Научная статья на тему 'Культура как неоэкономический фактор развития бизнеса Пермского края'

Культура как неоэкономический фактор развития бизнеса Пермского края Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
168
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА / BUSINESS DEVELOPMENT / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / SOCIO-ECONOMIC INDICATORS OF THE CULTURAL DESTINATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лепихина Т.Л., Фукалова Ю.С.

В работе авторы попытались рассмотреть культуру как неоэкономический фактор развития бизнеса Пермского края. Провести оценку объектов социально-экономического культурного назначения и основных показателей характеризующих культуру в Пермском крае. Представлены результаты корреляционного анализа взаимосвязи дохода от бизнеса и объектов социально-культурного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AS NEOECONOMIC FACTOR OF BUSINESS DEVELOPMENT OF PERM KRAI

In this paper the authors tried to consider culture as neoeconomic factor of business development of Perm Krai. Conduct an evaluation of the objects of social-and-economic-cultural purpose and the main indicators which characterize the culture in Perm Krai. Presented the results of the correlation analysis of the relationship of income from business and objects of social and cultural destination.

Текст научной работы на тему «Культура как неоэкономический фактор развития бизнеса Пермского края»



ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 332.12(470.53):[658.114.8+316.7]

Т.Л. Лепихина

канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории, ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский

политехнический университет»

Ю.С. Фукалова

магистрант, кафедра экономической теории, ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский

политехнический университет»

КУЛЬТУРА КАК НЕОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

ПЕРМСКОГО КРАЯ

Аннотация. В работе авторы попытались рассмотреть культуру как неоэкономический фактор развития бизнеса Пермского края. Провести оценку объектов социально-экономического культурного назначения и основных показателей характеризующих культуру в Пермском крае. Представлены результаты корреляционного анализа взаимосвязи дохода от бизнеса и объектов социально-культурного назначения.

Ключевые слова: культура, развитие бизнеса, социально-экономические показатели культурного назначения.

T.L. Lepihina, Perm national research Polytechnic University

Y.S. Fukalova, Perm national research Polytechnic University

CULTURE AS NEOECONOMIC FACTOR OF BUSINESS DEVELOPMENT OF PERM KRAI

Abstract: In this paper the authors tried to consider culture as neoeconomic factor of business development of Perm Krai. Conduct an evaluation of the objects of social-and-economic-cultural purpose and the main indicators which characterize the culture in Perm Krai. Presented the results of the correlation analysis of the relationship of income from business and objects of social and cultural destination.

Keywords: culture, business development, socio-economic indicators of the cultural destination.

Анализ проблем культуры в современной России является достаточно актуальным. Культура как неэкономический фактор развития аккумулирует в себе все ценности и нормы, правила и мотивы поведения, отражающие социокультурную специфику общества, которое является носителем культуры социума и позволяет определить и понять динамику происходящих преобразований, причину их низкой эффективности. При этом ключ к изменениям, ведущим к эффективной деятельности и повышению конкурентоспособности отечественного бизнеса, следует искать в лабиринтах одной из самых интересных и загадочных тем - культуре [1, с.31-48].

«Важной стороной исследования конкурентоспособности российского бизнеса

В культуре основанием служит вершина.

Григорий Ландау

является нормативно-нравственная сторона деятельности бизнес-организаций. Бизнес является составной частью более широкой системы - общества - и поэтому, кроме своих коммерческих интересов он должен следовать интересам всего общества, тем более, что в современных условиях формирования общества потребительского типа взаимовлияние и взаимопроникновение бизнеса и общества возрастают. При этом возникает и требует своего исследования проблема социализации бизнеса, в рамках которой экономическая эффективность бизнеса как основа успешной бизнес-деятельности должна основываться в большей степени на механизмах конкуренции, формирующих социальную модель бизнеса с высокой ориентацией не только на экономическую, но и социальную целесообразность. Для российского общества проблема социализации бизнеса и создания его цивилизованного облика с высокой социальной отдачей и социально-ориентированным целеполаганием является первостепенной в условиях низкой конкурентоспособности российского бизнеса и стремительного формирования общества потребительского типа» [3].

