Научная статья на тему 'Культура земледелия у западных бурят: факторы распространения и их значимость'

Культура земледелия у западных бурят: факторы распространения и их значимость Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
240
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПРИБАЙКАЛЬЯ / HISTORY OF THE BAIKAL REGION / ПРЕДБАЙКАЛЬЕ / CISBAIKALIA / ЗАПАДНЫЕ БУРЯТЫ / WESTERN BURYATS / ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО / TRADITIONAL ECONOMY / ИСТОРИЯ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ / HISTORY OF AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курышов Андрей Михайлович

Рассматривается соотношение факторов распространения земледельческой традиции у западных бурят: природно-географического, этнического, факторов внешнего влияния. Делается вывод об обусловленности комплексного характера традиционного хозяйства коренного населения Предбайкалья его природно-географическими условиями и о возрастании значения внешних факторов развития земледелия у западных бурят (традиций русского населения, политики Российской империи) в XVIII-XIX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Western Buryats' farming culture: factors of dissemination and their significance

Author analyzes the correlation factors in the spread of agricultural tradition among the Western Buryats: natural-geographic, ethnic, factors of external influence. It is concluded that the complex nature of the traditional economy of Western Buryats due to natural and geographical conditions of Cisbaikalia and the importance of external factors in the development of agriculture (traditions of the Russian population, the policy of the Russian Empire) increases in the XVIII-XIX centuries.

Текст научной работы на тему «Культура земледелия у западных бурят: факторы распространения и их значимость»

УДК 94(571.54) 2

ББК 63.3(253.7) -

А. М. Курышов ¿8

Байкальский государственный университет

экономики и права, г. Иркутск, Российская Федерация

КУЛЬТУРА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ У ЗАПАДНЫХ БУРЯТ: ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ИХ ЗНАЧИМОСТЬ

Аннотация. Рассматривается соотношение факторов распространения земледельческой традиции у западных бурят: природно-географического, этнического, факторов внешнего влияния. Делается вывод об обусловленности комплексного характера традиционного хозяйства коренного населения Предбайкалья его природно-географическими условиями и о возрастании значения внешних факторов развития земледелия у западных бурят (традиций русского населения, политики Российской империи) в XVШ-XIX вв.

Ключевые слова. История Прибайкалья, Пред-байкалье, западные буряты, традиционное хозяйство, к история земледелия. ^

WESTERN BURYATS' FARMING CULTURE: FACTORS OF DISSEMINATION AND THEIR SIGNIFICANCE

A. M. Kuryshov ^

Baikal State University of Economics and Law, S Irkutsk, Russian Federation y

3

&

&

Abstract. Author analyzes the correlation factors in the spread of agricultural tradition among the Western | Buryats: natural-geographic, ethnic, factors of external influence. It is concluded that the complex nature of the traditional economy of Western Buryats due to natural and geographical conditions of Cisbaikalia and the impor-

© А. М. Курышов, 2014

567

ce

tance of external factors in the development of agriculture (traditions of the Russian population, the policy of the Russian Empire) increases in the XVIII-XIX centuries.

Keywords. History of the Baikal region, Cisbaikalia, Western Buryats, traditional economy, history of agriculture.

Е Вопрос о развитии земледелия у бурят привлекал

= внимание исследователей еще в XVIII столетии и не пе-= рестает волновать ученые умы сегодня. Интерес к про-| блеме давно перешагнул рамки чисто научные и тео-5 ретические, поскольку, в том числе, от ее решения за-Е висят интерпретации многих процессов, имеющих для » бурят значение политическое и культурное. К ним относятся происхождение и расселение бурятских этнических групп, русская колонизация бурятских земель, политика российского правительства по отношению к бурятскому населению в имперский период и др.

Историография вопроса развития бурятского земледелия насчитывает многие десятки, если не сотни работ. Само изучение этих работ уже превратилось в научную проблему [4]. Общепринятым считается мнение, что буряты (главным образом западные (иркутские), т. е. буряты Предбайкалья) перешли к земледелию £ в XVШ-XIX вв. под влиянием хозяйственных традиций русского населения и колонизаторской политики рос-^ сийского правительства, ограничивающего бурятское | землепользование, что делало невозможным развитие ^ исключительно скотоводства, требующего введения в хозяйственный оборот значительно большего (сравни? тельно с земледелием) количества земельных угодий. 5 При этом признается, что зачатки земледелия у бурят 8 существовали и до прихода в Восточную Сибирь русских. Для середины XIX столетия большинство иссле-^ дователей выделяют два типа бурятского хозяйства. § В то время как западные буряты являлись преимуще-^ ственно земледельцами, восточные (забайкальские) й буряты оставались скотоводами.

