Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИКИ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ, СТРУКТУРНО-КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ'

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИКИ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ, СТРУКТУРНО-КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИКА ПРОФОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА / CULTURE OF PROFESSIONAL-PROJECT ACTIVITY / PEDAGOGY OF VOCATIONAL EDUCATION / MODERN PEDAGOGICAL SCIENCE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A SPECIALIST / PROFESSIONAL TRAINING OF A BACHELOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаренко Юлия Владимировна

Статья посвящена исследованию сущности и специфики такого педагогического феномена, как культура профессионально-проектной деятельности бакалавра гуманитарного вуза. Этот феномен рассматривается в рамках настоящей статьи с позиции научной категории педагогики профобразования. Выделяются ее содержательные и структурно-качественные характеристики, специфические черты и особенности. Рассматриваются такие дефиниции, как «проектная культура», «профессиональная культура», «профессиональное становление студента-гуманитария», «профессионализм» и иные. Отдельное внимание уделяется психологии становления такой культуры у студента гуманитарного направления подготовки, выделяются его особенности и ключевые характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF PROFESSIONAL-PROJECT ACTIVITY OF BACHELOR OF HUMANITIES AS SCIENTIFIC CATEGORY OF PEDAGOGY OF VOCATIONAL EDUCATION AND ITS INFORMATIVE, STRUCTURAL-QUALITATIVE CHARACTERISTICS

The article is devoted to the study of the essence and specificity of such a pedagogical phenomenon as the culture of professional-project activity of a bachelor of a humanitarian university. This phenomenon is considered within the framework of this article from the position of the scientific category of vocational education pedagogy. Its content and structural and qualitative characteristics, specific features and characteristics are highlighted. The author considers such definitions as "project culture", "professional culture", "professional development of a humanities student", "professionalism" and others. Special attention is paid to the psychology of the formation of such a culture in a student of the humanitarian direction of training, its features and key characteristics are highlighted.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИКИ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ, СТРУКТУРНО-КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ»

7. Штепина, И.С. Особенности развития познавательной активности дошкольников / И.С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство «Молодой ученый», 2011. - С. 89-91.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Макаренко Юлия Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИКИ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ, СТРУКТУРНО-КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию сущности и специфики такого педагогического феномена, как культура профессионально-проектной деятельности бакалавра гуманитарного вуза. Этот феномен рассматривается в рамках настоящей статьи с позиции научной категории педагогики профобразования. Выделяются ее содержательные и структурно-качественные характеристики, специфические черты и особенности. Рассматриваются такие дефиниции, как «проектная культура», «профессиональная культура», «профессиональное становление студента-гуманитария», «профессионализм» и иные. Отдельное внимание уделяется психологии становления такой культуры у студента гуманитарного направления подготовки, выделяются его особенности и ключевые характеристики.

Ключевые слова: культура профессионально-проектной деятельности, педагогика профобразования, современная педагогическая наука, профессиональное становление специалиста, профессиональная подготовка бакалавра.

Annotation. The article is devoted to the study of the essence and specificity of such a pedagogical phenomenon as the culture of professional-project activity of a bachelor of a humanitarian university. This phenomenon is considered within the framework of this article from the position of the scientific category of vocational education pedagogy. Its content and structural and qualitative characteristics, specific features and characteristics are highlighted. The author considers such definitions as "project culture", "professional culture", "professional development of a humanities student", "professionalism" and others. Special attention is paid to the psychology of the formation of such a culture in a student of the humanitarian direction of training, its features and key characteristics are highlighted.

Keywords: culture of professional-project activity, pedagogy of vocational education, modern pedagogical science, professional development of a specialist, professional training of a bachelor.

Введение. С каждым годом гуманитарное образование претерпевает все больше изменений и ориентируется на модернизацию всей системы образования. Оно значительно расширяет свои потенциальные возможности, а также привлекает все большее количество разнообразных специалистов в процесс организации и управления образовательным пространством. На сегодняшний день в общей системе образования появилась тенденция к применению проектного метода в различных областях науки и практики, в том числе и в образовательной деятельности. Таким образом, все большее количество студентов сегодня привлекается к процессу проектирования, который охватывает различные сферы социальной, творческой и индивидуальной жизнедеятельности каждого современного человека.

