ЛЕКСИКОГРАФИЯ • LEXICOGRAPHY
УДК 81'243:81'33:81'374
Л. К. Гейхман, И. В. Ставцева
Культура самостоятельной работы студентов при создании учебного пользовательского словаря
В статье рассматриваются вопросы формирования культуры самостоятельной работы как интегрального свойства личности студента вуза. Описывается организация деятельности по созданию и ведению учебного пользовательского словаря в процессе чтения, приводятся результаты эксперимента. Ключевые слова: студент, культура самостоятельной работы, чтение, учебный пользовательский словарь
Lyubov K. Geykhman, Irina V. Stavtseva
Unsupervised Students' Work Culture in Making Customized Learners' Dictionary
The paper deals with the issues of unsupervised students' work culture development. It describes how to organize the activity of making customized learners'dictionary while reading. Practical results are also in the focus of authors'attention. Keywords: student, unsupervised students'work culture, reading, customized learners'dictionary
Самостоятельная работа представляет собой важнейшую качественную характеристику учебной деятельности и в связи с этим активно обсуждается сегодня как в рамках педагогической теории, так и педагогами-практиками. Пристальное внимание при этом обращается на ее виды, способы организации, методы оценки, на формирование целостной культуры самостоятельной работы студента как наиболее совершенного интегрального личностного свойства учебной деятельности в ряду с грамотностью, образованностью, компетентностью и культурой личности.
К сожалению, исследователи справедливо отмечают, что по многим причинам - прежде всего из-за особенностей организации обучения в средней школе -студенты демонстрируют слабую готовность к независимой учебной деятельности (см., например, работы И. А. Зимней, А. А. Вербицкого, В. А. Якунина и др.).
Студенты оказываются неспособными к эффективному планированию необходимых для достижения конечной цели действий, самоорганизации, ранжированию задач по приоритетности и временному фактору. Однако именно эти умения представляют особую ценность в современном информационно насыщенном мире, предполагающем осознание ответственности за собственную учебную деятель-
ность, способность ее организовывать. В этом заключается сущность культуры самостоятельной работы. Возрастание ее важности связано с трансформацией образовательной системы к образованию в течение всей жизни и с уникальной ролью информации и новых технологий в личной и профессиональной деятельности человека, в преподавании и обучении.
Рассмотрение культуры самостоятельной работы становится основой эффективной практической реализации главной для образования задачи - учить учиться, позволяющей подготовить выпускника к ситуации неопределенности будущего. С этой точки зрения именно самостоятельная работа оказывается высшим способом учебной деятельности, и, следовательно, она требует тщательной, последовательной организации и четкого управления.
Жестким управлением называется такое управление, при котором регламентируется каждая учебная операция на всех фазах ее осуществления. Относительно жесткое управление подразумевает управление, при котором точно обозначены цели-мотив, ориентиры и контроль, охватывающий не все, а лишь некоторые операции. В свою очередь, гибкое управление характеризуется заданностью только цели-мотива и предоставляет студенту возможность самостоятельного выбора средств, путей и способов выполнения учебной задачи в рамках предъявляемого ему набора учебных материалов.
Обязательным условием эффективного управления самостоятельной работой является плановый, систематический контроль на всех этапах обучения. Контроль является важным стимулирующим компонентом учебной деятельности, обеспечивает ее ритмичность. Он необходим для развития самоконтроля. В этой связи существенно повышаются требования к преподавателю, задачей которого становится предложить студентам такие средства, с помощью которых они действительно сами могли бы успешно контролировать характер и качество результатов своей работы.
В условиях жесткого и относительно жесткого управления контроль обязательно отражается во всех учебных материалах, оформленных в виде специальных заданий. Постепенное снятие контроля извне, замена развернутого, пошагового контроля свернутым, корректирующим переводит студента в режим самоконтроля, автоматизируемого при гибком управлении. Такой переход обеспечивает развитие умений собственно самостоятельной деятельности и творческих способностей каждого студента, что является конечной целью организации самостоятельной работы в вузе.
