Научная статья на тему 'Культурфилософский статус понятий «Неопределенность», «Перемены» и «Риск» в условиях коммуникативной социальности'

Культурфилософский статус понятий «Неопределенность», «Перемены» и «Риск» в условиях коммуникативной социальности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
481
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ануфриев С. И., Хабибулин М. С.

Статья посвящена разработке нового содержания рабочих определений в современной философии управления. Вносит определенный вклад в развитие понятийно-категориального аппарата социальной философии и политологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to working out a new content of definitions in modern philosophy of management. It contributes to elaboration of conceptual categorical instrument of social philosophy and political science.

Текст научной работы на тему «Культурфилософский статус понятий «Неопределенность», «Перемены» и «Риск» в условиях коммуникативной социальности»

СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ И ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВА

С.И. Ануфриев, М.С. Хабибулин

КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ СТАТУС ПОНЯТИЙ «НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ», «ПЕРЕМЕНЫ» И «РИСК» В УСЛОВИЯХ КОММУНИКАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ

Институт развития образовательных систем РАО, г. Томск

Возрастающая взаимозависимость процессов и систем в мире, увеличивающаяся сложность структур и организаций, утверждение нового образа мира как мира перемен, характер которых необъясним с позиций традиционных представлений - все это обрисовывает лишь самые общие контуры современной жизненной ситуации и вызывает необходимость нового объяснения многих аспектов социокультурной жизни. В поле нашего внимания - один из таковых: новая природа и новый характер современного управления. Проблемы, связанные с данной темой, оказываются сегодня в фокусе культур-философских размышлений и относятся к наиболее актуальным, требующим новых форм решения.

Необходимость определения понимания понятий «неопределенность», «перемены» и «риск» связывается со следующими обстоятельствами. Во-первых, констатация коммуникативной онтологии современной культуры требует пересмотра в адекватном направлении и онтологии управления. Несоответствие управленческой деятельности природе культурных связей, как они складываются в информационно-коммуникативном обществе, ведет, в первую очередь, к неверному или затрудненному принятию решений, к торможению социокультурного развития, к отходу от его стратегических ориентиров, прогнозных планов и проектов.

Во-вторых, коммуникативное общество, являя собой постоянную неустойчивость, движение, перемены, риски, самоорганизацию коммуникаций, не может базировать себя на определенности и точности прогнозного развития. Его самоорганизован-ная коммуникативность непрогнозируема, движение связано с неопределенностью. Все это заставляет обратить внимание на «риск» как явление онтологическое и исследовательскую категорию, которая в условиях коммуникативной социальности и культуры получает культурфилософский статус.

В-третьих, констатация антропологического поворота современной культуры делает вызов современному управлению, которому до сих пор оказы-

ваются присущими антропологические дефициты. Новый характер управления, в рамках разработки которого проведено настоящее исследование, ориентируется на устранение указанных дефицитов.

В связи с этим встают следующие вопросы. Если современное общество предстает как находящееся в постоянном движении и, не случайно именуемое постиндустриальным, не имеет устойчивого настоящего (той твердой и прочной основы, на которой можно остановиться, стоять), но непрестанно оказывается в залоге «пост-» (после себя), то современный объект управления предстает в постоянстве «разрывов» тем пространством «между», которое возникает как «отношение» между тем, что только что было и тут же превращается в нечто другое. «Бегущая» современность являет себя «мерцаниями», «разрывами», «маргинальностями», «переломами». Что в таком случае сегодня подлежит управлению? И не может ли, действительно, такое управление быть связано с риском?

Современная социокультурная реальность развивается вероятностно, с высокой долей неопределенности. Н. Луман утверждает, что управленческие решения субъекта вводят альтернативность в настоящее, данное как результат неизменяемого прошлого при попытке изменить реальность [1, с. 14]. Понимая под неопределенностью «высокий уровень вероятности того, что наши представления о физической и социальной реальности неточны» [2, с. 3], мы исходим из того, что «будущие ситуации, к которым мы приспосабливаем наше поведение, обычно зависят от поведения огромного количества объектов и обусловлены столь большим числом факторов, что мы и не пытаемся все их принять во внимание, а тем более оценить и суммировать их индивидуальные значения» [3, с. 1].

