Научная статья на тему 'Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации в странах Центральной Азии'

Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации в странах Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Центральная Азия / культурная дипломатия / «мягкая сила» / русский язык / Россотрудничество / Казахстан / Кыргызстан / Узбекистан / Таджикистан / Туркменистан / Russia / Central Asia / cultural diplomacy / “soft power” / Russian language / Rossotrudnichestvo / Kazakhstan / Kyrgyzstan / Uzbekistan / Tajikistan / Turkmenistan

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Виталий Анатольевич Эпштейнн, Алина Вадильевна Акчурина

В статье предпринята попытка анализа современной публичной дипломатия Российской Федерации в странах Центральной Азии. В тексте работы определяется значимость данного региона, рассматриваются основные инструменты и институты осуществления культурной дипломатии России, такие как Фонд «Русский мир», Федеральное агентство Россотрудничество, российские вузы и филиалы. В статье утверждается, что ключевым вопросом российской культурной дипломатии является сохранение статуса и роли русского языка, рассматриваются его роль и статус в рамках конституционного законодательства стран Центральной Азии. Авторы делают вывод о сокращении поля применения русского языка и об отсутствии среды для его изучения в сельских и отдаленных регионах рассматриваемых государств. В тексте проводится сравнительный анализ культурной дипломатии Российской Федерации, Турецкой Республики, США и КНР которые пытаются укрепить свое влияние в странах Центральной Азии, используя инструменты «мягкой силы», рассматриваются сильные и слабые стороны российской культурной дипломатии в регионе, заявляется, что конкурентными преимуществами по сравнению с другими игроками являются все ещё сохраняющаяся роль русского языка, деятельность «Русских домов», привлечение студентов из Центральной Азии для обучения в России, обучение студентов в филиалах российских вузов на территории стран региона, гранты, организация ежегодных мероприятий, конкурсов, научных конференций и мастер-классов, выставок, кинопоказов и пр. Отмечается, что политическое руководство центральноазиатских государств, в свою очередь, стремится проводить политику многовекторности, чтобы осложнить процесс укрепления влияния каждого из перечисленных игроков. В заключительной части работы проводится SWOT-анализ «мягкой силы» России в регионе Центральной Азии для возможного формирования стратегий деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Виталий Анатольевич Эпштейнн, Алина Вадильевна Акчурина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural diplomacy as a tool of “soft power” in the foreign policy of the Russian Federation in Central Asian countries

The article attempts to analyze the modern public diplomacy of the Russian Federation in the countries of Central Asia. The work defines the significance of this region, examines the main tools and institutions of Russia's cultural diplomacy, such as the “Russian World” Foundation, The Federal Agency for the CIS Affairs (Rossotrudnichestvo), Russian universities and branches. The article claims that the key issue of Russian cultural diplomacy is to preserve the status and role of the Russian language, and examines its role and status within the framework of the constitutional legislation of Central Asian countries. The authors conclude that the field of using the Russian language is decreasing and that there are no conditions for learning it in the rural and remote regions of the states under consideration. The article provides a comparative analysis of the cultural diplomacy of the Russian Federation, the Republic of Turkey, the United States and China, which are trying to strengthen their influence in Central Asia using “soft power” instruments. The authors consider the strengths and weaknesses of Russian cultural diplomacy in the region, stating that the competitive advantages of Russia over other players are the still strong role of the Russian language, the activities of “Russian Houses”, attracting students from Central Asia to study in Russia, training students in the branches of Russian universities in the region, different grants, organizing annual events, contests, scientific conferences and master classes, exhibitions, film festivals etc. The political leaders of the Central Asian states, in turn, seek to pursue a multi-vector policy in order to impede the process of strengthening the influence of each of the above-mentioned players. The final part of the article presents a SWOT analysis of Russia's “soft power” in the Central Asian region aimed at the possible formation of operational strategies.

Текст научной работы на тему «Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации в странах Центральной Азии»

ры не открывались.

В целом, русские центры предоставляют доступ к информационным материалам, научно-методической литературе, библиотечным собраниям. В русских центрах местные жители могут изучать русский язык и культуру, в рамках программ русских центров возможно проведение различных дискуссий и обсуждений, проходят литературные и творческие встречи с представителями русской и русскоязычной культуры, просмотр и обсуждение художественных фильмов, проводятся мастер-классы для детей желающих познакомиться с русскими национальными ремеслами. Таким образом русские центры

24

В. А. Эпштейн, А. В. Акчурина

предоставляют возможность для коммуникации, обучения и культурного обмена.

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) было создано в 2008 году [Россотрудничество]. Приоритетным направлением осуществления деятельности для Россотрудничества являются Страны СНГ, представительства Федерального агентства есть в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане и Туркменистане.

Говоря о деятельности Россо-трудничества, необходимо отметить, что основными направлениями являются: усиление позиций русского языка, образовательная деятельность, продвижение российской культуры и науки, участие в программах помощи странам, ис-торико-мемориальная деятельность. Организация осуществляет такие программы, как «Новое поколение» (предоставляет возможность молодым специалистам из зарубежных стран посетить Россию для того, чтобы «установить профессиональные контакты, выстроить долгосрочные партнерские отношения с российскими государственными и негосударственными структурами, молодежными и общественными организациями» [Россотрудничество]), «Здравствуй, Россия!» (дети из зарубежных госу-

дарств могут посетить Россию для знакомства с русской культурой и языком на основе конкурсного отбора), «Переселение соотечественников» (содействие добровольному переселению соотечественников за рубежом «на постоянное место жительства на стратегически важные для России территории»), «Миссия Добро» (проект, направленный на развитие международного волон-терства и гуманитарного сотрудничества с зарубежными странами) [Россотрудничество]. Помимо указанных программ агентство выделяет гранты юридическим лицам на проведения мероприятий, направленных на популяризацию русского языка и культуры России.

