Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ РОССИЯН (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫХ ОПРОСОВ ФОНДА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ)'

КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ РОССИЯН (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫХ ОПРОСОВ ФОНДА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ДОСУГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ / РАЗВЛЕЧЕНИЯ / ТЕЛЕСМОТРЕНИЕ / ОБЩЕНИЕ / ЧТЕНИЕ / ШОПИНГ / ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ / КОНЦЕПЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ / НОЧНАЯ КУЛЬТУРА / НОЧНОЕ ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петренко Елена Серафимовна

В статье на основе анализа результатов общенациональных репрезентативных опросов общественного мнения рассматриваются стереотипы и новации в практиках досуговой деятельности современных россиян. По прежнему значительная часть свободного времени отводится традиционным досуговым занятиям (телесмотрение, общение с друзьями, чтение художественной литературы, кинопросмотры, рыбалка, дача, сад, огород и т.п.). Тем не менее, все чаще в ответах наших респондентов о занятиях в свободное время возникают общение в социальных сетях, компьютерные игры, шопинг, волонтерство, благотворительность и т.п. И хотя телесмотрение по-прежнему лидирует среди досугового времяпрепровождения, среди наших респондентов все чаще встречаются те, для кого работа становится чем-то вроде игры, забавы, заполняет собой большую часть суток. Более того пространство досуговой и рабочей деятельности становится как бы нераздельным, свободно перетекая одно в другое. Следствием этих тенденций становится размывание граней между ночными и дневными досуговыми занятиями и, более того, между рабочей и досуговой деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ РОССИЯН (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫХ ОПРОСОВ ФОНДА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ)»

ритмического строя и основной последовательности синтагм оригинала, и, по возможности, фонетических с ним созвучий.

Список литературы:

1. Слово о полку Игореве. Ленинград, 1967.

2. Кожевников В. А. Тайны и загадки «Слова о полку Игореве». Москва, 2012.

3. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 16 т. М.; Л., 1937 - 1949. Т. XII.

4. Литературные знакомства. Москва, 2016. №4(27).

5. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. Москва, 1991.

Петренко Елена Серафимовна,

Управляющий директор Фонда «Общественное мнение», г. Москва.

Культура повседневности россиян

(порезультатам общенациональных опросов Фонда Общественное мнение)

Аннотация. В статье на основе анализа результатов общенациональных репрезентативных опросов общественного мнения рассматриваются стереотипы и новации в практиках досуговой деятельности современных россиян. По прежнему значительная часть свободного времени отводится традиционным досуговым занятиям (телесмотрение, общение с друзьями, чтение художественной литературы, кинопросмотры, рыбалка, дача, сад, огород и т.п.). Тем не менее, все чаще в ответах наших респондентов о занятиях в свободное время возникают общение в социальных сетях, компьютерные игры, шопинг, волонтерство, благотворительность и т.п. И хотя телесмотрение по-прежнему лидирует среди досугового времяпрепровождения, среди наших респондентов все чаще встречаются те, для кого работа становится чем-то вроде игры, забавы, заполняет собой большую часть суток. Более того пространство досуговой и рабочей деятельности становится как бы нераздельным, свободно перетекая одно в другое. Следствием этих тенденций становится размывание граней между ночными и дневными досуговыми занятиями и, более того, между рабочей и досуговой деятельностью.

Ключевые слова: общественное мнение, досуговые занятия, развлечения, телесмотрение, общение, чтение, шопинг, досуговые практики, свободное время, литературные жанры, концепции свободного времени, ночная культура, ночное времяпрепровождение.

Досуг россиян: развлечения и увлечения

Судя по результатам общенациональных опросов Фонда Общественное мнение сегодня у россиян наиболее распространены и популярны пять разных стилей проведения досуга.

Самый популярный набор досуговых занятий: просмотр ТВ, общение с друзьями, чтение книг. На втором месте - компьютерные игры, общение в интернете. На третьем - автомобили, рыбалка и/или охота и/или дача, сад,

огород. Казалось бы ожидаемая, типичная ситуация. Однако, все чаще и все заметнее приобретают популярность некогда едва заметные тенденции.

