Научная статья на тему 'Культурная политика и культурная динамика Украины на современном этапе государственного развития'

Культурная политика и культурная динамика Украины на современном этапе государственного развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1352
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Евмешкина Е. Л., Малюская В. А.

Определены и проанализированы концептуальные особенности понятий культурная политика и культурная динамика в современном Украинском государстве. Приведены приоритетные задания новой культурной политики согласно Посланию Президента Украины Верховной Раде Украины «О внутреннем и внешнем положение Украины в 2013 году».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурная политика и культурная динамика Украины на современном этапе государственного развития»

УДК 304.4(477)

Евмешкина Е.Л.,

Национальная академия государственного управления при Президенте Украины; доцент кафедры государственного управления и менеджмента, кандидат наук по государственному управлению (Украина, г. Киев)

Малюская В.А.,

Национальная академия государственного управления при Президенте Украины;

доцент кафедры государственного управления и менеджмента, кандидат наук по государственному управлению (Украина, г. Киев)

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА УКРАИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Определены и проанализированы концептуальные особенности понятий культурная политика и культурная динамика в современном Украинском государстве. Приведены приоритетные задания новой культурной политики согласно Посланию Президента Украины Верховной Раде Украины «О внутреннем и внешнем положение Украины в 2013 году».

Ключевые слова: культурная политика, культурная динамика, гражданское общество, демократические ценности, культура, государственная политика в сфере культуры.

Введение. На современном этапе общественного развития определение места и роли культуры в государственно-управленческих процессах является предметом особого внимания как отечественных, так и зарубежных ученых и политиков. Это обусловлено тем, что одной из основных функций культуры является гуманистическая функция при условии обеспечения со стороны государства ее полноценного функционирования. Активный творческий интеллект, ум и высокая духовность личности служат способом выхода общества на новые уровни цивилизации.

По этому вопросу академик М. Жулин-ский, оценивая состояние развития технологически развитых обществ, говорит, что интенсивное интеллектуальное духовное развитие обеспечивает мобильную модернизацию общества и гарантирует демократизацию общественной жизни, повышение активности людей и индивидуальной инициативы. Подчеркивая важное значение духовного потенциала нации для социально-экономического оздоровления и

развития общества, он считает, что на основании духовно-культурного потенциала украинского этноса нужно формировать целостную систему ценностных ориента-ций всего общества [1].

Поэтому сегодня особенно увеличивается роль культуры в национальных и государственно-управленческих процессах, поскольку она способствует обновлению исторической памяти, формированию демократического способа мышления, развитию и самореализации личности и, конечно, утверждению гражданского общества с высокими гуманистическими ценностями, национальным сознанием и патриотизмом. Формирование национальной государственности требует проведения соответственной государственной культурной политики. От государства, его взвешенной политики в сфере культуры зависят укрепление духовности, обеспечение необходимых условий развития и деятельности человека, личности как наивысшей ценности общественного развития.

Теоретические исследования отечественных ученых. Проблема взаимообусловленности культуры и государственного управления на уровне отдельного общества рассмотрена в исследованиях А. Оболенского, А. Липенцева, С. Чукута, В. Карловой, П. Кравченко. Этнополитический аспект данной проблемы рассмотрен в трудах Ю. Вилкова, М. Кармазиновой, Б. Па-рахонского, М. Пирен, В. Трощинского, В. Скуратовского, В. Ткаченко. Различные аспекты роли государственного управления в процессах, которые происходят в сфере духовной культуры, рассматриваются в трудах В. Андрущенка, Г. Атаманчука, Л. Губерского, Д. Дзвинчука, Л. Левчук, В. Лугового, В. Майбороды, И. Надольно-го, Ю. Павленко, В. Ребкала, П. Ситника, В. Шинкарука. Концептуальные основы культурной политики исследовали ученые А. Гриценко и С. Дрожжина.