Таким образом, формирование культуры самостоятельной работы строится на постепенном переходе от жесткого управления к гибкому, от внешнего контроля к внутреннему (самоконтролю), от четкой алгоритмизации действий к осознанному творчеству. Такая траектория способствует освоению приемов и техник самоорганизации деятельности, а также методик самодиагностики, необходимых при передаче значительной части работы над учебным материалом непосредственно самим
студентам. Соответственно, первостепенной задачей является обучение студентов способам организации самостоятельных занятий - от развития умений работы с текстом с целью извлечения знаний до понимания психологических особенностей учебной деятельности во всем разнообразии ее форм. В частности, предлагаемая нами методика учебной деятельности студентов заключается в организации особого письма-фиксации в процессе чтения, а именно в создании и ведении учебного пользовательского словаря.
Термин «учебный пользовательский словарь» [1] был сформулирован нами на основе типологической классификации словарей в лексикографии и с учетом современных форм и возможностей представления языкового материала в электронных справочниках. Учебным словарь является потому, что он непосредственно связан с образовательным процессом, и его основная цель заключается в предоставлении справочной информации для определенной категории учащихся. Пользовательские словари распространены в компьютерных программах обработки текста и электронной лексикографии. Суть их сводится к возможности одного из следующих действий: 1) добавление новых слов (например, для проверки орфографии в MS Word, распознавания текста ABBYY FineReader, в словарях ABBYY Lingvo, Polyglossum, Мультитран и др.); 2) индивидуальная выборка слов из массива профессионального электронного словаря (например, для настройки обучающей программы Tutor в словаре ABBYY Lingvo).
Под учебным пользовательским словарем мы понимаем справочный ресурс, создаваемый студентами самостоятельно для их собственных целей с выборкой лексических единиц в рамках общей концепции словаря, на основе прочитанных текстов и в результате изучения информации, отраженной в профессиональных лексикографических источниках.
Создание и ведение учебного пользовательского словаря оказывается непосредственно связано с деятельностью чтения, которую мы рассматриваем в качестве ядра культуры самостоятельной работы студента. Как справедливо отмечается в «Национальной программе поддержки и развития чтения»: «Все остальные каналы (телевидение, радио, повседневное общение и др.) несут более поверхностную, часто сиюминутную информацию и выполняют вспомогательную роль своего рода «путеводителей», побудителей к поиску достоверной письменной информации, либо предоставляют иллюстрации к событиям прошлого и настоящего» [3, с. 6]. Именно расширенные умения чтения, связанные с извлечением, переработкой, интерпретацией и присвоением информации, представляют особенную значимость для самостоятельной работы, и их формирование приводит к становлению культуры самостоятельной работы в целом.
Согласно видам управления учебной деятельностью и запланированным переходам от одного вида к другому при формировании культуры самостоятельной
работы, освоение методики создания и ведения учебного пользовательского словаря в деятельности чтения проходит в три этапа.
На первом этапе осуществляется жесткое управление учебной деятельностью, основанное на алгоритмизации, под которой понимается деятельность по построению алгоритма как «совокупности правил, определяющих эффективную процедуру решения любой задачи из некоторого заданного класса задач» [2, с. 220]. В ходе решения коммуникативных задач по чтению различных текстов учебной и профессионализированной тематики студентам предлагается освоить восьмишаговый алгоритм по созданию учебного пользовательского словаря, который состоит из следующих шагов:
1) выбор тематики словаря, определение его мега-, макро - и микроструктуры;
2) создание поисковой базы, банка данных для выбора текстов-источников словаря;
3) поиск основного и вспомогательных текстов по заданной тематике;
4) чтение найденных текстов;
5) выбор ключевых единиц;
6) построение схемы-тезауруса по прочитанному;
7) лексикографическая фиксация;
8) написание вторичного текста жесткой структуры на основе данного.
