Научная статья на тему 'Культура как идейная основа общества'

Культура как идейная основа общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
411
42
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY AND HISTORY OF CULTURE / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / PUBLIC CULTURE / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / КУЛЬТУРА КАК ИДЕИ И ИДЕОЛОГИИ / CULTURE AS IDEAS AND IDEOLOGIES / КУЛЬТУРА КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ОБЩЕСТВА / CULTURE AS STRATEGIC RESOURCE OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Воеводина Лариса Николаевна

Культура рассматривается как коммуникативная система, которая регулирует различные общественные процессы. При разрушении системы значений происходит сбой в данной культуре, она может исчезнуть. При создании новой системы значений и распространении ее в обществе изменяется и само общество, неизбежны «сдвиги» идеологий и их «конкуренция». Стратегии поведения личности и масс связаны не только с объективной реальностью, которая их окружает, но и с тем образом реальности, который они считают предпочтительным, сфера же предпочтений, ценностей, идей формируется культурой. Подчеркивается, что культура является идейным ресурсом развития общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture is considered to be a communicative system regulating various social processes. After destruction of a system of meanings it might disappear. Creation of a new system of meanings (terms) and its spread in a society leads to changing of a society, to shifts in ideologies and their competition. Strategies of a personal and public behavior are connected not only with objective reality surrounding them but with the image of reality they prefer. Their preferences, values and ideas are determined by culture. Culture is stressed to be an ideological resource of culture's development

Текст научной работы на тему «Культура как идейная основа общества»

Л. Н. Воеводина

КУЛЬТУРА КАК ИДЕЙНАЯ ОСНОВА ОБЩЕСТВА

Культура рассматривается как коммуникативная система, которая регулирует различные общественные процессы. При разрушении системы значений происходит сбой в данной культуре, она может исчезнуть. При создании новой системы значений и распространении ее в обществе изменяется и само общество, неизбежны «сдвиги» идеологий и их «конкуренция». Стратегии поведения личности и масс связаны не только с объективной реальностью, которая их окружает, но и с тем образом реальности, который они считают предпочтительным, сфера же предпочтений, ценностей, идей формируется культурой. Подчеркивается, что культура является идейным ресурсом развития общества. Ключевые слова: теория и история культуры, массовая культура, идеология, культура как идеи и идеологии, культура как стратегический ресурс общества.

Culture is considered to be a communicative system regulating various social processes. After destruction of a system of meanings it might disappear. Creation of a new system of meanings (terms) and its spread in a society leads to changing of a society, to "shifts" in ideologies and their "competition". Strategies of a personal and public behavior are connected not only with objective reality surrounding them but with the image of reality they prefer. Their preferences, values and ideas are determined by culture. Culture is stressed to be an ideological resource of culture's development. Keywords: theory and history of culture, public culture, ideology, culture as ideas and ideologies, culture as strategic resource of society.

Культура может быть проинтерпретирована как коммуникативная система, которая регулирует многие общественные процессы, но в то же время создана обществом. Мир культуры и социальное взаимодействие индивидов неотделимы друг от друга, предполагают наличие друг друга. Прежде всего эта взаимообусловленность проявляется в том, что мир культуры, созданный индивидами, это в том числе и мир значений, смыслов, символов и мифов, с помощью которых осуществляется социальное взаимодействие.

В более широком смысле культуру можно определить как систему идей, ценностей, идеалов, моделей и стереотипов поведения, отражающих совокупность социальных форм человеческого бытия и оказывающих обратное воздействие на него. Творцом и носителем культуры выступают индивиды, социальные группы, вступающие во взаимодействия друг с другом. Трансляция культуры и обеспечение ее преемственности связаны с процессами социализации индивидов, их образованием и воспитанием.

