Научная статья на тему 'Культурная динамика этноса'

Культурная динамика этноса Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
544
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА ЭТНОСА / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Нахушева Марина Сафербиевна

Культурная динамика этноса это совокупность процессов изменений в собственной культуре этноса и во взаимодействии с культурами других этносов. В настоящее время категория «культурная динамика» выступает одним из ключевых понятий социальной философии и подразумевает те изменения внутри культур и во взаимодействии разных культур между собой, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер. Процессы культурной динамики выступают проявлением способности сложных культурных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурная динамика этноса»

Нахумева М.С., МГТУ, г. Майкоп

КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА ЭТНОСА

Культурная динамика относа - это совокупность процессов изменении в собственной культуре этноса и во взаимодействии с культурами других этносов. В настоящее время категория «культурная динамика» выступает одним из ключевых понятий социальной философии и подразумевает те изменения внутри культур и во взаимодействии разных культур между собой, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер. Процессы культурной динамики выступают проявлением способности сложных культурных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования.

Культурная динамика этноса - это совокупность процессов изменений в собственной культуре этноса и во взаимодействии с культурами иных этносов. Для культурной динамики этноса характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер. Процессы этнокультурной динамики протекают в рамках адаптации этноса к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования. Смысл и цель всякой культуры заключается в конечном счете

в задаче реального улучшения и преобразования мира путем рационального управления природой.

В число основных групп этнокультурных процессов входят следующие:

- порождение явлений этнической культуры; формирование этнокультурных систем, их структуры и организации;

- распространение явлений этнической культуры (их интеграция в общественную практику в качестве предпочитаемых и рекомендуемых образцов технологий и продуктов деятельности);

- функционирование явлений этнической культуры;

- накопление социально значимых знаний и опыта (аккумуляция и обобщение информации об окружающем природном и социокультурном мире в целях повышения уровня социальной интегрированности и консолидированности, разрешения противоречий; селекция знания и опыта на основе их практического использования; формирование систем ценностных ориентаций, критериев оценки явлений и событий по степени их значимости для этноса);

- восприятие и интерпретация явлений этнической культуры субъектами этнической культуры (процессы индивидуального и коллективною понимания; осмысление сущностных признаков и функций этнокультурных явлений; их понятийная и оценочная интерпретация; выработка нормативных вариантов интерпретации собственных и чужих этнокультурных форм);

- социальное и историческое самовоспроизводство этнокультурных систем и форм (межпоколенная передача социокультурного опыта, норм, стандартов и правил выполнения любого социально значимого действия, трансляция системы образов коллективной идентичности в виде комплекса традиций, обрядов, ритуалов, норм, и т.п.);

- изменчивость явлений этнической культуры (постепенная трансформация их утилитарных и социально-регулятивных функций, уровня социальной актуальности; развитие культурных форм в направлении повышения их утилитарной и социальной эффективности; эволюция этнокультурных систем по пути усложнения - их организации и структуры, повышения устойчивости и функциональной универсальности, социально-интегративных и адаптивных возможностей; а также, напротив, деградация этнокультурных явлений вплоть до их элиминации) [ 1 ].

На ход любых из вышеперечисленных этнокультурных процессов оказывают влияние традиции. В наибольшей степени традиции воздействуют на процессы социального и исторического самовоспроизводства этнокультурных систем и форм, накопления социально значимых знаний и опыта. В то же время процессы порождения явлений этнической культуры и их изменчивости составляет преимущественную сферу действия этнокультурных новаций.

Все этнокультурные процессы представляют собой целенаправленную жизнедеятельную активность этноса и включают более или менее типовую последовательность процедур. Среди них: осмысление интересов и потребностей, проектирование технологий (способов) удовлетворения этих интересов и потребностей; практическое применение этих технологий и получение некоторого результата (продукта); оценка эффективности примененных технологий и соответствия полученных результатов намечавшимся целям; выбор наиболее эффективных и социально приемлемых способов осуществления и результатов данной деятельности; передача информации другим людям об этих способах и результатах; закрепление селектированных образцов деятельности в нормах, правилах, стандартах, ценностных ориентациях, традициях и пр. в форме «культурных текстов». Совокупность подобных текстов составляет культуру данного сообщества.

