Научная статья на тему 'Культура организации и культурная организация: к формированию новых социальных пространств'

Культура организации и культурная организация: к формированию новых социальных пространств Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1404
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТУРИЗМ / CULTURE / MANAGEMENT / SOCIAL ORGANIZATION / CULTURAL ORGANIZATION / TOURISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новичков Николай Владимирович

В статье рассматриваются особенности социальных систем с точки зрения их культурного проявления. В частности, отмечено, что сама социальная организация является культурой с соответствующими элементами и культурными проявлениями. Также социальная организация живет в рамках тех или иных культурных сред. Культура организации проявляется через ее миссию, человеческие отношения, организационную культуру, культурную среду, послания организации во внешнюю среду, культурный след социальной организации. В статье сформулировано понятие культурной организации и обозначено, что к образу культурной организации необходимо стремиться всем организациям в условиях повышения конкуренции и роста значимости экономики впечатлений. Человеческий мир состоит из множества отношений, организаций и разного рода ценностей. За весь период человеческой истории было создано и опробовано множество различных организационных форм человеческого сосуществования и совместной деятельности, начиная от общины и армии и заканчивая корпорациями и виртуальными организациями. Культура как базовая сфера человеческой деятельности, определяющая не только принципы отношений и поведения, но и развитие социума, оказывает самое существенное влияние на формирование и развитие всех без исключения организационных форм человеческих отношений. Интерпретация социальной организации как культуры предопределяет появление новых организационных форм. Одной из таких форм является кластер. Современная социальная организация должна стремиться стать существенным элементом культуры территории, сообществ или аудиторий, что проявляется в культурном становлении социальной организации, начиная от стереотипов поведения, связанных с ней людей, и заканчивая формированием образа будущего не только организации, но и всей связанной с ней культурной общности. В работе также, в частности, отмечена роль и место культурных организаций в современной туристической сфере России как отрасли, непосредственно производящей впечатления и формирующей соответствующие культурные сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL CULTURE AND CULTURAL ORGANIZATION: THE FORMATION OF NEW SOCIAL SPACES

The article discusses the features of social systems in terms of their cultural manifestations. In particular, it is noted that the most social organization is a culture with a respective structure and cultural manifestations. Also, social organization is living within different cultural environments. An organization's culture is manifested through its mission, human relations, organizational culture, culture medium, the message the organization to external environment, cultural footprint of social organization. The article defines the notion of a cultural organization and indicated that the image of a cultural organization should strive to all organizations in the conditions of increasing competition and the growing importance of the economy of experiences. The human world consists of a set of relations, organizations and various values. Over the entire period of human history has been created and tested a number of different organizational forms of human coexistence and joint activities, starting from the community and the army and ending with corporations and virtual organizations. Culture as a basic sphere of human activity, which determines not only the principles of attitudes and behavior, but also the development of society, has the most significant influence on the formation and development of all forms of organization of human relations. Interpretation of social organization as a culture determines the emergence of new organizational forms. One such form is a cluster. Contemporary social organization should strive to become an essential element of the culture area, community or audience, which is manifested in the cultural formation of social organization, from the behaviors associated with its people, and helping to shape the image of the future, not only the organization but also all related cultural community. The paper also notes in particular the role and place of cultural organizations in modern Russian tourism sector as an industry, directly generating impressions and forming appropriate cultural community.

Текст научной работы на тему «Культура организации и культурная организация: к формированию новых социальных пространств»

стр. 251 из 262

УДК 338.24.01 DOI: 10.12737/7486

КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ И КУЛЬТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

К ФОРМИРОВАНИЮ НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ

Новичков Николай Владимирович, доктор экономических наук,

Почетный работник науки и техники Российской Федерации,

Советник Министра культуры Российской Федерации, член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации,

novichkov@gmail.com

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В статье рассматриваются особенности социальных систем с точки зрения их культурного проявления. В частности, отмечено, что сама социальная организация является культурой с соответствующими элементами и культурными проявлениями. Также социальная организация живет в рамках тех или иных культурных сред.

Культура организации проявляется через ее миссию, человеческие отношения, организационную культуру, культурную среду, послания организации во внешнюю среду, культурный след социальной организации.

