Научная статья на тему 'КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИДЕЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИДЕЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МЕТОДОЛОГИЯ ИИ / ФИЛОСОФИЯ ИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бекдаир Н. Ж.

Целью данного пункта является анализ социально-культурных причин, которые делают возможным или невозможным появление научно-технических идей и изобретений. Для этого автор сравнивает, во-первых, искусственный интеллект с вечным движком, который частично похож на его мифология (mythologem), анализируя взаимодействия мифологии с окружающей культурной средой, а во-вторых, различные культуры (средневековую европейскую, античную).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИДЕЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

УДК 1+004.89

Бекдаир Н.Ж.

Магистрант кафедры политологии и социально-философских дисциплин Казахский национальный педагогический университет им Абая

(Казахстан, г Алматы)

КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИДЕЙ

ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация: Целью данного пункта является анализ социально-культурных причин, которые делают возможным или невозможным появление научно-технических идей и изобретений. Для этого автор сравнивает, во-первых, искусственный интеллект с вечным движком, который частично похож на его мифология (mythologem), анализируя взаимодействия мифологии с окружающей культурной средой, а во-вторых, различные культуры (средневековую европейскую, античную).

Ключевые слова: искусственный интеллект, методология ИИ, философия ИИ.

Со времен Шпенглера как правило, единым участком было утверждение, что каждая великая идея-это происхождение культуры, которая ее создала. Общефилософские концепции, научные теории и технические изобретения, художественные стили, не возникают на пустом месте, а развиваются из глубин культуры, что сделало возможным их появление и развитие. Это не означает, что принятие и интегрировании части другой культуры невозможно, но заимствование -если оно не является вторичным и чисто механическим приобретает совершенно другой смысл и смысл в посторонней культуре.

Попытаемся изучить и проанализировать выше стоящей точки зрения идею вечного двигателя и искусственного интеллекта. Начнем с первого. Самые выдающие мыслители, эксперты и инженеры древнего общество , как Архимед (III в. до н. э.), отсутствует и намека на мысль о универсальном двигателе. Не продвинулся в данном направлении и первооткрыватель "эолопила" -прообраза паровой реактивной турбины -и создатель известного произведения" Театр автоматов " Герон Александрийский (I в.

н. э), невзирая на то, что он знал гораздо больше, чем мыслители средневековья. Внезапно, с XП-XШ веков, концепция perpetuummoЫle появилась почти одновременно в некоторых государствах. Как правило данное разъясняют производственных сил в средневековом обществе, потребностью отыскать новейших энергоемких ремесленных производств. Но, факт, все проекты вечного движения совершенно утопичны и никак не имеют общего с производством, рожденным в сознании ученых больше, нежели ремесленников.

Греки античности были выдающимися механиками: беря начало мифического героя Дедала, вплоть до настоящего Александрийского Герона они создали большое число удивительных инженерных приспособлений, включая и человекоподобных технических устройств. Идея гуманоидных автоматов встречается в Гомерской "Илиаде". В древнегреческой мифологии повествуется, как бог кузнец Гефест изготовлял для себя золотые механические служанки, и они помогали ему в кузнице; они говорили и имели возможность осуществлять самые сложные задачи, какие он поручал им.

Гефест также выковал медного защитника Талоса, которая должна была бегать три раза в день по острову Крит и бросать камни во все без исключения судна иностранцев, а три раза в год он должен был не торопясь обойти все критские деревни, чтобы представить им законы Миноса, вырезанные на бронзовых пластинах. В один прекрасный день, когда народ Сардинии предприняли попытку вторгнуться на Крит, Талос докрасна себя раскалил и сердито смеясь, уничтожил их всех в собственных пламенных объятиях. Сообщают, что выражение "сардонический смех" именно отсюда произошло. Отсюда очевидно, что механический гигант был способен на не запрограммированное поведение. Таким образом, очевидно, что механизированный великан был способен на ^запрограммированное поведение.

