DOI 10.31250/2618-8600-2024-1(23)-30-54 УДК 791.229.2:39 (571.54)
Музей антропологии и этнографии
В. А. Беляева-Сачук им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-4180-5027 E-mail: [email protected]
Д. В. Иванов Музей антропологии и этнографии
им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-3096-2943 E-mail: [email protected]
|Культурфильма «По Бурято-Монголии» — кинофиксация советско-германской экспедиции по изучению сифилиса в Бурятии*
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена киноэкспедиции «Совкино» в Бурятию, которая проходила в 1928 г Одним из результатов этой поездки стал документальный фильм «По Бурято-Монголии». Он освещал результаты советско-германской экспедиции по изучению сифилиса в Бурятии, состоявшейся летом того же 1928 г. Съемки фильма были связаны с началом реализации проекта «Киноатлас СССР» и интересом властей Бурят-Монгольской АССР к выпуску агитационной культурфильмы. Лента состоит из четырех частей: первая и почти вся вторая части посвящены старому быту бурят и буддийским обрядам (Майдари-хуралу и цаму), которые были засняты в Анинском, Агинском и Эгитуйским дацанах, а третья и почти вся четвертая части — собственно советско-германской экспедиции: здесь показаны больные сифилисом и медицинские исследования. В конце последней части демонстрируется новый быт бурят, который, по мнению режиссера, должен способствовать победе над болезнями. В фильм вошли уникальные съемки бурятских дацанов и обрядов, проводимых там. Кроме того, фильм позволяет проследить путь экспедиции, во всяком случае — некоторых ее участников. Анализ архивных данных (материалов из архива МАЭ РАН и Российского государственного архива кинофотодокументов) подтверждает участие в советско-германской экспедиции этнографа К. В. Вяткиной. Установлено, что в экспедиции К. В. Вяткина не только проводила антропологические исследования, но также занималась фотосъемкой и, возможно, консультировала съемочную группу как специалист по культуре бурят.
* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ) № 21-18-00518 «Киноатлас СССР: опыт позиционирования многонационального государства» (https://rscf.ru/ рг^еег/21-18-00518/).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: «Киноатлас СССР», Капитолина Васильевна Вяткина, этнографические киносъемки бурят, советско-германская экспедиция по изучению сифилиса в Бурятии
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Беляева-Сачук В. А., Иванов Д. В. Культурфильма «По Бурято-Монголии» — кинофиксация советско-германской экспедиции по изучению сифилиса в Бурятии. Этнография. 2024. 1 (23): 30-54. doi 10.31250/2618-8600-2024-1(23)-30-54
Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian
V. Beliaeva-Sachuk Academy of Science
St. Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0003-4180-5027 E-mail: [email protected]
Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian
D. Ivanov Academy of Sciences
St. Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-0709-4615 E-mail: [email protected]
I
Around Buryat-Mongolia Kulturfilm: Filming the Soviet-German Expedition to Study Syphilis in Buryatia
ABSTRACT. The article examines the 1928 Sovkino film expedition to Buryatia, which resulted in the documentary film Around Buryat-Mongolia. The film documented the Soviet-German expedition to study syphilis in Buryatia that took place in the summer of the same year. The film was made because of the interest expressed by the government of the Buryat-Mongol Autonomous Republic in creating the propaganda kulturfilm and was part of the Cine-Atlas of the USSR project. The film consisted of four parts: the first and almost the entire second part showed the old life of the Buryats and Buddhist Maidari-hural and tsam rituals filmed in the Aninsky, Aginsky, and Egitui dastans. The third part and almost the entire fourth presented the course of the Soviet-German expedition. It showed patients having syphilis and the medical research. At the end of the last part, the viewers can see the new life of the Buryats, which, according to the film director, would help them conquer the disease. The film contained the unique filming of Buryat datsans, and the rituals held there. Additionally, the film traced the expedition's path, at least for some of its participants. Analyzing the data from the Russian State Documentary Photo and Film Archive (RGAKFD) and of the Museum of Anthropology and Ethnography of the Russian Academy of Sciences (MAE RAS), we were able to establish the participation of the Soviet ethnographer K. V. Viatkina in the Soviet-German expedition. Viatkina not only conducted anthropology research during the expedition but also took photographs and probably advised the film crew as a specialist in Buryat culture.
KEYWORDS: Cine-Atlas of the USSR, Kapitolina Vasilyevna Viatkina, ethnographic filming of Buryats, Soviet-German expedition to study syphilis in Buryatia
FOR CITATION: Beliaeva-Sachuk V., Ivanov D. Around Buryat-Mongolia Kulturfilm: Filming the Soviet-German Expedition to Study Syphilis in Buryatia. Etnografia. 2024. 1 (23): 30-54 (In Russian). doi 10.31250/2618-8600-2024-1(23)-30-54
Летом 1928 г. состоялась организованная Всероссийским фотокинематографическим обществом «Совкино» первая крупная киноэкспедиция к бурятам. Съемки были частью уникального масштабного проекта «Киноатлас СССР», в рамках которого планировалось создание киноальманаха из 150 серий (по 30 фильмов в год) для дальнейшей демонстрации «идеологически выверенного кинопособия» по всему СССР (Головнев 2020: 13). В ходе экспедиции было снято много видеоматериала, из которого смонтировали два фильма — «Байкал» (1928)1 и «По Бурято-Монголии» (1929)2. В этих лентах использовано большое количество этнографических съемок (в том числе съемок буддийских храмов и обрядов). Вообще в конце 1920-х гг. на территории Бурятии было снято несколько фильмов, где был зафиксирован быт бурят, а также образы локального буддизма. Кроме названных выше, следует упомянуть документальную ленту «К берегам Тихого океана» (1927)3 и игровой фильм «Потомок Чингисхана» (1928)4, снятый известным режиссером Всеволодом Илларионовичем Пудовкиным. Следует отметить, что эти съемки были произведены сотрудниками киноорганизаций из Москвы, то есть людьми, которые не были знакомы ни с этнографией бурят, ни со спецификой буддизма (Беляева-Сачук, Трушкина 2022: 121). Однако отснятый ими материал имеет большую историческую и научную ценность. В кинолентах запечатлены традиционный быт бурят, который в то время еще мало изменился (до коллективизации оставалось несколько лет), а также буддийские монастыри, которые впоследствии, в 1930-е, были разрушены, и обряды, позже уже не проводившиеся.
«КИНОАТЛАС СССР» И КИНОСЪЕМКИ В БУРЯТИИ В 1920-е ГОДЫ
Еще в декабре 1927 г. на XV партийном съезде СССР обсуждалось, как использовать кинематографическое искусство в качестве инструмента «культурной революции». В марте 1928 г. прошло I Всесоюзное партсовещание по кинематографии, во время которого был поднят вопрос
1 «Байкал. По западному Прибайкалью от Байкала до Монголии» (1928). Производство «Совкино». Руководство — Н. А. Кудрявцева. Оператор — В. В. Беляев. Мультипликация — А. И. Бушкина (РГАКФД. № 2718). В монтажном листе данного фильма, который хранится в РГАКФД, ошибочно указаны фамилия и инициалы мультипликатора, верно — А. Н. Бабушкина.