т т а1

Не подвергая сомнению эти тезисы в целом, по- 2! пытаемся разобраться в факторах распространения у -! западных бурят земледельческой традиции (особен- 88 < но интенсивного в XIX в.). В связи с этим придется : ответить на два вопроса: 1) как связана традиция зем- | леделия с местом проживания западных бурят; 2) как связана традиция земледелия с самими западными бурятами. Первый вопрос, в свою очередь, подразумевает определение нашего отношения к двум про- | блемам: 1) в какой степени земледельческая традиция связана с географическими особенностями Предбай- ] калья, определяющими способ природопользования местного населения; 2) какую роль в распространении земледелия среди населения Предбайкалья играла политика государственных образований, в состав которых оно входило в разные исторические эпохи. Второй вопрос также распадается на две проблемы: 1) какое место традиция земледелия (если она была) занимала в этнических группах, составивших основу бурятского населения Предбайкалья, и 2) в какой степени традиция земледелия у западных бурят зависела от влияния этнических групп, входивших в ^ контакт с ними. |

Отвечая на первый из поставленных вопросов, не- § обходимо охарактеризовать географические условия ^ Предбайкалья в связи с возможностью и удобностью ^ ведения здесь земледельческого хозяйства. А они от- | личаются большим разнообразием и далеки от иде- ^ альных. Разнообразие природно-климатических ус- е ловий региона обусловлено, главным образом, рас- е члененностью рельефа, а также климатическими осо- л бенностями (влияние сибирского антициклона, зна- ^ чительное распространение многолетней мерзлоты, | недостаточная теплообеспеченность) [3, с. 22]. Чер- Н ноземы, крайне важные для успешного земледелия, в § регионе чередуются с лесными почвами, причем они характерны для древних террас, а на водоразделах 1

ae

не встречаются. Самые продуктивные почвы Предбайкалья располагаются как раз там, где до прихода русских жили буряты — вдоль предгорий Восточного Саяна, в Тулуно-Иркутской лесостепи, вдоль речных долин Ангары, Оки, Ии, Куды, Осы, в верховьях Лены. Содержание гумуса в здешних почвах может достигать 50 % [1, с. 25] (в среднем по Восточной Си-I бири — 4-9 % [17]). С другой стороны, важная черта I почв Предбайкалья, (в особенности Южного) — «со> средоточенность основных запасов органического ве-! щества в верхней части профиля, что связано с местными особенностями почвообразования, а именно, > поверхностным распространением корневых систем растений, сосредоточением основной их массы в небольшом по мощности слое почвы, а также, небольшой подвижностью гумуса в условиях слабой прома-чиваемости почв» [3, с. 26]. В этих условиях при распашке агрономические свойства почв ухудшаются, поскольку гумус перемешивается с нижними слоями почвы или вымывается. Также на пашне снижаются запасы азота. «В целом, антропогенное воздействие сопровождается нарушением сложившихся связей почв, их экологических функций и проявляется в £ некомпенсированности биологического круговоро-§ та, механическом перемешивании почвенной массы, ьо что приводит к утрате важнейшего свойства почвы — 'I плодородия» [3, с. 27]. Иными словами, чем интенсив-^ нее распашка почвы, тем хуже ее свойства. | Климат Предбайкалья также не очень благопри-

? ятствует земледелию. Конечно, легендарные сибирские морозы — это штамп, но: теплое время года продолжается всего 85-100 дней в году; безморозный период лишь чуть короче вегетационного периода, что неблагоприятно сказывается на росте и развитии § растений; суточные и сезонные колебания темпера-^ тур очень резки, обычны поздние весенние и ранние 3 осенние заморозки; осадки сезонно и территориаль-0

но выпадают очень неравномерно. Если принять био- 2 • климатический потенциал юга Европейской России - : (Краснодар) за 1,0, то в Западной Европе он составля- 88 « ет 1,8, в США (Калифорния) — 2,5, в Восточной Сиби- : ри — 0,52-0,54 [15]. ;