В рамках Россотрудничества осуществляется и так называемая образовательная дипломатия. Ежегодно студентам из Центральной Азии предоставляется возможность обучаться в российских вузах в пределах установленных квот по результатам отбора, проводимого агентством. В свою очередь и российские вузы самостоятельно проводят отбор абитуриентов в странах Центральной Азии, организуя свои олимпиады и экзамены.

Об успешной деятельности по привлечению студентов из Центральной Азии для обучения в России свидетельствуют следующие данные Министерства науки и высшего образования РФ: на январь 2022 года в России обучалось 61 тыс. студентов из Казахстана, 48,7 тыс. студентов из Узбекистана,

Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» во внешней политике 25 Российской Федерации в странах Центральной Азии

30,6 тыс. студентов из Туркменистана, 23,1 тыс. студентов из Таджикистана и 8,6 тыс. студентов из Кыргызстана [Число иностранных студентов в России ... , 2022].

В рамках федерального проекта «Экспорт образования» планируется увеличить количество иностранных студентов, обучающихся в России, до 710 тысяч к 2025 году, что позволит сохранить возможность получения российского образования для граждан Центральной Азии [О приоритетном проекте «Экспорт образования»].

Говоря о филиалах российских вузов, необходимо отметить, что большинство из них расположены на территории стран СНГ (82 % от количества всех филиалов [Новые филиалы российских вузов появятся в ряде стран]) и осуществляют свою деятельность именно в цен-тральноазиатском регионе: «филиалы Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в Ташкенте (Узбекистан), Душанбе (Таджикистан), в Астане (Казахстан)» [Подразделения

МГУ], «филиалы Московского авиационного института в Байконуре, Челябинского государственного университета в Костанае, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов в Алматы (Казахстан)» [Филиалы российских вузов в Казахстане], «филиалы Национального исследовательского технологического университета (НИТУ) «МИСиС» и Национального исследовательского

университета (НИУ) «МЭИ» в Душанбе (Таджикистан)» [Сотрудничество России и Таджикистана], «филиалы Национального исследовательского ядерного университета (НИЯУ) «МИФИ», Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина, Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», Санкт-Петербургского государственного университета в Ташкенте (Узбекистан)» [Пятнадцатый филиал ... ], «филиалы Российского государственного социального университета в городе Ош и Казанского национального исследовательского технологического университета в городе Кант» [Сотрудничество РФ с Киргизией], филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова в Ташкенте и это лишь часть действующих филиалов.

Следует отметить, что ключевым вопросом российской культурной дипломатии является сохранение статуса и роли русского языка. В Концепции внешней политики России, новая редакция которой была опубликована 31 марта 2023 года, в разделе «Международное гуманитарное сотрудничество» статья 43, пункт 2 отмечена необходимость поддержки «распространения русского языка и укреплению его позиций как языка международного общения, одного из официальных языков ООН и ряда других международных организаций, содействию изучению и использованию русского языка в ино-

26

В. А. Эпштейн, А. В. Акчурина

странных государствах (прежде всего в государствах - участниках СНГ)...» [Указ об утверждении ... ]. Сохранение и укрепление позиций русского языка в странах Центральной Азии является стратегической задачей российской дипломатии, поскольку позволяет не только расширить культурные связи, но и дает возможность для улучшения экономического взаимодействия между странами, расширить трансграничных торговлю, обеспечивает активное участие разных стран в российских экономических проектах. Также важную роль во всех сферах жизни среднеазиатских стран играет этнически русское и русскоязычное население.

На сегодняшний день в Республике Казахстан из 19 737 730 населения (на 20.08.2023) [Счетчик населения Казахстана] 84 % в той или иной степени знают русский язык [Русский язык . ], в стране проживает 3 млн этнически русских [Численность населения Республики Казахстан]; в Кыргызской Республике из 6 871 274 (на 20.08.2023) [Счетчик населения Кыргызстана, 2023] 50 % знают русский язык [Русский язык . ], в стране проживает 341 тыс. этнически русских [Национальный состав . ]; в Республике Узбекистан из 35 069 099 (на 20.08.2023) [Счетчик населения Узбекистана] 41 % владеют русским языком в разной степени [Русский язык в Центральной Азии лучше всего знают в Казахстане], в стране проживает около 720 тыс. русских

[Демография. Агентство ... ]. Хуже всего знают русский язык в Республике Таджикистан - 33 % из 10 221 954 человек (на 20.08.2023) [Счетчик населения Таджикистана], из которых 34,8 тыс. русских (по данным переписи 2010) и в Туркменистане - 18 % населения из 6 268 701 (на 20.08.2023) [Счетчик населения Туркменистана], из которых около 155 тыс. русских [Русский язык . ].

В настоящее время русский язык обладает статусом официального языка (не стоит путать с государственным языком) в Казахстане, что закреплено в разделе I статья 7 пункт 2 Конституции Республики Казахстан [Конституция Республики Казахстан]. Необходимо отметить, что в стране (с 2023 по 2031 год) планируется осуществить постепенный переход языка от кириллицы на латиницу. В Кыргызстане статус официального языка закреплен за русским языком согласно разделу первому главы I статья 13 пункт 2 Конституции Кыргызской Республики [Конституция Кыргызской Республики], однако поле его применения неуклонно сокращается. 18 января 2022 года парламент Кыргызстана в первом чтении поддержал конституционный закон «О государственном языке Кыргызской Республики», согласно которому использование киргизского языка станет обязательным в 11 сферах: государственная служба, педагогическая, научная, медицинская, судебная деятельность, географиче-

Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» во внешней политике 27 Российской Федерации в странах Центральной Азии

ские наименования, СМИ и т. д. Кроме того, предполагается увеличить объем обязательного теле- и радиовещания на киргизском языке с 50 до 65 %. 19 апреля 2023 года киргизский парламент принял проект конституционного закона о госязыке во втором чтении [Жогорку Кенеш принял ... , 2023]. Необходимо отметить, что Кыргызстан все еще остается государством, использующим кириллицу, однако в стране с 2013 года действует Национальная комиссии по государственному языку при президенте и ее председатель на заседании парламента в апреле 2023 года заявил о том, что разработано уже несколько вариантов перехода киргизского языка на латиницу.