Во второй половине ХХ века в России появились люди, которые стали ценить свое свободное время больше, чем рабочее. Они стремились отдыхать, но по-новому. В нашей стране появились такие способы проведения досуга, как хождение по магазинам не с целью что-то купить, а так, просто поглазеть и рассказать друзьям.

Сегодня это называется — «шопинг». К настоящему времени уже каждый десятый (12%) взрослый (18+) житель России рассматривает шопинг в качестве развлечения («ходит по магазинам для удовольствия»). Интересы любителей «развлекательного шопинга», конечно, направлены, прежде всего, на предметы гардероба. Хотя чуть позже появился и «терапевтический шопинг», который позволяет достигать эмоционального или психологического равновесия, стабильности [1].

Сейчас в общественном мнении происходит трансформация отношения к досуговым практикам. Досуг и его формы, и его содержание сегодня меняются как инструментально, так и содержательно. Развлечения (у кого чтение, у кого игры, у кого ловля покемонов, у кого клубные посиделки, у кого ТВ, у кого беседы «на кухне» в узком кругу своих) занимают все большую часть суток. Сегодня можно встретить и тех, для кого работа становится чем-то вроде игры. А эти «рабочие игры» происходят в самых разнообразных социальных пространствах.

И все же самым массовым занятием в свободное время у россиян по прежнему остается телевизор. «Перед телевизором» проводят свободное время 25% наших респондентов, еще 10% просто сидят дома: «диван ровняют». Телевизор смотрят, в первую очередь, чтобы ориентироваться в текущих событиях в стране; расслабиться, отдохнуть, приятно провести время; понимать актуальные проблемы страны и общества и забыть о повседневности, о тревогах и проблемах.

Молодые предпочитают всем другим занятиям общение с друзьями, люди с высшим образованием любят читать, люди с высокими доходами одинаково увлеченно смотрят телевизор и общаются с друзьями. Кроме того, россияне любят проводить досуг с семьей, детьми и внуками, читать, сидеть за компьютером, гулять и встречаться с друзьями. Обратим внимание, что почти три четверти россиян сказали, что интересуются культурными событиями: выставками, фильмами, театральными постановками (достаточно вспомнить о многочасовых очередях на выставки Серова и Айвазовского, или о стоимости билетов в театр).

Среди мест проведения досуга россияне чаще всего называют торговые центры и леса, парки, природу. Довольно часто упоминают сауны и бани. Если посмотреть на досуговые практики жителей столицы, то 52% москвичей нравится бывать в торгово-развлекательных центрах, «потому что там все есть», 21% ходят в торговые центры без определенной цели, просто чтобы скоротать свободное время. Досуг в торговых центрах они проводят по-разному: 39% встречаются с друзьями, 52% ходят в кинотеатры, 56% посещают

кафе, рестораны и бары, 65% покупают непродовольственные товары (одежду, обувь, бытовую технику), 47% покупают еду.

Тем, как они проводят свободное время, россияне чаще всего довольны (66%), недовольных не так уж много (14%). Если бы у россиян появилось больше свободного времени, они уделили бы его своим родным, поехали бы в отпуск или занялись бы спортом [2].

Культурная политика государства, и какие виды искусств выбирают

россияне

Данные социологических опросов говорят о том, что большинство россиян относят культурную политику страны к вопросам первостепенной значимости. Большинство россиян считают, что хорошо, когда вокруг каких-то культурных событий - выставок, фильмов, театральных постановок -возникают споры и дискуссии. Более половины россиян сказали, что государство не должно запрещать те или иные выставки, фильмы и театральные постановки. Тем не менее, большинство (82%) участников наших опросов декларируют (т.е. проговаривают социально-одобряемую ценностную норму), что так или иначе государство должно контролировать содержание художественных произведений, - «иначе будет хаос»[3]. Больше половины (55%) респондентов считают, что государство должно финансировать театры, музеи, киностудии. При этом 46% взрослых россиян полагает, что допустимо запрещать конкретные театральные постановки, кинофильмы, выставки, книги. При этом половина (25% среди всех опрошенных) из них уверены, что решения о запрете могут принимать только профессиональные объединения деятелей культуры.

