УДК 372.8+614.8
Культура комплексной безопасности — продолжение идей о ноосфере и коэволюции природы и человека на современном этапе
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2013
А.Ф. Хоруженко, М.Е. Норсеева
Аннотация
Рассмотрены аспекты безопасности, комплексной безопасности и культуры комплексной безопасности людей на планете Земля, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций. Показано, что формирование культуры комплексной безопасности людей продолжает идеи о ноосфере и коэволюции природы и человека на современном этапе «глобальной цивилизации».
Ключевые слова: опасность; безопасность; комплексная безопасность; культура комплексной безопасности; человеческий фактор; ноосфера; биосфера; коэволюция; чрезвычайная ситуация.
Culture of Complex Safety — Continuation of Ideas about a Noosphere and a Koevolyution of Nature and Person at the Present Stage
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2013
A. Khoruzhenko, M. Norseeva
Abstract
Aspects of safety, complex safety and culture of complex safety of people on a planet Earth, including in the conditions of emergency situations are considered. It is shown that formation of culture of complex safety of people continues ideas about a noosphere and a koevolyution of nature and person at the present stage of "a global civilization".
Key words: danger; safety; complex safety; culture of complex safety; human factor; noosphere; biosphere; koevolyution; emergency situation.
Конец XX и начало XXI столетий во всем мире ознаменовались повышением интереса к проблемам безопасности. Общее понятие безопасности определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [1].
Это определение вполне соответствует обыденному сознанию, так как в большинстве толковых словарей слово «безопасность» формулируется как отсутствие опасности, угрозы, возможного вреда и по смыслу носит не абсолютный, а относительный и вероятностный характер.
Исследуются ее различные аспекты, разрабатываются новые концепции, в том числе концепция комплексной безопасности [2, 3], во главу угла которой поставлена безопасность человека. При этом имеются в виду угрозы, ведущие к гибели людей и/или нарушающие, ослабляющие или создающие предпосылки к деградации всей системы обеспечения безопасности человека.
Комплексная безопасность личности и есть тот приоритет, от которого должна строиться вся система безопасности. Ведь только человеку, в отличие от природы и техносферы, свойственна функция не только «инициатора» или «жертвы» различных опасностей и угроз, но и функция «защитника» от этих опасностей, то есть он является «творцом» и гарантом любых видов (сфер) безопасности. Обеспечение собственной безопасности или какой-либо другой, например, государственной, промышленной, информационной, военной и т. д., не должно противоречить друг другу и интересам комплексной безопасности человека. Приоритет безопасности человека — абсолютен, и лишь при таких условиях можно построить эффективную систему обеспечения безопасности XXI века.
Решая свои потребительские вопросы, человечество не заметило, что ресурсы планеты и социальной организации на этом пути по существу исчерпаны. Человек как вид поставил себя на грань вымирания, и сегодня стоит вопрос выбора: либо политические и экономические приоритеты и амбиции групп людей или государств, либо приоритеты гармонии человечества с окружающим миром, развитие ноосферы и гармонии человека с природой, социальная толерантность. Иначе говоря, или меркантильные приоритеты как цель развития цивилизации, или приоритеты безопасности человека в единстве с окружающим миром [4].
Если человечество, наконец, сделает вывод, что безопасность человека как вида — главная цель дальнейшего его развития, то объединение усилий мирового сообщества в этом направлении будет пока возможным. Этому поможет социальная организация людей, разумно управляя которой человек в силах обеспечить свою безопасность.
Поскольку безопасность — понятие комплексное, системное, междисциплинарное, и здесь в равной
степени важны экономические, политические, правовые, экологические, информационные, военные и другие аспекты [1, 2], то можно перейти от понятия «безопасность» к понятию «комплексная безопасность», дав последнему следующее определение:
комплексная безопасность — реальная защищенность населения, материальных и духовных ценностей страны от различных опасностей и угроз, позволяющая сохранять способность нормального функционирования систем жизнеобеспечения, поддерживать достойный жизненный уровень людей, стабильность экономической, социально-политической ситуации, благоприятную экологическую, демографическую, техногенную, духовно- нравственную, социально-психологическую обстановку и иные условия для динамичного развития страны и реализации интересов личности и общества, в том числе в условиях ЧС.
Основные возможные опасности (или их источники) как потенциальные элементы комплексной безопасности могут подразделяться [5] по:
месту их нахождения на: внешние и внутренние; степени их сформированности на: потенциальные и реальные;
характеру проявления на: природные, техногенные, социальные;
сферам и областям жизнедеятельности на: международные, военные, экономические, политические, духовные, информационные, экологические, психологические и т.д.
