Научная статья на тему 'Культура постмодернизма и русские диссиденты'

Культура постмодернизма и русские диссиденты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
541
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура постмодернизма и русские диссиденты»

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

*

*- М. Т. Маркове

КУЛЬТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА И РУССКИЕ ДИССИДЕНТЫ

^7^ иссиденты 70 — х годов — представители ■Д^гЯ творческой интеллигенции, вынужденно покинувшие СССР, — оказались на Западе в иной культуре, иной цивилизации. Восприятие ими новой жизни было различным, (как, впрочем, и их отношение к тоталитаризму): от откровенного отрицания до поисков путей изменения советской системы изнутри и конвергенции двух систем на либеральной основе. Однако, несмотря на эти различия, после удушающей атмосферы застоя они почувствовали, что находятся в новом мире, основанном на плюрализме и свободе творчества. Эти настроения оказались адекватны культуре постмодернизма.

Постмодернизм представляет собой органичное сосуществование всех стилей, направлений и течений современной культуры, т. е. всех ее достижений и ценностей. Постмодернизм предполагает поиск не единства, а различия, поэтому сама по себе это культура неагрессивная и недидактическая. Однако она требовала глубокого знания истоков и основ общечеловеческой культуры, в том числе знания Библии, Корана, индийских и китайских священных книг. Многие оказавшиеся на Западе диссиденты именно в эмиграции стали воспринимать эти ценности мировой культуры, одновременно освобождаясь от политической и идеологической конъюнктурности.

Следует признать, что в условиях западного общества большинство диссидентов сумели реализовать свой талант, востребованный в

значительной степени и оцененный по достоинству. Примеров этому можно привести достаточно.

Один из самых первых совс’тских диссидентов — Рудольф Нуриев — “мальчик с Урала" (так он называл себя сам|, "танцовщик ~ звезда" (так называли его восторженные почитатели) — свыше трех десятилетий танцевал в самых престижных театрах мира. Путь артиста в большое искусство был очень сложен: работая в частных балетных труппах, Нуриеву долго пришлось упорно доказывать свое превосходство. Он сумел добиться всемирного признания благодаря невероятному труду и фантастическому служению танцу. Но, как говорил сам Нуриев, только на Западе ему удалось соединить “мечту с личной свободой".

Постижение западной культуры для многих диссидентов сопровождалось одновременным отказом от русской ментальностн. Так, Андрей Кончаловский отмечал существенное различие в восприятии окружающей действительности западными и русскими' творческими личностями. Западный .художник, по его мнению, верит в позитивность жизни, умеет довольствоваться малым, пока не достигнет большего, стремится к самосдержанности, взвешенности поступков и своих возможностей. Русский же менталитет основан на иных принципах — радикализме и нигилизме.

Органично вписался в западную (американскую) среду Иосиф Бродский. Еще в молодые годы он впитал в себя ценности западной цивилизации, знакомясь с английской литературой и изучая английский язык. Бродский стал уникальным двуязычным поэтом, одновременно создавая выдающиеся произведения и на английском, и на русском языках.

Сильное влияние со стороны американских и европейских художников испугали Э. Неизвестный, М. Шемякин, И. КаСюков, О. Рабин, О. Цалков. Но тем не менее они не стали подражателями западных авторитетов в искусстве, что и позволило им добиться признания. Так, Э. Неизвестный в первый же год пробивания за границей получил более 800 заказов! О. Рабин был приглашен в культурный центр “Мир искусства” в Париже, получив возможность выставлять свои работы в знаменитых салонах. Несколько его полотен приобрел президент Франции Франсуа Миттеран. В Париже и Нью-Йорке состоялись первые персональные выставки М. Шемякина. За шумным успехом последовало мировое признание. Но, как признавались сами художники, осталась ностальгия по России, московским и ленинградским друзьям. В душе все они остались русскими людьми

и при первой же возможности (после 1991 г.| предложили свое искусство освобождающейся от тоталитаризма Родине. М. Шемякин создал скульптурный портрет Петра I, размещенный на территории Петропавловской крепости, а Э. Неизвестный разработал сразу несколько проектов памятников жертвам сталинских репрессий.

Уникальное воспитание на двух культурах — немецкой и русской — получил знаменитый композитор Альфред Шнитке, что не могло не сказаться на всем его творчестве. Уже много лет Шнитке живет в Германии, но именно там он почувствовал свою близость к русской музыкальной традиции, особенно к С. Прокофьеву и Д. Шостаковичу.

Ряду писателей и поэтов — Г. Владимову, В. Войновичу, Ю. Кублановскому — также удалось избежать сильного влияния современной европейской культуры на свое творчество. Вдали от Родины они продолжали писать о России. В этом они видели возможность сохранить независимость как от западного влияния, так и от слияния с русской эмигрантской культурой первой волны.

