Научная статья на тему 'Культура управления: понятие и сущность'

Культура управления: понятие и сущность Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2510
680
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Минаков Илья Павлович, Ханова Руфина Вильсоновна

В статье рассматривается содержание понятия культура управления на индивидуально-личностном и организационном уровнях. Раскрываются основные компоненты управленческой культуры руководителя. Обосновывается важность культурного фактора в управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура управления: понятие и сущность»

И.П.МИНАКОВ

магистрант факультета философии и социологии Башкирского государственного университета *

Р.В. ХАНОВА кандидат философских наук, доцент кафедры этики, культурологии и связей с общественностью Башкирского государственного университета **

КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

В современных условиях особую актуальность приобретает тема культуры управления в социальной среде. В действительности, культура присуща любой управленческой деятельности, ведь она оказывает влияние на функционирование управления в различных сферах и уровнях общественной организации.

Существует многообразие определений сущности культуры управления. Исследователи понимают культуру управления как совокупность морально-этических норм, принципов, ценностей, поведенческих стандартов (Л.В. Ладатко, А.Н. Митин); как систему, состоящую из ценностей и определяемых ими методов осуществления определенных функций (М.А. Васьков); как меру раскрытия и совокупности способов реализации интеллектуального потенциала субъектов и объектов управления (Г.Ф. Кунгурцева).

Культура управления понимается как «часть общей культуры общества, связанная с формированием управленческих знаний, суждений, настроений, управленческих концепций, навыков управленческого и организационного поведения. Эта культура может быть понята как единство управленческих знаний, чувств, ценностей, управленческих и организационных отношений на данном этапе развития общества, управленческой деятель-

Л

ности»1. Культура управления представляет собой «набор наиболее важных предположений, ценностей и символов, разделяемых членами организации»2. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через символические средства духовного и материального внутриорганизацион-ного окружения.

Сущность культуры управления как регулятора социальных отношений должна определяться использованием в управленческой деятельности элементов надбиологических социальных программ, в которых накоплены культурные, духовные достижения. Мы можем говорить о культуре

* Минаков Илья Павлович,e-mail: mipal95@mail.ru ** Ханова Руфина Вильсоновна,e-mail: khanova.r@bk.ru

1 Шевелев В.Н. Социология управления. Ростов н/Дону, 2004. С. 298.

2 Виханский О., Наумов А. Менеджмент. М., 2003. С. 465.

управления как о мере, используемой руководителями при создании четко организованной системы управления и механизмов ее функционирования.

Культура управления подразумевает не только использование техники управления, но также комплекс предписаний, предъявляемых к системам управления и работникам, детерминированных нормами и принципами общественной морали, права, эстетики, этики. В этом смысле осознание культуры управления может восприниматься как исторически формирующаяся необходимость использования в управлении таких методов и средств, которые способствовали бы обеспечению управляемости социальными процессами.

Управленческая культура подразумевает управление отношениями между руководителем и подчиненными. Основу данной культуры составляет «методологическая нравственная культура, включающая принцип взаимо-

о

понимания»3. Она стремится максимально использовать потенциал своих работников, контролирует вопросы, касающиеся процесса управления.

Культура управления как системоорганизующий фактор социума должна стимулировать возникновение и реализацию разнообразных социальных и технологических инноваций, без которых не будет возможно социальное воспроизводство. В то же время, здесь необходимы меры, которые бы не допускали возможности потери самих культурных и социальных достижений, во избежание нарушений стабильности воспроизводственного процесса. В этом смысле, управление не только обеспечивает устойчивое равновесие системы социального воспроизводства, но и моделирует эффективные процессы самоорганизации. Через эти процессы происходит стимулирование управленческой рефлексии управляющего и управляемого. Конкретизируем, что под управленческой рефлексией мы рассматриваем способность субъекта управления сначала формировать идеальные (на основе нравственных ценностей) новые формы организации процессов воспроизводства, а затем превращать их в реальность. Важно подчеркнуть то, что разрушение и деформация роли нравственных ценностей при управлении может привести организацию к стагнации, а в некоторых случаях и к гибели.

Несмотря на понимание того, что культура оказывает непосредственное влияние на индивидуальное и групповое поведение и деятельность людей, только в начале XXI века руководители начали понимать и ценить ее значение для управления. Культура, как сфера человеческой деятельности, имеет ряд особенностей, определяющих создание механизмов ее выживания в условиях рынка. Как отмечает Л.И. Михайлова, она имеет уникальные продукты, объединяет самую образованную и одаренную часть общества, требует минимальных затрат на материально-техническую базу4.