Одним из существенных аспектов

культуры является интерсубъективная (межличностная) система значений, созданная в процессе социального взаимодействия. Культура представляется нам продуктом социального и информационного коммуницирования, и, следовательно, ее необходимо рассматривать в контексте интеракционных процессов. При разрушении системы значений происходит сбой в данной культуре, она может исчезнуть. В различных культурах существуют универсальные и специфические системы значений, последние отвечают за этнодифференциру-ющие и другие отличия. При создании новой системы значений и распространении ее в обществе изменяется и само общество, неизбежны «сдвиги» идеологий и их «конкуренция».

Культура возникла тогда, когда индивиды начали наделять нейтральный мир природы определенными свойствами и характеристиками, значениями и смыслами. Воображаемая реальность при этом становится, по крайней мере, равнозначной реальности объективной, поскольку оказывает на нее влияние.

Тип личности в обществе формируется культурой, данной культурной сре-

дой и теми социальными взаимодействиями, в которые эта личность вступает. Поэтому роль культуры во все времена и во всех обществах сложно переоценить. Стратегии поведения личности и масс связаны не только с объективной реальностью, которая их окружает, но и с тем образом реальности, который они считают предпочтительным, сфера же предпочтений, ценностей, идей формируется культурой.

Чем современное российское общество располагает на сегодняшний день, какой культурный ресурс мы имеем? В современной России последние десятилетия происходят процессы, которые характерны в целом для индустриальных обществ. На первый план выходит экономическая жизнь, что сказывается на жизни всего общества и сфере общественного сознания, коммерциализация всех общественных отношений, когда понятия «товар» и «услуга» распространяются на всю сферу социальных отношений, в том числе и на сферу духовной деятельности - образование, культуру. Развитие массовой коммуникации и расширение информационного пространства приводят к возникновению феномена культуры с качественно новыми характеристиками, создающего особого рода виртуальность и в то же самое время выступающего как механизм социокультурной регуляции. Индустриальный подход переносится и на сферу культуры, которая финансируется промышленным и банковским капиталом, особенно это касается кино, дизайна, телевидения.

Что происходит с личностью и культурой, когда личность превращается в коммерческий товар, а культура - в своего рода индустрию? Этот опасный процесс на Западе начался значительно раньше и был хорошо отрефлексирован. Превращение культуры в индустрию в буржуазном обществе был рассмотрен, в частности, немецкими философами Теодором Адорно и Максом Хоркхай-мером.

Они выступили с критикой европейской культуры и истории, рассматривая последнюю «как историю сумасшествия разума». В частности, они отмечали: «Европейская культура с ее абсолютами и ценностями пришла к концу, это подтверждает то, что она продемонстрировала свою полную несостоятельность перед лицом фашистского варварства. Освенцим в этой связи - необходимый и единственно возможный, самый непосредственный итог такого развития буржуазной культуры, которая развивалась лишь за счет подавления человеческого в человеке» (2, с. 126).

Философы ставят вопрос об антропологическом кризисе и дегенерации европейской культуры, о потворстве невзыскательным вкусам большинства, о его нежелании самостоятельно думать, пассивности, некритичности, что благоприятствует становлению тоталитарных режимов. Индустрия культуры в качестве массмедиа оказывает тотальное влияние на сознание массовой аудитории и является рычагом продвижения в обществе завуалированных интересов политической и экономической власти.

Только на первый взгляд создается впечатление, что массы «заказывают музыку», но на самом деле не они определяют направление, идеологию культуры, являясь только ее пассивными потребителями. Массы - объект политической, экономической, идеологической манипуляции в системе «массы — индустрия культуры». Идеологическая среда, возникающая при функционировании индустрии культуры, складывается в результате эксплицитной или имплицитной манипуляции политической элиты, но, отражаясь в социальном сознании, становится реальностью.

Современная массовая культура является показателем антропологического кризиса, она порождает новую идеологию, которая пропагандирует фетишизацию вещей, культ потребления, дает установку на удовлетворение зап-

росов человека массового общества, лозунгом которого является только безостановочное потребление. Таким образом, формируется новая идеология — идеология массового общества, проводником которой является массовая культура как система организации и стимулирования массового потребительского спроса.