Известный Дедал вынуждал идти деревянную статую Афродиты, наполнив его ртутью. Аристотель обсуждал эту закономерность умной души наравне с другими (не как событие), но отвергал ее - по его мнению, подход Демокрита [1]. Современный ученый, обсуждая потенциалы кибернетического моделирования ума, пишет: "в некотором роде кибернетика, несомненно, является очень древней точкой зрения,

действующей под новым видом, поскольку ее философские предшественники являются материалистическими учеными античной Греции (к примеру, Демокрит )[2].

В том числе и античный философ Платон, который рассматривал этот тип занятия как игру, все-таки разрабатывал антропоморфную машину [3].

Суммируя опыт всего античного мира, Александрийский Герон в своем эссе "театр автоматов" описывает множество храмовых и театральных механизмов. По его словам, "спектакли автоматических театров когда-то пользовались большой любовью, прежде всего потому, что в аппарате проявилось много механического искусства, а затем потому, что само представление было удивительно, потому что только при расположении автоматов для разных деталей нужно использовать все знания механики"

[4].

Наиболее этого, собственно в Древней Греции была сформирована предмет науки, в отсутствии который значительные исследования интеллекта неосуществимы -логика (Аристотель). Но идея и общее восприятие человека и о разуме были таковы, что в древности не могло возникнуть идея автономного искусственного интеллекта. Греки даже сомневались в человеческой разумности. Гераклит, известный мудрец, высказал следующую мысль: "человеческая природа не обладает рациональностью, а божественная природа имеет" [5]. Признавая дух всеобщего мира универсален, греки не могли смириться с тем, что говоря на современном языке, может быть смоделирован в отдельное автономное существо.

"Человек.., - говорил древнегреческий философ Платон, - это какая-то воображаемая игрушка творца"[6]. В ином месте, в этой же работе афинский философ называет людей куклами, которые не способны к самостоятельным действиям [6] (через две тысячи лет преемники знаменитого утописта нарекут людей боле техническим термином - "винтами системы".)

На самом деле, мы видим ту же картину, что и вечный двигатель: разрыв между небом и землей - будь то вечный двигатель или искусственный интеллект-это всего лишь европейские черты, а не Востока, и он не знает этого фундаментального разрыва. Для последнего мир-это непрерывная жизнь и энергия. Для греческой и римской мысли "вечный двигатель" и "идеальный интеллект" существуют, но такие "естественные

вечные двигатели" и божественный интеллект, а их искусственные аналоги невозможны.

Для того, чтобы выразить древнюю мысль о человеческом разуме, необходимо рассмотреть некоторые мифологические темы более подробно, связанные с судьбой и творением человечества. Ключом к этому является мифологический цикл 5-го века о Прометее и человека.

В точном смысле этого слова можно считать искусственным интеллектом сотворенного человека (его сознание, разум), то есть "искусственно сотворенным" Богом. Как это произошло? В древнегреческой мифологии о 5-м веке человечества рассказывается следующая история.

Первое столетие стало известно как золотой век. В это время люди живут без забот и труда, насыщались дикими фруктами и медом, которые капают прямо с деревьев, выпивали козье и овечье молоко, никогда не стареют, танцуют и много смеются. Для них не было страшна смерть, чем сон.

От них сохранились только духи: они сделались благостными бесами, защитниками справедливости и духами дарующее благословление.

Далее прибыли люди серебряной эпохи, которые кормились хлебом, также обладающим божественным происхождением. Общество того периода проживали вплоть до ста лет и абсолютно во всем подчинялись собтвенным матерям, никак не смея их ослушаться. Они были очень невежественными и сварливыми, но также они не сражались друг с другом. Зевс-громовержец их всех истребил.

А потом наступила медная эпоха людей, ни в коем случае не похожая на прежних людей. Все без исключения были вооружены оружием из меди. Они ели мясо и хлеб, любили сражаться, были очень жестокими и грубыми. Все до одного умерли.