Этническая культура включает культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Проявлениями этнической культуры могут быть: самоидентификация с этносом, этническими традициями в стереотипах социатьного поведения и действия, а также обыденных представлениях; выбор культурных эталонов и социальных норм; ориентация на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики.

Традиционность - важное свойство этнической культуры во все периоды, определяющее как ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, гак и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы.

Традиционная этническая культура определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности этноса: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование соци&тьных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, социализация дегей, характер жилища, освоение окружающего пространства, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символическое выражение традиции.

Такие нормы, образцы, вырабатываемые в различных сферах культуры, обладают регулятивной функцией по отношению к различным видам деятельности, поведения и общения людей. В этом смысле B.C. Степин предлагает говорить о культуре как «сложноорганизованном наборе надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, программ, в соответствии с которыми осуществляются определенные виды деятельности, поведения и обшения»[2]. Воспроизводство последних обеспечивает воспроизводство соответствующего типа общества. Динамика культуры реализуется через появление одних и отмирание других надбиологических программ человеческой деятельности.

Сочетание биологических программ человеческой жизнедеятельности с надбио-логичсскими программами образует двойной механизм воспроизводства биосоциальной специфики человека. Если биологические программы человеческой жизнедеятельности (самосохранения, питания, предрасположенности к общению и т.д.) передаются посредством наследственного генетического кода, то механизмом передачи надбиологических программ выступают' культурные традиции.

В литературе распространена точка зрения, что сфера распространения традиций широка в архаических и докапиталистических обществах, а в современном обществе их значимость резко снижается. В то же время традиция признается универсальным механизмом развития культуры: «Каждая новая формация с необходимостью, но в то же время избирательно наследует культурные достижения предшествующей. ...Диалектика традиции и новаторства является центральной проблемой развития культуры».[3] В свете вышесказанного, по-видимому, следует говорить не о снижении значения традиции в современном обществе, а об ускорении циклов селекции традиций из новаций и об укорочении жизненного периода современной традиции. Эта особенность генезиса традиций отражает наблюдаемую тенденцию ускорения общественного развития.

Культурная динамика этноса складывается под влиянием определенных факторов. Факторы культурной динамики этноса - это движущие силы, источники и условия их реализации, лежащие в основе развития этнической культуры. Этнокультурная динамика - многофакторный процесс, определяемый условиями формирования и всем предшествующим генезисом этноса и его культуры (4). Выделяют следующие факторы этнокультурной динамики: природно-ресурсный фактор; фактор пространственного размещения культурных форм; фактор взаимодействия различных этнокультурных систем; фактор социальных институтов, социальной организации этноса и этнических от-

ношений; фактор ценностно-смыслового понимания и символического обозначения фактор рационально-познавательной, информационной, управленческой активности; фактор индивидуальной активности [4].

Культурные достижения как в материальной, так и духовной области культуры этноса носят кумулятивный характер, что позволяет говорить об исторической преемственности в развитии этнической культуры, о тенденциях к прогрессивному развитию.

Литература:

1. Аванесова Г.А. Динамика культуры / Г.А. Аванесова. - М., 1997. - С. 39 - 49.

2. Арнольдов А.И. Культура / А.И. Арнольдов, М.А. Батунский, В.М. Межуев // Философский энциклопедический словарь. - М: Советская энциклопедия. 1989. - С. 195 -293; С. 295.

3. Гофман А.Б. Традиции / А.Б. Гофман // Культурология XX век: словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. - 640 с.

4. Морфология культуры: структура и динамика. - М., 1994.

5. Степин B.C. Философская мысль в динамике культуры (Поиск мировоззренческих ориентиров)/ B.C. Степин // Эпоха перемен и сценарии будущего. Избранная философская публицистика.- М.: ИФРАН, 1996.- 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.