В Таджикистане русский язык является языком межнационального общения, что закреплено в главе I статья 2 пункт 2 Конституции Республики Таджикистан [Конституция Республики Таджикистан] и, хотя в стране идут разговоры о возможности перехода на арабский алфавит, последний сохраняет свое кириллическое написание. В стране происходит сокращение количества русскоязычных школ, а процесс преподавания русского языка затруднён в связи с нехваткой учителей и учебников. Наибольшие проблемы с изучением русского языка существуют в сельской местности и небольших городах, где наблюдается почти полное отсутствие среды для его изучения.

В Туркменистане переход на латиницу был осуществлен еще в

1992 году [Бекмурзаев, 2019], а в 1996 году русский язык был лишен статуса языка межнационального общения, отсутствуют радио- и телевизионные каналы на русском языке, обучение в вузах ведется исключительно на туркменском языке [Евдокимов, 2020]. В Узбекистане в

1993 году был принят закон «О введении узбекского алфавита на основе латинского алфавита» [Закон Республики ... ], сокращается количество школ с обучением на русском языке. Помимо этого, в стране действует закон, который требует транслировать 70 % теле- и радиопередач на государственном языке [Бекмурзаев, 2019]. Из страны продолжается отток русскоязычного населения, что также приводит к снижению уровня использования русского языка. На фоне этих тенденций по сокращению использования русского языка в Узбекистане в активно реализуется программа «Класс! Зур!», направленная на повышение качества преподавания русского языка и общеобразовательных предметов на русском языке. Данный проект является ярким примером эффективного взаимодействия Министерства образования РФ с Министерством народного образования республики Узбекистан. Проект реализуется при частной финансовой поддержке благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и его основным исполните-

28

В. А. Эпштейн, А. В. Акчурина

лями являются: с российской стороны - РГПУ имени А. И. Герцена и Международный центр образования «Интердом» имени Е. Д. Стасовой, с узбекской - Национальный исследовательский институт изучения проблем и определения перспектив народного образования имени А. Авлони. Цели проекта -продвижение русского языка и культуры, распространение лучших российских образовательных практик, создание учебно-методической и учебной базы для преподавания и изучения русского языка в Узбекистане. К реализации проекта в настоящее время (2022/23 учебный год) привлечены 153 российских специалиста, из них - 104 учителя русского языка и 35 учителей-предметников. Проект реализуется во всех регионах и в 14 городах Республики Узбекистан и уже стал флагманом не только в сфере изучения русского языка и культуры в регионе, но ведущей площадкой для российско-узбекистанского сотрудничества в области общего образования (Тютюкова А., Попова, А. Россия и Узбекистан: сотрудничеству крепнуть // Педагогические вести. 2022, дек. С. 7). В рамках данного проекта также проводятся образовательные форумы, научно-методические конференции, проводится большая работа по подготовке абитуриентов из Узбекистана для обучения в российских вузах. Описанная нами программа уже даёт положительный результат использования инструментов политики мяг-

кой силы в Узбекистане и позволит в дальнейшем укрепить не только позиции русского языка в республике, но и быть ориентиром для реализации подобных проектов в других странах Центральной Азии.

Рассматривая вопрос об использовании «мягкой силы» российской дипломатии следует обратить внимание, что страны Центральноази-атского региона - важная часть дипломатии и для других государств. Помимо России в странах Центральной Азии ряд акторов пытается укрепить своё влияние, используя инструменты мягкой силы. Это связано с геоэкономическим положением региона (запасы полезных ископаемых, транзитные коридоры, возможность осуществления крупных экономических проектов, участие стран региона в евразийской экономической интеграции), военно-политическими причинами (фактор Афганистана, не допущение дестабилизации ситуации в регионе) и т. д.

К наиболее активным игрокам следует отнести Турцию, США и Китай. У каждой из стран проведение культурной дипломатии, имеет свои особенности, так, например, США, в основном используют политику по «продвижению демократии», за осуществление которой отвечает Агентство США по международному развитию (^АГО) [Пономарев, 2020]. Для реализации культурной дипломатии используются ресурсные центры при посольствах и «американские угол-

Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» во внешней политике 29 Российской Федерации в странах Центральной Азии

ки», программы образовательного обмена для школьников (FLEX) и студентов, специалистов и учёных (The Fulbright Program). Усиливается влияние и в сфере высшего образования: с 1993 года в Кыргызстане действует Американский университет Центральной Азии (Бишкек), В Казахстане открыты филиалы американских вузов Michigan State University (Астана), University of Arizona (Петропавловск) [Филиал еще ... ] и т. д.

Турция опирается на пантюр-кистскую концепцию (необходимо отметить, что Таджикистан является единственной ираноязычной страной Центральноазиатском регионе, что выводит его за рамки Организации тюркских государств), пытаясь укрепить сотрудничество тюркоязычных государств, активно используя инструменты гуманитарной, культурной и образовательной дипломатии при помощи Международной организации тюркской культуры. Анкара проводит конкурсный отбор для бесплатного обучения в стране в рамках программы Turkiye Burslari, которая позволяет студентам-иностранцам обучаться в 50 ведущих университетах Турции по различным про-

Таблица 1.

Сравнительный анализ культурной дипломатии основных акторов, конкурирующих за влияние в Центральной Азии

граммам, в Казахстане действует Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави (Туркестан).

Китай рассматривает регион как важную часть проекта экономического развития «Один пояс - один путь», направляя в него инвестиционные потоки и предоставляя кредиты, используя сотрудничество в рамках ШОС и целый ряд образовательных проектов (глобальная сеть Институтов Конфуция) и предоставляет стипендиальные программы для иностранных граждан из Центральной Азии. В ходе государственного визита президента Республики Казахстан К-Ж. То-каева в КНР в мае 2023 года было подписано соглашение об открытии в Казахском национальном университете филиала Северо-Западного политехнического университета Китая [В КазНУ откроется филиал ... , 2023].

