Научная статья на тему 'Культура правовой политики (рецензия на монографию: поленина С. В. Взаимосвязь правовой политики и культуры и ее отражение в законодательстве. М. : Издательский дом "Городец", 2016. 336 с. )'

Культура правовой политики (рецензия на монографию: поленина С. В. Взаимосвязь правовой политики и культуры и ее отражение в законодательстве. М. : Издательский дом "Городец", 2016. 336 с. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕЛИГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / CULTURE / POLICY OF LAW / INTERNATIONAL ACTS / LEGISLATION / GLOBALIZATION / RELIGION / EDUCATION / UPBRINGING / MULTICULTURALISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нематов Акмал Рауфджонович

В рецензируемой монографии рассматривается одна из актуальнейших юридических проблем - взаимосвязь правовой политики и культуры, коллизии между которыми сегодня, в эпоху глобализации, усилились. В рецензии анализируются позиции и идеи автора, касающиеся отдельных моделей взаимосвязи правовой политики и культуры и их законодательного воплощения как на международно-правовом уровне, так и на уровне национальных, внутригосударственных правовых систем. Оцениваются научно-методологические, теоретико-правовые и учебно-методические качества монографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of Legal Policy (Review of monograph: Polenina S. V. "Interrelation of legal policy and culture and its reflection in the legislation". M.: Publishing House "Gorodets", 2016. 336 p.)

In the reviewed monograph one of the most urgent legal problems - interrelation between the policy of law and culture the collision of which today, during a globalization era, amplified is considered. In the review position and the ideas of the author concerning separate models of interrelation of policy of law and culture and their legislative embodiment both at the international legal level and at the level of national, interstate systems of law are analyzed. Scientific and methodological, theoretical-legal and educational-methodical qualities of the monograph are estimated.

Текст научной работы на тему «Культура правовой политики (рецензия на монографию: поленина С. В. Взаимосвязь правовой политики и культуры и ее отражение в законодательстве. М. : Издательский дом "Городец", 2016. 336 с. )»

Нематов А. Р.

Культура правовой политики и

(Рецензия на монографию: Поленина С. В. Взаимосвязь J

правовой политики и культуры и ее отражение £

в законодательстве. М.: Издательский дом «Городец», 2016. е

336 с.) ^

Нематов Акмал Рауфджонович

Институт философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан ^ Заведующий отделом теоретических проблем современного государства и права,^

доктор юридических наук, доцент ^

РЕФЕРАТ Ш.

В рецензируемой монографии рассматривается одна из актуальнейших юридических проблем — взаимо- 3

связь правовой политики и культуры, коллизии между которыми сегодня, в эпоху глобализации, усилились. LQ

В рецензии анализируются позиции и идеи автора, касающиеся отдельных моделей взаимосвязи правовой О политики и культуры и их законодательного воплощения как на международно-правовом уровне, так и на О

уровне национальных, внутригосударственных правовых систем. Оцениваются научно-методологические, О

теоретико-правовые и учебно-методические качества монографии. ш

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА 5

культура, правовая политика, международные акты, законодательство, глобализация, религия, образование, I

воспитание, мультикультурализм Т

>

С

Nematov A. R. :г

Culture of Legal Policy

(Review of monograph: Polenina S. V. «Interrelation of legal policy and culture and its reflection in the legislation». M.: Publishing House «Gorodets», 2016. 336 p.)

Nematov Akmal Raufdzhonovich

Institute of Philosophy, Political Science and Law, Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan Head of Department of Theoretical Problems of the Modern State and Law Doctor of Science (Jurisprudence), Associate Professor

ABSTRACT

In the reviewed monograph one of the most urgent legal problems — interrelation between the policy of law and culture the collision of which today, during a globalization era, amplified is considered. In the review position and the ideas of the author concerning separate models of interrelation of policy of law and culture and their legislative embodiment both at the international legal level and at the level of national, interstate systems of law are analyzed. Scientific and methodological, theoretical-legal and educational-methodical qualities of the monograph are estimated.

KEYWORDS

culture, policy of law, international acts, legislation, globalization, religion, education, upbringing, multiculturalism.

Новая монография доктора юридических наук, профессора Светланы Васильевны Полениной является одной из ее последних работ, в которой в очередной раз поднимается важнейшая проблема теории права и государства, современной правовой науки, а именно вопрос о взаимосвязи правовой политики и культуры. Автор излагает свое теоретико-методологическое видение проблемы взаимодействия правовой политики и культуры в условиях все возрастающей правовой и культурной глобализации, в условиях имплементации международно-правовых стандартов в национальное, внутригосударственное право.

