Научная статья на тему 'Культурная информация в толковых словарях'

Культурная информация в толковых словарях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
877
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ / КОНЦЕПТ "ТРУД" / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЯДРО КОНЦЕПТА / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОННОТАЦИЯ / CONCEPT "WORK" / CULTURAL INFORMATION / EXPLANATORY DICTIONARY / SEMANTIC CORE OF THE CONCEPT / IDEOLOGICAL CONNOTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чернова Оксана Евгеньевна

В статье определяется семантическое ядро концепта «Труд» на основе исследования лексических значений слов труд, работа. Исследование выполняется на материале словарей, являющихся наиболее значимыми, авторитетными для русской и советской лексикографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL INFORMATION IN EXPLANATORY DICTIONARIES

The article identifies the core of concept "Work" through the analysis of lexical meaning of words work and labor obtained from the most significant and authoritative Russian and Soviet dictionaries.

Текст научной работы на тему «Культурная информация в толковых словарях»

© 2011

О. Е. Чернова

КУЛЬТУРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ТОЛКОВЫХ СЛОВАРЯХ

В статье определяется семантическое ядро концепта «Труд» на основе исследования лексических значений слов труд, работа. Исследование выполняется на материале словарей, являющихся наиболее значимыми, авторитетными для русской и советской лексикографии.

Ключевые слова: культурная информация, толковый словарь, концепт «Труд», семантическое ядро концепта, идеологическая коннотация.

В современной лингвистике наблюдается повышенный интерес к базовым ментальным категориям русской культуры и, в том числе, к концепту «Труд», который является одним из ценностных понятий русской национальной концеп-тосферы. В этой работе мы намерены определить семантическое ядро концепта «Труд», изучив семантику слов труд, работа, которая складывается на основе общеязыковых характеристик лексического значения и под влиянием прагматических факторов.

Наше исследование проводится на уровне лексико-семантических вариантов (ЛСВ). Мы отказываемся от неопределённого термина «оттенок значения», ибо «оттенок в лексике — это смысловые различия между теми или иными словами» [Будагов 1973: 408]. В наших материалах любое различие, отмеченное в словарной дефиниции как «оттенок значения», будет принято за самостоятельный ЛСВ.

Для анализа были отобраны словари, являющиеся наиболее значимыми, авторитетными для русской и советской лексикографии. Обобщённая семантическая структура слова труд по данным «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля, «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой представлена следующими ЛСВ: 1. 'деятельность', 'целесообразная', 'требующая напряжения', 'созидающая', 'с помощью орудий производства'; 2. 'дело (работа, занятие)', 'повседневное', 'конкретного лица'; 3. 'услуга' (мн. в знач. ед.); 4. 'усилие (энергия)', 'всякое затрачиваемое', 'умственное / физическое', 'на производство / к достижению чего-нибудь'; 5. 'произведение', 'результат труда', 'издания, сборники', 'научные'; 6. 'предмет/дисциплина', 'преподавание', 'школьного'; 7. 'болезнь'.

Обобщённая семантическая структура слова работа включает ЛСВ: 1. 'действие вообще'; 2. 'занятие, труд, действие'; 3. 'труд', 'принудительный, воздействующий'; 4. 'источник', 'заработка', 'от выполняемых действий'; 5. 'деятельность', 'производственная', 'по созданию, обработке, изготовлению', 'чего-нибудь'; 6. 'материал', 'подвергающийся', 'обработке', 'находящийся', 'в процессе', 'изготовления'; 7. 'продукт', 'труда'; 8. 'качество, способ, манера', 'изготовления'; 9. 'рабство'; 10. 'усилие'.

Чернова Оксана Евгеньевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и речевой коммуникации Магнитогорского государственного университета. E-mail: 0cher08@inbox.

Н. А. Купина указывает, что «толкование слов может стать источником несобственно лингвистической информации — культурологической, в том числе идеологической» [Купина 1995: 7]. Эта информация распределяется в словарных статьях разнообразно. Иногда она становится частью денотативного значения, входит в него, в других случаях она может вводиться в толкование через контексты употребления. Поскольку анализ денотативных значений не выявил каких-либо культурологических наслоений, обратимся к анализу иллюстраций в словарных статьях. Он необходим, т. к. словарное (языковое) значение представляет собой инвариант, реализующийся во множестве вариантов в конкретном речевом употреблении.