Результаты исследования

Более наглядно сравнительный анализ культурной дипломатии основных акторов, конкурирующих за влияние в Центральной Азии представлен в таблице 1.

Факторы влияния Страны

Российская Федерация Турецкая Республика США КНР

Язык Распространённость русского языка в регионе (родной язык для Близость большинства языков стран Цен- Престижность изучения английского Институты Конфуция, которые

30

В. А. Эпштейн, А. В. Акчурина

Факторы влияния Страны

Российская Федерация Турецкая Республика США КНР

более 10 % населения тральной Азии языка в шко- предостав-

региона), в ряде школ с турецким язы- лах, наличие ляют воз-

обучение на русском ком, следова- вузов с ан- можность

языке или русский тельно, привле- глийским изучить

язык преподаётся как кательность языком обу- китайский

предмет. Действуют турецкого обра- чения (Аме- язык, китай-

филиалы российских зования в рам- риканский скую лите-

вузов (Московского ках образова- Университет в ратуру в

государственного уни- тельной про- Центральной Казахстане,

верситета Московского граммы Turkiye Азии в Биш- Узбеки-

института стали и Burslari, необ- кеке, анонси- стане, Кыр-

сплавов, Российско- ходимость его рование пере- гызстане,

го государственного изучения для дачи Северо- Таджики-

университета нефти и поступления в Казахстанско- стане

газа имени Губкина, турецкие вузы. го государ-

Российско- Изучение ту- ственного

го экономического рецкого в лице- университета

университета имени ях (Казахско- в доверитель-

Плеханова и др.) турецкий лицей), вузах (Международный Казахско-Турецкий Университет им. Ходжи Ахмеда Ясави) ное управление University of Arizona)

Гранты, Представительства Стипендиаль- FLEX - не- Гранты на

образова- Россотрудничества ная программа коммерческая обучение в

тельные осуществляют отбор Turkish Burslari программа вузах, сти-

программы иностранных граждан обмена для пендиаль-

на обучение в России в старшекласс- ные про-

пределах квоты, также ников, сти- граммы

проводят курсы повы- пендии и

шения квалификации гранты на

для учителей русского обучение в

языка университетах страны (The Fulbright Program, Alumni Grants Program)

Культура Русские дома: фести- Международная Деятельность Культурные

вали (Фестиваль музы- организация ресурсных центры,

ки Сергея Рахманинова тюркской куль- центров при сотрудниче-

в Астане), семинары и туры (из цен- посольствах, ство в рам-

мастер-классы (семи- тральноазиат- небольшие ках ШОС

нар для учителей рус- ских стран: центры- (фестиваль

Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» во внешней политике 31 Российской Федерации в странах Центральной Азии

Факторы влияния Страны

Российская Федерация Турецкая Республика США КНР

ского языка в Узбеки- Казахстан, Кир- библиотеки китайского

стане, мастер-классы гизия, Узбеки- (52 центра в языка и

российского скрипача стан, Туркме- ЦА) [Лебеде- культуры в

Валерия Вороны в нистан): орга- ва, 2014], бес- рамках «Не-

Астане, зимняя школа низация кон- платные обра- дели чте-

ГИТИСа в Казахстане) курсов (конкурс зовательные ния-2022» в

выставки (экспозиция, молодых ху- программы Узбеки-

организованная Музе- дожников (технический стане) [Уз-

ем Московского Крем- «тюркский лагерь бекистан и

ля в выставочных залах мир»), конфере Makercamp for Китай ... ,

Астаны, выставка во- нций, фотовы- Girls), дея- 2022], под-

логодского кружева ставок, фести- тельность комитеты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

была показана в Наци- валей (фести- американских (например,

ональном музее Казах- валь детей уголков и по культур-

стана), форумы [Ново- тюркского ми- культурных но-

сти // Россотрудниче- ра), спортивных центров гуманитар-

ство] игр (Всемирные игры кочевников) [Новости // Tuksoy] ному со-трудниче-ству между Республикой Казахстан и КНР (сотрудничество в сфере культуры и искусства, образования)

Помимо этого, в регионе действуют филиалы вузов стран ЕС, Великобритании, Южной Кореи, Сингапура, что указывает на возрастающую конкуренцию в регионе. Политическое руководство центральноазиатских государств, в свою очередь, стремится проводить политику многовекторности, чтобы осложнить процесс укрепления влияния каждого из игроков.

Анализируя современные инструменты публичной дипломатии России в Центральной Азии необходимо отметить, что они отличаются разной степенью эффективности и для определения необходимой стратегии дальнейшего развития культурной дипломатии страны, необходимо провести SWOT-анализ (см. табл. 2).

32

В. А. Эпштейн, А. В. Акчурина

Таблица 2.

SWOT-анализ российской культурной дипломатии в ЦА

Сильные стороны: образовательные программы Россотрудни-чества, количество филиалов российских вузов, количество проводимых культурных и образовательных программ Русскими домами, фондами, негосударственными организациями, музейное сотрудничество, исторические связи, количество русскоговорящего населения, инструменты проведения культурной дипломатии, доставшиеся от СССР Слабые стороны: отсутствие разработанной концепции публичной дипломатии для центральноазиат-ского региона, не диверсифицированные культурные и образовательные программы для региона, сосредоточение по большей части на взаимодействии с соотечественниками за рубежом

Возможности: заинтересованность во взаимодействии со стороны стран Средней Азии в научной, образовательной, музейной сферах, количество мигрантов из Средней Азии, интеграционные процессы Угрозы: укрепление позиций новых игроков в регионе, сокращение количества русскоязычного населения, уменьшение количества русскоязычных СМИ, санкционная политика в отношении Российской Федерации, сокращение миграционного притока в РФ

На основе SWOT-анализа можно составить четыре потенциальных стратегии культурной дипломатии России в ЦА.