Роль этических норм и религиозных представлений в становлении капиталистического общества была огромна: протестантская этика являлась основой формирования современной цивилизации, экономической и социальной практики. Тоталитарные режимы в Европе стали реальностью именно в связи с разрушением традиционных ценностных ориентаций в обществе, с кризисом этики, с культом ничем не ограниченного потребления. Традиционные ценности морали были поставлены под сомнение, а вернее, они были разрушены. Произошло распространении сферы внемо-ральности на государства и народные массы. Утрата моральных принципов делает личность беззащитной перед любым манипулятором.

Культ потребления — это тоже своего рода идеология. Традиционно идеология интерпретируется как способ идейного обоснования консолидации общества и выработки общественного — социально-политического и государственного — целеполагания. Идеология выступает в обществе как способ социального управления и контроля, как своеобразное «идеологическое давление» власти, которая формулирует общие исторические цели и ощущение общности исторической судьбы. Это не прямое насилие, с помощью которого выстраивались властные отношения на более ранних этапах развития общества, это «мягкое» давление, проявляющееся в стихийном или целенаправленном формировании образов и идей, отражающих интересы доминирующих страт, способных создавать новую реальность общества потребления, где все

общественные противоречия почти сняты, а сознание простого обывателя заполнено образами героев сериалов и боевиков, компьютерных интерактивных игр, рекламных роликов, навязывающих новые престижные товары.

Идеология является существенным, продуктивным механизмом культуры, ее роль огромна в социальной жизни общества. Идеология конструирует образ альтернативной социальной реальности, который может полностью заслонять собой действительное состояние общества, создает привлекательный образ социального строя, на основе которого формируется социальная сплоченность и солидарность.

Идеология как часть культуры в целом выступает как форма нормативного и информационного управления личностью. При этом личность, стремясь к социальному одобрению своих действий, вынуждена корректировать свое поведение в соответствии с нормативной системой общества, соотносить свои потребности и желания с социально приемлемыми, подтверждать свой статус, соотносясь с эталонами и стандартами престижности.

Весьма существенную роль играет и информационное давление социума, поскольку определение, «конструирование» реальности осуществляется с использованием информации, распространяемой социальными коммуникациями. Под воздействием информации создается образ мира, представление об обществе, в котором живет человек. В качестве носителя социальных норм, то есть определенных правил поведения человека в обществе, идеология как важный элемент культуры может регулировать различные сферы жизни человека, она приписывает ему типы поведения с помощью «переопределения» реальности по своим законам, поскольку концентрирует в себе гендерные, этнические, статусно-ролевые, политические стереотипы.

Любая идеология представляет

собой синтез теоретических положений, мировоззренческих идей, социальных представлений, социальных мифов, имеющих символический, образный характер или сформулированных в виде лозунгов, штампов, стереотипов. Само слово «идеология» имеет множество определений и используется для обозначения самых разных явлений. Идеология включает в себя как объективное отражение реальности, так и субъективное, выражающее позиции и интересы самих создателей идеологии, которые выступают апологетами определенных политических систем.

Идеология заключает в себе социальные мифы, но ее ядром является определенная социальная, политическая парадигма. Она является результатом как научного теоретизирования дискурса, так и мифологического, ассоциативного, интуитивного сознания. Идеология активно использует социальные мифы, обращаясь к эмоциям, верованиям, страстям, надеждам, идеалам массы.

Зарождение идеологии как систематизированного комплекса идей, социальных представлений и мифов связано с эпохой Нового времени и далее — с эпохой Просвещения, когда происходят постепенная трансформация менталитета личности и большие изменения в общественной психологии. Общество движется по пути индустриализации, урбанизации и секуляризации сознания. Происходят революционные изменения не только в производстве, меняется характер труда, экономики, общественного устройства. Просвещение наносит сильный удар по веками освященной религиозной традиции, подвергаются критике старые мифы, религия объявляется предрассудком.