Таким образом, несмотря на то, что согласно археологическим и этнографическим данным земледелие » в Предбайкалье известно с бронзового века, оно всегда было пригодно, но не слишком удобно для земледелия. s Местное население всегда занималось земледелием, но J оно не было ни единственным, ни, по-видимому, даже j основным способом природопользования, являясь частью комплексного скотоводческо-земледельческо-о-хотничьего хозяйства. С точки зрения агрогеографии, в Предбайкалье земледелие было возможно лишь в экстенсивной форме, когда недостаток качественной почвы и суровые климатические условия нивелировались постоянным освоением пригодных для хлебопашества новых земель. Соотношение площадей пашни и кормовых угодий Предбайкалья (экстенсивность характеризуется их пропорциональностью) демонстрирует правоту этого тезиса. Здесь переход к интенсив- ^ ному сельскому хозяйству наметился лишь 400-500 лет | назад [12, с. 182]. §>

Г) ^

В этих условиях представляется вполне справедливым тезис о государственной политике как важ- ^ ном факторе, способствовавшем распространению в | Предбайкалье земледелия. Ее роль ряд исследовате- ^ лей оценивают очень высоко. Д. М. Маншеев прямо связывает степень распространения земледелия сре- | ди местного населения с усилиями государственных § структур, причем не только в Российской империи, но ^ и в гораздо более ранние периоды — эпохи Тюркско- | го каганата и Монгольской империи [8, с. 17-18]. Какие доказательства этого мы имеем? Известны по археологическим данным согдийские колонии в Байкальском регионе, о которых упоминает и Д. М. Ман-

&

&

шеев. Жители этих колоний занимались, в том числе, и земледелием. Однако в Предбайкалье к таковым можно отнести лишь Унгинское поселение [19, с. 306]. Большинство современных исследователей хотя и признают жителей Унгинского поселения выходцами из Средней Азии, все же датируют предметы, найденные в поселении, XII-XIV вв. [13, с. 140]. При описании ; земледельческой составляющей курумчинской куль-I туры (отождествляемой с курыканами) используются

> данные по тому же Унгинскому поселению [5, с. 293]. ! Население других пунктов, связываемых с курыканами, было скотоводческим. Памятники, относящиеся к

> концу XI-XII вв. и более позднему времени, сегодня соотносятся со скотоводческим населением (по-видимому, тюркского происхождения) и выделяются в усть-талькинскую культуру [13, с. 146]. Н. Н. Козьмин считал, что переход к кочевому скотоводству в Центральной Азии был регрессом по отношению к господствующему ранее в регионе земледелию, и двигателем этого регресса были монголы Чингис-хана. «То, что случилось с каштарами (качинцами) в большом масштабе и на более значительной территории происходили за полтысячелетие до этого в Централь-

^ ной Азии, в Присаянье и на Алтае. Перевес получали I всюду кочевники и скотоводы. Земледелие забрасы-ьо валось, сохраняясь в разных углах Присаянья лишь 'I в виде абыльной разработки земли и посевов проса, ^ кырлыка и еще реже других злаков» [7, с. 137]. Даже в если такой регресс имел место, он не коснулся Пред? байкалья, — с вовлечением его в сферу Монгольской империи хозяйственная жизнь усть-талькинских скотоводов и унгинских земледельцев изменилась мало [13, с. 139]. Все это, однако, не исключает возможного косвенного влияния тюрков, а также наследовавших § им в Центральной Азии уйгуров, кыргызов, киданей, ^ монголов на развитие земледелия в Предбайкалье, но Й вряд ли оно было осознанным. На примере Унгин-

ского поселения видно, что земледелие ограничива- 2 < лось отдельными пунктами и не распространялось -: широко среди окрестного населения, кроме того, оно 88« не было единственным занятием, а являлось частью комплексного хозяйства.

