Научная статья на тему 'Культурная маргинальность'

Культурная маргинальность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
625
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРГИНАЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ МАРГИНАЛЬНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЯ / МОЛОДЕЖЬ / MARGINALITY / CULTURAL MARGINALITY / SOCIOLOGY / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кочетков Антон Валентинович, Луков Валерий Андреевич

В статье раскрывается содержание понятия «культурная маргинальность» в аспекте социологии культуры. Показано некоторое общее и единое понимание маргинализации, что позволяет его применять в социологии, в том числе в контексте культурных процессов и процессов в молодежной среде. При этом отрицательная коннотация маргинализации характеризуется как не учитывающая динамику изменений в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Marginality

The article reveals the content of the concept of "cultural marginality" in terms of sociology of culture. A common and unified understanding of marginalization is shown, which allows its application in sociology, including the context of cultural processes and processes in the youth environment. At the same time, the negative connotation of marginalization is characterized as not taking into account the dynamics of changes in modern society.

Текст научной работы на тему «Культурная маргинальность»

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

DOI: 10.17805/zpu.2019.4.22

Культурная маргинальность

А. В. Кочетков, Вал. А. Луков Московский гуманитарный университет

В статье раскрывается содержание понятия «культурная маргинальность» в аспекте социологии культуры. Показано некоторое общее и единое понимание маргинализации, что позволяет его применять в социологии, в том числе в контексте культурных процессов и процессов в молодежной среде. При этом отрицательная коннотация маргинализации характеризуется как не учитывающая динамику изменений в современном обществе. Ключевые слова: маргинальность; культурная маргинальность; социология; молодежь

Культурная маргинальность — это свойство определенных социальных групп ориентироваться в своих ценностных установках, образе жизни, демонстрируемых формах соблюдения правил поведения, ритуалов, культурных предпочтений одновременно на разные культурные системы и соответствующие ожидания социокультурного окружения в силу особого стечения жизненных обстоятельств, а именно — необходимости непосредственной и длительной связи с представителями других культур (феномены билингвизма, мезальянса, межрассовых и межнациональных браков, вовлеченность в миграционные потоки, торговый обмен с соседними странами и т. д.). Данное свойство отражает положение и определяет социальный статус маргинальных групп в обществе. При этом двойственная (тройственная и т. д.) культурная ориентация не обязательно сопровождается идентификацией маргинальной группы с принимаемой культурой, интеграция может быть неполной или лишь демонстративной, хотя в последующих поколениях степень интеграции может быть иной (более выраженной или менее выраженной).

Понятие происходит от латинского слова «margo», что означает «край». В терминологическом отношении оно издавна применяется в филологии для обозначения читательских пометок на полях прочитанных книг, рукописей, писем и т. д. (позднела-тинское marginalis, т. е. «находящийся на краю», отражает практику украшать рисунками и надписями поля средневековых рукописей). В этом значении Оксфордский словарь обозначает первое употребление понятия «маргиналия» в 1819 г. (Oxford English Dictionary, 2005). В публикациях и исследовании творчества известных деятелей культуры, политических деятелей ученых обращение к их маргиналиям — принятая форма филологического исследования в два последние столетия (Jackson, 2001).

В социологии понятие «маргинализация» восходит к эссе Роберта Эзры Парка «Человеческая миграция и маргинальный человек», опубликованному в 1928 г. (Park,

2019 - №4

Энциклопедия гуманитарных наук 249

1928). Исследования Парка в области развития городской среды и расовых отношений межкультурного взаимодействия позволило ему сформировать представление о «пограничном» человеке. Такой тип людей характерен для американского общества и его интенсивных миграционных процессов. По Парку, маргинальность — это положение индивидов, которые находятся на границе двух культур, конфликтующих между собой. На основе многолетних наблюдений и исследований Парк вывел концепцию «маргинального человека», где такой человек есть «иммигрант; полукровка, который одновременно живет в нескольких условных мирах; христианский новообращенный в Африке или Азии. Ряд происходящих внутренних метаморфоз и процессов с таким индивидом приводит его в состояние непрерывного кризиса, так или иначе, что позволяет ему превращаться в новый тип личности» (Park, 1950: 355-356). Со временем кризис трансформируется в «моральное смятение», которое, по мнению Парка, вызывает культурные контакты и проявляет себя в новых, более явных формах, позволяющих изучать их там, где происходит данная трансформация и изменение, и слияние культур.