Среди различных видов искусств россияне предпочитают в первую очередь музыку (57%), на втором месте кино (43%) и на третьем литература (25%)[4] (см. рисунок 1).

Скажите, пожалуйста, какие виды искусств вы больше всего любите? (Карточка, не более трёх ответов)

60 50 40 30 20 10

57

43

1

25

I 1У 15 13 11 10 а 9

ш В 1—з 2 1

■ У Ни ы и

¿У

I Население с целом

Рисунок 1

При этом практически половина россиян затрудняются ответить на вопрос, что такое современное искусство. А каждый десятый респондент (по преимуществу возрастные группы) считает современное искусство не искусством, а «гадостью» и «безобразием». Кто-то причисляет к современному искусству «Бурановских бабушек», а кто-то - Стивена Кинга и Николая Баскова[5].

Рассмотрим популярные виды искусств чуть подробнее. И начнем с наиболее предпочитаемого - с музыки.

Ежедневно слушают музыку 57% россиян, еще 19% слушают ее 2-3 раза в неделю. При этом любимыми музыкальными направлениями россиян являются отечественная эстрадная музыка (ее предпочитают 46% россиян) и русский шансон (35%), за ними идет классика и народная, этническая музыка (28% и 27% соответственно) и лишь затем танцевальная (24%) и зарубежная эстрадная музыка (21%). А нелюбимыми направлениями - металл, хард-рок, панк-рок, а также рэп и хип-хоп. Особенно часто о нелюбви к последним направлениям говорят, как и следовало ожидать, женщины и старшее поколение.

Топ-5 любимых отечественных исполнителей - С. Михайлов, М. Круг, И. Кобзон, Ф. Киркоров и Н. Кадышева, группа "Золотое кольцо"; зарубежных -АББА, Мадонна, "Битлз", А. Герман и Д. Дассен.

Но любовь к музыке проявляется не только в ее прослушивании, наши сограждане и сами не против что-нибудь исполнить - поют хотя бы иногда 57% россиян. Чаще всего люди поют в компании (35%), своим детям, внукам (14%) и в караоке (11%). Уверены, что у них это получается хорошо, - 28% опрошенных. Только 14% предпочитают делать это, когда их никто не слышит, остальным - или нужны слушатели, или все равно, слышат их или нет. Люди среднего и старшего возраста поют чаще всего народные или советские песни. У молодёжи предпочтения иные: они чаще всего исполняют русскую поп-музыку^].

Следующая страсть россиян - кино. Интерес к кино в нашей стране распространен широко: не реже раза в неделю смотрят фильмы по телевизору 81% россиян. Но средние показатели мало о чем говорят: у людей разного возраста предпочтения сильно различаются. Если среди молодых, 16-30-летних, москвичей почти половина любят смотреть кино в кинотеатре, четверть - в интернете, а по телевизору - только 12%, то уже в следующей возрастной когорте телевизор, хоть и с небольшим перевесом, «побеждает», а среди людей еще старше - «побеждает» безоговорочно.

Зарубежные фильмы предпочитают 14% опрошенных, российские - 18%, а вот советские - 45%. Зарубежное кино люди предпочитают, так как оно «более захватывающее - гонки, спецэффекты»; советское - за то, что оно «милое, доброе». Современные российские фильмы любят, «потому что это о нашем времени, в котором я живу». Мы любим фильмы о дружбе и любви, но народные деньги хотим тратить на историческое кино о России [7]. И хотя 39% опрошенных полагают, что современное российское кино находится на подъеме, 30% уверены - что оно в упадке.

И наконец, литература, где исторические романы лидируют по читательским интересам, опережая и детективы и любовные романы.

Только 7% россиян сообщили, что в их окружении сейчас читают больше, чем 10-15 лет назад, 65% опрошенных утверждают: их близкие читают меньше, чем раньше. Среди тех, кто читает художественную литературу (76% респондентов), любовь к классике и современным авторам распределена одинаково широко. В целом русских писателей предпочитают зарубежным, но среди молодых примерно половина читают зарубежную литературу не реже отечественной, а среди людей постарше интерес к нашей литературе явно преобладает.