Управленческая культура организации — институциализированные в трудовом коллективе ценности, используемые всеми сотрудниками в

3 Бикметов Е.Ю., Лукьянов А.В. Духовная культура личности, общности, социальной организации: Монография / Е.Ю. Бикметов, А.В. Лукьянов. Уфа: УГАТУ, 2014. С. 108.

4 Михайлова Л. И. Социология культуры. М., 2005. С. 89.

управленческой деятельности в виде стабильных функций и методов, сущностное содержание которых задается руководителем5.

Первостепенное значение в культуре управления принадлежит руководителю, который «раскрывает через нее свои способности, мировоззрение, социальные чувства, профессиональные навыки; подчиненный, воспринимая ценности управленческой культуры руководителя и организации, трансформирует свою профессиональную культуру»6. Культурные регуляторы управленческой деятельности задают стиль руководства социальной организацией. Культура управления руководителя является показателем достигнутого уровня и одновременно основой развития организации. Грамотная, профессиональная, компетентная деятельность руководителя является залогом успешного и перспективного развития организации. Поэтому система управления внутри организации обязывает руководителя постоянно повышать свою культуру управления, т.е. совершенствоваться в организации и осуществлении управленческой деятельности. Руководитель должен обладать высокой профессиональной культурой, включающей и профессиональную, и социальную компетентность. Овладение профессиональной культурой означает сознательное подчинение профессиональной деятельности ценностным социокультурным приоритетам. Профессионализм и компетентность — важнейшие ценности управленческой культуры.

Ценностными компонентами культуры управления являются владение профессиональной культурой, включающей профессиональную и социальную компетентность, ориентация на демократические и гуманистические ценности, стремление к успешности и признанию, поддержание творческой атмосферы и деловой дисциплины, ориентация на достижение целей, ориентация на сотрудничество, деловые связи, на социальные партнерства.

В основе культуры управления лежит полицентризм, т.е. многообразие ценностей и норм. Все ценности и нормы имеют духовную природу. Важность духовных ценностей для культуры управления велика.

Для того чтобы добиться значительных результатов в работе организации, современному руководителю необходимо уделить значительное внимание созданию в коллективе высокоморального духа и утверждению этических норм, согласующихся с целями и имиджем учреждения. Работник, ориентирующийся на высокие этические стандарты, предъявляет к себе более высокие требования, чем те, которые предъявляет к нему руководитель.

Важнейшими принципами культуры управления являются научность; системность в восприятии объектов исследования и управления и факторов, влияющих на поведение объектов; гуманизм, основывающийся на индивидуальном подходе, восприятии персонала как главное достояние ор-

5 Васьков М.А. Теоретико-методологические подходы к анализу управленческой культуры // Россия реформирующаяся: ежегодник. 2011. №. 9. С. 71.

6 Там же. С. 68.

ганизации, а каждого работника как уникальной личности с большим потенциалом; профессионализм; опора на закон; справедливость; равная ответственность; отсутствие двойных стандартов. Развитие культуры управления определяют следующие факторы: история, местоположение и окружающая среда, специфика (миссия) и задачи, управление и персонал.

Управленческая культура как социальный феномен духовного производства представляет сложноорганизованное системное образование, выступающее в целостной системе культуры общества как ее интегрирующий компонент. Управленческая культура интегрируется в единую регулирующую систему, обеспечивающую управляемость социальных процессов; это осуществляется при опоре на ценности, обычаи, традиции, нравственную культуру.

Минаков И.П., Ханова Р.В. Культура управления: понятие и сущность. В статье рассматривается содержание понятия культура управления на индивидуально-личностном и организационном уровнях. Раскрываются основные компоненты управленческой культуры руководителя. Обосновывается важность культурного фактора в управленческой деятельности.

Ключевые слова: управление, культура, культура управления, ценности, культура общения и взаимопонимания, нравственная культура.

Minakov I.P., Khanova R.V. Management Culture: concept and essence. The article deals with the content of the concept of management culture at the individual, personal and organizational levels. The main components of the managerial culture of the Manager are revealed. The importance of the cultural factor in the management activity is substantiated.

Key words: management, culture, management culture, values, culture of communication and mutual understanding, moral culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.