Теоретические исследования зарубежных ученых и практиков. Влияние современных информационных процессов на развитие культурной политики государства исследованы в трудах П. Бергера, Г. Маркузе, Г. Райта, Ж. Баландье, Дж. Бар-бера, Д. Белла, Ж.-Ф. Лиотара, Г. Месадье,

П. Нора, С. Рыжковой, Б. Розенберга, Ж. Рюс, А. Флиера, А. Чучина-Русова и других. В научных трудах данных и других авторов проблемы культурной политики государства рассматриваются не обособленно от других проблем общественного развития, а как важные составляющие процессов государственного развития. Вместе с тем анализ научной литературы подтверждает, что культурная политика государства как целостная и относительно самостоятельная проблема остается малоисследованной как в сфере государственного управления, так и в социальной философии и культурологии.

Цель статьи состоит в определении основ и направлений осуществления культурной политики Украинского государства с учетом институциональных изменений и определении культурной динамики в процессах государственного развития.

Системой культурной политики является сложное и специфическое явление в жизнедеятельности общества с внутренне организованными связями и качествами элементов. Ее можно определить как системную совокупность ценностей, правовых и политических норм, культурных институтов, методологии формирования, реализации и внедрения в общественную жизнь.

Наивысшей ценностью демократического общества является человек, его развитие и достаток. К ценностям культурной политики принадлежат обеспечение духовного и культурного развития общества, национальное сознание, внедрение демократических традиций, формирование эстетических взглядов, высоких моральных принципов.

Культурная политика рассматривается как совокупность научно обоснованных взглядов и действий по всесторонней социокультурной модернизации общества и всей системы культурных институтов. Она является системой новых принципов про-порционирования государственной и общественной составляющих в социальной и культурной жизни, комплексом действий из заблаговременного налаживания научного и образовательного обеспечения этих принципов.

Культурная политика — это сумма сознательных действий или уклонение от

действий в обществе, направленных на достижение некоторых культурных целей путем оптимального использования всех физических и духовных ресурсов общества [2].

Одно из первых определений значения «культурная политика» было сформулировано во время работы «круглого стола» ЮНЕСКО в 1967 году в Монако.

В значении политики в сфере культуры было решено понимать «комплекс операционных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в сфере культуры» [3].

В этом контексте главное задание при формировании культурной политики — применение государственных механизмов, которые обеспечат достижение некоторых культурных целей путем употребления всех физических и духовных ресурсов государства.

Законом Украины «О культуре» определены основы государственной политики в сфере культуры (статья 3) [4]:

— содействие образованию единого культурного простора Украины, сохранению целостности культуры;

— содействие утверждению гуманистических идей, высоких моральных основ общественной жизни;

— гарантия прав граждан в области культуры;

— создание условий для творческого развития личности, повышения культурного уровня, эстетического воспитания граждан, удовлетворения культурных потребностей народа;

— содействие деятельности профессиональных творческих союзов и гражданских организаций в сфере культуры, активному функционированию государственного языка в культурной сфере Украины, доступу граждан к культурным благам;

— обеспечение развития международного культурного сотрудничества.

На сегодня приоритетом государственной культурной политики является создание условий для развития культуры украинской нации, коренных народов и национальных меньшинств Украины, эстетического воспитания граждан.

Как утверждает политолог П.П. Шлях-тун, к числу субъектов политики принадлежит каждый, кто так или иначе, прямо или косвенно участвует в политической жизни. Ими могут быть гражданин и организация, общественный класс и партия, этнос и государство. Существует мысль, что субъектами политики являются только активные ее участники, которые сознательно выдвигают политические цели и ведут борьбу за их достижение [5].

Субъектами государственной культурной политики, согласно Конституции Украины, выступают субъекты гражданского общества. В демократическом гражданском обществе главным субъектом культурной политики должны быть граждане страны. Согласно Конституции Украины (ст. 36) граждане имеют право свободно объединяться в гражданские общества для осуществления и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов, за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и гражданского порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.

В Конституции Украины также утверждено, что субъектами формирования культурной политики государства [6] являются:

1. Президент Украины.

2. Совет национальной безопасности и обороны Украины.

3. Верховный Совет Украины (Совет Министров АР Крым).

4. Кабинет Министров Украины.

5. Министерство культуры Украины.

Главными субъектами формирования

культурной политики демократической Украины в сфере публичного управления являются институты гражданского общества.