Сильные стороны (возможности):

1. Использование ряда инструментов публичной дипломатии: предоставление образовательных грантов для получения высшего образования в России, проведение форумов, конференций, организация курсов повышения квалификации преподавателей русского языка, организация выставок, лекций, семинаров, кинофестивалей повысит заинтересованность среднеазиатских государств к сотрудничеству в данных сферах.

2. Историческая общность и количество русскоговорящего населения могут ускорить экономические

и интеграционные процессы в регионе (ЕАЭС).

3. Повышение престижности изучения русского языка и культуры благодаря деятельности институтов публичной дипломатии в Центральной Азии привлечет большее количество желающих получать высшее образование в России.

Сильные стороны (угрозы):

1. Увеличение количества грантов для обучения в России и совершенствование работы институтов культурной дипломатии, общее историческое прошлое, эти факторы помогут сохранить положение страны в сфере культурной дипломатии в регионе, нивелировав риски расширения деятельности конкурентов.

2. Использование эффективных инструментов культурной диплома-

Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» во внешней политике 33 Российской Федерации в странах Центральной Азии

тии (выставочная дипломатия, музейное сотрудничество, «Русские сезоны», проведение совместных форумов и мероприятий), нацеленных не только на соотечественников за рубежом, поможет укрепить позиции российской публичной дипломатии, несмотря на отток русскоязычного населения.

Слабые стороны (возможности):

1. Заинтересованность к взаимодействию стран Центральной Азии в научной, образовательной, музейной сферах должна подтолкнуть к разработке концепции публичной дипломатии страны в регионе.

2. Интеграционные процессы и миграционные потоки должны помочь сосредоточиться не только на соотечественниках за рубежом, но и на других группах населения.

Слабые стороны (угрозы):

1. Необходимо создание чёткой концепции публичной дипломатии страны в центральноазиатском регионе для того, чтобы укрепить позиции в регионе на фоне деятельности других акторов.

2. Необходимо диверсифицировать методы публичной дипломатии в каждой из стран на основе различных факторов, в том числе опираясь на данные о количестве русскоговорящего населения для того, чтобы сосредотачиваться не только на соотечественниках за рубежом (их количество в ряде стран сокращается).

Данные стратегии могут сочетаться друг с другом, а могут использоваться отдельно. Первая

стратегия позволяет понять, каким образом использовать сильные стороны с максимальной эффективностью, вторая стратегия о том, как использовать преимущества, чтобы уменьшить потенциальные угрозы, третья помогает найти способы, как использовать возможности, чтобы избавиться от слабых сторон, и наконец, четвертую стратегию можно интерпретировать, как способ понять, на какие аспекты обратить внимание, чтобы не допустить усиления угроз.

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что ключевыми элементами российской публичной дипломатии в центральноазиатском регионе является русский язык, образовательные программы, проведение выставок, конференций, форумов, музейная деятельность. Россия все ещё обладает конкурентными преимуществами по сравнению с другими игроками: роль русского языка, деятельность «Русских домов», гранты, организация ежегодных мероприятий, конкурсов, научных конференций и мастер-классов, выставок, кинопоказов.

Говоря об эффективности культурной дипломатии, осуществляемой Российской Федерацией в странах Центральной Азии, необходимо отметить, что в связи с расширением деятельности других стран в регионе в сфере публичной дипломатии, а также с оттоком русскоязычного населения, России необходимо совершенствовать стратегию осу-

34

В. А. Эпштейн, А. В. Акчурина

ществления данного вида «мягкой силы» для того, чтобы сохранить существующее положение и снизить потенциальное негативное влияние обозначенных угроз.

На данный момент существует негативная тенденция изменения положения русского языка в регионе Центральной Азии. Снижение уровня использования и значимости русского языка, несомненно, приведет к ослаблению «мягкой силы» России в рассматриваемом регионе, что, в свою очередь, негативно повлияет на двусторонние взаимоотношения. Для сохранения

влияния необходимо увеличивать финансирование работы «Русских домов» и филиалов российских вузов, улучшать имидж образования в России для привлечения централь-ноазиатских студентов, предоставлять максимальные возможности для повышения квалификации цен-тральноазиатских преподавателей русского языка, а также расширять проведение совместных форумов, мероприятий и конференций, которые будут повышать уровень заинтересованности в знании и использовании русского языка.

Библиографический список

1. Евдокимов А. Н. Русский язык в Центральной Азии: современное состояние и перспективы / А. Н. Евдокимов, Т. А. Давыдова, Д. А. Савкин // Проблемы постсоветского пространства. 2020. Т.7, №3. С. 373-388.

2. Бассаров О. Казахстанский вуз отдадут в управление University of Arizona. 23.01.2022. // URL: https://forbes.kz/process/education/kazahstanskiy_vuz_otdadut_v_upravlenie_universit y_of_arizona/. (Дата обращения: 19.02.2023).

3. Бекмурзаев Н. Положение русского языка в Центральной Азии // Central Asian Bureau for Analytical Reporting 2019. URL: https://cabar.asia/ru/polozhenie-russkogo-yazyka-v-stranah-tsentralnoj-azii#_ftn9. (Дата обращения: 06.03.2023).

4. Боришполец К. П. Русский язык в центрально-азиатском регионе // Вестник МГИМО-Университета. 2014. №2(35). С. 63-70.

5. В КазНУ откроется филиал университета КНР. 17.05.2023 // URL: https://www.kaznu.kz/ru/3/news/one/37540/. (Дата обращения: 08.08.2023).

6. Демография. Агентство статистики при Президенте Республики Узбекистан. 01.01.2021. URL: https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/demography. (Дата обращения: 12.08.2023).

7. Жогорку Кенеш принял во втором чтении проект конституционного закона о госязыке. 19.04.2023. URL: https://kg.akipress.org/news:1905344/?from=kgnews&place=search&sth=d8378522bb7 f6f91ba20df6cbbb2eed3. (Дата обращения: 10.08.2023).