В статье сформулировано понятие культурной организации и обозначено, что к образу культурной организации необходимо стремиться всем организациям в условиях повышения конкуренции и роста значимости экономики впечатлений.

Человеческий мир состоит из множества отношений, организаций и разного рода ценностей. За весь период человеческой истории было создано и опробовано множество различных организационных форм человеческого сосуществования и совместной деятельности, начиная от общины и армии и заканчивая корпорациями и виртуальными организациями.

Культура как базовая сфера человеческой деятельности, определяющая не только принципы отношений и поведения, но и развитие социума, оказывает самое существенное влияние на формирование и развитие всех без исключения организационных форм человеческих отношений.

Интерпретация социальной организации как культуры предопределяет появление новых организационных форм. Одной из таких форм является кластер.

Современная социальная организация должна стремиться стать существенным элементом культуры территории, сообществ или аудиторий, что проявляется в культурном становлении социальной организации, начиная от стереотипов поведения, связанных с ней людей, и заканчивая формированием образа будущего не только организации, но и всей связанной с ней культурной общности.

В работе также, в частности, отмечена роль и место культурных организаций в современной туристической сфере России как отрасли, непосредственно производящей впечатления и формирующей соответствующие культурные сообщества.

Ключевые слова: культура, управление, социальная организация, культурная организация, туризм

стр. 252 из 262

Социальная организация как культура

Культура в широком смысле представляет собой всю совокупность созданных человеком духовных и материальных ценностей, а также систему отношений, возникающих в связи с человеческой деятельностью. В более узком представлении с культурой связаны все человеческие отношения, так или иначе сопряжённые либо с творчеством вообще, либо с художественным творчеством в частности.

Организации с точки зрения теории систем представляются как сложные структурированные, «по крайней мере частично самоуправляемые системы» (по Расселу Акоффу) [1, с. 71-72]. Очевидно, что организации существуют не только в человеческом, но и, например, в живом мире.

Таким образом, во множестве организаций существует подмножество социальных организаций, т.е. образований, возникающих вокруг человеческих отношений и человеческой деятельности [4].

Социальные организации либо создаются самим человеком, либо человек является в них базовым элементом. Некоторые социальные организации созданы природой. Примером подобных явлений выступают такие социальные организации, как исторически сложившиеся общества и государства. Но и в этом случае существовать данные системы без человека просто не в состоянии.

Является ли социальная организация элементом культуры? В случае широкого толкования категории «культура», безусловно, да, поскольку в этом контексте вся человеческая деятельность носит созидательный, а значит, культурный характер. Но даже если мы будем рассматривать культуру в узком («художественном») понимании этого слова, социальные организации также оказываются вовлеченными в культурные отношения.

Скажем больше, социальные организации как системы сами являются теми или иными культурами, т. е. общностями, основанными на человеческих отношениях и существующими вокруг уникальных духовых ценностей.

Культурная сущность социальной организации представлена в следующих составляющих (рис. 1):

— миссия организации как ее общественно значимое предназначение,

— вся совокупность людей и отношений между ними, так или иначе связанных с организацией,

— внутренняя организационная культура,

стр. 253 из 262

— культурная среда организации,

— внешняя культура организации, ее образы и послания, ориентированные во внешнюю среду,

— совокупность духовных ценностей (знания, опыт, решения, образов, впечатления, достижения, идеи и пр.), которые производятся в процессе жизнедеятельности организации и могут остаться после прекращения существования данной организации (культурный след организации) [3, 10].

Рисунок 1 - Социальная организация как культура

Как уже отмечалось, организация существует в культурной среде (внутренней и внешней), которая складывается из разных элементов (рис. 2). Рассмотрим эти элементы.

Отметим, что организационная культура проявляется не только в особенностях внутренней жизни организации, но и оказывает влияние на позиционирование, т.е. особенности присутствия во внешней среде: на рынках, в своей отрасли и даже в национальной экономике.