Гражданские организации имеют право самостоятельно и на договорной основе создавать благотворительные организации для финансирования культурных программ развития культуры и искусства, поддержки талантов и творческих начинаний в сфере культуры, разрешения социальных и бытовых проблем профессиональных творческих сотрудников.

Государственно-гражданское сотрудничество в сфере реализации культурной политики проводится с целью представления и защиты интересов профессиональных творческих сотрудников и аматоров. Государство привлекает представителей культурных гражданских организаций к участию в подготовке проектов нормативно-правовых актов, презентации Украины в разных сферах международной культурной жизни, обеспечивает предоставление информации, необходимой для исполнения заданий, определенных статутами (положениями) учреждений культуры.

Объектами реализации культурной политики являются:

— делатели культурных ценностей — профессиональные работники культуры, аматоры, литераторы, сотрудники разных учреждений культуры;

— производители (распространители) культурной продукции и услуг (учреждения культуры, исполнительские коллективы, издательства, киностудии; каналы и сети культурной коммуникации — средства массовой информации, а также сети театрально-зрелищных и концертных учреждений, библиотек, галерей, выставок).

Предметом культурной политики является совокупность регулируемых социокультурных процессов и взаимодействий, связанных с образованием, сохранением, распространением культурных ценностей, их восприятием.

Цель культурной политики состоит в том, чтобы содействовать развитию самореализации личности, гуманизации общества, поддерживать культурную жизнь различных национальных групп и культурные интересы членов общества разных национальностей [7].

П. Сорокин выделил три типа культурных суперсистем:

— чувственный (преобладает эмпирически-чувственное восприятие, «истина чувств»),

— идеальный (преобладают сверхчувственные духовные ценности, «истина веры»),

— идеалистический (синтез первых двух типов, при которых чувства уравновешивается интеллектом, вера — на-

укой, восприятие — интуицией,«истина разума»).

Основой данной типологии являются взгляды людей на характер настоящей реальности, степень и способы удовлетворения человеческих потребностей. Проанализировав разные типы культуры, П. Сорокин сформулировал следующие закономерности в развитии культуры:

— совокупность социокультурных изменений не означает их механическую синхронность;

— каждый тип культуры формирует менталитет, который, в свою очередь, играет важную роль в выборе сферы;

— существование двойственных и тройственных ритмов, которые замедляют или ускоряют темпы изменений;

— акумулирующий характер творческих достижений и в материальной, и в духовной сфере.

Достаточно часто понятие "культурная динамика" употребляется равнозначно понятию "культурные изменения", но в контексте научных исследований их нужно различать. Понятие "культурные изменения" характеризуется широким содержанием, что утруждает возможность его четкого определения.

Процессы культурной динамики наиболее адекватно интерпретируются как развитие. Культурное развитие обусловливает изменения материальных и духовных составляющих культуры, вследствие которых происходит полная трансформация структурных образований культуры или частичное исчезновение некоторых культурных элементов и связей.

Как фундаментальный механизм, который обусловливает культурную динамику, рассматриваются не идеи и интересы людей, а объективная необходимость адаптации общества и культуры к динамике внешних и внутренних ситуаций.

Вместе с объективной необходимостью основными механизмами культурной динамики культурологи выделяют своеобразные общие предпосылки, из-за которых возникают динамические трансформации культуры. Структура и природа этих механизмов существенно разная и зависит от теоретических направлений того или иного исследователя.

Известный американский социолог Т. Парсонс (1902—1979) проанализировал динамику культуры в пределах структурно-функционального подхода и разработал теорию "человеческого действия", что включает культурную, социальную, личностную и органичную системы, которые находятся в состоянии взаимного обмена. Этот взаимный обмен рассматривается на уровне действия-деятельности: человек настроен на функцию достижения цели; при этом социальная подсистема обеспечивает ее интеграцией действий в деятельность общества, а культура предлагает наиболее общие образцы действий, принципы отбора целей, предлагает ценности, верования, знания, символику и т.д. Социальные и культурные изменения обусловлены процессами обмена информацией и энергией, что происходят между социальными системами.