8. Закон Республики Узбекистан, от 02.09.1993 г. № 931-XII О введении узбекского алфавита, основанного на латинской графике. URL: https://nrm.uz/contentf?doc=56088_zakon_respubliki_uzbekistan_ot_02_09_1993_g_n

931-

Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» во внешней политике 35 Российской Федерации в странах Центральной Азии

xii_o_vvedenii_uzbekskogo_alfavita_osnovannogo_na_latinskoy_grafike&products=1_ vse_zakonodatelstvo_uzbekistana. (Дата обращения: 08.08.2023).

9. Конституция Кыргызской Республики (принята референдумом (всенародным голосованием) 11 апреля 2021 года) // Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112213?cl=ru-ru. (Дата обращения: 06.03.2023).

10. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.06.2021 года) // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: https://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution. (Дата обращения: 06.03.2023).

11. Конституция Республики Таджикистан (принята референдумом 6 ноября 2014 года) (в редакции референдума от 26.09.1999 г., от 22.06.2003 г., от 22.05.2016г.) // Министерство иностранных дел Республики Таджикистан. URL: https://mfa.tj/ru/main/tadzhikistan/konstitutsiya. (Дата обращения: 06.03.2023).

12. Лебедева М. М. «Мягкая сила» в отношении Центральной Азии: участники и их действия // Вестник МГИМО-Университета. 2014. №2(35). С. 47-55.

13. Национальный состав населения (оценка на начало года, человек) // Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. URL: http://www.stat.kg/ru/opendata/category/312/. (Дата обращения: 23.08.2023).

14. Новости // Россотрудничество. URL: https://rs.gov.ru/novosti/. (Дата обращения: 23.08.2023).

15. Новости // Tuksoy. URL: https://www.turksoy.org/ru-RU. (Дата обращения: 20.02.2023).

16. Новые филиалы российских вузов появятся в ряде стран // Российский союз ректоров. URL: https://rsr-online.ru/news/. (Дата обращения: 23.08.2023).

17. О приоритетном проекте «Экспорт образования». Правительство России. URL: http://government.ru/info/27864/. (Дата обращения: 09.03.2023).

18. Пантюшов И. В. Динамика и география русского населения Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана / И. В. Пантюшов, В. Н. Федорко // Русское Географическое Общество Пензенское областное отделение. 2019. URL: https://www.rgo.ru/ru/penzenskoe-oblastnoe-otdelenie/ob-

otdelenii/publikacii/dinamika-i-geografiya-russkogo-naseleniya. (Дата обращения: 02.07.2023).

19. Подразделения МГУ // Московский государственный университет имени Ломоносова. URL: https://www.msu.ru/info/struct/. (Дата обращения: 02.03.2023).

20. Пономарев В. А. Политика США по «продвижению демократии» на постсоветском пространстве. // Проблемы постсоветского пространства. 2020. Т.7, №1. С. 18-28.

21. Пятнадцатый филиал российского вуза откроется в Узбекистане этой осенью // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/. (Дата обращения: 02.03.2023).

22. Россотрудничество. URL: https://rs.gov.ru/. (Дата обращения: 10.08.2023).

36

В. А. Эпштейн, А. В. Акчурина

23. Русский язык в Центральной Азии лучше всего знают в Казахстане // Информационный портал фонда «Русский мир». URL: https://russkiymir.ru/news/48713/. (Дата обращения: 23.08.2023).

24. Сотрудничество России и Таджикистана: филиалы российских вузов, совместные экспедиции и Славянский Университет // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/. (Дата обращения: 02.07.2023).

25. Сотрудничество РФ с Киргизией: межвузовское взаимодействие, Кыргызско-Российский Славянский университет, исследования высокогорного Тянь-Шаня // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/. (Дата обращения: 02.07.2023).

26. Счетчик населения Казахстана. URL: https://countrymeters.info/ru/Kazakhstan. (Дата обращения: 20.08.2023).

27. Счетчик населения Кыргызстана. URL: https://countrymeters.info/ru/Kyrgyzstan. (Дата обращения: 20.08.2023).

28. Счетчик населения Таджикистана. URL: https://countrymeters.info/ru/Tajikistan. (Дата обращения: 20.08.2023).

29. Счетчик населения Туркменистана. URL: https://countrymeters.info/ru/Turkmenistan. (Дата обращения: 20.08.2023).

30. Счетчик населения Узбекистана. URL: https://countrymeters.info/ru/Uzbekistan. (Дата обращения: 20.08.2023).

31. Узбекистан и Китай: векторы культурного сотрудничества. 01.10.2022. Янги Узбекистон. URL: https://yuz.uz/ru/news/uzbekistan-i-kitay-vektor-kulturnogo-sotrudnichestva. (Дата обращения: 23.08.2023).

32. Указ об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации. 31.03.2023. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/70811. (Дата обращения: 12.07.2023).

33. Филиал еще одного американского вуза откроют в Казахстане. 09.08.2022. URL: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1982350-filial-esche-odnogo-amerikanskogo-vuza-otkroyut-v-kazahstane/. (Дата обращения: 09.09.2023)

34. Филиалы российских вузов в Казахстане готовят высококвалифицированные кадры для экономики двух стран // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/. (Дата обращения: 02.06.2023).

35. Фонд «Руccкий мир» // Информационный портал фонда «Русский мир». URL: https://russkiymir.ru/fund/. (Дата обращения: 10.08.2023).

36. Численность населения Республики Казахстан (на начало 2023г.). Бюро национальной статистики Республики Казахстан. URL: https://stat.gov.kz/ru/industries/social-statistics/demography/publications/6373/. (Дата обращения: 12.08.2023).

37. Число иностранных студентов в России за три года выросло на 26 тысяч. 28.01.2022. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/46158/. (Дата обращения: 02.08.2023).

Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» во внешней политике 37 Российской Федерации в странах Центральной Азии

Reference list

1. Evdokimov A. N. Russkij jazyk v Central'noj Azii: sovremennoe sostojanie i per-spektivy = The Russian language in Central Asia: the current state and prospects / A. N. Evdokimov, T. A. Davydova, D. A. Savkin // Problemy postsovetskogo pros-transtva. 2020. T.7, №3. S. 373-388.