стр. 254 из 262

/>

и

Внесшие образы и послания организации

/

/

/

Внешние образы и послания организации

Культурная среда

общности/отрасли/

социума/региона/страны

\Всемирная культурная среда

Рисунок 2 - Социальная организация и ее культурная среда

Внешние образы и послания организации - это информационные ценности, которые, так или иначе связаны с данной организацией. К ним относятся:

— информация о продуктах данной организации,

— особенности ее позиционирования (публичная миссия, общая, коммуникационная

и иные стратегии, проявленное желание занять ту или иную рыночную нишу, политика на рынке труда, поведение по отношению к конкурентам

и пр.),

—репутация,

— слухи и домыслы,

— история, традиции, лица, лидеры, носители ценностей организации, культурный капитал людей, имеющих отношение к данной организации и др.

стр. 255 из 262

Образы и послания могут как порождаться самой организацией, так и появляться вне зависимости от ее осознанной политики, что необходимо учитывать в деятельности данной организации.

Культурная среда общности/отрасли/социума/региона/страны включает в себя все особенности культурных отношений внутри тех или иных формальных или неформальных объединений, к которым имеет отношение организация. К ним относятся:

— место и роль той или иной общности в жизни людей (общественная миссия данной общности),

— стереотипы поведения и особенности взаимоотношений внутри данной общности,

— элементы культурного наследия и культурной жизни, связанные с той или иной общностью, например, культура и искусство конкретного города или региона,

— общие даты, праздники, события и иные элементы отраслевой и прочей корпоративной культуры,

— история, традиции, лица, лидеры, носители ценностей данной общности, культурный капитал людей, имеющих отношение к данной общности и др.

Очевидно, что на конкретную организацию и её культуру оказывают влияние и другие организации с их культурой, образами и посланиями. Более того, та или иная организация входит в различные культурные общности с разными целями и ценностями. Например, на культуру конкретного туристического агентства оказывают влияния культурные особенности туристической сети, туристического оператора и даже туристического направления, с которым работает данное туристическое агентство, а также культура туристической отрасли, культура территориального образования, культура сообщества/сообществ, которые являются основным потребителем услуг данного туристического агентства, национальная культура и пр.

Что касается всемирной культуры или глобальной культурной среды, то она представляет собой не только всю совокупность культурных особенностей, но и всё культурное наследие, и все достижения мировой культуры. Элементы данной составляющей культурной среды имеют особое значение, поскольку формируют не только знания и стереотипы поведения конкретных людей, но и определяют глобальные, национальные и многие отраслевые и прочие тренды экономического, политического и иного развития. Число ее элементов значительно шире, например, составляющих

стр. 256 из 262

культуры отрасли и включают в себя, кроме обозначенных выше элементов, факторы уровня образования, религиозные особенности, коммуникационные факторы и пр.

Таким образом, организация, её организационная культура, а также её иные культурные особенности и составляющие являются элементами сразу нескольких культур как систем - отраслевых, региональных, национальных, что в совокупности входит в глобальную общность всемирной культуры.

Принципы отношений социальной организации с культурами

Несмотря на то что реальная социальная организация всегда конкретна и всегда локальна, забывать о ее принадлежности к национальной, всемирной и прочей культурам совершенно недопустимо.

Свои отношения с окружающей социальную организацию культурой и культурами нужно выстраивать, исходя из следующих принципов:

— каждый человек (акционер, сотрудник, потребитель, представитель компании подрядчика или конкурента и др.) так или иначе, осознанно или нет, но принадлежит в той или иной культуре или культурам, соответственно отношения организации с данным человеком должны выстраиваться с учетом культурного фактора,

— миссия организации, ее позиционирование, ее продукты и пр. реализуются в той или иной культурной среде, что также важно учитывать,

— уникальное положение на рынке организации, так или иначе связано с культурными особенностями, среди них — «звезды» и «герои», мода, дизайн, медиа, социальные сети и др.; фан-клубы и сообщества некоторых организаций или продуктов в сети — уже привычное явление в современной бизнес-деятельности,

— несмотря на изменчивость ряда культурных особенностей (мода и пр.) культурные факторы вместе с тем могут обеспечить стабильное отношение к организации со стороны различных социальных групп. Так, стереотипы поведения, религиозные особенности, культурные события, влияние культурного наследия и носителей культурных ценностей могут оказать как позитивное, так и негативное влияние на деятельность конкретной организации,

— наконец, только став признанным элементом культуры той или иной общности, региона или страны, организация в состоянии обеспечить себе долгосрочное функционирование и развитие [7, с. 55—64].