Следовательно, на основании приведенной градации основных опасностей можно выделить следующие элементы комплексной безопасности, сгруппированные по выше приведенным видам опасностей и угроз: внешняя безопасность; внутренняя безопасность; международная безопасность; военная безопасность; экономическая безопасность; политическая безопасность; социальная безопасность; информационная безопасность; экологическая безопасность; общественная безопасность и др.
Обеспечение комплексной безопасности страны является приоритетным направлением в деятельности органов государственной власти, в том числе МЧС России, и органов местного самоуправления.
Основу этой деятельности составляют меры, направленные на снижение степени воздействия деструктивных условий и факторов на качество жизни населения, обеспечение его демократических прав и свобод, существование и развитие экономической, социальной и духовной сфер жизни общества, эффективное функционирование систем жизнеобеспечения и управления.
Произошедшие изменения в жизнедеятельности людей в ХХ! веке требуют по-новому подойти к пониманию комплексной безопасности, искать новые пути к осмыслению ее содержания и не ограничиваться каким-то одним или несколькими ее проявлениями.
К основным объектам комплексной безопасности, как и вообще сферы безопасности, относятся: личность, ее права и свободы; общество, материальные и духовные ценности; государство, конституционный строй, суверенитет и целостность [2].
Без обеспечения комплексной безопасности всякая человеческая деятельность оказывается бесцельной. Поэтому изучение проблем безопасности по сравнению с другими направлениями познания в большей степени соответствует и способствует пониманию общества как единого, неразрывного и целостного организма.
Безопасность человека и человечества в целом рассматривается в рамках трех составляющих сфер его жизненного пространства — природной, техногенной и социальной.
Приоритетной задачей в обеспечении комплексной безопасности человека является социальная безопасность российского общества. Социальная напряженность усугубляется резким расслоением общества, появившимся при переходе к рыночным отношениям, непростыми отношениями между различными слоями населения на религиозной почве, криминализацией общества, социальным и материальным неравенством, коррупцией.
В России, в силу экономического кризиса и распада социальной сферы, развиваются многочисленные формы социального варварства, свидетельствующие о неблагополучии общества: наркомания, алкоголизм, бездомность, детская беспризорность, проституция и т.д. На все это накладывается крайне неблагоприятная демографическая ситуация, которая характеризуется перманентной и длительной депопуляцией.
Многочисленные социальные угрозы безопасности личности и обществу преодолеваются при условии, что люди сами хотят и умеют жить как личности безопасного типа. Это возможно лишь в таких сообществах, где люди умеют общаться друг с другом, не создавая новых угроз безопасности, стремятся к разрешению имеющихся угроз и учатся предупреждать потенциальные вызовы безопасности в социуме, когда соблюдается культура безопасности.
Кризисы последних лет убеждают людей в глобальной взаимозависимости проблем, с которыми человечество сталкивается, раскрывают уязвимость человека перед лицом различных ситуаций отсутствия безопасности. Давно известна следующая истина: за безопасность нужно платить, а за ее отсутствие — расплачиваться. Эти кризисы также подчеркивают необходимость более широкого сотрудничества в применении концепции безопасности человека и подчеркивают ее значение для содействия миру и безопасности.
Современную эпоху часто называют «глобальной цивилизацией», «эпохой повышенных рисков». В этом названии — свидетельство растущей взаимоза-
висимости всех стран и регионов нашего противоречивого мира в пределах всей планеты. Наличие глобальных проблем ставит человеческую цивилизацию перед вызовом выживания [4].
В XXI веке опасности и угрозы приобретают все более комплексный и взаимоувязанный характер. Глобальные проблемы касаются всего человечества и каждого человека в отдельности. Они затрагивают взаимоотношения между странами мирового сообщества и природой, вопросы ресурсообеспеченно-сти, безопасности жизни на Земле. В их число наиболее часто включают следующие проблемы: войны с применением ядерного оружия, демографические, экологические, изменения климата, пресной воды, продовольственные, энергетические, природных и техногенных катастроф, международного терроризма, космические, глобализации и др.
Каждая из глобальных проблем угрожает сползанием к катастрофическим для человечества ситуациям.
Многие ученые считают, что опасности будут не просто возрастать, а возрастать по экспоненте. Поэтому проблемы комплексной безопасности все более приобретают глобальный, системный и универсальный характер, касаясь всех и каждого. Вместе с тем, с ними не в состоянии справиться ни одно, даже самое сильное государство или блок государств. Это под силу только человечеству в целом. Сказанное обусловливает необходимость разработки и реализации научных концепций и жизнеутверждающих стратегий обеспечения комплексной безопасности, системы управления государством и обществом, подготовки кадров, способных на адекватные ответы вызовам новой социальной реальности, на креативную деятельность [6].