На протяжении последних лет развитие культуры в Украине осуществляется крайне противоречиво. С одной стороны, разрастаются инновационные процессы, обусловленные склонностью народа к национально-культурному возрождению, демократической общественной жизни. С другой — обостряются негативные тенденции в кадровом, инфраструктурном, финансовом обеспечении сферы. Наращивание инновационных тенденций связано прежде всего с активацией культурной жизни в регионах. Поиск более эффективных форм работы осуществляется и в содержательном, и в организационно-управленческом направлении. Углубляется осознание роста значения культуры как формы проявления национального самосознания, как фактора консолидации общества.

Невзирая на неблагоприятное экономическое состояние, материально-финансовые неурядицы, культурная жизнь в стране становится более насыщенной, отображает разные художественные направления и стили, новую социокультурную ситуацию в Украине. Появляются новые музыкальные коллективы, заповедники, новые конкурсы, фестивали.

Сегодня Украина стоит перед глобальной проблемой: как обновить целостный образ национальной культуры, как приобрести свою, национальную, цивилизован-

ную идентичность. Как пишет культуролог М. Стриха, в новых общественных условиях появляется необходимость преодоления двух главных опасностей:

1. Чрезмерного патернализма государства, что практически в условиях бюджетного кризиса сводится исключительно к поддержке тех культурных деятелей, которые идеологически обслуживают государство на данном этапе.

2. Отстранение государства от регулирования процессов в сфере культуры, в том числе через прямую финансовую поддержку. Реализация второго сценария в пределах Украины угрожает ей быстрой культурной колонизацией, угрозой дальнейшему существованию самостоятельного Украинского государства [8].

Потому, как считает философ А. По-горелова, задание культурного строительства в современных условиях можно без преувеличения назвать мощным консолидирующим фактором общества [9].

Как один из элементов культурного наследия каждой страны национальная культура способствует развитию национального государства и гражданского общества. Этот источник доверия ограничивает нормативный хаос, политический цинизм и недоверие к тем политикам, которые не заслуживают звания представителя национальной культуры.

На современном этапе отмечена тенденция постепенной интеграции Украины в европейский культурный простор. Первоочередные конкретные направления определены в Послании Президента Украины к Верховному Совету Украины «О внутреннем и внешнем состоянии Украины в 2013 году» [10].

Приоритетным заданием новой культурной политики определен переход на новую модель развития, а именно переход к четкой программной политике в сфере культуры и гуманитарного развития. В частности, необходимо:

• Кабинету Министров Украины вместе с Национальной академией наук Украины подготовить законопроект об утверждении Концепции гуманитарного развития Украины на период до 2020 года и внести его на рассмотрение Верховного Совета Украины;

• оптимизировать и реформировать работу Украинского центра культурных исследований, который должен исполнять функции экспертного и научно-аналитического сопровождения процесса разработки и реализации государственной культурной политики, в том числе Концепции гуманитарного развития Украины до 2020 года.

Необходимо дать толчок новой политике в сфере развития культуры и сохранения культурного наследия. Для этого нужно обеспечить:

• утверждение нового закона об охране культурного наследия и ускорить процесс создания единого государственного реестра национального наследия способом паспортизации недвижимых памятников, что является достаточно важным с точки зрения ее сохранения и актуализации;

• осуществлять подготовку ежегодного Национального отчета о культурной политике и одобрить Национальную программу культурного развития.

Государство должно приложить усилия для защиты и развития национального рынка культурных индустрий. Необходимо:

• продлить распространение практики разработки и утверждения региональных концепций и программ развития культуры и формирование кластеров креативных индустрий;

• критически оценить и обновить действующее законодательство, направленное на защиту национальной культур-но-информационной сферы (телеэфира, издательского дела, кинопроизводства и гастролей);

• усилить роль современного театра в Украине, а именно организовать проведение Всеукраинского национального театрального фестиваля.

Необходимо перейти от слов к эффективным проектам, которые должны обеспечить присутствие украинской культуры в мире, начать переход Украины к более глубоким формам сотрудничества со странами ЕС в сфере культуры.