Любовь к литературе прививается нашим согражданам еще с детства. Восемь из каждых десяти россиян рассказали, что им читали книжки в детстве, - как правило, мамы или бабушки. Самыми любимыми у взрослых россиян в детстве были, как они говорят, русские народные сказки, произведения А. Пушкина, К. Чуковского и Ш. Перо. Треть участников опроса сохранили свои детские книжки и читают их детям, но чаще книги покупают в магазине. Самое популярное детское чтение - русские народные сказки и стихи.

2015 год в России был объявлен Годом литературы. Среди мероприятий в рамках Года литературы россияне, помимо событий в библиотеках («в библиотеках семинары», «на работу приходят библиотекари и рассказывают о новинках литературы»), называют дни писателей: «дни Ахматовой, Пастернака», «писатель, наш земляк, Закруткин, - празднуем его день рождения», литературные чтения, мероприятия в школах и детских садах [8].

Почему же мы так стремимся развлекаться?

Это, прежде всего, связано с потребностью человека открывать все время что-то новое. Совершенствование техники позволяет все больше замещать воспринимаемый мир искусственным, виртуальным, давая возможность человеку оказываться в новых мирах.

Вот, например, дискотека в ночном клубе. Историческая преемница танцплощадки, она все же разительно от нее отличается. Вместо освещенного пространства, окруженного зрителями, с точно определенным источником звука и плавно танцующими парами — черная тьма, прорезаемая резкими вспышками света, до предела насыщенное ревом динамиков помещение, в котором оказывается крайне затруднительным всякий контакт людей друг с другом. Дискотечные танцы — это танцы в одиночку, танцы без особых правил, как тело «поведет». В этом измененном пространстве-времени человек получает возможность спрятаться в толпе, «быть собой», то есть осмыслить и ощутить свое я. Здесь господствует (еще один новый культурный атрибут) автокоммуникация — общение с самим собой. А человек как индивидуальность как раз и рождается в таком пространстве самоопределения.

Концепция времени у современного россиянина стала совсем иной. Временное пространство (исключая трудоголиков) делится на две автономные сферы: рабочее время и время свободное. Досуг оказался уникальным достоянием повседневной культуры, став пространством для человеческой самореализации. Обратим внимание, что досуговая и рабочая деятельности до

последнего времени осуществлялись в разных местах. Выделение пространства досуга привело к постепенному созданию скрытого от глаз публики интимного пространства, очень важного для формирования индивидуальности человека. А в традиционном обществе человек всегда на виду. Формирование интимного пространства и появление личного времени, свободного от общественного контроля, и стали главными предпосылками возникновения современной культуры развлечений.

Массовая культура, прежде всего, развлекает, потому что развлечения интересны всем. То есть сфера развлечений — это такая экспериментальная лаборатория по выработке новых культурных моделей и образцов поведения? Часто весь день нынешний активного возраста россиянин дожидается ночи — сакрального времени развлечений. Время от заката до рассвета манит людей, потому что ночью можно уйти в живущие по особым правилам пространства развлечений, реальные или виртуальные.

Ночь как дополнительный источник свободного времени и развлечений

По верному наблюдению Е. Дукова, по мере «заигрывания» россияне всё позже ложатся спать[9]. Действительно, жить и работать ночью в городах, особенно в мегаполисах, порой оказывается куда удобнее, чем днём. Число ночных жителей постепенно растёт, их потребности в ночных услугах в последние годы становятся более многообразными. Людей интересуют не только обычные развлечения, но и магазины, банки, клиники, дантисты, салоны красоты и прочее. Это отражается и на онлайн активности населения - с 2000 года значительно выросла доля тех, кто сидит в интернете в промежутке с 18 часов вечера до 6 часов утра.

Что-то принципиально новое входит в жизнь, вытесняя старые верования и привычки. В крупных городах люди начали примерять на этот отрезок суток то, на что перестало хватать дня. Оказалось, ночь может вместить даже больше событий, чем день. Экстрим — ночью! Гонки — ночью! Причёски, спорт, игры, кино, театр — всё ночью! Почти весь крупный продуктовый ретейл не закрывается на ночь.