2 «По Бурято-Монголии» (1929). Фильм снят по материалам советско-германской экспедиции. Производство «Совкино». Оператор — В. Беляев. Монтаж — Л. Степанова (РГАКФД. № 2686).
3 «К берегам Тихого океана» (1927). Производство «Совкино». Операторы — М. С. Коростин, М. В. Налетный (РГАКФД. № 2699). Здесь мы цитируем данные с сайта РГАКФД, имеется в виду Михаил Степанович Каростин (1895-1991) — сценарист и кинорежиссер, а также Марк Васильевич Израильсон-Налетный (1894 — не ранее 1928) — кинооператор.
4 «Потомок Чингисхана» (1928). Производство «Межрабпомфильм». Режиссер — В. И. Пудовкин. Авторы сценария — О. М. Брик, И. М. Новокшонов. Оператор — А. Д. Головня. Больше об этнографическом материале в данном фильме см. в статье В. А. Беляевой-Сачук и Е. Ю. Трушкиной «Бурятский буддизм в советском этнографическом кино 1920-1930-х годов» (2022).
о необходимости образцово поставить производство культурфильмов и обеспечить доступность этой продукции для широкого зрителя. Реализация принятого тогда постановления была возложена прежде всего на Общество изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока, которое также в марте 1928 г. провело заседание, где была предложена программа проекта «Киноатлас СССР» (Головнев 2021: 28-30). Правительство БМАССР быстро отреагировало на эти события: уже 7 апреля 1928 г. состоялось заседание Президиума ЦИК БМАССР, на котором нарком просвещения затронул вопрос создания киноленты, показывающей жизнь в республике. Было принято решение о необходимости выпуска культурфильмы «Бур-республика», руководителям всех учреждений рекомендовано было оказывать широкую поддержку в реализации киносъемок (Батурин 2017: 164). На территории Бурятии как при участии местных кинооператоров5, так и с привлечением столичных специалистов планировалось провести различные документальные съемки. В газетной заметке, написанной Валерием Ивановичем Инкижиновым, известным бурятским актером, сыгравшим главную роль в фильме «Потомок Чингисхана», упоминается, что общество «Межрабпом-Русь» при содействии «Востоккино» произведет съемки культурфильмы «Бурреспублика» летом 1928 г. (Инкижи-нов 1928). В начале апреля 1928 г. в газете «Бурят-монгольская правда» упоминалось, что известный режиссер В. И. Пудовкин, который на тот момент находился в Верхнеудинске, «будет работать над постановками "Чингис-Хан" и "Бурреспублика"», причем эта «последняя будет отражать жизнь и быт Бурятии» (Конец Санкт-Петербурга 1928). Фильм «Бурреспублика» так и не вышел. Причины этого остаются неизвестными.
Съемки «Совкино» были связаны не только с началом реализации проекта «Киноатлас СССР» и интересом властей БМАССР к выпуску агитационной культурфильмы. Как уже отмечалось, они были приурочены прежде всего к работе советско-германской экспедиции по изучению сифилиса в БМАССР летом 1928 г. Оператор «Совкино» Василий Васильевич Беляев был одним из официальных членов экспедиции, он должен был освещать ход исследований. Монтажом отснятого материала занималась Лидия Ильинична Степанова — известный советский режиссер неигрового кино, пятикратный лауреат Сталинской премии. Благодаря работе этих двух специалистов была создана культурфильма «По Бурято-Монголии», в которой первая и почти вся вторая часть целиком посвящены старому быту бурят и буддийским обрядам (Майдари-хуралу
5 С. А. Батурин в своей статье упоминает двух местных операторов — Гордиенко и Карпова. Первый снимал стадион и Сурхарбан — традиционный спортивный праздник у бурят, во время которого проходят три вида соревнований: стрельба из лука, бухэ барилдаан (национальная бурятская борьба) и лошадиные скачки. Второй снимал членов женорганизации (около 60 буряток в национальных праздничных костюмах), однако эти съемки были признаны неудачными. Согласно данным, которые хранятся в архиве ЦВРК ИМБТ, в 1928 г. планировались съемки мистерии цам в Тамчинском (Гусиноозерском) дацане при участии оператора Гордиенко (Батурин 2017: 164).
и цаму), заснятым в Анинском, Агинском и Эгитуйским дацанах. Примечательно, что оператором второго кинофильма «Байкал», снятого «Совкино» летом 1928 г. на территории Бурятии, был также В. В. Беляев. В титрах и монтажном листе «По Бурято-Монголии» отчество оператора не указано, однако мы можем утверждать, что оператором обоих фильмов являлся один человек — именно В. В. Беляев. К сожалению, о личности Беляева известно очень мало. В справочнике кинооператоров музея Центральной студии документальных фильмов указано, что В. В. Беляев родился в 1896 г. С 1908 г. работал в кинолабораториях «А. Ханжонков», «Бр. Патэ», «Глория», «Нептун» и «Эклер». В период с 1915 по 1920 г. был фотографом и оператором, снимал военные события Первой мировой, а потом Гражданской войн. В 1924-1942 гг. работал на киностудии «Госкино» и Центральной студии кинохроники лаборантом, помощником оператора, а затем оператором. После войны был оператором Фрунзенской и Куйбышевской студий кинохроники. Указано, что он «снял ряд фильмов, 10 сюжетов для к/ж "Поволжье"»6.
Поскольку съемки велись во многих местах Бурятии7, было отснято гораздо больше материала, чем вошло в окончательную версию кинофильма. Предположительно, именно это обстоятельство стало причиной длительных работ по монтажу фильма, который был закончен только в 1929 г.
КУЛЬТУРФИЛЬМА «ПО БУРЯТО-МОНГОЛИИ»
Обратимся к анализу самой киноленты. Как было указано, этнографический интерес представляют прежде всего первая и (практически целиком) вторая части, поэтому именно они будут рассмотрены нами в статье. Сам фильм состоит из четырех частей, при этом третья и почти вся четвертая части посвящены работе советско-германской экспедиции. Здесь показаны больные сифилисом, медицинские исследования, которым подвергаются больные, выступления членов экспедиции, проводивших агитационные и разъяснительные беседы для предотвращения распространения социальных болезней. В конце последней части можно увидеть новый быт бурят, который, по мнению режиссера, должен способствовать победе над болезнями. В фильм вошли уникальные съемки бурятских дацанов и обрядов, проводимых там. Кроме того, фильм позволяет проследить путь экспедиции, во всяком случае — некоторых ее участников.
6 См. раздел «Справочник кинооператоров» в виртуальном музее, посвященном Центральной студии документальных фильмов: URL: https://csdfmuseum.m/encydopedia?letter=%D0%91 (дата обращения: 02.03.2023).
7 Согласно публикациям местных газет, судя по кадрам из фильма «По Бурято-Монголии» и архивным фотографиям, съемки велись в Улан-Удэ (на вокзале и в кумысолечебнице), Кульске, в Анинском, Агинском и Эгитуйском дацанах.