Четвертому приход людей также пришли люди меди, но от их предшественников они отличались добротой благородством, потому что они были детьми смертных матерей и богов. Они покрылись славой во время осады Фив, во время путешествия Аргонавтов за Золотым руном и в трудных испытаниях Троянской войны. Они стали героями и стали населять "острова Блаженного".

Пятым был нынешний "железный" народ, недостойные потомки четвертого поколения. Они становились несправедливыми, стойкими, нечестивыми по отношению к своим родителям и лжецами.

Точно изъясняясь, данная хроника не одного и того же общества, в том числе и не одного и того же человечества: на самом деле нет связи между поколениями людей, ни кровной, ни других. Возможно, было бы более справедливо говорить не о связанной истории человечества, а о нескольких его неудачных попытках. Миф о пяти эпохах непроизвольно навязывается вывод о том, что человек ровно как вид с неизбежностью стремится не к лучшему , как и по самой своей сути, или, изъясняясь на современном языке - в проекте возникает фатальная оплошность. Состоит этот вопрос в чем?

Большая часть мифологем предполагают творцом человека, людей - Прометея, или как в нашей формулировке" отец искусственного интеллекта". В случае если не Прометей согласно определенным версиям, создал человека, то хотя бы он значительно изменил человека, как бы "поправив" его. Что было, условно говоря, "Прометейским проектом", что и как он желал "улучшить" в человеке?

Согласно легенде, Прометей обучил людей астрономии, архитектуре, арифметике, медицине, металлургии и навигации. Другими словами, основной целью титана было повысить рациональную (разумную) долю человека[7]. О его моральных качествах он мало заботится. Непосредственно Прометей от гнева Зевса уберег людей, который вознамерился уничтожить абсолютно всех людей. Причины этого решения неоспоримы. Вспомним, что однажды Зевс, побывавший на земле в виде бедного бродяги, ему предложили суп из потрохов сыновья Никитима, в котором внутренности их брата Никтима смешивались с внутренностями козла и овец. Однако этические вопросы могут не представлять интереса для Прометея, который полагался исключительно на рациональное начало в своих "экспериментах" над людьми.

Уже после ссылки на Кавказ Прометея, его брат Эпиметей должен был вступить в брак на Прекрасной Пандоре подарке Зевса. Как-то раз последняя раскрыла содержимое коробки в доме мужа, оставленную его братом Эпиметеем с запретом ни в коем случае не открывать ее. В этом ящике Прометей тщательно собрал все невзгоды, которые огорчают человечество: родовая мука, старость, безумие, болезнь и т. д. Пандора не

успела открыть ящик, как с него улетели тысячи зол и начал колоть Пандору и Эпиметея, а далее накинулись абсолютно на всех смертных. Представлялось, что смертные не были в состоянии вынести, что они уже забыли, благодаря усердию своего защитника. Однако предполагаемое событие не случилось: оказывается, со всеми списками в коробке был "неосуществимая мечта", который после вылета с коробки со всеми остальными "неприятностями" не давал людям совершить самоубийство. Однако данное не обозначает то, что грезу (мечту) Прометей полагал бедствием! Кстати, в ящике также была и страсть.

Перед нами четко выражено намерение Прометея: перевоплотить человека в абсолютно рациональное создание. Не с проста, согласно по одной из версий мифа, Прометей был удостоен поддержки от Минервы, то есть богини мудрости. Прометей и Минерва - главные "дизайнеры" человека.