Русские, начав освоение Восточной Сибири, встречают земледелие у бурят в виде посевов проса (в частности, просовые посевы зафиксированы в 1658 г. у унгинских бурят) [14, с. 291]. Тунгусы даже : меняли у соседних бурят соболей на просо и гречиху [14, с. 265]. То есть до прихода русских западным 1 бурятам было знакомо земледелие, но развиваться интенсивно оно начинает лишь с этого времени. Насколько велика была в этом заслуга государственной власти? Мы не видим специальных усилий государства, направленных на распространение земледелия у бурят до начала XIX в. Государственные власти, обеспокоенные нехваткой хлеба в регионе, проводили некоторые меры (например, предоставляли служилым людям пахотный надел вместо хлебного оклада), но лишь в отношении русского населения. Можно говорить только о создании неких условий, кото- ^ рые способствовали переходу бурят к земледелию, но | условия эти имели очень опосредованную природу. § Скажем, санкционированное властями массовое засе- ^ ление русскими Сибири, приводило к более тесным ^ контактам последних с бурятами. |

Лишь в период губернаторства в Иркутске 3 Н. И. Трескина (1806-1819) начинается целенаправленная поддержка распространения у бурят земледелия, вследствие чего, как говорится в отчете Трескина за 1812 г., скотоводство у большей части «братских

дарственная поддержка «инородческого» земледелия

1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1281. Оп. 11. Д. 45. Л. 164.

2014. Т. 15, № 3. С. 567-584

&

приходит в упадок, так что можно считать его «ни- § чего не значащим»1. После отставки Трескина госу- Н

3

я

прекратилась, власти сосредоточились на торговой политике, которая также способствовала распространению среди бурят хлебопашества, но опосредованно («все перекупщики и монополисты» в торговле хлебом устранены «совершенно», что создало благо* приятные условия для развития земледелия1), на что £2 и указывал знаменитый восточносибирский гене-5= рал-губернатор Н. Н. Муравьев в своем пояснении к её отчету о состоянии Восточной Сибири в 1848 г., пе-Ц няя местному начальству, что то в течение 30 лет по" сле Трескина, занимаясь торговлей, «мало внимания || уделяло распространению среди инородцев земледе-Ц лия»2. Последовательная политика местных властей на поддержание земледелия у «инородцев» (создание хлебных магазинов, помощь семенами и кормами и т. д.) привела к увеличению темпов его развития. Так, в 1827 г. иркутские «кочующие инородцы» (к которым относилось подавляющее число западных бурят) засеивали 30 714,75 десятин3, в 1851 г. — 111 6674, а в 1889 г. — уже 333 036,7 [9, прил. IV, с. 18-20; 10, с. 60-61]. На рубеже XIX-XX столетий «инородческое» земледелие на территории Иркутской губернии получило дополнительный стимул к интенсификации «благодаря» сокращению землепользования вследствие проводимой правительством реформы сибирского ¿0 землеустройства.

Таким образом, вмешательство государства в процессы развития бурятского земледелия в Предбайка-лье начинает ощущаться лишь в XIX в. До этого мы ? можем говорить лишь о возможном косвенном влиянии государственных институтов на поддержку традиции хлебопашества в регионе. В целом приходится признать, что земледельческая традиция в Предбай-

.5

^ 1 РГИА. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 714. Л. 106.

2 Там же. Ф. 1281. Оп. 5. Д. 152. Л. 63-63об.

£ 3 Там же. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 715. Л. 163-164, 167об.

а " '

^ 4 Там же. Ф. 1281. Оп. 5. Д. 138. Л. 133об.

калье имеет древнюю историю, однако она до при- 2 < хода в Сибирь русских никогда не являлась основой - : регионального хозяйства, оставаясь таковой лишь для 88 " отдельных групп населения в составе их комплексного («синтетического» по определению А. П. Окладни- | кова) хозяйства.

Переходя ко второму из поставленных в начале настоящей работы вопросу, необходимо сразу оговориться, что, по мнению большинства исследователей, буряты являются народом относительно молодым и сложенным из различных по происхождению этнических групп (впрочем, как и подавляющее большинство современных народов). Формирование бурятского народа из отдельных этнических групп Прибайкалья началось в конце XVI в., т. е. непосредственно перед приходом в Сибирь русских, а закончилось уже в составе Российской империи. По крайней мере три крупных племенных союза в это время претендовали на гегемонию в Предбайкалье — булагаты (долины Ангары и ее притоков — Куды, Иды, Осы, Ир-кута, Китоя, Унги), эхириты (верховья Куды, Мурина, Лены, долина Манзурки), сэгэнуты (верховье Лены, ^ течение Ангары ниже впадения в нее Унги, частич- | но — долина Илима). К этому же времени относится миграция из Внутренней Монголии на о. Ольхон и в приольхонские степи хоринцев, ставших четвертой ^ крупной монголоязычной этнической группой реги- | она [11, с. 33]. Булагаты и сэгэнуты активно продвига- ^ лись на запад и северо-запад, обращая местное тунгусское население в своих «кыштымов» (данников). | В начале XVII в. как отдельные племена упоминаются § также группы, отделившиеся от ранее перечисленных ^ племенных союзов — икинаты (среднее течение Ан- | гары), ашибагаты (течение Оки); шарануты (течение Алари) и др. [11, с. 34]. Особняком стояли хонгодоры, пришедшие в Прибайкалье с юга в конце XVII в. и заселившие Аларские степи и Тункинскую долину. Ве-