Проектирование на сегодняшний день является актуальной и значимой областью человеческой деятельности, поскольку предусматривает не только развитие у проектировщика определённого спектра проектных и исследовательских умений, но и ориентируются на преобразование окружающей действительности, личностных качеств и навыков человека, преобразование образовательной и социальной среды. Именно оно становится основой современного практико-ориентированного образования, засчет чего достигаются высокие производственные и образовательные успехи студентами различных направлений подготовки, в том числе и гуманитариев. Проектная деятельность в гуманитарном вузе не всегда сводится к достижению материальных успехов, которые проявляются в виде наглядных конструкций, макетов, моделей, каких-либо предметов или устройств. Говоря о таком специфичном направлении подготовки, как гуманитарная направленность, следует помнить, что студенты-гуманитарии применяют проектные технологии в процессе конструирования концепций и методик для взаимодействия с профессиональной средой, объектом профессиональной деятельности и окружающей действительностью в целом. В связи с этим следует отметить, что проектирование может не всегда носить исключительно материально-ориентированный характер, но может заключаться и в теоретическом освоении и дополнении теоретического базиса конкретного направления подготовки.

Изложение основного материала статьи. Выработка культуры профессионально-проектной деятельности на сегодняшний день является ключевым направлением, реализуемым в ходе профессиональной подготовки студентов гуманитарных и технических высших профессиональных учебных заведений, в связи с чем её специфики и сущности следует уделять особое внимание в научном ключе. Для этого нам представляется необходимым рассмотреть специфику построения культуры профессиональной и культуры проектной, поскольку они несколько различаются и обладают собственными специфическими характеристиками. Это важно для определения культуры профессионально-проектной деятельности бакалавра гуманитарного вуза с точки зрения научной категории педагогики профобразования и выделения содержательных и структурно-качественных характеристик такой деятельности [6].

По нашему мнению, под профессиональной культурой человека следует понимать его сформированности во всех смыслах: в творческой, культурной, социальной, личностной, профессиональной

и иных областях деятельности и развития. Профессиональная культура может включать множество и иных аспектов, однако нам представляется необходимым рассмотрение именно этих, поскольку они составляют главные области деятельности современного человека. Кроме того, профессиональная культура ориентируется на создание у будущего специалиста или практикующего специалиста базы знаний и навыков, умений практического характера относительно профессиональной деятельности, которые он выполняет. Это необходимо для пополнения профессионально-ориентированного базиса, необходимого для выполнения непосредственных профессиональных задач, удовлетворение социального спроса на те или иные товары и услуги, выполнение социального заказа, соответственно ведущим тенденциям рынка труда и формирование новых профессиональных мощностей.

Профессиональную культуру нельзя сводить исключительно к непосредственному профессионализму и знаниям в области конкретной профессии. Важно понимать, что она представляет собой совокупность различных многоуровневых и многопрофильных аспектов, составляющих личностный и профессиональный потенциал человека. Сюда могут входить навыки самого различного характера: и исследовательские навыки, и практические, и проектные, и поисковые, и преобразовательные, и творческие, и иные. Кроме того, многие отечественные исследователи считают, что особый пласт профессиональной культуры составляют личностные качества человека, которые также как и все вышеперечисленные должны развиваться в ходе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении, поскольку полноценное влияние педагога на личность студента позволяет сформировать у него понимание процессов, происходящих в профессиональной и образовательной сфере, что позволяет ему в значительной степени преобразовывать и расширять собственный творческий и профессиональный потенциал.

Профессиональная культура характеризует человека как профессионала и высококлассного специалиста, способного осуществлять свою деятельность самостоятельно, находить в ней проблемы и наиболее спорные вопросы, решать их, привлекать к этому процессу различные инструменты и механизмы, выработанные в ходе профессиональной подготовки. Помимо этого, многие исследователи придерживаются мнения, что профессиональная культура всегда базируется на выраженном и развитом спектре качеств, связанных с самостоятельностью, с самообладанием, самоорганизацией и саморазвитием. Эти аспекты на сегодняшний день является ключевыми для каждого специалиста любого профиля, вне зависимости от его направления: гуманитарного или технического [8].

Таким образом, мы можем отметить, что в состав профессиональной культуры входит множество значимых для конкретной профессии элементов, навыков, умений, способностей, знаний, которые способны активно взаимодействовать в совокупности, воздействовать на профессиональное становление человека, на качество выполнения им профессиональных обязанностей, его индивидуальное отношение к отдельным профессиональным проблемам и вопросам [4].