По сравнению с мифом V веков мы видим, однако, что эта цель потерпела крах: человек потерпел неудачу. Вспомните еще одну мифологическую историю. Существует старая традиция, что король Мидас долгое время охотился в лесу сильный мудрец, спутник Диониса, и не мог его поймать. Когда тот, наконец, попал ему в руки, царь спросил, что лучше и предпочтительнее для человека. Недвижно и упорно молчал демон; наконец, принужденный королем, он разразился яростным смехом со следующими словами: "несчастное поколение дня, дети случая и потребности, почему вы заставляете меня сказать что-то, что вам было бы полезно не слышать? Лучшее для вас совершенно невозможно: не быть вообще, не родиться, быть ничем и второе преимущество для вас, скоро умрет".

Отметим, что последние фразы принадлежат компаньону Диониса, богу безумия, а не избытка разума (лицо Силена, говоря слова Ильфа и Петрова, лицо Силена не было искажено интеллектом).

Мироощущение древней Греции говорит совершенно о другом: внутри находится причина смерти, но это не страсть, а сознание. Величайший философ XX века Мартин Хайдеггер рассказал о трагедии господства в современном мире вычисляющего мышления по отношению к пониманию. Непосредственно вычислительный разум породило технологию, промышленность, науку. И это забвение " Осмысляющей"

мысли, которое может привести человечество к смерти. " Осмысляющее мышление" звучит на немецком языке как das besinnliche Nachdenken - "думать после чего-то (вслед за чем-то"). Не правда ли, что это звучит как осмысление греческого мифа: Прометей означает "думать до", его брат Эпиметей "думать после". Таким образом, мысль Прометея - это расчетное мышление, согласно Хайдеггеру.

Любую культуру (цивилизацию, эру) позволительно осуждать не только лишь потому, что она совершила, но и благодаря тому, что она совершить не смогла. Константа древней культуры (согласно аналогии с материальными константами, характеризующими качествами мира) - идея человека, его происхождения и назначения, его судьбы, его возможности, движущей силы мира и дизайна вселенной -делает невозможным появление самой идеи мыслительной машины. В общем, несуществующее играет не менее важную роль, чем существующее, именно благодаря первому мир и истории можно обрести уверенность. Отказ Ганнибала поехать в Рим, а Тамерлана после 2000 лет в Москву столь же важен для истории, как и произошедшие события; а также невозможность существования вечных двигателей - для внешнего вида мира, который мы знаем.

Приступая к следующему этапу европейской истории, мы заметим, несмотря на то, что искусственный интеллект не было воссоздано, однако само его отсутствие приобрело сознательно иной статус из-за констант новой культуры. Для древности невозможно не только существование искусственного интеллекта, но и мышление о нем. Для средневековья и нового времени ситуация принципиально другая: искусственный интеллект "до сих пор" не создан, поэтому не существует. Но данное никак не обозначает, что он не может существовать принципиально. Будь то дело случай или нет, это проблема будущего. Возможно, что искусственный интеллект теоретически неосуществим, исключительно сам вопрос о его разработке неразрешим, так же, как неосуществимость достаточно сложных формальных замкнутых систем или квадратура круга. Для того, чтобы дать характеристику отличительной черты каждой культуры, О.Шпенглер внес предложение использовать некоторые символы для выражения души этой культуры. Таким образом возникли понятие о магической душе (для культуры арабской), Фаустовской душе ( для культуры запада), аполлоновкой

душе (для культуры античности) и других. На мой взгляд, каждая культура может быть выражена по-разному, то есть через неразрешимые задачи, которые она ставит перед собой, эта культура была одержима на протяжении всей истории. Самостоятельна неразрешимая сила проблемы вынуждает находиться данный культурный организм в постоянном напряжении, снова и снова циклических попытках достигнуть ожидаемого. Эти безжалостные стремления к созданию неиссякаемых источников энергии культуры, порой заставляют входить в подсознание, а иногда и выходить наружу. Неразрешимость задает пространство для данной культуры, где последний живет и выходит за рамки того, из чего она не может выйти.

Этот подход означает, что самая важная вещь в культуре - не ее достижения, не то, что она заслуженно гордится, но то, что она не могла сделать, что она безуспешно искала, что она тайно или явно мечтала, но то, что не было предназначено для реализации.

