Научная статья на тему 'Культура повседневности: основные ценности мусульман'

Культура повседневности: основные ценности мусульман Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7986
602
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА / МУСУЛЬМАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ МУСУЛЬМАН / MUSLIM CULTURE / MUSLIM VALUES / MUSLIM EVERY DAY LIFE CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зиннятуллина Гульшат Фяритовна

В статье рассматриваетсят значимость изучения мусульманской культуры сквозь призму повседневности. Проанализированы характерные особенности культуры повседневности, ее национальная, социальная и историческая составляющая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVERYDAY LIFE CULTURE: MAIN VALUES OF MUSLIMS

The author examines the importance of Islamic culture study through the prism of daily life. The characteristics of everyday life culture, its national, social and historical components are analyzed.

Текст научной работы на тему «Культура повседневности: основные ценности мусульман»

□_

74

Этнография, этнология и антропология

Г.Ф. Зиннятуллина

Культура повседневности: основные ценности мусульман

В статье рассматривается значимость изучения мусульманской культуры сквозь призму повседневности. Проанализированы характерные особенности культуры повседневности, ее национальная, социальная и историческая составляющая.

Ключевые слова: мусульманская культура, мусульманские ценности, культура повседневности мусульман.

Мусульманская культура, являющаяся составной частью мировой культуры, сыграла значительную роль в истории человеческой цивилизации и продолжает оказывать существенное влияние на различные области жизни разных стран мира. Для более глубокого понимания мусульманской культуры необходимо изучить ее сквозь призму повседневности. Культурология повседневности является комплексным направлением гуманитарного знания, которое стало развиваться с середины 90-х гг. XX в. Однако историческая традиция исследования повседневной жизни отдельными научными дисциплинами была еще раньше. Системный анализ повседневности предполагает определение и описание основных ее элементов и структуры, рассмотрение ее функций и динамики исторического развития.

Обратимся к значениям термина «повседневность». «Будни - 1. Рабочие, не праздничные дни. 2. Повседневная, обыденная жизнь» (Большой современный толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой). «Будни - Повседневная, обыденная жизнь» (Словарь русского языка С.И. Ожегова). «Будни ... 1. Не праздничный день, противоп. Праздник ... Деловая, трудовая сторона жизни (книжн.)» (Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова) [1].

Также можно провести некую параллель в европейских и восточных языках. В английском языке every day life означает «ежедневный»,

«повседневный», «каждодневный», «обычный», «житейский». Например, every day talk - разговор на бытовые темы, our every day life - наша повседневная жизнь. I doit every day - я делаю это каждый день. В арабском языке «yomiyuun» означает «ежедневный», «суточный», «периодический». Таким образом, значения термина «поседневность» в различных языках похожи.

Во второй половине XIX - начале ХХ в. были опубликованы работы Н. Костомарова, А. Терещенко, И. Забелина, Э. Виолле-ле-Дюка, П. Гиро, Э. Фукса и других, посвященные повседневной жизни. Вопросы, которые волновали ученых этой первой волны интереса к повседневности, можно свести к таким группам, как среда обитания: природа, город, деревня, жилище (в его обращенности вовне, наружу и внутреннее пространство, включая интерьер, мебель, утварь и т.д.); тело и заботы о его природных и социокультурных функциях: питание, физические упражнения, гигиена, врачевание, костюм; обряды перехода - рождение (крещение), создание семьи (свадьба), смерть (похороны); семья, семейные отношения, межличностные отношения в других микросоциальных группах (профессиональных, конфессиональных и др.); досуг: игры, развлечения, семейные и общественные праздники и обряды.

В ХХ в. Й. Хейзинга и представители школы «Анналов» (Л. Февр, М. Блок, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, Э. Ле Руа Ладюри и др.) стали изучать ментальные структуры повседневности. С именами представителей этой школы связан второй этап (1920-1980) развития историографии повседневности, для которого характерно внимание исследователей к ценностным смыслам проявлений повседневной жизни. Российские последователи этих ученых А.Я. Гуревич, Ю.Л. Бессмертный, А.Л. Ястре-бицкая работали на западноевропейском историческом материале [3].