Если же говорить о проектной культуре, то её мы считаем частью профессиональной, поскольку она являет собой комплекс, состоящий из навыков и умений проектного характера, связанных с поиском, исследованием, преобразованием и воспроизведением информации, необходимой для осуществления преобразовательной деятельности и реализации проекта. Такая культура входит в состав профессиональной, имеет более узкое значение и ориентируется на достижение проектных целей [1].

В нашем понимании проектная культура неизменно последует за профессиональной, поскольку без активного развития навыков проектирования и преобразования окружающей действительности невозможным дальнейшее профессиональное становление специалиста любого уровня и любого направления, поскольку именно в этом заключается его основная деятельность и задача как специалиста. Это связано с тем, что мир постепенно переходит к активному проектированию все большего количества различных пространств и ориентируется уже не на традиционные формы взаимодействия с различными областями социокультурного пространства, а на инновационные, базирующийся на разработках, инновационных проектах, нововведениях различного порядка [3].

Таким образом, мы можем заключить, что профессиональная культура имеет гораздо глубокую и широкую структуру, включает в свой состав в том числе и проектную, которая ориентируется на преобразовательной деятельности и развитию у студента проектных умений и навыков, регламентирует его проектную деятельность относительно каких-либо объектов проектирования. Именно под этим сложным и комплексным понятием мы будем подразумевать словосочетание культуры профессионально-проектной деятельности, которая включает в свой состав несколько важных аспектов:

- профессиональную культуру, сформированную в ходе профессиональной подготовки бакалавра в вузе гуманитарного направления, которая претерпевает различные стадии развития напротяжении всего профессионального пути будущего специалиста;

- проектную культуру, ориентирующуюся на выработку и становление у студента проектных навыков и умений, знаний проектного плана, которые в совокупности позволяют ему максимально эффективно и наиболее активно оказывать влияние на профессиональную среду и профессиональную деятельность, оптимизировать её, формировать новые профессиональные условия для развития тех или иных проектных решений;

- сформированную культуру профессионально-проектной деятельности, которая позволяет специалисту и будущему специалисту верно интерпретировать профессиональные риски, проблемы, существующие в конкретной профессиональной среде, а также прогнозировать и определять ключевые тенденции, связанные с дальнейшим развитием конкретной гуманитарный отрасли.

Исходя из этого, мы можем заключить, что культура проектно-профессиональной деятельности бакалавра гуманитарного вуза является важной научной категорией педагогики профобразования, а также обладает важнейшими содержательными, структурно-качественными характеристиками, отраженными в настоящем исследовании. Многие исследователи сходится во мнении о том, что педагогическое содержание рассматриваемого нами понятия существует в интегральном пространстве, в связи с чем его определяют, как ключевую социально-прогрессивную и творческую деятельность бакалавра гуманитарного вуза, которая:

- представляет собой диалектическое единство процессов формирования ценностей, норм, различных систем элементов и освоение культурного наследия, профессионального генезиса и развития той или иной темы, специфики проблем, существующих в ней;

- направлена как правило на преобразование окружающей действительности, на осуществление перехода от общего с освоения проектных и профессиональных элементов к личностному обогащению личности профессионала;

- позволяет осознать, сформировать и трансформировать образовательную деятельность в более культурном, нравственном, личностно и предметно-содержательном контексте из мысли, придать ей более ценностную оценку и характер.

Подобная культура, рассматриваемая нами в настоящем исследовании, позволяет профессионалу достичь максимальных успехов в профессиональной деятельности и преобразовать гуманитарную действительность, повлиять на процесс модернизации системы образования, а также оптимизировать различные социально-экономические процессы. Важным здесь является обращение внимания на инноватику, которая представляет собой формирование такой культуры. Дело в том, что любая профессиональная и проективная деятельность направлена на формирование нововведений и инноваций, которые способны преобразовать все вышеописанные сферы деятельности человека. Именно инновационная составляющая характеризует данную культуру как важнейшую категорию педагогики профобразования, которая на сегодняшний день занимает особое место в системе общей педагогической науке [2].

Педагогика профобразования ориентируется на выявление закономерностей, существующих в образовательной сфере, в области воспитания и развития, а также которая разрабатывает принципы обучения и воспитания, информационные и тактические технологии. Таким образом, она позволяет формировать новый спектр инструментов и механизмов воздействия на будущих специалистов, на бакалавров гуманитарных вузов, способных в дальнейшем развивать и образовательную, и профессиональную, и личностную, и творческую сферы социальных взаимоотношений.

