ритмического строя и основной последовательности синтагм оригинала, и, по возможности, фонетических с ним созвучий.
Список литературы:
1. Слово о полку Игореве. Ленинград, 1967.
2. Кожевников В. А. Тайны и загадки «Слова о полку Игореве». Москва, 2012.
3. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 16 т. М.; Л., 1937 - 1949. Т. XII.
4. Литературные знакомства. Москва, 2016. №4(27).
5. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. Москва, 1991.
Петренко Елена Серафимовна,
Управляющий директор Фонда «Общественное мнение», г. Москва.
Культура повседневности россиян
(порезультатам общенациональных опросов Фонда Общественное мнение)
Аннотация. В статье на основе анализа результатов общенациональных репрезентативных опросов общественного мнения рассматриваются стереотипы и новации в практиках досуговой деятельности современных россиян. По прежнему значительная часть свободного времени отводится традиционным досуговым занятиям (телесмотрение, общение с друзьями, чтение художественной литературы, кинопросмотры, рыбалка, дача, сад, огород и т.п.). Тем не менее, все чаще в ответах наших респондентов о занятиях в свободное время возникают общение в социальных сетях, компьютерные игры, шопинг, волонтерство, благотворительность и т.п. И хотя телесмотрение по-прежнему лидирует среди досугового времяпрепровождения, среди наших респондентов все чаще встречаются те, для кого работа становится чем-то вроде игры, забавы, заполняет собой большую часть суток. Более того пространство досуговой и рабочей деятельности становится как бы нераздельным, свободно перетекая одно в другое. Следствием этих тенденций становится размывание граней между ночными и дневными досуговыми занятиями и, более того, между рабочей и досуговой деятельностью.
Ключевые слова: общественное мнение, досуговые занятия, развлечения, телесмотрение, общение, чтение, шопинг, досуговые практики, свободное время, литературные жанры, концепции свободного времени, ночная культура, ночное времяпрепровождение.
Досуг россиян: развлечения и увлечения
Судя по результатам общенациональных опросов Фонда Общественное мнение сегодня у россиян наиболее распространены и популярны пять разных стилей проведения досуга.
Самый популярный набор досуговых занятий: просмотр ТВ, общение с друзьями, чтение книг. На втором месте - компьютерные игры, общение в интернете. На третьем - автомобили, рыбалка и/или охота и/или дача, сад,
огород. Казалось бы ожидаемая, типичная ситуация. Однако, все чаще и все заметнее приобретают популярность некогда едва заметные тенденции.
Во второй половине ХХ века в России появились люди, которые стали ценить свое свободное время больше, чем рабочее. Они стремились отдыхать, но по-новому. В нашей стране появились такие способы проведения досуга, как хождение по магазинам не с целью что-то купить, а так, просто поглазеть и рассказать друзьям.
Сегодня это называется — «шопинг». К настоящему времени уже каждый десятый (12%) взрослый (18+) житель России рассматривает шопинг в качестве развлечения («ходит по магазинам для удовольствия»). Интересы любителей «развлекательного шопинга», конечно, направлены, прежде всего, на предметы гардероба. Хотя чуть позже появился и «терапевтический шопинг», который позволяет достигать эмоционального или психологического равновесия, стабильности [1].
Сейчас в общественном мнении происходит трансформация отношения к досуговым практикам. Досуг и его формы, и его содержание сегодня меняются как инструментально, так и содержательно. Развлечения (у кого чтение, у кого игры, у кого ловля покемонов, у кого клубные посиделки, у кого ТВ, у кого беседы «на кухне» в узком кругу своих) занимают все большую часть суток. Сегодня можно встретить и тех, для кого работа становится чем-то вроде игры. А эти «рабочие игры» происходят в самых разнообразных социальных пространствах.