В связи с этим Кабинету Министров Украины и региональным органам власти необходимо обеспечить:

• активное участие Украины в программах и проектах ЕС, которые касаются

развития культуры, образования, информационной сферы и развития креативного потенциала. Разработать план действий по внедрению положений Соглашения о политической ассоциации в части культурного сотрудничества между Украиной и странами ЕС;

• инициативные действия Украины по поводу участия в глобальных форматах содружества, которые были инициированы ООН, — «Цели развития тысячелетия» и «Культура и развитие»;

• разработку плана действий по повышению украинского культурного присутствия в мире за счет серии выставок и презентации образцов культурного наследия и современного творчества Украины на престижных выставках мира.

Культурная политика Украины должна разработать гибкую стратегию развития, которая должна иметь такие составляющие:

— содействие развитию культурной самобытности украинской нации;

— консолидация культурных групп украинского общества в национальном процессе и процессе государственного развития Украины;

— реализация прав народа, культурных групп, человека в сфере культуры;

— осуществление политики поддержки «слабых» субъектов культуры в сфере национальной культуры;

— гарантия субъектности человека в сфере национальной культуры как наивысшей общественной ценности;

— ориентация на этнокультурные корни культурной самобытности Украины;

— формирование национальной культурной самобытности в системе европейских ценностных координат;

— развитие национальных культурных индустрий как промежуточных звеньев между всеми субъектными секторами национальной культуры;

— позиционирование национальной культуры в мировом культурном сообществе;

— обеспечение национальных интересов на международной арене путем сотрудничества с европейскими и другими международными организациями в сфере культурной политики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— разработка механизма поддержки культурных инициатив на местном уровне;

— развитие аналитико-информацион-ной поддержки творческих проектов [11].

Заключение.

Система культурной политики как подсистема сложной, саморегулирующей системы общества включает субъекты и объекты культурной политики.

Содержание культурной политики как системы формируют механизмы.

Государство выступает базовым институтом системы культурной политики.

Цель культурной политики состоит в том, чтобы содействовать развитию самореализации личности, гуманизации общества, поддерживать культурную жизнь различных национальных групп и культурные интересы членов общества разных национальностей.

Источником культурных трансформаций может быть преобладание или недостаток информации при обмене между системами. Некоторыми культурологами в основу культурной динамики положены принципы неравномерного развития разных сфер и структурных единиц культуры. Так, П. Сорокин обращает внимание на отсутствие равновесия между знанием и незнанием, между разными уровнями и средствами человеческого восприятия мира.

Процессы культурной динамики наиболее адекватно интерпретируются как развитие. Культурное развитие обусловливает изменения материальных и духовных составляющих культуры, вследствие которых происходит полная трансформация структурных образований культуры или частичное исчезновение некоторых культурных элементов и связей.

На современном этапе отмечена тенденция постепенной интеграции Украины в европейский культурный простор. Система культурной политики являет собой сложное и специфическое явление в жизнедеятельности общества, с внутренне организованными связями и качествами элементов. Ее можно определить как системную совокупность политических отношений, правовых и политических норм, институтов, идей, связанных с формированием, осуществлением власти и управлением обществом.

Приоритетным заданием новой культурной политики определен переход на новую модель развития, а именно переход к четкой программной политике в сфере культуры и гуманитарного развития.

Библиографический список

1. Жулинський М. Який дефщит загрозливший: енергоноснв чи духовно! енергн? // Сучасшсть. — 1999. — № 3. — С. 83-95.

2. Гриценко О. Культурна политика: Концепцн й досв1д: Навчальний поабник. — Ки!в: 1нститут державного управлшня i самоврядування при Кабшета Мiнiстрiв Укра!ни, 1994. — 60 с.

3. Декларация Мехжо щодо полгтики у сферi культури // ЮНЕСКО; Декларащя, Мiжнародний документ вiд 06.08.1982 // Укра!на в мiжнародно-правових в^дносинах, книга 2, Правова охорона куль-турних щнностей, Ки!в, Юрiнком 1нтер, 1997.

4. Закон Укра!ни «Про культуру» 14 грудня 2010 року № 2778^1 // В1домост1 Верховно! Ради Укра!ни (ВВР), 2011, № 24, ст. 168.

5. Полгтолопя (теорiя та iсторiя полгтично! науки) / Шляхтун П.П. К.: Либiдь, 2002. — 576 с.

6. Оболенський О.Ю. Державна служба: Пiдручник. — К.: КНЕУ, 2006. — 472 с.

