Научная статья на тему 'Культура огородничества сквозь призму мировоззрения сибирских жителей ХХ в'

Культура огородничества сквозь призму мировоззрения сибирских жителей ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ОГОРОДНИЧЕСТВА / РУССКИЕ СТАРОЖИЛЫ СИБИРИ / ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ КРЕСТЬЯН / МАГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ЗАПРЕТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фурсова Елена Федоровна

В статье рассматриваются агротехнические знания старожилов Сибири (Новосибирского Приобья) как условие успешного развития местного огородничества. Полевые материалы автора показывают, как велика была роль религиозных (магических) представлений, запретов, цифровой символики, связанных с огородными культурами. Стойкость подобных воззрений свидетельствует об укоренении различных групп русских крестьян в новых экологических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gardening culture through the prism of Siberian residents’ ideology in the XXth century

The article considers agronomic knowledge of the Russian old residents in Siberia (the Ob region) as a condition for successful development of local gardening. The materials of field researches show a great role of religious (magical) ideas, taboos, numeric symbols related with vegetables. Persistence of such ideas represents an adaptation of different groups of Russian peasants in the new environmental conditions.

Текст научной работы на тему «Культура огородничества сквозь призму мировоззрения сибирских жителей ХХ в»

цесса или при разбивке здания. Например, из-за того, что стена немного отклонилась от прямого угла, из-за того, что толщина стен не везде сделана одинаковой и имеет небольшие колебания, из-за чего идет отклонение в размерах помещений.

В целом проектные чертежи, выполненные в предполагаемых исторических мерах длины, которые были округлены при необходимости до целых или половинчатых чисел, при наложении на существующие обмерные чертежи имеют весьма точные совпадения. Видно, что они корректируют некоторые неточности, неровности обмерных данных, например, восстанавливают нарушения в параллельности и перпендикулярности стен, в полуокружности стен апсидной части храмов и т.д. Полученные в результате работы чертежи можно предположить как реконструкцию проектных размеров.

Таким образом, в результате исследования была выдвинута и проработана гипотеза, что исходные проектные размеры зданий-памятников архитектуры в тобольске на протяжении конца ХУП-ХУШ вв. были равными или очень близкими к этим размерам - аршин 711,18 мм, сажень трехаршинная - 2133,56 мм. При строительстве использовались целочисленные отношения.

Е.Ф. Фурсова, г. Новосибирск

культура огородничества сквозь призму мировоззрения

сибирских жителей хх в.13

Несмотря на многообразие исследований, посвященных вопросам жизнеобеспечения русского народа в Сибири, до настоящего времени многие составляющие традиционного регионального земледелия освещены неполно и неравномерно. В этом плане огородничество ХХ в. представляет собой наибольший интерес, поскольку в нем тесно переплелись реальные агротехнические традиции, мировоззренческие установки, рекомендации СМИ и разного рода учебных пособий и календарей.

Наибольшие пробелы наблюдаются в системе огородничества сибирских жителей, так как исторические источники (архивы, публикации) содержат либо очень мало сведений по этому вопросу, либо не имеют их совсем. Полевые этнографические изыскания позволяют, с одной стороны, реконструировать традиции этой наиболее этнически маркированной сферы народной культуры, с другой - выявить факторы, определяющие трансформации в возделывании наиболее актуальных для сибиряков огородных культур (картофель, капуста, корнеплоды, лук, огурцы и пр.).

Начиная с XVII в. русские, а позднее украинские и белорусские переселенцы привезли в Обь-Иртыш-Томское междуречье не только семена огородных культур, но и традиционные представления о правилах, запретах, числовых ориентирах, связанных с подготовкой семян, их посадкой, «окапыванием» растений и прочими видами сельскохозяйственных работ. Самобытность сибирского огородничества проявлялась в том, что ориентация посадок во времени была связана не с особенностями природно-климатических условий конкретного региона, но с определенными сакральными днями недели, года. Особенно отчетливо эта «нелогичность» прослеживалась в календарных сроках

13 Работа выполнена в рамках программы Х.100.3.4. «Культура жизнеобеспечения и природопользование народов Сибири сквозь призму мировоззрения: устойчивость и изменчивость». Институт археологии и этнографии СО РАН.

огородничества восточнославянских крестьян-переселенцев из более благоприятных для земледелия районов Европейской России.

Проведенные метеорологические исследования начала второй половины XIX в. позволили установить продолжительность морозного периода районов Сибири (Иркутска), включавшего 168 дней, т.е. больше, чем даже в считающемся столь неблагоприятным по климатическим условиям Санкт-Петербурге, для которого этот период оказался 151 день. В книге «Статистическое обозрение Российской империи» указывалось, что зима в России в это время была почти в 5 раз продолжительнее, чем в Западной Европе [1, с. 10].