Таким образом, ни строительство египетских пирамид, ни строительство в Древнем Риме мировой империи, ни желание духовно освободиться от процесса реинкарнации в Индии, ни результат эталона созерцательной жизни в Древней Греции не имеют решающее значение для этого подхода. Все без исключений для любой представленной культуры - проблемы абсолютно преодолены и разрешены - в какой-то степени, тем либо иными методами. Но это то, чего, например, древние греки не сумели достигнуть (с поддержкой инструментов, какими они сами себя ограничили), - это решить знаменитые геометрические задачи, которые они сформулировали впервые: трисекции угла и квадратуры круга, задачи удвоения объема куба. Кроме того, эти задачи неразрешимы в принципе с помощью линейки и циркуля, что греческие математики догадались почти сразу (но не доказали), но это не помешало им вновь и вновь браться за выполнение этих задач.

Однако проблема не в этом, что эти проблемы стали значимым компонентом в истории античной арифметики, и в том числе не в том, что они, усеянные мифами и легендами, стали звеном событии культуры Древней Греции, а в этом, что сама вероятность их постановки определяет мировоззрение античных греков. В первую очередь, здесь следует добавить нерастворимые логические задачи, впервые

сформулированные греческими софистами, и даже не в том, что потому что их неразрешимость может быть понята и сформулирована только в отношениях с миром, впервые проявилась на земле Древней Греции (что Гуссерель именовал рождением теоретической конструкции).

Не было бы правильным рассматривать греческую философию в целом как концентрированное выражение этого отношения к миру, столкнувшись с скептицизмом, который пришел к выводу, что задачи, поставленные древней философией, неразрешимы?[8]

Для культурной традиции Западной Европы, начиная со Средневековья, неразрешимые задачи включают в себя хорошо известные задачи (а также преобразовавшими в легенды), чтобы найти философский камень и построить вечный двигатель. Оба, как было показано в Х1-ХХ веках, невозможно [9]. Тем не менее, европейская история Средневековья, Возрождения и Нового времени не только полна без этих - на самом деле авантюрных - исследований, так или иначе связанных с формированием современной науки и техники, но и теряет определенное ядро нового отношения к миру, присущего культуре Западной Европы. Оценят ли будущие историки наше время как попытку решить одну из этих "неразрешимых" проблем -построить искусственный интеллект?[10]

Подобным образом, анализ проведенная выше дает возможность сделать заключение о том, что, невзирая на присутствие в античности определенных предпосылок к появлению идей моделирования мышления (конечно, выраженных на языке того времени), античная культура не дала ничего подобного средневековому поиску "универсального языка" или "универсальной машины". Человеческий интеллект воспринимался в древности не как автономная самостоятельная сущность, а только как несовершенная, что означает неполноценную копию божественного интеллекта.

Список литературы:

1. Аристотель. О душе//Соч. в четырех томах. Т.1. М., 1976. С.381

2. Джордж. Мозг как вычислительная машина. М., 1963. С.20

3. Петрунин Ю.Ю. От тайного знания к нейрокомпьютеру: Очерки по истории искусственного интеллекта. М., 1996

4. Боголюбов А.Н. Творения рук человеческих. Естественная история машин. М., 1988. С.17

5.Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С.241

6. Платон. Законы//Соч. в четырех томах. Т.4. М., 1995. С. 255

7. Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. М. 1992. Т. 2. С.337

8.Богомолов A.C. Античная философия. М., 1985 . С. 294

9. Кэри Дж. Не сдавайте раньше времени в архив холодный термояд/Бизнесуик. 1993. N 2, С.42-44

10. Что касается неразрешимой задачи русской культуры, России, она излагается в статьях: Петрунин Ю.Ю. Где стоит дуб зеленый?//Наука и религия, 1994, N 2. С.56- 59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.