2. Bassarov O. Kazahstanskij vuz otdadut v upravlenie University of Arizona. 23.01.2022 = A Kazakhstan university will be placed under the management of the University of Arizona. 23.01.2022 // URL: https://forbes.kz/process/education/kazahstanskiy_vuz_otdadut_v_upravlenie_universit y_of_arizona/. (Data obrashhenija: 19.02.2023).

3. Bekmurzaev N. Polozhenie russkogo jazyka v Central'noj Azii = The situation with the Russian language in Central Asia // Central Asian Bureau for Analytical Reporting 2019. URL: https://cabar.asia/ru/polozhenie-russkogo-yazyka-v-stranah-tsentralnoj-azii#_ftn9. (Data obrashhenija: 06.03.2023).

4. Borishpolec K. P. Russkij jazyk v central'no-aziatskom regione = Borishpolets K.P. The Russian language in Central Asian region // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2014. №2(35). S. 63-70.

5. V KazNU otkroetsja filial universiteta KNR. 17.05.2023 = KazNU will open a branch of a PRC university. 17.05.2023 // URL: https://www.kaznu.kz/ru/3/news/one/37540/. (Data obrashhenija: 08.08.2023).

6. Demografija. Agentstvo statistiki pri Prezidente Respubliki Uzbekistan = Demography. Statistics Agency under the President of the Uzbekistan Republic. 01.01.2021. URL: https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/demography. (Data obrashhenija: 12.08.2023).

7. Zhogorku Kenesh prinjal vo vtorom chtenii proekt konstitucionnogo zakona o gosjazyke. 19.04.2023 = Zhogorku Kenesh adopted in the second reading the draft of the constitutional law on the state language. 19.04.2023. URL: https://kg.akipress.org/news:1905344/?from=kgnews&place=search&sth=d8378522bb7 f6f91ba20df6cbbb2eed3. (Data obrashhenija: 10.08.2023).

8. Zakon Respubliki Uzbekistan, ot 02.09.1993 g. № 931-XII O vvedenii uzbek-skogo alfavita, osnovannogo na latinskoj grafike = Law of the Republic of Uzbekistan, dated 02.09.1993, No. 931-XII on the introduction of the Uzbek alphabet based on the Latin script. URL: https://nrm.uz/contentf?doc=56088_zakon_respubliki_uzbekistan_ot_02_09_1993_g_n _931-

xii_o_vvedenii_uzbekskogo_alfavita_osnovannogo_na_latinskoy_grafike&products=1_ vse_zakonodatelstvo_uzbekistana. (Data obrashhenija: 08.08.2023).

9. Konstitucija Kyrgyzskoj Respubliki (prinjata referendumom (vsenarodnym golo-sovaniem) 11 aprelja 2021 goda) = Constitution of the Kyrgyz Republic (adopted by referendum ("nationwide vote") on April 11, 2021) // Ministerstvo justicii Kyrgyzskoj Respubliki. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112213?cl=ru-ru. (Data obrashhenija: 06.03.2023).

10. Konstitucija Respubliki Kazahstan (prinjata na respublikanskom referendume 30 avgusta 1995 goda) (s izmenenijami i dopolnenijami po sostojaniju na 05.06.2021 goda) = Constitution of the Republic of Kazakhstan (adopted by republican referendum

38

В. А. Эпштейн, А. В. Акчурина

on August 30, 1995) (with amendments and additions as of 05.06.2021) // Oficial'nyj sajt Prezidenta Respubliki Kazahstan. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution. (Data obrashhenija: 06.03.2023).

11. Konstitucija Respubliki Tadzhikistan (prinjata referendumom 6 nojabrja 2014 goda) (v redakcii referenduma ot 26.09.1999g., ot 22.06.2003 g., ot 22.05.2016g.) = Constitution of the Republic of Tajikistan (adopted by referendum on November 6, 2014) (edited by referendum from 26.09.1999, from 22.06.2003, from 22.05.2016) // Ministerstvo inostrannyh del Respubliki Tadzhikistan. URL: https://mfa.tj/ru/main/tadzhikistan/konstitutsiya. (Data obrashhenija: 06.03.2023).

12. Lebedeva M. M. «Mjagkaja sila» v otnoshenii Central'noj Azii: uchastniki i ih dejstvija = Lebedeva M. M. "Soft Power" in relation to Central Asia: participants and their actions // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2014. №2(35). S. 47-55.

13. Nacional'nyj sostav naselenija (ocenka na nachalo goda, chelovek) = National structure of the population (estimate as of the beginning of the year, persons) // Nacional'nyj statisticheskij komitet Kyrgyzskoj Respubliki. URL: http://www.stat.kg/ru/opendata/category/312/. (Data obrashhenija: 23.08.2023).

14. Novosti = News // Rossotrudnichestvo. URL: https://rs.gov.ru/novosti/. (Data obrashhenija: 23.08.2023).

15. Novosti = News // Tuksoy. URL: https://www.turksoy.org/ru-RU. (Data obrashhenija: 20.02.2023).

16. Novye filialy rossijskih vuzov pojavjatsja v rjade stran = New branches of Russian universities will appear in a number of countries // Rossijskij sojuz rektorov. URL: https://rsr-online.ru/news/. (Data obrashhenija: 23.08.2023).

17. O prioritetnom proekte «Jeksport obrazovanija». Pravitel'stvo Rossii = On the priority project "Export of Education". Russian Government. URL: http://government.ru/info/27864/. (Data obrashhenija: 09.03.2023).

18. Pantjushov I. V. Dinamika i geografija russkogo naselenija Uzbekistana, Ka-zahstana i Kyrgyzstana = Dynamics and geography of the Russian population in Uzbekistan, Kazakhstan and Kyrgyzstan / I. V. Pantjushov, V. N. Fedorko // Russkoe Geo-graficheskoe Obshhestvo Penzenskoe oblastnoe otdelenie. 2019. URL: https://www.rgo.ru/ru/penzenskoe-oblastnoe-otdelenie/ob-

otdelenii/publikacii/dinamika-i-geografiya-russkogo-naseleniya. (Data obrashhenija: 02.07.2023).