Его сущность понятия «перемены» раскрывается через противопоставление со стабильностью, постоянством, являющимися основными чертами индустриального общества, в котором культурфи-лософская реальность концептуализируется как

Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 12 (63). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (СОЦИОЛОГИЯ)

метафизическая, основанная на базовой субстанции. Базовая субстанция, жестко регламентируя социальные практики, препятствовала переменам и снимала неопределенность. В этом типе общества будущее предопределено, управленческие решения, осуществляясь, приводят к запланированному ранее результату. Изменения реальности были предсказуемы.

С возрастанием роли информации происходит деконструкция базовой субстанции. В условиях меняющегося мира, когда информационные потоки приводят к быстрому формированию и немедленному разрушению базовой субстанции, она фактически перестает существовать, так как не успевает складываться. «Перемены» явились прямым следствием заступания информационной эпохи. В свою очередь, быстрые и постоянные перемены порождают поле риска, где будущее неопределенно, а управленческие решения, осуществляясь, порождают еще большую неопределенность.

Категория «риска» непосредственно связана с «переменами» и является их прямым следствием. Последствия реализации принятых субъектом управленческих решений становятся неопределенными, но эти рискованность и неопределенность являются важнейшим условием для выработки управленческих решений в информационном обществе. «Риск» - управленческое выражение понятий «перемены» и «неопределенности». Но если «перемена», «неопределенность» приобрели в информационной культуре онтологическое значение, характеризуя ее постоянное бытие в движении и неустойчивости, то «риск» - категория управленческая, выражает характер принятия субъектом решения в ситуации непрогнозируемости и открытости будущего. Риск в информационной культуре получает также онтологический статус, выражая специфику ее состояния, когда ее базовой характеристикой оказалось знание в форме информации. Отличие знания и информации состоит в том, что информация может содержать в себе различного рода (истинные и ложные, вероятностные и ошибочные и т.п.) знания, которые субъекту (в нашем случае -управленцу) следует упорядочить, найти, выбрать. Все эти деятельностные шаги, безусловно, могут быть основанными на риске.

Определяя феномен риска, исследователи делают акцент на различных аспектах анализа категории «риск». У. Бек отмечает тенденцию к глобализации рисков. Становление «общества риска», «общества опасности» сопровождает постиндустриальное культурное воспроизводство и носит транснациональный характер [4, с. 213]. В социальной сфере риски уравнивают всех, кто к ним причастен.

Другой исследователь Э. Гидденс анализирует риск на уровне социальных систем, и, так же как и

У. Бек, связывает многократное увеличение значимости этого фактора с тенденциями культурной, социальной, экономической глобализации. Глобализация интенсифицирует процессы социального производства. Возрастает сложность социальных систем и отношений. Э. Гидденс, как и У Бек, отмечает увеличение числа непреднамеренных последствий (unintended consequences) социальных действий. «Сегодня человек окружен рисками, идущими от технологических и социальных систем. Угрожающие риски выходят из-под контроля не только индивидов, но и огромных организаций, включая государства. Неизбежность такой ситуации ставит под вопрос онтологическую безопасность человека» [5, с. 10].

Э. Гидденс отмечает, что риск является следствием и неотъемлемым фактором процесса принятия управленческих решений в условиях социокультурных коммуникаций. Управление становится рискогенным вследствие динамического характера информационной культуры, в которой управленческое решение основывается на доверии к социальной системе. Доверие, по мнению Э. Гидденса, является необходимым для снижения или минимизации риска.