стр. 257 из 262

Последний аспект - наиболее интересен с точки зрения развития социальной организации. По большому счету, стать элементом культуры является базовым предназначением социальной организации с точки зрения ее стратегической устойчивости в условиях развития экономики впечатлений. Клиента уже, как правило, не интересует просто товар или услуга. Для него сейчас важнее то, какое впечатление сформировалось от оказания или использования товара или результата оказанной услуги [8].

Становление социальной организации в качестве элемента культуры подразумевает ее присутствие в следующих как минимум двенадцати элементах и проявлениях культуры:

— стереотипы поведения людей в различных социальных группах и аудиториях организации, а также правила поведения и разрешения конфликтов,

— мода и дизайн как принадлежность к той или иной культуре,

— язык и «новояз» как проявления культуры и культурных отличий,

— ассоциации элементов социальной организации с той или иной культурой или культурами,

— бренды, супербренды и мегабренды как способы фиксации культурных ценностей в жизни социальной организации,

— становление социальной организации как медиа или социальной сети для обмена информацией и иными ценностями в рамках той или иной культуры,

— становление социальной организации как общественной организации сторонников или симпатизантов тех или иных культурных ценностей с фиксацией членства в данной общности, формирования паролей, опознавательных знаков и иных элементов отличия одной культуры от другой,

— «привязка к местности», т.е. обеспечение связи социальной организации с культурой той или иной территории,

— становление социальной организации как элемента истории, накопленного опыта, а также сторителлинга, мифологии, связанной с той или иной культурой,

— участие в формировании знаний и иной общей информации как элемента культуры,

— участие социальной организации в формировании философии той или иной культуры с определенным образами прошлого, настоящего, а также желаемого будущего,

стр. 258 из 262

— как итог - становление социальной организация в качестве достопримечательности, а в идеале - в качестве элемента культурного наследия [6, с. 29-37].

Понятие культурной организации

Нужно отметить, что организация не только «пользуется» окружающей её или внутренней культурой, но и каждая конкретная социальная организация вносит свой вклад в ту или иную культуру, в ту или иную составляющую культурной среды, что связано с тем, что культура - это, среди всего прочего, накопленный социумом опыт, полученные достижения и сделанные обобщения. Таким образом, деятельность практически любой социальной организации тем или иным способом, в той или иной мере, осознанно или нет, но обогащает культуру, а принятые руководством организации уникальные управленческие, маркетинговые, организационные и прочие решения так или иначе, рано или поздно становятся общим достоянием. И если организационное проектирование начинается с формулирования миссии, то реализация этой миссии, осуществление важной или полезной общественной функции, превращение организации в явление, необходимое людям, не только обогащает учредителей данной организации, принявших правильные стратегические решения, но и мир новым культурным достоянием. Так или иначе, но социальная организация занимается творчеством, т.е. культурной деятельностью [9, с. 191-200].

Исходя из всего обозначенного выше, можно отметить, что культурная организация - это организация, осуществляющая собственное организационное проектирование, а также позиционирование, функционирование и развитие, учитывая особенности всех составляющих культурной среды и формируя свой собственный вклад в культуру.

Любая организация является культурной по определению или для получения данного «статуса» необходимо произвести какие-то действия?

Ответить на этот вопрос крайне просто: любая организация есть часть различных культур, в т. ч. всемирной. Но только культурная организация после осознания себя таковой и внесения соответствующих изменений в собственное функционирование и развитие способна извлекать из данного фактора крайне важную для себя полезность, что, в конечном итоге, повысит ее выживаемость, устойчивость и конкурентные преимущества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стр. 259 из 262

Безусловно, культурные отношения вокруг организации требуют появления новых организационных форм. Одной из таких новых форм является кластер.

Термин «кластер» пришел из информационных технологий и первоначально представлял собой совокупность нескольких слабо связанных вычислительных систем, работающих совместно для выполнения общих задач и представляющихся пользователю единой системой.