И все же самым массовым занятием в свободное время у россиян по прежнему остается телевизор. «Перед телевизором» проводят свободное время 25% наших респондентов, еще 10% просто сидят дома: «диван ровняют». Телевизор смотрят, в первую очередь, чтобы ориентироваться в текущих событиях в стране; расслабиться, отдохнуть, приятно провести время; понимать актуальные проблемы страны и общества и забыть о повседневности, о тревогах и проблемах.
Молодые предпочитают всем другим занятиям общение с друзьями, люди с высшим образованием любят читать, люди с высокими доходами одинаково увлеченно смотрят телевизор и общаются с друзьями. Кроме того, россияне любят проводить досуг с семьей, детьми и внуками, читать, сидеть за компьютером, гулять и встречаться с друзьями. Обратим внимание, что почти три четверти россиян сказали, что интересуются культурными событиями: выставками, фильмами, театральными постановками (достаточно вспомнить о многочасовых очередях на выставки Серова и Айвазовского, или о стоимости билетов в театр).
Среди мест проведения досуга россияне чаще всего называют торговые центры и леса, парки, природу. Довольно часто упоминают сауны и бани. Если посмотреть на досуговые практики жителей столицы, то 52% москвичей нравится бывать в торгово-развлекательных центрах, «потому что там все есть», 21% ходят в торговые центры без определенной цели, просто чтобы скоротать свободное время. Досуг в торговых центрах они проводят по-разному: 39% встречаются с друзьями, 52% ходят в кинотеатры, 56% посещают
кафе, рестораны и бары, 65% покупают непродовольственные товары (одежду, обувь, бытовую технику), 47% покупают еду.
Тем, как они проводят свободное время, россияне чаще всего довольны (66%), недовольных не так уж много (14%). Если бы у россиян появилось больше свободного времени, они уделили бы его своим родным, поехали бы в отпуск или занялись бы спортом [2].
Культурная политика государства, и какие виды искусств выбирают
россияне
Данные социологических опросов говорят о том, что большинство россиян относят культурную политику страны к вопросам первостепенной значимости. Большинство россиян считают, что хорошо, когда вокруг каких-то культурных событий - выставок, фильмов, театральных постановок -возникают споры и дискуссии. Более половины россиян сказали, что государство не должно запрещать те или иные выставки, фильмы и театральные постановки. Тем не менее, большинство (82%) участников наших опросов декларируют (т.е. проговаривают социально-одобряемую ценностную норму), что так или иначе государство должно контролировать содержание художественных произведений, - «иначе будет хаос»[3]. Больше половины (55%) респондентов считают, что государство должно финансировать театры, музеи, киностудии. При этом 46% взрослых россиян полагает, что допустимо запрещать конкретные театральные постановки, кинофильмы, выставки, книги. При этом половина (25% среди всех опрошенных) из них уверены, что решения о запрете могут принимать только профессиональные объединения деятелей культуры.
Среди различных видов искусств россияне предпочитают в первую очередь музыку (57%), на втором месте кино (43%) и на третьем литература (25%)[4] (см. рисунок 1).
Скажите, пожалуйста, какие виды искусств вы больше всего любите? (Карточка, не более трёх ответов)
60 50 40 30 20 10
57
43
1
25
I 1У 15 13 11 10 а 9
ш В 1—з 2 1
■ У Ни ы и
¿У
I Население с целом
Рисунок 1
При этом практически половина россиян затрудняются ответить на вопрос, что такое современное искусство. А каждый десятый респондент (по преимуществу возрастные группы) считает современное искусство не искусством, а «гадостью» и «безобразием». Кто-то причисляет к современному искусству «Бурановских бабушек», а кто-то - Стивена Кинга и Николая Баскова[5].
Рассмотрим популярные виды искусств чуть подробнее. И начнем с наиболее предпочитаемого - с музыки.