Фильм начинается с пейзажей Бурято-Монголии, которые, по-видимому, не вдохновили режиссера (ср. текст в монтажном листе: «.. .неприглядная природа Бурято-Монголии»8). В первой сцене, как указано в монтажном листе, зритель видит «восточную скульптуру, сделанную на могильном памятнике» или «вид древней восточной могилы с памятником в открытом поле». На самом деле мы видим статую Манджушри Симханады, бод-хисатвы мудрости, который восседает на лотосовом троне, находящемся на спине льва. Скорее всего, это обо9 или разрушенный субурган10, а не восточная могила. Несмотря на то что эти сакральные объекты могли появляться на месте захоронений, можно с уверенностью утверждать, что на момент съемки здесь проводились буддийские обряды, которые никоим образом не были связаны с почитанием самого захоронения, если оно вообще там присутствовало. При этом определение, данное в фильме, хотя и является не вполне точным, не лишено научной основы. Возможно, человек давший такое объяснение, имел представление о культуре монгольских народов, но не был специалистом в сфере шаманизма и буддизма. Это позволяет предположить, что режиссера консультировала К. В. Вяткина.
Интерес представляет войлочная юрта (в фильме появляется на второй минуте: 1:56)11, которая стоит в степи, — она выглядит старой, неухоженной и грязной. В фильме она является символом старого быта, отсталости и антисанитарии. Однако в 1928 г., когда проходили съемки, хорин-ские буряты были уже оседлы и войлочными юртами не пользовались. Интересно, что на одной из фотографий Вяткиной, где запечатлены члены советско-германской экспедиции, видно войлочную юрту, идентичную
8 Здесь и далее приводится текст монтажного листа фильма «По Бурято-Монголии» (РГАКФД, № 2686).
9 Обо (бур. обоо) — дословно 'куча, груда, курган, насыпь'. Обычно это груда камней или небольшая насыпь, около которой проходят обряды, посвященные локальному божеству, — сакральному хозяину определенной территории. Изначально это было шаманистическое культовое место, связанное с культом предков и посвященное умершему предку рода, военачальнику или шаману, которое позже трансформировалось в культ хатов — детей и внуков небесных богов тенгри. Считалось, что хаты обитают на вершинах гор и являются посредниками между людьми и тенгри. После распространения буддизма на территории Бурятии большинство обо были трансформированы в буддийские культовые объекты, что было связано с верой, будто локальные шаманистические боги приняли буддизм и стали его защитниками.
10 Субурган, или ступа, — буддийский культовый объект, имеющий полусферические очертания. Значение обоо и ступы очень похожи, так как в переводе с санскрита «ступа» обозначает 'куча камней', 'земляной холм'. Субурган является важным буддийским символом и обязательным архитектурным элементом территории каждого монастыря. Это реликварий, в котором хранятся различные предметы сакрального значения, например тексты учения Будды, статуи будд, бодхисатв и учителей, а также символическое или настоящее погребение людей, связанных с буддизмом.
11 Кинофильм «По Бурято-Монголии» есть в свободном доступе в Интернете, в том числе в социальной сети «Одноклассники» (URL: https://ok.ru/video/684288836974 (дата обращения: 30.01.2024). При ссылках на сцены фильма в скобках мы указываем время (минуту и секунду) именно по этой записи.
той, что появляется в фильме. Можно предположить, что юрта принадлежала экспедиции и выступала как некий реквизит. Возможно, что ее взяли специально для того, чтобы использовать в съемках с целью показать быт бурят, которые, «занимаясь скотоводством, обрабатывая кожу», все еще живут «по старинке» (монтажный лист № 2686). Примечательно, что далее демонстрируется «внутренний вид юрты бурята» (монтажный лист № 2686), при этом здесь мы видим уже деревянную постройку (2:59-3:22). Кадры из юрты, где перед буддийским алтарем молится бурят, появляются на несколько секунд дальше (3:24-3:29), однако все остальные съемки сделаны именно в деревянных постройках. Имея в виду эти обстоятельства, предположение, что юрту поставили специально для того, чтобы показать стереотипный образ монгольских народов-кочевников, которые должны жить в юрте, представляется вполне обоснованным. Этим может объясняться и отсутствие бытовых сцен в юрте. Примечательно, что интерьер войлочной юрты появляется еще в одной сцене, где показаны больные сифилисом: в юрте сидит пожилая женщина, на лице которой видны следы болезни (4:28-4:38). При этом в юрте нет вещей, она выглядит необжитой: лишь на полу лежат куски войлока, которые выглядят еще одной деталью, добавляющей неприглядность общей картине. Вероятно, этот ход был для режиссера способом увязать распространенность социальных болезней со «старым бытом» бурят.
Далее режиссер представляет одного из главных виновников «старого быта», бедноты и социальных болезней — буддизм: «Массовым суеверием пользуются многочисленные ламы/священнослужители. Рядом с юртами бедняков высятся пышные дацаны (монастыри)» (монтажный лист № 2686). Визуальный ряд, который сопровождает эти титры, следующий: празднование Майдари-хурала, красочная процессия «Круговращение Майтреи»12, посвященная Грядущему Будде, которая проходила в Анинском дацане. Следует обратить внимание на любопытную деталь: на одном из кадров появляется сор (5:05-5:42), который должен быть сожжен в конце богослужения. Многие буддийские церемонии (такие, например, как большой религиозный праздник Монлам1Ъ в Тибете) сопровождаются ритуальным сожжением сора — высокой, увенчанной черепом жертвенной пирамидки. Для сожжения пирамидку помещают в высокий, напоминающий по форме конус шалаш — костер, заранее
12 Майтрея (санскр. Maitreya; тиб. byams pa) — Будда Будущего, пребывающий в настоящее время как бодхисатва на небесах Тушита. С его приходом на землю начнется новая эпоха. Майтрея — единственный бодхисатва, признаваемый последователями Хинаяны. «Круговращение Майтреи» (монг. Майдари хурал) — торжественное ритуальное шествие, посвященное приходу грядущего Будды и всегда собирающее большое количество верующих. Во время церемонии скульптуру Майтреи, помещенную на специальную колесницу, в которую запряжена фигура зеленого коня (или белого слона), медленно везут по часовой стрелке (по ходу солнца) вокруг монастыря.
13 Монлам ченпо (тиб. smon lam chen po) — многодневный религиозный праздник, проводившийся в первый месяц нового года по тибетскому календарю.
подготовленный недалеко от дацана. Именно такой костер и поклонение ему показаны в фильме. Трудно сказать, были ли эти кадры сняты в Анин-ском или Эгитуйском дацане, поскольку сожжением сора завершается как мистерия цам, так и процессия «Круговращение Майтреи». Д. С. Жам-суева отмечает: «Кульминационным моментом круговращения Майдари [Майтреи. — Прим. ред.] является символическое сжигание жертв, преподнесенных буддийским божествам — защитникам веры» (Жамсуева 2020: 193). В любом случае эти кадры уникальны: в других кинофильмах (как документальных, так и игровых) того времени презентация буддизма ограничивалась образами убранства дацанов, мистерии цам и, реже, Май-дари-хурала. Сожжение сора в настоящее время практикуется в Бурятии главным образом перед празднованием Нового года (Сагаалгана). Поражает размер костра, показанного в фильме, — сегодня таких больших соров уже не сооружают.