Таким образом, кластер - это система, работающая на решение тех или иных задач, используя возможности и ресурсы различных систем, имеющих непостоянные связи и часто неформальные отношения друг с другом и с данной системой.

Соответственно признаками кластера являются следующие аспекты:

— для получателя продукта (пользователю) кластер является полноценным целостным субъектом экономических или иных отношений,

— в кластере нет постоянных членов/участников/внутренних субъектов,

— сильной стороной кластера являются неформальные связи внутри него,

— очевидно, что кластеры в социуме можно рассматривать как некую частную форму социальной организации.

В настоящее время формируются самые разные кластеры в различных экономических и иных сферах: производственные кластеры, научно-внедренческие кластеры, туристические кластеры, культурные кластеры и др.

Кроме кластеров, различными новыми организационными формами являются виртуальные организации, проекты, сообщества и др.

Данные формы, наряду с традиционными, становятся основой для

функционирования и развития культурных организаций, значение которых ещё предстоит оценить.

По большому счету, культурная организация - это наивысший уровень развития организации, когда ее существование и деятельность для общества становятся таким же необходимым элементом, как жилье, питание или образование детей. Такое положение достигается со временем, но время - это необходимое условие, а достаточным условием является уже культура. Есть ли такие организации в окружающем нас мире? Я думаю, читатель легко ответит на данный вопрос и самостоятельно приведет примеры. Мы лишь отметим, что культурные организации уже давно представлены в туризме как сфере человеческой деятельности. Это, в частности, проявляется в следующем:

стр. 260 из 262

— туризм по предназначению связан с продвижением культурных ценностей той или иной территории или сообщества,

— основным продуктом туристической отрасли является впечатление, которое в свою очередь представляет собой культурное явление,

— туризм постепенно становится часть привычного образа жизни российских граждан, т.е. элементом их общей культуры,

— наиболее эффективные маркетинговые решения в туризме разрабатываются при учете культурных особенностей целевых аудиторий,

— в туризме чрезвычайно важны все формы неформальных, гибких и открытых отношений, что, в частности, повышает значимость кластеров, виртуальных организаций и иных новых организационных форм [2, 5, с. 75-81].

Таким образом, социальная организация как явление, формирующееся и существующее через человеческие отношения, неминуемо становится связанной с культурой. Сама социальная организация так или иначе становится культурой.

Проявления культуры в социальных организациях имеют серьезное стратегическое значение, позволяющие организации по-другому позиционировать себя в окружающем ее пространстве.

Эффективное проектирование, создание и развитие социальной организации позволяет стать ей значимой частью культуры соответствующей территории, сообщества или аудиторий. Данные аспекты уже широко представлены в туристической сфере.

Литература

1. Гиг Дж., ван. Прикладная общая теория систем: пер. с англ. - М.: Мир, 1981.

2. Косолапов, А.Б. География российского внутреннего туризма. - М.: КноРус,

2009.

3. Латфуллин, Г.Р., Новичков, Н.В. Политическая организация: учеб. пособие. -СПб.: Питер, 2007.

4. Надев, А.Т. Систематика. - Кн. 1: Концепция систематики. - 2-е изд. перераб. и доп. - Н.Новгород: изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2006. - 116 с.

5. Новиков, В.Г., Жубаркин, С.В. Аграрный туризм как фактор территориального развития и диверсификации сельской экономики // Экономика и управление. - 2013.

№10.

стр. 261 из 262

6. Новичков, Н.В. Городское искусство и предназначение современного города // Современные проблемы туризма и сервиса. - 2013. - №4.

7. Новичков, Н.В. Европейский город Пермь (Пермский культурный проект) // Современная Европа. - 2012. - № 3.

8. Новичков, Н.В. О некоторых аспектах развития туризма как части креативной экономики и экономики впечатлений // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 8(46). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic journal/number46/contents (дата обращения: 10.11.2014).

9. Новичков, Н.В. От бизнеса к творчеству // Свободная мысль. - 2010. - №9.

10. Организационная культура: учебник / под ред. В.Г. Смирновой. - М.: Юрайт,

2014.

