. Proceedings of St. Petersburg Institute of Culture. No. 2. P. 4-11 (In Rus.).
Hesmondhalgh D. (2005). Media and Cultural Policy. International Journal of Cultural Policy. Vol. 11, Issue 1: The Cultural Industries and Cultural Policy. P. 95-109. Miller T., Yudice G. (2002). Cultural Policy. London.
Nozhenko M. (2006). Motherland is calling you! Motives abroad for compatriots. Lithuanian Foreign Policy Review. Vol.18. P. 77-94.
Nye J.S. (2004). Soft power. New York: PublicActions.