Представления российских ученых о повседневности базируются на феноменологии (Ф. Бретано, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, позднее -Г.Г. Гадамера, Ж. Деррида и др.) и феноменологической социологии (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, Э. Гоффман и др.). Феноменологические идеи в России развивали Г.Г. Шпет, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев. В отечественной науке традиции социологической феноменологии продолжает Л.Г. Ионин; философско-культурологической - А.В. Михайлов, М.К. Мамардашвили, Г.Д. Гачев.

Культура повседневности - совокупность обыденных культурных явлений и процессов, которые повторяются на протяжении нескольких поколений и составляют определенную традицию мышления.

Культура повседневности имеет свою историю, т.к. определенные ментальные структуры исторически изменяются от одной культурной

к к эпохи к другой. Культура повседневности связана с природными и

о о климатическими условиями, этническим и национальным своеобразием

ее § определенного народа, исторически сложившимся бытом, обрядностью,

§ е трудовой деятельностью, досугом, таким образом, культура

Го

& х повседневности - результат регионального, эпохального и религиозного § своеобразия. Более того, культура повседневности вообще, и культура повседневности мусульман, в частности, не является результатом творения великих людей, как в специализированных формах культуры (философия, наука, искусство и др.). Она подразумевает образ жизни и мышления людей данной социальной общности и исторической эпохи и складывается из нравов, обычаев, верований, привычек сознания и поведения, способов мировосприятия и картины мира в целом, которые стали коллективным достоянием целых классов и сословий, нации на определенном этапе их исторического развития [3]. Таким образом, культура повседневности имеет свою национальную, социальную и историческую специфику и базируется на определенных ценностях.

В исламе выделяются следующие основные ценности: вера, жизнь, разум, продолжение рода, собственность. Эти ценности выступают в качестве основных объектов охраны шариата.

Во главе иерархии ценностей ислама находится вера. Именно вера, пять ее столпов - основные правила ислама, закладывают и в последующем определяют и развивают отношение человека к другим важнейшим ценностям - жизни, разуму, продолжению рода и собственности.

Второй ценностью ислама является жизнь. Она воспринимается как Божий дар, как самое ценное из всего того, чем наделил Бог всякое живое существо. Дарование жизни и отнятие ее - исключительная привилегия Бога. Для мусульманина считается священной обязанностью жить насыщенной жизнью и всегда быть готовым вернуть ее назад - по первому требованию Бога.

Третьей ценностью ислама является разум - способность человека понимать, логически и творчески мыслить. Отличие человека от иных существ заключается в том, что он наделен сознанием и свободой воли. Но разум может подвергнуться посягательству и претерпевать повреждение или ущерб в силу воздействия различных факторов. К таковым, например, относятся раздражительность, гневливость, стремление к корысти, невоздержанность и т.д. Так, в хадисах сунны Пророка не единожды говорится о гневе как о том, что помутняет разум.

Четвертой ценностью ислама является собственность. Собственность в исламе считается священной и неприкосновенной. Данное положение зафиксировано ныне и в конституциях многих государств, исповедующих

ислам. При этом основной акцент делается на всестороннее укрепление и развитие частной собственности, являющейся экономической основой этих государств.

Именно результатом честного, добросовестного труда является собственность. Поэтому труд в исламе имеет очень большое значение.

Продолжение рода представляет собой пятую ценность ислама. В продолжение рода видится продолжение веры и жизни. В силу этого шариат запрещает искусственное прерывание беременности, обеты безбрачия и т.д. В исламе отсутствуют институты монашества и затворничества. Нормы шариата довольно подробно регулируют семейно-бытовые отношения и устанавливают четкие права и обязанности супругов относительно друг друга. В исламе, как и в других религиях, заложены также общечеловеческие ценности, например, запрет на самоубийство, поощрение гостеприимства, помощь нуждающимся, объединение во имя благих дел, а не вражды [4].