После Майдари-хурала (8:21 и далее) показаны ламы, читающие тибетские тексты, и лица буддийских монахов. Далее в кинофильме появляются кадры из Агинского дацана (9:15-11:26, до конца первой части). Сведений о том, что советско-германская экспедиция посещала Агинские степи, нет, однако мы можем допустить, что кто-то из ее членов (возможно, и сама Вяткина) вместе со съемочной группой посетил Агинский дацан для изучения методов лечения сифилиса в тибетской медицине, так как именно здесь в этот период находился самый большой и самый известный факультет тибетской медицины (сам Агинский дацан и сейчас является одним из центров буддийского образования). В фильме особенно подробно показана большая статуя Будды медицины (10:14-10:35) — вероятно, кто-то обратил внимание оператора и режиссера именно на эту статую.
В начале второй части фильма режиссер опять возвращается к образу Майтреи: а сначала показана большая статуя Грядущего Будды14, а далее вновь церемония «Круговращение Майтреи» в Анинском дацане — здесь многие кадры из первой части фильма повторяются.
Еще один образ, представляющий бурятский буддизм 1920-х годов, — цам в Эгитуйском дацане. Титр перед этими кадрами сообщает: «...религиозные празднества и обрядности являются благоприятной почвой для распространения массовых заболеваний» (монтажный лист № 2686). Далее демонстрируется мистерия цам. Можно с уверенностью сказать, что этот фрагмент был снят в Эгитуйском дацане (15:33-17:29). Нужно подчеркнуть, что это уникальные кадры, поскольку все известные нам фото- и киноматериалы по бурятскому цаму были сняты в Тамчин-ском (Гусиноозерском) дацане15.
14 Скорее всего, это статуя из Агинского дацана, однако Майтрея был очень популярен в Бурятии, так что большая статуя божества была не в одном монастыре.
15 Включая знаменитые кадры из фильма В. И. Пудовкина «Потомок Чингисхана».
СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СИФИЛИСА В БМАССР
В 1920-е гг. советское правительство серьезно озаботилось широким распространением социальных болезней среди национальных меньшинств. Особое внимание уделялось борьбе с венерическими заболеваниями. В это время венерологические отряды работали на Алтае, в Чечне, Дагестане, Осетино-Ингушской автономии, а также на территории сопредельной Тувинской Народной Республики (Прохоренков, Обухов, Роди-ков 2011: 136). В 1926 г. подобный отряд действовал в БМАССР, столкнувшейся с эпидемией сифилиса. Как отмечают В. И. Прохоренков, А. П. Обухов и М. В. Родиков, в Бурятии в 1926 г. пораженность сифилисом составляла 48,7 %, но неполовой путь передачи был выявлен лишь в 10,9-12,9 % населения, врожденный сифилис составил 6,5-15,2 % от всех больных сифилисом» (Прохоренков, Обухов, Родиков 2011: 136). В отдельных районах республики число больных достигало 62 % (Бак-шуев). В 1925 г начались переговоры с немецкой стороной о возможности совместной медико-антропологической экспедиции, в которой были заинтересованы обе страны. Германия, обладавшая большим опытом в лечении сифилиса и передовыми для своего времени препаратами, но потерявшая после Первой мировой войны свои колонии, нуждалась в поле для клинических исследований. Сьюзан Гросс Соломон приводит красноречивый отрывок из письма президента Чрезвычайной ассоциации немецкой науки16 Фридриха Шмидта-Отта в Министерство иностранных дел Германии: «Российская империя (так в тексте. — Прим. авт.) с ее диапазоном расовых различий — реальная возможность для немецких исследователей. Германия может не только заменить свои колониальные владения, но и обеспечить определенные преимущества в международной научной конкуренции» (Gross Solomon 1997: 306). Отечественные ученые хотели познакомиться с достижениями западных коллег. Научному советско-немецкому сближению также способствовал Рапалльский договор 1922 г. о восстановлении дипломатических отношений между РСФСР и Веймарской республикой. В. И. Прохоренков, А. П. Обухов и М. В. Родиков указывают также на роль Вольфа Моисеевича Броннера, старого партийца, члена Российской социал-демократической рабочей партии с 1904 г., в развитии советско-немецких связей в области венерологии17. В. М. Броннер, в 1900 г. окончивший медицинский факультет Берлинского университета, в 1920-1930-е гг. фактически определял
16 Чрезвычайная ассоциация содействия немецкой науке (Notgemeinschaft der Deutschen Wissenschaft) была основана 30 октября 1920 г. по инициативе ведущих ученых Прусской академии наук и бывшего министра культуры Пруссии Фридриха Шмидт-Отта. В ассоциацию входили все немецкие университеты и политехнические институты, а также пять немецких академий наук.
17 Отметим также, что В. М. Броннер был уроженцем Верхнеудинска (нынешний Улан-Удэ).
направление отечественной венерологии (Прохоренков и др. 2011: 135). В 1926 г. В. М. Броннер совместно с немецкими коллегами — психоневрологом К. Вильманнсом и дерматологом А. Штюмером — совершил предварительную поездку в БМАССР. В поездке выявились определенные разногласия между немецкими и советскими учеными, однако заинтересованность в кооперации была высока, и совместная советско-германская экспедиция по изучению сифилиса в Бурят-Монгольской АССР состоялась в 1928 г.
Со стороны Советского Союза в состав экспедиции вошли главным образом врачи-сифилидологи, сотрудники возглавляемого В. М. Бронне-ром Государственного венерологического института: руководитель делегации профессор Н. Л. Россиянский, профессора З. Н. Гржебин, Розейн-штейн18, С. М. Фрид и С. М. Ясколько19, сифилидологи Р. С. Брауде и И. М. Окунь. Кроме того, участие в экспедиции приняли профессор медицинского факультета Иркутского университета Ф. Л. Юдале-вич и двое антропологов. В. Ю. Башкуев не называет имен этих антропологов (Башкуев 2012: 177), С. Д. Батоев упоминает только одну из них — К. В. Вяткину, уточняя, что она участвовала в экспедиции от Академии наук (Батоев 2017: 22). Административно-хозяйственной частью заведовал И. Г. Закс. Также в экспедиции принимали участие клинический ординатор медицинского факультета 1-го Московского университета Э. Р. Раднаев20, врач областной больницы БМАССР Шулунов и студентка медицинского факультета Иркутского университета Т. И. Семенова. Немецкая часть экспедиции была немногочисленна — ее возглавлял профессор Макс Иесснер, кроме того, приехали профессор Вальтер Клопшток, профессор-невропатолог Верингер, терапевт-рентгенолог Пат-циг и серолог Клетт (Батоев 2017: 22).
Главная часть экспедиции (17 человек) в сопровождении профессора Броннера прибыла в Верхнеудинск 25 мая 1928 г. «в 2 с половиной часа дня». На вокзале гостей встретили нарком А. Т. Трубачеев21, заведующий
18 К сожалению, мы не можем привести точные инициалы ряда людей, упомянутых в статье.