19. Podrazdelenija MGU = MSU divisions // Moskovskij gosudarstvennyj universi-tet imeni Lomonosova. URL: https://www.msu.ru/info/struct/. (Data obrashhenija: 02.03.2023).

20. Ponomarev V A. Politika SShA po «prodvizheniju demokratii» na postso-vetskom prostranstve = Ponomarev V. A. US policy on "promoting democracy" on the post-Soviet territory // Problemy postsovetskogo prostranstva. 2020. T.7, №1. S. 18-28.

21. Pjatnadcatyj filial rossijskogo vuza otkroetsja v Uzbekistane jetoj osen'ju = The fifteenth branch of a Russian university will open in Uzbekistan this autumn // Minister-stvo nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/. (Data obrashhenija: 02.03.2023).

Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» во внешней политике 39 Российской Федерации в странах Центральной Азии

22. Rossotrudnichestvo = Rossotrudnichestvo. URL: https://rs.gov.ru/. (Data obrashhenija: 10.08.2023).

23. Russkij jazyk v Central'noj Azii luchshe vsego znajut v Kazahstane = The Russian language in Central Asia is best known in Kazakhstan // Informacionnyj portal fonda «Russkij mir». URL: https://russkiymir.ru/news/48713/. (Data obrashhenija: 23.08.2023).

24. Sotrudnichestvo Rossii i Tadzhikistana: filialy rossijskih vuzov, sovmestnye jekspedicii i Slavjanskij Universitet = Cooperation between Russia and Tajikistan: branches of Russian universities, joint expeditions and Slavic University // Ministerstvo nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/. (Data obrashhenija: 02.07.2023).

25. Sotrudnichestvo RF s Kirgiziej: mezhvuzovskoe vzaimodejstvie, Kyrgyzsko-Rossijskij Slavjanskij universitet, issledovanija vysokogornogo Tjan'-Shanja = Cooperation between Russia and Kyrgyzstan: inter-university cooperation, Kyrgyz-Russian Slavic University, studies of the Tien-Shan mountains // Ministerstvo nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/. (Data obrashhenija: 02.07.2023).

26. Schetchik naselenija Kazahstana = Kazakhstan Population Counter. URL: https://countrymeters.info/ru/Kazakhstan. (Data obrashhenija: 20.08.2023).

27. Schetchik naselenija Kyrgyzstana = Kyrgyzstan Population Counter. URL: https://countrymeters.info/ru/Kyrgyzstan. (Data obrashhenija: 20.08.2023).

28. Schetchik naselenija Tadzhikistana = Tajikistan Population Counter. URL: https://countrymeters.info/ru/Tajikistan. (Data obrashhenija: 20.08.2023).

29. Schetchik naselenija Turkmenistana = Turkmenistan Population Counter. URL: https://countrymeters.info/ru/Turkmenistan. (Data obrashhenija: 20.08.2023).

30. Schetchik naselenija Uzbekistana = Uzbekistan Population Counter. URL: https://countrymeters.info/ru/Uzbekistan. (Data obrashhenija: 20.08.2023).

31. Uzbekistan i Kitaj: vektory kul'turnogo sotrudnichestva. 01.10.2022. Jangi Uzbekistan = Uzbekistan and China: vectors of cultural cooperation. 01.10.2022. Yangi O'zbekiston. URL: https://yuz.uz/ru/news/uzbekistan-i-kitay-vektor-kulturnogo-sotrudnichestva. (Data obrashhenija: 23.08.2023).

32. Ukaz ob utverzhdenii Koncepcii vneshnej politiki Rossijskoj Federacii. 31.03.2023 = Decree on the endorsement of the Russian Federation Foreign Policy Concept. 31.03.2023. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/70811. (Data obrashheni-ja: 12.07.2023).

33. Filial eshhe odnogo amerikanskogo vuza otkrojut v Kazahstane. 09.08.2022 = A branch of one more American university will be opened in Kazakhstan. 09.08.2022. URL: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1982350-filial-esche-odnogo-amerikanskogo-vuza-otkroyut-v-kazahstane/. (Data obrashhenija: 09.09.2023)

34. Filialy rossijskih vuzov v Kazahstane gotovjat vysokokvalificirovannye kadry dlja jekonomiki dvuh stran = Branches of Russian universities in Kazakhstan train highly qualified specialists for the economies of the two countries // Ministerstvo nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/. (Data obrashhenija: 02.06.2023).

40

В. А. Эпштейн, А. В. Акчурина

35. Fond «Rucckij mir» = The Russian World Foundation // Informacionnyj portal fonda «Russkij mir». URL: https://russkiymir.ru/fund/. (Data obrashhenija: 10.08.2023).

36. Chislennost' naselenija Respubliki Kazahstan (na nachalo 2023g.). Bjuro nacional'noj statistiki Respubliki Kazahstan = Population of the Republic of Kazakhstan (as of the beginning of 2023). National Statistics Bureau of the Republic of Kazakhstan. URL: https://stat.gov.kz/ru/industries/social-statistics/demography/publications/6373/. (Data obrashhenija: 12.08.2023).

37. Chislo inostrannyh studentov v Rossii za tri goda vyroslo na 26 tysjach. 28.01.2022 = The number of foreign students in Russia has increased by 26 thousand in three years. 28.01.2022. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/46158/. (Data obrashhenija: 02.08.2023).

Статья поступила в редакцию 20.06.2023; одобрена после рецензирования 16.07.2023; принята к публикации 20.09.2023.

The article was submitted on 20.06.2023; approved after reviewing 16.07.2023; accepted for publication on 20.09.2023

Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» во внешней политике 41 Российской Федерации в странах Центральной Азии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.