Но тут же совершается очередная подмена — место Бога занимает человеческий Разум, его обоготворяют, ему поклоняются. Древняя мифология с ее иррациональностью отвергается Просвещением, как и все иррациональные порывы человечества, но вместе с этим

происходит и самоотчуждение человека, он превращается в машину, робота. Мифология смещается в сторону про-фанного. Канонизации подлежат такие понятия, как социальная справедливость, свобода, равенство и другие, подобные ему, идеологические клише. В конце концов, мифология сливается с идеологией, грозные боги подменяются идеологическими моделями, понятиями, образами, которым поклоняются, ради которых миллионы идут на смерть.

Каким образом может быть изменена объективная реальность? С помощью создания новых объектов реальности, в том числе идеологического характера. Действие людей носит не чисто функциональный характер, исходит из ситуации, выстроенной значениями, символами, культурой. Человечество живет в мире значений, хотя вряд ли большинство людей рефлексирует по этому поводу. А там, где мир значений, — там и мир символов, мифов, имиджей, на которые ориентируется индивид в своей деятельности.

Идеология функционирует на трех уровнях.

1. На уровне институциональном (политической системы, политических и общественных организаций, партий и т.п.).

2. На уровне обыденного массового сознания в форме стихийно складывающихся представлений, мифов.

3. На уровне мировоззрения, когда идеология отражается в таких формах культуры, как литература, философия, право, наука.

Итак, в процессе взаимодействия индивиды создают систему идей, или идеологию, которая начинает обладать огромной силой и формировать объективную реальность наряду с материальными экономическими факторами. О могуществе идей пишет С. Московичи: «Большинству культур известно, что они (идеи. — Л.В.) в состоянии оказать воздействие, столь же ощутимое и той же природы, что и физические силы...

Придайте этой власти тот смысл, который вам нравится: магия, господство, молитва или коммуникация. Замените слово "идея" термином,который вам кажется более точным: идеология, мировоззрение, миф, информация или социальное представление. Остается изначальная мысль: объединяясь, люди превращают психические явления в нечто физическое. Когда говорят, что идея обладает властью, которая действует как материальная сила, это выражение понимается не в метафорическом смысле. Напротив, оно определяет субстрат, без которого мы ничего не представляем собой друг для друга. Без чего социальные связи не имеют ни малейшего шанса ни формироваться, ни продолжаться» (1, с. 172).

Сознание индивида определяется всей полнотой бытия, включая идеаци-онную сферу культуры, в которую он погружен и которую он осваивает, из которой он конструирует элементы новых идей. Вот на этом уровне, то есть на уровне содержания сознания, создаются и рушатся идеологии, социальные мифы и представления.

Идеология в любом ее виде и фазе развития придает смысловую значимость реальности. Исходя из идеологических воззрений определяются ситуация, единомышленники и оппоненты, и тут уже не важно, ложь или истина заключается в данных идеях. Идеология ответственна за коллективную стабилизацию общества, за внедрение единообразного стандарта смысловых значений и представлений о единой цели, которая служит руководством к действиям.

Поиск смысла своих поступков, поиск конечных смыслов бытия, с одной стороны, придает значение событиям, жизненному сценарию. С другой стороны, если мотивация поступков обусловлена исключительно внешней детерминацией, человек становится объектом манипуляций, и манипуляторы, институциональные или персонифицированные, используют все имеющиеся сред-

ства и формы, в том числе и такое мощное средство, как идеология.

Конвенционализм, требование слепого подчинения личности группе или обществу приводит к тому, что последнее отвергает всех индивидов, поведение которых не вписывается в его социокультурные нормы и не соответствует общепринятой морали. Опасность состоит в том, что попытки «дрессировки» человека приводят к тому, что вследствие такого отбора будут репрессированы и индивиды с высокой креативной, интеллектуальной и духовной составляющей, которые задают вектор развития цивилизации. Индивид, полностью нацеленный на следование социальным шаблонам и стереотипам, — это «усредненный» индивид массового общества и массовой культуры. С помощью современных информационных технологий может быть «задан» индивид с требуемым репертуаром социальных качеств, поведением которого легко управлять извне, в частности, такую функцию выполняют занимающиеся «промыванием мозгов» и преследующие интересы истеблишмента СМИ.