Монография состоит из четырех разделов, в которых рассматриваются отдельные модели взаимодействия правовой политики и культуры, в частности это международная, американо-канадская модель, модель континентальной Европы, практика Российской Федерации. Исследуя практику законодательного воплощения международных стандартов в сфере прав человека, С. В. По-ленина провела сравнительный анализ правовых систем различных стран, указала на расхождение западной и восточной (исламского Востока) модели взаимодействия правовой политики и куль-

^ туры. Использованный ею сравнительно-правовой метод научного познания позволил особенно и четко обозначить тот блок проблем, которые требуют своего скорейшего решения.

В первом разделе монографии рассматриваются международные аспекты взаимодействия ^ правовой культуры и правовой политики в условиях глобализации. Автор обращается к анализу е международных стандартов прав человека и их эволюции в различных культурно-правовых про-;Е странствах мира. Обоснованно утверждается, что процессы глобализации привели к столкновению ^ культурных ценностей различных народов и цивилизаций, в итоге перед учеными-юристами встаем ла задача определения механизмов эффективного взаимодействия этих ценностей и их сохране-^ ния. Следует согласиться с С. В. Полениной в том, что главная задача сегодняшнего дня — это ^ превращение глобализации в позитивную силу для всех народов мира (с. 17). из Особое внимание в первом разделе уделяется изучению миграционных процессов, как фак-° тору взаимодействия культур, тем более, что в последние годы эти процессы резко активизиро-о вались. Появилось и такое интересное понятие, как культурная миграция. Мигранты обычно ^ с трудом приспосабливаются к культурной традиции страны пребывания, но чаще такого «призе способления» не происходит. Они остаются приверженцами своей культуры. В итоге возникают > закрытые анклавы.

^ Анализирует в своей монографии С. В. Поленина и проблему гендерного равенства, как универсального принципа международного права, во взаимосвязи с культурой в целом и ее национальными проявлениями. Это способствовало выявлению ею целого комплекса культурологических проблем, связанных с реализацией гендерного равенства, в частности в рамках мировых религий. Идея универсальности международно-правовых стандартов прав и свобод человека, по мнению автора, была и остается практически господствующей в международно-правовой доктрине и практике. Но с принятием ряда региональных международных документов, ориентированных на создание стандартов и механизмов защиты прав человека применительно к культурным, историческим особенностям и традициям того или иного региона, эти стандарты начинают претерпевать изменения. В этом своем утверждении автор в основном апеллирует к Исламской декларации прав человека (1990) и Арабской хартии прав человека (1999) (с. 12).

Основным положительным результатом глобализации С. В. Поленина считает возрастание роли международного права не только в отношениях между государствами, но и во внутригосударственных правовых системах, расширение круга регламентируемых международным правом общественных отношений, увеличение числа участвующих в этом процессе государств, региональных международных союзов и создаваемых ими международных органов, в той или иной форме участвующих в создании международного права и механизмов их претворения в жизнь (с. 18, 19). Конечно, возрастание роли международного права в правовой жизни того или иного государства отражается не только в признании на конституционном уровне общепризнанных принципов и норм международного права, но и в получении ими приоритета над внутригосударственным правом. Такой принцип с некоторыми исключениями закреплен почти в конституциях практически всех стран мира. Например, в Таджикистане международное право имеет приоритет над внутригосударственными законами, но никак не над Конституцией страны, тем более что последняя вобрала в себя все те ценности, которые постулируются международным правом.

Второй раздел посвящен анализу национальных аспектов взаимосвязи правовой политики и культуры в североамериканских государствах. В эпоху глобализации политика в них ориентирована на создание мультикультурного общества. Законодательное закрепление принципов мульти-культуризма, как основных начал «выстраивания» взаимоотношений проживающих в этих государствах народов, стало основой организации их жизнедеятельности их образа жизни. При этом благодаря политике мультикультуризма обозначились новые подходы к защите населения, с древнейших времен проживающих на данной территории. Как отмечает автор, на протяжении Х1Х-ХХ вв. практика реализации принципа мультукультуризма претерпела определенную трансформацию. Было время, когда эта практика допускала явную асимметрию в отношении определенной части населения. Так, культурные традиции индейцев, проживающих на территории Канады, иногда противоречили основным демократическим правам и свободам, закрепленным в Хартии прав и свобод 1982 г. Эти коллизии разрешались путем снятия противоречий, как утверждает автор, между базисными и конституционными свободами и остальными правами, предоставляемыми индивидам именно как членам определенных групп. При этом законодательно отменялись именно исторические, культурные элементы, которые с целью их защиты были закреплены в действующем законодательстве. По мнению автора, это способствовало торжеству справедливости (с. 46). Между тем, как показывает практика, законодательная отмена исторически сложившихся отноше-