Другие грани категории «риск» рассматривает

Н. Луман. Он ставит под сомнение рациональную природу риска, выделяя в этой природе два параметра. Во-первых, по Н. Луману, риск возникает из множества контингенций (т.е. случайно). Анализ риска в терминах рационального поведения индивида, а значит, возможность предсказания последствий социального действия, не вполне адекватен. Никто в действительности не сможет полностью измерить риск [6, с. 18]. По мнению Н. Лумана, отказ от риска, в особенности в современных условиях, означал бы отказ от рациональности. «Но если намереваешься наблюдать, - подчеркивает он, - как наблюдает рационалистическая традиция, тогда необходимо оторваться от свойственного ей понимания проблемы. Надо оставить ей проблемы, но при этом все-таки понимать, что она не может видеть то, чего она не может видеть» [7, с. 23].

К разработке управленческого значения категории «риск» инициирует, таким образом, современная информационная культура, компьютерные средства хранения, переработки и передачи информации, с чем всегда связана управленческая деятельность. «Экранная культура» - динамичная, ежесекундно меняющаяся, диалоговая, предполагающая диверсификацию и мультипликацию источников - стимулирует к риску управленческое решение.

В доинформационную культуру, когда управление основывалось на знании, а знание представляло проверенный практикой результат познания, ос-

нованный на истинности и непротиворечивости, управление, конечно, не имело необходимости быть рисковым, опираться на риск. Оно опиралось на жесткий прогноз и план, которые в ситуации устойчивости и определенности развития не требовали выбора решений из числа бесконечных альтернатив, быстрого принятия управленческого шага. Все было предопределено. Информационная же культура опирается на информацию не как знание (в классическом смысле), а на сведения любого характера, противоречивые, в том числе и не обязательно достоверные, - эта культура с необходимостью вызывает риск в управленческой деятельности.

Управление в таком типе культуры имеет дело с новым антропологическим типом - «гражданином мира», не признающим власти определенных традиций и знающим лишь одну власть - власть потребления. Условия такого хаоса, обезличенности, скольжения по поверхности, где нет приоритетов, - это условия пространства коммуникации -полиэтничные, полидискурсивные, полилогичные и т. п.

Как принять в этих условиях управленческое решение? Ответ на этот вопрос и рождает потребность в категории «риск», в определении ее статуса и значения.

Таким образом, риск становится ведущей, ключевой категорией современного управления.

Итак, ведущим критерием успеха является рефлексия субъекта на происходящие вокруг него изменения. Последствия реализации принятых субъектом управленческих решений становятся неопре-

деленными, но эта рискованность и неопределенность являются важнейшим условием для выработки управленческих решений в информационном обществе.

В условиях неопределенности только гибкость, рефлексия и отсутствие каких-либо априорных установок могут являться основаниями для принятия управленческих решений. Сегодня не существует моделей, которым можно было бы заученно следовать. Управлению в информационно-коммуникативном обществе нельзя научить, научиться или осмыслить его как постоянную величину. Возможно, в некоторых ситуациях предпочтительно отсутствие какого-либо регулирования и управления; в других ситуациях не представляется возможным выбрать набор значимых переменных и предпринять действие. Выжидательная позиция или позиция отсутствия управления, естественно, не означает отсутствия движения прочих акторов и переменных. Условия могут меняться и, так или иначе, осознаваться индивидом.

В классическом понимании управления присутствует субъект (управляющий) и объект (управляемый), в постсовременности - объект трансформировался в субъект, «движущийся» в соответствии с собственными установками или их отсутствием. Нельзя с уверенностью предсказать направление его движения, следовательно, нельзя им управлять. Тем не менее можно с большой долей риска, основываясь на собственных установках, «предсказать» его и действовать так, как если бы предположение было абсолютно реальным.

Литература

1. Луман Н. Решения в информационном обществе. М., 2001.

2. Haslam S.A., McGarty C. A 100 years of certitude? Social psychology, the experimental method and the management of scientific uncertainty // British j. of Social Psychology. Leicester, 2001. Vol. 40. No. 1.

3. Найт Ф. Понятия риска и неопределенности. М., 1994.

4. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию / Пер. А. Григорьева, В. Седельника. М., 2001.

5. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность / Пер. С. Баньковской // THESIS. 1994. № 5.

6. Луман Н. Власть. М., 2001.

7. Luhmann N. Soziologie des Risikos. Berlin; New York, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.