Идеология превращается в мощную силу, посредством производства символов и мифов способную изменять реальность, поддерживать идентичность этносов, наций, народов, останавливать или провоцировать центробежные процессы в обществе.

Поведение индивида во многом детерминируется его убеждениями. Шаблоны поведения имеют первостепенное значение для людей, они становятся образцами для подражания, их активно перенимают, так как существует потребность в моделях поведения. Психологи пришли к выводу, что агрессивное поведение формируется, например, не столько из непосредственного опыта, сколько благодаря наблюдению за действиями других, получению информации об агрессивном поведении. Поэтому агрессия, пронизывающая низкопробную кино- и телепродукцию, не

столько содействует сублимации врожденной агрессивности, сколько имплицитно рекламирует модели агрессивного поведения. Кино и телевидение, демонстрируя патологические модели поведения, насилие, формируют агрессивное общество, общество без идеалов.

По сути, в современном российском обществе не создано идейной поддержки либеральных ценностей, поскольку не существует позитивной социальной идеологии, способной формировать позитивное мышление современного человека с помощью создания образцов для

подражания, без чего общество деморализовано. Культура должна осознаваться руководящей элитой мощным ресурсом развития страны.

Кризис общественного целеполага-ния продолжает оставаться существенной проблемой российского общества. Необходимо реабилитировать забытые за последние годы ценности «нормальной жизни» и «нормального человека» - такие, как патриотизм, здоровье, успех, профессионализм, предприимчивость, при этом существенная роль отводится современной культуре.

Примечания

1. Московичи С. Машина, творящая богов / С. Московичи. - М., 1998.

2. Adorno T. Dialektik der Aufklaerung / T. Adorno, M. Horkheimer. - Frankfurt a. Mein, 1969.

О. А. Липатова

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СИТУАЦИЙ

Показана необходимость выделения типов социокультурной ситуации в научном и философском дискурсе. Приводится классификация по историческому, пространственному, институциональному и иным признакам. Обращается внимание на универсальность гомогенно-гетерогенных и рационально-иррациональных аспектов социокультурных ситуаций. Ключевые слова: теория и история культуры, ситуация, социокультурная ситуация, классификация, типы социокультурных ситуаций.

There is a necessity of a selection of socio-cultural situations types in the philosophic and scientific discourse shown in the work. It is a classification according to historical, spatial, institutional and some other signs given in the text. Special attention is paid to the universality homogeneous-heterogeneous and rational-irrational socio-cultural situations" aspects. Keywords: theory and history of culture, situation, socio-cultural situation; classification, types of socio-cultural situations.

Ситуационная проблематика - новое направление в гуманитарном познании, возникновение которого связано с усилением ситуационных черт социального бытия мировой системы, сопровождаемое нарастанием хаотичности процессов, размытостью границ, неопределенностью и плюралистичностью.

В условиях нестабильности, неустойчивости культуры и общества как важнейших подсистем большую роль начинают играть случайные факторы. Первостепенная роль с учетом данного аспекта начинает отводится ситуации и ситуационному подходу.

Само слово «ситуация» в переводе с латинского situare означает «положение, обстановку, совокупность обстоятельств» (10, с. 459). Позже оно появилось во французском языке (situation) и использовалось в значении «помещать, ставить, располагать». Отечественные мыслители рассматривают ситуацию как в узком, так и в широком значении. Так, М. А. Селезнев трактует историческую ситуацию как совокупность условий, в которых субъекту необходимо действовать определенным образом (9, с. 33). Более универсальное определение ситуации, с учетом обобщенного значе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.