ний вовсе не приводит к их быстрому исчезновению. Именно их историческая материя и есте- ^ ственная природа способствуют их долгому существованию. и

В третьем разделе монографии С. В. Поленина подробно анализирует взаимосвязь и взаимо- ^ действие правовой политики и культуры в странах европейского континента. Ее исследование ^ базируется на практике трех ведущих государств — Германии, Великобритании и Франции. Такой © подход автора не случаен. Как известно, основу правовой политики, а также основные параметры ¡Е взаимодействия права и культуры в европейской семье, определяют и формируют именно эти х государства, что стало особенно очевидным в последние годы, с возникновением проблем, свя- к занных со второй волной за последние сто лет массовой миграции народов в Европу, представ- ^ ление ЕС в решении политических, экономических катаклизмов в регионе. ^

Европеизация и глобализация требуют более четкого определения правового контекста и ле- ш жащих в его основании правовых культур. По мнению М. Ван Хука, между правовыми культурами ° Европы возникли трения, которые могут послужить мотивами для их изменения в рамках этих о культур: это трения между «публичным» и «частным» правом, между национальным и общеевро- ^ пейским правом, это влияние процессуального права на материальное право, с точки зрения □= применения (или неприменения) последнего на практике, это напряженность между либеральной > идеологией свободного рынка (особенно на уровне ЕС) и идеологией более социально ориенти- ^ рованного права (которое получило развитие в XIX и XX вв. в большинстве европейских стран), это медленная конвергенция общего права и континентального права. Все это происходит в контексте весьма усилившегося правового плюрализма: с одной стороны, распространение власти государства на негосударственные и надгосударственные организации, с другой — создание права властными органами, которые не являются публичными1.

В разделе, посвященном Европейскому союзу и его членам, внимание уделяется изучению правовой природы, внешней и внутренней политики, а также культурной жизни европейских государств. С.В. Поленина в отличие от М. Ван Хука в вопросе взаимосвязи правовой политики и культуры больше акцентируется на политико-культурных моментах, нежели правовых. Автор монографии исследует пути создания в Европе единой европейской семьи в форме Европейского союза, обосновывает несостоятельность миграционной политики старого света, ориентированной на улучшение европейского генофонда, и ее политики мультикультуризма.

Образование Европейского союза, из которого уже, в силу всего происходящего, выходит Великобритания, и его миграционная политика обусловили появление новой проблематики во взаимосвязи права и культуры. Это, с одной стороны, общая ориентация входящих в ЕС стран на международные стандарты прав человека, закрепленные в важнейших международных документах. С другой стороны, максимальное соблюдение национальных интересов в условиях непрерывного возрастания числа прибывающих в эти страны мигрантов (с. 57). Как мы знаем, в европейское государство входит 27 государств, которые стремятся устроить свою жизнь по принципам мультикультуризма. Массовая миграция в Европу стала угрожать исчезновению самой европейской культуры. Перед европейцами возникла задача заново переосмыслить свои ценности, а это значит, что такая ее ценность, как мультикультурализм, утрачивает свое значение. Последние события в европейских странах уже диктуют, чтобы их «западный образ жизни» был «пересмотрен». Здесь на первый план выдвигаются требования и желания мигрантов (например, не использовать в общественных местах христианскую символику, не носить вызывающие одежды и т.д., и т. п.). Как видим перед европейцами стоит сложнейшая задача — сохранить свою культуру, идентичность, образ жизни, или же защищать не доказавшую свою жизнеспособность идею мультикультурализма.

В четвертом разделе монографии рассматриваются взаимоотношения правовой политики и культуры в Российской Федерации. Россия, будучи федеративным государством, является, как и западные государства, многонациональным государством и многокультурным обществом. Но, в отличие от западной модели, российское общество имеет более естественные и исторически обусловленные основы. Его этнико-культурные компоненты имеют более глубокие исторические корни и связи, нежели западные общества, в жизни которых просматриваются искусственно-принудительные оттенки, завуалированные под либеральные ценности. Но пока в России, как отмечает М. А. Супатаев, этническое сознание доминирует над осознанием гражданами принадлежности к общему государству2, которое пытается показать западные государства.