Москва, конечно, самый ночной город - 44% москвичей (среди молодых - 58%) часто бодрствуют ночью. И мегаполис начинает отвечать меняющимся потребностям своих жителей. Так, в начале 2000-х был создан Городской информационный канал m24.ru, который сегодня обрабатывает несколько тысяч запросов каждую ночь [10]. При этом запрос на поддержку ночного досуга появляется не только в онлайн среде, но и офлайн, что способствует развитию городской инфраструктуры.

Половина столичных жителей хотя бы изредка ходят в ночные магазины, около половины - в аптеки, столько же - поздно вечером бывают в кафе. В представлении 53% респондентов, в Москве нет проблем, с тем чтобы в любое время купить продукты или получить какие-либо бытовые услуги, но четверть москвичей (среди молодых - треть) сталкиваются с недостатком предложения. В сентябре 2014 года в Москве запущены ночные маршруты общественного транспорта. Подавляющее большинство жителей столицы (86%) относятся к их

введению положительно, отрицательно - только 2%. В целом считают ночные услуги необходимостью 75% горожан, излишеством - 19% [11].

Однако ночные потребители рекреационных и развлекательных услуг есть не только в Москве и Питере, но и в мегаполисах и Центральной России, и за Уралом. Такой вывод можно сделать, например, из акции «Билайна», который предложил спецтариф с выдающимся названием «Мобильные вампиры». Этот тариф рассчитан на тех, кто не спит. За первые четыре месяца к нему подключилось больше шести миллионов абонентов, причём большинство этих «вампиров» живёт в регионах [12].

В крупных мегаполисах индустрия развлечений постоянно расширяет свои предложения в области ночного досуга. Их потребители далеко не однородная аудитория (в ней есть группы, которые совсем не пересекаются), но именно она является активным пользователем услуг рынка ночных развлечений. И одновременно работает, как будто развлекается. Здесь и «новые ботаны» (название производное от прошлого «ботаника», но совсем с иным смысловым акцентом). Идеи, которыми они озабочены, можно обговаривать в неформальной обстановке, в том числе и ночью.

В качестве еще одного примера развития ночной культуры можно привести набирающую все большую популярность акцию - «Ночь музеев». Эта международная акция, приуроченная к Международному дню музеев, во время которой можно осмотреть музейные экспозиции ночью. В эту ночь многие музеи открыты для посетителей после захода солнца и почти до утра. Основная цель акции — показать ресурс, возможности, потенциал современных музеев, привлечь в музеи молодежь. Впервые «Ночь музеев» была проведена в Берлине в 1997. Российские музеи присоединились к акции, спустя 10 лет, в 2007 году. Весной 2014 года накануне «Ночи музеев» ФОМ спросил россиян о том, в какие музеи они ходят и как часто. Чуть больше половины респондентов (51%) сказали, что любят ходить в музеи, а не любят такое времяпрепровождение только 8%. Наибольший интерес у россиян вызывают исторические, краеведческие музеи (42%) и музеи изобразительных искусств (26%), немного отстают по популярности музеи-усадьбы (14%) и дома-музеи известных людей (12%). Среди музеев, в которых россияне не бывали, но мечтают туда попасть, лидируют Лувр (11%) и Эрмитаж (7%), а также Третьяковская галерея (3%) и музеи Кремля (2%). О проведении акции знали или что-то слышали 41% россиян. Среди них 5% лично участвовали, а планировали поучаствовать 13%.

Вдохновившись весьма успешным проведением акции "Ночь музеев" с 2013 года в России также стала проводиться «Ночь искусств», а с 2016 года и "Ночь кино". В рамках этой акции проводятся специальные ночные сеансы в кинотеатрах, а также бесплатные показы отечественных фильмов на открытом воздухе.

Иными словами, в известном смысле пространство досуга в наше время, расширяясь, занимает все большую часть времени суток.

Список литературы:

1. Всероссийский репрезентативный опрос населения России старше 18 лет в режиме личного интервью ^асе-Ш^асе). 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Дата проведения: август 2016 г.