Ежедневно слушают музыку 57% россиян, еще 19% слушают ее 2-3 раза в неделю. При этом любимыми музыкальными направлениями россиян являются отечественная эстрадная музыка (ее предпочитают 46% россиян) и русский шансон (35%), за ними идет классика и народная, этническая музыка (28% и 27% соответственно) и лишь затем танцевальная (24%) и зарубежная эстрадная музыка (21%). А нелюбимыми направлениями - металл, хард-рок, панк-рок, а также рэп и хип-хоп. Особенно часто о нелюбви к последним направлениям говорят, как и следовало ожидать, женщины и старшее поколение.
Топ-5 любимых отечественных исполнителей - С. Михайлов, М. Круг, И. Кобзон, Ф. Киркоров и Н. Кадышева, группа "Золотое кольцо"; зарубежных -АББА, Мадонна, "Битлз", А. Герман и Д. Дассен.
Но любовь к музыке проявляется не только в ее прослушивании, наши сограждане и сами не против что-нибудь исполнить - поют хотя бы иногда 57% россиян. Чаще всего люди поют в компании (35%), своим детям, внукам (14%) и в караоке (11%). Уверены, что у них это получается хорошо, - 28% опрошенных. Только 14% предпочитают делать это, когда их никто не слышит, остальным - или нужны слушатели, или все равно, слышат их или нет. Люди среднего и старшего возраста поют чаще всего народные или советские песни. У молодёжи предпочтения иные: они чаще всего исполняют русскую поп-музыку^].
Следующая страсть россиян - кино. Интерес к кино в нашей стране распространен широко: не реже раза в неделю смотрят фильмы по телевизору 81% россиян. Но средние показатели мало о чем говорят: у людей разного возраста предпочтения сильно различаются. Если среди молодых, 16-30-летних, москвичей почти половина любят смотреть кино в кинотеатре, четверть - в интернете, а по телевизору - только 12%, то уже в следующей возрастной когорте телевизор, хоть и с небольшим перевесом, «побеждает», а среди людей еще старше - «побеждает» безоговорочно.
Зарубежные фильмы предпочитают 14% опрошенных, российские - 18%, а вот советские - 45%. Зарубежное кино люди предпочитают, так как оно «более захватывающее - гонки, спецэффекты»; советское - за то, что оно «милое, доброе». Современные российские фильмы любят, «потому что это о нашем времени, в котором я живу». Мы любим фильмы о дружбе и любви, но народные деньги хотим тратить на историческое кино о России [7]. И хотя 39% опрошенных полагают, что современное российское кино находится на подъеме, 30% уверены - что оно в упадке.
И наконец, литература, где исторические романы лидируют по читательским интересам, опережая и детективы и любовные романы.
Только 7% россиян сообщили, что в их окружении сейчас читают больше, чем 10-15 лет назад, 65% опрошенных утверждают: их близкие читают меньше, чем раньше. Среди тех, кто читает художественную литературу (76% респондентов), любовь к классике и современным авторам распределена одинаково широко. В целом русских писателей предпочитают зарубежным, но среди молодых примерно половина читают зарубежную литературу не реже отечественной, а среди людей постарше интерес к нашей литературе явно преобладает.
Любовь к литературе прививается нашим согражданам еще с детства. Восемь из каждых десяти россиян рассказали, что им читали книжки в детстве, - как правило, мамы или бабушки. Самыми любимыми у взрослых россиян в детстве были, как они говорят, русские народные сказки, произведения А. Пушкина, К. Чуковского и Ш. Перо. Треть участников опроса сохранили свои детские книжки и читают их детям, но чаще книги покупают в магазине. Самое популярное детское чтение - русские народные сказки и стихи.
2015 год в России был объявлен Годом литературы. Среди мероприятий в рамках Года литературы россияне, помимо событий в библиотеках («в библиотеках семинары», «на работу приходят библиотекари и рассказывают о новинках литературы»), называют дни писателей: «дни Ахматовой, Пастернака», «писатель, наш земляк, Закруткин, - празднуем его день рождения», литературные чтения, мероприятия в школах и детских садах [8].