По данным словарей [Даль 1955; СОШ 2003], в русском этническом сознании существует ценностный концепт «Труд» [Ерёмина 2003; Токарев 2003]. Он находит своеобразное представление в паремиях. Труд в подавляющем числе паремий представлен как положительное начало, т. е. явно осознаётся как общечеловеческая утилитарно-практическая ценность. Данное значение имеет место в следующих примерах: Человек рождён на труд; Без труда нет добра; Труд кормит и одевает; Терпенье и труд всё перетрут; Трудом сыты, а хоть и с трудом, а пьяны, едва, насилу; Труд человека кормит, а лень портит; Для родимаго и труд не в труд; Бесполезный труд не послуга [Даль, 4, 1955: 436]; Без труда не выловишь и рыбку из пруда [СОШ 2003: 814]. Основной мотив - польза для людей. Труд рассматривается как внутренняя благородная потребность человека. И в этом отношении труд противопоставлен деятельности, которая бесполезна или вредна: бесполезный труд, пьянство, лень.

На образном уровне для характеристики труда они помогают нарисовать портреты труженика и бездельника. Труженик наделяется положительными этическими качествами: бескорыстие, терпенье и т. д. Образ бездельника представлен в паремиях: Лень с труда сбила; Белыя ручки чужие труды любят [Даль, 4, 1955: 436]. Народное сознание наделяет бездельника отрицательными качествами: корысть, неправедная жизнь / путь (этот смысл имплицитно представлен предикатом сбила).

Труд, как и любая другая деятельность, оценивается по результату. В паремиях плодами труда являются добро, пища, одежда. Однако труд не приносит человеку богатства: От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь; От трудов праведных не наживёшь палат каменных [Даль, 4, 1955: 436]. Труд наделяется низким статусом, поскольку имплицитно созданная ситуация бедности подчёркивает напрасность усилий тружеников.

В словаре В. И. Даля паремия Бог труды любит эксплицирует религиозный дискурс, который определяет сценарий поведения. Христианская таксономия трудовой деятельности по своему обозначает её функции: богатство, материальные блага - грех; труд необходим для спасения души. Именно он приближает человека к богу и является одним из немногих путей единения с богом.

Итак, языковую основу концепта «Труд» образовали следующие значения: труд как процесс, требующий усилий, труд и его результат или следствие.

Словари [Ушаков 1935-1940; СОШ 2003], иллюстрируя употребление слова труд, рекомендуют контексты идеологического характера: В СССР осуществляется принцип социализма: «От каждого — по его способностям, каждому — по

его труду». История ВКП(б); ... Уничтожения противоположности между трудом умственным и трудом физическим можно добиться лишь на базе подъёма культурно-технического уровня рабочего класса до уровня работников инженерно-технического труда. Сталин; Социализм и труд неотделимы друг от друга. Сталин [Ушаков, 4, 1940: 812]. Право на труд. Люди труда (трудящиеся; высок.) [СОШ 2003: 814]. Отсылка к источнику высказывания, упоминание имени вождя: История ВКП(б), Сталин - демонстрируют идеологическую ориентированность контекстов. Слово труд употребляется для выделения морального аспекта ситуации, когда важен не внешний результат, а внутренний долг или потребность личности. Авторы «Нового объяснительного словаря синонимов русского языка» отмечают, что в советском идеологическом клише От каждого — по его способностям, каждому — по его труду языковые ЛСВ не получают репрезентации. «Слово труд изначально было употреблено неточно, поскольку имелся в виду скорее конечный результат деятельности, чем усилия» [НОСС 1999: 310].

Обращает на себя внимание помета высок. в приложении к сочетанию люди труда. Изначально нейтральное выражение приобретает в речевом употреблении признаки высокого слова, что получает закрепление в словаре. По словам И. Т. Ве-превой, «ощущение высокого стиля задано канонами советской идеологии, предполагающей сакрализацию известных, социально значимых понятий из сферы высоких чувств и принципов» [Вепрева 2002: 164]. Таким принципом выступает причастность каждого человека к труду, трудолюбие.