&

&

|

575

роятно, у различных этнических групп, составивших в итоге бурятский народ, существовали и различные сочетания способов природопользования. Попытка идентифицировать даже только западных бурят с носителями какого-либо одного типа хозяйства заранее обречена на неудачу. Поэтому остановимся лишь на ! тех группах, которых традиция считает основой бу-: рятского народа.

I Если приход хоринцев и хонгодоров из монголь-

> ских степей зафиксирован в конце XVI-XVII вв., то бу-! лагаты, эхириты и сэгэнуты традиционно считаются потомками монголоязычных «лесных» племен, жив> ших здесь уже во времена Чингис-хана. Если это так, то они должны были быть соседями и современниками носителей усть-талькинской культуры, которые считаются тюркоязычными. Согласно другому мнению, предки бурят жили первоначально в Забайкалье, а в Предбайкалье проникли после распада Монгольского каганата в XV-XVI вв. [18, с. 145].

В хозяйственном отношении традиция называет все бурятские племенные союзы XVII в. скотоводческими. Однако скотоводство западных бурят было полуоседлого типа, с регулярными кочевками между «зим-^ никами» и «летниками». Кроме того, часть бурятских I групп занималась регулярным земледелием, а сами (х, «братские люди» в первых донесениях русских земле-'I проходцев названы «пашенными людьми». В этих ус-^ ловиях наличие развитого скотоводства у ранних бу-« рят, которых застали русские в середине XVII в. в При? байкалье, могло быть связано с хозяйственной тради-

5 цией, привнесенной из центрально-азиатских степей 8 (в этом случае переход их к земледелию и полуоседлому быту связан с влиянием добурятского автохтонно-

^ го населения и обусловлен природными факторами, § рассмотренными выше). «Многие из сих Буреттов, по ^ причине разных препятствий в скотоводстве от суро-3 вости климата и местоположений совокупили оное с

6

земледелием», — пишет И. Г. Георги, исследовавший 2 < сибирские народы в 1770-е гг. [2]. Либо, А. П. Окладников, появление кочевого скотоводства у 88 « западных бурят было связано с трансформацией изна- : чально «синтетического» земледельческо-скотоводче- | ского хозяйства путем выделения кочевого скотоводства в отдельный хозяйственный тип [14, с. 291-292]. | При кажущемся противоречии этих точек зрения они схожи в том, что земледелие как способ природопользования привязано к месту, а не к этносу. А. П. Окладников считал бурят преемниками курыкан в хозяйственном отношении, но ни в генетическом. И в том, и в другом случаях получается, что буряты Предбайкалья занимались земледелием именно потому, что жили в Предбайкалье, с его географическими условиями и древней земледельческой традицией. Соответственно, говорить об этническом характере западно-бурятского земледелия не приходится.

«Второе пришествие» земледелия в среду западных бурят в XVIII-XIX вв. принято связывать с хозяйственным влиянием русского населения, этот тезис принят большинством исследователей и под- ^ тверждается многочисленными примерами перехода | бурятских скотоводов и охотников к земледелию, а » бурятских хлебопашцев — к интенсификации зем- ^ леделия после контактов с русскими. Однако следу- ^ ет отметить и влияние иных земледельческих этнических групп на группы предков бурят. До сих пор ^ слабо исследованы, хотя и критикуемые известным востоковедом Е. М. Залкиндом, но все же возможно имевшие место связи бурятского земледелия с земледелием монгольским, испытавшим, в свою очередь, влияние китайской традиции. Хотя между очагами | бурятского и монгольского земледелия лежала территория нынешней Бурятии, где хлеб почти не сеяли, не будем забывать, что хоринцы пришли в Прибайкалье из Внутренней Монголии — ближайшей к Ки-