Современная культура ислама восходит к классической мусульманской культуре 1Х-Х11 вв. Одной из ее важных характеристик является то, что основными структурными элементами классической мусульманской культуры этого периода выступают не столько науки (как в западноевропейской мысли), сколько ценностно-идеологические течения, которые определяют характер познания, интерпретации картины мира. Эти течения имеют общую парадигму, в основе которой лежит определенная совокупность оценок и представлений, относящихся к предельным основаниям бытия человека в мире, его собственной природы и связи с космосом, отраженных исламским мировоззрением. Именно в проблемном поле знания (основанном на идеале знания в исламе) мыслители мусульманского Средневековья решали каждую проблему в отдельности: вопросы культуры и политики, этики и эстетики, философии и права. Все основные философские и общественно-политические течения мусульманского Средневековья, не ограничивая себя только одним специфическим предметом познания, по отношению к политическим проблемам выступали как политические теории, к философским - как философские, к правовым - как юридические, к нравственным - как этические и т.д. Таким образом, средневековая мусульманская культура исходила и ориентировалась на такой идеал знания, который можно назвать единым и целостным, своего рода комплексным.

Ярким примером является работа известного средневекового мыслителя аль-Газали (1058-1111) «Возрождение религиозных наук», которую можно одновременно считать и философской, и юридической, и религиозной, и лингвистической, и культурологической, т.е. междисциплинар-

к к ной в современном понимании. При рассмотрении арабо-мусульманской

о о философии необходимо иметь в виду, что она отличалась от стро-

§§ го религиозного аспекта ислама. Процесс взаимопроникновения фило-

§ Е софии и теологии характеризовался постоянным столкновением двух

Го

&х основных подходов - рационалистического, продолжавшего традиции § греческой мысли, и традиционного, заключавшегося в прямом толковании т священных текстов (Корана и хадисов). И все же многие мыслители не придерживались в своем поиске такого разграничения. Нередко это были выдающиеся философы, например, Ибн Сина (Авиценна, ум. в 1037 г.), Ибн Рушд (Аверроэс, ум. в 1198 г.), Ибн Хальдун (ум. в 1406 г.). Философская мысль Ибн Сины оказала сильное влияние на философию мусульманского Востока, тогда как философская мысль Аверроэса наложила глубокий отпечаток на средневековую европейскую философию, где аверроизм был весьма важным философским течением.

Главной областью изучения на мусульманском востоке были моральные ценности. Мораль - это совокупность исторически изменяющихся правил, принципов, норм, регулирующих поведение людей в обществе. Каждый гражданин социума имеет свою систему моральных ценностей, нормы поведения, понятия о добре и зле, которые выражают, в конечном счете, его общественное положение и интересы. Многие религиоведы говорят, что религия создает нравственность, освещает ее правила. Эти слова полностью относятся и к характеристике ислама. Главная особенность религиозной мусульманской морали состоит в том, что ее нормы и правила объясняются как установленные Богом и принятые обществом. Примечательной особенностью исламской этики является то, что учение мусульман о нравственности носит характер «морали общественного пользования», конкретной этики, т.к. она тщательно регламентирует обыденную жизнь мусульманина, подвергая моральной оценке нравы и обычаи, правила общежития [2].

В эпоху глобализации, которая стала составляющей процесса развития человека, мусульмане находятся под влиянием кардинальных трансформаций. Эти трансформации касаются, в первую очередь, традиционных ценностей, культурной идентичности, поскольку ценности, формула «всеобщей» демократии, которые задаются процессом глобализации, зачастую противоречат общеисламским, а они являются источником повседневности мусульман.

Библиографический список g s

1. Будни // Tolkslovar

.ru. Общий толковый словарь русского языка. URL: http:// § tolkslovar.ru/b7345.html (дата обращения: 12.08.2014). ш |

2. Гильмутдинов Б.Р. Тенденции развития и педагогические условия ^ использования прогрессивной мысли ислама в современной школе: Дис. ... * канд. пед. наук. Казань, 2002. ^

3. Лелеко В.Д. Культурология повседневности: становление и современное состояние // Фундаментальные проблемы культурологии: В 4 т. / Отв. ред. Д.Л. Спивак. СПб., 2008. Т. 1.: Теория культуры. С. 377-389.

4. Туякова Н.Б. Система ценностей в современном исламском обществе // Вестник Карагандинского государственного университета. Сер. «Право». 2010. № 2 (58).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.