тественные и этические (К. Тиле, Г. Зибек, М. Вебер, Т. Берк, П. Тиллих и др.). Как правило, к этическим относят иудаизм и возникшие на его основе христианство и ислам; иногда - зороастризм, иногда - даосизм, конфуцианство, буддизм, брахманизм. Остальные религии считаются естественными. Их специфику составляет магическое овладение священным. На вершине своего развития естественные религии создают понятие о «мировом порядке» [2, 408] и представляют мораль как воплощение и поддержание этого порядка человеческими действиями (ритуалами). Святость отождествляется с онтологическим совершенством. Моральное содержание естественных религий неоднородно. Культ хтонических сил, многие их которых амбивалентны в отношении к человеку, если не прямо враждебны ему, менее моралистичен, чем культ небесных богов, следующих строгим правилам и стоящих на их страже. Культ солярных богов относится к промежуточным «предэтическим» [2, 409] религиям. Этические религии исходят из противоположности между должным и сущим.
В фундаментальном исследовании известного немецкого историка и философа Адольфа Гарнака (1851-1930) «Миссия и распространение христианства в первые три века» [1] социальное служение Церкви представляется как Евангелие Любви и Деятельной помощи нуждающимся по категориям и видам этой помощи:
• милостыня вообще и ее связь с богослужением;
• поддержка учащих и служащих в общинах;
• поддержка (помощь и содержание) «вдов», т. е. одиноких и беспомощных женщин, сирот;
• поддержка (помощь, содержание и лечение) больных, бедняков, нищих, беспомощных, беспризорных и нетрудоспособных;
• забота о пленных, узниках, заключенных, томящихся и страдающих в тюрьмах, сосланных на тяжкие каторжные работы в шахтах, на рудники и т. п.;
• забота о погребении бедных, бездомных, одиноких и беспризорных;
• забота о рабах и находящихся в рабском принуждении и угнетении;
• забота, попечение, участие и оказание помощи пострадавшим во время стихийных бедствий (пожаров, наводнений, засухи, неурожая, голода; от землетрясений и морских катаклизмов; во время повальных болезней, эпидемий (чумы и т. п.);
• помощь нуждающимся в нахождении им работы, в их трудоустройстве;
• забота о странниках и пришельцах из других мест и общин или из дальних стран; помощь им в их делах и оказание им гостеприимства и попечение о них в местной общине, которая всегда по-братски их принимала и заботилась о них.
Таким образом, мораль подкрепляется религиозными представлениями о сакральных качествах, поступках и отношениях людей, что соответствует тенденции сакрализации морали [1].
Социальное служение церкви как конфессиональное проявление помощи людям и социальная работа как сложившаяся система социальной помощи населению имеют и схожие и отличительные признаки. В развитии социальной работы огромную роль играет неповторимая история развития духовного потенциала общества, рассматриваемая через призму философского творчества. данные знания позволяют открыть для человека его собственный, во многом уникальный опыт, сохранять преемственность в развитии каждой человеческой жизни, всех субъектов общественного бытия, противостоять нежизненным схемам, неэффективным, надуманным формам социальной работы. Таким образом, исторический опыт демонстрирует основные методы и подходы, которые использовала социально-историческая практика, а социально-философские исследования помогают формировать базу знаний, необходимых для практической социальной работы.
список литературы
1. Гарнак А. Миссия и распространение христианства в первые три века (http://www.rondtb.msk.ru/info/ru).
2. Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. С. 407-409.
УДК 361.1:001.2
культура здоровья в студенческой среде: результаты социологического исследования
е. с. ДАНИЛИНА
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства центр социологических исследований
В работе рассматриваются результаты социологического исследования культуры здоровья в студенческой среде.
Одним из основных направлений деятель- вание высокой духовной и нравственной культуры
ности учебных заведений является создание ва- учащихся.
леологического микроклимата в среде студентов, Главной социальной функцией студентов явля-предполагающего сохранение, укрепление здоровья ется учебная деятельность, поэтому необходимо сои поддержание здорового образа жизни, формиро- здавать все условия, гарантирующие укрепление их
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
здоровья. Загруженность студентов во время сессии, психоэмоциональные перегрузки, социально-психологическая дезадаптация - все это факторы риска наркотизации, табакокурения, и поэтому важной задачей работы вуза является профилактика, направленная на устранение негативного влияния факторов риска.