Данный алгоритм в своей сущности репрезентирует деятельность по компрессии текста. Каждый его шаг помогает глубже понять текст как коммуникативную единицу и продемонстрировать понимание через последовательность продуктивных элементов, ведущих к созданию словаря и его использованию: ключевые слова - схема-тезаурус - словарная статья - словарь - вторичный текст.
Результат первого шага алгоритма соответствует постановке читательской цели, отражает читательскую активность и самостоятельность. Результаты второго и третьего шагов демонстрируют сформированность умений поиска текстов. Пятый, шестой и седьмой шаги помогают оценить осмысленность понимания и показывают уровень функциональной читательской грамотности. Кроме того, работа над словарем с применением информационно-коммуникационных технологий демонстрирует уровень информационной грамотности.
Таким образом, в разработанном алгоритме достигается параллельность деятельности чтения и работы над словарем. Работа над словарем становится средством формирования читательской компетентности и показателем результата сформированности исследуемой компетентности.
После освоения шагов алгоритма осуществляется переход ко второму этапу формирования культуры самостоятельной работы с относительно жестким управлением учебной деятельностью чтения и созданием словаря.
На третьем этапе осуществляется коллективное ведение учебного пользовательского словаря, подкрепленное гибким управлением самостоятельной работой студентов со стороны преподавателя.
В результате апробации предлагаемой методики на занятиях по иностранному языку коллективная работа по созданию и ведению учебного пользовательского словаря получила хорошие отзывы от студентов всех экспериментальных групп. Данная деятельность стандартно начиналась с выбора тематики словаря и определения его структуры. Они предлагали свои идеи, аргументируя их с точки зрения соответствия направлению подготовки, оценки их пользы в будущем для них самих и других студентов. После этого студенты обменивались знаниями об известных каждому сайтах нужной тематики и классифицировали их. Затем студенты тренировали умения Интернет поиска в небольших группах, отвечая за поиск сайтов по направлениям. После того как создавалась поисковая база, студентам предлагалось прочитать подробно по одному тексту, содержание которого и первый набор словарных статей по нему выносились на обсуждение в аудитории. Студенты отрабатывали приемы извлечения ключевых слов из иноязычного текста, применяли на практике компьютерные программы, позволяющие строить интеллект карты, знакомились с типами словарей и эффективными способами лексикографической фиксации для изучения языка, для работы с новой лексикой и грамматическими конструкциями. Выбирая ключевые слова и исследуя содержание текстов, студенты отмечали, с одной стороны, знакомые им темы и факты в связи с читаемыми лекционными курсами на родном языке, а с другой стороны - недостаточность терминологической информации в существующих двуязычных словарях.
В процессе коллективного создания словаря студенты активно принимали участие в деятельности, обсуждали необходимость и адекватность включения слов в словарь, вносили дополнения и коррективы в описания, сделанные одногруппниками.
В целом студенты продемонстрировали высокий уровень культуры самостоятельной работы в деятельности чтения при создании учебного пользовательского словаря, которая способствует не только эффективному усвоению учебной информации и способов осуществления познавательной или профессиональной деятельности, но и воспитанию таких профессионально и социально значимых личностных качеств, как ответственность, инициативность, креативность, трудолюбие.
Литература
1. Гейхман, Л. К. Учебный пользовательский словарь как результат учебного сотрудничества в освоении читательской компетентности / Л. К. Гейхман, И. В. Ставцева // Слово и словарь = Vocabulum et vocabularium: сб. науч. тр. - Гродно: ГрГУ, 2013. - С. 174-176.
2. Кондратьев, В. В. Методология системного исследования: учебное пособие / В. В. Кондратьев. - Казань: Школа, 2007. - 236 с.
3. Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс] / Фед. агентство по печати и масс. коммуникациям, Рос. книжный союз // Межрег. центр библиотечного сотрудничества: [сайт]. - Электрон. дан. - Москва, 2007-2014. - Режим доступа: http: // mcbs. ru / files / File / nats_ programma_podderzhki_chteniya. pdf. - Загл. с экрана.