&

&

таю. И именно хоринцы позднее, в XVIII-XIX вв. выступали пионерами земледелия в Забайкалье. Вспомним и о старинном центре земледелия в Унгинском поселении, просуществовавшем до XIV в., население которого, как считается, среднеазиатского происхождения, могло передать пришельцам-бурятам навыки ! хлебопашества. Именно унгинские буряты называют: ся русскими первопроходцами в числе сеющих просо. I И именно у унгинских (балаганских) бурят к концу i XIX в. площадь запашки на мужскую душу будет пре-! вышать не только среднюю величину по бурятским ведомствам, но и среднюю по русским волостям — > 5,5 десятин [9, прил. IV, с. 43].

Русское население также испытывало влияние со стороны бурятского хозяйства. Например, русские заимствовали у бурят практику орошения покосов, которая была известна в Прибайкалье со времен ку-румчинской культуры. Но в целом именно земледелие русского типа вытеснило кочевое скотоводство бурят в Иркутской губернии, а не наоборот, несмотря на не очень удобные природно-географические условия. И связано это было не только (и не столько) с политикой государства, которое, как отмечалось, лишь с на-£ чала XIX столетия стало предпринимать системные § шаги по распространению среди бурят земледелия, а с тем, что плужное хлебопашество в варианте, привне-'I сенном русскими (залежная и двупольная, позднее — ^ трехпольная системы севооборота) вкупе с использо-| ванием мельниц предоставляли больше преимуществ, ? чем кочевое скотоводство или примитивное абыльное земледелие местного происхождения.

В результате в XIX в. хозяйство бурят постепенно из скотоводческо-земледельческого превращается в земледельческое (при сохранении комплексного § характера в отдельных территориальных группах). ^ В 1819 г. из «инородцев» Иркутского уезда (где прожи-3 вало большинство западных бурят) занимались только

скотоводством 1552 (4,1 %), скотоводством и зверолов- 2 • ством 2135 (5,6 %), только звероловством 3 524 (9,3 %), - [ земледелием, скотоводством и звероловством 2 105 88« (5,6 %), земледелием и скотоводством 9 419 (24,9 %), : только земледелием — 19 114 человек (50,5 %)1. В 1851 г. | генерал-губернатор Восточной Сибири отмечал, что идинцы, аларцы и балаганцы — «первые ученики » Трескина» — превзошли по успехам хлебопашества даже русские лучшие волости, что начинают переходить к хлебопашеству кудинцы, капсальцы, ленские и верхоленские буряты, а «инородцы» в целом начинают из-за падежа скота и по настоянию властей привыкать к тому, чтобы создавать запасы кормов на зиму2. С 1867 по 1887 г. посевы иркутских бурят увеличились на 42,5 % [6, с. 88].

К концу XIX столетия изменения бурятского хозяйства позволяют говорить о свершившейся трансформации. По данным местной подворной переписи 1887-1889 гг., предпринятой в интересах исследования сельских районов губернии в преддверии грядущей реформы, в Иркутском, Балаганском и Нижнеудин-ском округах площадь пашни по отношению ко всей ^ «удобной» земле среди русских волостей варьирова- | лась от 8,0 до 37,9 %, среди бурятских ведомств — от 2,8 0 до 30,8 % [9, с. 39]. В Верхоленском округе среди ино- ^ родческих ведомств этот показатель колебался в пре- ^ делах 4,7 — 31,5 % при среднем значении 15,2 % в волостях [10, с. 67]. Конечно, в силу разнообразия природ- ^ но-географических условий региона, и в конце XIX в. в губернии были районы с преобладающим скотовод- | ческим населением (например, Тункинская долина). § Но существовали и инородческие ведомства исклю- ^ чительно земледельческие. Так, в Боханском и Укыр- | ском ведомствах Балаганского округа, где «почти все

&

&

1 РГИА. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 265. Л. 123. ^

2

2 Там же. Ф. 1281. Оп. 5. Д. 138. Л. 43об., 59об.