Почему же мы так стремимся развлекаться?
Это, прежде всего, связано с потребностью человека открывать все время что-то новое. Совершенствование техники позволяет все больше замещать воспринимаемый мир искусственным, виртуальным, давая возможность человеку оказываться в новых мирах.
Вот, например, дискотека в ночном клубе. Историческая преемница танцплощадки, она все же разительно от нее отличается. Вместо освещенного пространства, окруженного зрителями, с точно определенным источником звука и плавно танцующими парами — черная тьма, прорезаемая резкими вспышками света, до предела насыщенное ревом динамиков помещение, в котором оказывается крайне затруднительным всякий контакт людей друг с другом. Дискотечные танцы — это танцы в одиночку, танцы без особых правил, как тело «поведет». В этом измененном пространстве-времени человек получает возможность спрятаться в толпе, «быть собой», то есть осмыслить и ощутить свое я. Здесь господствует (еще один новый культурный атрибут) автокоммуникация — общение с самим собой. А человек как индивидуальность как раз и рождается в таком пространстве самоопределения.
Концепция времени у современного россиянина стала совсем иной. Временное пространство (исключая трудоголиков) делится на две автономные сферы: рабочее время и время свободное. Досуг оказался уникальным достоянием повседневной культуры, став пространством для человеческой самореализации. Обратим внимание, что досуговая и рабочая деятельности до
последнего времени осуществлялись в разных местах. Выделение пространства досуга привело к постепенному созданию скрытого от глаз публики интимного пространства, очень важного для формирования индивидуальности человека. А в традиционном обществе человек всегда на виду. Формирование интимного пространства и появление личного времени, свободного от общественного контроля, и стали главными предпосылками возникновения современной культуры развлечений.
Массовая культура, прежде всего, развлекает, потому что развлечения интересны всем. То есть сфера развлечений — это такая экспериментальная лаборатория по выработке новых культурных моделей и образцов поведения? Часто весь день нынешний активного возраста россиянин дожидается ночи — сакрального времени развлечений. Время от заката до рассвета манит людей, потому что ночью можно уйти в живущие по особым правилам пространства развлечений, реальные или виртуальные.
Ночь как дополнительный источник свободного времени и развлечений
По верному наблюдению Е. Дукова, по мере «заигрывания» россияне всё позже ложатся спать[9]. Действительно, жить и работать ночью в городах, особенно в мегаполисах, порой оказывается куда удобнее, чем днём. Число ночных жителей постепенно растёт, их потребности в ночных услугах в последние годы становятся более многообразными. Людей интересуют не только обычные развлечения, но и магазины, банки, клиники, дантисты, салоны красоты и прочее. Это отражается и на онлайн активности населения - с 2000 года значительно выросла доля тех, кто сидит в интернете в промежутке с 18 часов вечера до 6 часов утра.
Что-то принципиально новое входит в жизнь, вытесняя старые верования и привычки. В крупных городах люди начали примерять на этот отрезок суток то, на что перестало хватать дня. Оказалось, ночь может вместить даже больше событий, чем день. Экстрим — ночью! Гонки — ночью! Причёски, спорт, игры, кино, театр — всё ночью! Почти весь крупный продуктовый ретейл не закрывается на ночь.
Москва, конечно, самый ночной город - 44% москвичей (среди молодых - 58%) часто бодрствуют ночью. И мегаполис начинает отвечать меняющимся потребностям своих жителей. Так, в начале 2000-х был создан Городской информационный канал m24.ru, который сегодня обрабатывает несколько тысяч запросов каждую ночь [10]. При этом запрос на поддержку ночного досуга появляется не только в онлайн среде, но и офлайн, что способствует развитию городской инфраструктуры.