19 Двое последних были серологами-экспериментаторами.
20 В выпуске газеты «Бурят-Монгольская правда», в котором освещались итоги экспедиции, фамилия пишется через «о» — Роднаев (Результаты работы русско-германской экспедиции 1928). Правильное написание — через «а». Эрдэн Раднаевич Раднаев (1897-1962) — известный бурятский хирург. В 1927 г. окончил медицинский факультет Московского университета и работал в Москве. В Бурятию вернулся в 1934 г., трудился ординатором, а потом заведующим хирургическим отделением. Во время Великой Отечественной войны работал главным хирургом всех эвакогоспиталей Бурятии. В 1949 г. назначен главным хирургом Министерства здравоохранения БМАССР.
21 Андрей Тимофеевич Трубачеев (1874-1949) — первый нарком здравоохранения БМАССР. Уроженец улуса Шунта Боханского района. Получил медицинское образование в Томском университете. Учился вместе с В. М. Броннером. После окончания университета вернулся в Иркутск, где, работая в больнице, лечил главным образом бурят. Работал врачом также в Тунке, Бохане, Алари, Черемхове. 1 августа 1923 г. по приказу Ревкома БМАССР был назначен наркомом здравоохранения в республике. Занимал этот пост до 1932 г.
санпрофотделом Подгорный и представитель врачебной секции союза «Медсантруд» врач Розенштейн. Торжественную встречу снимал на кинопленку оператор «Совкино» В. В. Беляев. После этого экспедиция поехала в кумысолечебницу22, где пробыла несколько дней (Прибыла экспедиция ученых... 1928).
После Верхнеудинска экспедиция с четырьмя вагонами оборудования и легковой машиной выехала в село Кульск Хоринского аймака (района), являвшегося одним из лидеров по заболеваемости. Подготовка к исследованиям длилась три недели. Было решено изучать прежде всего коренное население Хоринского, Агинского и Домно-Еравнинского аймаков. Экспедиция работала главным образом в Кульской аймачной больнице, однако были проведены также выездные исследования. Первый отряд работал в Зыргиликском сомоне, второй — в Кижинге, а третий — в Домно-Еравнинском районе (Результаты работы русско-германской экспедиции 1928). Экспедиция работала до конца августа и 4 сентября 1928 г. выехала из Верхнеудинска в Москву (Батоев 2017: 22-23).
За почти три месяца было осмотрено, а также — что особенно важно для нас — опрошено большое количество больных. Если немецких ученых в Бурятии интересовали исключительно клинические исследования23, то отечественные специалисты большое внимание уделяли социальной составляющей в распространении сифилиса. Согласно заметке в республиканской газете «Бурят-монгольская правда» от 1 апреля 1928 г., местные врачи-венерологи при участии санврача Харахинова внесли в общий план экспедиции некоторые дополнения. Было предложено, учитывая «местные специфические условия», также «частичное изучение тибетской медицины», так как именно ее методиками пользовались эмчи-ламы (ламы-лекари) для лечения сифилиса (План работ германской научной экспедиции 1928).
Для этого в состав экспедиции с советской стороны были включены два антрополога из Комиссии по изучению племенного состава населения России АН СССР24, занимавшихся подробными опросами пациентов об их сексуальных обычаях, гигиене, бытовых привычках (Башкуев 2012: 177). Как было указано выше, одним из этих антропологов, работавших в экспедиции, была Капитолина Васильевна Вяткина.
22 Кумысолечебница в Верхнеудинске находилась в Верхней Березовке. Она была основана 13 июля 1921 г. для лечения больных туберкулезом. Излишки кумыса продавались напрямую с фермы, расположенной напротив часовни у дачи Трунева, а также в центре города, в кофейной «Миниатюр», расположенной на улице Ленина, 23.
23 В частности, применение открытого в 1909 г. препарата «сальварсан» показало его высокую эффективность.
24 14 февраля 1917 г. при Академии наук была организована Комиссия по изучению племенного состава пограничных областей России, преобразованная 10 февраля 1917 г. в Комиссию по изучению племенного состава населения России. Как отмечает А. В. Псянчин, перед КИПС стояли две основные задачи — составление этнических карт и написание очерков о проживающих в России народах (Псянчин).
УЧАСТИЕ К. В. ВЯТКИНОЙ В СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ СИФИЛИСА И КИНОЭКСПЕДИЦИИ «СОВКИНО» 1928 г.
В МАЭ РАН хранятся несколько сделанных во время советско-германской экспедиции 1928 г. фотографий из личного архива известного ученого-монголоведа К. В. Вяткиной (1892-1973), долгое время бывшей ученым секретарем МАЭ. Также в архивном фотоальбоме участников экспедиций МАЭ — ИЭ АН СССР есть пять фотографий с подписью «Русско-немецкая экспедиция 1928 года. Бурятская СССР. Хоринский р-н, поселок Кульское. Антропологические измерения и фотографирование. К. В. Вяткина» (АМАЭ. Ф. К-VI. Оп. 1. № 44. Л. 5).
К. В. Вяткина родилась в Монголии, в Улясутае, в семье купца, владельца шерстомойни Василия Ивановича Юрганова. Ее детство до поступления в гимназию в Бийске прошло в Монголии, где она не только выучила монгольский язык, но близко познакомилась с культурой и традициями монголов (АМАЭ. Ф. 20. Оп. 1. Д. 107. Л. 21). В 1912 г. она поступила на Бестужевские курсы в Петрограде по группе биологических наук, которые окончила уже после революции, в 1918 г., а в 1923-1925 гг. прослушала курс археологии, антропологии и этнографии при Петроградском (Ленинградском) университете (АМАЭ. Ф. 20. Оп. 1. Д. 107. Л. 22).
Основные работы были написаны К. В. Вяткиной в 1960-е гг. В 1960 г. вышла обширная статья «Монголы Монгольской Народной Республики» (Вяткина 1960: 159-271). В 1965 г. она подготовила разделы, посвященные монголам Китайской Народной Республики и народам Монгольской Народной Республики25 для тома «Народы Восточной Азии» в рамках известной серии «Народы мира. Этнографические очерки» (Вяткина 1965: 652-671, 699-788)26. В 1968 г. она написала статью о культе коня у монгольских народов (Вяткина 1968: 117-122), а в 1969 г. была опубликована монография «Очерки культуры и быта бурят» (Вяткина 1969). Эти работы, сохраняющие научное значение и в наши дни, были написаны по материалам ее многолетних полевых исследований в Монголии и Бурятии, начало которым было положено в 1920-е гг., когда К. В. Вяткина, будучи сотрудником КИПС АН СССР, совершила ряд поездок по Сибири и Центральной Азии. Одной из таких научных командировок было участие Вяткиной в советско-германской экспедиции по изучению сифилиса в БМАССР в 1928 г.
Среди фотографий Вяткиной из экспедиции 1928 г. несколько снимков соотносятся с фильмом «По Бурято-Монголии», а некоторые
25 Раздел был подготовлен при участии Х. Ц. Ральцина, Л. Л. Викторовой, Н. Л. Жуковской и Г. Г. Стратановича.