Совершенно особое место в современной западной культуре занимает Александр Зиновьев, с 1978 г. проживающий в Мюнхене. Он, как и любая значительная личность, парадоксален и противоречив. Зиновьев стал знаменит во многом благодаря своим антикоммунистическим взглядам. Но после падения тоталитарного режима в России именно он пытается убедить молодое поколение более критически относиться к ценностям культуры западного мира. Так, он считает, что "свобода в культуре проявляется в аморальности и проповеди насилия. Борьба за ограничение свобод здесь столь же обычное явление, как и сама свобода". За пышным фасадом современной европейской жизни, по его мнению, "скрывается бедность, духовная опустошенность, моральная деградация".

Эта же мысль звучит и в сентенциях А. Кончаловского, который считает, что "[современный] европеец не в состоянии на чем-нибудь сконцентрироваться более трех минут. Ему все время нужен новый зрительный материал. Искусство становится ненужным, потребность в созерцании почти равна нулю". Ю. Кублановский также считает, что западное общество привыкло потреблять не только материальные, но и духовные ценности, создаваемые в друг их культурах (русской, африканской, азиатской...) Г. Владимов приводит слова выдающегося немецкого писателя Г. Бёлля о том, что "его плохо слышат”.

Своеобразную оценку современной западной постмодернистской культуры дает Эдуард Лимонов, который считает, что "идеализация заграницы, недостаточная информация о той жизни" часто приводят

к эмиграции. Но только пройдя через все ее тяготы, русские начинают понимать, что воспитанность западных наций, по Лимонову, — миф, который возник в московском обществе среди детей и внуков репрессированных. Будущие диссиденты, по мнению Лимонова, "ненавидели традиции своего народа”, что и привело к их массовой эмиграции. Но здесь, на Западе, многие убедились в том, что все подчинено идее добывания денег, а идеальным героем является тот, кто достиг наивысших административных или других постов. Роль культуры на Западе, полагает Лимонов, сведена до роли служанки этому идеалу. "Искусство не только не развивается в современном западном обществе, но, напротив, исчезает прямо пропорционально росту свободы, так как искусство — есть привилегия страдающего общества, а не сытого, изнеженного материальными благами", — пишет он.

Особое мнение и отношение к западной культуре — у писателя Александра Солженицына. Более 20 лет он находился в эмиграции. За это время он имел возможность познакомиться с различными направлениями современного искусства. Но Солженицын избрал судьбу анахорета, затворника Вермонта, и продолжает судить обо всем с позиции русского пророка. Он четко делит все искусство на реалистическое и авангард, который рассматривает как проявление разрушительной эстетики, во многом подготовившей революции и войны XX века. Современная культура постмодернизма, по мнению Солженицына, является продолжением авангарда начала века и не имеет реальной ценности, т. к. замыкается на себе, а у творца в таком случае ответственности нет ни перед кем. По мнению Солженицына, в отказе от традиций заложена враждебность ко всякой духовности. Для России необходимо отказаться от влияния Запада и поднимать национальные русские традиции, которые богаче, чем в иных западных странах. Такова позиция писателя, посвятившего себя изучению проблем русского общества от начала века до сталинских времен. Солженицын ищет идеал человека в дореволюционной России, считая, что у нашей страны своя, особая роль.

При этом, позволим себе заметить, писатель фактически отказывает в свободе творчества другим, пусть даже идущим в противоположном направлении, указывая им узкий коридор национальной идеи. Вместе с тем культура постмодернизма обращена к человеку, свободному в своем выборе, а, следовательно, оставляет место для любых творческих исканий.

Большинство советских диссидентов, находясь на Западе, чувствовали существенную разницу в природах западной и русской

культур. Западная цивилизация основана на греческом рационализме, христианской вере и римском праве. Культура же России питалась нигилизмом, соединением православия с язычеством и осознанием бесправия личности перед властью. Отсюда — особая ментальность русской души, где благородный либерализм Герцена соседствует с деликатностью Тургенева и летаргической безнадежностью обломовщины.

Диссиденты многое заимствовали у Запада, но, являясь представителями российской цивилизации, они не только приняли культуру постмодернизма, но и внесли заметный вклад в ее развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: новейший период М., 1992.

2. Давыдов Ю. Н. Парадоксы абстрактного культуролюбия // Наше наследие, 1990. Ыв 6.

3. Лукин Ю. Ф. Из истории сопротивления тоталитаризму в СССР. М., 1992.

4. Митчил А. Семнадцать интервью. М., 1992.

5. Не должно быть эмиграции // Родина, 1992. Г^.' 2.

6. Россия и Запад: взаимодействие культур // Вопросы философии, 1992. № 6.

7. Сарае кипа Л. Злободневность будущего // Знание —сила, 1991. № 6.

8. Солженицын А. И. Речь в Гарварде 8 июля 1978 г. // Родина, 1991. №9-10.

9. Солженицын А. И. Ответное слово на присуждении литературной награды Американского национального клуба искусств // Новый мир, 1993. № 4.

10. Солнцева А. Постмодернизм по-советски // Театр, 1991. N2 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.