Если же рассматривать культуру профессионально-проектной деятельности бакалавра гуманитарных вузов именно с позиции педагогики профобразования, то можно заметить, что современные педагоги относятся к формированию такой культуры достаточно тщательно и фундаментально, подходят к изучению этой темы достаточно подробно и своеобразно. С каждым годом все больше развивается теоретическая часть педагогической науки, формируется новый дефинитивный и понятийный аппарат, разрабатываются новые теории и методики преподавания, выявляются новые технологии и инструменты воздействия на образование и воспитание подрастающего поколения. В связи с этим многие отечественные педагоги, обращаясь к научному исследованию и обоснованию феномена культуры профессионально-проектной деятельности бакалавра гуманитарного вуза, отмечают, что она выстраивается на основе личностно-ориентированного подхода и интегрирует в своем составе множество педагогических технологий инновационного и традиционного характера [9].

Если говорить о традиционных, то здесь важно отметить, что на сегодняшний день традиционная система образования утрачивает свое значение и популярность. Дело в том, что мир переходит к новому принципу взаимодействия людей, инновационные подходы, применяемые в системе образования, позволяют осуществлять взаимодействие на расстоянии, с учётом индивидуальных особенностей каждого отдельно взятого студента, а также регламентировать процесс образования согласно личностным убеждениям, желаниям и потребностям студентов. В связи с этим актуализируется вопрос внедрения в процесс обучения личностно-ориентированного подхода, который позволяет сформировать наиболее полную комплексную культуру профессионально-проектной деятельности бакалавра гуманитарного вуза, который особенно нуждается в формировании такой культуры, поскольку его деятельность напрямую связана с общением и налаживанием коммуникативных путей с иными членами общества.

Рассматриваемая нами культура характеризуется множеством характеристик, как содержательными, так и структурно-качественным. Перечислим лишь основные из них:

- в большинстве своем такой культуре характерно стремление к целенаправленному преобразованию социума, гуманитарной области, в рамках которой функционирует бакалавр гуманитарного вуза;

- ценностные ориентации и реализация ключевых ценностных установок выпускниками такого вуза;

- преобладание в профессиональной деятельности бакалавра практических действий, отказом от теоретизации собственной деятельности, обращение внимания исключительно на прикладные знания и умения;

- осуществление критериального отбора альтернативных средств осуществления профессиональной деятельности, а также ориентация на выполнение конкретных функций.

Выводы. Исходя из всего вышесказанного, отметим, что такой педагогический феномен, как культура профессионально-проектной деятельности бакалавра гуманитарного вуза является важным аспектом и научной категорией педагогики профобразования, что делает его особым вопросом, требующим стабильного и регулярного изучения со стороны педагогов, психологом в и иных специалистов, связанных с образовательно-воспитательной деятельностью.

Литература:

1. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - М.: Изд-во Ун-та РАО, 2002. - 253 с.

2. Поздняков, А.П. Формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе: дис. ... д.п.н. / А.П. Поздняков. - М.: РГСУ, 2007. - 358 с.

3. Романова, Е.Ю. Формирование в вузе профессиональноматематической культуры будущих специалистов в сфере бизнесинформатики: дисс. ... к.пед.н. / Е.Ю. Романова. - М.: РГСУ, 2013. - 205 с.

4. Сериков, В.В. Личностно развивающее образование: мифы и реальность / В.В. Сериков // Педагогика. - 2007. - № 10. - С. 3-12.

5. Старовойтова, Л.И., Демидова, Т.Е. Социальная работа и социальное образование: проблемы совершенствования подготовки кадров социальной сферы / Л.И. Старовойтова, Т.Е. Демидова и др. - М.: Изд-во РГСУ, 2009. - 162 с.

6. Толланд, Л., Пейша, И. Методологические аспекты системного проектирования / Л. Толланд, И. Пейша // Вопросы философии. - 1987. - № 2. - С. 27-42.

7. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 21-26.

8. Шапиро, В.Д. Управление проектами (Projects Management) / Н.И. Ильин, И.Г. Лукманова, А.М. Немчин, С.Н. Петрова, К.Г. Романова, В.Д. Шапиро / Под общ. ред. В.Д. Шапиро. - СПб.: «ДваТри», 1996. - 608 с.

9. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Изд-во «Смысл», 2001. - 365 с.

Педагогика

УДК 372.8.

кандидат педагогических наук Марачева Алла Владимировна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

РОЛЬ АНАЛИЗА ЖУРНАЛИСТСКОГО РАДИОПРОИЗВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье акцентируется внимание на том, что методология анализа журналистского произведения - важная составляющая методологической культуры будущего журналиста. Автором рассматриваются некоторые аспекты методики анализа журналистского произведения на радио. Обосновывается, что критерием анализа профессионализма радиожурналиста служит оценка его работы с такими выразительными средствами радиовещания, как слово, музыка, шумы, стилеобразующие технические средства радиожурналистики. Рассматривается анализ музыки, шумов и звуковых документов как часть методики анализа журналистского радиопроизведения.

Ключевые слова: методологическая культура будущего журналиста, методология анализа журналистского произведения, методология анализа радиопередачи, методика анализа журналистского радиопроизведения, натуральные выразительные средства радиожурналистики, звуковой документ, стилеобразующие технические средства радиожурналистики.

Annotation. The article focuses on the fact that the methodology of analysis of a journalistic work is an important component of the methodological culture of a future journalist. The author considers some aspects of the methodology of analysis of a journalistic work on the radio. It is proved that the criterion for analyzing the professionalism of a radio journalist is the assessment of his work with such expressive means of broadcasting as word, music, noise, style-forming technical means of radio journalism. The analysis of music, noise and sound documents is considered as part of the methodology of analysis of journalistic radio reproduction.

Keywords: methodological culture of the future journalist, methodology of analysis of journalistic work, methodology of analysis of radio transmission, methodology of analysis of journalistic radio production, natural expressive means of radio journalism, sound document, style-forming technical means of radio journalism.

Введение. Методология анализа журналистского произведения - важная составляющая методологической культуры будущего журналиста, без которой он не состоится как настоящий профессионал. В учебном плане по программе бакалавриата 42.03.02 Журналистика предусмотрено изучение таких профильных дисциплин, как Профессиональные творческие студии, Методика работы радиожурналиста, Актуальные проблемы радиожурналистики и некоторых других, которое предполагает освоение технологии создания и исследования материалов на радио.

Цель анализа журналистского радиопроизведения - определение качества журналистского произведения, его эстетической значимости, достоинств и недочетов. Предлагаемая методика позволяет анализировать как передачи современных радиожурналистов, так и студенческие материалы. Самоанализ должен помочь начинающему журналисту создавать более профессиональные работы.

Изложение основного материала статьи. Методика анализа журналистского радиопроизведения - это общая характеристика передачи как продукта совместной деятельности радиожурналиста со звукорежиссером, звукооператором, корреспондентами. В таком соавторстве иногда рождается название передачи, создаются ее рубрики, формируется стиль радиопроизведения. Критерием анализа профессионализма радиожурналиста служит, прежде всего, оценка его работы с выразительными средствами радиовещания - словом, музыкой, шумами, а также степень полноты раскрытия темы в рамках выбранного жанра (формы) радиопроизведения.

Общую характеристику журналистского произведения на радио следует начинать с идентификации радиостанции, в эфире которой выходит анализируемое журналистское произведение.

В России радиостанции по форме собственности делятся на государственные и частные, чем в значительной мере определяется содержание радиоэфира. Важное значение для анализа имеет формат, который определяется «по соотношению музыки и информационных блоков в эфирном времени: информационный (музыки в эфире практически не бывает, большая часть материалов такой радиостанции представляет собой новости и дискуссии); информационно-музыкальный (60-70% составляют информационные блоки и 30-40% - музыка); музыкально-информационные и музыкальные (доля новостей не превышает 10-15%) » [3].

Приступать к анализу журналистского произведения на радио следует после прослушивания передачи и определения темы материала.

Анализ журналистского радиопроизведения строится по следующей схеме:

1. Анализ названия радиопередачи.

2. Анализ композиции радиопередачи.

3. Определение жанра (формы) радиопроизведения.

4. Анализ использования методов сбора информации.

5. Анализ использования слова как натурального выразительного средства радиожурналистики.

6. Анализ использования музыки как натурального выразительного средства радиожурналистики.

7. Анализ использования шумов как натурального выразительного средства радиожурналистики.

8. Анализ использования звуковых документов.

9. Анализ использования стилеобразующих технических средств радиожурналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.