Половина столичных жителей хотя бы изредка ходят в ночные магазины, около половины - в аптеки, столько же - поздно вечером бывают в кафе. В представлении 53% респондентов, в Москве нет проблем, с тем чтобы в любое время купить продукты или получить какие-либо бытовые услуги, но четверть москвичей (среди молодых - треть) сталкиваются с недостатком предложения. В сентябре 2014 года в Москве запущены ночные маршруты общественного транспорта. Подавляющее большинство жителей столицы (86%) относятся к их
введению положительно, отрицательно - только 2%. В целом считают ночные услуги необходимостью 75% горожан, излишеством - 19% [11].
Однако ночные потребители рекреационных и развлекательных услуг есть не только в Москве и Питере, но и в мегаполисах и Центральной России, и за Уралом. Такой вывод можно сделать, например, из акции «Билайна», который предложил спецтариф с выдающимся названием «Мобильные вампиры». Этот тариф рассчитан на тех, кто не спит. За первые четыре месяца к нему подключилось больше шести миллионов абонентов, причём большинство этих «вампиров» живёт в регионах [12].
В крупных мегаполисах индустрия развлечений постоянно расширяет свои предложения в области ночного досуга. Их потребители далеко не однородная аудитория (в ней есть группы, которые совсем не пересекаются), но именно она является активным пользователем услуг рынка ночных развлечений. И одновременно работает, как будто развлекается. Здесь и «новые ботаны» (название производное от прошлого «ботаника», но совсем с иным смысловым акцентом). Идеи, которыми они озабочены, можно обговаривать в неформальной обстановке, в том числе и ночью.
В качестве еще одного примера развития ночной культуры можно привести набирающую все большую популярность акцию - «Ночь музеев». Эта международная акция, приуроченная к Международному дню музеев, во время которой можно осмотреть музейные экспозиции ночью. В эту ночь многие музеи открыты для посетителей после захода солнца и почти до утра. Основная цель акции — показать ресурс, возможности, потенциал современных музеев, привлечь в музеи молодежь. Впервые «Ночь музеев» была проведена в Берлине в 1997. Российские музеи присоединились к акции, спустя 10 лет, в 2007 году. Весной 2014 года накануне «Ночи музеев» ФОМ спросил россиян о том, в какие музеи они ходят и как часто. Чуть больше половины респондентов (51%) сказали, что любят ходить в музеи, а не любят такое времяпрепровождение только 8%. Наибольший интерес у россиян вызывают исторические, краеведческие музеи (42%) и музеи изобразительных искусств (26%), немного отстают по популярности музеи-усадьбы (14%) и дома-музеи известных людей (12%). Среди музеев, в которых россияне не бывали, но мечтают туда попасть, лидируют Лувр (11%) и Эрмитаж (7%), а также Третьяковская галерея (3%) и музеи Кремля (2%). О проведении акции знали или что-то слышали 41% россиян. Среди них 5% лично участвовали, а планировали поучаствовать 13%.
Вдохновившись весьма успешным проведением акции "Ночь музеев" с 2013 года в России также стала проводиться «Ночь искусств», а с 2016 года и "Ночь кино". В рамках этой акции проводятся специальные ночные сеансы в кинотеатрах, а также бесплатные показы отечественных фильмов на открытом воздухе.
Иными словами, в известном смысле пространство досуга в наше время, расширяясь, занимает все большую часть времени суток.
Список литературы:
1. Всероссийский репрезентативный опрос населения России старше 18 лет в режиме личного интервью ^асе-Ш^асе). 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Дата проведения: август 2016 г.