Американская традиция применения термина «маргинальность», идущая от Парка и Чикагской школы, выставляет на передний план личность, которая находится на границе двух культурных миров. Одновременно с изучением маргинальности в связи с внутренними условиями (упор на который делают американские исследователи), также появляются исследования, где главным становятся внешние социальные причины маргинальности.

Для европейской мысли наиболее важным является структурная часть маргинализации. Несмотря на разнообразие различных школ в европейской социологии, в них можно выделить общие черты, а именно наличие историчности в социальной структуре развитии, а также четко определенный состав маргинализованных групп.

В советской науке понятие «маргинальность» не изучалось в аспекте его связи с проблемами адаптации и социализации (Социология... , 1990: 94-95), но данный термин стал популярен во время «перестройки» из-за общего кризиса, переживаемого в то время. Использование данного термина прежде всего связано с европейской школой, а именно с трактовкой процессов изменений в социальной структуре.

В современной отечественной социологии и других социальных и гуманитарных науках маргинальность нередко рассматривается как отрицательная черта, которую надо искоренять (Абражеева, 2017; и др.). Отрицательная коннотация маргинализации в этом случае не учитывает динамику изменений в современном обществе: пограничное состояние культур возможно при четкости поддержания барьеров между ними, что невозможно в условиях глобализации и развития новых средств информации и коммуникации, делающих границы между странами и их базовыми культурными кодами (ценности и нормы поведения и т. д.) несущественными, а формы поддержания устойчивости культурной определенности — сомнительными. В отношении молодежи, тезаурусы которой еще не устоялись, культурная маргинальность как ее свойство неприменима, поскольку культурная норма расплывчата. Маргинальность молодежи сочетается с маргинальностью общества. По мере осмысления такого двойственного свойства маргинальности и в трактовках молодежи она будет представлена без отрицательной коннотации.

Лит.: Абражеева, Д. В. (2017) К вопросу профилактики маргинальности молодежи // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май

2017 г.). Казань : Бук. С. 70-73; Социология: словарь-справочник (1991) / отв. ред. Г. В. Осипов. Т. 3. М. : Наука. 247 с.; Jackson, H. J. (2001) Marginalia: Readers writing in Books. New Haven : Yale University Press. 324 p.; Oxford English Dictionary (2005). 3rd ed. Oxford UK : Oxford University Press. 2112 p.; Park, R. E. (1928) Human migration and the marginal man // American Journal of Sociology. Chicago. Vol. 33. No. 6. P. 881-893; Park, R. E. (1950) Race and culture. Glencoe : Free press. 403 p.

Дата поступления: 30.11.2019 г.

CULTURAL MARGINALITY

A. V. Kochetkov, Val. A. Lukov Moscow University for the Humanities

The article reveals the content of the concept of "cultural marginality" in terms of sociology of culture. A common and unified understanding of marginalization is shown, which allows its application in sociology, including the context of cultural processes and processes in the youth environment. At the same time, the negative connotation of marginalization is characterized as not taking into account the dynamics of changes in modern society.

Keywords: marginality; cultural marginality; sociology; youth

REFERENCES

Abrazheeva, D. V. (2017) K voprosu profilaktiki marginal'nosti molodezhi // Innovacionnye ped-agogicheskie tekhnologii: materialy VI Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', maj 2017 g.). Kazan' : Buk. S. 70-73. (In Russ.)

Jackson, H. J. (2001) Marginalia: Readers writing in Books. New Haven : Yale University Press. 324 p.

Oxford English Dictionary (2005). 3rd ed. Oxford UK : Oxford University Press. 2112 p. Park, R. E. (1928) Human migration and the marginal man // American Journal of Sociology. Chicago. Vol. 33. No. 6. P. 881-893.

Park, R. E. (1950) Race and culture. Glencoe : Free press. 403 p.

Sociologiya: slovar'-spravochnik (1991) / otv. red. G. V. Osipov. T. 3. M. : Nauka. 247 s. (In Russ.)

Submission date: 30.11.2019

Кочетков Антон Викторович — аспирант Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: ak@stroy-ka.group

Луков Валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, директор Центра социального проектирования и тезаурусных концепций Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: v-lukov@list.ru

Kochetkov Anton Victorovich, postgraduate student, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-60-21. E-mail: ak@stroyka.group

Lukov Valeriy Andreyevich, Doctor of Philosophy, Professor, Director, Centre for Social Planning and Thesaurus Conceptions, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Honoured Scientist of the Russian Federation. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374%75%95. E-mail: v-lukov@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.