26 Ранее, в 1956 г., К. В. Вяткина написала раздел, посвященный бурятам, для тома «Народы Сибири» той же серии (Вяткина 1956: 217-266).
поразительно совпадают с кадрами кинопленки. По всей видимости, Вят-кина сделала их, стоя рядом с кинооператором. Так, практически полностью совпадают кадры из фильма (3:21; 8:38) и фотографии: бытовая сценка в традиционном бурятском жилище (рис. 1), лама, читающий священную книгу (рис. 2). Женщин-буряток, одетых в традиционные костюмы и запечатленных Вяткиной на одном из снимков (рис. 3), можно увидеть и в фильме (16:09-16:12).
Обратим внимание на дорогие (скорее всего, серебряные) амулетни-цы-гау (тиб. ga'u) на груди у одной из женщин. Передние крышки обеих амулетниц украшены чеканным изображением слога-мантры «ОМ», выполненного декоративным шрифтом ланьца27.
На одной из фотографий запечатлен момент киносъемки процессии «Круговращение Майтреи» в Анинском дацане28 (рис. 4). На переднем плане, обернувшись лицом к фотографу, перед кинокамерой стоит оператор. Вокруг него стоят и сидят на земле буряты-миряне, участвовавшие в шествии. Перед ними — повозка с резным двухъярусным павильоном
Рис. 1. Бытовая сценка в традиционном бурятском жилище. Фото К. В. Вяткиной. Бурят-
Монгольская АССР. 1928 г. Личный архив авторов Fig. 1. Domestic scene in a traditional Buryat dwelling. Buryat-Mongol ASSR. Photo by K. Vyatkina, 1928. Authors' personal archive
27 Ланьца — письменность, распространенная в Непале для записи неварского языка, в Тибете, Монголии и Бурятии используется как декоративный шрифт.
28 Анинский дацан — один из старейших буддийских монастырей Бурятии, его основание относят к 1795 г. В 1806-1808 гг. было возведено каменное здание главного храма, существенно перестроенное в 1865-1870 гг. (Минерт 1983: 135, 137).
Рис. 2. Лама, читающий священную книгу. Фото К. В. Вяткиной. Бурят-Монгольская АССР. 1928 г. Личный архив авторов
Fig. 2. A lama reading a sacred book. [photograph]. Buryat-Mongol ASSR. Photo by K. Vyatkina, 1928. Authors' personal archive
в виде буддийского храма, куда помещалась скульптура Майтреи. На заднем плане виднеются фигура слона и монастырские постройки.
На другой фотографии можно лучше рассмотреть колесницу Майтреи и фигуру слона с резным изображением колеса учения29 на спине (рис. 5). Перед слоном на земле сидит группа лам, которые, по всей видимости, тянули повозку во время шествия. На переднем плане — группа бурят-мирян, одетых в традиционные халаты. У большинства на головах картузы, у двоих (взрослого и мальчика) в нижнем правом углу — традиционные головные уборы с загнутыми кверху полями.
К. В. Вяткина также сфотографировала лам-музыкантов, обеспечивавших музыкальное сопровождение шествия: на переднем плане сидят в ряд ламы, дующие в медные ритуальные трубы (тиб. rgya gling), за ними сидят пожилые буряты-миряне; на заднем плане — большой ритуальный барабан (тиб. rnga chen), установленный в деревянную раму на колесиках; в левой части фотографии видны большие парные ритуальные трубы (тиб. dung chen) и задняя часть фигуры слона (рис. 6). Судя по титрам фильма (31:46-32:21), участники экспедиции не только наблюдали и снимали
29 Колесо учения (санскр. dharmachakra, тиб. chos kyi khor lo) — один из основных символов буддизма. Втулка колеса символизирует моральную дисциплину, восемь спиц — Благородный восьмеричный путь, проповеданный Буддой Шакьямуни, обод колеса — медитативную концентрацию (Beer 1999: 186).
Рис. 3. Женщины-бурятки в традиционных костюмах. Фото К. В. Вяткиной. Бурят-Монгольская
АССР. 1928 г. Личный архив авторов Fig. 3. Buryat women in traditional costumes. Buryat-Mongol ASSR. Photo by K. Vyatkina, 1928. Authors' personal archive
Рис. 4. Киносъемка процессии «Круговращение Майтреи» в Анинском дацане. Фото
К. В. Вяткиной. Бурят-Монгольская АССР. 1928 г. Личный архив авторов Fig. 4. Filming of the procession of Maitreya Circle in the Ani datsan. Buryat-Mongol ASSR. Photo by K. Vyatkina, 1928. Authors' personal archive
Рис. 5. Эпизод процессии «Круговращение Майтреи» в Анинском дацане. Фото К. В. Вяткиной.
Бурят-Монгольская АССР. 1928 г. Личный архив авторов Fig. 5. Episode in the procession of Maitreya Circle in the Ani datsan. Buryat-Mongol ASSR. Photo by K. Vyatkina, 1928. Authors' personal archive
«Круговращение Майтреи» в Анинском дацане, но и, воспользовавшись случаем, обратились к местному населению с сообщением: «Начальник экспедиции прив.-доц. Н. Л. Россиянский сообщает населению о результатах обследования» (монтажный лист № 2686).
Помимо Анинского дацана, экспедиция побывала также в Агинском и Эгитуйском дацанах. В последнем, как уже было упомянуто, они смогли отснять для фильма мистерию цам (15:32-17:29), а К. В. Вяткина вела здесь фотосъемку. На одном из ее снимков запечатлен круговой танец монахов-актеров, одетых в специальные, богато расшитые одежды с воротниками-пелеринами и костяными подвесками, — такие костюмы надевают во время тантрических ритуалов. На головах танцующих — тантрические короны, кроме того, они имеют прически с высокими шиньонами. На заднем плане — зрители-буряты, за ними на возвышении сидит группа высокопоставленных лам, среди которых в центре под зонтиком расположился настоятель дацана (рис. 7). Эти монахи-танцоры в коронах, а также «трибуна» с зонтиком для лам показаны в фильме (15:54-15:56). Видимо, после окончания мистерии Вяткина сделала групповой портрет лам на фоне главного храма Эгитуйского дацана (рис. 8). Обратим также внимание на виднеющуюся в правом нижнем углу фотографии треногу кинокамеры.