В хозяйствах сибиряков конца начала ХХ в. выращивались в качестве постоянного набора огородных культур капуста, брюква, свекла, репа, морковь, редька и кое-что еще в зависимости от сложившихся традиций и регионально-климатических особенностей местности. Высаживались также культуры, которые служили в качестве дополнений и приправ к пище - чеснок, тмин, хрен и др. В послевоенные годы набор культур расширился и стал включать помимо корнеплодов и капусты, например, помидоры, а вместо тмина распространился укроп.

Сроки посадки огородных культур традиционно включали массу запретов на высаживание в зависимости от дней недели. Так, сибирские украинцы Кулунды считали невозможным что-либо садить в четверг, так как, по мнению информаторов, это грозило нападением червей (возможно, формальным основанием для запрета послужила соотнесенность звукового звучания «четверг» и «черви»). Исключались воскресные дни, работать в которые в соответствии с христианской идеологией было «грешно», и особо «тяжелые» дни - понедельники. До сих пор в селах с преобладающим населением из потомков Полтавской и Черниговской губерний пожилые женщины придерживаются правил высаживания семян в «женские дни» - среду и пятницу. Местные селяне объясняют это тем, что - «Она», Земля, «принимает в свои дни». В настоящее время дневные запреты помнятся только в семьях с устойчивыми традициями, передавшимися от лиц старшего поколения. Запреты на работы в христианские праздники, включая воскресенье, соблюдаются воцерковленными и частью не воцерковленных людей, испытывающих беспокойство по поводу неисполнения «законов» и располагающих личным опытом о возмездиях, «наказаниях» за несоблюдение соответствующих запретов.

Если в начале ХХ в. повсеместно большое значение придавалось выращиванию белокочанной капусты, то сегодня этот овощ потеснен многими другими разновидностями этой культуры (цветная, пекинская, савойская, брюссельская капуста, брокколи и пр.). А ведь именно с белокочанной капустой зафиксировано больше всего поверий, обычаев, и это не случайно, ведь капуста была одним из основных заготовительных продуктов, составляя важнейшую часть в рационе питания русских сибиряков. Кроме того, этот овощ являлся традиционным, завезенным в Сибирь с самого начального момента освоения новых земель. О традиционно «русском обычае» выращивания капусты и последующей заготовке ее на зиму в г. Березове писала польская ссыльная Э. Фелиньская в 1839-1841 гг.: «В конце августа или начале сентября производился сбор и шинкование капусты. На такие праздники звали своих родственников и знакомых. Работницы, делая это, пели».

Как и прочие огородные растения, капусту рекомендовалось высаживать семенами или рассадой обязательно в постные дни - в среду или пятницу, ориентируясь на нумерацию недель по Пасхе. Считалось, что крупные, сочные вилки вызреют, если

сроки посадки выпадают на нечетные пятые, седьмые и девятые недели, особенно благоприятными были среды и пятницы, ближние к Троицыну дню. Капуста, посаженная в четные восьмые и десятые недели, будто бы не способна была дать богатый урожай, оказывалась нестойкой к болезням, вредителям. По обычаю высаживали эту культуру под вечер. После посадки полагалось в три утра до восхода солнца тщательно поливать ростки. Последующие этапы обработки также приурочивались к определенным календарным датам. Так, «огребали», т.е. разрыхляли капусту под Ивана Купалу. По-видимому, чтобы не забыть эту хозяйственную заботу, про праздник Купалы говорили: «Постный Иван - с ведро кочан». Сегодня помнятся в основном сроки «огребания» капусты, что же касается сроков посадки, то они варьируются в зависимости от погодных условий. Садоводы и огородники ждут момента, чтобы земля стала «теплой». Бывает, что вслед за теплыми днями наступают холода и тогда все посадки замерзают, следовательно, людям приходится покупать рассаду и вторично высаживать на грядки. Разнятся с прежними не только обычаи выбора сроков посадки, но и ее способы: до Второй мировой войны семечки сеяли прямо в землю, сегодня высаживается предварительно пророщенная рассада.

В постные, т.е. нечетные, 3-й и 5-й дни недели старались высаживать и прочие овощи, такие как лук, брюкву, репу, редьку. Некоторые наши информаторы старшего возраста появление ряда культурных растений связывают с приездом российских переселенцев столыпинского периода. Например, в Барабинском районе традиция выращивания огурцов распространилась, как вспоминают, под влиянием белорусов в начале ХХ в.