2. Источники данных об увлечениях россиян: 1) всероссийские репрезентативные опросы населения России старше 18 лет в режиме личного интервью ^асе-Ш^асе). Каждый опрос: 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Даты проведения: 25 мая 2014 г., 10 марта 2013 г., 16 декабря 2012 г. http://fom.rU/SMI-i-internet/11535, http://fom.ru/0braz-zhizni/10880, http://fom.ru/Rabota-i-dom/10846, 2) репрезентативный телефонный опрос москвичей 18 лет и старше по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%. Дата проведения: 22 декабря 2013 г. http://fom.ru/Obraz-zhizni/11366

3. Всероссийский репрезентативный опрос населения России старше 18 лет в режиме телефонного интервью по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов. 320 городов, 160 сел. 1000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%. Дата проведения: 26 апреля 2015 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/12148

4. Всероссийский репрезентативный опрос населения России старше 18 лет в режиме личного интервью ^асе-Ш^асе). 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Дата проведения: 15-16 сентября 2012 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/10731

5. Всероссийский репрезентативный опрос населения России старше 18 лет в режиме личного интервью ^асе-Ш^асе). 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Дата проведения: 10 июня 2012 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/10532

6. Источники данных о музыкальных предпочтениях: всероссийские репрезентативные опросы населения России старше 18 лет в режиме личного интервью ^асе-Ш^асе). Каждый опрос: 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Даты проведения: 15-16 сентября 2012 г., 25-26 октября 2014 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/10731 http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11835 .

7. Источники данных о кино: 1) всероссийские репрезентативные опросы населения России старше 18 лет в режиме личного интервью ^асе-Ш^се). Каждый опрос: 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Даты проведения: 23 июня 2013 г., 30 сентября 2012 http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11192 и http://fom.ru/Kultura-i-dosug/10788; 2) репрезентативный телефонный опрос москвичей старше 18 лет по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов. 1000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%. Дата проведения: 28 сентября 2014г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11855 и http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11856

8. Источники данных о литературе: 1) Всероссийский репрезентативный опрос населения России старше 18 лет в режиме личного интервью ^асе-Ш^се). 43

субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Дата проведения: 19 октября 2014 г. http://fom.ru/Rabota-i-dom/11848 2) всероссийский репрезентативный телефонный опрос населения России старше 18 лет по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов. 320 городов, 160 сел. 1000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%. Дата проведения: 26 июля 2015 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/12272 и http://fom.ru/Kultura-i-dosug/12273

9. Ночь: закономерности, ритуалы, искусство: Вып. 3 / ред.-сост. Е.В. Дуков. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2012. — 384 стр.

10. «Городской информационный канал m24.ru». Сайт http://www.m24.ru/

11 . Источники данных о ночных практиках россиян: 1) всероссийские репрезентативные опросы населения России старше 18 лет в режиме личного интервью ^се-Ш^се). Каждый опрос: 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Даты проведения: 20 января 2014 г., 22 февраля 2014 г. http://fom.ru/Ekonomika/11301 и http://fom.ru/SMI-i-internet/11481; 2) репрезентативный телефонный опрос москвичей старше 18 лет по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов. 1000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,8%. Дата проведения: 22 июня 2014 г. http://fom.ru/Obraz-zhizni/11653

12. Ночь: закономерности, ритуалы, искусство: Вып. 3 / ред.-сост. Е.В. Дуков. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2012. — 467 стр.

13. Всероссийский репрезентативный опрос населения России старше 18 лет в режиме личного интервью ^асе^^асе). 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Дата проведения: 11 мая 2014 г. http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11500

Попов Владимир Сергеевич,

автор 12 пьес, поставленных в театрах России и СНГ;

автор нескольких сборников драматургии и прозы, Член Союза писателей СССР (1989), Москвы (1992), Член Союза театральных деятелей РФ (1997).

Сценические интерпретации одной пьесы в различных национальных культурах (комедия «Идеальная пара» на сценах Баку, Ташкента, Бишкека,

Запорожья и многих театров РФ)

Аннотация. Статья посвящена комедии «Идеальная пара (О, Марианна!)», которая идет на сценах театров России и СНГ более 10 лет, по ней поставлено около двадцати спектаклей, в том числе: в Санкт-Петербурге, Смоленске, Ижевске, Белгороде, Иваново, Баку, Бишкеке, Ташкенте, Красноярске, Новосибирске.

Ключевые слова: драматургия, театр, сюжет, личность, впечатление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.