В современных условиях необходимо проводить мероприятия по оздоровлению образовательной среды, оказанию помощи студентам в выборе индивидуального способа поддержания здорового образа жизни. Стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личных возможностей связано с самопознанием, с осознанием своей ценности и индивидуальности. На этой основе необходимо воспитывать ответственное отношение к самому себе и окружающему миру студента, ответственность за состояние своего здоровья, развивать инстинкт самосохранения, формировать ценностное отношение к своему здоровью как непременному условию для организации личностной и профессиональной деятельности.
Активное участие в работе данного направления в рамках вуза принимает Центр социологических исследований Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Сотрудниками центра проводятся исследования с целью выявления основных проблем, связанных с поддержанием здоровья студентов, условий обучения, проживания, реализации творческого и духовного потенциала студентов при непосредственном внимании к сфере межличностных взаимоотношений в студенческой среде.
В сентябре - октябре 2006 года на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства было проведено социологическое исследование, посвященное проблеме сохранения и поддержания здорового образа жизни молодежи. Задачами исследования явились выяснение отношения студентов к здоровому образу жизни, проблемам курения и наркомании, а также установление причин, способствующих развитию данных недугов. В процессе исследования стало возможным воссоздать общий круг мер, направленных на борьбу с данными асоциальными общественными явлениями, которые, по мнению студентов, являются приемлемыми и необходимыми.
В качестве метода исследования было применено анкетирование, в котором приняло участие 568 респондентов из трех институтов и с двух факультетов (Институт экономики и менеджмента, Автомобильно-дорожный институт, инженерно-строительный институт, факультет Управления территорией, Технологический факультет). Среди опрошенных 61,2 % девушек и 38,8 % юношей. В данном анкетировании был применен метод гнездовой выборки: в качестве единиц исследования отбирались не отдельные респонденты, а группы или гнезда, в которых проводился сплошной опрос всех лиц; поэтому результаты опроса по данной выборке можно считать репрезентативными.
Студентам было предложено определиться с расстановкой приоритетов, выявляющих, что, по их мнению, прежде всего включает в себя здоровый образ жизни. Большинство опрошенных выбрало варианты
«занятие физкультурой и спортом» (38,7% в среднем по институтам, факультетам) и «отказ от вредных привычек» (36 % в среднем по институтам, факультетам). Полноценному питанию (4,3 % в среднем по институтам, факультетам) и правильному режиму дня (4,7 % в среднем по институтам, факультетам) респонденты в системе здорового образа жизни определили минимальную роль. Некоторые респонденты (0,5 % в АДИ) отмечали невозможность здорового образа жизни вообще, учитывая современную экологическую ситуацию в регионе.
Но, несмотря на некоторый пессимистичный настрой у ряда студентов, 67,9 % опрошенных поддерживает здоровый образ жизни и 61 % респондента не курит. Среди курящих опрошенных студентов постоянно злоупотребляют табаком 23,4 %, иногда -15,6 %. Причем основная масса опрошенных курильщиков имеет стаж курения от 1 до 3 лет.
Среди причин, побудивших приобщиться к курению, опрошенные курильщики особо отметили снятие стресса (33,8 % в среднем по институтам, факультетам) и любопытство, интерес (48 % в среднем по институтам, факультетам). Влияние друзей также было отмечено курильщиками в качестве мотива, побудившего их приобщиться к вредной привычке (13,7 % среди опрошенных курильщиков).
Эффективными мерами борьбы с таким общественным недугом как табакокурение студенты считают активную позицию общества по предотвращению проблемы курения (51,4 % среди всех опрошенных) и личный пример авторитетного лица (31,1 % среди всех опрошенных).
Проблема наркомании, по мнению студентов, также одна из самых актуальных на сегодняшний день (59,8 % среди всех опрошенных). Студенты действительно осознают возможные последствия наркомании, поскольку 87,7 % респондентов ни разу не пробовали наркотического средства и 52,9 % опрошенных студентов отметили, что откажутся, если им наркотик предложат. Впрочем, 27,8 % студентов еще не определились, как поступят они в подобной ситуации.
Эффективными мерами борьбы с наркоманией, как и с табакокурением, студенты считают активную позицию общества по предотвращению проблемы наркомании (41,4 % среди всех опрошенных), а также принудительное лечение в специализированных клиниках (33,8 % среди всех опрошенных).