Рис. 6. Ламы-музыканты, участвующие в процессии «Круговращения Майтреи». Фото К. В. Вяткиной. Бурят-Монгольская АССР. 1928 г. Личный архив авторов
Fig. 6. Lama musicians participating in the procession of Maitreya. Buryat-Mongol ASSR. Photo by K. Vyatkina, 1928. Authors' personal archive
Рис. 7. Мистерия цам. Фото К. В. Вяткиной. Бурят-Монгольская АССР. 1928 г. Личный архив авторов
Fig. 7. Mystery of tsam. Buryat-Mongol ASSR. Photo by K. Vyatkina, 1928. Authors' personal archive
Рис. 8. Групповой портрет лам на фоне главного здания Эгитуйского дацана. Фото
К. В. Вяткиной. Бурят-Монгольская АССР. 1928 г. Личный архив авторов Fig. 8. Group portrait of lamas in front of the main building of the Egitui datsan. Buryat-Mongol ASSR. Photo by K. Vyatkina, 1928. Authors' personal archive
Среди фотографий К. В. Вяткиной есть два групповых портрета участников экспедиции. Особенно любопытен портрет, выполненный на фоне юрты (рис. 9). Очень похоже, что это юрта-реквизит, использовавшаяся при киносъемке (2:01-2:12), о чем мы писали выше. Нам удалось идентифицировать не всех запечатленных на фотографии, однако с уверенностью можно отметить Вяткину — она сидит третьей слева. Также мы предполагаем, что седьмая слева, в центре фотографии, — режиссер Л. И. Степанова, а за ее спиной, девятый слева, сидит оператор В. В. Беляев. Как было указано выше, сведения о нем крайне скудны, в частности, нам не известна ни одна его фотография. Между тем на других фотографиях Вяткиной 1928 г. мы можем видеть того же самого человека, который снимает процессию «Круговращение Майтреи». Мужчина, сидящий справа от Беляева (перед ним сидит девочка), — скорее всего, руководитель экспедиции профессор Н. Л. Россиянский.
По всей видимости, в ходе поездки 1928 г. К. В. Вяткиной было сделано несколько портретов бурят в фас и в профиль, относящихся к очень распространенному в конце XIX — начале ХХ в. виду фотографии — съемке антропологических типов. В качестве примера такого фото приведем один портрет анфас Цыпильмы Дондаровой, 32 лет (рис. 10).
Рис. 9. Групповой портрет участников экспедиции на фоне юрты. Фото К. В. Вяткиной. Бурят-
Монгольская АССР. 1928 г. Личный архив авторов Fig. 9. Group portrait of the expedition participants in front of a yurt. Buryat-Mongol ASSR. Photo by K. Vyatkina, 1928. Authors' personal archive
Рис. 10. Цыпильма Дондарова. Фото К. В. Вяткиной. Бурят-Монгольская АССР. 1928 г. Личный архив авторов
Fig. 10. Tsypilma Dondarova. Buryat-Mongol ASSR. Photo by K. Vyatkina, K. V. Vyatkina, 1928. Authors' personal archive
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы с материалами АМАЭ РАН и РГАКФД, а также периодическим изданием «Бурят-Монгольская правда» нам удалось установить несколько новых фактов о советско-германской экспедиции в БМАССР 1928 г., а также подтвердить участие в ней К. В. Вяткиной. Вяткина во время экспедиции не только работала как антрополог, но также проводила фотосъемку и, вероятно, консультировала съемочную группу как специалист по культуре бурят. В ходе анализа фильма «По Бурято-Монголии» было выявлено, что отдельные этнографические сцены могли быть специально срежиссированы (ср. съемки войлочной юрты, которая является анахронизмом для указанного периода). Ценнейшим материалом представляется фиксакция цама в Эгитуйском дацане — насколько нам известно, это единственные фото- и киносвидетельства цама в этом монастыре. Съемки буддийских монастырей, их убранства и обрядов, которые представляют образ бурятского буддизма в раннее советское время, до начала закрытия монастырей и массового ареста лам в 1930-е гг., не только являются важным научным источником по истории буддизма в России, но и могут стать «наглядным материалом» для восстановления традиций бурятского буддизма и самих монастырей — процесса, который до сих пор идет в бурятском обществе.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АМАЭ РАН — Архив Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук
БМАССР — Бурят-Монгольская Автономная Социалистическая Советская Республика
ИЭ АН СССР — Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР
КИПС - Комиссия по изучению племенного состава населения России и сопредельных стран АН СССР
МАЭ РАН — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук
РГАКФД — Российский государственный архив кинофотодокументов
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
АМАЭ РАН. Ф. К-VI. История Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого и Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Оп. I. История учреждения (19061993). Д. 44. Фотоальбом: участники экспедиций МАЭ — ИЭ АН СССР.
АМАЭ РАН. Ф. 20. Капитолина Васильевна Вяткина. Оп. 1. Д. 107. Личное дело.
РГАКФД. По Бурято-Монголии. Учетный № 2686. Монтажный лист № 2686.
Батоев С. Д. Вклад профессора медицины В. М. Броннера в борьбу с венерическими заболеваниями в Забайкалье в 1920-е годы // История медицины. 2017. Т. 4. № 1. С. 16-26.
Батурин С. А. Роль Бурят-Монгольского ученого комитета в создании визуальных агитационных материалов // Культура Центральной Азии: письменные источники. 2017. № 10. С. 155-168.
Башкуев В. Ю. Советская социальная евгеника и нацменьшинства: ликвидация сифилиса в Бурят-Монголии как элемента программы модернизации национального региона (1923-1930 гг.) // Власть. 2012. № 10. С. 174-178.
Башкуев В. Ю. Советско-германская экспедиция по изучению сифилиса в Бурят-Монголии как элемент программы социальной модернизации азиатского фронтира СССР. Путь в Сибирь // Электронная библиотека. URL: http://library.ikz.ru/georg-steller/ aus-sibirien-2013-2009/bashkuev-v.-yu.-sovetsko-germanskaya-ekspediciya (дата обращения: 20.02.2023)
Беляева-Сачук В. А., Трушкина Е. Ю. Бурятский буддизм в советском этнографическом кино 1920-1930-х годов // Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 116-129.
Василий Васильевич Беляев // Справочник кинооператоров. URL: https://csdfmuseum. ru/encyclopedia?letter=%D0%91 (дата обращения: 02.03.2023).
Вяткина К. В. Монголы Китайской Народной Республики // Народы Восточной Азии. М.; Л.: Наука, 1965. С. 652-660.
Вяткина К. В. Монголы Монгольской Народной Республики (Материалы историко-этнографической экспедиции АН СССР и Комитета наук Монгольской народной республики 1948-1949 гг.) // Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Восточно-Азиатский этнографический сборник. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 159-271.
Вяткина К. В. Народы Монгольской Народной Республики // Народы Восточной Азии. М.; Л.: Наука, 1965. С. 699-704, 719-771, 774-788.
Вяткина К. В. Культ коня у монгольских народов // Советская этнография. 1968. № 6. С. 117-122.
Вяткина К. В. Очерки культуры и быта бурят. Л.: Наука, 1969. 218 с.
Головнев И. А. «Киноатлас СССР»: «Биробиджан» Михаила Слуцкого // Сибирские исторические исследования. 2020. № 4. С. 13-33.
Головнев И. А. Визуализация этничности в советском кино (опыты ученых и кинематографистов 1920-1930-х годов). СПб.: МАЭ РАН, 2021. 440 с.
Жамсуева Д. С. Ритуальный аспект хурала и круговращения Майтреи в бурятских дацанах // Власть. 2020. № 5. С. 190-194.
ИнкижиновВ. Культурфильм «Бурреспублика» // Бурят-монгольская правда. 1928. 20 марта. № 64 (1332).