1 М. Ван Хук. Европейские правовые культуры в контексте глобализации // Правоведение. 2014. № 6. С. 6.

2 Супатаев М. А. К проблематике цивилизационного подхода к праву (очерки общей теории и практики). М., 2012. С. 98.

^ Анализировать взаимоотношения культуры и права в Российской Федерации невозможно без и учета тех факторов, которые способствовали распаду Союза ССР и наступивших в результате 2 этого негативных политических, экономических, правовых, культурно-духовных последствий не ^ только для российского государства и граждан, но и всего постсоветского пространства. Поэтому е интересными представляются размышления автора о развале СССР и его последствиях для рос-;Е сийского государства и его граждан (с. 94-100). По мнению С. В. Полениной, особенно большое х значение в данном случае имеет анализ ситуации в сфере образования именно в контексте вза-к имосвязи правовой политики и культуры. Целесообразно изучить результаты и процессы усвоения ^ знаний, обучения и просвещения, способствующие развитию и совершенствованию ума, вкуса и ^ характера человека (с. 102). Автор поддерживает осуществление образовательной деятельности ш как на государственном языке, так и на других языках, функционирующих в многонациональных ° регионах России, конечно, с учетом возможностей системы образования Российской Федерации,

0 а также соблюдение светского характера государственной политики и правового регулирования ^ отношений в сфере образования и др. (с. 104).

□= Следует заметить, что поднятые автором вопросы взаимодействия правовой политики и куль> туры в сфере образования актуальны не только для России, но и для всего постсоветского про-

1 странства. Мы солидарны с автором в том, что образование должно быть неотделимо от воспитания, которое составляет основу традиционной отечественной педагогики. Сохранение же многоязычия и светскости образования является гарантом эффективного воспитания подрастающего поколения в духе уважения, формирования толерантного мировоззрения у учащихся.

Одной из актуальных проблем в современном мире является демографическая проблема. Рассматривается обычно в двух аспектах: демографический взрыв (в основном наблюдается в восточных странах) и как демографический кризис, который имеет место в современном западном мире. Демографические проблемы в формате демографического кризиса были особенно актуальны после Великой Отечественной войны, а также после развала Союза ССР. Для России улучшение демографической ситуации является принципиальным вопросом. В его разрешении далеко не последнюю роль сыграло российское законодательство, предусматривающее соответствующие льготы для многодетных семей. Достижениям в этом направлении посвящена одна из глав рецензируемой монографии, в которой проводится глубокий анализ действующего законодательства Российской Федерации, посвященного демографическим вопросам.

В последней главе С.В. Поленина обозначила целый комплекс культурологических проблем, связанных с реализацией политики гендерного равенства. Исследуя практику законодательного воплощения международных стандартов в сфере гендера, ученая провела сравнительный анализ правовых систем различных стран, указала на расхождение западной и исламской практик разрешения проблемы гендера. Важным представляется культурологический подход автора к праву в целом и гендеру в частности. Гендерное равенство возможно именно в условиях высокой правовой культуры граждан государства.

Рецензируемая работа завершается заключением автора и приложением нормативно-правовых документов (универсальных и отраслевых международно-правовых актов, ратифицированных Российской Федерацией, и внутригосударственного законодательства в сфере прав женщин и детей, а также обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин в семейных правоотношениях).

Монография С. В. Полениной читается легко и с интересом. Она содержит новые научные подходы, взгляды, идеи и положения, которые заслуживают внимания при исследовании проблем правовой политики, их взаимосвязи с культурой, их законодательного воплощения. Это исследование очень полезно для таджикских ученых-юристов, политологов, философов, которые изучают, развивают, сохраняют и восстанавливают свою культурную идентичность в сложных условиях глобализации. Монография поучительна как в плане изучения положительных моментов, так и в плане учета ошибок, допущенных в мировой практике в вопросе взаимодействия государственно-правовой политики и исторически сложившихся естественных социальных регуляторов, которые составляют отдельные элементы культуры того или иного народа.

Подводя итоги, отметим, что этот труд имеет междисциплинарный характер, в нем представлена ценная информация о глобализационных процессах, протекающих в мире, в контексте взаимодействия правовой политики государства и культуры общества. С учетом этого следует констатировать, что монография представляет интерес не только для юристов, но и для политологов, философов, социологов и специалистов в области международных отношений, но и для всех тех, кто посвятил себя юридической науке, студентам, аспирантам, преподавателям, государственным служащим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.