Изменить ситуацию позволит формирование новой модели социальной среды, в которой значительную роль играет экономическая культура.

Рассмотрим показатели формирования социальной среды на примере Пермского края. Количество объектов социально-культурного назначения Пермского края введенных в действие в период с 2000 года по 2010 год, представлено в таблице 1[6].

Таблица 1 - Количество объектов социально-культурного назначения введенных

в действие в Пермском крае

Показатель 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

год год год год год год год

Общеобразовательные 3729 1 81 7 752 972 976 108 1280

учреждения, количество

ученических мест

Дошкольные образова- 153 153 153 35 155 100 513

тельные учреждения,

количество мест

Больничные учрежде- 562 562 125 438 44 100 349

ния, коек

Амбуллаторно- 335 357 1077 417 432 32 479

поликлинические учре-

ждения, посещении в

смену

Учреждения культуры - 125 - - 594 - -

клубного типа, количе-

ство мест

Анализ показывает, что количество мест в общеобразовательных учреждения в Пермском крае с 2000 по 2010 год сократилось почти в три раза с 3729 до 1280, по другим показателям происходит увеличение. Так, количество мест в: учреждениях культуры клубного типа увеличилось с 125 в 2005 году до 594 в 2008 году (в пять раз), увеличилось количество посещений амбулаторно-поликлинических учреждений с 335 до 479 в 2010 году или на 142 %, также возросло в динамике с 2000 по 2010 год количество мест в дошкольных образовательных учреждений с 153 до 513 (более чем в три раза). На основании этого можно сделать вывод, что в целом количество объектов социально-культурного назначения в Пермском крае в период с 2000 года по 2010 год имеет положительную динамику

и положительно влияет на формирование социальной среды.

Характер и эффективность социальной среды в значительной степени зависит от состояния и развития культуры, под влиянием которой формируется система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, позитивное отношение к коммерческому успеху и бизнесу в целом.

В таблице 2 представлен анализ основных показателей, характеризующих состояние культуры Пермского края.

Таблица 2 - Основные показатели культуры Пермского края

Показатель 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

год год год год год год год

Число общедоступных 1088 901 890 897 858 844 835

библиотек

Число учреждений 1225 988 920 927 926 905 880

культурно-досугового

типа

Число посещений музе- 249 265 329 294 279 313 41 3

ев, на 1000 человек на-

селения

Число музеев 46 53 59 61 61 60 60

Численность зрителей, 214 216 226 251 244 240 262

на 1000 человек насе-

ления

Число профессиональ- 10 11 10 10 10 10 10

ных театров

Анализ показателей позволяет сделать ряд выводов. Число библиотек сократилось с 2000 по 2010 год на 23%, число учреждений культурно-досугового типа сократилось на 28,2%, изменение первого показателя вероятно связанно с возрастанием популярности электронных ресурсов. Число музеев возросло, увеличилось и число посещений музеев, на 30% и 65% соответственно. Также увеличилось число зрителей на 22%. Число профессиональных театров с 2000 по 2010 год не изменилось.

В таблице 3 представлена динамика доходов от бизнеса в Пермском крае 2000 по 2010 гг., которая свидетельствует о том, что доходы на анализируемый период увеличились почти в четыре раза.

Таблица 3 - Доходы от бизнеса в Пермском крае, миллионы рублей [6]

2000 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год

Доходы от предпринимательской деятельности, млн руб. 16669,1 39887,3 51686,2 50348,0 61076,3 64874,9 64910,8

Для доказательства взаимосвязи эффективности бизнеса и показателей культуры авторами был осуществлен корреляционный анализ.

Результаты анализа свидетельствуют о том, что наблюдается взаимосвязь доходов от бизнеса в Пермском крае с показателями культуры: число учреждений куль-турно-досугового типа, число посещений музеев и числом музеев, поскольку эти коэффициенты стремятся к единице и находятся в пределах от 0,66 до 0,93.