Обеспечить комплексную безопасность человечества на длительную стратегическую перспективу в условиях саморазрушающего развития в принципе невозможно, необходимо менять сам тип развития, в котором безопасность обеспечивалась бы через не-разрушающее стабильно сбалансированное развитие, через достижение гармонии между людьми и между обществом и природой. Этот подход можно охарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества. Устойчивое развитие глобальной системы становится условием человеческой безопасности.
Установлено, что перечень существующих опасностей стремительно увеличивается. Появление новых, доселе неизвестных опасностей ротирует взаимную значимость уже существующих. Бессмысленно выявлять все новые и новые элементы комплексной безопасности и рассредоточивать усилия на нейтрализацию все более возрастающего количества опасностей и угроз. Достаточно выявить наиболее приоритетные из них в данное время и сосредоточить усилия на мерах по безопасности жизнедеятельности в этих направлениях.
Выдающийся естествоиспытатель XX в. В.И.
Вернадский характеризовал биосферу (область Земли, охваченную влиянием живого вещества) как глобальную систему, стабильность и функционирование которой связаны как с природными законами, так и с деятельностью человека, от которой зависят ее сохранность и равновесие. Он, введя понятие «ноосфера», понимал под ним новый этап в развитии биосферы, разумное регулирование людьми взаимоотношений с природой. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. Перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободного мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера».
На наших глазах заканчивается переход от периода биогенеза — эволюции, управляемой стихийными биологическими факторами, к периоду ноогенеза — эволюции, управляемой человеческим сознанием. Таким образом, он назвал «человеческий фактор» силой, способной рационально управлять биосферой и повышать ее жизнестойкость, а также способствовать не только ее совершенству, но и развитию всего живого вещества (совокупность всех организмов) на планете.
В 60-е годы ХХ века Н.В. Тимофеев-Ресовский дополнил учение В.И. Вернадского теорией коэволюции (со — приставка, означающая в ряде языков совместность, согласованность; лат. еуоЫйо — развертывание).
Этот термин используется современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему, и чаще применяется к процессу совместного развития биосферы и человеческого общества. Коэволюция природы и общества определяет оптимальное соотношение интересов человечества и остальной биосферы, избежав при этом двух крайностей: стремления к полному господству человека над природой («Мы не можем ждать милостей от природы...», — И.В. Мичурин) и смирения перед ней («Назад, в природу!...», — Руссо Ж.Ж.). Человечество, для того чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. «Мы столь радикально изменили нашу среду, — утверждал Н. Винер, — что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя». Именно коэволюционный переход системы «человек—биосфера» к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, экологическим и нравственным требованиям. Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятель-
ности (особенно — производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества.
В этой связи, актуальным становится вопрос создания в Российской Академии наук (РАН) структурного подразделения, которое занималось бы координацией научных проблем как комплексной безопасности в целом, так и формированием культуры комплексной безопасности в частности.
Второе требование заключается в изменении мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, чувству уважения любой жизни), к умению ставить превыше всего не частные, а общие интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов и т.д., то есть необходимо воспитывать культуру комплексной безопасности. К сожалению, сознание людей очень консервативно и с трудом отказывается от стереотипных представлений об отношении человека к природе.
Таким образом, содержание нынешнего термина «человеческий фактор» противоположно тому смыслу, который ему придавали выдающиеся ученые прежних лет. Его значимость растет в возникновении ЧС. Сейчас под «человеческим фактором» понимаются ошибки в действиях людей при управлении все усложняющимися техникой и технологическими процессами. Конечно, его роль в системе «человек— машина—среда» определяют очень многие моменты: например, физиологическое и психическое состояние человека, инженерно-психофизиологическая и профессиональная подготовка, эргономика рабочего места, морально-волевые качества работника, медицинский и психофизиологический отбор, контроль функционального состояния во время работы и многие другие.
Проблема «человеческий фактор и безопасность» чрезвычайно разносторонняя и весьма сложная структурно. Во всех существующих теориях, человеческий фактор и поведение индивида в человеческом обществе проявляются или призваны быть проявленными осознанно, побудительно, на уровне психики и сознания [2, 3].
Сейчас причину многих техногенных ЧС принято объяснять «человеческим фактором». То есть роль человека в данном вопросе не положительная, как сознательного творческого существа, а, наоборот, отрицательная.