При выращивании огурцов соблюдали довольно много предосторожностей. В отличие от капусты, лука и прочих овощей, огурцы не рекомендовалось садить на 5-й неделе по Пасхе, поскольку, по мнению селян, плоды при таких сроках вегетации могли вырасти «скрюченными». Наиболее приемлемой считалась последняя пятница перед Троицей, т.е. последний постный день на 7-й неделе. Старались подобрать безветренное время, чем будто бы впоследствии пресекался «пустоцвет». Многолетними стараниями было выработано множество способов борьбы с пустоцветом, которые, по мнению большинства крестьян, вполне «оправдывали» себя. Одно из самых распространенных средств от пустоцвета заключалось в заваривании бесплодных цветков кипятком и разбрызгивании отвара на грядках, что можно рассматривать как прием очистительной магии. Аналогичные же магические приемы использовали, набирая пустоцвет в рот, который жевали, выплевывая затем на огуречные побеги. Об этом способе обычно рассказывают: «Много пустоцвета, возьми, сорви. А то - возьмешь, сорвешь его, покусаешь и по грядке разбросаешь!» В среде российских переселенцев, например курян, считалось, что избавиться от пустоцвета можно подбросив его под ноги животным, прежде всего крупному рогатому скоту, овцам (по принципу контактной магии). Использовался и такой магический прием, когда маленьких мальчиков просили помочиться на огуречные гряды (прием симпатической магии) [2, с. 156]. Сейчас, когда огурцы высаживают рассадой и нередко в теплицы, про традиционные способы таких противоядий мало кто помнит, а люди в основном пользуются химическими спецсредствами (например фосфорными удобрениями) из магазинов соответствующего профиля.

Такие распространенные ныне овощи, как помидоры, появились в сибирских селах не так давно. В большинстве мест эта культура была неведома до Великой Отечественной войны и завезена уже в военное или послевоенное время из города или эвакуированными в сибирские села людьми (украинцами, немцами). Можно уверенно сказать,

что еще в 1940-1960-х гг. в отдаленных районах (Маслянинский, Сузунский, Северный и пр. районы Новосибирской области, Шалинский район Красноярского края) помидор не выращивали. это стало причиной отсутствия «числовых» традиций относительно временных сроков высаживания, «пасынкования» и прочих операций, связанных с возделыванием этой сельскохозяйственной культуры. Кроме того, в начальный период осваивания помидор не существовало обычая выращивания рассады, но их семена, как и прочих растений, просто закапывали в землю и поливали.

По-видимому, именно возможность применения разветвленных систем правил и запретов в традиционной сельскохозяйственной деятельности способствовало удачному протеканию адаптационных процессов, «укорененности» этнокультурных групп-миг-рантов в новых экологических условиях на протяжении XVIII - начала ХХ в. Развитие садово-огородного бизнеса в конце ХХ в., расширение сети радио- и телепередач, распространение всевозможной специализированной литературы привело к забвению связанных с огородничеством традиционных обычаев, запретов, которые стали неактуальны также по причине насыщенности российских рынков импортными и тепличными овощами. Земледелец-любитель, таким образом, перестал зависеть от урожайности произведенной продукции, которую, в случае необходимости, может приобретать в магазинах и, соответственно, делать необходимые заготовки на зимний период.

В отличие от культуры огородничества сельских жителей, традиции огородничества горожан выглядят довольно размытыми, проницаемыми для различных новаций. Безусловно, разными знаниями в агротехнике, трудовыми навыками, мировоззренческими установками обладают жители приусадебных хозяйств («свои дома») и так называемые «дачники», а также потомственные горожане и горожане первого поколения.

Литература

1. Статистическое обозрение Российской империи. - СПб., 1874.

2. Фурсова, Е.Ф. Традиции огородничества восточных славян Обь-Иртышского междуречья (конец XIX - начало ХХ в.) / Е.Ф. Фурсова // Опыт природопользования в Сибири в XIX-ХХ вв. - Изд-во Ин-та истории СО РАН. - Новосибирск, 2001. -С.151-162.

М.А. Целищева, г. Барнаул

здания толчеи на колывано-воскресенских заводах

Горный промысел в Алтайских горах возник в далекие времена, от которых до нас дошли остатки чудских копий. Благодаря этому в 1723 г. близ Колыванского озера были найдены медные руды, в 1742 г. в Змеиной горе - серебросвинцовые руды. В 1726 г. А. Демидовым был построен медеплавильный завод, названный Колывано-Воскре-сенским, в 1739 г. - завод Барнаульский. С того времени на Алтае стало быстро развиваться горное дело, руководимое сначала Демидовым, потом, с 1747 г., Кабинетом Его Величества. С открытием новых рудников шла и постройка новых заводов: в 1763 г. был построен Павловский завод, в 1764 г. - медеплавильный и сереброплавильный Сузунский, в 1771 г. - Локтевский, в 1774 г. - Алейский, в 1793 г. - Гавриловский,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.