«Толковый словарь языка Совдепии» В. М. Мокиенко и Т. Г. Никитиной [ТСЯС 1998] представляет описание функционирования слова труд в советскую эпоху. В словарной статье предлагается одна дефиниция труда - созидательная деятельность человека [ТСЯС 1998: 609]. Осмысление языковым коллективом всех нюансов значения данного слова приводится на примере его сочетаемости с различными прилагательными: освобождённый, победивший, беззаветный (благородный, вдохновенный, самоотверженный, упорный, ударный, честный), созидательный, общественно-полезный, мирный, социалистический, коммунистический [ТСЯС 1998: 609-610]. Круг предикатов труда формируется в соответствии с задачей идеологии: представить труд как одну из главных форм жизни в государстве, основанном на принципах социализма, коммунизма. В соответствии с этой задачей осуществляется отбор прилагательных, итоговое количество которых по данным контекстов сравнительно невелико и достаточно стабильно.

Словосочетания слова труд с этими прилагательными развивают устойчивые смыслы, которые расширяют его коммуникативное значение за счёт сем: 'победа', 'самоотверженность', 'созидание', 'польза', 'исполненный дружбы / согласия', 'в условиях социализма'. Положительные идеологические коннотации, присущие каждому из атрибутивных сопроводителей лексемы труд, объединяют их в общий блок характеризаторов коммунистического труда. По этому поводу Л. О. Чернейко пишет: «Имена явлений объединяются в нашем сознании на том основании, что объединяются воспринимаемые вещи, стоящие за этими именами» [Чернейко 1999: 448]. В данном случае роль объединяющей основы выполняет мелиоративная идеологическая оценка труда, создающая вокруг него ореол особой политической и социальной значимости.

В «Толковом словаре русского языка конца XX в.» под редакцией Г. Н. Скля-ревской [ТСС 2000] актуальное значение слова труд представлено через его со-четаемостные возможности: Биржа труда. Богословские труды. Бригада коммунистического труда. Внешнеэкономическое принуждение (побуждение) к труду. Коллектив коммунистического труда. Ударник коммунистического труда. Минимальный размер оплаты труда [ТСС 2000: 639].

Представленные выражения актуализируют два языковых ЛСВ труд: 'деятельность' (труд 1) и 'произведение' (труд 5), которое имеет место в сочетании богословские труды. Контексты со словом труд 1 ('деятельность') отражают две сферы жизни общества: идеологическую и экономическую. Идеологическое осмысление труда ограничивается сочетанием коммунистический труд — 'деятельность в условиях коммунизма', — что обусловлено, по всей видимости, активными процессами деидеологизации общественной жизни общества в конце XX в.

В выражениях внешнеэкономическое принуждение к труду, минимальный размер оплаты труда, биржа труда (вновь вошедшее в актив в постсоветскую эпоху) при описании экономической сферы жизни общества в фокусе внимания оказывается производственная сторона труда. Вследствие этого актуализируются семантические компоненты 'экономический фактор', 'результат', 'рабочая сила', 'возможность трудиться'.

Таким образом, в иллюстративной части словарных статей труд осмысляется этнокультурно и идеологически. Этнокультурное понимание труда представляет его как процесс, требующий усилий, при этом его желательность / нежелательность зависит от представленных результатов. Труд желателен как явление, дающее пищу и одежду, но нежелателен как явление, требующее усилий и не приносящее в итоге богатства. Идеологические контексты актуализируют многочисленные идеологически окрашенные смыслы 'внутренний долг', 'потребность личности', 'в условиях коммунизма / социализма' и т. д. Контекст переводит труд в сферу идеологически значимых и мифологизируемых понятий.

ЛИТЕРАТУРА

БудаговР. А. К теории синтаксических отношений // Вопр. языкознания. — 1973. — № 1. — С. 3-16.

Вепрева И. Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. — Екатеринбург: УрГУ, 2002. — 380 с.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. — М.: Изд-во иностр. и нац. слов., 1955.

Ерёмина М. А. Лексико-семантическое поле «Отношение человека к труду» в русских народных говорах: этнолингвистический аспект: дис. ... канд. филол. наук. — Екатеринбург, 2003. — 253 с.

Купина Н. А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции. — Екатеринбург; Пермь: УрГУ, 1995. — 144 с.

НОСС: Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Первый вып. — 2-е изд., испр. / сост. Ю. Д. Апресян, О. Ю. Богуславская и др. — М.: Шк. «Яз. рус. культуры», 1999. — 552 с.

СОШ: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., доп. — М.: ИТИ Технологии, 2003. — 944 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.