ORGANIZATIONAL CULTURE AND CULTURAL ORGANIZATION:

THE FORMATION OF NEW SOCIAL SPACES

Novichkov Nikolai Vladimirovich, PhD (Doctor of Science) in Economics, Honorary Worker of Science and Technology of the Russian Federation, Advisor to the Minister of Culture of the Russian Federation, Member of the Expert Council at the Government of the Russian Federation,

novichkov@gmail.com

Russian State University of Tourism and Service,

Moscow, Russian Federation

The article discusses the features of social systems in terms of their cultural manifestations. In particular, it is noted that the most social organization is a culture with a respective structure and cultural manifestations. Also, social organization is living within different cultural environments.

An organization's culture is manifested through its mission, human relations, organizational culture, culture medium, the message the organization to external environment, cultural footprint of social organization.

The article defines the notion of a cultural organization and indicated that the image of a cultural organization should strive to all organizations in the conditions of increasing competition and the growing importance of the economy of experiences.

The human world consists of a set of relations, organizations and various values. Over the entire period of human history has been created and tested a number of different organizational forms of human coexistence and joint activities, starting from the community and the army and ending with corporations and virtual organizations.

Culture as a basic sphere of human activity, which determines not only the principles of attitudes and behavior, but also the development of society, has the most significant influence on the formation and development of all forms of organization of human relations.

Interpretation of social organization as a culture determines the emergence of new organizational forms. One such form is a cluster.

Contemporary social organization should strive to become an essential element of the culture area, community or audience, which is manifested in the cultural formation of social

стр. 262 из 262

organization, from the behaviors associated with its people, and helping to shape the image of the future, not only the organization but also all related cultural community .

The paper also notes in particular the role and place of cultural organizations in modern Russian tourism sector as an industry, directly generating impressions and forming appropriate cultural community.

Keywords: culture, management, social organization, cultural organization, tourism

References

1. Gig Dzh., van. Prikladnaia obshchaia teoriia system [Applied General Systems Theory]: per. s angl. - M.: Mir, 1981

2. Kosolapov, A.B. Geografiia rossiiskogo vnutrennego turizma [Geography of Russian domestic tourism]. - M.: KnoRus, 2009.

3. Latfullin, G.R., Novichkov, N.V. Politicheskaia organizatsiia [Political organization]: ucheb. posobie. - SPb.: Piter, 2007.

4. Nadev, A.T. Sistematika. - Kn. 1: Kontseptsiia sistematiki [Systematics. - Book 1: The concept taxonomy]. - 2-e izd. pererab. i dop. - N.Novgorod: izd-vo Volgo-Viatskoi akademii gos. sluzhby, 2006. - 116 s.

5. Novikov, V.G., Zhubarkin, S.V. Agrarnyi turizm kak faktor territorial'nogo razvitiia i diversifikatsii sel'skoi ekonomiki [Agricultural tourism as a factor of territorial development and diversification of rural economy] // Ekonomika i upravlenie. - 2013. - № 10.

6. Novichkov, N.V. Gorodskoe iskusstvo i prednaznachenie sovremennogo goroda [Urban art and the mission of the modern city] // Sovremennye problemy turizma i servisa. -2013. - № 4.

7. Novichkov, N.V. Evropeiskii gorod Perm' (Permskii kul'turnyi proekt) [European city of Perm (Perm cultural project)] // Sovremennaia Evropa. - 2012. - № 3.

8. Novichkov, N.V. O nekotorykh aspektakh razvitiia turizma kak chasti kreativnoi

ekonomiki i ekonomiki vpechatlenii [Some aspects of the development of tourism as part of the creative economy and the economy of impressions] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. - 2013. - № 8(46). [Elektronnyi resurs]: URL:

http://old.rguts.ru/electronic_journal/number46/contents (data obrashcheniia: 10.11.2014)

[Accessed on November 10, 2014].

9. Novichkov, N.V. Ot biznesa k tvorchestvu [From business to creativity] // Svobodnaia mysl'. - 2010. - № 9.

10. Organizatsionnaia kul'tura [Organizational Culture]: uchebnik / pod red. V.G. Smirnovoi. - M.: Iurait, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.