7. Управлшня сощальним i гуманiтарним розвитком: навч. поаб. / Авт. кол.: В.П. Трощинський, В.А. Скуратавський, Е.М. Лiбанова та iн.; за аг.ред. В.П. Трощинсько-го, В.А. Скуратавського: у 2 ч. — К.: НАДУ, 2010. — Ч. 2. — 244 с.

8. Стр1ха М. Украшська держава 1 культура: спроба пошушв взаемодИ на тл1 св1тового досв1ду // Розбудова держави. — 1996. — № 11. — С. 50 — 53.

9. Погорелова А. Культура — фактор консол^дацн // Политика ! час. — 1991. — № 17—18. — С. 10—15.

10. Про внутршне та зовшшне становище Украши в 2013 рощ: Щор!чне Послан-ня Президента Украши до Верховно! Ради Укра!ни. — К.: Н1СД, 2013. — 576 с.

11. Мал!мон, В.1. Проблеми державно! культурно! политики в Укра!ш на сучас-ному етапi розвитку сустльства [Текст]

/ B.I. Малiмон // Ушверситетсью науков1 записки: Часопис Хмельниц. ун-ту упр-ня та права. - 2008. - № 4. - С. 355-360.

Bibliography

1. Zhulynskyi M. What deficit threatening: energy or spiritual energy? // Modernity. -1999. - № 3. - P. 83-95.

2. Hrytsenko О. Cultural Policy: Concepts and experience: Tutorial. - Kyiv: Institute of Public Administration and Government at the Cabinet of Ministers of Ukraine, 1994. - 60 с.

3. Mexico City Declaration on Cultural Policies // UNESCO; Declaration, a document the International from 06.08.1982 // Ukraine in international legal relations, book 2, Legal Protection of Cultural Property, Kyiv, Inter Yurinkom, 1997.

4. The Law of Ukraine «On Culture» December 14, 2010 № 2778-VI // Bulletin of the Verkhovna Rada of Ukraine (BVR), 2011, № 24, st. 168.

5. Political science (theory and history of political science) / Shliahtun P.P. K.: Lybid, 2002. - 576 p.

6. Obolenskiy O.Yu. Public Service: Tutorial. - K.: KNEU, 2006. - 472 p.

7. Department of Social and Human development: studies Handbook / Avt.kol.: V.P. Troschynskyy, V.A. Skurativskyy, Ella Libanova et al., For print V.P. Troschynskoho, V.A. Skurativskoho: y 2 u. - K.: NADU, 2010.

- part. 2. - 244 p.

8. Strikha M. Ukrainian state and culture: an attempt to search for interaction amid global experience // state building. - 1996.

- № 11. - P. 50-53.

9. Pogorielova A. Culture - a factor of consolidation // Politics and time. - 1991. -№ 17-18. - P. 10-15.

10. On the internal and external situation of Ukraine in 2013: Annual Address of the President of Ukraine to the Verkhovna Rada of Ukraine. - K.: NISD, 2013. - 576 p.

11. Malimon, V.l. Problems of state cultural policy in Ukraine at the present stage of social development [Text] / V.l. Malimon // University research note: Journal Khmel-nitsky. University Management and law.-2008. - № 4. - P. 355-360.

Evmeshkina E.L., e-mail: [email protected]

National Academy of Public Administration under the President of Ukraine, Associate Professor of Public Administration and Management, PhD in Public Administration (Ukraine, Kiev) Moliuskaya V.A., e-mail: [email protected]

National Academy of Public Administration under the President of Ukraine, Associate Professor of Public Administration and Management, PhD in Public Administration (Ukraine, Kiev) CULTURAL POLICY AND CULTURAL DYNAMICS OF UKRAINE TO PRESENT STATE OF

DEVELOPMENT

Identify and analyze the conceptual features of the concept of cultural policy and cultural dynamics in the modern Ukrainian state. Given the priority tasks of the new cultural policy in accordance with the President's Address to the Verkhovna Rada of Ukraine - On the internal and external situation of Ukraine in 2013.

Key words: cultural policy, cultural dynamics, civil society, democratic values, culture, public policy in the sphere of culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.