Конец Санкт-Петербурга // Бурят-монгольская правда. 1928. 5 апр. № 78 (1346).
Минерт Л. К. Памятники архитектуры Бурятии. Новосибирск: Наука, 1983. 192 с.
План работ германской научной экспедиции // Бурят-монгольская правда. 1928. 1 апр. № 120 (1388).
Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1887.
Прибыла экспедиция ученых // Бурят-монгольская правда. 1928. 27 мая. № 75 (1343).
Прохоренков В. И., Обухов А. П., Родиков М. В. О советско-германской экспедиции по изучению сифилиса в Бурят-Монгольской АСССР (1928 г.) // Сибирский медицинский журнал. Иркутск, 2011. № 4. С. 135-137.
Псянчин А. В. Востоковедение в Комиссии по изучению племенного состава России (к 90-летию образования КИПС). URL: https://ansya.ru/health/vostokovedenie-v-komissii-po-izucheniyu-plemennogo-sostava-nas/main.html (дата обращения: 22.02.2023).
Результаты работы русско-германской экспедиции // Бурят-монгольская правда. 1928. 29 авг. № 198 (1466).
BeerR. The encyclopedia of Tibetan symbols and motifs. Boston: Shambala, 1999. 392 р.
Gross Solomon S. The Soviet-German Syphilis Expedition to Buriat-Mongolia, 1928: Scientific Research on National Minorities // На переломе: советская биология в 20-30-х годах. Вып. 1. СПб.: С.-Петерб. фил. Ин-та истории естествознания и техники РАН, 1997. С. 306-344.
REFERENCES
Batoev S. D. [The contribution of professor of medicine V. M. Bronner in the fight against sexually transmitted diseases in the Transbaikal region in the 1920s]. Istoriya mediciny [History of Medicine], 2017, vol. 4, no. 1, pp. 16-26. (In Russian).
Baturin S. A. [The role of Buryat-Mongol scientific committee in the creation of visual agitational materials]. Kul'turn Tsentral 'noiAzii: pis'mennye istochniki [The culture of the Central Asia: written sources], 2017, no. 10, pp. 155-168. (In Russian).
Bashkuev V. Yu. [The Soviet social eugenics and ethnic minorities: liquidation of syphilis in Buryat-Mongolia as an element of the program of modernization of the national region (1923s-1930s)]. Vlast' [Authority], 2012, no. 10, pp. 174-178. (In Russian).
Bashkuev V. Yu. Sovetsko-germanskaya ekspeditsiya po izucheniyu sifilisa v Buryat-Mongolii kak elementprogrammy sotsial'noy modernizatsii aziatskogofrontira USSR. Put'v Sibir' [The Soviet-German expedition on the studies of syphilis in Buryat-Mongolia as an element of the program of social modernization of the Asiatic frontier of the USSR. The way to Siberia]. URL: http://library.ikz.ru/georg-steller/aus-sibirien-2013-2009/bashkuev-v.-yu.-sovetsko-ger-manskaya-ekspediciya (accessed: 20.02.2023). (In Russian).
Beer R. The encyclopedia of Tibetan symbols and motifs. Boston: Shambala, 1999. 392 p. (In English).
Belyaeva-Sachuk V. A., Trushkina E. Yu. [Buryat Buddhism in the Soviet Ethnographic Cinema of the 1920s-1930s]. Istoricheskii kur 'er [Historical courier], 2022, no. 5 (25), pp. 116129. (In Russian).
Vyatkina K. V [Mongols of the People's Republic of China]. Narody VostochnoiAzii [Peoples of East Asia]. Moscow; Leningrad: Nauka Publ., 1965, pp. 652-660. (In Russian).
Vyatkina K. V. [Mongols of the Mongolian People's Republic (Materials of the Historical and Ethnographic expedition of the USSR Academy of Sciences and the Committee of Sciences of the Mongolian People's Republic 1948-1949)]. Trudy Instituta etnografii imeny Miklukho-Maklaya. Vostochno-Aziatskii etnografocheskii sbornik [Proceedings of the Institute
of Ethnography named after N. N. Miklukho-Maklay. East Asian Ethnographic collection]. Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo AN USSR Publ., 1960, pp. 159-271. (In Russian).
Vyatkina K. V. [Peoples of the Mongolian People's Republic]. Narody VostochnoiAzii [Peoples of East Asia]. Moscow; Leningrad: Nauka Publ., 1965, pp. 699-704, 719-771, 774788. (In Russian).
Vyatkina K. V. [The horse cult of Mongolian peoples]. Sovetskaya etnografia [The Soviet Etnografia], 1968, no. 6, pp. 117-122. (In Russian).
Vyatkina K. V. Ocherki kul 'tury i byta buryat [Essays on the culture and life of the Buryats]. Leningrad: Nauka Publ., 1969. 209 p. (In Russian).
Golovnev I. A. ["Kinoatlas of the USSR": "Birobidzhan" by Mikhail Slutsky]. Sibirskie istoricheskie issledovaniya [Siberian Historical Research], 2020, no. 4, pp. 13-33. (In Russian).
Golovnev I. A. Vizualizaciya etnichnosti v sovetskom kino (opyty uchenyh i kinematografis-tov 1920-1930-h godov) [Visualization of Ethnicity in Soviet Cinema (Experiences of Scientists and Cinematographers of the 1920-1930s)]. St. Petersburg: MAE RAN Publ., 2021. 440 p. (In Russian).
Gross Solomon S. The Soviet-German Syphilis Expedition to Buriat-Mongolia, 1928: Scientific Research on National Minorities. Na perelome: sovetskaya biologiya v 20-30-kh godakh [At the breaking point: Soviet Biology in the 20-30s]. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskiy filial Instituta istorii yestestvoznaniya i tekhniki RAN Publ., 1997, vol. 1, pp. 306-344. (In English).
Minert L. K. Pamyatniki arkhitektury Buryatii [Architectural monuments of Buryatia]. Novosibirsk: Nauka Publ., 1983. 192 p. (In Russian).
Prokhorenkov V. I., Obukhov A. P., Rodikov M. V. [About the Soviet-German expedition to study syphilis in the Buryat-Mongolian ASSSR (1928)]. Sibirskii meditsinskiizhurnal [Siberian Medical Journal], 2011, no. 4, pp. 135-137. (In Russian).
Psyanchin A. V. Vostokovedeniye v Komissii po izucheniyu plemennogo sostava Rossii (k 90-letiyu obrazovaniya Komissii po izucheniyu plemennogo sostava) [Oriental studies in the Commission for the Study of the Tribal Composition of Russia (to the 90th anniversary of the formation of the Commission for the Study of the Tribal Composition)]. URL: https:// ansya.ru/health/vostokovedenie-v-komissii-po-izucheniyu-plemennogo-sostava-nas/main.html (accessed: 22.02.2023). (In Russian).
Zhamsueva D. S. [The ritual aspect of the khural and the Maitreya cycle in Buryat datsans]. Vlast' [Authority], 2020, no. 5, pp. 190-194. (In Russian).
Submitted: 09.03.2023 Accepted: 21.09.2023 Article published: 01.04.2024