I

579

население занято земледелием»1, площадь пашни составляла 7,5 и 9,5 десятин на приписную душу соответственно (последнее значение — наибольшее в губернии). В трех ведомствах из четырех Иркутского округа этот показатель превосходил среднюю величину по крестьянским волостям того же округа. В состав пашни входят как запашка («мягкая пашня»), непосредствен-= но обрабатывающаяся, так и залежи. Площадь запаш-= ки в ведомствах в целом по губернии была даже выше, | чем в волостях. По данным переписи 1897 г., 21 491 из | 24 377 самостоятельных хозяев-бурят (98 786 человек с с членами семей из 108 867), или 88 % (91 % населения), » основным своим занятием назвали земледелие, и лишь 6 449 человек (около 6 % населения) считали себя скотоводами [16, с. 115].

Вслед за изменением хозяйства изменяется и образ жизни западных бурят. Например, в Нельхайском ведомстве Балаганского уезда к 1900 г. из 30 улусов 13 перестали кочевать и 7 продолжали делать это время от времени2. Количество скота у бурят, довольно значительное в сравнении с русским населением, но недостаточное с точки зрения кочевника, живущего скотоводством, не может являться свидетельством пре-^ обладания скотоводства над земледелием. Причина этого феномена состоит в недостатке покосов, имею-(х, щих в Иркутской губернии особую ценность. Об этом говорит тот факт, что условия аренды покосов пере-^ сматривались ежегодно, тогда как аренда пашни была, "1 как правило, долгосрочной. Регулярное сенокошение, ? сравнительно небольшое для «номадного» хозяйства 5 количество скота и постепенный отказ от кочевок род-8 нит бурятское скотоводство с животноводством рус-^ ских крестьян.

1 Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 171.

| Оп. 1. Д. 378. Л. 7.

3 2 Там же. Д. 7. Л. 24.

Таким образом, к концу XIX в. бурятское хозяйство |; Иркутской губернии было земледельческим, но, вме- —; сте с тем, оно обладало специфическими чертами. Чер- 88' ты эти, связанные главным образом со значительной ролью скотоводства в некоторых районах, являются не столько «пережитками» традиционного хозяйства, приписываемого кочевникам, сколько оптимальными в данных географических и социальных условиях формами хозяйственной деятельности.

Итак, подведем итоги. Природа Предбайкалья пре- ! допределяет в условиях неразвитости земледельческого производства (примитивные орудия труда и системы севооборота) комплексный характер хозяйства (земледелие-охота-скотоводство). На этом историческом этапе основными факторами выступают природно-ге-ографические условия, этнические хозяйственные традиции предков бурят и государственная политика не играют определяющей роли. Переход к интенсивному земледелию в регионе в XVIII-XIX вв. связан с внешними факторами — влиянием русской земледельческой традиции и политикой развитого в бюрократическом отношении государства, которые нивелируют факто- ^ ры внутренние — природно-географические условия | и этническую хозяйственную традицию. При этом, в 0 силу изначально комплексного характера хозяйства ^ западных бурят, вряд ли следует констатировать лик- ^ видацию старого и формирование нового способов | природопользования. Бурятское хозяйство никогда ^ не было хозяйством кочевых скотоводов, сам бурят- * ский народ, а следовательно, и «бурятское» хозяйство, ^ сформировались в условиях распространения земледе- 2 лия (возможно, кочевыми скотоводами в чистом виде ^ были лишь пришедшие в Предбайкалье позднее дру- | гих хонгодоры и хоринцы). Скорее, можно говорить о | трансформации структуры традиционного хозяйства: 00 земледелие из вспомогательного способа природопользования превращается в основной. 1

Список использованной литературы

1. Винокуров М. А. Экономика Иркутской области: в 2 т. Т. 1 / М. А. Винокуров, А. П. Суходолов. — Иркутск: Изд-во ИГЭА: Изд-во ОАО «Облмашининформ», 1998. — 276 с.

2. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповедании и других достопамятностей : в 4 ч. — Ч. 4 : О народах монголь-

= ских, об армянах, грузинах, индийцах, немцах, поляках и о ё владычествующих россианах с описанием всех именований = козаков, так же История о Малой России и купно о Курлан-' дии и Литве. — СПб., 1799 [Электронный ресурс] / И. Г. Ге-J орги // Руниверс. — URL: http://www.runivers.ru/upload/ iblock/4cd/Georgi_opisanie%20vsex%20obitayushix_4%20 5 kniga.pdf.

3. Гранина Н. И. Функционирование почв Южного Пред-байкалья в условиях антропогенеза / Н. И. Гранина, А. А. Козлова, Н. В. Вашукевич // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. — 2006. — № 2. — С. 22-28.