2. Источники данных об увлечениях россиян: 1) всероссийские репрезентативные опросы населения России старше 18 лет в режиме личного интервью ^асе-Ш^асе). Каждый опрос: 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Даты проведения: 25 мая 2014 г., 10 марта 2013 г., 16 декабря 2012 г. http://fom.rU/SMI-i-internet/11535, http://fom.ru/0braz-zhizni/10880, http://fom.ru/Rabota-i-dom/10846, 2) репрезентативный телефонный опрос москвичей 18 лет и старше по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%. Дата проведения: 22 декабря 2013 г. http://fom.ru/Obraz-zhizni/11366
3. Всероссийский репрезентативный опрос населения России старше 18 лет в режиме телефонного интервью по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов. 320 городов, 160 сел. 1000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%. Дата проведения: 26 апреля 2015 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/12148
4. Всероссийский репрезентативный опрос населения России старше 18 лет в режиме личного интервью ^асе-Ш^асе). 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Дата проведения: 15-16 сентября 2012 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/10731
5. Всероссийский репрезентативный опрос населения России старше 18 лет в режиме личного интервью ^асе-Ш^асе). 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Дата проведения: 10 июня 2012 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/10532
6. Источники данных о музыкальных предпочтениях: всероссийские репрезентативные опросы населения России старше 18 лет в режиме личного интервью ^асе-Ш^асе). Каждый опрос: 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Даты проведения: 15-16 сентября 2012 г., 25-26 октября 2014 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/10731 http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11835 .
7. Источники данных о кино: 1) всероссийские репрезентативные опросы населения России старше 18 лет в режиме личного интервью ^асе-Ш^се). Каждый опрос: 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Даты проведения: 23 июня 2013 г., 30 сентября 2012 http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11192 и http://fom.ru/Kultura-i-dosug/10788; 2) репрезентативный телефонный опрос москвичей старше 18 лет по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов. 1000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%. Дата проведения: 28 сентября 2014г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11855 и http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11856
8. Источники данных о литературе: 1) Всероссийский репрезентативный опрос населения России старше 18 лет в режиме личного интервью ^асе-Ш^се). 43
субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Дата проведения: 19 октября 2014 г. http://fom.ru/Rabota-i-dom/11848 2) всероссийский репрезентативный телефонный опрос населения России старше 18 лет по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов. 320 городов, 160 сел. 1000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%. Дата проведения: 26 июля 2015 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/12272 и http://fom.ru/Kultura-i-dosug/12273
9. Ночь: закономерности, ритуалы, искусство: Вып. 3 / ред.-сост. Е.В. Дуков. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2012. — 384 стр.
10. «Городской информационный канал m24.ru». Сайт http://www.m24.ru/
11 . Источники данных о ночных практиках россиян: 1) всероссийские репрезентативные опросы населения России старше 18 лет в режиме личного интервью ^се-Ш^се). Каждый опрос: 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Даты проведения: 20 января 2014 г., 22 февраля 2014 г. http://fom.ru/Ekonomika/11301 и http://fom.ru/SMI-i-internet/11481; 2) репрезентативный телефонный опрос москвичей старше 18 лет по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов. 1000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%. Дата проведения: 22 июня 2014 г. http://fom.ru/Obraz-zhizni/11653
12. Ночь: закономерности, ритуалы, искусство: Вып. 3 / ред.-сост. Е.В. Дуков. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2012. — 467 стр.
13. Всероссийский репрезентативный опрос населения России старше 18 лет в режиме личного интервью ^асе^^асе). 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Дата проведения: 11 мая 2014 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11500
Попов Владимир Сергеевич,
автор 12 пьес, поставленных в театрах России и СНГ;
автор нескольких сборников драматургии и прозы, Член Союза писателей СССР (1989), Москвы (1992), Член Союза театральных деятелей РФ (1997).
Сценические интерпретации одной пьесы в различных национальных культурах (комедия «Идеальная пара» на сценах Баку, Ташкента, Бишкека,
Запорожья и многих театров РФ)
Аннотация. Статья посвящена комедии «Идеальная пара (О, Марианна!)», которая идет на сценах театров России и СНГ более 10 лет, по ней поставлено около двадцати спектаклей, в том числе: в Санкт-Петербурге, Смоленске, Ижевске, Белгороде, Иваново, Баку, Бишкеке, Ташкенте, Красноярске, Новосибирске.
Ключевые слова: драматургия, театр, сюжет, личность, впечатление.