Культура в любые времена оказывается важнейшим фактором политики и эко-

номики, а нынешние взаимоотношения культуры и экономики строятся таким образом, что явления культуры (ценности, пристрастия, искусство и т. д.) во многих головах приобретают некоторое экономическое выражение: форму товара, услуги, чего-то самоокупаемого и прибыльного. Если многие художники мыслят свою работу как растрату сил, как создание лишнего, что-то капиталоемкое, но нефункциональное, сегодня эти «бесполезные» произведения искусства осмысливаются вполне функционально как сырье для производства прибыли или стимулирующий экономику фактор. Культура «живет» в объектах социально-культурного назначения Пермского края и является его содержательной начинкой и основным вектором направленности. Так с 2006 года в крае реализуются программы «Пермь - культурная столица Поволжья 2006 года» и «Пермский край - территория культуры», которые направлены на развитее инновационных социально-культурных проектов, развитие современного менеджмента в сфере культуры, поддержку инициатив на конкурсной основе, развитие эффективного взаимодействия в треугольнике «власть, бизнес, общество» Пермского края [7].

В последнее время способ устройства человеческих обществ меняется существенно, роль рыночных отношений снижается, а роль культурных факторов растет. Человечество меняется непонятно как, мы переходим неясно куда. Это большая неопределенность, но общество будет искать свои пути в ней, опираясь только на свою культуру, -просто потому что другие отличия (производственные, ресурсные) стираются по мере глобализации. В условиях упрощения коммуникаций остаётся только культурное отличие. Успех и неудача больше чем раньше будет определяться культурой [5, с. 103-107].

Подводя итого можно сделать вывод, что социально-экономические институты, достаточно развитые в Пермском крае, способствуют медленному улучшению культурной среды, постепенно культура становится неоэкономическим фактором развития края.

Список литературы:

1. Гончаров К. Предпринимательская культура в городском пространстве // Городские миры: опыт гуманитарного исследования: монография / О.Л. Лейбович и др.: ПГТУ - Пермь, 2006. - С.31-48.

2. Збровский Г.Е., Шуклина Е.А. Культура образования как социологическая проблема// Социология образования. - Москва: Изд-во СГУ, 2011. № 4. - С.36-51.

3. Лахмоткина Ю.И. Организационная культура как фактор повышения конкурентоспособности российского бизнеса. [Текст]: диссертация канд. соц. наук. - Ростов-на-Дону, 2010.

4. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика. - М., 2001.

5. Проказина Н.В. «Социологическая культура». К вопросу о содержании и интерпретации понятия// Социологические исследования, 2011 г. № 7. - С. 103-107.

6. Федеральная служба государственной статистики России, Пермский край. Режим доступа: http://permstat.gks.ru/default.aspx

7. Официальный сайт Правительства Пермского края и Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций. Режим доступа: http://www.tk.permkrai.ru/about-the-project.

List of references:

1. Goncharov K. The entrepreneurial culture in urban space // Urban worlds: the experience of hu-

manitarian studies: monograph / O.. Leibowitz, etc.: PSTU, Perm, 2006. - P.31-48

2. Zbrovskiy G.E., V.Z. E.A. The culture of education as a social problem// Sociology of education. -Moscow: Publishing house of Saratov University, 2011. № 4 - P.36-51.

3. Lahmotkina U.I. Organizational culture as the factor of increase of competitiveness of Russian business. [Text]: the thesis of candidate of social Sciences. - Rostov-on-don, 2010.

4. Kremer. Probability theory and mathematical statistics. - M., 2001.

5. Prokazina N.V. «Sociological culture». To the question about the content and interpretation of the notion// Sociological studies, 2011. № 7, - P. 103-107

6. Federal service of state statistics of the Russian Federation, the Perm territory. Mode of access: http://permstat.gks.ru/default.aspx

7. Official website of the Government of the Perm Krai and the Ministry of culture, youth policy and mass communications. Mode of access: http://www.tk.permkrai.ru/about-the-project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.