Любая «культура» относится скорее к гуманитарным понятиям. Поэтому культура комплексной безопасности должна касаться, в основном, гуманитарных проблем сферы комплексной безопасности, связанных с научными дисциплинами, изучением человеческого общества, человека и его культуры, с правами и интересами человека, обращенных к человеческой личности.
Таким образом, идеи, выдвинутые в свое время выдающимися отечественными учеными В.И. Вернадским,
Н.В. Тимофеевым-Ресовским, полностью отражаются в современной идеологии формирования культуры комплексной безопасности.
С учетом выше сказанного, можно дать следующее определение понятию «культура комплексной безопасности»:
Культура комплексной безопасности — достижение всеми членами общества такого уровня знаний, умений и навыков во всех сферах безопасности, которое позволяет сформировать внутренне осознанную потребность следовать существующим нормам и правилам безопасного поведения.
Естественно, в формировании основ культуры комплексной безопасности должны участвовать министерства и ведомства, указанные выше при описании видов безопасности, сгруппированных по видам опасностей и угроз.
Одной из проблем формирования культуры комплексной безопасности является отсутствие единого координационного органа. Полномочия этого органа должны состоять, прежде всего, в мониторинге культуры комплексной безопасности и выработке предложений по государственной политике в этой области, координации деятельности и взаимодействия всех заинтересованных структур, организации разработки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области формирования культуры комплексной безопасности и т.п. [7].
Для оценки степени развития культуры комплексной безопасности на всех уровнях необходимо установить современное состояние отдельных людей, коллективов и социума с рассматриваемых позиций, а также оценить уровень развития и формирования культуры комплексной безопасности в целом и реализацию отдельных мероприятий. Эта оценка сопряжена с рядом принципиальных трудностей, таких как:
новизна предметной области и слабая апробиро-ванность рассматриваемой проблематики;
емкость и многогранность понятия культуры комплексной безопасности;
динамичность развития технологий ее обеспечения;
отсутствие научно-методического аппарата, который необходим для оценки ее формирования;
отсутствие обобщенного показателя для объективной оценки ее уровня;
подавляющее большинство оцениваемых показателей имеют качественную природу и не могут быть измерены математическими операциями, позволяющими получить высокоинформативные статистические данные;
наличие огромного числа методов воздействия на
объекты формирования культуры — образование (обучение и воспитание), социальная реклама, технологии и средства массовой коммуникации, пропаганда знаний, воздействие учреждений культуры и искусства и др.[7], крайне затрудняет оценку вклада их влияния на уровень культуры комплексной безопасности.
Также определенную проблему составляют обоснование показателей, чувствительных к указанным методам воздействия, и их отличия для индивидуального, корпоративного и общественно-государственного уровней развития культуры комплексной безопасности.
Все сказанное значительно усложняет оценку уровня развития культуры комплексной безопасности.
Основной вклад в формирование ККБ как на начальном этапе, так и в последующем призвано внести Минобрнауки России. Это обусловлено тем, что ключевым звеном формирования ККБ является обучение, которое наиболее эффективно в детском и юношеском возрасте [7]. Обучение неразрывно связано с воспитанием и проводятся они наиболее интенсивно и всеохватывающе в образовательных учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования.
Литература
1. Актуальные вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций / Под общ. ред. В.А. Акимова / МЧС России. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010.
2. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Комплексная безопасность человека: Уч. пособ. / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. 360 с.
3. Аюбов Э.Н., Твердохлебов Н.В., Хоруженко А.Ф. Комплексный подход МЧС России к формированию культуры безопасности жизнедеятельности: Моногр. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. 200 с.
4. Хоруженко А.Ф. Высокая культура комплексной безопасности — залог выживания человечества на Земле // Технологии гражданской безопасности. 2012. № 4.
5. Хоруженко А.Ф. Комплексная безопасность и ее составляющие // В кн.: ВНИИ ГОЧС: вчера, сегодня, завтра. 35 лет на службе безопасности жизнедеятельности: в 3 кн. Кн. 3: Научные статьи / Под общ. ред. В.А. Акимова / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ); ООО «Альфа-Порте», 2011. 320 с.
6. Белов С.В., Девисилов В.А., Ильницкая А.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: Уч. для вузов / Под общ. ред. С.В. Белова. 8-е изд., стереотипное. М.: Высшая школа, 2009.
7. Седельников Ю.Н., Твердохлебов Н.В. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности и возможные пути их решения // Гражданская защита. 2010. № 9.
Сведения об авторах
Хоруженко Александр Федорович: д. мед. н., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. н. с.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (495) 449-90-76. E-mail: [email protected]
Норсеева Мария Евгеньевна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: 8 (495) 449-90-76. E-mail: [email protected]