Необходимым шагом в данном направлении является профилактика табакокурения и наркомании. По мнению студентов, профилактикой табакокурения должны заниматься средства массовой информации (37,1 %), наркомании - врачи (30,2 %), хотя наиболее авторитетным мнением по данному вопросу является мнение родителей (29 %).
В своем большинстве респонденты определили проблемы курения и наркомании как явления, имеющие общенациональный масштаб (74,1 %) и касающиеся в той или иной степени каждого гражданина страны.
Анализ результатов социологического исследования выявил достаточно высокий уровень осознан-
ности студентами проблемы курения и наркомании в обществе, наличие четкой негативной позиции респондентов по отношению к данным общественным недугам. Причем такое отношение опрашиваемых проявляется в активной форме - студенты ведут здоровый образ жизни и в своем большинстве не злоупотребляют курением и наркотическими средствами. Студенты в качестве мер с целью повышения интереса к здоровому образу жизни отметили не только увеличение финансовых затрат на строительство
спортивно-оздоровительных комплексов (16,2 %), но и личные усилия человека в данном направлении (29,4 %).
Таким образом, необходимо и в дальнейшем формировать у студентов надлежащий поведенческий стереотип, предполагающий ведение здорового образа жизни, внедрять комплексные программы по валеоло-гическому образованию с основной целью на сегодняшний день - сохранение и приумножение главного богатства страны - здоровья нации.
УДК 36:613.83:378.180.6.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
СРЕДИ СТУДЕНТОВ
М. А. ЛЫГИНА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра социологии и социальной работы
В эпоху выраженной трансформации российского общества растёт озабоченность состоянием здоровья нового поколения, тесно связанного с последствием институализации детей в структуру меняющегося общества. Возникла реальная угроза национальной безопасности России. К сожалению, современное состояние российского общества не только не способствует, а наоборот, обостряет проблему дезадаптации детей и подростков. За последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост несовершеннолетних с девиантным поведением, не только не исчезли, а наоборот, обострились. Можно привести много примеров ранней социальной дезадаптации.
Сложившаяся неблагоприятная ситуация требу-
ет неотложного принятия комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение дальнейшего распространения наркозависимости. В связи с этим становится актуальным вопрос о путях профилактики наркомании в юношеском возрасте (студенчестве).
Концепция профилактики фокусируется на симптомах и заболеваниях, которых необходимо избежать. Чтобы добиться этого, необходимо устранить существующие факторы риска и усилить защитные факторы.
Студенческий возраст с его глубокой биологической перестройкой организма, мощным психоэндокринным сдвигом является тем "критическим периодом" онтогенетического развития, когда вследствие изменения общей и нервной реактивности значительно повышается риск возникновения различных пограничных нервно - психических расстройств и связанных с ними поведенческих девиаций.
Под профилактикой подразумевается система мер, направленная на предупреждение нарушения адаптационных процессов у студентов - эмоционально-волевых нарушений, пренебрежения к общепринятым морально этическим ценностям, отсутствия социально-значимых установок, нарушение межличностных установок и так далее. То есть необходимо повышение общей устойчивости личности к наркотической контаминации.
Профилактику заболеваний принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика направлена на недопущение развития рискованного поведения. Вторичная профилактика подразумевает способы распознавания рискованного
поведения, сдерживания темпа развития рискованного поведения и предупреждения осложнений, связанных с этим явлением, а третичная представляет собой комплекс работ на стадии появившихся зависимостей и созависимостей.
Профилактика наркомании может быть представлена как комплекс программ, направленных на различные социальные слои общества.
В виде программ должна быть сформирована первичная профилактика, основной целью которой является утверждение принципов здорового образа жизни и сознательный отказ от «экспериментирования» с употреблением психоактивных веществ (ПАВ).
При вторичной профилактике основной целевой группой являются молодые люди с девиантным поведением.
В период перехода к рыночной экономике изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям.
Как правило, вначале девиантное поведение немотивированное. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни он не может этого сделать.
Многие профилактические программы не дают ожидаемого результата из-за отсутствия конкретного объекта и их конкретного практического применения. В связи с этим возникает необходимость профилактики наркомании, направленной на работу со студента-