4. Зандараев Б. Б. Дореволюционная историография земледелия бурят / Б. Б. Зандараев // Вестник Бурятского государственного университета. — 2013. — № 7. — С. 118-123.

5. История Сибири с древнейших времен до наших дней : в 5 т. — Т. 1 : Древняя Сибирь. — Л. : Наука, 1968. — 454 с.

6. История Сибири с древнейших времен до наших дней : в 5 т. — Т. 3 : Сибирь в эпоху капитализма. — Л. : Наука,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ii 1968. — 530 с.

а

S 7. Козьмин Н. Н. Хозяйство и народность. (Производствен-

ный фактор в этнических процессах) (1928) / Н. Н. Козьмин ; публ. и прим. А. М. Курышова // Историко-экономические Д исследования. — 2013. — Т. 14, № 1-2. — 118-147.

8. Маншеев Д. М. Земледелие аларских бурят в XIX веке / ^ Д. М. Маншеев // Историко-экономические исследования. — d 2011. — Т.12. — №1. — С. 17-29.

g 9. Материалы по исследованию землепользования и хо-

1g зяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисей-S ской губерний. Иркутская губерния. — Т. 2. — Вып. 3. — Мо-§ сква, 1890. — 295 с.

10. Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисей-¡^ ской губерний. Иркутская губерния. — Т. 2. — Вып. 6. — Ир-ä кутск, 1892. — 508 с.

11. Нанзатов Б. З. Расселение бурят и их соседей в конце 2 ■ XVI — первой половине XVII вв. / Б. З. Нанзатов // Вестник 88 ; БНЦ СО РАН. — 2011. — № 2. — С. 32-37. 4 \

8 I

12. Напрасников А. Т. Агросистемы Евразии: опыт гео- °° ( графической оценки фрактальных состояний и преобразова- j ний / А. Т. Напрасников // География и природные ресур- ! сы. — 2008. — № 1. — С. 175-184. I

13. Николаев В. С. Кочевники юга Средней Сибири в ! XII-XIV вв. / В. С. Николаев // Известия Алтайского го- : сударственного университета. — 2008. — № 4. — Т. 2. — ' С. 136-146. !

14. Окладников А. П. Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII-XVIII вв.) / А. П. Окладников. — Л. : ОГИЗ, J 1937. — 428 с. !

15. Отчет о научно-исследовательской работе «Создание новых высокоурожайных сортообразцов и сортов зер- '• новых культур, устойчивых к неблагоприятным условиям внешней среды для возделывания в Иркутской области» [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Иркутской области. — URL: http://sociely.irkobl.ru/sites/ agroline/Deyatelnost_ministerstva/Otchet_ministerstva/ otcht1.pdf.

16. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. — Т. 75 : Иркутская губерния. — СПб. : Изд. Центр. стат. ком. МВД, 1904. — 171 с. ^

17. Почвы Сибири [Электронный ресурс] // Биофайл. ^ Научно-информационный журнал. — URL: http://biofile.ru/ g geo/7342.html.

18. Рязановский В. А. Монгольское право (преимуще- ^ ственно обычное). Исторический очерк / В. А. Рязановский. — к Харбин, 1931. — 306 с. + 42 (прил.) f

19. Савинов Д. Г. Взаимодействие кочевых обществ и |

/ S

оседлых цивилизаций в эпоху раннего средневековья / g

Д. Г. Савинов // Взаимодействие кочевых культур и древних g

цивилизаций. — Алма-Ата : Наука, 1989. — С. 305-313. g

Информация об авторе

Курышов Андрей Михайлович — кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории, экономических и политических учений, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: akm77@yandex.ru.

f

*

а И

в

а £

a

Author

Kuryshov, Andrey Mikhailovich — PhD in History, Associate Professor, Department of Economic and Political Science History, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Street, Irkutsk, 664003, e-mail: akm77@yandex.ru.

Библиографическое описание статьи

Курышов А. М. Культура земледелия у западных бурят: факторы распространения и их значимость / А. М. Курышов // Историко-экономические исследования. — 2014. — Т. 15, № 3. — С. 567-584.

Reference to article

Kuryshov A. M. Western Buryats' farming culture: factors of dissemination and their significance. Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya = Journal of Economic History & History of Economics, 2014, vol. 15, no. 3, pp. 567-584.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.